ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss 3; Inflexus; Звезда; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

ossature f прям., перен. костяк, остов; ~ métallique металлические фермы, каркас; homme d'une solide ~ человек крепкого сложения; ~ sociale социальная основа. [B.34]

osséine f биол. оссеин. [B.34]

osselet m 1) косточка; 2) бабка (для игры); 3) pl игра в бабки; 4) накостница, костяной нарост (у лошади). [B.34]

ossements m pl кости, скелеты (мёртвых людей, животных); останки. [B.34]

osseu||x, -se adj 1) костный; tissu ~ костная ткань; 2) костистый; костлявый. [B.34]

ossicule т анат. косточка. [B.34]

ossification f окостенение. [B.34]

ossifier vt вызывать окостенение; s'~ окостенеть. [B.34]

ossu, -e adj ширококостный. [B.34]

ossuaire т 1) оссуарий; 2) груда костей; 3) кладбище вблизи поля сражения. [B.34]

ost [ɔst] т ист. войско; service d' ~ военная служба вассалов у сюзерена. [B.34]

ostéal, -e adj костный. [B.34]

ostéalgie f боль в костях. [B.34]

ostéine f см. osséine. [B.34]

ostéite f остит, воспаление костной ткани. [B.34]

ostensible adj явный, нескрываемый, подчёркнутый. [B.34]

ostensiblement adv явно, открыто, подчёркнуто. [B.34]

ostensoir т церк. ковчег (для мощей); потир (большая чаша); дароносица. [B.34]

ostentation f выставление напоказ, хвастовство; faire ~ de qch кичиться, хвастать(ся) чём-либо; avec ~ подчёркнуто. [B.34]

ostentatoire adj хвастливый, показной, подчёркнутый. [B.34]

 

 
     
 

αἰών, ῶνος ὁ, реже ἡ (acc. тж. αἰῶ Aesch.) 1) век, жизнь (ψυχὴ καὶ αἰ. Hom.; αἰ. τλήμων Soph.): τελευτῆσαι καλῶς τὸν αἰῶνα Her. счастливо окончить свою жизнь; αἰῶνος στερεῖν τινα Aesch., лишать кого-либо жизни; ἐμὸν κατ’ αἰῶνα Aesch. пока я жив; 2) поколение: αἰῶνα ἐς τρίτον Aesch. до третьего поколения; ὁ μέλλων αἰ. Dem. потомство; 3) жизненный жребий, доля, судьба (τίν’ αἰῶν’ ἕξεις; Eur.); 4) век, время, эпоха, эра: δι’ αἰῶνος ἀπαύστου Aesch., в течение бесконечного времени; μακροὺς αἰῶνας Theocr. в течение долгих веков; εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων NT на веки веков; 5) вечность: ἀπ’ αἰῶνος Hes. испокон веков; τὸν δι’ αἰῶνος χρόνον или δι’ αἰῶνος Aesch., вечно; τὸν αἰῶνα Plat. навеки; 6) спинной мозг HH, Pind. [B.169]

 

ἄκανθα ἡ 1) шип, колючка (βάτων Theocr.; ῥόδων Luc.): σκινδαλάμους καὶ ἀκάνθας ἐκλέγειν погов. Luc. выбирать сучки и шипы, т.е. придираться к мелким недочётам; 2) тёрн, терновник Hom.; 3) аканта (предполож. разновидность акации Mimosa Nilotica) Her.; 4) спинной хребет, позвоночник Her., Arph., Arst., Theocr.: διπλῆ ἀ. Eur. согбенная спина; ἄ. ἰχθύος Plut. рыбьи кости; 5) щетина, иглы (χοίρου Anth.); 6) шутл. седой волос (πλοκαμῖσι διαστίλβουσιν ἄκανθαι Anth.). [B.169]

 

ἄκνηστις, ιος ἡ позвоночный столб, хребет Hom. [B.169]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…фриз из столбов джед. Это символ незыблемости, стабильности и постоянства. Это первые три значения.

Ещё один очень важный аспект столба джед – это позвоночный столб бога Осириса. Потому что Осирис, его тело воспринимается землёй египетской: весь Египет – это тело Осириса, которое обновляется нильскими водами, истекающими из одной слезы богини Исиды, которая плачет по нему. И столб позвоночника Осириса это есть ось незыблемого существования египетской земли.

…было даже специальное действо, когда во время крупного праздника царь вместе с царицей за тросы, они тянули и поднимали столб джед, для того чтобы он встал в вертикальную позицию. Был эпизод с очень любимым египтянами созвучием разных слов: «Подобно тому, как вертикально стоит джед, так вечно джет будет миропорядок попирать хаос». То есть, это воздвижение столба – возвращение Осириса к власти – взаимодействие с предками – подпора Неба и возвращение Неба в исконную власть – демонстрация того, что царь законный наследник, потому что только Гор правильно возрождает к жизни своего отца Осириса – и, наконец, триумф обновления жизненных сил царя и его связи с Миром небесным. Это один из очень важных символов египетской традиции». [P.125.45]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…после этого происходило воздвижение столпа Джед. Столп Джед – такой особый столп, как бы перехваченный обручами. Этот столп, по мнению большинства египтологов, и это есть в Текстах пирамид просто впрямую это сказано, что этот – это позвоночник, это спинной столб, это позвоночник Осириса. То есть воздвижение Джед – это воздвижение Осириса.

После воздвижения столпа Джед происходил обряд, который назывался «Умиротворение Осириса». И после этого обряд хеб-седа заканчивался». [P.125.293]

 

 
     
 

Вид человеческих костей не мог не вызывать содрогания, а вид скелета с тонкими руками и ногами, с длинными «паучьими» пальцами, ребристой грудной клеткой и темными впадинами глазниц – тем более. Человеческий скелет представлялся древним высохшим человеком, отсюда и происхождение термина скелет: от греческого «скелетос» (skeletos) – высохшее тело.

Наш мозг, подобно содержимому яйца, заключенному в скорлупу, защищен плотной костяной коробкой. Греки называли череп «кранион» (kranion).

*

…наиболее яркий пример – это наш позвоночный столб. Его латинское название «спина» (spina) – хребет. Первоначально «спина» означало длинную тонкую колючку терна. А наш позвоночный столб получил название спина, хребта, за острые остистые отростки позвоночков, которые выступают на спинé. Отдельные кости позвоночного столба называют позвонками, или по-латыни «вэртэбра» (vertebra) [от лат. «вэртэрэ» (vertere) – вертеть, крутить], так как сочленения отдельных позвонков позволяют поворачивать голову и туловище. Отсюда употребляемое в медицине прилагательное вертебральный – позвоночный, относящийся к позвонкам. Медики называют позвоночный столб «колюмна вэртэбралис» (columna vertebralis) – буквально «позвоночный столб».

У человека позвоночный столб насчитывает 33 позвонка и подразделяется на отделы. Первые 7 позвонков образуют шейный, или цервикальный, отдел позвоночника [от лат. «цэрвикс» (cervix) – шея]. Затем идёт грудной, или торакальный, отдел, состоящий из 12 позвонков [от лат. «торакс» (thorax) – грудь]. Этот отдел позвоночника ещё называют дорзальным [от лат. «дорсум» (dorsum) – спина]. Ниже пояса находится поясничный отдел позвоночника, содержащий 5 массивных позвонков, который называется также люмбальным [от лат. «люмбус» (lumbus) – поясница].

Таким образом, как вы видите, до сих пор позвонки получали свои названия в зависимости от места расположения. Но тут мы подошли к крестцовому отделу, состоящему из 5 позвонков. Его название крестец определило уже не местоположение, а наиболее характерная черта: позвонки здесь вместе с тазовыми костями образуют некоторое подобие креста. Древние называли эти позвонки сакральными – священными, потому что у животных именно эту часть обычно использовали для священных жертвоприношений.

Наконец, мы имеем 4 копчиковых, или каудальных, позвонка. «Кауда» (cauda) – по-латыни хвост. Действительно, остатки хвоста у нас всё ещё есть. Они почти слились воедино, и их чаще всего называют одним словом – копчик от латинского «кокцикс» (coccyx). Это латинское слово произошло от греческого «коккукс» (kokkux) – кукушка. Древним анатомам казалось, что эти сросшиеся воедино косточки напоминают клюв кукушки.

