ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XII. Messier 3; Caritas; Zodiacus; Повешенный; Жертва; Иероглиф (распростертая рука, рука в широком взмахе, приводящем в движение все её суставы). |
||||||
Messier 3 |
||||||
apostolus, ī m (греч.) 1) pl. (лат. dimissoriae litterae, тж. libelli appellatorii) доклад судьи в высшую инстанцию по поводу апелляционной жалобы Dig; 2) апостол Eccl. [B.32] * I ἀπό-στολος 2 снаряжённый (готовый) к отплытию: ἀπόστολον πλοῖον Plat. грузовое судно. [B.169] II ἀπόστολος ὁ 1) посол (ἐς τὴν Μίλητον Her.); 2) снаряжённый флот, морская экспедиция Lys., Dem., Plut., Luc.; 3) апостол NT. [B.169]
praecursor, ōris m [praecurro] 1) воен. передовой боец, pl. головной отряд, авангард L; 2) слуга, шедший впереди своего господина PJ; 3) предшественник, предтеча С, Eccl. [B.32]
vīvificātor, ōris m воскреситель Eccl. [B.32]
παρά-κλητος ὁ 1) защитник, (право)заступник Dem.; 2) утешитель NT. [B.169]
|
||||||
Брошенный вперед или вверх объект летит по определённому пути под действием силы, метнувшей его, и силы тяжести – гравитации. Путь этот называется траекторией от латинского слова «траектус» (trajectus) – передвижение, которое в свою очередь произошло от латинских же слов «транс…» (trans) – сквозь, через и «якере» (jacere) – метать, бросать. Греческая приставка «про» (pro) означает перед, до, раньше, поэтому проект – это то, что намечается заранее (projectus – дословно «брошенный вперёд»). Латинский синоним jacere – «миттэрэ» (mittere), причастие прошедшего времени от него «миссус» (missus) – отсюда слово «миссия» (поручение, задание), а также «миссионер». (Если вам непонятно, почему в латинском языке было два глагола для обозначения одного и того же понятия, обратите внимание на существование синонимов в вашем родном языке: бросать, кидать, швырять…) …баллистика, которая учитывала все воздействия на снаряд в процессе полёта. Греческое слово «балло» (ballo) означает «бросаю» и является синонимом латинского «якере». Не всякий догадается, что в русском языке «балл» в значении оценки и слова «бросить шар» при голосовании имеют общее происхождение всё от того же ballo – бросаю. Айзек Азимов [B.129.2]
βάλλω (fut. βᾰλῶ - ион. βαλέω, редко βαλλήσω; aor. 2 ἔβᾰλον, pf. βέβληκα; pass.: fut. βληθήσομαι и βεβλήσομαι, aor. ἐβλήθην, pf. βέβλημαι) реже med. 1) бросать, кидать, метать…; 2) метать копья…; 14) ударять, поражать…; 18) внушать, вселять…; 25) тж. med. озарять, освещать…; 27) med. обдумывать, замышлять (τι ἐπὶ θυμῷ и μετὰ φρεσί Hom.; ἐνὶ φρεσί Hom., Hes. или ἐπ’ ἑωυτοῦ Her.): ἐς θυμὸν ἐβάλετο Her. он решил; 28) med. зачать: βαλεσθαι ἐς γαστέρα γόνον Her. забеременеть. [B.169]
|
||||||
Prof. Michael Whitby, University of Warwick: «Евреи очень часто попадали в рабство к другим народам. Исход из Египта под предводительством Моисея, неволя в Вавилоне, покорение персами, подчинение грекам в составе империи Селевкидов. Постоянное угнетение другими народами заставило иудеев поверить в то, что они «избранная нация», поверить в неизбежное появление Освободителя, Посланца, Мессии, который сбросит чужеродных властителей и вернёт евреям Землю Обетованную, которая была обещана им в Египте». …освобождение от римского ига. В евангелиях Пилат является важнейшим действующим лицом в истории Иисуса. Но, по мнению Иосифа Флавия всё не так просто. Иисус не был первым, так называемым Мессией. Иосиф Флавий называет несколько человек, на которых иудеи возлагали свои надежды до него: раб по имени Симеон, пастух Атронг (Athronges, 4 BC), Иуда Галилеянин (6 AD), Иоанн Креститель (28 AD). Все они восстали против правящей элиты и были уничтожены – убиты римлянами, либо их союзником Иродом. Prof. John Barclay, University of Durham: «Иудейские праздники в Иерусалиме были для римских правителей самыми беспокойными моментами. Со всех концов Иудеи, Галилеи и из иудейской диаспоры на Востоке и Западе являлись огромные толпы паломников. Они собирались, чтобы восхвалять своего Господа, и в такие моменты самосознание нации достигало своего апогея». Dr. Nicholas Thomas «Tom» Wright, Bishop of Durham: «Большинство иудейских праздников посвящено воспоминаниям о временах, когда Господь освобождал их от гнёта язычников. Они вспоминали Исход из Египта, когда Господь сказал фараону, что народ израильский – Его народ, и что Он накажет Фараона, если тот их не отпустит. Об этом говорит история. Поэтому на своих праздниках иудеи говорили, что Господь уже вершил правосудие раньше, и что Он снова сделает это с теми язычниками, которые притесняют еврейский народ. Это уже не просто религиозный праздник и набожность иудеев, это набожность с ядовитым жалом, которого Пилату следовало опасаться». [T.13.LII]
ИУДАИЗМ Учение о послушании Воле Единого Бога путём строгого выполнения религиозного закона. Осознание символичности жизненных явлений. Среда: упорный, верный себе, но не ведающий духовного подчинения и руководства народ. Магнит: идеал избранности и мессианства. Культ: поклонение и приведение в Жизнь Великого Динамического Закона, восстанавливающего связь между Небом и Землёй (Иегова). Политика: психическое и интеллектуальное господство избранного народа над остальными. Н. П. РУДНИКОВА [B.25]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Алрой к этому времени уже укрепился в этих границах – восемь лет он там, тогда же воевали не торопясь. Восемь лет он был признан царём-мессией. Сказал, что он прямой потомок царя Давида, взял имя Давид (стал не Менахем – «утешитель», а Давид – «воин») Алрой и ввёл шестиугольную звезду, всем ныне известную, плотно в еврейский обиход. Сказал, что это щит Давида. До этого эту звезду так никто не называл. Называли «звезда Давида», но никак не щит. А он сказал, что ему явился во сне Давид с этим шестиугольным щитом и сказал: «Давай! Ты этим победишь!» Это, конечно, парафраз на христианские легенды, так как Константину явился крест с надписью «Сим победиши», и он победил. То есть он, видимо, парень был начитанный. Не знаю, снилось ли это ему, или это он так рассказывал красиво, но изложение ясно показывает источник, откуда он всё это взял. И он выходил с шестигранным, шестиугольным щитом. Это стало называться щитом Давида, «Маген Давид». Так и называется до сих пор и стало символом еврейских мессианских ожиданий. Не символом из еврейского народа, не символом иудаизма как религии, а именно мессианских ожиданий, потому именно он, этот знак – шестиугольная звезда, на флаге государства Израиль. …государство Израиль – коллективный Мессия. Именно этот знак. Не менору – семисвечный светильник, не виноградную гроздь, а вот именно [звезду Давида]. Вот такой был парень Давид Алрой». [B.141.13]
|
||||||
В местечке Долгиново, что к северу от Минска испокон веков жили евреи… Немецкая армия не задержалась в Долгинове: продвижение на Восток в сорок первом было стремительным. Жители местечка оказались в глубоком тылу… Мириам ГОЛЬЦ: «В начале массовых убийств не было…» Ранней весной сорок второго года в местечке Долгиново поползли страшные слухи: немцы готовят массовую ликвидацию. О том, что творили фашисты с местными жителями, партизаны знали: они встречали в лесу евреев, тех, кому удалось спастись. К концу мая сорок второго года местечко Долгиново опустело совсем. Из пяти тысяч евреев, что проживали здесь до войны, осталось человек триста. Триста обречённых. Пятого июня 1942-го года в Долгиново уничтожили последнее гетто. Больше убивать было некого – прежнее Долгиново исчезло безвозвратно. В июне сорок второго те, кто уцелел из долгиновцев, скрылись в белорусских лесах. Но партизаны не могли принять в отряды всех – женщин, стариков, детей. Из деревень их крестьяне гнали: немцы запугивали – если найдут у кого в доме хоть одного еврея, выжгут всю деревню. Сотни голодных людей, чудом спасшихся от уничтожения, в постоянном страхе за свою жизнь, группами и по о отдельности перемещались по лесу. Дошло до того, что крестьяне стали встречать партизан враждебно: до них здесь уже побывали евреи, которые выдавали себя за партизан. Шимон ХЕВЛИН: «Мы им мешали, потому что мы были голодные, но надо было где-то кушать…» Впереди зима. Если крестьяне не будут поддерживать партизан, голод не минуем. А прокормить всех, кто оказался в лесах, разорённые крестьянские хозяйства не могли. Руководители партизанских отрядов понимали, что в таких условиях партизанское движение неизбежно провалится. Нужно было что-то предпринимать. …собрать всех евреев по лесам. Женщин, стариков, детей и вывести их за линию фронта. А это свыше тысячи километров. Правда, ему честно сказали, что уже два командира отказались сопровождать отряд. Никто бы не удивился, если бы отказался и он. Но он согласился… Мирное население бежало в леса. Раздетые и полуголодные, они ютились около действующих отрядов «Мститель», «Борьба» и мешали им работать. Шимон ХЕВЛИН: «Киселёв нам сказал, что пришёл ему приказ с Москвы, убрать всех, что можно евреев – детей, женщин, стариков, которые не могут воевать, – и убрать их из леса за линию фронта». К концу августа отряд был практически сформирован. В него вошло двести семьдесят человек, из них половина женщины и старики, тридцать пять детей от двух до двенадцати лет. В назначенный день отряд Киселёва вышел в путь. …из двухсот семидесяти осталось двести двадцать человек. У многих на руках появились раненные, а нужно идти по десять - двадцать - тридцать километров в день. Он не