ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XII. Messier; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы). |
||||||
Жертва |
||||||
sacrificium, ī n [sacrum + facio] жертва, жертвоприношение (s. facere С и procurare Cs). [B.32]
sacrum, ī n [sacer] 1) священный предмет, pl. священная утварь (sacra ex aedibus eripere С); священное творение (sacra Maronis M); 2) священный обряд, священнодействие, богослужение (sacra Orphĭca С); 3) жертвоприношение, жертва (s. facere Hercǔli L): inter s. saxumque stare погов. Pl находиться между жертвенным животным и каменным ножом (фециала), т. е. между молотом и наковальней; hereditas sine sacris Pl наследство без обязательных жертвоприношений предкам покойного, перен. выгода, не сопряжённая с расходами (не требующая усилий); 4) pl. тайны, таинства, мистерии (sacra profanare T). [B.32]
postilio, ōnis f [postulo] культ. требование (божеством) жертвы, т. е. искупление Vr, C. [B.32]
( זֶבַח ) [zéḇaḥ] жертва [B.18] ( מִזְבֵּחַ ) [mizbēaḥ] жертвенник [B.18]
|
||||||
ἀνά-θημα, ατος τό 1) досл. приложение, перен. украшение, краса (ἀναθήματα δαιτός Hom.; βιότου Eur.); 2) священное приношение, жертвенный дар Her., Thuc., Eur., Soph., Xen., Plut. [B.169]
ἀνθρωπο-θῠσία ἡ принесение в жертву людей, человеческое жертвоприношение Plut. [B.169]
ἀπο-διοπόμπησις, εως ἡ очистительное жертвоприношение Plat. [B.169]
ἀπο-ρρέζω приносить в жертву (χίμαρον Theocr.). [B.169]
ἀπο-τροπιασμός ὁ тж. pl. умилостивительная жертва Aesop., Diod. [B.169]
βροτο-κτόνος 2 человекоубийственный: βροτοκτόνοι θυσίαι Eur. человеческие жертвоприношения. [B.169]
γέρας, αος, стяж. ως τό (nom. pl. ион. γέρεα - стяж. γέρᾱ, эп. γέρᾰ; dat. pl. γέρασι - эп. γεράεσσι) 1) почётный дар (о лучшей части добычи, преподносившейся предводителям до общего дележа) Hom., Plut.; 2) жертвенное подношение, жертва Hom.; 3) дар, подарок, награда Hom., Plat.; 4) преимущественное право, особая почесть… [B.169]
ἐν-τέμνω, ион. ἐντάμνω (fut. ἐντεμῶ; pf. pass. ἐντέτμημαι) 1) в(ы)резывать, высекать…; 2) перерезывать, разрезать…; 3) закалывать в жертву…; 4) приносить жертву…; 5) нарезать, измельчать, т.е. приготовлять…[B.169]
II ἱερά, ион. ἱρά τά 1) жертвенные дары, жертвоприношение, жертва: ἱ. ῥέζειν и διδόναι Hom. или ἔρδειν Hes. приносить жертву, совершать жертвоприношение; 2) внутренности жертвенного животного (на которых гадали жрецы), т.е. знамения, священные приметы…; 3) священные обряды… [B.169] ἱερεῖον, эп. ἱερήϊον, ион. ἱρήϊον τό 1) жертвенное животное, преимущ. овца…; 2) заколотое в пищу животное, мясо убитого животного или убитый скот… [B.169]
κᾰθ-ᾰγίζω, ион. κατᾰγίζω 1) культ. совершать приношение, торжественно приносить в дар…; 2) сжигать в виде жертвы (θυμιήματα Her.; κακούργους Diod.): κ. πυρί или ἐπὶ πυρῆς Her. возлагать на костёр (для сожжения в жертву); 3) предавать огню, сжигать…; 4) хоронить, погребать: ὅσων σπαράγματα ἢ κύνες καθήγισαν, ἢ θῆρες Soph. чьи растерзанные останки погребли (в себе, т.е. пожрали) псы или дикие звери. [B.169]
ὄργια τά 1) культ. оргии, тайные обряды, мистерии: ὄ. θεαῖν Arph. мистерии в честь обеих богинь (т.е. Деметры и Персефоны); ὄ. τῆς Ἀφροδίτης Arph. оргии в честь Афродиты; 2) священнодействие или жертвоприношение: ὀργίων μαντεύματα Soph. пророчества жертвоприношений; 3) празднество, праздник (Μουσῶν Arph.). [B.169]
|
||||||
XII-й Аркан – распростертая рука, схожая по форме (если согнуть в локте) со знаком Lamed, будет выражать стремление к экспансивности, быть может, даже за счет равновесия фигуры, простирающей руку. Это наводит нас на идею жертвы, подарка за счет собственных интересов, уступки собственной жизненной силы. Жертва Архетипа дает мне заголовок Messia; жертва человеческая выливается в форме милосердия – Caritas; жертва Природы – в форме даримой нам солнечной энергии, доставит заголовок – Zodiacus. В этической области двенадцатый аркан Lamed символизирует жертву человека Человеку, Природе или Божеству, которая