ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  МАЛОЕ КОЛЕСО

СЕЧЕНИЕ 5 - 5 (ЛИЦОМ К ЛИЦУ...) 4

 
     
 

Союз Советских. Ростовская область, Азовский район, село Круглое (Колхоз «Ленинское Знамя»). Конец 80-х.

– …а если не верну?

Верещага Василий Андреевич, директор маслобойни: «Я не обеднею, и ты не разбогатеешь, но ко мне ты больше не подойдёшь!»

 

Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «…и он делает Историю очень увлекательной. Для всех тех, кто интересуется историей, могу сказать, она становится очень увлекательной наукой. То есть она включает в себя не только, как раньше было, какие-то закономерности и всё, но она включает в себя и личные характеристики, столкновение страстей. Знаете, как люди любят читать вот сейчас книги про исторические романы, они же «На ура» идут у нас огромными тиражами. Да потому что там история через людей, через столкновение интересов, столкновение страстей, когда забывается даже, что на самом деле так было или не так было…» [T.10.CI.38]

 

Время подвиги эти не стёрло.

Оторвать от него верхний пласт

Или взять его крепче за горло –

И оно свои тайны отдаст.

Владимир Высоцкий «Баллада о времени»

 

 
     
 

Quintessentia – Magnetismus Universalis

 

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель: «…прошло вручение Довлатовской премии (которая с этого года стала всероссийской, а не только петербургской), вероятно, были и другие мероприятия, связанные с именем писателя. Писателя, который (такое впечатление) разом заменил всех классиков русской литературы. Довлатовская популярность исключительна. Причём, любят не только его самого, но и его друзей…»

Игорь СУХИХ, доктор филологических наук: «…не хочу упоминать случай Кафки, но, предположим, случай Бунина. Если бы публиковали только те произведения, которые он считал необходимым включить в собрание своих сочинений, то мы бы, наверное, трети бунинских текстов не знали. Поэтому тут – как в этом анекдоте про «неуловимого Джо»: если такого рода ограничения в завещании, такое авторское вето существует, то оно, как правило, не нарушается, если интерес к этому автору невелик, а если это не так, если автор становится классиком, будь то Кафка, Гончаров, Бунин, а в нашем случае – Сергей Довлатов, мне представляется, что нужно принять это к сведению. Ведь мы хорошо помним, что и Пушкин считал лучшей своей вещью «Анджело», а не то, что мы считаем. Нужно принять это к сведению, но проверить это уже своим собственным чтением, тем более, что скрывать эти вещи было бы странно.

Довлатов упоминает, по всей вероятности, многое из того, что, естественно, он не знал или придумывал наряду с реальными топонимами».

Виктор КУЛЛЭ, кандидат филологических наук, поэт, переводчик, литературный критик: «Уже выросло целое поколение людей, для которых Довлатов – некая реальная классика, как Пушкин, Тургенев, Чехов. Вспомним, что первая книжка Довлатова «Заповедник» вышла в 1990 году, и из этой книжки большинство русских читателей  узнало о его смерти, потому что туда в последний момент вставили микронекролог. То есть, уже 21 год прошёл, люди родились с этим. Для нас когда-то Довлатов – это был такой краденый воздух. Сейчас история литературы постепенно устаканивается и объединяются все потоки – печатается всё, что было подпольного здесь, естественно, напечатано практически  все  достойное, что есть в эмиграции. И каким-то чудесным образом оказалось, что Довлатов неимоверно популярен.

Но меня заинтересовал феномен – как его читают молодые сейчас. И я услышал фразу, которую сказала дочка моей подруги. Ей 15 или 14 лет было, ей жаловалась на разбитую любовь какая-то подружка, девчёночьи дела, мальчик не так посмотрел, другую на танцы пригласил, она говорит: «Да не парься! Вот почитай Довлатова, всё будет хорошо».

И я был потрясён этим, потому что, с одной стороны, замечательно, что они читают Довлатова, а не кого-то другого, с другой стороны, вот это «не парься» для меня было странным. Известно, что из любого текста люди извлекают что-то своё. Был период, когда, читая «Мастера и Маргариту», кто-то читал только похождения Коровьева и Бегемота, а кто-то, напротив, чистую любовную лирику «Мастера». Но вот это восприятие Довлатова как некоего лёгкого чтива, беспроблемного, мне кажется серьёзной, реальной проблемой.

