ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata 4, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

   

АХЕМЕНИДЫ

 
     
 

Великие империи – плод имперских амбиций: этим Персия не отличалась от государств «до» и «после» неё. Чтобы закрепить свои успехи на длительное время, они старались вызвать доверие у покорённых. Им не навязывалась никакая религия и предоставлялась самостоятельность. С этой точки зрения барельефы ничто иное, как политическая программа и, конечно, пропаганда.

Как могла так долго существовать такая огромная империя?

Шарок Размиу, сотрудник национального музея Тегерана: «Это было одним из неоспоримых достоинств эпохи Ахеменидов. Они сумели не только создать великое государство, но и управлять им. Причина – в чёткой системе организации и руководства, в умении очень быстро рассылать информацию из столиц во все области царства. Для этого требовались хорошие дороги, нужна была также почта.

Обеспечение товарообмена и денежных отношений привело к разработке системы мер и весов, новых монет и введения официального начала года.

Сообщение из Сардов (ныне Измира) находилось в пути не более двадцати дней. Они также старались не слишком вмешиваться в обычаи и нравы завоёванных областей. Каждой предоставлялась абсолютная свобода религии. Ахемениды не были заинтересованы в разрушении культурных традиций той или иной страны: это гарантировало им лояльность населения в подвластных землях. Они не собирались уничтожать людей, вводя войска, не злоупотребили расширением своих владений: империю ограничили настолько, чтобы управлять ею было удобно. Поэтому Ахемениды остановились у своих границ на севере и юге, западе и востоке и не стали продвигаться дальше. Они старались хорошо распоряжаться в своём царстве, охватившем три континента». [T.10.CLXXXIX]

 

 
     
 

…теперь в такой же монумент превратился символ величия Ахеменидов – великой персидской двухсотлетней империи.

Двести лет назад персы не знали ни архитектуры, ни монументальной пластики и поэтому оказались в затруднительном положении, когда между 559 и 529 годами до нашей эры, вдохновлённые великим Киром, завоевали пространства от Средиземноморья до Мидии и внезапно ощутили на своих плечах всю тяжесть огромного мира. Мидия и Кария, Ликия, Вавилон – греческие города малоазиатских окраин, да ещё добрая часть когда-то обширной Ассирийской державы, которую захватили в конце предыдущего столетия мидийцы в союзе с Вавилоном. Это была огромная ноша. И она не сделалась легче оттого, что Камбиз, сын и наследник Кира, добавил к ней Египет.

Империя Ахеменидов объединила и подчинила азиатские земли, протянувшиеся на три тысячи миль. Не располагая сколько-нибудь развитой художественной школой, она оформила своё имперское мировоззрение и обрела собственный стиль, не чуждаясь талантов чужестранных художников. И за 200 лет она создала архитектуру и скульптуру, которые заняли подобающее место во всемирной истории искусств и навсегда остались там под славным именем «искусства Ахеменидов».

Мортимер Уилер, профессор истории [A.313]

 

Саламин и Платея были пределом персидских завоеваний и доказали, что осуществить идею всемирной монархии персы не в силах. Им пришлось в дальнейшем удовольствоваться фикцией этого дорогого для восточных царей мировладычества, считая себя сюзеренами Карфагена и имея влиятельный голос в делах Эллады. Полного объединения не произошло…

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

 
     
 

Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Среди правителей, оказавших наибольшее влияние на ход истории, Кир Великий был одним из немногих, кто заслуживает этого эпитета. Он достоин, называться «Великим». Империя, которую создал Кир, была самой большой империей древнего мира, если ни самой большой в истории человечества.

К 554-му году до нашей эры Кир сокрушил всех соперников и стал единоличным правителем Персии. Оставалось покорить весь мир. Но великому императору, прежде всего, подобает иметь блистательную столицу. В 550-м году Кир приступает к осуществлению проекта, равному которому древний мир ещё не знал: строить первую столицу Персидской империи – Пасаргады, на территории нынешнего Ирана. Как и позднее римляне, персы заимствовали идеи у покорённых народов и на их основе создавали собственные новые технологии. В Пасаргардах мы встречаем мотивы присущие культурам Ассирии, Египта и Малой Азии

Сегодня, через две с половиной тысячи лет, древние руины – это всё, что осталось от первой великолепной столицы Персии. Два дворца в центре Пасаргад окружали цветущие сады и обширные регулярные парки. Именно здесь возникли «парадизии» парки с прямоугольной планировкой. В садах были проложены каналы общей блинной в тысячу метров, облицованные камнем. Через каждые пятнадцать метров располагались бассейны. Две тысячи лет лучшие парки в мире создавали по образцу «парадизий» Пасаргад.