опять-таки может быть принесена лишь инкарнированной Пентаграммой. Я говорю об этом, чтобы мимоходом охарактеризовать физический план, как план жертвы, и жертву, как нечто неизменно и тесно связанное с физическим планом. …с одной стороны аркан Жертвы (12), он же аркан Зодиака, т. е. Физического плана. Но ведь единица породила наше одиннадцать. Выходит, что она жертвует собою собственному порождению. Выходит, что если Цепь – одиннадцать – создана великим принципом Завета, то появление Мессии носит в себе характер Жертвы Архетипа, проявившейся для спасения Человечества; если человек проявил активно милосердие ближнему, то в этом милосердии кроется закон добровольной жертвы интересов благодетеля интересам облагодетельствованного; если Солнце дарит нашу планету живительными эманациями, то в этом процессе можно видеть элемент жертвы жизненности Солнца интересам жизни Земли. Повешенный очерчен фигурою стволов и перекладин, сильно напоминающей знак синтетического аркана ( ת ) (Thau); в идее жертвы таинственным образом заключена идея законченности. Еще раз повторяю, что для правильного понимания XII аркана нужно сродниться, сжиться или с представлением о необходимости жертвы в физическом плане, или с сознанием предельности этого плана, который при прогрессивном спуске в область коагуляции непременно доведет нас до той стены, за которой нельзя продолжать сгущение иллюзорностей, от которой нужно оттолкнуться с тем, чтобы начать прохождение подпланов в обратном направлении. ГОМ [B.27]
archetypum, ī n (греч.) первообраз, прообраз, оригинал Vr, PJ. [B.32] ἀρχέ-τῠπον τό 1) архетип, прообраз Diod., Plut.; 2) образец Luc. [B.169] ἀρχέ-τῠπος 2 первоначальный, оригинальный (παραδείγματα Luc.). [B.169]
|
||||||
Суровый мир, обуреваемый страхом перед завтрашним днём, иноземные вторжения и несвоевременная смерть… Это история о малоизвестных ритуалах, проводимых в дохристианское время, полное суеверий. А также о том, что для нас является наистрожайшим табу из всех возможных – о человеческих жертвоприношениях. В изменчивом обществе люди поклонялись языческим богам. Неизвестно, подозревали ли доисторические люди о том, что в трясине тела могут сохраняться. Но точно известно, что это не было общепринятым методом погребения. Древние верили, что если тело не сожжено, то его душа будет обречена на страдания и вечные скитания по земле. Поэтому археологи и выдвинули теорию, что тела из трясин могли принадлежать преступникам или изгоям общества. Некоторые эксперты полагали, что жертвы могли быть инвалидами, душевнобольными или гомосексуалистами. [T.13.V.1]
Жертвоприношения считали первоначально кормлением божества, впоследствии они получили более этическое значение искупительного обряда. В клинописных текстах указываются разнообразные виды жертвоприношений: агнцы, благовония (каждения), возлияния и т. п. Человеческие жертвы, кажется, удержались лишь в исключительных случаях и встречаются намеки на то, что животные жертвы являются их заменой. Например, в одном тексте в уста, кажется, Эа влагаются слова: «Агнец – замена человека. Агнца даёт он за свою жизнь»… Многочисленные ритуальные тексты содержат в себе предписания для жрецов и для жертвоприношений. Служба совершалась не наверху зиккурата, а перед храмом, у стоявшего на храмовом дворе жертвенника у главного входа в храм; на вершину башни только изредка поднимался верховный жрец или царь испрашивать оракул или волю богов; изображение божества помещалось в особой нише в заднем помещении, за двором, против входа. На храмовом дворе для потребностей культа был также бассейн, который носил мистическое имя «апсу», бездна; подобно тому, как зиккурат был символом горы вселенной, на которой живут боги, или, если угодно, символом земли, бассейн знаменовал собой водную стихию, область бога Эа. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