Довлатов, действительно, абсолютно не морализаторский. Волга впадет в Каспийское море, а Довлатов не читает моралей никому. Довлатов как бы не пытается, на первый взгляд… Вот всегда была некая функция искусства – чуточку приподнять человека над чем-то. Подразумевается, что тот посмотрел картинку, прочитал стишок, послушал музыку и стал чуточку лучше. Довлатов даже с некоторой декларативностью пытается этого избежать, но на самом деле, конечно, нет. То есть, когда Довлатов пишет о том, что нет ангелов и нет демонов, нет грешных и нет праведных, когда он отказывается облачаться в мантию судьи, он тоже всё равно делает некий этический поступок, но при этом этот поступок абсолютно завуалирован, и, поскольку всё обернуто в некую оболочку отсутствия вообще каких бы то ни было моральных претензий – все могут быть уродами, а вдруг обстоятельства сложатся так-то… То есть, некая степень этической необязательности, которая может быть вычитана из Довлатова, она обманчива.

Но одна вещь, которая мне кажется чрезвычайно важной (надеюсь, этим когда-нибудь займутся лингвисты), это чисто на уровне эмпирическом, может быть, мне так кажется, может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что за последние два десятилетия, которые прошли с момента смерти Сергея Донатовича, мы все немножечко говорим его речью. Не вся страна, а определённый пласт читающих людей, культурных людей, мы каким-то образом строим фразу саму, обязательно пытаясь как-то сумничать, спарадоксалить, что-то подобное, и сама даже каденция какая-то фонетическая немножечко строится под Довлатова, под каким-то таким камертоном. Может быть, я идеализирую. Но абсолютно точно я вижу это, когда в приличном журнале, но если приличные люди друг с другом общаются, они пытаются каким-то образом бессознательно обезьянничать. То есть, определённая лексическая мода есть. И это для меня является огромным утешением, потому что, если эти молодые, пусть даже изначально уцепившись за Довлатова на уровне абсолютной степени собственной необязательности, но «коготок увяз – всей птичке пропасть», то есть, рано или поздно они будут его перечитывать и всё-таки дочитаются до реальности». [P.113.2]

 

 
     
 

…в пятьдесят девятом году двадцатисемилетняя мать троих детей бросила вызов общественному мнению и в четвёртый раз пошла к алтарю. В знак преданности Эдди Фишеру (англ. Eddie Fisher, полное имя Edwin John Fisher) она приняла иудаизм. Голливуд был готов жадно эксплуатировать новый образ Элизабет – образ неотразимой черноволосой обольстительницы.

Тейлор получила полмиллиона долларов и третью номинацию на «Оскар» за фильм «Внезапно, прошлым летом» – ещё одну экранизацию пьесы Теннесси Уильямса с острым сексуальным подтекстом. На афишах фильма MGM весьма мудро показала свою великолепную звезду в купальном костюме. В глазах зрителей образ Тейлор, как уверенной в себе обольстительницы, затмил образ Мэрилин Монро – сексуальной, но, в то же время, такой ранимой женщины. Тейлор максимально использовала свой статус самой сексуальной звезды Голливуда…

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Я принимала ванну, Эдди подошёл к телефону. Сначала я была против, мне очень не хотелось сниматься: первый сценарий был ужасен. Я сказала: «Ладно, скажи им, что я снимусь в фильме за миллион долларов и десять процентов от кассовых сборов». Это был полный абсурд, и я это и имела в виду. Эдди вернулся и сказал мне через дверь, что они согласны. Я закричала и нырнула под воду, наглотавшись воды, потому что ужасно смеялась».

Тейлор – первая актриса, получившая за съёмки миллион. Однако вскоре она оказалась в центре настоящей жизненной драмы, которая заклеймит Элизабет как самую скандально знаменитую женщину в мире.

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Работа на MGM – это было настоящее рабство. