ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XII. Messier; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы). |
||||||
Messier (Мессия) |
||||||
messias, ae m церк. мессия. [B.33]
messor, ōris m [meto I] косец, жнец С etc.; сборщик урожая (плодов) РМ. [B.32]
messio, ōnis f [meto I] 1) косьба, жатва, уборка (irumenti Vr; hordei Vlg); 2) перен. погибель (veniet tempus messionis, sc. filiae Babylonis Vlg). [B.32]
messis, is f (apx. acc. im) [meto I] 1) жатва, уборка, сбор урожая: messem facere Cato, Vr, Col etc. жать, убирать урожай; per messem РМ etc. во время жатвы; adhuc tua m. in herbā est погов. O = ты далёк ещё от цели; măli messem metĕre погов. Pl = быть жертвой неблагодарности; 2) сбор мёда V; 3) время жатвы, т. е. лето: si frigus erit, si m. V зимой ли, летом ли; 4) год (sexagesima M; decuma Pt); 5) кровавая жатва, т. е. массовые убийства, избиение (Suliani temporis m. С). [B.32]
meso-nauta, ae т (греч.) месонавт, матрос, подававший такт гребцам и находившийся между ними и рулевым Dig. [B.32] *(μεσονάυτα)
|
||||||
( מָשִׁיחַ ) [māšîaḥ] помазанник (чаще всего – избранный Богом царь Израиля); Мессия [B.18]
…еврейского понятия «Мессия» (арамейское מישחא , древнееврейское משיח ). К нему близко по смыслу широко употребляемое в христианской традиции наименование «Спаситель» [B.38]
( מֽשַׁח ) – масло. Ср. ивр. ( מָשַׁח ) – помазывать [B.16]
( מָשַׁח ) мазать маслом, помазывать [B.18] ( שֶׁמֶן ) масло [B.18]
|
||||||
МЕССИЯ, Христос (от др.-евр. машиах, букв. – помазанник; в пер. на греч. – Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом «спаситель»…
Луксорский храм …на одной из панелей изображён языческий бог Гор. Это очень важное божество, оно также родилось в этом помещении. В текстах, которые сопровождают изображения Гора – Солнечного Бога защиты, Харпур (Prof. Tom Harpur, Author «The Pagan Christ») обнаружил упоминания о Добром Пастыре, Агнце Божьем и Сыне Человеческом – всех известных библейских наименованиях Иисуса. Он обнаружил сто восемьдесят сходств между Гором и Иисусом Христом. Гора также называют Кристос или Аюса, его матерью является богиня Изида [T.23.I]
Птолемей IV Филопатор вооружил для войны с Антиохом туземные отряды, которые приписали себе влияние на его победу при Рафии и стали помышлять о собственном царе. Возможно, что начавшийся с этого царя упадок македонской династии и внешние неудачи подействовали ободряющим образом на националистов, кадры которых успели к этому времени пополниться продуктами смешанного населения, всё более и более втягивавшегося в местные интересы и туземную культуру. И вот, при Филопаторе вспыхивает восстание, упорное и кровопролитное, описание которого, к сожалению, потеряно у Поливия. Но из документов мы узнаем, что в Фивах на рубеже III и II столетий появляется туземная династия, по годам царей которой Гармахиса и Анмахиса, современников Эпифана (а может быть, частью и конца царствования Филопатора), датировано значительное количество демотических контрактов, происходящих из Фив. Ревилью, которому принадлежит несомненная заслуга открытия этих имён, пытается привести их в связь с патриотическими пророчествами, вычитанными им в так называемой «демотической хронике», которая, по-видимому, представляет объяснение оракула времён Александра Великого и в которой правоверная партия ждёт какого-то Мессию – избавителя из Эфиопии, находившейся под властью туземных фараонов. Может быть, как предполагает Шпигельберг, эти цари были эфиопами, получившими признание в Карнакском храме Амона. Вероятно, и в других областях Египта появились номархи («династы» у Поливия), мечтавшие об изгнании греков. Смуты продолжались до конца царствования Филопатора и остались в наследство его малолетнему сыну Эпифану. О судьбе их повествуют нам сами египетские жрецы, собравшиеся в-9-й год царя (196) в Мемфис на его коронацию (αναχλητερια), справлявшуюся по древнеегипетскому обряду, и составившие здесь в честь его почетный декрет вроде Канопского. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
|
||||||
Спаситель 1) servator, conservator; salutis auctor; liberator; vindex (изъ затрудненiй и опасности); с. жизни salutis или vivendi auctor; мой с. salutis meae auctor: capitis mei servator; аѳиняне наградили с-ля Грецiи Athenienses eum qui Graeciam liberaverat, praemio affeceruut. 2) о Христѣ salvator (y отц. церкви). [B.39]
