ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь») |
||||||
Turris destructa или Turris fulgurata Разрушенная башня или Башня, поражённая молнией |
||||||
turris, is (acc. im, реже em; abl. i, реже е; gen. pl. ium) f (греч.) 1) башня (крепостная или осадная, с подъёмным мостиком вверху и тараном внизу) С, Cs, L; 2) высокое здание, дворец L, Su, Vtr; 3) голубятня Vr, О; 4) боевой порядок (типа каре) Cato, AG. [B.32]
turricula, ae f [demin. к turris] 1) башенка Vtr; 2) голубятня Pall; 3) коробочка для игральных костей (в форме башенки) М. [B.32]
turriger, gera, gerum [turris + gero] украшенный башнями (urbs V); с corona muralis на голове (Cybēle О); несущий на себе башню (umeri elephantorum PM): Turrigera или dea turrigera O = Кибела (которая изображалась в короне с башнями). [B.32]
( מִגְדָּל ) башня [B.18] ( עָנָן ) [ʻānān] облако [B.18]
|
||||||
fulgurātio, ōnis f [fulguro] сверкание молнии, тж. зарница Sen. [B.32]
fulgurātor, ōris m [fulguro] 1) громовержец, мечущий молнии Ар; 2) жрец, гадающий по молниям (и предающий погребению поражённые ею предметы) Cato, C, Ар. [B.32]
fulguro, āvī, ātum, āre [fulgur] 1) сверкать, блистать (auro Ар, St; Jove tonante fulgurante C); impers. fulgǔrat Sen, PM молния сверкает; 2) греметь, громить, бурно выступать (об ораторе) Q, PM, PJ. [B.32]
fulgur, uris n [fulgeo] 1) блистание (сверкание) молнии, тж. зарница С etc.; 2) молния, удар молнии (fulgura summos feriunt montes H); 3) поэт. блеск, сияние (solis Lcr; galeae Cld); 4) культ. поражённый молнией предмет (fulgura condere J). [B.32]
fulgor, ōris m [fulgeo] 1) блеск, сверкание, сияние (armorum H, T; solis PM); поэт. (= fulgur) блистание (сверкание) молнии; молния (fulgores et tonitrua С): cernimus fulgorem ante quam tonitrum accipimus Lcr мы видим молнию прежде, чем слышим гром; 2) слава (f. nominis О). [B.32]
fulgeo, fulsī, —, ēre [одного корня с flagro] 1) сверкать (fulget et tonat C): caelo (Jove) fulgente С когда сверкает (сверкала) молния; 2) блестеть, сиять (f. armis QC, T; luna fulget H; fulgent sidera nautis O); 3) блистать, отличаться, выдаваться (honoribus H). [B.32]
sulphur, uris n (m у Veg и Tert) сера Cato, her etc.: s. vivum, тж. pl. L, V самородная сера; s. aethereum Lcn или s. sacrum Pers небесный огонь, молния || pl. куски серы, тж. сернистые испарения или сернистые ванны V, О, Q. [B.32]
|
||||||
Символическое начертание: Средь широкого поля, засеянного рожью, высится высокая каменная башня, у которой последний камень только что положен. На башню горделивой поступью взошёл человек, одетый в мантию, с короной на голове. Исполненный самодовольства, он горделиво окинул взглядом всё кругом и на мгновение остановил свой взор на бедно одетом человеке, почтительно склонившемся у подножия круглой башни. В этот миг из маленького, чуть заметного облачка на ясном небе грянули две молнии. Одна из них ударила в основание башни и поразила стоявшего около неё человека; он упал навзничь, и в предсмертной судороге правая нога согнулась в колене, а правая рука закрыла лицо. Другая молния расчленила башню надвое, сверху донизу, и сбросила стоявшего наверху её человека, полетевшего вниз стремглав, вытянув правые руку и ногу, а левые согнув в локте и колене. [B.24.1]
«Кто даёт ввергнуть себя в уныние, тот призывает с Небес своё падение» [T.10.DXLVII.1]
imi subsellii vir погов. Pl человек совсем маленький (незначительный) [B.32] ἀνδράποδον (ᾰπ) τό 1) обращённый в рабство военнопленный Hom., Her., Xen.: ἀνδράποδα πάντα, καὶ δοῦλα καὶ ἐλεύθερα Thuc. все военнопленные, - как рабы, так и свободнорождённые; 2) раб, невольник, тж. перен. человек с рабской душой Xen., Plat., Dem., Plut. [B.169]
|
||||||
Когда власть становится чрезмерной и равновесие между её ценой и ценностью нарушается – эта власть обречена. Когда право решать принадлежит одному человеку, и он уже не слышит крика себе подобных, – этот человек обречён… [T.10.CLXXII]
Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук: «…я не принадлежу к тем, кто считает, что революции можно исключительно привнести из вне: государство начинает шататься само». [T.10.CI.40] * Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Фигура Петра Первого ярко воплотила один из архетипов русской истории – архетип революции сверху. Это общее место – клише – восприятие Петра, как, своего рода, революционера на троне. А любая революция встречает и сопротивление и критику. И один из аргументов критических состоит в том, что революция в чрезмерной экстремальной форме выполняет программу предшествующих эпох». [T.10.LI.126]
…прежде историки предполагали, что Египет позаимствовал свою сложную социальную структуру из Месопотамии. Однако сейчас большинство учёных признаёт, что процесс усложнения общества не распространяется из одной страны в другую, а развивается на месте. [T.10.CCLXXX.2]
