ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XII. Messier; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы). |
||||||
Caritas |
||||||
Если речь идет о менее высоком Aleph; если мы толкуем об уравновешенном, определившем свою личность человеке, обладающем внутренней гармонией и добровольно вносящем в свой астросом желание реализационным проявлением помочь ближнему, то поступку такого человека будет присвоено имя Caritas (Милосердие в реализационном плане – любовь к ближнему, как её понимают Христиане). Это тоже своего рода воплощение гармоничного человека, погружённого в серьёзные вопросы и добровольно соглашающегося заниматься за других мелочами, которые ему самому никогда бы не понадобились. [B.27]
|
||||||
cāritās, ātis f [carus] 1) дороговизна, высокий уровень цен (rei frumentariae, annonae С; vini Su); 2) недостаток, скудость (nummorum С; operariorum PM); 3) уважение, почёт, любовь, привязанность (in caritate esse L; с. uxoria Q): с. hominum С etc. любовь к людям (gen. obj.) или людей (gen. sub j.); ingenita erga patriam с L врождённая любовь к родине; с. inter natos et parentes С взаимная любовь между детьми и родителями; 4) предмет любви, привязанности (omnes omnium caritates C): caritates Amm любимые существа. [B.32]
I cārus, a, um 1) дорогой (piscis Pl; annona Cato, С); 2) стоящий, оцениваемый (aliquā re Pl etc.): quod non opus est, asse carum est погов. Cato ap. Sen в чём нет нужды, тому цена грош; res cara est trecentis minis Pl это стоит 300 мин; 3) любезный, милый (liberi, parentes С): aliquem carum (carissimum) habere Pt нежно любить кого-либо. [B.32] II Cārus, i m Кар: 1) поэт эпохи Августа, автор недошедшей до нас поэмы о Геркулесе О; 2) М. Aurelius С, римский император в 282 — 283 гг. н. э. Vop, Eutr; 3) предполагаемый cognomen поэта Лукреция. [B.32]
αἰδώς, οῦς ἡ 1) благоговейный страх, почтение, почтительность…; 2) чувство стыда, стыд, стыдливость, совесть…; αἰδοῖ βιαζόμενος Plat. побуждаемый чувством стыда (совестью); 3) стыд, позор…; 4) честь, достоинство (αἰ. καὶ χάρις HH); 5) милосердие, милость…; 6) Hom. = αἰδοῖον. [B.169]
κῆρ и κέαρ τό (у Hom. только nom.- acc. sing. и изредка dat. κῆρι; позднее только κέαρ) 1) сердце…; (πέρι) κῆρι φιλεῖν Hom. любить всем сердцем…; τὸ κέαρ εὐφράνθην Arph. я возрадовался сердцем; 2) чувства, душа, нрав…[B.169]
|
||||||
Милосердiе misericordia; clementia; безъ м. crudeliter; см. также состраданiе. [B.39]
Милосердный misericors; clemeus; быть м-дымъ misericordem se praebere (alcui). [B.39]
|
||||||
misericordia, ae f [misericors] 1) милосердие, сожаление, сострадание, участие, жалость: m. alicujus С (gen. subj.) чьё-либо сострадание или (gen. obj.) сострадание к кому-либо; misericordiam habere С возбуждать сострадание; misericordiā commotus С движимый чувством сострадания; misericordiā uti Cs выказывать сострадание; alicui misericordiam tribuere (adhibere) С иметь сострадание к кому-либо; 2) жалоба, вопли (cum misericordiā fletuque pronuntiari С); 3) жалкое состояние, достойное сострадания положение С. [B.32]
misericors, cordis [miser + cor] милосердный, сердобольный, полный сострадания (in aliquem С, реже in aliquo Sl, Ар, PS). [B.32]
miser, era, erum 1) несчастный, обездоленный (vir, civitas C; plebs L): habere aliquem miserrimum С мучить (угнетать) кого-либо; m. alicujus rei H, PJ несчастный в каком-либо отношении; 2) плачевный, жалкий, убогий, печальный (condicio, fortuna С); скудный (praeda Cs); плохой (carmen V); 3) низкий, негодный, отвратительный (homo perdĭtus miserque Ter); 4) ужасный, страстный (cupīdo H; amor V); 5) мучительный (fames Sl). [B.32]
miseria, ae f [miser] 1) горе, беда, несчастье, бедственное положение (in miseriā esse С; in miseriis versari C): miscriae — dat. — esse Sl быть причиной несчастья; 2) трудность, тягостность, утомительность (nimiae miseriae — gen.— esse Q); тяжёлый труд (miseriam omnem capere Ter); 3) боязнь, страх (sollicitudo et m. C). [B.32]
|
||||||
На – σύνη, отвлеченные, от прилагательных III склонения на -ων: ἐλεημοσύνη (от ἐλεήμων милосердный) милосердие, в Новом Завете по большей части в конкретном смысле – милостыня, μεγαλοσύνη, ταπεινοφϱοσύνη; от прилагательных II склонения: ἀγαθωσύνη, ἀγιωσύνη. К лексическому отделу можно отнести также те случаи, когда в ϰοινή существительные имеют другой род, а иногда вместе с тем и другое склонение, чем в аттическом диалекте. Так, ἔλεος милосердие у классиков всегда мужского рода и II склонения, а в эллинистическом языке LXX и Нового Завета оно среднего рода и III склонения, хотя в рукописях и изданиях иногда попадаются и формы мужского рода… Профессор С.И. Соболевский [B.175.1] * ἀγαθωσύνη ἡ благость, доброта NT. [B.169] ἁγιωσύνη ἡ святость NT. [B.169] ἐλεημοσύνη ἡ досл. сострадание, милосердие, перен. милостыня, подаяние Diog.L., NT. [B.169] ἐλεήμων 2, gen. ονος 1) милосердный, жалостливый, сострадательный…; 2) ирон. питающий сердечную склонность…[B.169] I ἔλεος ὁ 1) тж. pl. жалость, сожаление, сострадание, сочувствие (ἔ. τινος ἐσῆλθέ με Eur.): ἔλεον ποιεῖσθαι ἐπί τινι Dem. испытывать сожаление к кому-либо; ἔλεον ἔχειν Plut. возбуждать сострадание; 2) жалкая участь, несчастье (τίς ἔ. μείζων; Eur.). [B.169] II ἔλεος, εεος τό Polyb., NT = ἔλεος I. [B.169] τᾰπεινο-φροσύνη ἡ смирение NT. [B.169]
|
||||||
Милосердие (лат. misericordia) – высшее проявление человеческого сострадания и идеал духовного развития, объединяющий жалость, сопереживание с активной, деятельной любовью к ближнему, с конкретно выраженной добротой по отношению к страждущим и обездоленным. Религиозное милосердие по своей сути «теоцентрично»: во-первых, оно выводится из Божественного нравственного закона как одна из добродетелей, преодолевающих греховность и, во-вторых, истинным признаётся лишь милосердие, сопряжённое с верой в Бога. Поэтому критерии оценки того или иного поступка как милосердного, продиктованные религиозной и современной светской нравственностью, могут порой не совпадать. Внешним проявлением милосердия является помощь и участие, внутренним – сострадание. Милосердие находит своё проявление в таких формах, как милостыня, призрение, благотворительность. Эта деятельность в богословской литературе получает название каритативной – от латинского caritas (сострадательная, деятельная любовь). Данный термин открывает перед нами обширное поле смыслов. Как известно, в греческом существует несколько различных по значению слов, часто переводимых на русский одинаково – «любовь». Отношения взаимопомощи, чувство сострадания к немощным были отмечены у неандертальцев. При раскопках были обнаружены останки двух особей, которые смогли прожить более двух лет после тяжёлого ранения, исключительно благодаря заботе других членов группы. Полис породил новое представление об истоках милосердия, которое следует искать, по утверждению философов-стоиков, в первом естественном побуждении человека – стремлении к самосохранению. В силу разумной природы человека это «расположение к себе» распространяется и на других людей, и на всё человечество. …идея милосердия, помощи бедным отнюдь не всегда встречала однозначную поддержку. Например, Гораций подверг осмеянию «грязную бедность». Плавт высказывался против подачи милостыни, так как, по его мнению, она не решает основной проблемы – не уничтожает источник бедности, «а бедняку лишь