Айзек Азимов [B.129.2]

 

 
     
 

Prof. Bruce Latimer, Case Western Reserve University: «Изначально позвоночник наших предков располагался почти горизонтально, но позже мы выпрямились, для чего потребовалась трансформация почти всех костей. Мы приняли новое положение, но столкнулись со множеством проблем при переходе из одной позы в другую. И главной проблемой стало равновесие. Пока мы стояли на четырёх лапах, вес нашего тела не воздействовал на позвоночник, но когда мы встали во весь рост, тяжесть верхней части туловища потеряла опору, что и вывело нас из равновесия.

Чтобы восстановить равновесие нам понадобился (этот) изгиб в области поясницы. Когда же голова оказалась (вот здесь) потребовался ещё один изгиб в грудном отделе позвоночника. А чтобы голова не выдавалась вперёд, появился третий изгиб в районе шеи. Наш позвоночник имеет изогнутую форму, чтобы мы могли держаться прямо. Это очень сложная конструкция – кошмарный сон инженера».

Такого изогнутого позвоночника как у нас нет у других млекопитающих. Он доставляет нам множество неприятностей: позвонки, из которых состоит наш позвоночный столб, и диски между ними находятся под большим давлением, особенно те, что расположены в верхней части большого изгиба – грудные позвонки. [T.10.DXLIX.1]

 

 
     
 

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «У меня есть микрофиш рентгеновского обследования Рамзеса Третьего. Это его брюшная полость и таз. Посмотрите на позвоночник – всё строго параллельно, – позвонки, видите эти параллельные линии. Рамзеса везде носили, ему никогда не приходилось поднимать ничего тяжёлого. Прекрасный позвоночник для его возраста. Теперь его бедренные кости. Видно, что они совершенно целые. Кстати, красивые кости, они, как мы называем, хорошо минерализированы: фараон правильно питался, получал все необходимые минералы». [T.12.XXVI.1]

 

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Это владыка Сипана. По крайней мере то, что от него осталось. Он выглядит так, потому что помещение, в котором он был захоронен, рухнуло, и на него обрушились тонны глиняных кирпичей. Но кости, по-прежнему, могут рассказать о многом: он был средних лет. Но взгляните на его позвонки, которые уцелели: они в очень хорошем состоянии. Ему не приходилось носить тяжести. И руки. Кости повреждены, но мы всё равно можем видеть, что они очень тонкие, и то, что называется изящные. Ему не приходилось трудиться: он был владыкой Сипана, его повсюду носили в закрытых носилках». [T.12.XXXIV]

 

Dr. Philipp Blom, Author «Encylopédie»: «Кости могут быть необычайно красивы: мы часто не можем увидеть в них то, что они представляют – трёхмерный объект. Кости вызывают у людей бурю эмоций: они пугают нас. Но если посмотреть на них более отстранённо, вы увидите, насколько они красивы, насколько необыкновенны».

Kate B. Harding, Anthropologist, PhD candidate at Cornell University: «Смертьэто одно из универсальных табу. И нет ничего более символизирующего смерть, чем скелеты». [T.21.VIII.18]

 

 
     
 

Мумии шокируют своей окоченевшей реальностью, но зато они дают множество ценной информации о верованиях, науке и жизни древних египтян. Мумии поведали нам о том, что египтяне ломали кости, что им ампутировали конечности, и что они, как и многие из нас, страдали от артрита. Эти безмолвные посланцы несут в себе свидетельство высокого уровня технологии и удивительной глубины познаний. [T.12.XV.2]

 

Смерть это часть сицилийской культуры. Между живыми и мёртвыми существует прочная связь. Именно это празднуется каждый год.

Prof. Luca Sineo, forensic anthropologist, Universitа di Palermo: «Изучая кости и зубы можно получить представление о качестве жизни».

