ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVII. Spes; Intuitio; Divinatio Naturalis; Stella Magorum (Звезда Волхвов); Oss; Inflexus; Звезда; Иероглиф (рот с языком, т.е. говорящий рот).

   

Stella Magorum (Звезда Волхвов)

 
     
 

…по свойствам картинки своей именуется учеными и профанами «Stella Magorum» (звезда Волхвов) [B.27]

 

 
     
 

I stēlla, ae f 1) звезда: s. или s. errans C (erratica Vr, Sen) планета (s. Saturni C); s. diurna Pl утренняя звезда; s. comans О или crinīta C комета; stellae fulgentes Lcr молнии; 2) созвездие (s. Leonis H); 3) солнце (s. serena O); 4) светлячок PM; 5) зрачок Cld; 6) (тж. s. marina Veg) морская звезда РМ. [B.32]

II stēlla, ae f v.l. = stela. [B.32]

III Stēlla, ae m (L. Arruntius) Стелла, римск. Поэт времён Траяна М. [B.32]

 

stella cincinnata C комета

stella crinita C, Su, тж. sidus crinitum РМ комета

 

comāns, antis [coma] 1) покрытый волосами, косматый (colla equorum V): galea c. V шлем с султаном; stella c. O комета

 

I stēllāris, e [stella] звёздный (essentia Macr). [B.32]

II stēllāris, is f (sc. ars) астрономия Tert. [B.32]

 

stēllio, ōnis m 1) стеллион, звездчатая ящерица (Stellio vulgaris, no dp. Lacerta gecko, L.) V, PM, O; 2) хитрец, пройдоха Ар. [B.32]

 

stēlliōnātus, ūs m [stellio 2] мошенничество Dig. [B.32]

 

crīnis, is m [одного корня с cresco] 1) волосяной покров…; 2) щупальцы…; 3) лучи или языки (ignis VF): effusis stellatus crinibus aether VF сверкающее звёздами небо; 4) хвост кометы

 

Magorum

 

 
     
 

Интуиция этот высший дар делается воистину путеводной звездой человека, он начинает видеть все через ее свет; вот почему в традиции оккультизма интуиции приписывается эпитет «Stella Magorum» «Звезды Магов». Интуиция есть та именно сторона существа человека, которая делает его божественным; она приобщает его Горнему Миру и связывает со всем неразрывными узами; учение об этом высшем даре и является доктриной Аркана XVII. [B.24.1]

 

 
     
 

…на мрачном непроглядном фоне неба в воздухе реют восемь звёзд восьмиконечной формы. Одна из них, большей величины, находится сверху, другие же составляют два треугольника, обращённые вершинами друг к другу; седьмая звезда находится посредине между вершинами и реет как раз под верхней звездой. Внизу на скалистой почве… [B.24.1]

 

Prof. Brian Cox, CERN: «Есть несколько объяснений того, чем является Вифлеемская Звезда: возможно, это было какое-то малозаметное явление, которому мы не придали бы значения. Важно помнить, что тысячи лет назад люди, глядя на небо, видели этот величественный Свод гораздо более ярким: тогда не было уличных фонарей, и даже мельчайшие детали обретали огромное значение. Чтобы увидеть небо, каким он выглядело в те времена, нам нужно уйти в пустыню или на вершину горы. Это поразительное зрелище». [T.13.CIX]

 

Но зачем магам отправляться в Иудею, чтобы преклонить колени перед иудейским Мессией. Ответ можно найти в древнем христианском манускрипте под названием «Арабское пророчество о младенчестве Иисуса», которое содержит удивительное предположение о том, что Зороастр предсказывал о рождении Иисуса и путешествие волхвов в Вифлеем.

William Dalrymple, Writer and Historian: «В Иерусалим волхвы пришли с Востока, как было предсказано Зороастром».

Но есть и другие доказательства того, что Иисус был Мессией, которого искали зороастрийцы.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Маги пришли в поисках Мессии, следуя зороастрийской легенде, согласно которой рождение сына Зороастра возвестит появление звезды».

Для магов звёзды имели большое значение: по ним они могли раскрывать секреты будущего.

