ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XII. Messier 2; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы). |
||||||
Messier 2 |
||||||
Chrīstus, ī m (греч. «помазанник») Христос Т, PJ, Eccl. [B.32] * Χριστός ὁ Христос, «Помазанник» NT, Anth. [B.169]
chrīsma, atis n (греч.) культ. помазание Eccl. [B.32] * χρῖσμα и χρῖμα, ατος τό [χρίω] 1) мазь, масло…; 2) известка или штукатурка…; 3) культ. помазание (χρῖσμα ἔχειν ἀπό τινος NT). [B.169]
chrīsmo, —, —, āre культ. помазывать Eccl. [B.32]
chrīstiānitās, ātis f 1) CTh = christianismus; 2) христианское духовенство CTh. [B.32]
ēripio, ripuī, reptum, ere [e + rapio] … 4) спасать, избавлять (aliquem ex mediā morte и a morte C; a miseriā C; e. aliquem poenae Pt); освобождать (e. alicui dolorem, errorem C): lupo agnum e. погов. Pl отнять ягнёнка у волка (о невозможном); e. alicui timorem C избавить кого-либо от страха; e. fttgam V поспешно обратиться в бегство; e. se ex manibus hostium Cs вырваться (освободиться) из рук врагов…
verbi-gena, ae f [gigno] рождённый словом, т. е. Christus Eccl. [B.32]
|
||||||
…первыми «Свидетелями Господа» были апостолы, пострадавшие все как один за своё свидетельство, и мученики. Слово «мученик» по-гречески и по-латыни так и звучит – «свидетель». Первомученик – апостол Стефан – как пишет евангелист Лука, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на Небо увидел Славу Божию и Иисуса, стоящего справа от Бога, и сказал: «Вот я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Стефан наяву увидел то, что снилось великому пророку Даниилу за шесть веков до Вознесения Христова.
martyr, yris m, f (греч. «свидетель») мученик, мученица Vlg, Eccl: martyres non facit poena, sed causa Aug не (самые) муки делают мучениками, а (правое) дело. [B.32] * μάρτυς, ῠρος ὁ и ἡ (acc. иногда μάρτυν, dat. pl. μάρτῠσι) 1) свидетель(ница)…; 2) свидетельство, подтверждение, доказательство, довод…; 3) засвидетельствовавший своей кровью, т.е. мученик (Στέφανος ὁ μ. NT). [B.169]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Слово «апостол» означает «посланник». На иврите «послать» – «лишлоах» и «посланники» будут «шлюхав» – хорошее, красивое слово». [B.141.16]
|
||||||
Но зачем магам отправляться в Иудею, чтобы преклонить колени перед иудейским Мессией? Prof. David Hughes, Astronomer, University of Sheffield: «При сравнении зороастризма и христианства выявляется значительное сходство». Эта религия также стара, как и иудейская вера. И как в иудаизме и христианстве последователи зороастризма веруют в единого Бога, которого зовут Ахура-Мазда. Его символы можно найти на всех руинах Древней Персии. Ей противостоит враг – Ангро-Майю, – дух тьмы и зла. Как и в христианстве, тьма олицетворяет зло, а свет – добро, поэтому огонь играл ключевую роль в ритуалах зороастризма, которые проводились самими магами. Хотя этот огненный ритуал разительно отличается от иудейских и христианских церемоний эти верования имеют ряд сходных признаков. Dr. Almut Hintze, University of London: «Спаситель, кара Божья, совершенство мира, грядущий свет, жизнь после смерти, воскрешение – все эти понятия пришли из зороастризма и на этом сходство их не заканчивается. Будучи зороастрийцами, маги, как и евреи, верили в пришествие Мессии – Спасителя, который поможет добру одержать победу над злом. Позднее еврейский историк Ёзефус запишет, что в Иудее перед рождением Христа также ходили слухи о пришествии Спасителя, но в то время никто не знал, каким предстанет Мессия. Доказательства можно найти в таинственных рукописях Мёртвого моря, найденных в пещерах недалеко от Кумрана в Израиле». Prof. Deirdre Good, the General Theological Seminary New York: «Сложно сказать, чего именно иудеи ожидали от Мессии. Прежде всего предполагалось, что это будет не один человек. Согласно рукописям Мёртвого моря они ожидали Мессию-священника, Мессию-царя