ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XVI. Eliminatio Logica; Constrictio astralis, Destructio physica; Turris destructa или Turris fulgurata 2, la Maison Dieu (Богадельня, Дом Господень); Иероглиф (Реакция, «материализованная связь»)

   

Turris destructa или Turris fulgurata 2

 
     
 

hēmisphaerium, ī n (греч.) 1) полушарие Naev, Macr, Mela; 2) свод, купол Vr, Vtr. [B.32]

*

ἡμι-σφαίριον τό полушарие Plat. [B.169]

 

tholus, ī m (греч.) 1) купол (храма) Vr, Vtr, M; 2) здание с куполообразной кровлей V, O, VF, Vr, M, Amm. [B.32]

*

I θόλος или θολός ἡ тол (1. куполообразная постройка во дворе, служившая кладовой или кухней: μέγαρον μεσσηγὺς τε θόλου καὶ ἕρκεος αὐλῆς Hom. дворец между толом и оградой двора; 2. в Афинах - куполообразное здание, в котором обедали на государственный счёт пританеи Plat. и государственные писцы Dem.). [B.169]

 

Флоренция. 1410-й год. Независимый город-государство с населением пятьдесят тысяч человек, равный Лондону. Флоренция стала своеобразной «Кремниевой долиной» эпохи Возрождения – оплотом знаний. Здесь преподавали лучшие учёные Византии, работали художники и философы. Планы собора Мария-дель-Фьоре создавались в начале четырнадцатого века. Флоренция хотела построить самую большую церковь христианского мира – роскошное здание – просторное и более красивое, чем соборы в Пизе, Сиене и Милане. Так и получилось: длина собора 153 метра – сегодня он считается четвёртым в мире, но тогда он был первым. Диаметр купола – 45 метров – это мировой рекорд в те годы. Фрески покрывают стены площадью четыре тысячи квадратных метров. Работу над ними начал Джорджо Вазари – знаменитый биограф художников. Флоренция хотела состязаться с фреской Микеланджело «Страшный суд», но росписи Вазари находятся в куполе и посетители церкви едва их видят.

Прошло больше ста лет с начала строительства. В 1418-м году церковь ещё не была окончена – у неё не было купола. Ни один средневековый мастер не знал как решить такую задачу. А потом появился Филиппо Брунеллески. Он был скульптором и архитектором. Его вдохновляли древние купола римского Пантеона и константинопольской Святой Софии. Так появился план работ. Брунеллески был к тому же инженером и изобретателем. Для возведения купола он построил особый кран, и это изобретение полностью изменило строительные методы.

Архитектор работал на заре Ренессанса, и сейчас его труд считается величайшим достижением той поры. Купол сам себя поддерживает: у него двойные стены – это новшество. В эпоху Возрождения купол играл ту же роль, что и башня в Средние века – это символ государственной власти. [T.10.DCXLIII]

 

 
     
 

Монастыри играли важную роль в войнах и защите территорий, но, прежде всего, в поддержании религиозного духа. Средневековые испанские замки и монастыри возводились для того, чтобы способствовать усилиям христиан сохранить власть над землями, захваченными у мусульман. [T.10.CLXXVI]

 

Первые каменные монастыри здесь стали сооружаться во второй половине XV века при господаре Стефане III, прозванном Великим. Это была эпоха непрестанной борьбы против надвигавшегося владычества оттоманской Порты, и поэтому монастыри служили не только оплотами религии, но и военными крепостями. Но, как это не раз случалось в смутные и тревожные времена средневековья, под защиту монастырских стен приходили мастера и художники, и постепенно крепости-монастыри становились своеобразными хранителями многих ремёсел и народного искусства.

В. САМОШКИН [A.352]

 

Могучие стены оберегали такие сокровища как монастырь Хора – оазис среди окружающего уныния. По мере того, как угасала надежда на возрождение империи, росла тяга к религиозной жизни.

