ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь») |
||||||
Eliminatio Logica (Логическое исключение) |
||||||
ēlīmino, āvī, ātum, āre [e + limen] выносить за порог: e. dicta foras H разглашать сказанное; е. gradūs Poëta ap. Q выходить из дома; е. aliquem Sid выгнать кого-либо; e. se Enn удалиться. [B.32]
I ē-līmo, āvī, ātum, āre 1) опиливать, отшлифовывать: elimata scobis PM опилки || искусно изготовлять (gracĭles ex aere catenas O); 2) разрабатывать, тщательно обрабатывать, отделывать (Aeneĭda AG): e. Aliquid ad tenue С разработать что-либо до тонкостей (во всех частностях); 3) опиливанием убавлять, перен. Ослаблять (vires elimatae CA). [B.32] II ē-Iīmo, —, —, āre [limus II] чистить (dentes Tert); очищать (animam contagione vitiorum Macr). [B.32]
ē praep. — см. ex. [B.32] ē- приставка — см. ex-. [B.32]
|
||||||
…Тимура историки недолюбливают, потому что историю пишут победившие, да, но победившие те, которые долгое время до этого были проигравшие. А. ВОРОБЬЁВ, научный сотрудник кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [P.26]
…а Хатшепсут не собиралась быть домохозяйкой. Несмотря на права, которыми обладали женщины в то время, египтянам было не просто смириться с тем, что женщина стала фараоном. Prof. David B. O'Connor, New-York University: «…а царь должен быть мужчиной». Царствование Хатшепсут было вырвано из страниц истории – Тутмос об этом позаботился. Тутмос велел заложить камнем её обелиски и сбить её имя и изображение со всех зданий Египта. Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Тутмос Третий как будто сказал: «Нам не нужны напоминания об этой женщине-правительнице, об этой интерлюдии в истории египетского государства». Все свидетельства правления Хатшепсут были уничтожены. Prof. David B. O'Connor: «Стирая изображение человека со стен его поминального памятника, вы уничтожали его шанс на продолжение жизни в загробном мире. Для любого египтянина это было самым страшным. Оскверняя памятник, Тутмос как бы говорил: «У тебя не будет вечной жизни». Имя Хатшепсут было стёрто по всему Египту и вычеркнуто из списка царей, как будто её не существовало. [T.10.XCII.1]
|
||||||
Prof. Michael Goulder, University of Birmingham: «По силе воздействия учение Иерусалимской Церкви не может сравниться с проповедью Павла, потому что её Иисус слишком земной, в то время как версия Павла построена на убеждении, что Иисус – воплощение Бога в Человеке. Образ, созданный Павлом, в течение двух тысячелетий безраздельно господствует в христианстве. Он обладал огромной силой и был источником благодати. Но какая ирония судьбы в том, что взгляды людей, которые лучше всех знали Иисуса и могли наиболее достоверно рассказать о нём, стали рассматриваться Церковью как еретические». [T.12.XXII]
…большинство экспертов не верят, что какое-либо евангелие гностиков имеет такое же значение, как Новый Завет. Dr. Robert H. Schuller, Founding Pastor, Crystal Cathedral: «Мне не надо ничего, сверх того, что есть в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Я хочу сказать – кому надо что-то ещё? Что ещё можно добавить? Я не могу себе этого представить». Dr. Craig A. Evans, Acadia Divinity College, Canada: «Евангелие от Иуды вносит огромный вклад в наши познания в гностицизме второго столетия, и я рад, что оно стало доступным и не затерялось. Но я не думаю, что Евангелие от Иуды говорит нам что-то об исторически достоверном Иуде или Иисусе, или же о каких-то факторах, действующих в начале первого столетия, которые привели к смерти Иисуса». Dr. Elaine Pagels, Princeton University: «Люди, которые подвергают сомнению эти «другие евангелия», настаивают на том, что они пришли к нам из второго столетия или позднее. Теперь без сомнения тексты, которые у нас есть, относятся к третьему и четвёртому столетиям. Чего мы не знаем, так это когда был написан оригинал – узнать это невозможно». Почти все эксперты сходятся во мнении, что четыре евангелия Нового Завета были написаны между шестидесятым и сотым годом нашей эры. Благодаря Иринею, мы знаем, что Евангелие от Иуды существовало в сто восьмидесятом году нашей эры. [T.21.XCVIII] ** |
||||||
** Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…это всё многообразие регулировалось определёнными законами, которые позволяли религиозные практики невинные, или те, которые назывались «религионес ликите» (Religio licita / религии разрешённые). И эти же законы и эдикты, издававшиеся во исполнение законов, пытались ограничить «религионес иллиците» (Religio illicita), то есть, религии, которые запрещены или не разрешены – неправильные религии. Может возникнуть впечатление, что это специально против христиан было придумано. Но это не так. Римские законодательства со времён ещё 186-го года до нашей эры, когда был издан «Senatus Consultum de Bacchanalibus», запрещающий мистерии Вакха-Диониса за их кровавый и опасный для религии характер. Это законодательство стояло на страже государственности. Необходимость признать, что с точки зрения законодательства, с точки зрения самосознания римлян, христианство, как любой культ, претендующий на тотальность, разрушало, подрывало государственность. Христиане – это были люди, подрывавшие государственность, подрывавшие устои, подрывавшие патриотизм, и подрывавшие семью, традиции и всё, на чём стояло Римское государство. Любое государство стремится этих людей каким-то образом редуцировать. На основании двух законов. Это «Лекс Юлии вигинти / lex Julia viginti» (двадцатый закон Юлия о незаконных собраниях) и на основе законов, преследующих за так называемое «оскорбление императорского величия» (crimen laesae majestatis) христиан рассматривали как тех, кто нарушает Закон о собраниях – неразрешённые демонстрации, неразрешённые собрания, неразрешённая социальная активность: им не разрешают, а они это делают. Все попытки христиан объяснить, что у нас так принято… Второй момент – это «оскорбление величия». Они говорили, что «наше царство не от мира сего», а их слышали о том, что «мы вашего императора уберём, на его место поставим Нашего». В Римской империи не было официально зафиксированной системы династического преемства, поэтому (условно) можно было свергнуть одного императора, и поставить на его место другого. И поэтому над христианством этот политический аспект витал. В социальном смысле христианство становилось иным: в него попадали люди разных социальных групп, и, в том числе, аристократии, и здесь начало срабатывать коллективное самосознание. Общество среагировало на христианство, как на чуждый элемент и начало его пытаться выдавить из себя. В ответ христиане усвоили, что нужно стараться спровоцировать определённое количество социальных конфликтов, для того чтобы получить трибуну. И это сработало. Волна мученичеств, эпоха гонений, которая захлестнула второй-третий и до конца третьего века продолжавшиеся гонения, не принесла видимого эффекта для римского общества и оно, в лице Диоклетиана, вынуждено было от них отказаться. Эти гонения, скорее рассматриваются, как организованное давление государственной машины, а это был в определённом смысле жест отчаяния, потому что непонятно было что делать с растущим числом адептов христианства. В социальном смысле христианство приобрело, по крайней мере, к первой трети второго века важную социальную группу – это философы. Те философы, которые не были довольны языческой религией, или как-то противостояли ей, потихонечку начали поворачиваться лицом к христианству, понимая, что христиане готовы к усвоению того языка, на котором они привыкли выражать высшие истины – языка греческой философии». [P.125.521]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Пётр – это рыбак галилейский, а Послание написано тонким богословом, который очень хорошо владеет греческим языком. Есть простой ответ, что Пётр работал с секретарём, возможно не с одним». [P.125.556]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Стиль 1 и 2 Тим ближе к греческому философскому языку, чем к библейскому. Многие выражения и идеи, характерные для Посланий Павла, или отсутствуют в Пастырских посланиях, или получают новое истолкование. Например, слово «вера» (πίστις), которое у Павла обычно следует понимать как «верность» и «доверие», в Пастырских посланиях часто означает «христианское вероучение» (см., например, 1 Тим 1:2; 3:9; 4:1). [P.169.5]
|
||||||
Паломничество было доходным бизнесом. Prof. Alister E. McGrath, Historical Theologian, University of Oxford: «Поскольку реликвии имели такое значение в период позднего Средневековья, мы знаем, что ими начали злоупотреблять. Отношение сложилось примерно такое: «Увидишь реликвии – быстрее попадёшь в Рай», и люди начинали чувствовать здесь обман». Отношение к ним людей изменилось, а вместе с этим упали и прибыли Нюрнберга. Исполненные отвращения в католической практике использования реликвий, протестантские реформаторы отвергли их полностью. Prof. Alister E. McGrath: «Одним из непосредственных результатов Реформации было то, что некоторые города и церкви остались без источников дохода». С наступлением Реформации рухнула и система извлечения доходов, многие годы обогащавшая Нюрнберг. Копьё осталось в своём серебряном ларце, о нём практически забыли на следующие триста лет. [T.12.XXX]
|
||||||
До самой своей смерти в 1976-м году Лысенко утверждал: «Никакого особого вещества наследственности не существует, подобно тому, как не существует флогистона – вещества горения, и теплорода – вещества тепла. Поэтому искать физикам и химикам в живом теле какое-то специфическое вещество наследственности бесполезно: такое вещество не существует и не может существовать. Вещество наследственности – это миф, выдуманный метафизикой, и это дух, отдельный от тела, выдуманный идеалистами. Помните, что растение не делает ошибок, потому что оно не имеет головы, чтобы выдумывать ложные теории». Лысенко, судя по всему, следовал совету Наполеона: «Если вы неправы – настаивайте на своём, и, в конце концов, окажетесь правы». [T.19.I]
Prof. Kenneth L. Feder, Central Connecticut State University: «Существует древний научный принцип, называемый «Бритва Оккама». Он гласит: если у вас есть несколько возможных объяснений чего-либо, выбирайте то, которое требует меньше дополнительных допущений. Именно его стоит придерживаться, пока не получено прямое вещественное доказательство того, что эта версия не верна, а верно что-то иное. Пока этого не будет, придерживайтесь простейшего». [T.21.VII.2]
|
||||||
Китайцам только предстоит провести раскопки пирамиды (Цинь Шихуанди), они говорят, что ждут, когда появится техника, которая позволит сохранить гробницу в целости. Но, по мнению историков, изучающих религию Китая, это не единственная причина их медлительности. Dr. Martin Palmer, Manchester University, Daoist Historian: «Они опасаются, что вскрыв гробницу, они потревожат Первого императора, и его дух, веками блуждавший по этому миру, выйдет наружу. Там внутри скрывается что-то тёмное и зловещее, что пугало и до сих пор продолжает пугать их. Они никогда не потревожат его, поскольку верят старой поговорке: «Не буди лихо, пока оно тихо». [T.12.XXXVIII]
586-й год до нашей эры. Впервые в истории Иерусалим и его Храм полностью разрушены. Остаётся вопрос, который и поныне занимает учёных, священников и даже кладоискателей: «Что стало с Ковчегом Завета после разрушения Храма?» Dr. Claire Pfann, M.A., Graduate Theological Union, Chair, Division of New Testament and Early Christianity, University of the Holy Land: «Существует немало предположений о местонахождении Ковчега Завета. Некоторые считают, что пророк Иеремия увёз его с собой в Египет. Другие думают, что он хранится в святилище в Эфиопии». Prof. Dan Bahat, Former Chief Archaeologist of Jerusalem, Author «Illustrated Atlas of Jerusalem»: «Но есть ещё одна история, которая гласит, что однажды священник, служивший в Храме, шёл по Храмовой горе и наткнулся на каменную плиту, отличавшуюся от прочих. Он сразу понял, что под ней спрятан Ковчег Завета. Ему не хватало сил одному поднять плиту, поэтому он пошёл позвать двух своих друзей на помощь. Но в ту минуту, когда они направились к месту, он упал замертво. И тогда люди поняли, что Ковчег Завета искать нельзя. Поэтому мы этого и не делаем». Dr. Claire Pfann, M.A., Graduate Theological Union, Chair, Division of New Testament and Early Christianity, University of the Holy Land: «Наименее романтический ответ скорее всего и есть наиболее вероятный. Навуходоносор и его подданные видимо забрали Ковчег Завета вместе с другими золотыми и серебряными сосудами как добычу, привезли в Вавилон, и там переплавили. Как бы то ни было, мы, скорее всего, больше не увидим Ковчег Завета». [T.10.CXXXVI]
|
||||||