Dr. Giovanna Bandini, Director of the «Laboratori del Restauro» of Museo Nazionale Romano: «Во времена римских императоров различия между бедными и богатыми были очень большими. В социальном и экономическом плане между ними пролегала пропасть. Только богатые люди могли себе позволить определённые вещи. Хороший пример этому – масляные осветительные лампы. Люди из высших слоёв общества имели бронзовые лампы. Представители средних классов пользовались лапами из керамики с глазурью, которые выглядели точно так же как бронзовые. И, наконец, самые бедные использовали лампы из простой обожжённой глины». Римляне любили окружать себя красивыми вещами. Даже повседневные предметы имели художественную форму. Самая скромная кухонная утварь была затейливо украшена. [T.12.LXXXIII.1]
Александр ШУБИН, доктор исторических наук: «…революция происходит не для устранения эксплуатации, революции происходят от безысходности. Они происходят от неуступчивости элиты, поэтому без социальных конфликтов масштаба революции нам обойтись не удастся». [T.10.LI.57] * Сергей МАЛКОВ, доктор технических наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ: «В (20)11-м году, когда начались события «Арабской весны» проанализировали демографические процессы в странах Ближнего Востока и увидели очень любопытную ситуацию. Во всех этих странах, где происходили события, наблюдалось появление «молодёжного бугра», то есть, избыточности населения в возрасте от двадцати до двадцати четырёх лет. Это было связано, на самом деле, с экономическим подъёмом в этих странах, которые происходили до этого, потому что экономический подъём, он всегда сопровождается в развивающихся странах повышением не столько рождаемости, сколько снижением детской смертности, поэтому получается избыточное население. И это избыточное население вот в этих возрастах: пока они совсем маленькие, то всё спокойно, но когда они вырастают, когда они входят в трудоспособный возраст, они хотят увидеть своё «место под солнцем», они его не видят, и начинается, естественно, социальная нестабильность. Как правило, революции происходят после экономического подъёма, когда экономический подъём стимулирует экономический рост, стимулирует миграционные процессы из деревень в города, появляется достаточно интенсивное многочисленное поколение молодых, которые хотят самореализоваться и которые чувствуют себя обездоленными, и вот это является важнейшим фактором, который мы называем «горючий материал». [T.10.LI.117]
…чудо «Пятидесятницы» состоит в том, что люди, разделённые на нации, расы, языки, действием Святого Духа приводятся в Единство. Разделение народов произошло, согласно Библии, в результате «Вавилонского столпотворения», и было наказанием за грех: за попытку достичь Неба земными средствами. Вавилонская башня навсегда осталась символом построения «социальной системы без Бога». Единодушие людей в безбожном предприятии неизбежно ведёт к разделению между ними и разрушению самого предприятия. «Задачей Церкви всегда было преодоление всяких разделений, существующих на человеческом уровне, и достижение единства при помощи Благодати Духа». Эти мысли, автором которых является святитель Григорий-богослов, нашли отражение в богослужебных текстах праздника. [T.CDXLIV.3]
|
||||||
Он (Рамзес III) был последним из великих фараонов Египта – воин, великий стратег. Но однажды ночью он встретил свой конец, там, где меньше всего ожидал этого. 1153 год. Он управлял Египтом на протяжении 30-ти лет и начал уставать. [T.13.VI.1]
Dr. Susan Redford, Pennsylvania State University: «Как и в любой стране, которая начинает страдать от низких экономических ожиданий, во всех бедах всегда обвиняют главу государства. Постепенно Рамзес (Третий) становился всё менее популярным у народа». [T.12.LXXII]
К 1080-му году большая часть сокровищ царских усыпальниц была похищена. «Золотая гора» стала практически пустой. Как только порядок в Египетской империи был нарушен, империя окончательно погибла. Ближневосточные государства больше не подчинялись египетским фараонам. Даже Нубия использовала свой шанс на независимость и обрезала последнюю нить жизни для Египта, прекратив доступ империи к золоту. Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Потеря Нубии означала потерю золота, а потеря золота означает что страна полностью теряет свою значимость на международной политической сцене. Теперь другие народы должны были стать главными, а Египет – превратиться в задворки мира». Последним актом унижения Египта стала траурная служба, которую заставили провести жрецов Карнака. Из ограбленных усыпальниц они собрали сорок царских мумий и перенесли их в новое секретное место, чтобы они, наконец, обрели покой. Яхмос – основатель Нового Царства, Тутмос Третий – завоеватель и создатель империи, даже Рамзес – последний великий фараон. Когда то их почитали как богов, теперь их тела просто сложили в горные пещеры, где они пролежали оставшиеся три тысячи лет. [T.10.XCII.3]
|
||||||
