ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXI. Radiatio; Signum; Materia; Furca (Вилы); le Fou (Безумный); Иероглиф (стрела в колебательном движении).

   

Signum

 
     
 

В плане Человечества аркан  ש  не менее таинственно отразился в процессе перехода от общечеловеческих ментальных манифестаций, к тому, что мы называем «Знаком». Под этим термином будем разуметь Элемент астральной сигнализации, т.е. того, что одна личность может формально познавать в других так называемым шестым чувством (чувство астрального восприятия). Впечатления, доставляемые этим восприятием, мы на языке физического плана передаем как цветовые, геометрические, акустические, осязательные, обонятельные, но дело не в том, как передается на условном языке астральный «знак» а в тайне проявления самого знака как оболочки идеи.

Итак, вторым заголовком будет Signum. ГОМ [B.27]

 

an-nihilo, āvī, —, āre сводить к нулю Hier. [B.32]

 

 
     
 

sīgnum, ī n 1) знак, отметка, клеймо (s. imprimĕre pecŏri V); признак (dolōris C; timōris Cs): s. pedis О след ноги; s. dare (mittĕre) alicui rei C, Cs etc. обнаруживать признак чего-либо || симптом или предвестник (morborum V); 2) воен. сигнал, приказ, команда (s. proelii committendi dare Cs); pl. сигнальные трубы, рожки (signa canunt или concĭnunt Cs, L etc.): signo dato T по данному сигналу; s. dare receptui C, L или recipiendi Cs дать сигнал к отступлению; 3) воен. значок (как боевое знамя, преим. в виде орла) (s. militare Cs, PM; legionis Cs, L): signa movēre L (tollĕre bAl, convellere L, ferre Cs) двинуться, отправиться, выступить в поход; signa inferre alicui или in (adversus, contra) aliquem Cs, L etc. совершать нападение на (атаковать) кого-либо; signa conferre вступить в бой (cum aliquo С, L) или собраться, присоединиться (ad aliquem L); collatis signis L в открытом бою; signa relinquere Sl или a signis discedere Cs бежать с поля сражения, дезертировать; signa (con)vertere Cs, L сделать поворот, повернуться кругом; signa ad hostem convertere L оказать неприятелю сопротивление; sub signis С, L, T в строю; 4) воен. отряд (преим. cohors или manipǔlus) (signa hostium L); 5) воен. пароль, лозунг (s. «Felicitatis» bAfr); 6) доказательство, довод (clarissimis signis crimina refellere C): s. rerum Q вещественное доказательство; 7) изображение, изваяние, фигура, статуя (s. aēneum С; s. Jovis С; Veneris s. marmoreum Pt); 8) печать (s. epistulae detrahere C; aliquid signo obsignare Pl, C); 9) созвездие (signorum ortus et obĭtus C): duodecim signa Pt или signorum partes Sen 12 знаков зодиака; 10) прозвище (alicui s. apponere Vop). [B.32]

 

sīgno, āvī, ātum, āre [signum] 1) обозначать (sonos notis C): hoc titulo tua signetur imago О на твоём изображении пусть будет начертана следующая надпись || отмечать (humum limite О); выражать (aliquid verbis Q): s. moenia aratro О провести плугом линию для (городских) стен; s. humum pede certo H ходить твёрдыми шагами; aliquid in cortĭce s. V вырезать что-либо на коре; ceram figuris s. О покрывать воск изображениями, лепить из воска; 2) запечатывать, снабжать печатью (volumina Н; testamentum Dig; nomen pectŏre О); устанавливать (jura Lcn); 3) чеканить (argentum signatum C); 4) отмечать, отличать, награждать (aliquem honōre V); 5) замечать, наблюдать (aliquem ocǔlis V). [B.32]

 

sīgnātē [signo] ясно, выразительно (loqui AG); точно (proprie signateque verbum ponere Aug). [B.32]

 

sīgnitenēns, entis adj. [signum + teneo] покрытый созвездиями, звёздный Enn ар. Vr. [B.32]

 

sīgnificātus, ūs m [significo] 1) знак, примета, предвестник (tempestatum Vtr, PM); 2) значение (s. duplex verbi AG); 3) сигнал: bucĭna significatu longinquior Ар звук рожка слышен дальше (чем звук человеческого голоса); 4) обозначение, именование Eccl. [B.32]

 

I sīgnifer, fera, ferum [signum + fero] носящий знаки, украшенный изображениями (puppis Lcn; crater VF); звёздный (caelum Lcn): (orbis) s. или polus s. Lcn, Amm, C, Sen зодиак. [B.32]

II sīgnifer, feri m 1) несущий знамя, знаменосец С, Cs, L etc.; 2) предводитель, руководитель (s. juventutis C). [B.32]

 

II scaeva, ae f примета, знамение, предзнаменование (bona s. est mihi Pl). [B.32]

 

vestīgium, ī n 1) подошва ноги…; 4) след, колея (rotae Vtr); знак, след (verběrum L); след, остаток, признак: vestigia urbis C следы (развалины) города…

 

 
     
 

…семиотика – наука причудливая и загадочная – исследует мир знаковых систем. Что может быть проще знакомой ситуации: «Я сказал, – ты понял» – говорил Лотман.