мог приказать людям бросить в лесу родных – этот выбор каждый делал сам. Но ему, – солдату, командиру – было бы куда проще идти в бой, чем смотреть на слёзы. Ещё живых людей – стариков, детей – оставляют на верную гибель. …и тогда в ожидании ночи двести человек были вынуждены лежать не шелохнувшись. Вот только дети. Их много в отряде. Самая маленькая – дочь Иосифа Кремера – она постоянно плакала. Как успокоить девочку, Киселёв не знал… Сима ШЛЕХТМАН: «Я помню, что был ребёнок… Маленький… Плакал… И в это время надо было переходить какое-то место, очень тихо… И ребёнок плакал…» Предстояло преодолеть один из самых опасных участков пути. Повсюду немецкие патрули. Но если идти в обход, люди увязнут в болотах. Нужно перемещаться абсолютно бесшумно. Для отряда Киселёва эта задача была практически невыполнима. Элияху РАДАШКОВИЧ: «Девочку звали Берта. И эта от испуга всегда плакала. И никто не хотел с ними связаться. И даже люди сказали: «Слушай Иосиф! Мы не должны страдать из-за твоей девочки. Она плачет, и ночью слышно в лесу, как ребёнок плачет, значит кто-то подскажет, что здесь евреи есть…» Этот плач преследует Николая всю жизнь. Он запомнил его как одно из самых страшных мгновений войны… В тот вечер, накануне самого опасного перехода, Берта плакала. И все смотрели на Киселёва. Что он будет делать? …маленькая девочка, от которой зависит жизнь целого отряда… Элияху РАДАШКОВИЧ: «И я слышал, как она – мать с отцом – говорили, чтоб убить, избавиться от этой Берты». Шимон ХЕВЛИН: «Родители решили взять её к речке, утопить её. Но никто не мог это видеть. Они подошли… Отец её бросает маме девочку, она бросает – «Ты это делай». Она поняла, что с ней случилось, и она по-еврейски, конечно, ответила: «Я хочу жить». …Николай не знал идиш, но он всё понял. Шимон ХЕВЛИН: «Киселёв подходит, и говорит: «Ну что случилось?» – «Так вот, Киселёв, ты бери её, ты делай что хочешь, я не могу, мы не можем…» Татьяна (дочь Николая Киселёва): «Отец очень мало рассказывал о войне, и мама тоже. Я старалась особенно не расспрашивать, зная, что воспоминания им тяжелы, но историю про маленькую девочку Берту, которая всё время плакала, я знаю. Он успел выхватить девочку у родителей…» Шимон ХЕВЛИН: «Он взял её и таскал. Эта девочка он носил на плечи сотнями километров…» Они шли уже больше месяца. Наступил октябрь, заметно похолодало. Но проводник говорил, что не прошли ещё и половины. Приходилось петлять, обходить. Одно Киселёв знал точно: если до ноября не выйдут из лесов, люди начнут умирать от обморожения. Элияху РАДАШКОВИЧ: «Что я могу вам сказать про Киселёва? Что это был ангел, не человек. Во-первых, зачем ему было мучиться с евреями? Он же мог уйти в какую деревню, и пить самогонку, и жить с бабами. Зачем ему это горе, таскаться с людьми? Каждую ночь тридцать километров пешком идти. А днём что? Воевать или охранять нас? Что он за это имел?» Шимон ХЕВЛИН: «…выглядел? Молодой парень, было ему может быть двадцать пять – двадцать восемь лет. здоровый мужик. Между прочим красивый. Для нас каждый настоящий партизан был как герой, как Бог, Спаситель». Сима ШЛЕХТМАН: «Это был какой-то луч, посланный откуда-то. Иначе бы никто не остался в живых». Мириам ГОЛЬЦ: «…я помню, что Киселёв подошёл к моей маме… Взял моего братика на рукав, и нёс его… Пока мама пришла в себя. И мы шли в этот проливной дождь. Босые. Мокро было и холодно. Это уже было в октябре месяце. И вот я тогда помню Киселёва как человека. Он не был с сильными, он был со слабыми. С тем, кто затруднялся подняться на эту гору. И благодаря ему мы спаслись…» В архиве компартии Белоруссии хранится его рапорт. «Председателю Совнаркома Белорусской ССР товарищу Понаморенко. …путь был труден и тяжёл. Несколько раз мы подвергались опасности, но сумели выйти невредимыми. …выведены мною на «Большую землю» в количестве двухсот восемнадцати человек. Командир отряда политрук Киселёв». Николай Киселёв никогда не считал, что совершил подвиг. То, что он создал подпольную организацию в Илие, ему, партизану, политруку, казалось более весомым делом в борьбе с фашистами. Послевоенная жизнь Николая Яковлевича сложилась успешно. Жил в Москве, много работал. По делам часто выезжал за границу. Был счастлив с Анной. Воспитал сына и дочь, дождался внучки. Уже подрастает правнук. Каждый год в Тель-Авиве, в начале лета, в память о трагических событиях в местечке Долгиново, дети из «Отряда Киселёва» собираются вместе. И вспоминают одного человека, благодаря которому они спаслись – русского солдата Николая Киселёва. Пятого июня 2007-го года, в День Поминовения, они познакомились с его дочерью Татьяной. Татьяна (дочь Николая Киселёва): «Отец всю жизнь был очень скромным человеком. О войне