В 1958-м году США и СССР подписали «Соглашение об укреплении культурных связей». Отдельным пунктом в нём значилось «Организация выставок», как эффективного инструмента по улучшению взаимопонимания между американскими и советскими гражданами. Через год – 29-го июня – в рамках этого «Соглашения» в центре Нью-Йорка в выставочном зале «Колизей» состоялось торжественное открытие первой советской выставки. Это была первая крупная советская выставка в США за последние двадцать пять лет. На ней демонстрировались главные достижения СССР в самых разных областях, во всяком случае всё, что считали достижением советские лидеры. На выставку приехали лучшие манекенщицы московского Дома Моделей. Каждый день проходили показы мод, на которых демонстрировались советские меха. Атомоходы и электростанции, шагающие экскаваторы и автоматизированные аэродромы: всё это должно было поразить воображение простых американцев. Главной гордостью экспозиции стали макеты трёх советских спутников. Не смотря на летнюю жару, очереди на выставку были огромными, американцы приходили целыми семьями, приезжали из других городов. Слово «Москва» было у всех на устах. Московские газеты писали о колоссальном успехе Выставки в Нью-Йорке. Даже в американских СМИ появились материалы, которые признавали достижения Советского Союза. Правда американцы, традиционно сосредоточенные на бытовой стороне жизни, плохо поддавались советской пропаганде. Юрий ГУЛЛЕР, историк Москвы: «Из Книги отзывов посетителей советской выставки в Нью-Йорке. «Видимо целью этой выставки было показать обычному американцу, как ему повезло родиться американцем. Было безумно скучно смотреть на ваш типичный советский дом – это помойка, – по другому не сказать. И ваши трудовые лагеря… Я не понял, это что – рабский труд?» [T.3.XX.4]
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «Более того, я являюсь суровым критиком, как учёный, коммунистических порядков. Но я жил в этой стране. И я могу вам сказать, что хрущёвско-брежневский период... Это после смерти Сталина, «оттепель» и первые годы правления Леонида Ильича Брежнева, в рамках социалистической системы, насколько это было возможно. Это было. И был какой-то объём каких-то свобод. Очень ограниченных, но, тем не менее, был объём, так сказать, набор каких-то гарантий. Тоже ограниченных, но эффективных. То есть, вот, даже неудачный, на мой взгляд, период русской истории, коммунистический. Вот в этот период Россия более или менее». [T.10.CI.15]
|
||||||
…из одиннадцати симфоний Локшина лишь одна без слов – Четвёртая, – вот она и не знала трудностей с цензурой. Остальные были написаны на чьи-нибудь тексты, и авторы, которых выбирал Александр Лазаревич, властям не нравились. В 66-м году он написал Третью симфонию на стихи Киплинга. Друг Локшина, дирижёр Рудольф Баршай, вспоминал, что сначала её допустили к исполнению, но за неделю до первой репетиции позвонил художественный руководитель филармонии и сказал: «Произведение снимается по идеологическим причинам». Баршай пригласил руководителя послушать симфонию в авторском исполнении. Поехали к Локшину. К чести начальника симфония произвела на него колоссальное впечатление. «Давайте, – сказал он, – закажем новый перевод любому советскому автору. Называйте кого хотите. И забудем о Киплинге. Только два условия – вместо Индии будет Вьетнам, а вместо английских солдат – американские. И я гарантирую вам Ленинскую премию». – «Я знал, – ответил Лакшин, – что вы найдёте непреодолимые препятствия». [T.10.CDI.32]
|
||||||
05.12.2012. Умерла самая старая женщина на Земле Американке Бесси Купер было 116 лет. Как сообщил её сын, она скончалась в доме престарелых в штате Джорджия. Бесси была школьным учителем. Пережила своего мужа почти на полвека. У неё четверо детей, двенадцать внуков и множество правнуков и праправнуков. Своё долголетие Бесси объясняла тем, что никогда не совала нос в чужие дела и старалась правильно питаться. Теперь самым пожилым человеком на Земле считается Дине Манфредини, тоже американка, ей 115 лет. [P.116]
|
||||||