Dr. Albert R. Zink, paleopathologist, Institute for Mummies and the Iceman: «Нужно учитывать то, что скелет это биологический архив. Со временем в нём накапливаются различные сведения о вашей жизни, работе и, даже, метаболизме». [T.13.XLV]

 

Dr. Megan A. Perry, East Carolina University: «Мы пытались найти следы болезни которая бы объяснила исчезновение жителей Петры».

Команда пытается найти повреждения на костях, свидетельствующие о длительной болезни или недоедании. Но таких следов нет. Тогда учёные решают исследовать зубы: подсчитав слои вещества, которое прикрепляет зуб к десне, называемое цемент, можно определить возраст человека на момент смерти.

Dr. Megan A. Perry: «Цемент – это внешний слой зубного корня. Каждый год он нарастает, как кольца у дерева».

И так же, как кольца у дерева, слои цемента показывают, в каком возрасте умер человек. В Древнем мире большинство умирали в младенчестве или от старости. Если в гробнице окажутся люди разных возрастов, включая подростков или молодых взрослых, это будет означать какой-то катаклизм или эпидемию.

В гробницах были типичные захоронения – только дети и старики.

Dr. Megan A. Perry: «Исследование костей и цемента зубов показало, что это обычное кладбище. Массового вымирания не было». [T.29.IV.1]

*

Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук: «…то, что у современного человека много бывает кариеса и всяких проблем с зубами – это следствие двух вещей. Во-первых – то, что мы, всё-таки, ведём не совсем природный образ жизни: они жили естественным образом жизни. А, с другой стороны, мы живём долго. То есть, они жили лет до тридцати, и это срок годности наших зубов. До тридцати лет и у современного человека с зубами более-менее всё в порядке, а потом, как бы, срок годности вышел – они разваливаются. Они просто не доживали до этого момента.

…избыток углеводной легкоусвояемой пищи, типа сахара. И кариес повально на планете начался с неолита, когда стали питаться только мукой, лепёшками вязкими, которые на зубах налипают.

А неандертальцы жили по тридцать лет, но зато с зубами здоровыми». [P.150.2]

 

 
     
 

Dr. David Hunt, Physical Anthropologist, Department of Anthropology National Museum of Natural History Smithsonian Institution: «В этой комнате хранятся черепа и мумифицированные головы древних египтян, которые бальзамировали всё: от пауков до крокодилов и птиц. Люди верили в то, что в телах животных жили души богов и бальзамировали братьев наших меньших. Разные народы сохраняли тела усопших неодинаковыми способами и по различным причинам. Наибольший интерес вызывают мумии, у которых хорошо сохранилась лицевая часть головы. Это даёт нам возможность изучить историю, приоткрыть, так сказать, окно в прошлое, узнать, как жили эти люди, чем они занимались, чему радовались, и что их огорчало. Мумии позволяют узнать это лучше, чем обычные кости».

Dr. John W. Verano, Physical Anthropologist, Department of Anthropology at Tulane: «Во время классического египетского бальзамирования мозг удалялся, но во всём остальном мире, где проводили мумификацию, мозг не трогали. Тело подвергли сложному процессу бальзамирования, а это свидетельствует о том, что до смерти человек играл важную роль. Он мог быть, например, китобоем, воином или вождём». [T.12.XXV]

 

 
     
 

Prof. Francesco Introna, University of BARI: «Исследования, проведённые профессором Мартино (5 мая 1953 – Луиджи Мартино [Luigi Martino]) в 1953-м году, показали, что это останки мужчины ростом 168 170 сантиметров, скончавшемся в возрасте 75-и – 80-ти лет. И это всё. Нет никаких доказательств того, что он умер в третьем веке».

Но важно ли это для жителей Бари, они чтят святого, а не кости простого смертного. На этом празднике веры нет места скептицизму. Жители Бари устраивают грандиозный праздник в честь своего святого. 8 мая они отмечают тот день, когда мощи прибыли в Бари, а следом за ним бесчисленные паломники. Костюмированное шествие возрождает чудеса, сотворённые Святым Николаем, похищение мощей и их прибытие в город. Весь год город ждёт этих праздников. Святой Николай правит жизнью в Бари. [T.10.LXXIII]

 

В центре города тысячи людей стекались в специально возведённой к празднику временной часовне. Внутри неё на верхнем ярусе собирались священники и знать, чтобы принять участие в показе реликвий.