вообще старался не вспоминать. Ему было тяжело, и маме. Я никогда не слышала, чтобы он говорил такую фразу: «Я спас стольких то людей». Но он не раз говорил, что ему было бы интересно узнать, как сложилась жизнь у тех людей, кто столько пережил. У детей. У той девочки, которая всё время плакала». Берта была слишком мала, чтобы помнить человека, который в войну нёс её на руках. Берта; «Мои родители рассказывали, что благодаря Киселёву, конечно, я осталась в живых, потому что люди хотели чтобы он выгнал нас из этого отряда. Я всё время плакала. Киселёв сказал, что будет со всеми, что будет с этой семьёй. Благодаря ему мы остались живы». Государство Израиль высоко оценило подвиг русского партизана. Николаю Киселеву присвоено звание Праведника народов мира. Его имя занесено на стену Почёта в саду Праведников на территории мемориала Яд Ва-шем в Иерусалиме. Берте Кремер шестьдесят семь лет. у неё две дочери и пять внуков. Шимону Хевлину в 1942-м было четырнадцать. У него пятеро детей и десять внуков. Элияху Радашковичу в сорок втором было пятнадцать. Две дочери, шесть внуков. Мириам Гольц в сорок втором было восемь. Трое сыновей, пятеро внуков. Симе Шлехтман было семь. Три дочери, восемь внуков. Их выжило около двухсот человек, тех, кого в сорок втором году вывел за линию фронта русский партизан. Сегодня в разных странах живут их дети, внуки и правнуки. Возможно, они никогда даже не слышали это имя – Николай Киселёв. Но они родились… [T.2.XXXVI]
В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд ва-Шем было присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасённых им людей к 2008 году в живых осталось всего 14 человек. Его память чтят более 2200 их потомков, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ. [P.100.22]
|
||||||
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…в 132-м году восстание уже полыхало. В 131-м он начал свою монету чеканить. На монете был изображён он сам в венке из виноградных листьев, то есть, Мессия. И было написано «Первый год иудейской свободы. Бар-Кохба князь Израиля». То есть, очевидным образом он утверждал, что он начал с того, чем может быть закончил Шимон Бар-Гиора: он провозгласил себя Мессией. И многие соблазнились. В частности, соблазнился Рабби Акива. Рабби Акива сказал: «Вот он Сын звезды». Рабби Йоси (Рабби Элиэзер бен Йоси ха-Глил тот, который 32 правила) сказал: «Акива! Акива! Быльём порастут твои челюсти, прежде чем придёт Мессия». И было от этого много бед. В Бар-Кохбе было всё, чего не было в Спасителе: он был очень высокого роста, физический сильный, красивый человек, крайне воинственно настроенный. Ездил на белой лошади, меч у него был в золотых ножнах. Всё, что полагается. И он, надо сказать, очень хорошо организовал оборону на первых порах. Но римляне, они по закону действуют. Римский закон предполагает «клеменция» (clementia) – милосердие, милость к павшим, милость к пленным, к беспомощным. И в эту милость входит и то, что провинция захваченная, скорее всего, восстанет: людям обыкновенно не нравится, когда их завоёвывают. И Рим, конечно, подавит это восстание. И преследовать восставших дальше, и мстить им не будет, потому что желание восстать было естественным. Это и произошло после первого (Великого) восстания. Римляне подавили его со страшной жестокостью, но за этим не последовало ничего: были полностью восстановлены все права – имущество у кого какое было, такое и осталось. Кроме прямых участников восстания не пострадал никто. А во внутренние дела римляне просто не вмешивались. Непосредственным толчком ко второму восстанию, как, отчасти, и к первому, послужило религиозное недоразумение. Непосредственным толчком к первому восстанию послужило явление во дворе Храма 64-х мулов. Дело в том, что иудейский закон в целом – и Тора, и все последствия из неё – ярко выражены антимичурински: скрещивать нельзя. Ничего, вообще, даже, например, в одежде льняную и шерстяную нитку, не говоря уже о рябине с вишней. Поэтому такое мерзкое животное (мул) не может появляться на территории Иудеи. А наместник из лучших побуждений нагрузил шестьдесят четыре телеги дарами, запряг мулов, и в Храм. Люди как их увидели в храмовом дворе, они кинулись, всех мулов убили, дары разбросали. И, естественно, наместник это понял как объявление войны. Бунтовщиков распяли. В ответ восстал народ. Так началось восстание. Точно то же самое произошло и со вторым восстанием. Отправляясь на войну против парфян, Адриан написал очень благожелательное письмо в Иудею, что он подумывает о восстановлении Храма: прошло много лет – они достаточно наказаны. И когда он вернётся, поможет в восстановлении Храма. И в залог этого он посылает им статую, которую нужно будет установить во дворе Храма. Статуя была его (Адриана). Когда люди увидели эту статую, они восстали «все как один». Восстание началось: люди сочли, что у них другого выхода нет, потому что место, где стоял Храм осквернено этой статуей. И реакция Рима была, на самом деле, предсказуема, но восставшие этого не понимали. Провинция, восставшая вторично, должна быть уничтожена, как Карфаген. В результате в 135-м году последняя крепость, защищавшаяся очень долго, – Бейтар – была взята римскими легионами. Бар-Кохба погиб в бою. И началось наказание провинции, восставшей вторично. К ней применяется уже не «клеменция», а совсем наоборот – «акрипия» (акрития / акрибия / акривия). Иерусалим был распахан, получил другой имя – Элия Капитолина. К Храму евреям было запрещено приближаться под страхом смертной казни за исключением одного дня в году – 9-го Ава они могли приходить оплакивать Храм у Западной стены, и ныне стоящей. В Иудее начался настоящий геноцид: были отобраны все виноградники, поля. Поэтому всё, что могло уцелеть, бежало в Галилею и в Равву, в долину. Население сократилось на две трети в Палестине». [P.168/6] ** |
||||||
** – Доброе утро, дорогие радиослушатели! Радиостанция «Русский голос» начинает свои передачи из шестой иерусалимской студии. Сегодня девятнадцатое марта, вторник, по еврейскому летосчислению – каф зайн месяца адара, пять тысяч семьсот пятьдесят пятого года. Послушайте сводку новостей, с которой вас познакомит Алона Шахар. – …А между тем Машиах придёт в две тысячи седьмом году! – Сёма закурил и, спохватившись, стал ковшиком ладони предупредительно гонять дым перед носом собеседницы. – И я это с детства знал. – Да? – вежливо заметила она, размешивая ложечкой сахар в кофе. Буквально минут за пятнадцать до того они закончили писать в студии радиопередачу на тему «Литературная Родина». Сёма, ведущий передачи, спрашивал её, редактора литературного приложения одной из русских газет, – возможно ли, по её мнению, дальнейшее развитие русской литературы в условиях Ближнего Востока. И она абсолютно серьезно отвечала, хотя за выступление не платили, как и за многое другое …да, она считает, что… уникальная культурная ситуация… благодаря массовой репатриации в нашем государстве образовалась концентрация творческих сил… влияние на дальнейший расцвет… Какой расцвет?! Расцвет – чего?! Дайте спокойно умереть… Впрочем, Сёмины литературные передачи шли на Россию, а значит, их никто не слушал. К тому же он вдруг затеял этот идиотский разговор о Машиахе, и она побоялась опять выглядеть слишком приземлённой со своей просьбой о пиве. – А я попробую задержать на год его пришествие! – лукаво и победно закончил он, раскачиваясь на задних ножках стула. – Зачем? – осторожно спросила она. То, что евреи екнулись на пришествии Мессии (по-здешнему Машиаха), она, конечно, знала и раньше. Но то поголовное, повсеместное, профессиональное ожидание Мессии (ожидание с вокзальным, справедливо добавить, оттенком), с каким она столкнулась в этой стране, поначалу её даже обескуражило. К счастью, она сразу поняла, что Ожидание является здесь образом жизни, основным её содержанием, а она свято относилась ко всему, что составляло основное содержание жизни любого человека. А тут ещё две тысячи лет… С застарелыми болями вообще следует обходиться осторожно, и никаких резких движений… …вообще же Машиах… – Сёма остро глянул на неё из-под колючей брови, и она вовремя сделала преданное лицо: всё-таки он угощал. – С этим, видишь ли, не всё так просто… Ведь Машиахом могут стать некоторые из нас, пути не заказаны. В конце концов, в еврейской традиции, то есть в источнике, Машиах – вполне телесный, реальный человек, полный сил и радости. В ТАНАХе сказано: «Говорил Давид: буду веселиться я пред Господом». А ещё сказано: «И Давид плясал изо всех сил пред Господом; а опоясан был Давид льняным эйфодом». Так что вот, живёшь ты, живёшь… и вдруг ощущаешь в себе концентрацию неких мощных сил… Так что опрощать не стоит… Ибо Машиах – это… – Он пристально и многозначительно рассматривал столбик пепла на сигарете. – Это ты? – кротко догадалась его собеседница. Сёма запнулся, внимательно поглядел на неё, что-то прикидывая в уме, и наконец проговорил: – Помолчим пока об этом… «Когда долго говорят о Мессии, приходит его осёл…» поговорка Дина РУБИНА [B.108.1]
Капернаум – город, где жил и проповедовал Иисус Христос. Из своих тридцати трёх лет три года он прожил здесь. Здесь же он совершил самое большое количество чудес. Глеб ЯСТРЕБОВ, историк-библеист: «Само это слово – Кфар Нахум – «Деревня Наума», «Наумовка»: «Наум» связан с еврейским корнем «Утешение», часто понималось мистиками как мессианское утешение – «Утешение конца времён». Во времена Христа Капернаум был своего рода областным центром Галилеии. Всё, что было сказано в этом городе, быстро распространялось по окрестностям через сарафанное радио. [T.1.XXXVI]
|
||||||
…металлическая чаша, а до этого глиняный или деревянный сосуд, ещё раньше – рог животного употреблялись при различных религиозных обрядах и церемониях, восходящих ещё к палеолиту – древнекаменному веку, отстоящему от цивилизации Шумера и древних тюрков на десятки тысячелетий. «Рогу палеолитического изображения из Лосселя (стоянка древнекаменного века во Франции) у якутов (кстати говоря, якуты тоже тюрки) соответствует сосуд с маслом, из которого совершалось священное помазание. Если у якутов-скотоводов древний культ плодородия связан, прежде всего, с изобилием молочных продуктов, выраженным наиболее отчётливо в обилии масла, то у их северных соседей – охотников, у чукчей и эскимосов – помазание маслом заменяется вполне естественным в условиях их быта, хорошо известным по этнографическим данным помазанием свежей кровью убитого зверя или жиром тюленя. Ритон у женщины из Лосселя был тоже, видимо, наполнен кровью, и она, подобно оленеводам и охотникам Севера, совершала помазание или возлияние». В. КОЗЬМИН [A.296]
|
||||||
Аватаром называется сошествие из высших миров на землю божества в каком-либо проявленном виде. Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.2]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…эсхатология оставляет человеку разные варианты, но впервые у Исайи эсхатология совмещается с мессианством. И потрясающим образом эти две теории сплетаются. И в дальнейшем, уж очень трудно помыслить мессианство без эсхатологии: мессианство становится эсхатологическим по преимуществу. И как быстро. Мессия, как мы говорили раньше, мыслился как вполне нормальное человеческое существо – как человек, ну, например, храбрый воитель или просто как законный наследник. Но для того, чтобы осуществить всё предначертанное Исайей в одиннадцатой главе, разве этого достаточно? – Конечно, нет. Мессия по определению должен быть существом Нечеловеческим, или, если угодно, Внечеловеческим (сверхчеловеком, или человеком, наделённым какими-то фантастическими способностями – Гигантом, полубогом). Или, надо прямо сказать о том, что Мессия будет связан с Небесами. Какая связь самая прямая? – Родственная. Так рождается мысль о Мессии, как Сыне Божьем. У Исайи этого нет. Но это вытекает не столько из буквы, сколько, определённо понимаемого духа его речей. И, мне кажется, здесь нет натяжки: народный дух так трактовал и пришёл к этим выводам. И нельзя сказать, что эти выводы такие неверные. В период всех этих волнений и бунтов в Палестине сформировалось несколько обликов Мессии, никак друг с другом не коррелирующих. Для народа Мессия продолжал оставаться Воителем; для книжников Мессия был неким «Посланником Божьим», который миром склонит людей к покаянию; а для какой-то части народа, которую Солженицын назвал бы «образованщина» – на людей, которые что-то о чём-то слышали (таких всегда больше всего) – вот для этих людей Мессия стал тем, как они его поняли из проповеди книжников, которые трактовали одиннадцатый стих Исайи. Мессия стал существом чудесным, неземным, божественным, но поскольку он в их сознании, этих людей, всё ещё не утратил человеческого подобия, то произошло соединение двух стихий – теологический абсурд. Но психологически вещь понятная – произошло соединение человеческой плоти и существа Мессии с его Божественным существом и Божественной сущностью. Так родилась идея о Сыне Божьем. Дальше эта идея триумфальным образом пойдёт шагать. С теологической точки зрения абсурдно ли это? – С точки зрения еврейского богословия – однозначно – ибо у Бога не может быть родственников: Бог ни в чём на человека не похож – это, вообще, некая сущность, этому Миру не принадлежащая и трансцендентная. Какой ещё «сын»? Но проблема в том, что рядом были греки, а у добрых греков боги любили сходить на землю, как в дом отдыха, и вели себя там соответственно: возьмите, Зевса – ну, не будем ворошить старое… И сыновей там имелось, как и дочерей, кстати, – изряднейшее количество. Так что эта идея была не чужда. Восточные мифологии знали такие вещи. сын Божий должен как-то отличаться от обычных людей. Вот, Геракл – сын божий. Сын Божий может быть либо чудовищем (Минотавр), или богатырём, или суперкрасавицей, или существом, спасающим, и, во всяком случае, отличным от остальных. Евреям претила идея, что Бог может сойти на землю в человеческом облике. Когда греки начинали об этом говорить – театрализовать свои мифы и разыгрывать это в театрах – это вызывало у них живейшее омерзение, которое нам совершенно непонятно, поскольку