ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

   

Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

 
     
 

Иероглифом аркана служит, как принято говорить, «материализованная связь». Легко будет устранить всякую туманность в представлении этого иероглифа, если вместо «вещественная связь» сказать: «связь в состоянии натяжения», как это понимается в механике. Ведь там удерживающие связи вообще и не удерживающие в состоянии напряжения проявляют себя наличием определенной реакции. Реакция, в целом ряде вопросов, как бы играет роль силы, не удовлетворяя, впрочем, общему определению таковой. Реакция не сила, но в частных случаях может быть использована как сила. Случиться это может, однако, чаще всего лишь в присутствии других сил. Шестнадцатый аркан имеет применение лишь при наличии пятнадцатого. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

I re- (red-) приставка, выражающая: 1) обратное действие (redire); 2) возобновление, повторность (reponĕre, recognoscĕre); 3) противодействие (resistere); 4) противоположное действие (reprobare). [B.32]

II rē аbl. к res. [B.32]

 

actio

 

 
     
 

…все планеты во всех звёздных системах тоже вращаются между собой в одной плоскости. Кольца Сатурна тоже плоские: при диаметре 250 тысяч километров они имеют толщину всего в один километр. Вся наша галактика Млечный путь тоже плоская: её диаметр 105 тысяч световых лет, а толщина в области диска всего тысяча световых лет.

Если в космосе множество объектов вращаются вокруг общего центра, рано или поздно это множество примет форму плоского диска. Именно к такому эффекту приводит сочетание сил гравитации и центробежных сил – пожалуй, самых главных механизмов космической механики. [P.125.590]

 

 
     
 

Что такое страх? Что происходит, когда мы боимся? Почему одни люди смелее других?

Страх открытых пространств – агорафобия, замкнутых – клаустрофобия. Это тревожные расстройства, а не рассудочные страхи как таковые.

Рассудочный страхреакция на то, что мы воспринимаем, как реальную опасность. Это не просто чувство, но физиологическая реакция – мощная эмоция, – которая заставляет произойти в нашем теле ряд физических изменений.

…в мозжечковую миндалину поступает сигнал тревоги, запускается цепная реакция, вначале которой происходит мощный выброс адреналина. В этом состоянии нам приходится решать: «Бежать ли прочь, или стоять и сражаться». Отделы мозга, отвечающие за разум, могут начать вычислять степень опасности, если она есть вообще. Однако нервные пути, ведущие в мозжечковую железу, нелегко отключить: это древний отдел мозга, а страх – древняя реакция, приобретённая на заре эволюции…

…всё дело в генах. По крайней мере верить в это нас заставляет одно спорное научное открытие. В 1996-м году команда учёных заявила, что обнаружила ген, окрещённый «Геном искателя потрясений», по их мнению он и отвечает за бесстрашие. [T.21.XXXII.5]

 

 
     
 

Dr. Tristram Hunt, historian: «Это история революции, которая повлияла на каждого человека на Западе, и коснулась каждой страны в мире. Эта революция определила основные понятия нашей жизни: от науки до секса, от семейной жизни до высокого искусства. Её влияние простирается от цехов индустриальной революции до сверкающих небоскрёбов Уолл-стрит, от глобального капитализма до мировой политики».

Дж. Буш (младший): «Идёт борьба добра со злом».

Dr. Tristram Hunt, historian: «И всё это произошло благодаря великому революционеру, не генералу, не философу, а простому монаху из Германии по имени Мартин Лютер. Всё началось почти 500 лет назад как теологический спор. Этот спор расколол католическую церковь и послужил началом новой формы христианства – протестантства. Эта революция была непреднамеренной, а её влияние вышло далеко за рамки религии. Это история о том, как протестантство формировало современный мир. Как историка меня интересует исследование того, как прошлое влияет на будущее. Одно из величайших движений в истории человечества является также одним из самых загадочных. Я хочу показать вам как религиозный бунт, начавшийся в XVI-м веке в Германии, преобразил политику западного мира. Другое его название – Реформация, но, по-моему, это была во многом и политическая революция. Тогда же началась и цепная реакция инакомыслия. В самой природе протестантства изначально заключался конфликт власти и равенства, радикализма и консерватизма. В течение последующих столетий это инакомыслие послужило причиной того, что протестантство в разных странах и культурах примет иные формы. Это наследие восходит к самим основам Реформации, революционным представлениям о том, что у каждого человека есть прямая связь с Господом. А вместе с нею и право подчиняться Воле Божьей и оказывать сопротивление властям».