Ордена и звания, гербы и ритуалы, деньги и обряды – всё это знаки. Всё что окружает нас – слова, предметы, жесты – создаёт бесконечное пространство знаков универсальный язык человеческой культуры. [T.10.CCLXXXIX]

 

Мы уже упоминали о том, что натуральные числа есть просто «места» в структуре натуральном ряду. Но это более или менее современная точка зрения. Ранее, например, в Античности, процветала нумерология, в которой отдельным числам приписывались магические свойства. Эти представления широко используются и в нынешних оккультных сочинениях и обрядах. Видимо, были такие времена в истории ранних цивилизаций, когда числа воспринимались как индивидуальные объекты точно так же, как мы распознаём отдельных людей.

В. ЦЕЛИЩЕВ, доктор философских наук, профессор [A.215]

 

 
     
 

…но так говорили не только невежественные люди (затмение Луны, кидали факелы чтобы её зажечь).

Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «Учёные так же верили, что затмение что-то символизирует: в некотором роде они обозначали Божественное вмешательство. Фактически средневековым определением затмения был signum – знак. Было бы неправильно считать, что затмения толковались как Божественный знак из-за незнания их физических причин.

Так чем же были затмения – Божественным Посланием или естественным природным явлением? Они были и тем и другим! Эти два объяснения могли сосуществовать».

Prof. Robert Bartlett: «Способность отлично понимать физические процессы такого явления как затмение и, в то же время, сохранять убеждённость в его религиозном значении – это классическая черта средневекового мышления. То, что называли разочарованием мира, только начиналось: физические законы, и божественное посредничество всё же должны были поссориться». [T.13.XVIII.1]

 

Prof. Richard A. Gabriel, Royal Military College of Canada: «Армии стояли друг напротив друга несколько дней, как это часто случалось в Библии, ожидая божьего знака». [T.18.XVII.4]

 

…синкретичная мысль Ренессанса, соединяющая в себе разнообразные начала - философское и религиозное, этическое, общественно-публицистическое и художественное, в своем пристальном внимании к образу Фортуны пытается решить важные проблемы мировоззренческого характера. Человек средневековья чувствовал свою слитность с миром в их общем предстоянии перед Богом, и даже колесо Фортуны выступало там знаком Универсума, включая часть в целое, уравновешивая и объединяя. Но Фортуна, нёсшая с собой утверждение только материальной стороны жизни, «вбила клин» в отношения между миром и Богом (с чем связано, в частности, распространение в конце средневековья негативного аллегорического образа мира-блудницы). Это размежевание означало распадение и другого сочетания: человека и мира, человек вступает в индивидуальные, более личностные отношения не только с Богом, но и с окружающим его миром, навстречу которому он выходит теперь один на один. Страх перед властью Фортуны, усилившийся на исходе средневековья, отразил в себе страх перед меняющимся миром, став порогом зарождавшегося новоевропейского индивидуализма.

Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]

 

 
     
 

Валерия МУХИНА, академик РАО, доктор психологических наук: «…обсуждать Человека в тех его сущностях, которые он организовал для себя в жизни, открыл, создал. И вот эти сущности, они представляют собой пять реалий, которые (так случилось) я нашла, описала, систематизировала.

(Это моё видение, я за него несу ответственность)

1. Реальность предметного мира.

2. Реальность образно-знаковых систем

3. Реальность социально-нормативного пространства

4. Природная реальность

5. Реальность внутреннего пространства личности

…следующая реальность, которая развивается, на самом деле, в истории в одно и то же время с предметным миром (это всё совместные какие-то прорывы были нашего человеческого сознания) – это «Реальность образно-знаковых систем». Человечество, создавая орудия и оружия, нуждалось в том, чтобы обозначать эти предметы. Это, во-первых. И, во-вторых, чтобы обозначая предметы, обозначать и функциональное назначение этих предметов, потому что иначе мы не могли бы (наши предки не могли бы) ориентироваться в этом «предметном мире», который он создаёт, который создавался.

первые знаки, которыми мы пользуемся, они и образное значение имеют изначально, и смысловые нагрузки имеют. Образно-знаковые системы – это не только слова, не только обозначение буквенное и иероглифическое – это и идеи, которые человечество творит в своей истории. Образно-знаковая система – это большое количество идей, которые человек начинает формулировать, пытаясь познать мир, в котором он находится – природный мир, предметный мир, – осмыслить и создать некое представление о том, кто мы такие, где мы живём, о жизни. Очень важные значения и смыслы, которые касались и до сих пор касаются людей разных культур – это появление на свет, рождение, и это уход из жизни, и смерть, и жизнь после смерти – это всё вещи, которые формулируются Образно-знаковыми системами культур, начиная от родовых и заканчивая современными цивилизациями, заканчивая идеями маститых, мудрейших философов.