и даже Мессию-пророка. В иудаизме перемешались несколько различных преданий и поэтому ожидали не одного, а несколько Мессий». Но если и иудеи и зороастрийцы ожидали Мессию, то можно ли соотнести эти верования. Поразительно, но простая история связывает эти удалённые друг от друга народы. Согласно древней иудейской истории, записанной в Ветхом Завете, многие иудеи были отправлены в рабство в Вавилон. Со временем им даровали свободу, и многие решили остаться и стать торговцами, освоив путь из Персии в Иерусалим и обратно. William Dalrymple, Writer and Historian: «Следя за расселением иудеев во времена Ветхого Завета, можно найти их общины, в особенности иудеев торговцев, обосновавшихся во всех основных караванных городах Востока, которые и являются местами такого удивительного обмена информации». Здесь делились знаниями и религиозными верованиями. Веками иудеи и персияне жили в мире, говоря на едином арамейском языке – языке Иисуса. Именно поэтому и считается, что они общались и находили много общего в своей мифологии. [T.13.XXXI]
…император ещё остаётся Богом… В 132-м году появится ещё один Мессия-соперник, – новый иудейский проповедник, призывавший не к миру, а к войне. Его звали Симон бар-Кохба. Многие иудеи считали, что он больше походит на Мессию, чем Иисус. Подобно Христу, он происходит из рода Давидова. Подобно Христу собирает группу преданных последователей. Подобно Христу, он против владычества Рима. Но в отличие от Христа, Бар-Кохба был готов воевать с Римом. Повод к началу восстания подал император Адриан. Адриан решил построить храм, посвящённый Юпитеру, на месте Иудейского (второго) Храма. Для евреев это было страшным оскорблением. Prof. Lawrence H. Schiffman, New York University: «Восстание Бар-Кохбы планировалось задолго: ещё со 125-го года иудеи накапливали вооружение. И основным методом восставших была партизанская война…» Армия Бар-Кохбы сумела уничтожить целый римский легион. Симон освобождает от римлян Иерусалим, затем добивает их части по всей Иудее. Рим железной рукой удерживает власть над всем Средиземноморьем, но Иудея освобождается от неё. Prof. Lawrence H. Schiffman: «Они прогнали римлян из Иудеи. В каком-то смысле это и было для многих евреев обещанным приходом Мессии». Симон бар-Кохба берёт титул «Наси Израэль» ( נשיא ), то есть «Князь Израиля». Товарищи считают его тем самым долгожданным Мессией. Но в это время термин Мессия имел несколько иное значение. Prof. Lawrence H. Schiffman: «Древнееврейское слово «машиах», от которого и произошло наше «Мессия», значит «Помазанник» и относится к царям и первосвященникам, проходившим обряд Помазания». Prof. Tina Pippin, Agnes Scott College: «В иудаизме Мессия, – это скорее земной правитель, нежели новозаветный Агнец Божий, пришедший искупить грехи мира, умереть и воскреснуть». В глазах иудеев той эпохи военные успехи Бар-Кохбы делали его более подходящим на роль Мессии, чем Иисуса. Prof. Eric M. Meyers, Duke University: «Существовало предание о том, что потомок Давида, – его наследник – придёт и, одержав победу в войнах, искоренит всё зло в мире». Prof. Tina Pippin: «Мессия должен был прийти как Победитель и изгнать римлян, и восстановить царство Израиля». Христиан этот Мессия только пугал. Для многих распятый Сын плотника сильно проигрывал в сравнении с победоносным Вождём народа, разбившим лучшие в мире войска. Многим казалось, Бар-Кохба сделал то, чего не смог Иисус. На монетах чеканят его титулы: «Спаситель», «Освободитель». На одной стороне написано: «Год первый освобождения Израиля», на другой – изображение Храма, увенчанного звездой, поскольку имя Бар-Кохбы означало «Сын Звезды». Иудеи верили, что пришёл истинный Мессия. Для христиан это был соперник Иисуса, отнявший часть его паствы. А тем временем Рим собирает войска. С эти иудейским Мессией римляне поступят точно так же, как и с предыдущим. 