|
||||||
Понятие о предопределении непосредственно выливается в общую проблему о мессианстве. Каждый человек, воплощаясь на земле, должен исполнить ту или иную очередную работу, выполнить те или иные задачи; эта миссия носит различный характер в зависимости от степени развития человека. Иначе говоря, явления Мессий и течение мировой жизни между собой неразрывны. Столько, сколько жизнь вырабатывает подлежащих синтезированию аспективных комплексов элементов, и только столько, может быть синтезов, а следовательно Мессий. Планетная история человечества в силу этого и делится на отдельные циклы, каждый из которых независимо от других познает в свойственном ему аспекте Абсолютное Синтетическое Учение, а потому имеет своего собственного Мессию; каждый Мессия, как синтез исканий, стремлений и томлений духа всех поколений людских целого цикла, является по отношению к ним Адамом Кадмоном. В. ШМАКОВ [B.24.1]
|
||||||
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…её звали Семела, а отцом её был царь по имени Кадм. Семела – это земля, конечно. Это слово однокоренное: семела, семла, «земля» на некоторых балтийских языках и «земля» на всех славянских. Видимо, богиня земли. А слово «кадм» вообще замечательное. Кадм – имя бога. На иврите есть слово «кедем», что означает «восток», одновременно «восток» и «перед». Есть в каббале такой персонаж, его называют Адам Кадмон, как бы некий первочеловек, нерасчленённое человечество. Это то состояние, в котором человечество было до разделения, и то, к которому оно должно стремиться, – обрести состояние единства. Сейчас же человечество разрознено, оно в идеале должно сплотиться, «когда народы распри позабыв…». То есть Адам Кадмон – образ знакомый не только евреям, но и грекам. Этот Кадм, «древний», видимо, а, может быть, говорит его имя и о том, что он пришел с востока, а его дочерью является Семела-земля». [B.141.22] * ( קָדָם ) перед [B.16] ( קַדֽמָי ) первый [B.16]
|
||||||
…одним из таких Мессий-самозванцев мог быть и Симон из Переи. Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «Он короновался, вернее, он объявил себя царём. А по иудейской терминологии, если ты объявляешь себя царём, это значит, что ты называешься Избавителем Израиля – Мессией». Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о том, как Симон поднял восстание, не увенчавшееся успехом. Оно случилось в 4-м году до нашей эры в Иерусалиме, во время празднования Песаха (Пасхи). «В Перее нашелся некто Симон, один из царских рабов, который, надеясь на свою красоту и высокий рост, напялил на себя корону. Собрав вокруг себя разбойников, он рыскал по открытым дорогам, сжег царский дворец в Иерихоне…» (Иудейская Война. Книга 2, 4) Иосиф Флавий уделяет истории Симона больше внимания, чем уделит истории Иисуса. Его свидетельство может быть единственным письменным подтверждением существования обоих личностей в то время. Что же касается физического доказательства, то для Иисуса его нет. [T.21.XV]
…но правитель должен был заниматься не только стрельбой из лука и ездой на колеснице. Взяв на себя роль фараона, Тутанхамон должен был принять его священные обязанности. Существовал целый список таких обязанностей. Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Чтобы быть подобием бога на земле, фараон должен был исполнять тринадцать обязанностей. Строить храмы в честь богов. Подносить им дары. А также объединять земли Египта и крушить его врагов…». В этом же списке есть и командование армией… [T.12.LXII.1]
|
||||||
…но Кир был не таким как прочие цари: он не обращал побеждённых в рабство. По меркам древнего мира – дело неслыханное. Prof. David Stronach, University of California, Berkeley: «Он признавал за побеждёнными право на собственную веру и не препятствовал оправлению их религиозных культов». Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «В 539-м году до нашей эры Кир взял Вавилон, но не как захватчик, а как освободитель, вызволивший народ из-под ига тирана. Он совершил неслыханное – освободил евреев из плена, в котором они пребывали с тех пор как Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм. Кир их освободил. Говоря сегодняшним языком, Киру было нужно буферное государство между его империей и его врагом – Египтом. Ну и что? Главное – что подобного никто не делал до него, и очень немногие после. Не зря же в Библии он единственный из неевреев назван «Машиахом» – «Мессией» (Ис.45:1). [T.10.XXXII.2]