…так вот, «Реальность образно-знаковых систем» – она бесконечна, также как «предметный мир» бесконечен. Во-первых, весь «предметный мир» означен словами, которые имеют значения и смыслы – предметы сами по себе не существуют – им обязательно нужно имя, им обязательно нужно название

Образно-знаковые системы это не только слова, которые мы пишем, это не только слова, которые мы произносим – это бесконечная вариативность разных искусств – картины…

Причём знаки в каждом направлении художественном, они формируются через боль, через борьбу, через видение…

Первые всегда на особом положении – художники – потому что они открывают новый мир.

…значит, Реальность образно-знаковых систем, она такая же фантазийная, такая же невероятная, как Реальность предметного мира. Она может быть тоже таким же образом обозначена, как «предметный мир»: Человек – Образно-знаковые системы – Человек. Мы друг на друга смотрим через вот эти знаки, которыми мы владеем.

Реальность образно-знаковых систем, она, во-первых, формирует человеческую психику. Она является орудием психической деятельности: особенность человеческого мышления, человеческого сознания состоит в том, что образно-знаковая система в этом присутствует. Образно-знаковые системы как позитивное начало – это, скажем, искусство, которое нас развивает, это словарь родного и чужого языка, который нас развивает. Это позитивное интеллектуальное развитие, которое человек получает через Образно-знаковые системы. Но эти Образно-знаковые системы могут жить в человеческой культуре как идеи». [T.10.CI.103]

 

Prof. Mark Lehner, University of Chicago: «Когда египтяне сооружали памятник или здание, они, в каком-то смысле, создавали иероглифы, но гигантские, размером в несколько гектаров. Они не видели принципиальных различий между архитектурой, письменностью и искусством: это были для них лишь разные виды иероглифического письма. Сфинкс – это, в сущности, исполинский иероглиф». [T.23.II.1]

 

 
     
 

Источник Полярного сияния – Солнечный ветер – постоянный поток заряженных частиц, который Солнце испускает в космос. По большей части, это протоны и нейтроны. Когда этот поток частиц сталкивается с магнитным полем Земли, оно вминается, в то время, как с противоположной стороны Земли выпячивается. Солнечные частицы входят в магнитосферу через полярные области земли. Если они несут достаточный заряд энергии, то проходят в атмосферу. Здесь они сталкиваются с атомами газов и вызывают свечение. На высоте, примерно, двухсот километров атомы кислорода светятся красным, а те, что ниже – зелёным. Цвета Полярного сияния зависят от участвующих элементов: помимо кислорода, который в зависимости от высоты даёт красный или зелёный цвет, азот будет светиться красноватым или синеватыми оттенками.

Остров Арнойд, что в шестидесяти километрах от Тромсё, – это летнее пастбище оленей. Здесь живут всё лето от трёх до четырёх тысяч животных. Это стадо принадлежит семье Мэй-Торилл Сирь и её мужу Нильсу Йохану – они саамы. В сентябре оленей собирают в стада и гонят на материк, где они проведут всю зиму. Саамы уже много столетий разводят оленей. Не смотря на появление благ цивилизации, их жизнь до сих пор тесно связана с природой. И определённую роль в этом играет Полярное сияние.

Мэй-Торилл: «Это знак – если видишь Полярное сияние, значит погода испортится. Оно сигнализирует о перемене погоды. Мы часто называем Полярное сияние «Шепчущим светом», потому что его можно услышать, и, как я сказала, погода испортится».

Страх и благоговение часто были главными эмоциями, которые испытывали люди при появлении Полярного сияния в Центральной Европе. Здесь из-за формы магнитного поля Земли Полярное сияние появляется на большой высоте, а, потому, обычно, красного цвета. На полотнах шестнадцатого века изображали Пламя и свечи в небе: появление Полярного сияния считалось тогда дурным предзнаменованием. Люди верили, что подобные знаки указывают на приближение войны, эпидемии или голода. И бывали случаи, когда действительно случались неурожаи… [T.10.CCCLXXXII]

 

 
     
 

Колокола были не музыкальной, а сигнальной системой. Они благовестили, оповещали о нашествии, непрерывным звоном отгоняли заразу. Но в (19) 28-м замолчали…

Алла ВИДЕНЕЕВА, кандидат исторических наук, Государственный музей заповедник «Ростовский кремль»: «Звонари, они не обладали ни особым статусом, ни особым положением. Это были низшие церковные причетники, и в церковной иерархии они занимали самую низкую ступень. Вместе со сторожами, охранявшими собор, звонари составляли низовое звено церковных служителей, и переход в сторожа для звонарей был крупным карьерным ростом». [T.10.I.22]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