William Dalrymple, Writer and Historian: «Маги были великими астрономами, они прославились благодаря своему пониманию звёзд, знаков зодиака и детальным гороскопам».

Маги Вавилона обладали достаточными знаниями, чтобы стать свидетелями одного из самых значительных чудес в истории – появления Вифлеемской звезды. Для народа Вавилона звёзды были чем-то магическим, ведь их движения предсказывали будущее. Небеса были истинными вестниками богов. От этого искусства произошли и современная астрология и гороскопы, даже знаки зодиака остались неизменными.

Увидев Вифлеемскую звезду, маги сразу же поняли её значение, она символизировала рождение царя. Но не просто царя, а царя царей.

Для многих христиан это легендарное событие было знамением Господним, чудом, которому нет научного объяснения. Но существовала ли реальная Вифлеемская звезда, которую волхвы видели две тысячи лет тому назад. И как её появление объясняется в современной астрономии? Получить ответ на этот вопрос мешает одно серьёзное обстоятельство. Более шестнадцати веков люди празднуют Рождество Христово 25-го декабря, но возможно Он родился в другой день.

Father Jerome Murphy-O'Connor, Dominican Scholar, Jerusalem: «Празднование рождения Иисуса 25-го декабря не имеет никакого отношения в реальному времени его рождения. Нам неизвестно, когда именно Он родился».

Празднование Рождества Христова 25-го декабря произошло от римского фестиваля, проходившего во время зимнего солнцестояния.

Prof. Deirdre Good, the General Theological Seminary, New York: «Христиане праздновали Рождество в середине зимы во время римских сатурналий».

Никто не знает день рождения Христа, и что поразительно, даже год стоит под вопросом.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «Очень сложно указать точную дату рождения Иисуса. Из различных источников известно, что современный календарь не включает некоторые годы древнего летоисчисления».

Год рождения Иисуса был установлен в пятисотом году нашей эры монахом-христианином по имени Дионисиус Экзигиус, он же Дионисий Короткий.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «Наш ежегодный календарь основан на его расчётах, но Дионисий допустил некоторые серьёзные ошибки. Даже его коллеги-учёные утверждали, что он пропустил несколько лет, но, сколько именно они так и не установили».

Эти споры продолжаются уже полторы тысячи лет, но большинство учёных согласны с тем, что Иисус родился во времена, когда в Иудее правил Ирод Великий.

Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «Наиболее вероятно, что Ирод умер между мартом и апрелем 4-го года до Рождества Христова. Руководствуясь историческими данными, можно начинать поиски необычного астрономического явления между 8-м и 4-м годами до Рождества Христова».

И так, что произошло в небе между 8-м и 4-м годами до нашей эры такого, что возвещало бы о рождении Христа.

Во времена Ренессанса многие верили, что это была комета, позднее предполагали, что объект, изображённый первыми христианами, был взрывом сверхновой звезды, которая и осветила ночное небо. Однако, по мнению учёных, маги считали кометы вестниками гибели, и нет никаких доказательств, что сверхновая звезда означала рождение царя. Недавние исследования предполагают совершенно новое объяснение. Звезда была не слепящим светилом христианского Предания, а простым гороскопом. Данная радикальная теория зиждется на расшифровке астрологических секретов магов.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «Мы можем найти ответ в астрологии, где определённые комбинации расположения планет указывают на рождение царя».

В тёмных тайниках Лондонского Британского музея лежит ключевое доказательство. Это глиняная табличка с гравировкой, сделанной на языке Древнего Вавилона, родины волхвов.

Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «Вавилоняне были прекрасными астрономами и делали прекрасные записи на глиняных табличках. Их было найдено не очень много, но на нескольких из них есть астрономические дневники».

Табличка из Британского музея, известная как «Календарь Сипфара», описывает продвижение планет Юпитера и Сатурна в 7-м году до Рождества Христова. Для астрономов, подобных волхвам, эти планеты имели особое значение.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «В гороскопах императоров есть документальное подтверждение тому, что Юпитер играл в них ключевую роль, и даровал царский или императорский престол».

В то время как Юпитер был царской звездой, и ассоциировался с пришествием нового царя, Сатурн символизировал старого правителя. На небе совмещение этих планет означало переход одного царствия в другое. Если это происходило в созвездии Рыб, то смысл был более чем очевиден: традиционно Рыбы являлись знаком Израиля.

Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «…в 7-м году до Рождества Христова две из самых важных планеты на небосклоне Юпитер и Сатурн, создали так называемое тройное совмещение, трижды сойдясь в созвездии Рыб в течение одного года, что происходит примерно каждые 820 лет. Для человека, интересующегося астрологией и ищущего в небесах знамение, всё это чрезвычайно важно. Маги это предсказали. Они вычислили, что первое совмещение планет произойдёт в мае, а два остальных в сентябре и октябре 7-го года до Рождества Христова. И зная время рождения Царя Иудейского, они могли без спешки собрать дары, подготовить лошадей и верблюдов и отправиться в путешествие, чтобы преклониться ему. Всё это они могли предсказать, глядя в небеса».

Dr. Jas Elsner, Art Historian, Oxford University: «Я думаю, что маги предсказали рождение Святого Младенца, благодаря собственной мудрости и тому, что они узрели эту звезду, а не тому, что им нашептывал какой-то ангел».

Это путешествие станет самым знаменитым паломничеством всех времён, но впереди у них было немало опасностей: волхвы шли прямо в ловушку. Иудея была расположена более чем в 1000 км от Вавилона. Их соединял торговый путь (через Пальмиру). Волхвы могли искать защиту у странствующих торговцев.

Dr. Almut Hintze, University of London: «Возможно они странствовали вместе с караваном и другими торговцами и путешественниками».

Father Jerome Murphy-O'Connor, Dominican Scholar, Jerusalem: «Думаю маловероятно, что они путешествовали в одиночку. В этих местах было много бездомных и грабителей, и никакой полиции, обеспечивающей порядок».

На волхвов могли напасть разбойники, а также враждебные племена пустыни. Они были знаменитыми и знатными людьми, со своими дарами они были ценной добычей. Их безопасность была под большим вопросом. Волхвам нужно было пересечь огромную суровую пустыню, чтобы достичь Иорданской равнины и страны Иудеи. Но миролюбивых жрецов ждала ещё большая опасность. В Иерусалиме никто не знал о пророчестве, о рождении Мессии. В Иудее уже был царь, у которого не было никакого желания отдавать трон и звали его Ирод Великий.

Жесткость Ирода проявилась в центре многовекового конфликта между двумя великими империями: персами и римлянами.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «С 250-го года до Рождества Христова вплоть до 250-го от Рождества Христова исторические хроники насыщены данными о сражениях между римлянами и персами, и на стыке этих двух империй находилась маленькая Иудея. Иудея находилась под властью Римской империи, правителем-марионеткой Рим поставил Ирода, который по происхождению даже не был иудеем».

Его ненавидели и боялись. У него была огромная армия осведомителей. В момент рождения Христа, его продолжительное деспотическое правление подходило к концу и в стране начались волнения.

Father Jerome Murphy-O'Connor, Dominican Scholar, Jerusalem: «Подозрения возникали по любому поводу и источники угрозы быстро уничтожались».

…волхвы благополучно прибыли в Иудею и сразу же направились в Иерусалим. Они не знали, где произойдёт событие, и столица казалась им естественным местом, где можно начать наводить справки. Вскоре слухи о чужеземцах, разыскивающих нового царя Иудеи, дошли до города. Евангелие от Матфея гласит, что Ирод сразу осознал опасность.

Dr. Michael R. Molnar, Astronomer: «По-моему здесь был повод для волнения. Представьте, что мог подумать Ирод: в его царстве волхвы, друзья персов, и они говорят о новом царе Иудеи. Несомненно, гласит Библия, это его обеспокоило, ему нужно было что-то предпринимать».

Будучи верным союзником Рима, он уничтожит всё, что угрожает его жестокому правлению.

Волхвы просто-напросто превратились в миф, но их история не заканчивается в Евангелии от Матфея.