За столетия непрерывных варварских набегов Рим утратил власть над Средиземноморьем. В отчаянии империя решила пустить в ход своё последнее и самое главное богатство – землю. В обмен на мир Рим даровал варварам плодородные земли. Жалуя варварам земли, империя получала взамен воинов, но это только ухудшало ситуацию. Prof. Thomas R. Martin, College of The Holy Cross: «Подобные уступки не могли принести империи ничего хорошего. Отдавая земли, они, тем самым, лишались каких бы то ни было налогов, которые эти территории могли бы принести в римскую казну. Чем больше вы отдаёте, тем беднее становитесь, а чем беднее становится империя, тем больше земли приходится отдавать. В результате этого силы империи неуклонно таяли». Империя давно зависела от наёмников, но в пятом веке армия деградировала настолько, что теперь почти полностью состояла из варваров. Теперь бывшие враги стали ровней римлянам. А зачастую варвары, в прошлом слуги Рима, занимали и более высокое положение. [T.10.CXLII]
Римляне стали первооткрывателями мировой экономики. Эту торговлю можно назвать глобальной. Prof. Steven E. Sidebotham, University of Delaware: «Глобализация и многонациональные или мультиэтнические сообщества, которые очень хорошо знали римляне, вовсе не наше западное изобретение конца XX-го и начла XXI-го веков. Посмотрите на размеры их империи: чтобы пролететь от Шотландии до Басры, современного Ирака, на реактивном самолете нужно семь часов. Это была действительно многонациональная империя, она включала сотни, если не тысячи этнических групп, людей, исповедовавших разные религии, говоривших на разных языках, и имевших разные обычаи». [T.12.VII]
|
||||||
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Римская цивилизация дала нам огромное количество вещей. От права и сената до водопровода и туалета. И ещё Рим дал нам идею пространства. Не ограниченного пространства греческого полиса, а универсума, империи. То слово, которое заключено в римском «спацио». Римское пространство – пространство империи – было размечено. Размечено крепостями – «каструмами», размечено дорогами». [T.10.LI.23]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…они были потрясающими войнами и изумительными строителями. Римский легионер – строитель не меньше, чем воин, они приходили, строили лагерь, укреплённый лагерь, потом из этого родится средневековый замок, между прочим, и город. Ров, вал, башни укреплённые на месте этих Римских лагерей, большинство городов средневековых, многие города Средневековья так и образовались. Например, в Англии, Британии, на Британских островах, которые довольно поздно римляне завоевали, там вот название «честер» часто встречается, от римского «каструм». Каструм – это лагерь, на месте военного лагеря римлян возникали города». [T.10.CI.17]
Когда римляне вторглись в Британию, они повсюду строили крепости, которые помогали им удержать за собой остров. Такие крепости римляне называли словом «кастра»; отсюда произошло английское «касл», то есть «замок». Вокруг крепостей вырастали города, в названиях которых сочетались старинные кельтские топонимы и слово «кастра». Со временем «кастра» превратилось в «-кастер» или «-честер». Например, на северо-западе Англии есть город, который в римские времена звался Девана-Кастра. До наших дней дошло лишь несколько измененное слово «кастра», так как сейчас город называется Честер. Англичане называют свои округа старинным англосаксонским словом «шир». Графство, в котором находится Честер, называлось Честершир, а позже сократилось в Чешир. Айзек Азимов [B.129.1]
…римский театр в Галлии, римские термы в Британии – это не щедрые дары местному населению, а часть машины, построенной для контроля и подавления. Римляне строили города, прокладывали сети улиц, а затем поощряли местных богачей тратить деньги на то, чтобы доказать, что они стали римлянами. [T.10.CCLXXVI.4] Постепенно лагеря легионеров в Британии начали превращаться из военных баз в мирные поселения – в римские общины вдали от Рима. И такая история повторялась по всей империи. Dr. Neil Faulkner, University of Bristol: «Для того, чтобы завоевать провинцию, римляне строили крепости. И очень часто эти крепости превращались в города». В ту эпоху единственным инструментом контроля над государством служит полоска земли шириной от шести до девяти метров. Dr. Darius A. Arya, American Institute for Roman Culture: «Величайшим достижением римской инженерной мысли был не Колизей, не Пантеон, и не акведуки, а сеть дорог». Когда римляне впервые высадились в Британии, там были только грунтовые тропинки, но за время своего пребывания там римляне построили тысячи километров дорог. Dr. Darius A. Arya: «Главная функция дороги – военная. И даже после того, как войска ушли домой, дороги оставались как напоминание «Это территория наша, и мы можем прийти сюда в любой момент и сокрушить вас». [T.10.CCLXXVI.6]
Елена ЛЕБЕДЕВА, кандидат исторических наук: «…это было такое отношение к Бастилии. Это слово возникло сразу же, когда строили крепость. Её стали называть «басте», укреплённая постройка. …это было сначала, тогда, в 14 веке. А потом она стала восприниматься, как название». [P.97.173]
|
||||||
Карлос III, барон де Альби: «Крепости строились на границе между христианским миром и миром арабским. Если хозяин крепости предавал короля, ему отрубали голову, но ещё и сносили башню его замка…» [T.10.VII]
|
||||||