ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss; Inflexus; Звезда; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Intuitio

 
     
 

Если мы достаточно сенситивны, то мы умеем не прозевать и язык человеческой интуиции, часто могущий нас предупредить, оградить и спасти. Вот вам второй заголовок Intuitio. ГОМ [B.27]

 

ИНТУИЦИЯ

 

 
     
 

in-tuitus, ūs m [intueor] 1) взгляд Vr, Cld, Vlg; 2) зрение (aves, quarum intuitum nox illuminat Boët); 3) точка зрения, отношение (intuitu alicujus rei Treb). [B.32]

 

in-tueor, tuitus sum, ērī depon. (редко Amm pass.) 1) пристально глядеть, внимательно смотреть (i. solem С; i. aliquem или in aliquem C; i. huc atque illuc C): i. aliquem contra L смотреть кому-либо в лицо; 2) быть обращенным, открывать вид (на) (i. montes PJ); 3) иметь в виду (quod ipsorum dominationi utĭle esset Nep); учитывать, обращать внимание (i. voluntatem audientium C; tempestatem impendentem C); 4) рассматривать, считать (aliquem tanquam unum ex philosophis Pt); 5) исследовать, обдумывать (rerum naturam, veritatem C); 6) изумляться, с удивлением глядеть (i. aliquem sicut de caelo delapsum C). [B.32]

 

in

 

tueor, tuitus (tutus и tutatus)

 

Интуиция (позднелат. лат. intuitio созерцание (составные лат. in в, внутри; лат. tui мочь, неметь (онеметь), ты, тебе; лат. ti (tum) после, затем, потом), от лат. intueor пристально смотрю)

 

 
     
 

…оказывается мозгу нужны лишь миллисекунды, чтобы опознать небольшое количество объектов. Это одномоментное восприятие – мощный инструмент подсознания.

Это и есть интуиция – когда вы знаете «что-то», но не знаете «откуда».

Dr. James A. Coan, University of Virginia: «Нам кажется, что ответ возникает «из ниоткуда», потому что мы не замечаем, как в подсознании проносятся мысли. Мы просто смотрим не туда.

Интуиция – это мышление, которое идёт так быстро, что вы за ним не поспеваете: нам даже не нужно думать об интуитивных решениях – они подобны рефлексу».

Причина кроется в том, как в мозге работает интуиция: всё, что вы знаете, хранится в подсознании – в мозг поступает новая информация, и он всё время ищет совпадения между новым и старым.

Dr. James A. Coan: «Для процесса мышления и работы интуиции мозг задействует разные области. Интуиция – порождение бессознательного, она незаметно обрабатывает всю информацию, не вмешиваясь в наши мысли. Она медленнее учится, но стоит ей что-то выучить, интуиция уже не забудет – как на велосипеде кататься – интуиция влияет на большинство наших решений, хотя мы это даже не осознаём.

…просто нужна практика. После многочасовых тренировок меняется то, какие отделы мозга обрабатывают информацию: и от медленного осознанного мышления переходим к быстрому и интуитивному.

…стратегическая интуиция: правая верхняя височная извилина активируется во время сложных задач и подсказывает «то самое нужное решение».

Одна из дилемм нашей жизни «когда можно положиться на интуицию, а когда нет». У интуиции есть недостаток, хотя она не требует от мозга больших затрат энергии и очень быстро работает, но с трудом приспосабливается к новым условиям, и это может привести к серьёзным последствиям».

В некоторых ситуациях, когда речь идёт о больших числах, лучше немного притормозить, но, как вы уже убедились, интуиция подобна «шестому чувству» – в самый подходящий момент она может раскрыть весь потенциал мозга. [T.21.LXX.18]

 

 
     
 

…если существует внечувственная реальность, то каким же образом мы, обладающие скромными пятью чувствами, можем знать об этом мире? Это действительно трудный вопрос для платониста. На него давались различные ответы. Бернард Шоу как-то сказал, что мысль автора становится яснее, когда она доводится до крайности. Таким взглядом представляется точка зрения одного из величайших логиков в истории мысли Курта Гёделя. Он считал, что интуиция математика, постигающего идеальные структуры и объекты, аналогична чувственным восприятиям человека, познающего предметы материального мира. В этом смысле математическая интуиция выступает в качестве мистического инструмента познания. С другой стороны, трудно отрицать, что именно интуиция играет огромную роль в познании, и наша рациональная мысль, если прибегнуть к каламбуру, немыслима без интуиции.