продлится, благодаря милостыне, его бедственное нищенское существование». Эпиктет в своих проповедях, напротив, требовал раздачи имущества в пользу бедных. По его учению, в природе человека заложено стремление оказывать благодеяние и помогать нуждающимся людям. Но сострадание Эпиктет отбрасывает как болезненный аффект печали. Стремление к помощи и спасению людей вытекает не из сострадания, но из познания прав и обязанностей. Милосердие выражает важнейшую идею христианства: Бог есть Любовь, Боговоплощение – истинное милосердие Создателя к твари. Первые христианские общины выработали новое представление о милосердии на основе новозаветных заповедей Е. НЕЧИПОРОВА [A.275]
Православные и католики Святой земли одинаково придерживаются предания, согласно которому Богородица появилась на свет неподалёку от Львиных ворот и Храмовой горы возле Овчей купели. На этом месте у католиков стоит базилика: крестоносцы возвели её на основании византийского храма. А рядом православные построили монастырь Святой Анны. Под ним сохранилась пещера, которая некогда принадлежала подземной части комплекса Иерусалимского Храма. Если что-нибудь угрожало здоровью матери или ребёнка – ожидались трудные роды – иудейские женщины приходили рожать сюда, в специально отведённые для того покои. При Овчей купели, как сказано в Евангелии от Иоанна, была лечебница, по-еврейски называемая «Вифезда» – «Дом Милосердия». Вероятно, там можно было найти медицинскую помощь [T.10.CDXLIV.4]
|
||||||
С десятого на одиннадцатый день Нового года по всей стране ночью совершались гадания и предсказывались судьбы людей. В эту же ночь, как и в ночь на восьмой день, боги, по представлению вавилонян, собирались в страхе перед богом Мардуком, который садился у золотого стола, на место милосердия (параклу). Боги склоняли почтенно головы и ждали, какую судьбу предскажет им Мардук на предстоящий год. К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1]
|
||||||
11 января 49-го года до нашей эры Цезарь, готовый к борьбе с сенатом, пересёк Рубикон. Он знал, что его войска и его полководцы всегда последуют за ним и не просто из преданности. От сената они не дождутся ни земель, ни наград. Гражданская война начиналась. «Мы идём туда, куда боги влекут нас. И куда зовёт нас несправедливость наших врагов. Жребий брошен». Цезарь направился к Риму, с лёгкостью захватывая город за городом, большинство из которых сдавались без боя. Во время Гражданской войны Цезарь сохранял жизнь захваченным в плен сторонникам Помпея, и даже позволял им и дальше находиться в оппозиции к себе. Prof. Andrew Hadrill, Historian: «Милосердие – это прекрасный способ борьбы с врагами, но оно же является и палкой о двух концах. Ведь тот, на кого направлено милосердие, часто чувствует себя униженным. Он ощущает себя находящимся во власти царя. Милосердие не является чертой обычного римского гражданина, а скорее качеством тирана и порождает множество проблем у каждого, кто его принимает». Но среди молодых сторонников Помпея, особенно среди тех, кто потерял на войне родственников, зрела жажда мести. Даже друзья Цезаря были в смятении. Цезарь по-прежнему щедро раздавал посты и награды, но посты для них больше ничего не значили. Они шли за ним в сражениях больше десяти лет, они стойко переносили непередаваемые лишения и трудности, они ели траву, когда нечего было больше есть. И вот, в начале сорок четвёртого года друзья и враги Цезаря объединились, чтобы реализовать один зловещий план. [T.10.CXLI]
|
||||||