Эрдин Гопче, музей Айя-София, Стамбул: «В последний период Византии, особенно в Константинополе, значительно возросло количество монастырей. Возможно, сказывалось безнадёжное положение империи: ведь все земли в Анатолии были потеряны. Как-то поддержать людей могла лишь религия и ещё воспоминания о славном прошлом». [T.10.LXXIV.1]

 

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…лишь один из многих признаков наступившего глубокого кризиса – в VII веке кризис объял Византию и снаружи, и изнутри. И тут вот она под давлением этих страшных обстоятельств, – если угодно, я могу чуть-чуть побольше об этом сказать, – преобразилась. Ну, вот, помимо славян, на Балканах появились, на Востоке, в 638 году новый враг – арабы, которые с неслыханной, потрясшей всех современников скоростью, отвоевали у Империи всю её восточную половину: Египет, Палестину, Сирию и т.д. И территория Империи резко сократилась, и Империю поразил внутренний кризис, тяжёлый. И археология показывает, что Империя сильно аграризировалась, она дезурбанизировалась, пришли в упадок даже те города, которые не были разорены варварами. Территория городов сокращается – археология показывает, что в Афинах, например, жизнь шла только на Акрополе, в Коринфе только в Акрокоринфе. То есть население жило в постоянном страхе, под защитой стен, и в значительной степени административная система рассыпалась. Вот этот был момент, когда пришлось признать очевидное – например, что Римская империя говорит по-гречески. Вот этот очевидный факт был признан только императором Ираклием в начале VII века, который перевёл делопроизводство на греческий язык. При том, что латынь уже, в общем, к концу VI века почти все забыли и так. Ну вот, надо было это признать. Ну, много культурных изменений в это время произошло. Люди перестали ходить в тогах, стали ходить в штанах, вместо сандалий стали ходить в сапогах, перестали бриться, стали ходить в бородах. Ну, и т.д., и т.д. Ну, много, много…» [P.97.148]

 

 
     
 

Для внешних поверхностей Ангкор-Ват Сурьяварману нужен королевский камень, тот, что будет сверкать на Солнце, отражая лучи своими фризами, портиками, лестницами, башнями и скульптурными фасадами. Потом латерит будет полностью облицован песчаником. По мнению Саймона Уорека (Simon Warrack, Stone Conservator) в этом прослеживается влияния Индии.

…система достигла передела своего развития.

Prof. John H. Stubbs, Columbia University: «Я думаю, что империя Кхмеров, подобно другим системам на пике своего могущества стала пределом вожделения для остальных. Впоследствии обстоятельства складывалось так, что его правителям не удалось её защитить. В результате она оказалась завоевана другими, соседними народами».

В 1431-м году город Ангкор был разграблен тайскими завоевателями. Год спустя король Кхмеров покидает его. На его жилища и дворцы наступают джунгли, каналы и дренажные системы постепенно забиваются илом и листвой. Город опустел, но вечный храмовый комплекс выстоял. В XV-м веке его превратили в буддистскую пагоду.

Simon Warrack, Stone Conservator: «Ангкор-Ват не был заброшен, возможно, именно из-за своей необыкновенной притягательности. Его размеры и величие естественным образом привлекали сюда людей. В ходе столетий у него были разные функции, как не только культового сооружения, но, так или иначе, люди здесь были всегда».

Созданная как Небесный Дом для повелителя кхмеров, работа его строителей до сих пор вызывает восхищение. Сюда приезжают миллионы туристов в год. Их желание побывать здесь не уступает интересу специалистов. [T.4.XLVIII.2]

 

…как и во многих других храмах индусов, пять башен Ангкор-Вата символизируют пять вершин священной горы Меру, которая, согласно древней традиции, была жилищем богов. Самая высокая башня достигает высоты Собора Парижской Богоматери. В общей сложности в центральную башню ведут десять лестниц. Это отличает Ангкор-Ват от предшествующих зданий. Все они, за исключением лестницы в центральном коридоре, очень крутые (57 градусов) и взбираться наверх сложно: это должно было напоминать о трудностях пути к Просветлению.

Ров символизирует Великий Мировой океан, он окружает двести гектаров земли, посреди которых величественно вознёсся Ангкор-Ват. Хотя теперь это буддистское святилище, изначально Ангкор-Ват был построен как индуистский храм в честь Вишну – бога, с которым был тесно связан Сурьяварман Второй.