Однако мистические прозрения могут дать нам истину, а могут и вводить в заблуждение. Уильям Джемс, знаменитый американский философ и психолог, приводит пример, как человек под действием веселящего газа закиси азота впадал в транс, в котором ему казалось, что он знает тайну мира, но, приходя в сознание, он забывал её. Однажды ценой огромных усилий он в состоянии транса записал на бумаге эту тайну. Каково же было его удивление, когда по выходу из транса он увидел запись: «Повсюду пахнет нефтью».

Где же гарантия, что интуиция не обманывает нас в отношении тех самых математических объектов, восприятие которых она, согласно Гёделю, обеспечивает? Что служит критерием верности математического знания? Универсальный ответ даётся одним словом: доказательство. Так называют дедуктивную цепочку рассуждений, убеждающую в правильности сделанного утверждения. Но постижению доказательства, как познавательному процессу, присуща определенная двойственность. С одной стороны, человек смотрит на доказательство, и раз! происходит чудо, часто называемое «ага, понял!». Этот момент «схватывания» идеи, уяснения сути аргумента напрямую связан с интуитивным постижением чужой мысли, заключенной в символы или утверждения. С другой стороны, чтобы достичь этого «момента истины», нужна тренировка в области математического мышления. Необходимо освоить элементарную логику рассуждения и, как говорят философы, признавать нормы рационального мышления, которые и позволяют людям понимать друг друга. Какая бы интуиция и озарение ни сопутствовали открытию математиком новой истины или нового объекта, для того чтобы передать своё знание или убедить в его правильности, необходимы общий язык и общие нормы, которые реализуются в доказательствах.

В. ЦЕЛИЩЕВ, доктор философских наук, профессор [A.215]

 

 
     
 

В основе астрологии лежала идея о том, что история повторяется. Нострадамус изучал исторические события, он выяснил, какие положения звёзд и планет соответствовали этим событиям. Затем он предположил, что при повторении этих астрономических положений произойдут и аналогичные события. Несомненно, что подобно астрологам наших дней, Нострадамусу в немалой мере приходилось прибегать к интуиции.

Russell Grant, Astrologer: «Когда речь заходила об искусстве астрологии, самое важное – астрологическое толкование. Когда ты смотришь на таблицу, начинаешь нанизывать слова друг друга, и говоришь: «Ага, раз Юпитер в этой позиции, значит этот человек будет очень счастливым». Если Юпитер в этой позиции – человек получит международную известность. Юпитер в этой позиции означает что всё будет плохо. Если же прибегнуть к интуиции, вы услышите как бы тихий звон колокольчиков. Так, хорошо, поскольку Венера означает любовь или деньги, так к чему же Венера в этой таблице тяготеет в большей степени к любви или деньгам. Таким образом, в этом деле есть нюансы, с которыми, на мой взгляд, можно разобраться лишь с помощью интуиции».

Нет никаких свидетельств того, что методы, такие как астрология, которыми Нострадамус пользовался для толкования своих видений, были действенными. И множество свидетельств говорят об обратном… [T.12.XLV]

 

 
     
 

Thierry Lentz, Historian, Director of the Napoleon Foundation: «Что такое история? История – это исследование прошлого. Исследование не с помощью интуиции или личных ощущений, а с помощью инструментов. В данном случае инструментами являются документы тех времён». [T.10.CXII]

 

Denys A. Stocks, Ancient Egyptian Technologist: «Инструменты, изобретённые древними египтянами, во многом стали предшественниками современных инструментов». [T.10.CXLIII]

 

 
     
 

Надежда ШВЕДОВА, доктор политических наук: «…и на счёт интуиции, если мы говорим с современной точки зрения, опять-таки учёные доказали, что это миф. Говорят о том, что эта культурная традиция заставляет думать и самих женщин, что у них интуиция лучше развита, и мужчины принимают это. Опять-таки нету генетической предрасположенности к большей интуиции у женщин или у мужчин». [T.10.LI.58]

 

Александр КАПЛАН, доктор биологических наук: «Интуиция – это как раз вот те звоночки от сформулированной внутри себя ментальной модели мира: это же не мистика. Это динамическая модель, которую мозг себе создал, чтобы жить в этом мире, иначе он не может ничего предсказывать: он должен как-то эти закономерности природы заранее знать. А как их знать, если не промоделировать их внутри? Поэтому у нас это существует, но мы не всегда можем это вербализовать и особенно расписать тонкой вязью математических формул. Поэтому догадка приходит до того, как потом этот учёный старается разложить…» [T.10.D.22]

*

Александр КАПЛАН, доктор биологических наук: «…я тут не совсем согласен только с тем, что эти «озарения» ниспосланы свыше: это продукты собственного ума, только неосознаваемые».

Борис БРАТУСЬ, доктор психологических наук: «…интуиция есть уже у маленького ребёнка, даже совсем младенца. Интуиция – это то, что выплёскивается, то, что становится избытком в отношении нашего сознания. Нашему сознанию – психике – надо стремиться к реальности. И эта реальность, в свою очередь, имеет, как бы, разные слои. И вот какие-то слои мы не можем достигнуть с помощью нашего сознания, потому что слишком избыточна действительность. И тогда появляется интуиция». [T.10.D.35]

 

 
     
 

Яков СИНАЙ, действительный член РАН, доктор физико-математических наук, профессор Принстонского университета: «…на семинаре Колмогорова, во-первых, было много Теории вероятности, а, во-вторых, было много динамических систем. Обе эти области отвечают моим интересам математика.

Задачи, которые мне встречаются, делятся на две части – это задачи, в которых я ничего не понимаю и ничего не могу сделать, и задачи, которые мне близки: я, как бы, понимаю, как надо их решать и так далее. Должен быть «внутренний голос», и «внутренний голос говорит: «Это твоя задача». А про другую задачу внутренний голос говорит: «Нет. Это – не твоя».

«Внутренний голос» – это нечто сверхъестественное, которое находится внутри вас, и вы не можете даже объяснить, почему внутренний голос вам говорит то или иное. Вот он говорит вот это, и это нельзя оспорить».

Константин ХАНИН, кандидат физико-математических наук: «А мистика происходит в математике всегда и часто, потому что, как я говорю, «решение приходит вдруг», и часто кажется, что ниоткуда. Конечно, это в результате большой работы: ввели задачу в себя, и думаете постоянно, интуиция накапливается, но вот этот момент озарения, он происходит у всех. И когда приходит решение интересной красивой задачи, в этом всегда есть элемент мистический».

Яков СИНАЙ, действительный член РАН, доктор физико-математических наук, профессор Принстонского университета: «Для меня математика похожа на кроссворд. И если вы в течение двух лет не можете угадать слово, которое там должно стоять, оно же испортит вам жизнь. Вся математика есть кроссворд». [T.10.CDLXXXV]

 

 
     
 

…другое толкование, связанное с пятью чувствами, кажется более убедительным. Пять чувств упоминались уже в первых энциклопедиях Средних веков, например, в книге «Сокровище» (Les trésors) Брунетто Латини (итал. Brunetto Latini) – флорентийского философа тринадцатого века.

Латини выстроил пять чувств человека в иерархическом порядке, согласно Аристотелю, от самого телесного, до самого духовного. Они располагаются в таком порядке: тактильность – дама держит знамя и рог, вкус – она берёт в вазе лакомство, чтобы покормить птицу, обоняние – она сплетает венок, слух – она играет на органе, и зрение – это дама с зеркалом. Пять чувств, но шесть гобеленов. Латини указывал, что «шестое чувство» управляет остальными – Душа главенствует над всем. Шестое чувство – гнездилище любви, сердца или души – символизирует духовное преображение эпохи.

Дама убирает украшения в сундук, отвергая их. По Платону, моё единственное желание – это свобода воли – моё единое стремление. Человек должен управлять своими слабостями страстями, чтобы выйти на уровень метафизики – высшей науки об идеях.

В Средние века пять чувств обозначали разными животными: орёл – зрение, гриф – обоняние, паук – прикосновение, обезьяна – вкус и кабан – слух. Потом зверей сменили мужчины, а к середине пятнадцатого века – женщины. Как и пять чувств, Единорог менял обличие на протяжении всех Средних веков. Сначала его называли «Моноцерос», от греческого слова, потом на латыни «Уникорнус», затем просто «Единорог». [T.10.DCLXXIX.4]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…целостность науки, религии и искусства – она исправляет мир.

«В человеке слиты три стихии – верующая, познающая и эстетическая. Их развитие – смысл истории» – пишет князь Одоевский. «Мир един: в природе всё есть метафора одно другого». Поэтому, исправляя одно, мы исправляем всё. С другой стороны культура, как искусственная форма, ослабляет в человеке, как пишет Одоевский, инстинктуальные силы, то есть, интуицию. Это он задолго до Бергсона предлагает категорию интуиции.

Для нас культура – производная от слова «культ» – это примерно то, что единство веры, искусства и науки. А для Одоевского культура – это «мёртвая культура» – это культура формальная. Это культура как организация общества ради сиюминутных интересов, которые он знал: культура приготовления пищи, культура выходного костюма и так далее. Вот эта культура убивает инстинктуальные силы, убивает интуицию. Человек живёт в этой коробочке повседневных желаний, не выходя из них». [P.125.169]