Игорь КУДРИН, бывший командир АПЛ К-407, капитан 1-го ранга запаса, председатель «Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников»: «Атомные подводные лодки на грунт не ложатся – технологически это невозможно. Если атомная лодка оказалась на грунте, значит, это что-то случилось страшное и тяжёлое». Ирина ЛЯЧИНА, вдова командира АПРК «Курск» Геннадия Лячина: «Это был очень хороший солнечный день, и когда я пришла на площадь, там магазины и женщины с нашего экипажа подошли. Меня начали спрашивать: «А что у нас случилось?» – «Не знаю ничего, что у нас случилось». Они начали рассказывать, что там лодка легла на дно… Человек так устроен, что надежда всегда есть, хотя ощущение, что уже «всё» – было. Ещё где-то вот в первые дни, буквально в первые дни, я не знаю, во сне я его видела – он сказал: «Прости!» …одновременно отрабатывалось восемнадцать версий, включая самые невероятные и фантастические, вплоть до столкновения субмарины с НЛО, точнее – НПО (неопознанным подводным объектом). Однако, главной, на начальном этапе, стала столкновение атомохода с российским или зарубежным подводным или надводным кораблём. Первым делом следствие проверило все корабли в районе учения. В средствах массовой информации самой популярной и обсуждаемой стала версия столкновения «Курска» с иностранной субмариной. Чужую лодку в районе учений искали авиация и флот. Были запрошены данные космических сил Федеральной пограничной службы, у которой есть собственные возможности контроля территориальных вод. Дно в районе гибели «Курска» буквально утюжили подводными аппаратами. Дно в этом месте ровное, все предметы лежат как на ладони. Окончательно опроверг версию столкновения «Курска» с надводным или подводным кораблём малоизвестный факт: сила второго взрыва на «Курске» достигла восьми тонн в тротиловом эквиваленте. Следователям стало ясно – уйти с места катастрофы чужой корабль или субмарина просто не смогли бы. Достаточно вспомнить, что сильный динамический удар почувствовали даже на крейсере «Пётр Великий», находившемся в тот момент в сорока километрах от эпицентра взрыва. Артур ЕГИЕВ, генерал-лейтенант юстиции, почетный работник прокуратуры РФ (старший следователь по особо важным делам Главной военной прокуратуры 2000 – 2002 г.): «Если бы в радиусе пяти километров находился бы хоть какой-либо иностранный объект или корабль, он был бы повреждён вот этой сильнейшей гидроволной или взрывом самого «Курска». И так же получил бы серьёзные повреждения и тоже лёг бы на дно. Таких не было». …существуют довольно точные медицинские показатели, которые учитывают судебно-медицинские эксперты, устанавливая время смерти. Один из них – время, за которое пища перемещается из желудка в кишечник – это пять-шесть часов. Сергей ЗОСИМОВ, кандидат медицинских наук, судебно-медицинский эксперт-криминалист 111-ГГЦ СМКЭ МО РФ: «Завтрак на атомоходе был в районе десяти-одиннадцати часов. И, тем не менее, у всех членов экипажа, извлечённых из девятого отсека, пища была ещё в желудке. Она не успела ещё эвакуироваться. Вывод комиссии – что обитатели девятого отсека погибли в этот же день не позже пятнадцати, максимум, шестнадцати часов». [T.18.XXXVIII]
|
||||||
Степан МИКОЯН, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, заместитель Главного конструктора НПО «Молния»: «Надо сказать, что, вообще, в нашей промышленности что-нибудь, что изобрели, придумали не на заводе, который по своему предназначению должен такими вещами заниматься, а кто-то посторонний, их пробить было почти невозможно». Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат технических наук: «…и явился к начальнику заместителю. Но там народ видел, что я занимаюсь, и посмеивались надо мной». Изобретатель Мацкевич – русский левша – который в одиночку создаёт прибор, обманувший американские высокие технологии, вызывает недоверие, а то и неприязнь: целые институты бьются над этой проблемой, а тут объявляется лейтенант и говорит: «Вот, я всё уже придумал». Человек он, конечно, талантливый и опытный, но руководители военно-промышленного комплекса рассуждают согласно своей логике: если мы доложим, что Мацкевич уже создал прибор, который противостоит американскому радиолокатору, а надежд этот прибор не оправдает, Великий Вождь не только изобретателя, но и нас самих за Можай загонит. А если сразу скажем, что никто такого прибора создать не сможет, нас пожурят, в крайнем случае. Ой, как всем начинает мешать молодой лейтенант Мацкевич, который упрямо утверждает, что сможет обмануть американцев: не победить в гонке технологий, а именно обмануть. Очень талантливый сотрудник, но очень неудобный. Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат технических наук: «Я пришёл к заместителю начальника управления, полковник Лидлегин. Он был как тигр такой. И очень умный, толковый был полковник… Говорит: «прекрати заниматься глупостями. Американцев на такую хреновину не купишь… Уходи!» Я ушёл». Но Мацкевич не сдался. Он всё доказывает и доказывает, что достоинство его прибора именно в том, что он рассчитан на последние научные достижения Америки. Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат технических наук: «И вдруг мне сообщают, что меня уволили. Вывели за штаты». У опасающихся за свою карьеру чиновников находится решение – объявить Мацкевича ненормальным. Это давно уже отработанный приём системы, когда «врагом народа» объявить нельзя, потому что всем вокруг ясно – «друг». Значит необходимо упрятать в психушку. Вадим МАЦКЕВИЧ, кандидат технических наук: «Меня везут на Арбат, в госпиталь. Там главный невропатолог побеседовал с нами. Потом попросил выйти начальника политотдела, контрразведчика. Старый еврей, лет восемьдесят, голова у него круглая, как футбол, глаза ясные, умные такие. говорит мне: «Молодой человек, то что вы нормальный, это вы сами знаете, только действуете неправильно. В нашей стране, даже если у вас какая-то ценная очень идея, ходить по низам – это только шишки себе набивать. Надо, чтобы кто-то поддержал сверху. Вы хотите спасать самолёты Микояна? – Вот надо к Микояну. Я лечил этого человека. Это очень умный». Попасть на приём к главному конструктору МиГов – Артёму Ивановичу Микояну – трудно и для генерала, а для простого инженера-лейтенанта, тем более к этому времени уже уволенному с работы, просто невозможно. Мацкевич даже не знает, где находится конструкторское бюро Микояна. И тогда лейтенанту в очередной раз повезло: в городе Чкаловске, где все друг друга знают, у него есть знакомый лётчик – Жора Береговой, который проводит показательные полёты на штопор на самолёте МиГ-15. Это много позже Береговой станет космонавтом, а сейчас он просто испытатель. Узнав, какое изобретение пытается пробить сквозь высокое начальство Вадим Мацкевич, Георгий Береговой делает всё возможное, чтобы вывести лейтенанта на людей, способных принимать решения в этой стране. «Если ты так уверен в своём приборе – говорит он Мацкевичу, – я тебе помогу. Сейчас вернётся из полёта Степан, что-нибудь придумаем». И только Степан может помочь Вадиму совершить невозможное – попасть на приём к его родному дяде – Артёму Ивановичу Микояну. Степан МИКОЯН, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, заместитель Главного конструктора НПО «Молния»: «Его начальство препятствовало, поскольку у них был на испытаниях другой прибор». [T.2.XCII]
|
||||||
Основные цели бурения пяти сверхглубоких буровых скважин на территории СССР были сформулированы в 1961 году Н.А. Беляевским и В.В. Федынским. В своей статье «Изучение глубинных недр и задачи сверхглубокого бурения» («Советская геология», 1961, № 12) эти авторы расчленили общую задачу просмотра строения земной коры на отдельные фрагменты. Они исходили из основной предпосылки, что пробурить 40 – 50 километров земной коры пока невозможно. Но изучить все основные слагаемые земной коры в местах их наилучшего развития – задача технически выполнимая. Исходя из представлений о трёхчленном строении континентальной земной коры, Беляевский и Федынский предложили расставить скважины так, чтобы каждая из них освещала наиболее полно какой-либо из слоёв земной коры. Исходя из этого верхний – осадочный – слой должна была осветить прикаспийская скважина; средний – гранитный – Кольская скважина. Нижнему – базальтовому – слою предназначались две скважины – закавказская и уральская. И, наконец, только одной – курильской – скважине предстояло врезаться в мантию Земли. Вопросы заложения уральской сверхбуровой вызвали большую полемику. В разные годы им посвящались статьи Ю.П. Булашевича, Н.И. Халевина, А.А. Малахова, И.С. Огаринова и других уральских учёных. В 1964 году этому же вопросу было посвящено специальное совещание в Свердловске. Вскоре вышел сборник научных статей «Глубинное строение Урала», в котором разные авторы высказали своё отношение к этой проблеме. Наиболее полно подытожил задачи уральской сверхбуровой И.