135-й год. Римская армия наносит поражение Бар-Кохбе. Император намерен стереть с лица земли непокорную Иудею. Иерусалим перестраивают, делая из него римский город, иудаизм запрещён, первосвященники казнены. Только через две тысячи лет еврейская армия снова войдёт в Иерусалим. Восстание Бар-Кохбы уничтожило народ, который он хотел освободить. И эти страшные события напомнили людям о мирной проповеди Христа. Prof. Eric M. Meyers: «Иисус был противником какого-либо милитаризма, он был крайний пацифист. Конечно, это не похоже на нового Давида, хотя он и из рода Давидова. Людей привлекала его проповедь скорого «Конца времён», близости Царствия Небесного». [T.17.XXI.1]
|
||||||
Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «Симон же Пётр отвечая, сказал: «Ты Христос», то есть ты Мессия. И Иисус принимает эту роль. Но что значит Мессия? Для Павла это означает, что Иисус – Сын Божий, пришедший в мир, чтобы умереть на кресте и дать человечеству вечную жизнь. Но иерусалимская церковь, к верхушке которой принадлежал и Пётр, могла бы ответить иначе. Когда Пётр приветствовал в лице Иисуса Мессию, он не имел в виду Бога, сошедшего с Небес, чтобы спасти души людей. Он подразумевал – «Ты – царь», таким было в то время значения слова «Мессия», и так Пётр назвал Иисуса. «Мессия» означает просто «помазанный на царство», и так именовали любого еврейского царя из рода царя Давида. Слово «Христос» – греческий эквивалент «Мессии». Впоследствии, конечно, оно тоже приобрело божественный смысл. Но в то время греческое слово «Христос» или «Кристос» означало просто «миропомазанный», – так именовали царей. И когда Пётр сказал Иисусу: «Ты Христос», он хотел сказать: «Ты – царь. Я заверяю тебя в своей преданности. Я твой верный подданный. Ты – мой царь». С точки зрения Павла смерть была для Иисуса главной целью всей его жизни. Prof. Geza Vermes, University of Oxford: «Реальный исторический Иисус Павла вообще не интересует. Для него история Иисуса начинается в ночь накануне казни и заканчивается через три дня с Воскрешением. Павел совершенно игнорирует живого Иисуса. Он говорит: «Всё, что я хочу знать – это Христос, Христос распятый и воскресший». Dr. Hyam Maccoby, Research Professor Centre for Jewish Studies, University of Leeds: «В случае с другими Мессиями, с их смертью движение заканчивалось. Казнь на кресте означала конец всех их притязаний, но движение Иисуса продолжалось, потому что среди его последователей разнеслась весть, что он не умер, что он чудесным образом воскрес и вернулся к жизни. В их глазах он не стал бы Богом, потому что ни один человек не может быть Богом. Иудаизм запрещает поклонение любому человеку как Богу, – это нарушение первой из десяти заповедей. Но они верили, что он вернулся к жизни, и вскоре продолжит свою миссию, которая осталась той же, что и прежде – освободить евреев и ознаменовать новую эпоху, – Царство Божие». [T.12.XXII]
anim-adverto, vertī, versum, ere … a. in aliquern servili supplicio L казнить кого-либо рабской казнью, т. е. распятием на кресте… [B.32]
|
||||||
В Иезекийской Библии ещё не было идеи о спасении через жертвоприношение. Но оно скоро появится. В VII-м веке было ещё одно переписывание Ветхого Завета, но в этот раз причиной этому было бедствие. После Иезекая пришёл другой царь – Иосайя, на которого евреи возлагали огромные надежды. В 609-м году до нашей эры он появился в Мегиддо, в то время это был Армагеддон. Название сохранилось с тех времён благодаря судьбоносной встрече Иосайя и египетского фараона Нехао. Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «Мы точно не знаем, что произошло и где именно, но дело в том, что эта встреча закончилась очень печально. Потому как в Мегиддо Нехао убил Иосайю. Иудейскому царству и мировоззрению библейских авторов был нанесён огромный удар. Царь Иосайя – самый доброжелательный в истории Иудейского царства. Судя по их описаниям, – сосредоточие в надежде на возвращение всего Израиля, на возрождение былого величия царства, – внезапно был убит здесь, в Мегиддо. И всё пошло прахом». Менее чем за одно поколение Иерусалим и его Храм будут разрушены, а население будет изгнано. Итак, у Библии появилась новая задача – подарить надежду на будущее. Prof. Israel Finkelstein, Tel Aviv University: «Так зародилось мессианство, – идея о том, что придёт ещё один добродетельный царь, потомок Давида. Он появится именно там, где Нехао убил последнего царя. Идея Армагеддона берёт своё начало здесь в 609-м году». Евреи более не управляли собственной страной, они стали изгнанниками, униженными рабами. Но их Библия продолжает развиваться. Теперь она предсказывает приход Мессии, и того нового Мира, который он принесёт с собой. Новые провидческие идеи имели начало не только в Книгах Моисея, которые открывают Ветхий Завет, но и в конце, в Книгах Пророков. Особенно это просматривается в Книге пророка Исайя. …самой древней существующей копией Библии является не копия Торы, а Книга Исайи, где он открывает у Библии совершенно новые грани, представляя образ Мессии и нового Рая. Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «Исайя приходит к совершенно новой идее: когда наступить Конец Света вновь появится Рай. Все народы, не только израильтяне, приходят в Иерусалим дабы обрести Слово Божие». Исайя жил в VIII-м веке до нашей эры ещё до изгнания. Он верил, что великий Мессия или иной избранный принесёт Новый Мир. Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «Для Исайи Мессия был человек, который при наступлении Конца Света придёт, он будет из династии Давида. И в это время мир воцарится между львами и овцами. И рассудит он в мире свой народ и другие народы». Во время Изгнания Книгу Исайи продолжал другой человек, и в процессе появилась поразительная идея о том, что Израиль возродится, пройдя через страдания и отверженность. Эта идея помогла ответить на вопрос: «Как же Бог из Иерусалима допустил изгнание». Prof. Israel Knohl, Shalom Hartman Institute: «Мы страдаем дабы искупить грехи народов. Вот почему мы страдаем. Грех народов состоит в поклонении идолам, и мы наказаны за их грех. Но они страдали за народы не только ради искупления их грехов. У них была миссия, и это можно заметить во многих стихах свитка…» С идеей Мессии и миссии Библия перестала быть просто Книгой иудеев. Предлагая надежду, она стала Книгой для всех, кто жаждет мира и благополучия. Идея того, что собственное страдание может спасти не только страдающего, но и других для многих стало и есть истинным освобождением. [T.13.XXX]
|
||||||
Авторитет Саула стремительно укрепился, и желание сделать его царём охватило всех. Самуил приступил к помазанию его на царство по всем правилам религиозного ритуала. В те дни царям по статусу полагалось исполнять очень много жреческих обязанностей, и зачастую один и тот же человек был для своего народа и царём, и первосвященником. По этой причине ритуал помазания Саула на царство во многом напоминал обряд возведения в сан первосвященника. Важной частью подобного ритуала было помазание священным маслом. В те дни масло употреблялось для очищения тела, и помазание маслом символизировало очищение от греха. Церемония помазания была столь основополагающей, что царя, или первосвященника, или любое лицо, исполнявшее обе функции, называли «помазанником». На древнееврейском языке это звучит как «машиах», а по-русски – «мессия». * Евреи, жившие в изгнании, или, по крайней мере, те из них, кто грезил мессианством, впали в состояние экстатического возбуждения. Видимо, скорое исчезновение того проблеска надежды, который возник при Мардуке, настроило их против Халдеи. А может быть, они решили, что, встав на сторону персов, они получат поддержку победителя и Кир