ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении). |
||||||
Furca (Вилы) |
||||||
Научное название аркана ש – Furca (вилы) – дает лишь намек на форму самой буквы; вульгарное название – le Fou – относится лишь к картине. ГОМ [B.27]
|
||||||
furca, ae f 1) двузубые вилы (furcā aliquem detrudere L или expellere H); 2) вилообразная подпора (vitibus aptare furcas V): furcas subiēre (= subierunt) columnae О подпорки сменились колоннами; 3) рогатка, (орудие наказания) колодка в виде V или П (надевавшаяся провинившимся рабам на шею и к концам которой привязывали руки): ire sub furcam погов. Н быть в тяжёлом рабстве (попадать в позорнейшее рабство); 4) вилообразный крест (орудие казни) PM, Dig; 5) клешни (f. cancrorum Ар); 6) сужающийся проход, ущелье (furcae Caudinae VM). [B.32, B.33]
cāmus, ī m (греч.) 1) намордник, узда Vlg; 2) шейная колодка для рабов Acc. [B.32] * κημός ὁ 1) (тж. κ. στόματος Aesch.) (конский) намордник Xen., Anth.; 2) рыболовная верша Soph.; 3) (конический) верх урны (для опускания судейских голосов) Arph., Arst. [B.169]
II catulus, ī m [catus] 1) детёныш, преим. котёнок, щенок Рl, С etc.: с. suis Pl поросёнок; с. ovis Col ягнёнок; с. serpentis PM змеёныш; 2) молодой пёс, собачка Lcr, С etc.; 3) шейные кандалы LM. [B.32]
cervulus, ī m 1) молодой олень или оленёнок Hier; 2) pl. рогатки (для задержки неприятеля) Frontin. [B.32]
columbar, āris n [columba] «голубятня», железный ошейник (надевавшийся на рабов), шейная колодка Pl. [B.32]
δί-κρᾱνον τό двузубые вилы Luc. [B.169]
|
||||||
«Вилами по воде писано», – говорим мы, когда хотим выразить сомнение в надёжности чьих-то обещаний, да и вообще в том, что всё будет так, как кому-то представляется. А откуда вообще могло взяться такое странное выражение? Людмила Антипова, Московская область. Отвечает филолог Николай ПАВЛОВ: – Крестьянским орудием труда, которым до сих пор в деревне грузят сено и навоз, писать на воде никому и никогда не приходило в голову. Тут дело совсем в другом. Помимо гаданий на бобах, на кофейной гуще, существовал на Руси ещё один способ – когда гадалки бросали в воду камень, а затем старательно подсчитывали образовавшиеся круги на воде, от количества которых и зависел исход предсказания. Эти круги звались когда-то «вилами» (возможно от слова «виться»). [A.20] * in vento et rapidā s. (scribo) aquā Ctl писать «вилами по воде»
|
||||||
Леонид БОРОДКИН, доктор исторических наук, профессор МГУ: «…мир не линеен, мир входит периодически в состояние хаоса. Точка бифуркации – это точка, из которой случайный фактор по какой-то мелкой совершенно причине может вывести систему на одну из возможных траекторий». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Леонид Иосифович! А какова роль личности в формировании исторического выбора? Ведь в определённом смысле личность это тоже случайность: человека могло бы и не быть или он мог быть иным». Леонид БОРОДКИН, доктор исторических наук, профессор МГУ: «Мне кажется, справедливо рассматривать схему развития с участием личности таким образом, что когда процесс носит устойчивый характер, когда эта система развивается в уже таком проложенном русле, роль личности действительно не велика. Но она резко возрастает, она может стать решающим фактором в развитии процесса, в точках неустойчивости, в точках потери стабильности». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «А какие ещё личности вы можете вспомнить в этой связи, сопоставимые с Грозным». Леонид БОРОДКИН, доктор исторических наук, профессор МГУ: «Ну конечно, здесь можно вспомнить в первую очередь Наполеона. Я думаю это абсолютно понятно, Ленин и Сталин, безусловно, такие личности. Ну, в каждой национальной истории есть такие крупные фигуры, повлиявшие на процесс. Например. В Финляндии это, безусловно, Маннергейм. Но я хотел обратить внимание, что мы сейчас называем не просто фигуры, которые сыграли крупную роль в развитии исторического процесса, но которые оказались вот в эти «минуты роковые». Мы говорим о тех, кто в точках выбора, в точках альтернативы оказались главными факторами, главными действующими лицами. Скажем, Черчилль, безусловно, выдающийся исторический персонаж, но вот мне кажется, что он не был «личностью в развилке». Я не вижу серьёзной развилки в английской истории, в истории Британии в период его доминирования». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Наполеон был первым поп-кумиром в истории, да собственно им и остается. Его имидж – фирменный профиль с треуголкой – пожалуй, самый узнаваемый в истории. Европа только что пережила эпоху сентиментализма и вступила в бурную эпоху романтизма, противопоставившего героя и толпу. Наполеон был тем самым героем, которому посвящал свои симфонии Бетховен. Каждое слово которого ловили, и которому внимали в просвещённых салонах Европы. Поклонники Наполеона до сих пор считают, будто каждый его шаг, каждый жест мог изменить историю. Но особенно часто мысли поклонников Наполеона обращаются к битве при Ватерлоо». Леонид БОРОДКИН, доктор исторических наук, профессор МГУ: «Что касается Ватерлоо, то здесь вспоминаются слова, которые как раз принадлежат Наполеону, по-моему, они так звучат, что «Удача на той стороне, где больше батальонов». И в этом смысле он хотел сказать, что обычно исход за тем, у кого больше силы. Но вот когда силы примерно равны, это вот та самая ситуация, в которой случай может сыграть большую роль». [T.10.LI.10]
|
||||||
Тибетское духовенство подразделяется на две большие группы. К первой группе принадлежат монахи, признающие средством спасения соблюдение нравственных правил и монастырского устава; ко второй все остальные, предпочитающие чисто интеллектуальный метод, свободный от каких бы то ни было ограничений. Приверженцы этих двух систем вовсе не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Почти все монахи первой группировки признают, что добродетельная жизнь и монастырская дисциплина, как бы необходимы они ни были, составляют только простую подготовку к вступлению на путь более высокого совершенствования. Что касается последователей второй группы, все они, без исключения, глубоко убеждены в благотворности неукоснительного соблюдения нравственности и, кроме того, единодушно утверждают, что для большинства людей первый метод наиболее подходящ. Чистота, добрые дела, в первую очередь милосердие, отрешенность от материальных интересов, безмятежность духа, - то есть добродетели, развиваемые монашеской жизнью должны медленно, но неуклонно привести монаха к духовному озарению, которое и есть спасение. Второй метод, именуемый «прямым путём», считается в высшей степени авантюрным. Учителя, наставляющие в этом пути, говорят, что избирающий «прямой путь» поступает как путник, желающий подняться на горную вершину сразу по прямой линии, а не постепенно по вьющейся горной тропе. Он взбирается на вершину по крутизне, перебираясь через пропасти с помощью перекинутой через них бечевки. Только из ряда вон выходящий альпинист, необычайной силы и ловкости, не ведающий, что такое головокружение, может надеяться совершить подобный спортивный подвиг. Даже самые опытные и сильные не застрахованы от внезапной слабости, и тогда – один неверный шаг, движение – и самонадеянный альпинист низвергается вниз и разбивается вдребезги. Так образно изображают тибетцы страшное духовное падение, приводящее на дно распутства и порока, до состояния существа низшей демонической природы. Именно так характеризуют мистики учения этих двух школ. Но мыслители и учёные в Тибете, как и всюду, составляют ничтожное меньшинство. Среди приверженцев «устава» и «дисциплины» можно встретить немало индивидов, ведущих растительное существование в монастырях, а под девизом абсолютной свободы скрывается множество людей, для которых совершенно недоступны никакие вершины духовного совершенства. Это, впрочем, не мешает им быть необычайно живописными. Среди них можно встретить полную гамму чародеев, прорицателей, некромантов, оккультистов и магов – от самых убогих до занимающих исключительно высокое общественное положение. Нет ничего забавнее оригинальных толкований «полного освобождения», придуманных их причудливыми головами. Официальное духовенство, то есть монахи, объединяемые общим наименованием секты «Желтых колпаков» («Гелуг-па»), основанной реформатором Тсонг Кхапа, поддерживает метод «обязательного устава». Сект «Красных колпаков» реформация совсем не коснулась, или затронула только наполовину. Большинство членов братии этих сект преимущественно в монастырях «Сакья-па» и «Кхагиуд-па» – в наши дни, отдаёт предпочтение методу осмотрительного соблюдения обязательных правил. Так было не всегда, поскольку основатели «Кхагиуд-па» – лама Марпа и, главным образом, подвижник-поэт Милареспа были ярко выраженными последователями «прямого пути». Монахи общины «Сакья-па», возникшей приблизительно в то же время, в самом начале были магами, и в их монастырях оккультные науки насаждались специально. То же происходит и сейчас, но теперь среди избранного меньшинства монахов с магией успешно конкурирует философия. И всё-таки истинных адептов «прямого пути» можно встретить преимущественно вне монастырских стен. Это они заселяют «тсхам кханги» (домик, специально выстроенный для анахорета-затворника) и отшельничают в пустынях и на высоких снежных вершинах. Александра Давид-Неэль [B.100]
Непал. Местный ламаизм испытал сильное влияние тибетского религиозного учения Бон. Буддистские учения смешались с учением Бон, дав начало тибетскому ламаизму. Бон произошёл от анимизма, – поклонения родовым богам и духам природы. Существует белый и чёрный Бон, разделение, характерное для магии. [T.10.CXL.2] * Многие кочевники совершают паломничество в храмы Юй-Шу. Молитвенные мельницы не останавливаются здесь весь день. До прихода буддизма в Тибете практиковалась религиозное учение Бон, основанное на шаманских ритуалах. Буддизм смешался с практиками Бон, дав начало тибетскому ламаизму. Сегодня традиции Бон продолжают жить только на священной горе Кайлас. [T.10.CXL.3]
|
||||||
Кирилл НАБУТОВ, телевизионный журналист, продюсер: «Ну, во-первых, мы, не хочу употреблять выспреннего, русский народ. Но мы жители нашей страны, россияне, мы ведь такие. Мы, наступив на грабли, всегда радуемся, что их не украли. В следующий раз наступив, мы опять радуемся, как хорошо, что их не украли. Потому что у нас в стране воровство – это национальный спорт, как Вы знаете. Так же как кто-то сказал умный недавно на «Эхе Москвы», что это не коррупция, это традиция. И это, к сожалению, – правда. Потому что если почитать какие-нибудь книжки про Русь московскую, там 17 века, 16 века, то там всё то же самое. Это точно так же воровали, и точно такая же коррупция. И не случайно называлось посадить чиновника на кормление в каком-то посаде или губернии. На кормление. Все понятно. И, к сожалению, эти традиционные для нас черты никуда не деваются». [P.97.69]
Хенкин любил рассказывать о том, как трудно приходилось Харьковскому театру во время Гражданской войны, когда город занимали по очереди то «Красные», то «Белые». «В зависимости от власти нам приходилось менять репертуар – говорил он – И, в конце концов, мы придумали специальный сюжет про «плохих и хороших». Если город брали «Белые» – плохими делали «Красных» – Троцкого, Ленина. Если приходили большевики – плохими становились Деникин и Врангель. Публика была соответствующая: при «Белых» в залах сидели те, кто ел при помощи ножа и вилки, говорил по-французски. При «Красных» – те, которые ели с ножа, без вилки и говорили по-матерному». Александр ХОРТ [B.130.1] * …под «столовыми приборами» понимается вся утварь от ложек до ножа для масла. По сути, нож для масла – это последняя доработка древнего кремниевого лезвия. Dr. Jeffrey L. Forgeng, Worcester Polytechnic Institute, curator, Higgins Armory Museum: «Долгое время в человеческой истории нож был чем-то, что всегда при тебе. Его использовали, чтобы перерезать верёвку, чтобы есть за столом, и, иногда, чтобы защититься. Это многоцелевое орудие становится для нас повседневным (это универсальный инструмент, и наша жизнь без него просто немыслима)». В древние времена ножи были ценны, но просты: кинжал, которым убивали любовника супруги, прекрасно подходил и для чистки картошки (в прежние времена ножи были дороги, но очень просты: кинжал, которым закололи любовника жены, вполне мог служить для того, чтобы вытащить картофелину из общего котла). Ross J. Anderson, President, Lamson & Goodnow Mfg. Co.: «Первая вилка появилась в Италии около 1 100-го года нашей эры, и после этого с периода шестнадцатого-семнадцатого веков нож и вилка стали использоваться в сочетании друг с другом. Это началось, когда люди стали резать собственную еду и обслуживать себя». Устроить средневековый ужин на двенадцать персон, означало пригласить двенадцать вооружённых гостей. И была реальная опасность перерастания таких собраний в кровавые бойни (и стоило перебрать лишку). В 1699-м году король Франции Луи Четырнадцатый приказал сделать округлыми все кончики столовых ножей (и с тех пор столовые ножи, если можно так выразиться, «потеряли остроту». Теперь гостям незачем было приносить ножи с собой)… [T.26.V.1] ([T.11.XXV.1]) * coc(h)lear, āris n [cochlea] ложка CC, Col etc. [B.32]
|
||||||
Вилочковая железа (или тимус) расположена между лёгкими. Вилочковая железа наиболее активна при внутриутробном развитии плода, она продолжает активно функционировать до полового созревания, затем начинает редуцироваться и атрофируется к моменту потери человеком фертильности. [T.10.CCLXXX.3]
|
||||||