Dr. Kaveh Farrokh, Historian: «В Пасаргадах впервые появляются парки с геометрически правильными прямоугольными участками, с цветами, кипарисами, луговыми травами и прочей растительностью, как в нынешних парках».

Пока строились Пасаргады, Кир присоединял одно царство за другим. Но Кир был не таким как прочие цари: он не обращал побеждённых в рабство. По меркам древнего мира – дело неслыханное.

Prof. David Stronach, University of California, Berkeley: «Он признавал за побеждёнными право на собственную веру и не препятствовал оправлению их религиозных культов».

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «В 539-м году до нашей эры Кир взял Вавилон, но не как захватчик, а как освободитель, вызволивший народ из-под ига тирана. Он совершил неслыханное – освободил евреев из плена, в котором они пребывали с тех пор как Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм. Кир их освободил. Говоря сегодняшним языком, Киру было нужно буферное государство между его империей и его врагом – Египтом. Ну и что? Главное – что подобного никто не делал до него, и очень немногие после. Не зря же в Библии он единственный из неевреев назван «Машиахом» «Мессией» (Ис.45:1).

Prof. David Stronach, University of California, Berkeley: «Как сказал один видный учёный из Оксфорда: «Пресса хорошо отзывалась о Кире» – остроумно и точно, на мой взгляд».

Но, не успев превратить Персию в единственную сверхдержаву древнего мира, в 530-м году до нашей эры Кир Великий погибает в бою.

Dr. Abbas Alizadeh, University of Chicago: «Он прожил слишком мало и не успел проявить себя в мирных условиях. То же случилось с Юлием Цезарем, тот тоже победил врагов, но тоже был убит, не успев консолидировать империю».

В 530-м году до нашей эры Кир Великий, архитектор величайшей империи Древнего мира, погибает. Будущее Персии окутано мраком неизвестности. Начинается ожесточённая борьба между претендентами. В конце концов, к власти приходит дальний родственник Кира, выдающийся полководец. Он железной рукой восстанавливает в Персидской империи закон и порядок. Его зовут Дарий. Он станет самым великим царём Персии и одним из величайших строителей Всех Времён. Он тут же берётся за дело и перестраивает старую столицу Сузы. Строит дворцы, облицованные глазурованной плиткой. Великолепие Суз упоминается даже в Библии.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Дворцы Суз известны греческим авторам. Персидские дворцы Ветхого Завета – это дворцы в Сузах».

Но новому царю была нужна новая официальная столица. 518-й год до нашей эры Дарий приступает к воплощению самого грандиозного проекта Древнего Мира. Неподалёку от нынешнего Шираза он строит Персеполь, что по-гречески означает «Город персов». Все дворцы сооружаются на единой платформой из камня, чтобы подчеркнуть незыблемость империи.

Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Гигантская площадь в сто двадцать пять тысяч квадратных метров. Ему пришлось менять рельеф местности: срывать возвышения и возводить подпорные стенки. Он хотел, чтобы город был виден издалека, потому и поставил его на платформе. Она придала городу уникальный величественный облик».

Осуществление грандиозных проектов во славу империи не мешали Дарию раздвигать её границы.

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «При Дарии Персидская империя достигла умопомрачительных размеров: Иран и Пакистан, Армения, Афганистан, Турция, Египет, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Центральная Азия до самой Индии».

Два проекта Дария сделали империю единой: один, протяжённостью в две с половиной тысячи километров, связал отдалённые провинции, второй – Красное море со Средиземным.

…в 486-м году до нашей эры в походе на Египет Дарий (Первый Великий) умирает. Он оставил наследникам империю, изменившую понятие о том, что такое Слава и Величие. Он предотвратит хаос, заблаговременно назвав приемника, – своего сына – Ксеркса.

К началу пятого века до нашей эры Персия стала величайшей империей в истории. Величием она превосходила Римскую в период расцвета на четыре века поздней. Персия была непобедима, её экспансия вызывала тревогу у молодой культуры, вступившей в фазу подъёма, – греческих городов – государств.

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Встать вровень с новатором Киром и экспансионистом Дарием – задача непростая. Но Ксеркс обладал замечательным качеством: он умел выжидать. Он подавил одно восстание в Вавилоне, другое в Египте, и лишь потом пошёл на Грецию. Греки стояли у него костью в горле. Одни историки говорят, что он нанёс превентивный удар, другие, – что он хотел завершить дело, начатое отцом. Как бы то ни было, после Марафонской битвы греки уже не испытывали страха перед персами. Поэтому Ксеркс заручился поддержкой Карфагена, и решил атаковать греков с моря.