из чувства благодарности вернёт их в Иуду. Во всяком случае, они так и сделали, и их позицию выразил один пророк, оказавшийся выдающимся поэтом, но навсегда оставшийся безымянным. Его сочинения приписали жившему примерно на два века раньше пророку Исайе, чтобы им больше верили, и эти тексты появляются в Книге Исайи с сороковой главы. Если предыдущие главы касаются периода правления Сенаххериба, то в последующих главах вдруг возникает Кир. Поэтому пророка, который жил позднее, называют Вторым Исайей. Второй Исайя приветствовал приход Кира и одновременно предложил новый взгляд на Яхве. Яхве больше не был просто богом евреев и единственным, которому они могли поклоняться. Он не был даже просто величайшим богом во Вселенной; он был единственным богом в мире и единственным, кому имело смысл поклоняться любому человеку. Яхве стал одинаково богом евреев и неевреев. Согласно такому взгляду на вещи, вся история была частью замысла Божьего. Если Иерусалим и его храм оказались разрушенными, то это деяние Бога, а Навуходоносор был орудием в его руках. Когда придёт время восстановить Иерусалим и храм, это тоже будет деяние Бога, и орудием его станет Кир. Второй Исайя пишет, что Бог «воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей» (2 Исайя, 41:2). Второй Исайя даже не постеснялся дать Киру мессианский титул, потому что он провозглашает: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы...» (2 Исайя, 45:1). Именно со Вторым Исайей пришёл настоящий монотеизм, вера в определённое божественное существо как в единого и единственного бога в мире. Так истинный монотеизм стал ещё одним великим нововведением, которое дали миру народы из западной части Плодородного полумесяца. Расчёты изгнанников оправдались. В 538 г. до н. э. Кир со своими персами вторгся в Халдею, и она почти сразу развалилась. Кир разрешил евреям вернуться в Иуду и заново построить храм. Однако дарованное им возвращение подразумевало чисто религиозный смысл. Ни слова не было сказано о восстановлении Иудейского царства. И сразу же группа евреев отправилась в путь к тому месту, где некогда стоял Иерусалим. Во всяком случае, в ней были представители всех евреев из долины Тигра – Евфрата. Многие, возможно большинство, ещё не решились расстаться с устроенной и безбедной жизнью ради приключения, целью которого было обживать разорённую землю. Многие помогали возвращавшимся деньгами и товарами, но сами оставались на месте. Фактически они и их потомки сохраняли процветающую еврейскую общину в долине Тигра – Евфрата в течение пятнадцати столетий. * Виноваты два пророка тех времен: Аггей и Захария. Оба хотели поскорее построить храм и провозгласили Зоровавеля Мессией, то есть царём из рода Давидова, который будет править возрождённой Иудой. Но это было равнозначно мятежу. Персы могли проявлять терпимость к религии, но не собирались спокойно взирать на становление независимого государства. По-видимому, недруги евреев донесли персам об их мессианских претензиях, и Зоровавель исчез. По крайней мере, в Библии он больше не упоминается. * Перевод на самом деле был не очень хорошим. В нём много ошибок, и современные переводы должны обходить Септуагинту стороной и обращаться к древнееврейским версиям. Это не опровергает того факта, что Септуагинта являлась Библией древних времён. Она была единственной Библией для неевреев и многих грекоязычных евреев тоже. И это в значительной степени повлияло на мировую историю. Кто бы ни были переводчики Септуагинты, они были глубоко погружены в греческую культуру, и это проявляется в греческом варианте древнееврейских фраз. Самым ярким примером служит отрывок из седьмой главы Книги Исайи, то место, где пророк уверяет царя Ахаза, что нападавшие силы Израиля и Сирии будут уничтожены. В частности, он говорит (согласно новому английскому изданию Библии в переводе 1970 г.): «Юная женщина