…пророк вещал до прибытия Кира, а потому совпадения эти ещё знаменательнее и являются интересным свидетельством настроения двух элементов вавилонского населения. Но если в устах иудея необычайные прославления Кира естественны и понятны – он надеялся получить свободу, то для вавилонского жреца они являются недостойной лестью завоевателю родного города… Если Вавилон не лишился своих прав, то другие города и народы, благодаря мудрой и гуманной политике Кира, вернули многое из утраченного и даже частью были реабилитированы. Манифест ясно говорит о возвращении богов в их города, причём не обойдены даже древний Ассур и затигрские города; возвращение иудеев было частным случаем этой общей меры Кира. Книга Ездры (6, 3 – 5) сохранила нам подлинный указ Кира, данный в Экбатане в первый же год его вавилонского царствования, т. е. в зиму, следовавшую за коронацией Камбиза; в этом указе разрешается строить храм по предписанным размерам и повелевается вернуть похищенные Навуходоносором храмовые сосуды. Таким образом, было продолжено начатое Эвиль-Меродахом возрождение иуды в связи с общей политикой Кира. Вместе с храмом и сосудами Иерусалим получил и туземного правителя, потомка давидовой династии Шешбацара, которому однако не дали полного царского титула, а только княжеский, и который подчинён наместнику «Заречной области». Вероятно, Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разжалованный ещё Асархаддоном и с тех пор не восстановленный, по крайней мере теперь снова в нём появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикиян, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение как база для операций против единственного оставшегося государства – Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и наполняться финикийскими матросами. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
Правитель вавилонской провинции к востоку от Тигра восстал и двинулся на столицу. Белшазар, сын царя и его соправитель, пал в битве. Вавилон перешёл в руки врагов, и персидский царь Кир почти без борьбы присоединил всё вавилонское царство к своим владениям. Жителям Ура казалось, что для них теперь всё кончено. Враг, против которого возводились укрепления города, восторжествовал. А самое страшное, победители поклонялись своим богам, а не тем, что стояли в городских храмах. Что теперь станет с Уром? Но случилось неожиданное! Когда мы вели раскопки большой стены теменоса времён Навуходоносора, нам попались опорные камни двери, всё ещё покоившиеся в своих кирпичных основаниях, устроенных для того, чтобы земля не попадала под дверную ось. На кирпичах стояла надпись Кира. Новый правитель отремонтировал внешнюю стену храма Нанна, и он же, как мы в этом убедились, в последний раз восстановил Энунмах, общее святилище Нанна и Нингал. Надпись на кирпичах выдержана в традиционном стиле. Она начинается словами: «Великие боги отдали в мои руки все земли. Бог… повелел мне построить ему дом в Иерусалиме», – сказано в ветхом завете. Пленным евреям подобный акт милосердия показался чудом, но в действительности он был только частным проявлением общегосударственной политики Кира, будь то Иегова или Нанна, – это его мало заботило. Главной задачей Кира было умиротворить покоренные народы, угождая их национальным суевериям. Так, благодаря веротерпимости и великодушию персов храмы Ура были спасены от уничтожения. Леонард Вулли [B.156.1]
|
||||||
Скорее всего, выбрав для крещения эту сторону (восточную) Иордана, Иоанн руководствовался стратегическими соображениями. Он защищал себя от иудаизма, который в первом веке до нашей эры исповедовали многие сообщества Палестины. Евреи были гораздо меньше восприимчивы к новой вере, чем набатеи, населявшие восточный берег Иордана. Набатеи так же верили в непорочное зачатие их богов, и они уже тогда устраивали трапезы, на которых сам царь служил двенадцати своим гостям. [T.10.LXXVII.1]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «В раннехристианской проповеди естественно тоже арамейский язык вовсю уже использовался и существовал. Постепенно возникают под влиянием христианской проповеди в Месопотамии сироязычные христиане – отдельный такой сегмент, который впоследствии стал называться mšiḥāyē suryāyē, то есть, христиане от слова «мшиха» – «помазанник», «сурьяйя» – говорящий на армейском языке. И до сих пор они так себя и называют. Важным моментом является то, что именно в Антиохии – в столице эллинистической Сирии впервые стали употреблять слово «mšiḥāyē», то есть, признающий Иисуса Христом / Помазанником / Мессией». [P.125.75]