С. Огаринов в монографии с тем же названием: «Глубинное строение Урала» [«Наука» 1974]. Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.2] * …разработка недр, поиск новых сырьевых ресурсов требовал принципиально нового уровня в понимании того, как устроена кора нашей планеты. Кольская скважина сегодня не является уже самой протяжённой: таковую пробурили в 2008-м году в Катаре – её длина 12 290 метров – это рекорд на сегодняшний день. Но Кольская остаётся самой глубокой. Она фигурирует даже в Книге рекордов Гиннеса, куда занесена в 1997-м году как «самое внушительное проникновение человека вглубь земли». Изначально она создавалась, в отличие от других сверхглубоких скважин, не с практической целью – найти «что-то», а «науки ради», и только науки ради. На глубине от пяти до семидесяти километров происходит ускорение сейсмических волн. Эту линию и назвали «границей или поверхностью Мохоровичича» она может совпадать или не совпадать с границей земной коры и мантии. Пробурить скважину до этой линии представлялось весьма заманчивой задачей. Евгений КОЗЛОВСКИЙ, министр геологии СССР (1975 – 1989), доктор технических наук: «Это граница, которая разделяет верхние горизонты с основными древними породами». Место было выбрано на Балтийском геологическом щите в Заполярье, неподалёку от города Никель. Именно там та самая Линия Мохоровичича проходит довольно близко от поверхности земли. Предполагалось, что на пятнадцатикилометровой глубине температура не будет превышать 150 градусов. Оказалось, что уже на восьми километрах – 170, а на двенадцати – все 230. Когда добурились до глубины в три тысячи метров, оказалось, что состав грунта, взятый оттуда, в точности соответствует тому, что, на тот момент недавно, доставили с Луны. Евгений КОЗЛОВСКИЙ, министр геологии СССР (1975 – 1989), доктор технических наук: «Мы постоянно анализировали материал, который поступает по Кольской сверхглубокой. Потому что она перешла всю стратиграфическую колонку и врезалась в Архей. Когда в Архей попал буровой наконечник, мы дали возможность пробурить по Архею и поняли, что другого ничего не будет. А тратить деньги на такой глубине – это в пять раз дороже, чем где-то сверху проводить бурение. Поэтому из чувства экономии и того, что мы не можем добиться больше ничего другого – задача выполнена – я вынужден был дать команду остановить эту скважину на глубине рекордной». [T.12.XCVII.5]
|
||||||
Владимир МИКУШЕВИЧ, писатель, российский поэт, прозаик, переводчик, религиозный философ: «Протестантизм» происходит не от слова «протест», он происходит от «протестум» – «свидетельство» о раннем христианстве. Не забудьте, Лютер возглавил народное движение: «Твердыня наша – наш Господь». Эразма невозможно в такой роли себе представить: он боялся народных движений, потому что они угрожали той изящной словесности, которая для него была…» [T.10.D.30]
prōtestātio, ōnis f [protestor] торжественное заявление, провозглашение, заверение Vlg, Eccl. [B.32]
prō-testor, ātus sum, ārī depon. торжественно заявлять, утверждать, свидетельствовать Q, Macr, Amm etc. [B.32]
testor, ātus sum, ārī depon. [testis] 1) призывать в свидетели, ссылаться (на кого-либо в чём-либо) (aliquem aliquid или de aliquā re C etc.): caelum t. T призывать небо в свидетели; testor utrumque caput V клянусь жизнью нас обоих; 2) свидетельствовать, удостоверять, торжественно утверждать, клятвенно заверять (aliquid C, L etc.); доказывать, выказывать (laetitiam T); 3) делать завещание, завещать Q: tabulae testatae Ctl завещание. [B.32]
testimōnium, ī n [testis] 1) свидетельство, показание: t. in aliquem C показание против кого-либо; t. dicere (dare) C давать показания, свидетельствовать; pro testimonio dicere C показывать в качестве свидетеля; 2) доказательство, подтверждение (t. alicujus rei dare C или afferre Cs). [B.32]
I testis, is m, f [из *terstis от ter + sto, т. е. «быть третьим» в споре] 1) свидетель(ница) (alicujus rei C, L etc., реже de aliquā re C): testes dare (ēděre, adhibēre, producěre) C выставлять свидетелей; 2) (тж. oculatus t. Pl) очевидец: illо teste Lcn на его глазах; lunā teste J при лунном сиянии; 3) доказательство, подтверждение (vulněra sunt testes O). [B.32] |