внутри самой высокой (башни) из них располагалось центральное святилище, где король поставил Вишну. Золотая статуя, как бы, управляла всем храмом из этого замечательного места. Намного позже, когда кхмеры стали буддистами, Вишну заменило изображение Будды, которое стоит здесь по сей день.

В середине двенадцатого века, когда Сурьяварман Второй посетил почти завершённый шедевр, его жизнь и царствование подходили к концу.

Yul Kwon, host: «Правление Сурьявармана Второго считается расцветом Империи кхмеров. Ангкор-ват – это главный символ его династии. Дата его смерти точно неизвестна: он умер, по-видимому, около 1150-го года, незадолго до окончания строительства храма…»

Когда он упокоился в лучшем творении собственных рук, ему присвоили посмертное имя «Парамавишнулока», то есть «Вошедший в Небесные владения Вишну».

В наши дни Ангкор-Ват стоит, как прекрасный памятник былой славы Империи Кхмеров и источник национальной гордости Камбоджи. Будучи Памятником всемирного наследия ЮНЕСКО, он привлекает миллионы туристов со всего мира. [T.10.CDIV.1]

 

 
     
 

…храмы и монастыри строили для обслуживания караванных путей сначала византийские греки (в период с VI по X век), а позже грузины X XIII веках). Жёсткой метлой прошлись в XIII веке по предкавказским степям татаро-монголы. Города превратились в степную пыль, оседлое население исчезло на века. Татаро-монголы перекрыли все торговые маршруты по рекам Большая Лаба, Кубань и Терек, вынуждая грузин прокладывать новый маршрут в обход татаро-монгольских застав: через горы из Аварии в Ингушетию, по Ассе и Фортанге.

В 1453 году Византию завоёвывают турки. Позже они разорят и Закавказье. Тысячелетняя история Великого шёлкового пути на Кавказе закончилась. Монахи ушли, храмы осиротели.

Христианские названия храмов в Карачае, Ингушетии и Дагестане утрачены. Это говорит о разрыве преемственности в развитии культуры и религии. И такой разрыв я объясняю сменой этносов. Причём сменой быстрой, произошедшей в результате военного конфликта. Такая смена, по моим представлениям, свершилась в позднем Средневековье, когда на Северном Кавказе шла массовая миграция степняков в горы, сопровождаемая их переходом к оседлости. Об этом говорят памятники архитектуры, большинство которых датированы XVII XVIII веками.

В. КУЗЬМИН [A.258]

 

…шахматные фигуры дают представление о характере архитектуры давних времён, о стилях и течениях в искусстве, даже о политических событиях. Например, ладья на протяжении тысячелетий изображалась то индийской колесницей – ратхе, то гигантской птицей Рух из восточных сказок, то традиционным русским судном – ладьёй. Но чаще всего она символизировала таран, стенобитное орудие, и, наконец, башню, крепость, замок.

Гасан Азиз-оглы ГАСАНОВ [A.293]

 

…ещё одна неприступная твердыня Бакинской крепости – Девичья башня – один из символов города Баку, один из самых величественных и загадочных памятников Азербайджана. Башня стоит на выступе береговой скалы и на протяжении многих лет была наивысшей точкой города Баку. Легенд о Башне ходит немало…

Рена РЗАЕВА, директор музея «Дворец Ширваншахов»: «Это башня так называемой «пассивной обороны», потому что башни, у которых имеются машикули на верху – это башни «активной обороны», то есть, оттуда мог идти обстрел. А эта башня гладкая, здесь нет машикулей.

…возникает вопрос: «Почему колодец выдолблен в стене третьего этажа этой башни?» – ответ тут же – если вдруг враг займёт первый этаж, чтобы он не мог отравить воду». [T.18.XXVIII]

 

 
     
 

Prof. Fathali M. Moghaddam, Georgetown University: «Диктатор занимается устрашением граждан до тех пор, пока не создаст у населения чувство коллективной беспомощности. В конце концов, ужас перед тираном разрастается до такой степени, что люди не хотят и не могут противостоять режиму».

При Пиночете тысячи людей пропадали без вести. Они исчезали, и родные ничего не знали об их судьбе. В результате население стало боязливым и пассивным.