…ещё одна деталь подчёркивает, что малоприятная история была превращена в милую сказку. Агнец, или ягнёнок – один из традиционных символов Рождества – невинный, кроткий и безобидный. Однако мы забываем о подлинном смысле «рождественского агнца». Father Mario Murru, International Nativity Museum, Bethlehem: «Ягнёнок – это символ. Обычно этих животных приносили в жертву, поэтому Ягнёнок символизирует Иисуса, который тоже будет принесён в жертву». Пастухи появляются в Вифлееме в момент рождения Иисуса не случайно: в Вифлееме разводили ягнят, которых использовали в религиозных жертвоприношениях, особенно в дни еврейского праздника Песах. И это снова не простое совпадение. Prof. Sir Colin Humphreys, University of Cambridge: «В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус был распят в то же самое время, когда были закланы первые агнцы. Символизм очевиден – Иисуса воспринимали как Жертвенного Агнца». Сюжет Рождества от начала до конца пропитан символизмом… [T.21.LXXXIII]
āgnus, ī m агнец, ягнёнок: villa abundat agno С в деревне много ягнят (овец); agnum lupo eripere postulare погов. Pl желать вырвать ягнёнка у волка, т. е. хотеть невозможного; a. Phrixēus M Фриксов агнец, поэт. созвездие Овна. [B.32] * ἀμνο-κῶν ὁ [κοέω] человек с умом ягнёнка, т.е. простак Arph. [B.169] ἀμνός ὁ и ἡ ягнёнок, агнец Arph., Theocr., Anth. [B.169] ἀρνίον τό 1) барашек, ягнёнок Lys.; 2) руно (χρυσοῦν Luc.). [B.169]
|
||||||
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…с точки зрения религиоведческой произошло совпадение, наложение, двух очень исходно разных религиозных традиций – сельской (оседлой, агрикультурной) и скотоводческой. Для скотоводов главным днём в году был День принесения в жертву первых новорождённых ягнят. И это отразилось в том, что центральная фигура – агнец. И само слово «песах», скорее всего, первоначально означало вот этого агнца. Это его, как бы, личное имя – этой пищи. А для ханаанских народов (не скотоводческих), которые растили хлеб, главным днём в году был День принесения в жертву первых зёрен урожая. И они были пресными. Это у всех народов. Жертвенный хлеб первого урожая – пресный. Потому что закваска – это тление, это смерть, а пресный хлеб символизирует бессмертие: он сохнет, а не плесневеет. Факт: разумно приготовленная маца хранится весь год. Пресный хлеб – это «хлеб вечный», неуничтожимый». [P.168/7]
|
||||||
На одном черепе след от удара – насильственная смерть. Снимки (рентгеновские) не оставляют места для сомнений: отверстия в черепах слишком велики для мушкетной пули. Следов удара мечом также нет. На каждом черепе следы сильнейшего удара. Dr. J. Marla Toyne, Bioarchaeologist, University of Western Ontario: «Судя по характеру повреждения и расходящимся от места удара трещинам, удар по голове был очень сильным, нанесён тупым предметом, возможно круглой формы. Это не огнестрельные и не рубящие ранения». Версии о самоубийстве с помощью яда, эпидемии и нападении испанцев отпадают. Но чтобы доказать, что эти сто человек были принесены в жертву, Марле нужно найти системную модель и определить орудие убийства. [T.13.LIV] * Dr. J. Marla Toyne, University of Tulane: «…это очевидное свидетельство того, что голова была отрублена». …этот человек умер не своей смертью. Это было убийство. Всего у храма было найдено сто девятнадцать тел, среди них были женщины и дети, большинство были обезглавлены. Всё указывает на то, что это было человеческое жертвоприношение. Это делает Тукуме (Tucume) местом самого масштабного человеческого жертвоприношения в Древних Андах. Dr. J. Marla Toyne: «Человеческое жертвоприношение всегда остаётся на самый крайний случай, когда всё идёт не так в мире, который больше не поддаётся объяснению, и единственный способ решить эти проблемы – умиротворить богов». Тела были захоронены в пять слоёв. Большинство лежали наверху, в самом свежем слое, который относится к последним годам и дням Тукуме. Dr. J. Marla Toyne: «Увеличение числа человеческих жертв перед храмом указывает на то, что в это время происходили