ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss; Inflexus; Звезда; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Spes (Надежда)

 
     
 

Иероглифом аркана служит рот с языком, т.е. говорящий рот.

Чем же выражается язык Архетипа? В какой форме доходит до нас его речь, даже когда все вокруг нас дышит молчанием или принуждением? Язык Архетипа это Надежда, неотъемлемо принадлежащая всякому, прислушивающемуся к голосу Архетипа. Надежда великий дар небес. [B.27]

 

( בָּטַח ) полагаться, надеяться, быть уверенным [B.18]

 

 
     
 

spēs, eī f 1) надежда, упование, чаяние: quā spe? V в надежде на что?; s. alicujus rei С etc. и de aliquā re Pl, Cs, Q надежда на что-либо; ad spem alicujus rei L, QC в надежде на что-либо; s. in aliquo est С надежда возлагается на кого-либо; aliquid in spe est С есть надежда (виды) на что-либо; s. me tenet (spem habeo или spe ducor) С я надеюсь; in spe habere (ponere) aliquid С надеяться (рассчитывать) на что-либо; spem alicui facere (dare или afferre) С подать (внушить) кому-либо надежду, обнадёжить кого-либо; in spem venire (ingrĕdi, adduci, induci) С возыметь надежду; a spe repelli Cs потерять надежду; spe dejĭci (labi) Cs обмануться в надежде; adulescens summae spei Cs юноша, подающий большие надежды; spe dominationis или in spe potentiae T в надежде достигнуть власти, т. е. из честолюбивых побуждений; 2) ожидание, предвидение, чаяние: spe serius С позже, чем думали; spe celerius С быстрее, чем можно было ожидать; praeter или contra spem С, Cs, L против ожидания (сверх всякого чаяния); spes (pl.) herēdis Iuli respĭce V подумай о будущем (своего) наследника Иула; s. cogitationum et consiliorum С замыслы и планы; scribere aliquem in spem secundam T назначить кого- ибо второочередным наследником (на случай смерти основного); 3) потомство, молодняк (s. gregis V): s. anni О молодые всходы, т. е. виды на урожай; 4) опасение, боязнь (naufragii Lcn). [B.32]

 

 
     
 

Надежда  spes  (также  о  лицѣ,  на  которое  возлагаютъ  н.,  напр.  Cicero,  spes  reliqua  nostra  —  наша  последняя  н);  =  предположенiе  opinio,  ожиданiе  exspectatio;  слабая  н.  spes  exigua  или  tenuis;  specula;  aura  spei;  н.  на  что  spes,  opinion  alcis  rei;  исполненный  н-ды  plenus  spei;  spe  animoque  impletus;  исполненный  н-ды  на  боговъ  и  людей  plenns  divinae  humanaeque  spei;  въ  н-дѣ,  что...  sperans  съ  acc.  с.  inf.;  быть  въ  н-дѣ,  питать  н-ду,  жить  н-дой  см.  надеяться;  льстить  себя  н-дой  см.  льстить  2,  предаваться,  питать  тщетную  (пустую)  н-ду  inepta  spe  blandiri  sibi;  inani  spe  se  consolari;  во  мнѣ  возникаетъ  н.,  что...  in  spem  adducor  съ  acc.  с.  inf.  или  gen.  subst.  съ  gerundiv.;  есть  н.  на  что  in  spe  est  alqd;  подавать  кому  н-ду  alqm  bene  sperare  iubere;  подающiй  надежды  bonae  spei;  de  quo  bene  sperare  possis;  qui  spem  bonae  indolis  dat;  см.  также  обнадеживать;  внушать  кому,  возбуждать  въ  комъ  н-ду  на  что  ниб.  alcis  rei  spem  alcui  facere,  inicere,  dare  или  afferre,  ostendere,  alqm  ad  rei  spem  excitare,  снова  ad  novam  spem  excitare,  incitare  alqm;  возбудить  въ  комъ  великую  н.  in  magnam  spem  adducere  alqm;  онъ  подаетъ  большiя  н.  dat  spem  bonae  indolis;  возлагать,  полагать  н-ду  на  что,  на  кого  spem  ponere,  collocare,  reponere  in  alqa  re,  spem  suam  reponere  in  alqo;  всѣ  свои  н.  на  милость  побѣдителя  omnem  spem  salulis  ad  clementiam  victoris  conferre;  быть  между  страхомъ  и  н-дою  см.  страхъ;  отказаться  отъ  н-ды  spem  abicere;  обмануться  въ  н-дѣ,  см. обманываться;  обмануть  чью  ниб.  н.  см.  обманывать;  потерять  н-ду  spem  perdere,  spe  deici  (alcis  rei);  desperare  (alqd,  de  alqa  re). [B.39]