Prof. Timothy D. Snyder, Yale University: «Главное – внушить людям страх выделяться. Нужно добиться того, чтобы народ бездействовал – пусть просто живут. Страх не походить на других – основной союзник тирании – он ведёт к конформизму».

Диктаторы используют страх перед физической расправой, пытками, тюрьмой и казнью, чтобы усмирить народ. Люди начинают подозревать, что за каждым их шагом следят и каждое слово слышат. Диктатура строится и на тревоге людей о своих близких: пострадаешь не только ты – они придут за твоими друзьями и родственниками. На тебя давят со всех сторон, чтобы ты молчал. [T.21.CXXV.1]

 

 
     
 

Отъезд Менелека в Эфиопию – последняя ссылка, которую любой из религиозных источников делает на царицу Савскую. После этого она просто исчезает. Её город продолжал существовать в течение ещё полутора тысяч лет, до шестого столетия нашей эры.

Nicolas Clapp, Author, «Sheba»: «Конец Савской культуры совпал с распространением христианства. А для христианства были теперь характерны похороны, а не кремация. Важной частью кремации было курение ладана на погребальном костре. Например, мы знаем про жену Неро Поппею, после смерти, которой Неро в течение года израсходовал весь ладан Аравии для её похорон. Так что с распространением христианства и похорон, а не кремации, спрос на ладан только упал».

Без прибыли от ладана Мариб начал медленно умирать. Такое бедственное поражение.

Nicolas Clapp, Author, «Sheba»: «Заключительным ударом стало то, что их большой ресурс сельского хозяйства было погублено крушением большой дамбы. Они в значительной степени вышли и из этого бизнеса, вероятно приметно через год. И это было концом».

Огромные поля, которые когда-то кормили пятьдесят тысяч человек, превратились в пустыню. Мерцающий Оазис Мариб превратился в мираж. [T.13.X]

 

 
     
 

Dr. Kevin-John McIntyre: «Самые ранние бронзовые сосуды по форме напоминали кухонные глиняные горшки, но в них не только готовили еду. При императорском дворе этой посуде придавалось воистину мистическое значение. Из драгоценной бронзы китайцы отливали огромное количество обрядовых сосудов, в них приносили пожертвование богам: и пищу, и вино. Искусно украшенные изделия символизировали божественную власть китайских императоров, которых, спустя столетия, назовут Посланниками Неба. Керамику изготовляли по технологии, существовавшей для бронзового литья. Рука мастера превращала глиняные болванки в произведения искусства. Лишь процветающая империя могла иметь возможность производить такое количество изделий из дорогостоящей бронзы. В 771 году до нашей эры феодальный Китай распался на множество мелких государств. Тогда бронзовые сосуды утратили своё символическое значение, и бронзовое литье стало китайцам не по карману. Таким образом, роль священного символа в Китае перешла к керамике». [T.10.LXXXIV.2]

 

Великий Хан (Чингисхан) объединил племена и народы, живущие в войлочных шатрах в армию, которая впоследствии завоевала полмира. Но Монгольская империя не пережила и трёх поколений. Монголы были хорошими воинами, но никудышными правителями. К тому времени, когда внуки Чингисхана пришли к власти, Монгольская империя уже начала распадаться из-за междоусобной борьбы, интриг и безрассудной растраты наследия предков. [T.17.XVI.1]

 

 
     
 

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Возможно его пирамида была более грандиозна чем мы представляем. А версия о том, что Джедефра злодей, чью пирамиду разрушили потомки, лучше поскорее забыть».

Слой за слоем археологи отвергали мифы. Раскрывая истинную историю царствования великого фараона. Но что же произошло в конце? Кто разрушил великую пирамиду? Ответ можно найти в скромном амбаре около Гизы.

Dr. Peter J. Brand: «Я держу в руках молоток из твёрдого дерева. Подобными орудиями пользовались в то время, но, как заметил доктор Володжа, им не строили пирамиду Джедефры, им её разрушали. Он относится к римскому периоду или принадлежал каменщикам, которые пришли, чтобы разобрать пирамиду и увезти материалы».