– Лидуш, а что, если я позову Нину Беккер? Она же здесь совсем одна. – Я буду рада, – сказала Лида, она не хотела огорчать Андрюшу, хотя Нина Беккер её раздражала своей немощью и демонстративным христианским смирением. Она понимала, что Нина бесконечно одинока и несчастна, но жалость к ней была сродни жалости к нищенке на дороге – хочется кинуть монету и более её не видеть. Андрей пошёл к соседям. Нина встретила его на дворе, как будто сидела перед окошком и ожидала, – она выбежала в одном платье, застиранном до того, что потеряло цвет. Она затащила его в такие холодные сени, что Андрей догадался – она вообще не топит всю зиму. – Приходи сегодня к нам, – сказал Андрей. – Встретим Новый год. Может, он будет лучше, чем семнадцатый? – Хуже некуда. Одна прорицательница обещала конец света в будущем году. – Ты придешь? – Нет, что ты! Мне совсем нечего надеть. – Глупости, – сказал Андрей. – Мы же будем втроем. – На праздник наряжаются не для других, а для себя, – строго сказала Нина и поджала без того тонкие губы. Кир БУЛЫЧЕВ [B.54.2.C]
|
||||||
Доброта и милосердие. Разумеется, понятия эти пересекаются, это ясно. Но есть какое-то различие. Может быть, в отношении к понятию «активность»? Доброта больше милосердия, но милосердие глубже. И милосердие, в отличие от доброты, всегда активно. Литература по этой теме огромна и бесполезна. Если выпарить это море слов, останется чайная ложка соли. Воробьиная погадка. Надо бы спросить Г.А.: почему наиболее интуитивно ясные понятия более всех прочих оболтаны за истёкшие двадцать веков? ПРИПИСКА 16 июля. Г.А. сказал: потому что интуиция – в подкорке, а понятие – в коре. Непонятно. Надлежит обдумать.) После обеда Г.А. послал меня в библиотеку читать последний выпуск «Логики…» В чём дело? Оказывается, он недоволен, как идут у меня по логике Санька Ёжик и Сева Кривцов. Здрасьте вам! А я-то был уверен всегда, что они у меня идут на десять баллов. Я человек скромный и себя хвалить не терплю, но если у меня что хорошо, то хорошо. Оказывается, нет. Нехорошо у меня. Мы с ним поспорили. Я слово, он два. Ладно. Дошёл в библиотеку, поднял «Логику…» за последний год. Всё-таки Г.А. – бог. Сам он всегда убеждает нас, что главное – не знать, а понимать. Но ведь он-то вдобавок и ЗНАЕТ! Всё знает! И бес, посрамлён бе, плакаси горько. А. СТРУГАЦКИЙ, Б. СТРУГАЦКИЙ [B.50.5]
Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Замурованные Золотые Ворота – это Знак Бедствия, знак того, что нужно молиться, это знак того, что нужно чего-то ждать. В одной из ветхозаветных пророческих книг – в Книге пророка Иезекииля – говорится о временах, когда через Пророка Господь пытается призвать людей к покаянию, Пророк говорит: «Привёл меня к воротам Святилища, обращённым лицом на Восток, и Ворота эти были затворены…» вот как сегодня. Во времена Иезекииля Ворота, конечно, были открыты. Но это такой символ того, что Господь оставил это место. «Когда Ворота откроются, – говорит пророк, – вот тогда настанет совсем другое время». Христиане ждут Второго Пришествия Христа через эти же самые Ворота, и считают, что когда Спаситель придёт, Ворота эти распахнутся Ему навстречу, и настанет Эра Милосердия». [T.11.XVIII]
|
||||||
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…но в пандан к отличной реплике «как жестоко» и вопросу «что же Старик так зло поступил»: кто вам сказал, что Он добрый? Никто не говорил. В Талмуде есть фраза, которую я как-то прочёл, и она меня совершенно потрясла. Один мудрец говорит другому: «Не надо представлять себе Творца более милосердным, чем он есть на самом деле». А с чего вы взяли, что он добрый? Он руководствуется совершенно иными категориями. Это на нас давит тысячелетняя христианская интерпретация: Бог есть любовь, Бог такой добрый, ах, Он чудный, сладчайший Иисус… На самом деле, а что Ему быть добрым? Во-первых, это человеческая категория, и среди людей редкая, почему мы Ему-то приписываем? Для Него это вообще неприменимо. Кроме того, а, действительно, почему мы думаем, что Он должен быть милосердным? Нет у Него такой задачи, и не надо представлять себе Его более милосердным чем Он есть. Поэтому мало ли что нам кажется». [B.141.33]