480-й год до нашей эры. Персидская империя на пике славы, она огромна, сильна и невероятно богата. С тех пор как греки нанесли поражение Дарию Великому при Марафоне, прошло десять лет. Власть в руках сына Дария – Ксеркса – последнего великого монарха из династии Ахеменидов. Ксеркс жаждет реванша. Греция становится серьёзным противником. Союз городов-государств непрочен: они слишком разные – от демократии до тирании. Но их объединяет одно – ненависть к Персии. Древний мир на пороге Второй Персидской войны. Её исход заложит основу современного мира.

С Персидских войн Афины вступают в Золотой век, а колоссальная Персидская империя становится уязвимой. Последний решительный удар ей нанесёт царь, который с детства восхищался царями Персии. 480-й год до нашей эры. У Саламина греки разгромили персидский флот. Империя лишилась ореола непобедимости. Но впереди у Персидской империи ещё лежали дни Величия и Славы. Через 15 лет в 465-м году до нашей эры Ксеркс умирает. Империю унаследовал его сын – Артаксеркс. Он решил возродить Золотые Дни Персии. Он вернулся к проекту, начатому дедом – Дарием. Спустя четыре десятилетия после основания, Персеполь всё ещё не был достроен. Артаксеркс лично руководил строительством последнего выдающегося инженерного проекта Персидской империи. Сегодня мы его называем Залом Ста Колонн.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Зал, размером шестьдесят на шестьдесят метров представлял в плане почти идеальный квадрат. Самое удивительное в колоннах Персеполя то, что если мысленно продолжить их вверх, то они уйдут на десятки и сотни метров в небо. Они идеальны, ни малейшего отклонения от вертикали. А у них в распоряжении были только примитивные инструменты: каменные молотки и бронзовые зубила. И всё! Между тем колонны Персеполя идеальны. Над ними работали настоящие мастера своего дела. Каждая колонна состоит из семи – восьми барабанов, поставленных один на другой. У колонны возводили леса, а барабаны поднимали с помощью деревянного крана наподобие колодезного журавля».

Dr. Patrick Hunt, Stanford University: «Любой сатрап, любой посол данной страны, да и вообще любой человек приходил в восхищение перед видом леса колонн, уходящих в даль насколько доступно взору».

Он потратился не напрасно: Персеполь стал памятником величия и славы Персии.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Нельзя забывать о происхождении персов, их предки были кочевниками и жили в шатрах. Уходя со стоянки, они забирали шатры с собой. Шатры прочно вошли в традицию: дворцы Персеполя – это шатры, обличённые в камень. Ападана – это не что иное, как каменный шатёр».

Ападаной называется парадный зал Дария.

Dr. Lloyd Llewellyn-Jones, University of Edinburgh: «Монументальные каменные колонны навеяны воспоминаниями о деревянных шестах, которые поддерживали полотняную кровлю шатров. Здесь вместо полотна мы видим изысканный кедр. Кочевническое прошлое оказало влияние на архитектуру персов, но не только оно».

Неслыханные по меркам Древнего мира инженерные сооружения строили по всей империи.

но фундамент под идеальными колоннами и роскошными дворцами зашатался: враги империи были у порога.

Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Афины поддерживают восстание в Египте. Греки входят в Мемфис. Артаксеркс начинает войну, выбрасывает греков из Мемфиса и восстанавливает в Египте власть персов. Это была последняя крупная победа Персидской империи. В 424-м году до нашей эры Артаксеркс умирает. Безвластие в стране продолжается ни много ни мало восемь десятков лет».

В 336-м году до нашей эры к власти приходит дальний родственник Артаксеркса и принимает царственное имя Дарий Третий. Его назовут Царём Потерявшим Империю. В последующие четыре года Александр и Дарий Третий не раз встречались в жестоких битвах. Войска Дария шаг за шагом отступали. В 330-м году до нашей эры Александр подошёл к жемчужине в имперской короне Персии – Персеполю. Дарию Третьему удалось бежать, но летом 330-го года до нашей эры он был убит одним из союзников. Династия Ахеменидов прервалась. Александр устроил Дарию Третьему пышные похороны и позднее взял в жёны его дочь. Александр провозгласил себя Ахеменидом – царём персов и вписал последнюю главу в историю гигантской империи, просуществовавшей 2700 лет. [T.10.XXXII.2]

 

 
     
 

Персеполь. Древние греки называли его эпицентром тирании. Это Восток.

После разрушения Персеполя Александром Великим, там устояли только колонны.

Для европейцев эта цивилизация не заслуживала уважения: это не искусство, но лишь жалкое подражание другим культурам… [T.10.CCLXXXII.4]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

ДАЛЕЕ