мы к этому привыкли и воспринимаем это как часть художественного сознания. Для верующих евреев это была дикость: «Ну, как можно – говорили они, – верить в эту хрень! Ну, что вы, всерьёз, в самом деле…» И, если, тем не менее, допустить, что Мессия, либо Посланник Божий может прийти в человеческом облике, то, уж, во всяком случае, его рождению должны сопутствовать обстоятельства, совершенно отличные от обычного человеческого рождения. Например, непорочное зачатие, и, что ещё более замечательно, – непорочное рождение. Но великий персидский народ эту идею давно облюбовал и выдвинул тезис о том, что выйдет из среды некое такое «спасающее существо» – персы называли его «Сайшант», или, в ином произношении «Саешанянт» – а родится он в утробе Девы, каковая зачнёт его, разумеется, непорочно. А как практически будет происходить? – Она выкупается в некоем озере. И в этом озере в момент купания она и зачнёт. Персидский народ, видимо, обладал живым воображением: в озере сем будет прибывать семя пророка, и вот от этого семени она и зачнёт. Саешаянт и будет Искупителем грехов Мира. То есть идея зачатия через «Солнечный луч», которая была у монголов: ибо Чингисхан совершенно искренне рассказывал, что его матушка зачала непосредственно от Солнечного луча. Персы так далеко не шли. Солнечный луч – наибольшая степень абстракции и удаления от человеческой биологической сущности, преодоление человеческой сущности. И, наконец, триумф небиологической сущности – это идея, что можно забеременеть от Духа Святого. В каком-то смысле – это вершина такого рода установления – оно зафиксировано в христианстве. Все эти идеи, казалось бы, такие разнородные, принадлежащие к абсолютно разному кругу представлений, лежащие в разных цивилизационных пластах – как эти идеи могли соединиться? Идеи формируются среди людей к ним склонных в среде людей к ним склонных, совершенно безотносительно каких национально-религиозных принадлежностей. Некая идея, она, не то, чтобы плавает, она путешествует среди людей, как радиоволна. Вот эта идея посещает разные умы и сердца, и проходя через каждое сердце, сама трансформируется, и приобретает облик, невероятно отличающийся от того, с которого она начала своё путешествие. Идея об искуплении, идея о непорочном зачатии, идея о Божественной сущности Избавителя и его земном происхождении – все сплелись. И где они могли сплестись? – В месте, где контакт между людьми был самым тесным. Таковым местом на тогдашнем Ближнем Востоке, конечно, была Галилея. Во-первых, Галилея процветала: Галилея была цветущим краем, была житницей всего Израиля, была местом Рая Земного (вроде Абхазии до войны), то есть, совершенно Вертоград Процветший и рай Земной. «Каждое село славилось там», как писал Флавий. Римляне – тоже знатоки дела – говорили о том, что в каждом галилейском селе было два сорта белого и два сорта красного вина. То есть, насколько богато жил народ. Там жили десятки тысяч людей. И кто эти люди были? – Это были крестьяне разных национальностей. В Галилее, как во всякой горной лесистой стране очень было развито этническое разнообразие (сравните с нынешним Кавказом – на каждой стороне горы живут свои люди: Дагестан – тридцать восемь языков). С другой стороны – там шли караваны из Сирии, например, в Акко или в Хайфу. Акко тогда уже был процветающим городом. Там были персы: немного, но были. Были люди из Индии, несомненно: именно этим путём они везли на север свои индийские экзотические товары. Там, конечно, было множество греков, там были сирийцы, там были римляне – от солдат и чиновников до сумасшедших проповедников. И там были евреи. При таком конгломерате, которым отнюдь, например, не отличался Иерусалим: Иерусалим – при всём притом – еврейский город, а Афины при всём космополитизме – греческий. То есть, таким космополитизмом, как Галилея, кто мог похвастать? – Ну, может, только, Александрия, которая по определению строилась как «город для всех». Это был «плавильный котёл», но Александрия была городом образованности и скепсиса – над Александрией царила Библиотека. А «дух скепсиса» – есть «дух анализа». Что такое «анализ»? – Это «разъятие». При таком подходе уцелеет ли хоть одна позитивная идеология? Патриархальность сознания… ибо настроение было таково. Для того, чтобы люди пошли за незнакомцем… «почва для сеятеля» – это была ситуация, которую нынешние химики сравнили бы с перенасыщенным раствором – ещё крупинка, и всё выпадет в осадок. Это была грозовая ситуация, при которой ещё чуть-чуть сгустится атмосфера и ударит молния, и всё разразится грозой. Вот такое это было время. это было время интеллектуального, теологического и политического брожения: люди «бросали сети и шли». …у каждого