Однако в начале XVI-го века сама мысль о критике католической церкви казалась невозможной, власть и слава католической церкви простирались повсюду: от Мадрида до Варшавы, от Эдинбурга до Палермо. Ей подчинялись монастыри, университеты, армии и империи. У церкви была исключительная власть, она могла взимать подати, даже объявлять войну. И знать и бедняки были подвластны церкви. Её влияние ощущалось на всех этапах жизни от крещения до погребения, а церковная казна ломилась от пожертвований. Католическая церковь дала ответ на главный вопрос жителей Средневековья: «Как спасти свою душу?». Этот вопрос задавали, просыпаясь утром и отходя ко сну вечером. Народ, запуганный церковным террором, находил единственный путь к спасению в католицизме. Но к концу XV-го века волна недовольства начала возрастать из-за того, что дела церковные охватывали все более светские области. Институт Папства стал почти светским учреждением, которого больше интересовали политические интриги, нежели спасение души.

Tony Benn (бывший член Парламента от Лейбористской партии): ну, если верить в единство Бога, следовательно, все мы братья и сёстры по роду человеческому. И начинаешь задаваться вопросом: Кто дал ему (королю) право так поступать со мной? И это, несомненно, повлияло на формирование радикальных убеждений. Если раньше человек шёл к епископу и говорил: «Жизнь так несправедлива», он отвечал: «Я знаю, дитя моё. Но если богачи будут щедры, а бедняки терпеливы, на небесах все будут счастливы». И человек отвечал: «Это, конечно, здорово, но может всё-таки можно получить справедливость при жизни, а не после смерти».

Однако в 1660-м году эти радикальные идеи опять были уничтожены. Монархия была восстановлена, а англиканская церковь снова признана официальной религией. В течение последующих 150-ти лет англиканская церковь использовала все государственные рычаги управления, чтобы навязывать своё понимание протестантизма. Быть протестантом теперь стало неотъемлемым атрибутом настоящего англичанина.

Dr. Rowan Williams, Archbishop of Canterbury: «Начинал формироваться образ Англии как Богом избранной страны. С благочестивым монархом, с языком, которые идеально подходит для выражения Божьих заветов, с народом, всегда готовым стать на защиту своей Родины и истинных ценностей. Такие вещи западают очень глубоко и это потом нелегко искоренить».

Когда Шотландия, Уэльс и Англия объединились в одно государство, три разных народа оказались объединены одной религией. И британцы упивались своей богоизбранностью. Они правили на морях и на суше, и всё благодаря Божественной протестантской милости. Воистину Британия была новой Землёй Обетованной. [T.13.XXVII.1]

 

 
     
 

Приверженцы Папы Иннокентия Третьего убили около двадцати тысяч катаров в городе Безье (фр. Béziers, окс. Besièrs). Через несколько лет после этого Крестовые походы будут официально названы инквизицией. Около миллиона человек объявили еретиками и предали казни.