Латинский язык оказал влияние и на словообразование греческого языка; некоторые латинские суффиксы вошли в употребление в греческом, и через это получались слова с греческим корнем и латинским суффиксом. В Новом Завете таковы слова на -ιανος – -ianus: Ήϱῳδιανοί от Ήϱῲδης приверженцы Ирода, Χϱηστιανοί или Χϱιστιανοί от Χϱηστός или Χϱιστός христиане. Профессор С.И. Соболевский [B.175.1]
Но тут возникает вопрос: можно ли вообще верить Тациту, когда он пишет, что в Риме жило много христиан, называвшихся так по имени Христа? Сомнения тут вполне закономерны. Известно, что в первом веке нашей эры приверженцы Христа ещё не назывались христианами, а, как мы помним, пожар Рима имел место в 64 году нашей эры. В «Деяниях апостолов» (11:26) мы читаем, что название – или прозвище – «христиане» придумали язычники – жители Антиохии, славившиеся своей насмешливостью. Как оно возникло? Оказывается, «Христос» – это греческий эквивалент еврейского слова «мессия», что значит «помазанный», «намазанный». Людям тогдашнего эллинского мира этот эпитет в применении к приверженцам какого-то Христа казался смешным и нелепым. Сами они намазывались благовониями исключительно из гигиенических или медицинских соображений, это была повседневная косметическая процедура, наподобие нашей чистки зубов, например. Таким образом, прозвище «христиане» значило: «те, кого натирают мазями». Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому прозвищу и сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли «святыми», «братьями», «избранными», «сыновьями света», «учениками», «бедными» и чаще всего «назореями». …по свидетельствам некоторых отцов церкви, что долгое время последователей Христа называли исключительно «назореями». Следовательно, в 64 году нашей эры в Риме не было «христиан», как их называет Тацит. Назореи составляли, правда, отдельную секту, но не порывали с иудаизмом. Они считали себя правоверными иудеями и отличались от своих собратьев лишь своим убеждением, что предсказанный библейскими пророками мессия уже явился в образе Иисуса Христа. Неудивительно, что римляне не отличали христиан от иудеев, о чём свидетельствует, в частности, запись Светония… Зенон КОСИДОВСКИЙ [B.177.1]
|
||||||
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…кроме всего прочего, этот текст интересен естественно тем, что греческий и чисто индийский правители, и народы находятся в тесном взаимодействии. Во-вторых, мы видим, что посол Гелиодор был почитателем Васудэвы. Он так и назван «бхагаватом»: «бхагават» – этот тот, кто почитает Бхагавана, то есть, Единого Бога. Гелиодор, сын Диона, был почитателем Васудэвы. И Касипутра именуется «Самкасам-рано», то есть, «Царь-спаситель», чату дасена раджена. То есть, опять же, земной царь – он спасает свой народ. Нередко цари Селевкиды добавляли к своему имени слово «сотер» – «спаситель». Но здесь мы видим, что это и индийская традиция, и она тоже с чем-то связана и в чём-то коренится. И мы понимаем, что в этом очень странном отношении Верховного Бога и человека, как Васудэва из рода вришнийцев, который одновременно – Бог богов, Высший бог, Всебог, в нём заложена какая-то тайна». [P.125.597] * sōtēr, ēris m (acc. ēra) (греч.) спаситель, избавитель C, Eccl. [B.32] * I σωτήρ, ῆρος adj. 1) спасательный (ναὸς πρότονος Aesch.); 2) спасающий, охраняющий (γονή Aesch.): τιμὰς σωτῆρας ἔχοντες Eur. чтимые как избавители (от морских опасностей), т.е. Диоскуры. [B.169] II σωτήρ, ῆρος ὁ спаситель, избавитель или хранитель, покровитель: σ. τινος HH, Her., Aesch. хранитель (покровитель) кого(чего)-либо или Soph., Eur. спаситель (избавитель) от чего-либо; Ζεὺς σ. Pind. Зевс-хранитель; τρίτον σωτῆρι σπένδειν Pind. (согласно традиции) третью чашу поднимать в честь хранителя (Зевса); τὸ τρίτον τῷ σωτῆρι погов. Plat. третий раз во спасение (ср. «бог троицу любит»). [B.169]
|
||||||