же семья – об этом евангелие мягко умалчивает – но ведь и у Иоанна, и Петра, у них у всех дети дома плачут. Никто о них даже не вспоминает. То есть, в каком состоянии подъёма духа люди находились. Вот что важно знать, когда мы определяем состояние умов, в каком сочинялись две великих книги – Мишна, и те книги, которые потом станут известны нам как Новый Завет». [T.22.XLIV]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…и люди начинают слышать о такой еврейской идее: единый великий Бог не бросил нас, Он готовит приход посланника своего – Мессии. Но избавление не придёт от человеческих рук, смешно думать об этом, но от божественных. И мессианские настроения крепнут, конечно, в основном в еврейской среде. Но от евреев слышат греки, египтяне, каппадокийцы, киликийцы и остальные народы, жившие тогда в Малой Азии, и египтяне, и римляне, и все. Кто-то смеётся, а кто-то задумывается всерьёз. И вот это подготавливает более чем странную идею, которая потом восторжествовала. Кроме того, у греков есть убеждения, что боги человекообразные, они антропоморфные, есть мужчины и женщины, они между собой вступают в дивные отношения, о которых мы можем только мечтать. Они с земными женщинами не прочь, а богини и с мужиками. У них есть дети-полубоги, Геракл, например. И боги спускаются на землю и шастают среди людей. Вся «Илиада» этим пронизана… То есть боги активно вмешиваются в весь мировой процесс и они ходят среди людей. Для евреев эта идея абсолютно невозможна. Бог где-то там, в своих галактических далях. Но зато у евреев есть идея Мессии, что Бог-то сам не придёт, но он пришлёт от себя верного парня. Но когда, как, при каких обстоятельствах мы не знаем. Греческая идея о том, что у богов могут быть дети, и еврейская идея о том, что Бог пошлёт от себя посланника, вот эти две идеи носятся в Иудее в воздухе, пересекаются и, как бы сказать, трутся друг об друга. Но трутся не как биологические тела, а как спичка об коробку, как кремень об кресало: пока медленно, а потом раз – и искра! И никто не знает, когда это «раз!» произойдёт. И когда вспыхивает огонь, всё меняется вокруг. Значит, необходима какая-то вещь, которая этот удар спровоцирует, и вспыхнет огонь. Таким «огнём» были римские репрессии против евреев и еврейские периодические восстания. В этих условиях возникло ещё одно лжемессианское движение, которое потом, спустя много лет после смерти его никому не ведомого основателя, стали называть христианством. Это не секта иудаизма, как утверждают некоторые евреи. Евреям кажется, что всё от иудаизма. Это лжемессианское движение, основанное вот этим самым Иисусом из Назарета, одним из множества бывших тогда в Иудее лжемессий, ничем абсолютно из них не выделявшимся и настолько незначительным, что он даже едва-едва попал в римские сводки. Он проповедовал. «За кого почитают меня?» – спрашивает он у Петра. Пётр говорит: «Одни говорят, что ты Илья, Илья-пророк, который был взят живым на небо, а сейчас явился. Другие говорят, что ты посланник Божий или ангел». – «А ты как думаешь, Петя?» Тот говорит: «Ты Христос – сын Бога Живаго» («Ата машиах бен элохим хаим»). Это ритуальная формула: «Ты Мессия – сын Бога Живого». Не Сын Божий! Совершенно другое! Вы понимаете? Ошибка в переводе. «Ты Мессия, помазанник, на котором лежит благодать живого Бога». Вот он что имел в виду, Пётр. Никогда он сам не называл себя сыном Божьим, конечно. Я думаю, и для окружающих это было бы кощунством. Но Мессией они его считали, посланником, на котором лежит часть божественной благодати от пославшего его. «Ата машиах бен элохим хаим». Ты Мессия, представитель, если хотите. Хотя буквально «сын из рода Бога Живого», на тебе почиет благодать Господня. Вот что имелось в виду. Эти двенадцать признали». [B.141.15]
|
||||||
Я встала в очередь, но за несколько минут не подъехало ни одно такси. Ко мне подошёл низенький кругленький человечек с битком набитыми пластиковыми пакетами. – Приняли ли вы Иисуса как Господа своего? – спросил он. Эта фраза прозвучала так, будто была рефлекторной, лишённой значения, такой же автоматической, как «привет». – Боюсь, что вряд ли: я еврейка, – ответила я. Стандартный ответ. Для меня он имеет скорее культурный, чем религиозный подтекст, но обычно его бывает достаточно, чтобы отпугивать сумасшедших. Он сочувственно кивнул, так и не подняв взгляд выше уровня моего плеча. – Евреи хотели царя, и Бог дал им царя, но тот, видите ли, оказался депрессивным маньяком и прятался в кустах, крича оттуда на народ свой. – Да, можно сказать, не слишком полезным оказался тот царь, – согласилась я. – Я заледенею, стоя на этом мосту! – отозвался он и, подобрав свои пакеты, пошёл прочь. Бель де Жур [B.144]
|
||||||