какие-то события, требовавшие больше жертв, больше приношений. Им нужно было договориться с богами способом, для которого единичной жертвы было недостаточно». Похоже, перед самым закатом в Тукуме произошло нечто ужасное… Сто девятнадцать скелетов дают детальное описание того, что значит стать жертвой ритуальной казни перед храмом. Dr. J. Marla Toyne: «Когда думаешь о том, насколько жестоко были убиты эти люди, естественно предположить, что они боролись и сопротивлялись. Однако глядя на этот скелет, я не вижу следов борьбы. Во-первых, здесь нет признаков предсмертных травм, которые возникают по разным причинам, например, если человека ударили. Во-вторых, следы надрезов в районе глотки и шеи ровные – здесь нет признаков того, что нож соскакивал и бил по кости, – что происходило бы, если бы человек боролся и по кости попасть не удавалось. И, наконец, руки, в основном спокойно лежат вдоль тела или скрещены, нет следов того, что их связывали. Так же нет никаких отметин от верёвок или оков». Связывать жертв не было необходимости, так как они были одурманены семенами под названием «Омала». Семены омалы были найдены у стен храма. Они содержат наркотик, который парализует тело, но оставляет жертв в сознании, и они понимают, что с ними происходит. [T.8.VI.2]
|
||||||
Во все времена во всех странах жертва – спутник веры. Prof. Ariel Glucklich, Georgetown University: «Практически любой ритуал в любом обществе включает в себя элемент испытания. Души над Телом, Веры над Разумом, Жизни над Смертью. Есть вещи, которые для тебя дороже жизни: Бог, Христос, твои соплеменники, предки – внезапно становятся такими значительными в твоём сознании, – и ты начинаешь их больше ценить, ты становишься ими». [T.21.VIII.6]
…отмечая Новый год, ацтеки разводили костёр. Своим богам они приносили жертвы, в том числе, человеческие. Dr. Salvador Guilliem, Mexico's National Institute of Anthropology and History: «В мире Мексики – так называлась у ацтеков их империя – человеческие жертвоприношения имели то же значение, что и в других культурах: это был наиболее верный способ обращения к богам. Жертва – нечто священное, обращение к богам с помощью человеческого жертвоприношения практиковалось на Земле почти повсюду». [T.10.CCLXXXII.1]
Dr. David S. Stuart, University of Texas: «Во всех религиях в той или иной формах существуют жертвоприношения. Жертвоприношения – это подношение предкам, Космосу. Мир людей заключал своего рода контракт с миром богов, с силами природы». В Паленке правитель считался богоподобным существом, способным общаться с богами от имени своего народа. В наиболее важных случаях правители общались с богами, нанося увечья себе, пуская кровь из различных частей своего тела, включая половые органы. Dr. David S. Stuart: «Правитель олицетворял собой бесконечный цикл развития и угасания. Своей кровью он скреплял соглашение с богами, чтобы этот цикл не прерывался». Пакаль мог нанести себе рану обсидиановым ножом или хребтом ската, чтобы собрать кровь на лист бумаги, лежавший в чаше. Затем окровавленную бумагу сжигали, и поднимавшийся вверх дым становился линией связи с богами. Guillermo Bernal Romero, Instituto Nacional de Antropologia e Historia: «Женщины дарили жизнь новым правителям, и это определяло их важность. Считалось, что их кровь, приносимая ими в жертву, обладала способностью вызывать предков. Они были связующим звеном со сверхъестественными силами и прошлыми поколениями». [T.12.XXXV]
|
||||||