Prof. Corine Schleif, Art Historian, Arizona State University: «У них была щепка от Яслей Господних, зуб Иоанна Крестителя, лучевая кость Святой Анны и, наконец, священное Копьё – это было кульминацией».

Prof. Alister E. McGrath, Historical Theologian, University of Oxford: «Паломники должно быть исполнялись благоговения, поскольку все эти предметы позволяли им соприкоснуться со сверхъестественным, они доказывали им истинность их веры. В жизни любого из них это была важная часть, это было важнейшее событие».

Но городские торговцы были значительно меньше заинтересованы в спасении душ людей, чем содержимым их кошельков. Паломничество было доходным бизнесом. [T.12.XXX]

 

 
     
 

Кимвры уйдут из Борремозе (поселение кимвров, Дания, Северная Ютландия) и пройдут больше семи тысяч километров на юг.

Могут ли останки, найденные в торфяниках поведать о судьбе кимвров и о причине их великого исхода из Дании. Почему девочка из Виндебю (Vindeby) дожила только до 14-ти лет, если, по мнению учёных, она умерла естественной смертью. Под кожаным саваном обнаружили скелет. Сегодня уже точно известно как девочка выглядела: судебный медик воссоздал её лицо. Но могут ли её кости спустя две тысячи лет что-то рассказать о её жизни и смерти? С помощью специального рентгеновского прибора физик Роланд Аньёль просветил кость девочки. Он надеялся обнаружить в костях так называемые линии Харриса, они могут свидетельствовать о нарушении роста, недостаточном питании или голоде. Его заключение: «То, что мы здесь видим, это зоны с более плотной костной массой. Это означает замедление роста или его полное отсутствие. У девочки из Виндебю есть двенадцать таких зон».

Это означает, что за свои четырнадцать лет она пережила двенадцать голодных зим. Все кимвры жили точно также как девочка из Виндебю. Каждая зима приносила им голод и лишения. [T.10.XCIX.2]

 

Стронций – это природный элемент, схожий по своим свойствам с кальцием, который просто необходим для прочности костной ткани.

Dr. Fabian Kanz, University of Vienna: «В древних текстах упомянуто, что бойцам давали напиток, содержащий золу, чтобы залечить их раны после боёв. Этот факт объясняет высокое содержание стронция в костях гладиаторов». [T.10.DLVI]

 

Малеев Виктор Васильевич, академик РАН, доктор медицинских наук

Был в моей практике ещё один «загадочный» случай. В 1980-е жители Одесской области стали жаловаться на боли в сердце, повышенное давление, бессонницу, частые мочеиспускания… Местные врачи решили, что это хламидиоз. Я прибыл туда и вскоре обратил внимание, что у заболевших нарушен обмен кальция. Предположил, что это вообще не инфекция. При этом мне мешали работать, шептались, мол, приехал какой-то «москаль», учит нас тут. В лабораторию меня не пускали, так что анализ мочи я делал прямо в гостинице. В итоге оказалось, что проблема возникла из-за подсолнечного масла, которое воровали работники местной птицефабрики. Оно предназначалось для кур и представляло собой концентрат витамина D3. А его тащили с фабрики и продавали с машин вдоль дороги. Одесситы принимали это масло в ударных дозах, отчего у них вымывался кальций из организма и возникали все эти проблемы со здоровьем.

Д. ПИСАРЕНКО [A.441]

 

 
     
 

Dave Thirwall, Danelaw Willage: «Для натяжения тетивы на арбалете необходимо приложить силу в 138 килограммов, и нужно быть очень сильным человеком, чтобы натянуть тетиву на спусковое устройство…»

Steve Ralphs, Bowyer: «…использовали луки со средней величиной усилия натяжения тетивы около 70-ти килограммов. Это максимальное натяжение, которое человек способен выдерживать физически, потому что средний лучник не сможет натянуть тетиву луку с большей силой натяжения, не повредив скелета».