Dr. Jas Elsner, Art Historian, Oxford University: «За исключением эпизода из Евангелия об их появлении и уходе, нам о волхвах больше ничего не известно. Но, тем не менее, с тех пор они остаются удивительно яркой строкой в этой истории».

К третьему веку христианство достигло Рима, и художники изобразили волхвов на стенах катакомб. История о чужестранцах с Востока, преклонившихся перед младенцем Иисусом, служила подтверждением того, что он был Мессией. Но искусство и мифология также приукрасили библейскую историю, рассказанную Матфеем.

Prof. Deirdre Good, the General Theological Seminary, New York: «В христианском искусстве история магов тщательно переработана под влиянием идеи о царственности прибывших волхвов».

Их простые персидские костюмы преобразуются в царские короны и мантии.

Dr. Jas Elsner, Art Historian, Oxford University: «Во времена Средневековья происходит довольно интересный переход от магов к царям. С визуальной точки зрения цари являются более яркими образами, а лучшего сюжета для художника и не придумать».

Проходили века, а их статус всё рос.

Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «Их превратили в святых и в олицетворение трёх возрастов человека».

Волхвы стали символизировать человеческую природу: молодость, зрелость и старость.

Prof. Deirdre Good, the General Theological Seminary, New York: «Эта история правдива в плане духовных ценностей, в ней заложенных, и она не требует доказательств». [T.13.XXXI]

 

Великая культура, развившаяся в нижней части переднеазиатского Двуречья, обыкновенно называется вавилонской. Это имя условное. Вавилон был лишь последним звеном её многовекового развития и её центром в более близкое к нам время. Сфера её влияния была весьма обширна и географически и хронологически. Она была основной в Передней Азии; влияние её сказалось и в классическом мире, в гностических системах первых веков христианства, даже, может быть, в исламе и в средневековой Европе.

Вавилонская религия должна была носить сложный характер, так как она в своём окончательном виде была результатом взаимодействия двух рас и, кроме того, продуктом тысячелетней культуры. Вообще, разобраться в истории её развития едва ли возможно. До нас дошло множество имён божеств и духов, как сумерийских, так и семитических; в большинстве случаев одно и то же божество носит имя на двух языках; сумерийские имена носят и храмы, даже на севере. Боги имеют космический, солнечный, а затем и астральный характер…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

**

 
     
 

**

Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, доктор философских наук: «…дальше, то, что мы видим – это выделение звёзд. Но поначалу в клинописных текстах звёзды описываются просто знаком «Звезда». Они никак не именуются. Звёзды считаются Стадом, которое пасёт бог Луны. Но само словечко для «стада», оно впоследствии, в тексах второго-первого тысячелетия, стало уже обозначать планеты. Поэтому небесные тела, и, в частности, планеты – это Стадо бога Луны – он там главный. У них было слово для планеты, которое означает «дикая овца». И было слово, естественно, для звезды, поэтому они различали.

В старовавилонское время возникает такой жанр текстов, как научная литература. Поэтому уже известные в шумерское время созвездия, попадают в звёздный каталог в начале старовавилонского периода.

…в это время, когда создаются эти звёздные каталоги, появляется представление о том, что звёзды – это уже не стадо, а Письмена. Звёзды это некое собрание знаков – это сообщение». [P.141.36]

 

 
     
 

…спустя несколько месяцев после коронации Гарольда на небе появилась Комета Галлея.

Prof. Robert Bartlett, St Andrews University: «В Средние века появление кометы было для людей Знамением Небес: оно предвещало большие изменения – возможно, падение существующих режимов. Кометы даже называли «Кошмаром королей». А у Гарольда были веские причины бояться».

Теперь ничто не могло помешать норманнам убрать узурпатора. Но как политик, Вильгельм начал с дипломатических действий… [T.10.XIV.1]

 

errāticus, a, um [erro I] 1) странствующий, бродячий (homo AG); плавучий (Delos O); блуждающий (stella Sen, AG); 2) дикорастущий (salix Vtr); 3) стелющийся, вьющийся (vitis C); 4) заставляющий блуждать, те. неправильный (semĭtae Aug). [B.32]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