Вождей Майя хоронили в пирамидах, как египетских фараонов. Как и фараоны, вожди считали себя божествами. Dr. Dominique Michelet, Archéologue, directeur du laboratoire d'Archéologie des Amériques à Paris 10 Nanterre: «Вождь не только правил городом: он был политическим, военным и духовным лидером в своём обществе. В эпоху расцвета майя, позиция вождя, как духовного лидера была неоспорима». Жизнь города строилась по законам космического мира. Божественный статус вождя гарантировал жителям города мир и гармонию. Монументальные здания города должны были внушать страх его жителям. Личность вождя была священна, его жизнь была частью мифологии майя. Со дня своего восхождения на трон вождь был приравнен к восходящему утреннему Солнцу. Умирающего вождя сравнивали с ягуаром или с заходящим Солнцем, возвращающимся с небес на Землю. В основе легенд о вождях лежали временные циклы: майя были прекрасными астрономами. Dr. Dominique Michelet: «Человеческие жертвоприношения играли очень важную роль в мировоззрении ацтеков. Они были краеугольным камнем, на котором основывалось самоопределение ацтекского народа. Ацтеки считали, что принося богам человеческие жертвы, они поддерживали в мире существующий порядок, и что если бы однажды жертвоприношения прекратились, человечество могло погибнуть. Также, мне кажется, что к этим жертвам привели успешная политика и расширение территорий ацтекской империи. Для того чтобы система продолжала развиваться, ацтеки пытались превзойти самих себя во всех сферах». [T.13.XIX.1]
…жизнь в Теночтитлане превратилась в оргию смерти. Dr. Janine Gasco, associate professor of anthropology, California State University, Dominguez Hills: «Эти жертвоприношения видели все – и друзья, и враги». Dr. Frances F. Berdan, professor of anthropology, California State University, San Bernandino: «Кровавые жертвоприношения имели не только ритуальный смысл, но и политический, как средство устрашения». [T.10.XXXII.7]
Человеческое жертвоприношение – ровесник человечества. История древних цивилизаций свидетельствует о том, какое огромное значение придавали люди этому обряду. Европейцы считали, что только дикие племена приносили кровавые жертвы своим богам. На самом деле верно обратное: ритуальное убийство – порождение развитых цивилизаций. В Древней Греции и Риме рабы и военнопленные становились священными жертвами. Также было и в Китае, Индии и Междуречье. В Скандинавии человеческое жертвоприношение было неотъемлемой частью культуры викингов. Эти жертвы, прекрасно сохранившиеся в датских торфяных болотах, как и другие, ритуально умерщвлённые, были посланцами от человека к богам. Их почитали как полубогов: обряд убийства приближал зрителей к таинству жизни и смерти – обеспечивал живущим благословение Небес. Patrick Tierney, author «Darkness in El Dorado»: «Кельты в Древней Европе приносили жертвы по тем же причинам, что и люди во всём мире. Оказывается у кельтов человеческие жертвоприношения сохранялись какое-то время даже после прихода христианства. Когда святой Колумба основал монастырь Айоны, откуда христианизировалась большая часть Англии, один из его друзей стал священной жертвой. Таким образом, в начале каждого дела было принято просить кого-то принести себя в жертву. Закладка монастыря, строительство новой дороги, даже весенний сев – были основаниями для человеческих жертвоприношений». Так было во всех известных цивилизациях в той или иной форме. Лев НИКОЛАЕВ, российский телевизионный обозреватель, популяризатор науки, культуролог, академик РАЕН: «…насколько мне удалось выяснить, человеческих жертвоприношений на Руси не было никогда. И объяснение здесь, наверное, простое, если прибегать к тем же терминам. Очевидно, цивилизация на Руси была не сильно развита для таких высоких дел. А язычники российские приносили в жертву в основном домашних животных». [T.1.XLVII.2]
|
||||||