Hugh David Hewitt Soar, Society of Archer Antiquaries: «Существует теория о том, что стрельба из лука приводит к определенному искривлению скелета верхней части тела.

Steve Ralphs, Bowyer: «При раскопках могилы скелеты лучников всегда можно узнавать по их искривлённому позвоночнику». [T.12.VI]

 

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «…здесь нашли останки одного из первых людей, которые приезжали сюда попытать счастья в работорговле.

Как вы определяете, что это викинг, а не местный?»

Linzi Simpson, archaeologist, Senior Consultant and Project Manager in Margaret Gowen and Company, Dublin: «Если кратко, нам известно, как он был похоронен: его погребли не по христиански, как ирландца. Он был язычником: его положили в могилу вместе с могильным инвентарём. Ростом он был, вероятнее, сто семьдесят пять сантиметров, что очень много для того времени. Его кости очень массивные, а ноги чрезвычайно сильные. В верхней части плеча хорошо заметны вмятины: ремни оставили на костях настоящие желобки. Они возникли под воздействием вращательных движений: это могли быть либо бои на мечах, либо гребля. Они должны были очень много грести».

Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «Меня всегда удивляет, что обо всей этой тяжёлой работе – гребле, вращении мечом – фактически написано на костях». [T.10.CDXVIII]

 

Иван СЕМЬЯН, археолог, руководитель центра исторических проектов «Археос»: «…но на самом деле сначала появляется колесница, колесничный метод ведения сражений и только потом всадничество, уже в самом конце Бронзового века, как ни странно. Это подтверждено археологически. У всадников есть определённые деформации костей таза, берцовых костей. И они изучены по всадникам, по жокеям, по байкерам. В погребениях кочевников раннего Железного века, Средневековья они читаются без сомнения. В Бронзовом веке этих изменений нет». [P.141.31]

 

 
     
 

Был последний день рядовых раскопок на месте античного поселения около городка Сан Паола Бель Сито, около Неаполя (S. PAOLO BELSITO – примерено в 18 км к С-В от Везувия).

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Мы сначала думали, что нашли один скелет, но оказалось, что их два, – мужчины и женщины. Эти двое определённо погибли во время извержения. Это была ужасная смерть – смерть от удушья. Но потом учёные обнаружили, что Везувий извергался и за 1800 лет до этого (Помпеев, 79 AD) с тем же разрушительным результатом. Случайно были обнаружены два доисторических скелета – первые известные нам жертвы того извержения».

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Мы можем предполагать, что между этими двумя индивидуумами было родство, хотя наверняка это сказать нельзя. Судя по возрасту, ему было 40 50 лет, ей около 20-ти. Можно предположить, что это отец и дочь».

Извержение 1700-го года до нашей эры положило конец спокойной жизни деревни. Самая ценная информация была получена от двух скелетов найденных неподалёку. Мужской скелет уже рассказал всё что мог, теперь очередь женщины открыть интимные подробности её жизни.

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Тот факт, что ему от сорока до пятидесяти лет очень интересен. Для Бронзового века это весьма преклонный возраст. Это говорит о его прекрасном состоянии здоровья и хорошей гигиене в этой популяции».

Раз человек смог дожить до такого возраста, возможно, в этом заслуга системы питания. Петроний не смог сказать наверняка, чем обычно питался этот человек. Но другие находки с раскопок дали ему некоторые намёки, и оказалось, питание людей не слишком изменилось за прошедшие четыре тысячи лет.

Dr. Pier Paolo Petrone, University of Naples: «Что может рассказать таз женщины? Хотя бы то, что он подвергался нагрузки беременности и родов. Действие на кости гормонов во время беременности, а так же давление которому они подвергались во время родов, оставляют на них следы. В данном случае мы видим следы, по меньшей мере, трёх родов, возможно и больше. Хотя женщина была молода – около двадцати лет, – но она родила трёх или четырёх детей».