Это поразительный ответ на вопрос, который ставил в тупик поколения учёных. Спустя 25 веков после завершения строительства римляне вторглись в Египет. Последний фараон Египта – Клеопатра – стала наложницей Цезаря. Так она смогла ненадолго обеспечить независимость страны. Но после смерти Цезаря его наследник Октавиан покоряет Египет, он становится римской провинцией. Римляне использовали ресурсы покорённой страны. Абу-Роаш стал источником обработанного камня. Его было так много, что даже спустя десятилетия римляне не смогли забрать всё. А местные купцы вплоть до XIX-го века по кускам завершали работу римлян, подавая камень в Каир.

Dr. Peter J. Brand: «Есть свидетельства, что к началу XX-го века ежедневно от пирамиды шли 300 нагруженных камнем верблюдов».

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Пирамиду разрушили не при царствовании Джедефры, а намного позже. Каждый день материал отсюда шёл на строительство зданий в Египте».

К концу XIX-го века почти весь материал пирамиды стал основой для растущих египетских городов. А через несколько лет французский египтолог Эмиль Шесинат организовал раскопки. И он, желая заполнить белые пятна в истории и скрыть своё недопонимание, придумал собственную версию. Он счёл, что камни были вывезены тысячи лет назад. Так родился миф. [T.11.I]

 

 
     
 

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Нефертити – самая значительная царица Египта».

Но то, что произошло с Нефертити, – одна из неразгаданных тайн Египта.

Построенная за несколько лет, Амарна стала первый запланированным поселением в истории человечества. Хотя город и изображался в идиллическом виде, Амарна была построена с более мрачной целью. Окружённая утёсами с трёх сторон и Нилом с четвертой, Амарна была цитаделью. Из этого бастиона царская чета начала революцию. [T.12.LXI]

 

Dr. Barry Kemp, University of Cambridge, Director Amarna Project: «Эхнатон повелел, чтобы Атон, прежде бывший второстепенным богом Солнца, теперь стал одним истинным богом для египтян. С этого момента солнечный диск Атон должен был почитаться единственным творцом всего живого. Это решение в известном смысле уничтожает не только Фивы, но и весь пантеон богов. Это огромный знаковый шаг Эхнатона. Поэтому позже он стал непопулярным, но знаменитым для нас».

Эхнатон, имея в своём распоряжении самую сильную армию, придерживался миролюбивой политики. Это вызвало ряд восстаний в подвластных ему странах и началось ослабление всей империи. На момент смерти Эхнатона в 1336 го до н.э. после 17 лет правления страна пребывала в хаосе. И затем к власти пришёл девятилетный фараон Тутанхамон. [T.12.III]

 

Prof. Antonio Loprieno, University of Basel: «Можно сказать, что Эхнатон сделал всё, чтобы уничтожить наследие своего отца. К концу его правления Египет, когда-то бывший сильной державой на международной арене, был на грани кризиса».

Только личная харизма фараона поддерживала его мечту. Но в 1336-м году до нашей эры Эхнатон умер. Со смертью Эхнатона исчезла движущая сила культа Атона. В горах вокруг Амарны были остановлены работы над гробницами придворных.

Nicole Douek, BA, Ancient History and Egyptology from University College, London: «Все гробницы в Амарне незакончены и пусты. Некоторые фрески так и не завершены. Как будто рабочие услышали о смерти царя и сразу же получили приказ бросить инструменты и уйти».

После смерти Эхнатона в Египте снова взяли верх традиционные силы. Придворные, художники и даже жрецы, ещё недавно преданные Атону, потянулись в Фивы. Им нужен был порядок, спасение от хаоса, который вот-вот мог поглотить Египет. Всего 20 лет спустя Амарна, место великого эксперимента фараона, была покинута. [T.10.XCII.2]

 

 
     
 

Как долго могла просуществовать империя, основанная на угнетении и гонениях? Эхнатон провозгласил себя всемогущим. Не угрожали ли ему зависть и предательства со всех сторон? В хвалебных песнях пели: «Ты живой образ Атона». Но что на самом деле думали его подданные? Это Эхнатона не интересовало. Надменный и горделивый, он требовал поклонения. Недоступный и потому обречённый на провал.

Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Весь город Эль-Амарна подлежал уничтожению после Эхнатона. Потому что каждый египтянин поклонялся Атону через него. Лучи Солнца направлены к Эхнатону, следовательно, Эхнатон был единственным связующим звеном между Атоном и людьми. Со смертью Эхнатона связь прервалась. Вот посему Эль-Амарна была больше не нужна».

…здесь иконоборцы оставили свои метки. В убранстве стен есть огромные пробелы. Нет и намёка на фигуру царя, и даже его имени. Когда-то Амон был царём богов. Под его покровительством новый правитель Хоремхеб ликвидировал из анналов истории царей эпохи Амарны. В Карнаке Хоремхеб возвёл огромные строения в честь Амона. Весь Храм Атона был замурован внутри них, его кладка использовалась как наполнитель. Реконструкция стен храма является практически неразрешимой задачей для археологов. [T.12.XXXVI]

 

Prof. Jerome C. Rose, University of Arkansas: «Самое интересное, что мы нашли свидетельства анемии. Над глазницами видны кораллообразные наросты и расширение глазниц. Это симптомы анемии. Анемия могла быть вызвана недостатком железа в организме, паразитами, хроническими или инфекционными заболеваниями».

Но ещё более удивительно, что у детей, родившихся в Амарне, анемия наблюдается гораздо чаще.

условия жизни были значительно хуже для детей, родившихся здесь, чем для взрослых, родившихся в других местах. Свидетельствует ли высокий уровень анемии в купе с высоким уровнем смертности о кризисе среди населения. После года исследований у Джерри Роуза появляются мысли о вероятности какого-то нового заболевания, эпидемии, уничтожившей всё население Амарны. Это предположение подкрепляется высоким уровнем смертности среди самых молодых и сильных жителей Амарны. [T.13.XXXVI]

 

 
     
 

…одним из таких Мессий-самозванцев мог быть и Симон из Переи.

Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «Он короновался, вернее, он объявил себя царём. А по иудейской терминологии, если ты объявляешь себя царём, это значит, что ты называешься Избавителем Израиля – Мессией».

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о том, как Симон поднял восстание, не увенчавшееся успехом. Оно случилось в 4-м году до нашей эры в Иерусалиме, во время празднования Песаха (Пасхи). В Пирее Симон – один из царских рабов – счёл, что его красота и величественная стать позволяют ему короноваться. И после этого он поджёг Иерихонский дворец.

Иосиф Флавий уделяет истории Симона больше внимания, чем уделит истории Иисуса. Его свидетельство может быть единственным письменным подтверждением существования обоих личностей в то время. Что же касается физического доказательства, то для Иисуса его нет.

Prof. Byron R. McCane, Wofford College: «…и ключевое археологическое доказательство будет находиться в сожженном слое. Когда здание уничтожено огнём, это оставляет следы в археологической стратификации». [T.21.XV]

 

Второго августа римские солдаты штурмовали стены Иерусалима. Защитники города отступили в район Храма, здесь они и погибли от рук римлян. Легионеры безжалостно разграбили Храм Иеговы и забрали его святыни в качестве трофеев. Разорив Храм, римляне подожгли его. «Дом Божий» сгорел дотла в пламени страшного пожара.

«Словно вся Храмовая Гора кипела до самого основания», так очевидец этих событий описывает пожар. Это был иудей по имени Иосиф Флавий, поступивший на службу Римской империи. Его подробные воспоминания о последних днях Иерусалима, это волнующее свидетельство давней трагедии.

В хаосе, учинённом захватчиками, никому и ничему не было пощады. Даже руины Храма сбросили с вершины холма. С этого времени у Иеговы не стало Святилища… [T.10.CLXV]

 

Dr. Alexander MacGillivray: «…такая температура для непромышленного пожара просто невероятна. Им было не интересно это произведение искусства, покрытое золотом и сделанное из самых дорогих материалов того времени. Они жаждали разбить его на кусочки, потому что им не нравилось то, что изображала статуэтка».

