ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

МЕССИЯ. БИБЛИОТЕКА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.

 

 

 
 

МЕССИЯ, Христос (от др.-евр. машиах, букв. - помазанник; в пер. на греч. - Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом «спаситель», долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освящённым маслом существовали на Ближнем Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «Мессия» означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период так называемого Вавилонского плена (586 - 538 до н. э.; по новейшим данным, 587 - 538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием зороастризма, в котором существовал образ будущего «спасителя» - саошианта, потомка Заратуштры.

Конкретная личность Мессии была для верующих неясна - он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как «сын человеческий», т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец - потомок мифического жреца Мельхиседека.

Вера в Мессию занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, так называемый учитель праведности, видимо, понимался как Мессия. В народном движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66 - 73, 132 - 135) вожди восстаний (Иоханан из Гисхалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя Мессией; после поражения восстания Бар-Кохбы вера в ожидаемого Мессию теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за Мессию. В современном иудаизме вера в единичного Мессию не имеет существенного значения.

Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология («царь иудейский», «господь» - греч. kyrios, «господин» - «сын человеческий»). Но понятие «Мессия» в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: Мессия-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, «от царства Сатаны», а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя Мессия-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его «второе пришествие» для установления вечного «царства божьего» на всей земле. «Спасение» всё отчётливее понимается эсхатологически, то есть как имеющее быть не в историческое время, а в «конце времён».

В переносном смысле понятия «Мессия» и «мессианство» («мессианизм») прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о махди (араб.). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 века против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский).

Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы. А. П. Каждая. [46]

 

Мессия (с евр. Maшиax — помазанник, вследствие чего с греческого LXX это слово переводится словом Христос или Помазанный). По первоначальному своему значению, Мессией называется всякий помазанный освященным елеем, например, первосвященник и особенно царь. Впоследствии это слово стало означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится целым рядом мессианских пророчеств, проходящих по всему Ветхому Завету и находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно этим пророчествам, Мессия должен был явиться как избавитель человеческого рода. Он царь из дома Давидова — и это представление повело к той национально-еврейской мечте, которая в лице Мессии видит действительно царя-завоевателя, долженствующего возвысить еврейское царство. При этом совершенно упущена была другая сторона пророчеств, по которой Мессия должен был явиться в уничижении и совершить искупление своими страданиями и смертью. Вследствие такого национально-еврейского представления о Мессии, особенно развитого раввинством, пришедший Мессия не был признан народом и потерпел от него крестную смерть, а народ по-прежнему продолжал жить ожиданием пришествия Мессии, что неоднократно служило поводом для выступления разных самозванцев, напр. Бар-Кохбы и др. См. Stahelin, «Messian. Weissag.» (1847); Riehin, «Mess. Weissag.» (1875); сочинения Делича, Гитунга и Орелли о том же Drummond, «The Jewish Messiah» (1877); Ricbore, «Le Messie» (1879); Edersheim, «Prophecy and History in relation to lhe Messiah» (1885).

А. Л.

Статья известного русского православного богослова проф. А. П. Лопухина «Мессия» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала. [38.I]