«Господь, ваш Бог, сделает обрезанными ваши сердца и сердца ваших потомков, чтобы вы любили Господа, вашего Бога, всем сердцем и всей душой – и остались живы». (Второзаконие 30:6) Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…естественно, мальчикам обрезают их мужские органы. Это внешний признак народа, который заключил с Богом Завет. А «обрезанное сердце» – это не про кардиохирургию, которой тогда не было, это про то, что такое же устроение души. Душа, которая подчинена Богу, которая готова его слушать. И, соответственно, человек сам не в состоянии себя обрезать: это кто-то для него делает. А сердце «обрезает» Бог». [P.125.313] * Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и псалом об этом напоминает: да, это Ветхий Завет – тут ещё не Бог-любви, не Бог-милости, а Бог-жестокий, Бог, устанавливающий справедливость, Бог-мститель за преступления. И, тем не менее, без этой «жестокости», наверное, милосердие звучит абсолютно бессмысленно, потому что тогда милосердие становится просто покрывательством: оно становится просто безразличием ко Злу если нет хотя бы отчасти в этом мире действующего возмездия. И дальше неожиданный вывод: «Кто неправду зачал, тот забеременел злом и рождает ложь» (Пс 7:15) [P.125.395]
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Господь Бог взирает на нас, и по истине он милосерд к нам, как и Моисей объявил в своей песни свидетельства перед лицом народа: «И над рабами своими умилосердится». Когда первый скончался таким образом, на глумление вывели второго. Содрав у него с головы кожу вместе с волосами, его спросили: Будешь есть? А то твоё тело начнут терзать, член за членом. Он же в ответ сказал на родном наречии: нет. Потому и он в свою очередь принял пытку также, как и первый. Уже на последнем издыхании он сказал: ты, душегуб, лишаешь нас жизни сегодня, но зато Царь мира нас, умерших за Его законы, восставит, чтобы навеки возродить нас к жизни» (2Мак.7:6-9). То есть, вот в чём (заключается) милосердие: мученичество есть переход в Вечность с Богом. В дохристианскую пору это уже стало известно». [P.125.508]
|
||||||
Тибетское духовенство подразделяется на две большие группы. К первой группе принадлежат монахи, признающие средством спасения соблюдение нравственных правил и монастырского устава; ко второй все остальные, предпочитающие чисто интеллектуальный метод, свободный от каких бы то ни было ограничений. Приверженцы этих двух систем вовсе не отделены друг от друга непроницаемой перегородкой. Почти все монахи первой группировки признают, что добродетельная жизнь и монастырская дисциплина, как бы необходимы они ни были, составляют только простую подготовку к вступлению на путь более высокого совершенствования. Что касается последователей второй группы, все они, без исключения, глубоко убеждены в благотворности неукоснительного соблюдения нравственности и, кроме того, единодушно утверждают, что для большинства людей первый метод наиболее подходящ. Чистота, добрые дела, в первую очередь милосердие, отрешенность от материальных интересов, безмятежность духа, – то есть добродетели, развиваемые монашеской жизнью должны медленно, но неуклонно привести монаха к духовному озарению, которое и есть спасение. Второй метод, именуемый «прямым путём», считается… Александра Давид-Неэль [B.100]
|
||||||