||||||
Ноев Ковчег спас всех животных, ну, кроме единорогов – они опоздали. Даже если наберём достаточно животных, всем нужно обеспечить кров и пищу. Prof. Boris Worm, Dalhousie University: «На планете условно восемь миллионов семьсот тысяч видов: минимум – семь с половиной, максимум – десять миллионов. Проблема фундаментальная. Вне привычной среды им вряд ли будет комфортно. Мало кто выживет в неволе – большинство видов погибает. Когда писали Библию, никто ещё не знал о генетическом разнообразии внутри вида: оно нужно, чтобы выживать. Когда вид сокращается до мелкой популяции, скажем, до ста особей, разнообразие теряется. Из-за генетических недостатков рождаются больные особи – популяция страдает и, в конце концов, вымрет. Попытка взять только двух, скрестить и восстановить целое семейство – провалится. Так не бывает: вы получите очень небольшое количество». [T.19.IV.1]
|
||||||
…что евреи – одержимый народ: рьяных евреев, особенно хасидов с их шёлковыми шляпами, нелепыми кафтанами, латаными и перештопанными чулками, и еврейских комиссаров, пламенных коммунистов и чекистов, относил к одному психическому типу. * У евреев тоже был такой раскол в конце XVIII века. Тогда возникло два течения – хасидов и традиционалистов – митнагдим. Они друг друга не признавали, хотя до войны дело никогда не доходило. Еврейские жители Польши принадлежали главным образом к хасидскому миру, а Вильно (так тогда называли Вильнюс) оставался городом «традиционным». Хасиды были мистиками, впадали в молитвенный экстаз, к тому же придавали большое значение изучению Каббалы и ожидали скорого прихода Мессии. Последнее роднит хасидов с некоторыми христианскими сектами. Вильно в последние два столетия был столицей евреев традиционного направления. До сегодняшнего дня различия в этих течениях интересуют только религиозных евреев. Но нацистов эти тонкости совершенно не интересовали – они поставили перед собой задачу уничтожить всех евреев – хасидов, митнагдим и вообще неверующих. Это был этнический геноцид. Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…но он говорит о не линейном прогрессе, намного более сложном, и говорит, что прогресс проходит два фазиса – органический и критический. Органический прогресс, органическое развитие – это развитие, когда внутренние силы и внутренняя логика общества воспроизводят себя всё более и более совершенно. Критический фазис – это когда общество доходит до уровня отрицания своих оснований и создаёт новые». [P.125.171]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…когда начинают писать комментарии, сразу становится видно: если подчёркивается роль апостола Петра, везде, где только можно – это католики; если подчёркивается его равенство прочим апостолам – значит, писал православный; а если всюду, где встречается слово «благодать» или «вера», там километровые комментарии – это протестант». [P.125.218]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…то есть, смотрите, самые высокие идеи соседствуют с вполне практическими мерами по организации пространства. Ведь уже наделены часть израильских племён своей территорией. И в этой территории сразу появляются города-убежища (Второзаконие, глава 4)». [P.125.309] * Таким путём судьбе было угодно, чтоб на западе древнее учение фиванских иерофантов сохранилось бы в недрах еврейского народа, который по своей косности, замкнутости, недвижности и уединённости среди других и был идеально для этой миссии самой судьбой подготовлен. Тем не менее, низость интеллектуального уровня евреев не могла не сказаться. Унаследовав в готовом виде самое возвышенное философское учение из всех бывших когда-либо, евреи сами не понимали истинной ценности вверенного им судьбой сокровища. Они смешали его с самыми нелепыми заблуждениями, отравили черствым эгоизмом и дерзновенным человеконенавистничеством, многое исказили до полной неузнаваемости, сведя глубочайшие идеи к бессмысленному абсурду. При этом всякая последовательность была окончательно нарушена, все перемешалось в одну кучу. Подобно невежественному торговцу стариной, евреи порой на самое почётное место ставили ничтожную рухлядь, а истинные же сокровища оставались брошенными в самый тёмный угол и покрылись толстым покровом пыли веков. В. ШМАКОВ [B.24.1]
|
||||||