Мехико-сити с населением двадцать пять миллионов человек один из самых крупных городов мира. Но в давние времена это была долина солёных озёр и болот, окружённая горами и активными вулканами. В начале XIV-го века здесь осело кочевое племя Мексика. Кочевники назвали долину своим именем – Мехико. Однако они более известны как ацтеки. Из кочевников общество ацтеков превратилось в большую и самую могучую империю Центральной Америки. Их империя просуществовала лишь 200 лет. Исторические свидетельства и замысловатые надписи говорят об ацтеках как о высокоразвитом и образованном обществе. Но была и тёмная сторона их бытия – они жили в постоянном страхе. Человеческие жертвоприношения – одна из загадочных страниц истории – имели место в ацтекском обществе и всегда упоминаются там, где речь идёт об ацтеках. Как человеческое жертвоприношение могло иметь место в таком развитом обществе? Кем же были ацтеки – варварами или великой цивилизацией? Почему же в самом сердце прекраснейшего города ацтеков царила такая жестокость? Ключ к разгадке в том, что нашли ацтеки когда впервые прибыли в долину Мехико. Ацтеки являлись одним из кочевых индейских племён Америки и жили на севере, там, где сейчас Мехико. Шаман указал им путь на юг и повелел построить город там, где орёл сядет на кактус. Согласно их истории это произошло здесь – в суровой заболоченной земле. Шаман не обманул. В пятидесяти километрах севернее долины ацтеки основали (набрели на) Теотиуакан. Впервые люди появились здесь за тысячу лет до прихода ацтеков. Но потом они исчезли. Ацтеки обнаружили в этих местах большой город-призрак. Покинутый город как будто был предназначен для ацтеков и их веры. Они даже переняли богов, изваяния которых обнаружили в древних храмах. Это были бог дождя и «Пернатый Змей». [T.10.CXXV]
Carlos Fuentes, writer and diplomat, professor of Latin American studies, Brown University: «Концепция мира ацтеков чужда современному миру настолько, что мы можем только строить о ней догадки. Проще говоря, мир ацтеков полон был противоречий» Человеческие жертвоприношения на Американском континенте обычно связывают с ацтеками, но они практиковались и более ранними цивилизациями, например, строителями Теотиуакана, майя и тольтеками. Carlos Fuentes, writer and diplomat, professor of Latin American studies, Brown University: «Все народы, близкие к своим корням, испытывают страх перед Концом Света, боятся, что Солнце не взойдёт снова, что силы природы могучи, и их надо усмирять. Традиционным у всех народов способом их умиротворения были жертвоприношения». …через два поколения после развала Ацтекской империи появился новый смешанный народ – метисы. Метисы сейчас составляют большую часть населения Мексики. …на краю долины. Люди тут говорят на науатле – древнем языке ацтеков. Это важнейший элемент самоидентификации современных мексиканцев. Их дети изучают испанский и науатль – один из наиболее распространённых среди сорока семи языков Мексики. Наследие ацтеков и конкистадоров осталось не только в маленьких общинах, лелеющих своё ацтекское прошлое, оно чётко проявляется в религиозных обычаях большинства современных мексиканцев. Корни этого восходят ко временам Конкисты, когда индейцы подметили в католичестве знакомые идеи. Carlos Fuentes, writer and diplomat, professor of Latin American studies, Brown University: «Символом христианства был Человек, принесённый в жертву – Иисус Христос. Христианский бог не требовал жертв: Он принёс в жертву Себя – был распят на кресте. Тысячи индейцев обратились в христианство, сражённые идеей, перевернувшей их мир. Бог не требует жертв, Он говорит – Я жертвую Собой ради вас». Это невероятное слияние культур и верований сформировало современную Мексику. Neil L. Rudenstine «Davíd Carrasco», Professor of the Study of Latin America, Harvard Divinity School: «В мире культуры смешиваются, преображаются и дополняют друг друга самым причудливым образом. То, что вы видите в смеси культур ацтеков и европейцев, отчасти показывает, каким будет наше будущее». [T.4. XXXV]
Александр ДОБРОХОТОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ: «Ругая тех, кто приносит жертвы демонам, Гераклит сказал: «Тщетно очищаются кровью, кровью осквернённые: как если бы кто, в грязь войдя, грязью отмывался. Его бы сочли сумасшедшим, если бы кто из людей заметил, что он так делает. И изваяниям этим, вот они молятся, как если бы кто беседовал с домами, ни о богах не имея понятия, ни о героях. Личность – божество человека». [T.10.CCXLVI.1]
|
||||||