Если это была типичная женщина своего времени, значит в Бронзовом веке женщины рожали много детей. Но хотя она была беременна несколько раз, это ещё не значит, что все её дети выжили. Рёбра шестимесячного недоношенного ребёнка. Очевидно, он умер сразу после своего рождения. Ребёнок был похоронен в глиняной урне, закопанной в землю рядом с одной из хижин. Это очень редкая находка. Археологи думали, что они нашли просто очередной горшок, но когда его извлекли, стало ясно, что он был разбит и использовался в качестве погребальной урны. Оказалось, что в Бронзовом веке был обычай хоронить младенцев рядом с домом, а не на тех кладбищах, которые предназначались для взрослых членов общины. Так что в те времена людям не надо было идти далеко, чтобы посетить могилы своих умерших детей. Находки недоношенных детей редки: их кости столь хрупки, что не сохраняются. Этот случай совершенно исключительный, и в смысле сохранности, и в смысле находки скелета в погребальной урне, а не просто в земле. [T.4.XX]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «В русском языке до революции слово азартные (игры) писалось через «Д» азардные (игры). Существовало даже такое слово «азардовать» рисковать, потому что русское слово азарт происходит от французского hasard – риск, случай, а оно, в свою очередь происходит от арабского «ас захр», что означает «игральные кости». В самом деле, «Кости», наверное, самая древняя азартная игра. А самыми азартными игроками в истории были римляне с их культом Фортуны».

Им уже десятки тысяч лет, а их власть над многими людьми всё также сильна. «Помилуйте нас!» заклинает их как живых один из героев Махабхараты, древнеиндийского эпоса. «Зернь» так на Руси называли игру в кости. В XVI-м и в XVII-м веках она была очень популярна и среди знати, и среди простого люда. Случаи, когда подобно Битяговскому в Зернь проигрывали всё имущество, вовсе не были редкостью, хотя официально и власть и церковь не одобряли порочные пристрастия. В Домострое протопоп Сильвестр бесовской называет не только игру в кости, но даже шахматы.

…за игрой в Зернь проводили вечера почти все бояре. Эта губительная страсть не миновала ни одну цивилизацию. Когда появились Кости точно не известно. Гомер писал, что игру придумал греческий герой Паламед (см. Аполлоний Тианский) во время длительной осады Трои чтобы солдаты не скучали. Однако археологи находили предметы, напоминающие современные игральные кости, даже в пещерах Каменного века, которым более сорока тысяч лет. Но нет сомнения, что настоящего рассвета игра достигла во времена Римской империи. Правда, и в эпоху Республики, азартные игры осуждали... [T.10.LI.27]

 

Кости нашего тела (как, впрочем, и тела любого позвоночного) составляют скелет (по-гречески это слово значит «высохший», поскольку скелет имеет сходство с высушенным человеческим телом, со ссохшейся мумией, с которой удалена кожа). Скелет, являясь остовом, вокруг которого формируются мягкие ткани, даёт ясное понимание того, что представляет собой человеческое тело.

*

Пяточная и таранная кости имеют форму неровного куба, такой же формы и кубовидная. Солдаты Древнего Рима пользовались такими костями (обычно лошадиными) для игры в сделанные на скорую руку «кости». По этой причине таранная кость в особенности иногда называется астрагалом astragalus, что по-латыни значит «умереть».

Айзек Азимов [B.129.4]

*

astragalus, ī m (греч.) 1) испанский астрагал (заячий горошек) (растение из семейства бобовых) PM; 2) астрагал (тип архитектурного облома: валик с полочкой) Vtr. [B.32]

tragacantha, ae f (греч.) бот. трагакант (Astragalus tragacantha, L.) CC, PM. [B.32]

 

tesserula, ae f [demin. к tessera] 1) pl. камешки для мозаичных работ LM ap. C; 2) марка или жетон (на право получения пайка) Pers; 3) табличка для подачи голоса, избирательный бюллетень Vr; 4) игральная кость AG. [B.32]

 

 
     
 

Август 2007 г. На площади менее двадцати квадратных метров более ста скелетов. Они переплетены, раздавлены, опалены огнём.

Dr. Alfredo Narváez: «Это поразительная находка, здесь произошло нечто такое, что привело к массовой гибели людей. Они не были похоронены, они лежали на полу, лежали в домах и около домов. Это очень необычно».

Альфред (Нарваес) и его группа исследуют зловещее место, однако им одним не под силу раскрыть эту тайну.