Ярость и ненависть при его разрушении можно объяснить только тем, что Курос из Палёкастро (Palaikastro) был статуей минойского бога. [T.10.CXXXIII]

 

 
     
 

Евгений ЧЕРЛЕНОК, кандидат исторических наук: «…мы здесь сталкиваемся впервые с тем, что называется «общественная» или «монументальная» архитектура. Эти коллективы стали способны на создание очень сложных построек, которые раньше не могли быть сделаны.

В Иерихоне была обнаружена первая, по сути дела, в истории человечества стена каменная и башня (185 kB). И вот эта стена и башня – это то, что позволило в своё время Кеньон (Dame Kathleen Mary Kenyon), которая копала этот памятник, говорить о том, что она раскопала первый в мире город.

Башня сохранилась на высоту восемь с половиной метров, диаметр её десять метров. Внутри у неё есть коридор, который ведёт наверх, с лесенками.

Зачем нужно было тратить огромные усилия на строительство этих стен, этой башни?

Кеньон считала, что это оборонительные сооружения: переход к производящему хозяйству сделал это поселение очень богатым, и поэтому нужно было огородиться от окружающего мира.

Сейчас по поводу башни нет однозначного мнения, потому что очень многие считают, что это не оборонительное сооружение: оно находилось внутри городских стен. Предполагается, что это, возможно, какое-то культовое сооружение – платформа, на которую люди забирались.

В общем-то заставить людей работать могли только две вещи – прямая опасность и религия.

Башня существовала довольно долго – на протяжении около тысячи лет, и постепенно зарастала культурным слоем и потом перестала функционировать». [P.125.156]

 

 
     
 

В сентябре 70-го года нашей эры Тит берёт город приступом. После отчаянного сопротивления Иерусалим сдаётся. Большую часть города сжигают дотла, а легендарные сокровища храма привезут в Рим.

Prof. Ray Laurence, University of Birmingham: «Количество денег, хранившихся в закромах Иерусалима было огромным. В манускриптах описано, как в Рим шла целая вереница телег, гружёных трофеями. Все налоги, уплаченные иудеями Храму за многие годы, были теперь в руках Веспасиана».

Солдаты привели в Рим десятки тысяч пленных евреев. [T.10.XCVII.1]

*

Эпидемия чумы, голод, а также борьба за трон и коррупция в армии привели к ослаблению изолированного королевства вестготов. Уже в 672 году на Испанских берегах высалились враги, которые нанесли ослабевшему королевству последний удар. С именем Аллаха арабские конные армии захватили Испанию. Под предводительством Тарика в 711-м году они победили последнего вестготского короля при Херес де-ла Фронтера. Для Толедского королевства пробил последний час. Жители метрополии спасались бегством. Архиепископ бежал в Рим. Даже некогда захваченный в Риме трон Соломона из сокровищ Иерусалимского Храма попал в руки арабов. [T.10.XCIII]

 

За гробницей начинается восхождение на горную цепь армянского Тавра. Нимруд даг чётко выделяется на фоне других гор геометрической правильностью своих очертаний. Восхождение очень сложно и утомительно. Жара сбивает дыхание, камни обрываются вниз с узкой тропинки. И вдруг за очередным поворотом показывается святилище, величественное даже сейчас, через две тысячи лет. Под сверкающим белым конусом пирамиды сидят на верхней террасе пять статуй. Только у одной из них сохранилась голова. Это счастливая Фортуна. Остальные статуи потеряли головы; за две тысячи лет землетрясения неоднократно заставляли вздрагивать вершину горы, воины чужих армий старались разрушить непонятное, а потому враждебное святилище.

*

Существует закономерность: пока государство сильно, неприступные твердыни ему не нужны, соседи не смеют напасть на него. Когда же государство слабеет, никакие крепости не могут долго держаться. И как бы ни были отважны их защитники, как бы ни были полны кладовые и глубокие колодцы, пройдёт месяц или год, и – в результате слабости, предательства, подкопа, взрыва – крепость обязательно падёт. Пала Рязань под натиском Батыя, пали Вавилон, Иерихон, не выполнили своих функций линия Мажино и линия Зигфрида…

Кир БУЛЫЧЕВ (Игорь Можейко, доктор исторических наук) [B.54.12]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

ДАЛЕЕ