беременная ребёнком, и родит сына, и назовет его Иммануилом». Что точно имел в виду Исайя, весьма спорно, но он использовал древнееврейское слово «алмах», которое переводится как «юная женщина». Во времена вавилонского изгнания евреев сильно будоражили мессианские надежды, и шёл поиск во всех исторических и пророческих писаниях любых пассажей, которые можно было бы интерпретировать как божественные указания на пришествие Мессии. Данный отрывок из Исайи – один из тех, за который удалось ухватиться. Таинственные слова о рождении Иммануила сделали пророческим указанием на приход Мессии, идеального царя, который победит нееврейские царства и создаст мировое царство праведников со столицей в Иерусалиме. В греческих традициях считать идеальных царей богоподобными, являющимися сыновьями того или иного бога, дарованными богом женщине, которая никогда не имела никаких связей со смертным мужчиной и которую можно, таким образом, считать девственницей. Людям, пропитанным представлениями, почерпнутыми из греческой литературы (даже исповедующим еврейскую религию), видимо, показалось уместным перевести на греческий язык древнееврейское слово «алмах» как «парфенос» («девственница»), чтобы фраза обрела мессианский смысл. Эта греческая строфа позволяла считать Мессию сыном Бога. Именно библейская версия Септуагинты повлияла на ранних христиан, и в версии Библии короля Джеймса, например, в этом отрывке говорится: «Се, дева примет во чреве, и родит сына, и нарекут его Иммануил» (Когда в XIX и XX вв. в новых переводах пытались заменить «дева» более точным «юная женщина», многие христиане, душою преданные этому неправильному переводу, были шокированы) * При Иоанне Гиркане саддукеи сумели наложить запрет на участие несвященников в синедрионе, законодательном совете, который заседал в Иерусалиме и выносил решения по религиозным вопросам. Обиженные этим миряне называли себя «прушим» («отделенными», по-видимому, от синедриона и религиозного влияния). До нас дошло греческое название этой секты – «фарисеи». Фарисеи приняли все яркие дополнения к иудаизму, которые появились со времен изгнания, – ангелы, демоны, жизнь после смерти, Мессия. Иоанн Гиркан стал членом секты саддукеев, что вполне естественно. Ведь фарисеи ожидали прихода Мессии, и со времен изгнания считалось, что желанный идеальный царь будет потомком Давида. Маккавеи происходили не из рода Давида, а были левитами, поэтому они рассматривали мессианство как фактически государственную измену, а фарисеев – как потенциальных предателей. * Но это не помогло. Ничто не могло смягчить евреев, и они по-прежнему ненавидели идумея, который ими правил. Начался новый всплеск мессианства. Теперь, когда ушли Маккавеи и рухнуло независимое еврейское государство, все больше евреев ждали чудесного пришествия потомка рода Давидова, который прогонит всех врагов и создаст сильную мировую державу со столицей в Иерусалиме. Практически любой разбойник, любой проповедник мог провозгласить себя Мессией, найти сторонников и начать восстание. Несколько таких попыток было во время правления Ирода и его ближайших преемников. Ирод вынужден был пресекать все мессианские претензии на корню, ибо они влекли за собой страшную опасность. Если бы кому-то из потенциальных мессий удалось ускользнуть от его внимания или внимания его армии и набрать достаточно сил, чтобы привлечь внимание Рима, это был бы конец Иудеи. Еврейское духовенство, не желавшее в это время никаких неприятностей в Иудее, почувствовало, что необходимо немедленно подавить этот всплеск мессианства. У них имелась причина для беспокойства, потому что после смерти Ирода отношение к Риму значительно ухудшилось. Но даже малейший намёк на мессианские призывы в Иерусалиме мог дать Понтию Пилату предлог, который он так искал. И духовенство понимало, что надо действовать. Айзек Азимов [B.129.3]
|
||||||