Lesa Bellevie, Author and Founder, Magdalene org.: «Инквизиция сама по себе возникла как ответ на ересь катаров. В Европе были организованы Крестовые походы, направленные на искоренение ереси, а инквизиция была способом борьбы с ней без разжигания войны». [T.4.XV]

 

О Ричарде Львиное Сердце ходили легенды. В то же время Европа наполнялась сказаниями о Святом Граале. Когда умер Ричард, один из германских поэтов создал, возможно, величайшую из легенд о Граале. Его звали Вольфрам фон Эшенбах (нем. Wolfram von Eschenbach). История называлась «Парсифаль». Среди прочих легенд о Граале, его история осуждала идею Крестовых походов. Вольфрам написал гимн о веротерпимости между христианами и мусульманами. Очищение, обещанное Граалем, достигалось через духовную любовь. К несчастью это было не в духе тех времён. Легенд о Граале становилось всё больше, росла аи религиозная непримиримость. По всей Европе шли репрессии.

Michel Roquebert, Medieval Historian and Author: «Всё очень просто! Церковь устраивала представления, где рассказывалось о походах и приключениях, в основе которых лежала идея поднятия рыцарей-христиан на борьбу с язычниками, евреями и еретиками».

Иудеи и еретики по всей Европе стали мишенями крестоносцев, Святой Грааль стал их символом. Эшенбах говорил о чистоте духовной, в реальности же подразумевалась чистота рас и религий. Так в почву попали первые зёрна инквизиции.

Jonathan Riley-Smith, Professor of Ecclesiastical History, Cambridge University: «Священная война, неважно, мусульманская или христианская, всегда обернётся против тех, кто её начал. Народ, который отчаялся победить врага на его территории, начинает искать цель в своём собственном обществе, оправдываясь идеей религиозного очищения, и обращается сам на себя».

Грааль – заветный плод блаженства. Он таит в себе все блага и прелести Небесного Царства. [T.17.I.3]

 

 
     
 

Prof. Jonathan L. Reed, University of La Verne: «По всей империи люди прославляли мир и покой, принесённые римлянами. Это и выражалось в развитии культа императора, и его называют Богом или Сыном Бога, Господином, Спасителем. И точно так же первые христиане называли Иисуса».

Когда Иисус назвал себя Сыном Божьим, используя титул, закреплённый за императором, он совершил государственную измену. Рим быстро отреагировал. Христа казнят по римскому обычаю, – распиная. Такую казнь применяли к убийцам и предателям в назидание остальным. Император покарал своего соперника смертью. В самом Риме мало кто заметил казнь безвестного проповедника, но Распятие не положило конец проповеди Христа. Наоборот, оно стало ключевым моментов в создании нового учения. [T.17.XXI.1]

 

погромы в Средневековой Европе, и даже Холокост были реакцией на Евангелие от Матфея, где Пилат умывает руки перед народом. Иудеи признали себя виновными в этом грехе, с тех пор это проклятие непрерывно преследует их.

…но более всего Пилата настораживал титул «Мессия» – «Помазанник», Иисус – ЦАРЬ Иудейский. Это был прямой вызов.

Prof. John Barclay, University of Durham: «Над головой распятого Иисуса была прибита табличка, на которой было написано «Царь Иудейский». Иисуса обвиняли в том, что он незаконно назвался Царем Иудейским, и это обвинение носило политический характер, поскольку угрожало власти Пилата и всего Рима в этом регионе. Думаю, Пилат усмотрел в этом возможность ясно дать всем понять, что римские власти не потерпят никого, кто посмеет провозгласить себя Царём Иудейским».

На следующий день Пилат судил Иисуса и казнил его согласно римским законам. Иисус стал показательным примером для тех, кто посмел бы усомниться во власти Рима.

Prof. John Barclay, University of Durham: «Римляне были заинтересованы в том, чтобы донести до народа, что только они являются единственными властителями в этой стране. Поскольку они являются властителями иудейского народа, то только они могут назначать и смещать верховных священников. И они бы никогда не позволили простому человеку из иудеев пробиться в лидеры. В других провинциях римляне уже сталкивались с восстаниями и с людьми, претендующими на царственные роли. Это случалось в Галлии и в Британии. И каждый раз их реакция была быстрой и беспощаднойвырывали заразу с корнем: «Мы этого допустить не можем». [T.13.LII]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