Dr. Alfredo Narváez: «Чтобы узнать причину смерти этих людей, нам нужна помощь учёных, нужен тщательный анализ останков».

Марла Тоен едет в Куэлап, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы. Это не первая её поездка, она много раз была в Куэлапе.

Dr. J. Marla Toyne, Bioarchaeologist, University of Western Ontario: «Куэлап всегда меня восхищал, я с удовольствием работаю здесь последние годы».

Её опыт физического антрополога и остеолога позволяет ей заниматься подобной работой. Она умеет читать истории, которые хранят безмолвные скелеты.

Dr. J. Marla Toyne: «Нужно осмотреть все скелеты, а это (займёт недели две) потребует немало времени».

Чтобы вернуть умерших к жизни и найти ответы на поставленные вопросы, она должна рассортировать и правильно сложить примерно двадцать тысяч фрагментов костей. Придётся кропотливо восстанавливать каждый скелет. Разбирая беспорядочную груду костей, Марла пытается выйти на след убийцы.

Dr. J. Marla Toyne: «Задача кажется невыполнимой: очень много скелетов в одном месте. Некоторые лежали один на другом. Первым делом их надо отделить один от другого, и это будет настоящей головоломкой. От одних костей остались фрагменты, другие повредило время. Придётся немало потрудиться, чтобы восстановить каждый скелет».

Однако ответ на вопрос: «Что произошло с этими людьми и что привело Куэлап к гибели?» – кроется здесь, в этих костях.

Непросто определить возраст останков, пролежавших в земле сотни лет, но среди костей можно найти подсказки: осколок керамики. Большинству из нас осколки гончарных изделий ни о чём не говорят.

Перед отъездом Марла делает последнюю остановку: её пригласил местный шаман, чтобы очистить от духов, обитающих в этих местах, освободить от призраков, с которыми она встретилась.

Dr. J. Marla Toyne: «Я занимаюсь этой работой ещё и потому, что она даёт мне возможность рассказать о людях, которые сами не могут этого сделать. Раскрывая загадки скелетов, я возвращаю этих людей к жизни».

Скелеты Куэлапа поведали давно забытую историю, историю, рассказать которую больше некому. [T.13.LIV]

 

 
     
 

Кости животных – это каркас из нитей твёрдого, хрупкого апатита, залитый мягким коллагеном. [A.455]

 

Большие животные – от лягушки до кита – включая и человека, имеют крепкий внутренний скелет, поддерживающий внешние мягкие части тела. Членистоногие устроены наоборот: у них твёрдый скелет снаружи подобно доспехам защищает мягкие внутренние органы. И, так же, как и доспехи, их конечности должны иметь шарнирные соединения, чтобы была возможность передвигаться. [T.10.DLXXX]

 

Скелет человека состоит из двухсот шести костей, включая как большие в руках и ногах, так и крошечные кости пальцев. Кости составляют подвижный и гибкий каркас, который позволяет нам выживать. Кости на удивление прочны: такое соотношение между прочностью и размером на планете не встретишь. Секрет такой прочности и лёгкости заключён внутри. Кость представляет собой структуру полых клеток. И хотя их стенки тоньше волоса, кость получает свою прочность от кальция и фосфора. Эти вещества встречаются в морских раковинах. Но половина костного вещества мягкая и гибкая, она позволяет кости гнуться.

Каждые семь лет наш организм производит полную замену всех клеток костной ткани. Этот процесс поддерживает её прочность и гибкость, а также адаптивные свойства.

Prof. Ralph A. Gambardella, University of Southern California: «Вся прелесть костной ткани заключается в том, что она приспосабливается к изменениям давления и нагрузки. Её структура такова, что кость выдерживает сильное давление, перекручивание не ломаясь. Кости приспосабливаются под наши нужды».

Кости ног у спринтера мощнее, чем у пловца, а у теннисиста лучше развиты кости рабочей руки.

Грудная клетка способна гнуться на несколько сантиметров, бедренная кость человека способна выдержать почти тонну веса не сломавшись. [T.12.LXXVI.2]

 

 
     
 

1 - 2 - 3