 

 
     
 

Перед тем, как отправить Пандору на Землю, Зевс вручил ей шкатулку – великолепную, украшенную изящными орнаментами. В эту шкатулку каждый бог вложил нечто пагубное или опасное – в ней были собраны все несчастья Вселенной – голод, жажда, болезни, смерть. Разумеется, Зевс посоветовал Пандоре не открывать шкатулку ни под каким предлогом – беспроигрышный способ разжечь женское любопытство. В первую же ночь, что Пандора провела с Эпиметеем, она не устояла перед соблазном узнать, что же спрятано в шкатулке. Пандора тихонько встала с постели и подняла крышку. В ту же секунду на волю вырвались все несчастья, все горести мира, всё, что будет терзать людей до самого конца света.

Зевс сделал так, что эти беды могли происходить неожиданно и неотвратимо: людям будет не под силу предвидеть их – им нелегко будет осознать, что несчастья тесно взаимосвязаны с благодеяниями, которыми боги прежде осыпали людей. Подчас в этом невозможно разобраться.

Ошеломлённая Пандора поскорее захлопнула крышку, но было слишком поздно. За прекрасной внешностью Пандоры скрываются ужасные бедствия. Отныне, окончательно отделённое от богов человечество, продолжит свой род через оплодотворение женского чрева и будет сажать семена в землю, чтобы добыть пропитание. Добро и зло отныне неотделимы. Но не всё потеряно, потому что на дне шкатулки осталось ещё кое-что – дух, который не успел выбраться прежде, чем Пандора захлопнула крышку. Гермес посадил его тайком по приказу Зевса и назвал Элпис (έλπίς) – что значит «Надежда». Поэтому даже среди ужаснейших трагедий человечество сохраняет Веру и Надежду. [T.10.DCII.5]

 

 
     
 

…глубокая тёмная ночь, окутавшая землю мраком непроглядным, кончается. Сумрачными тенями, изредка более отчётливыми, но большей частью расплывчатыми, вырисовываются контуры земной поверхности, местами пересечённой глубокими оврагами, наполненными непроглядной чернью тьмы. На востоке рождается заря, и розовый свет колышется и переливается по земным складкам… [B.24.1]

 

al-lūceo, lūxī, —, ēre светить, освещать, озарять: faculam alicui a. Pl светить кому-либо факелом, т. е. осенить счастьем; nobis alluxit (impers.) Su свет воссиял для нас. [B.32]

 

 
     
 

Величайшими произведениями эпохи Средневековья были храмы.

…Собор Парижской Богоматери. Будь вы жителями Средневековья, вы слышали бы голос камня: «Мы всегда будем здесь! Мы – высокие шпили, христианские святые горгульи! Мы всегда будем указывать тебе твоё место в мире».

Но после столетий веры XVIII век порождает вопрос: «Что есть Бог?»

Ответ: «Это абстракция. Символ наших высших ценностей!»

Другой вопрос: «Он всё ещё нам нужен?»

Времени, когда приходит понимание того, что не Бог, возносящий праведников в рай, а грешников низвергающих в ад, влияет на развитие человечества и его ценностей, не Бог, а мы сами, наше понятие о гуманизме.

Переживание – наш путь к добру. Если мы будем держаться этого пути, мы двинемся вперёд. Но будет ли результат соответствовать надеждам? [T.13.XXII.2]

 

 
     
 

Исторические исследования дают нам более глубокое понимание связи истории Иисуса с рыбной ловлей. Ещё до того как Иисус начал проповедовать в 24-м году нашей эры была введена новая система налогообложения. Налоги на рыбаков увеличились, что ввергло их в нищету. Возможно, именно поэтому они и были восприимчивы к словам Иисуса о надежде. [T.12.XXIV]

 

 
     
 

(5 апреля. 6 часов утра.) Надежда есть зло для счастливого и добро для несчастного.

Л.Н. Толстой, Дневник, Март - май 1847 г. [A.85]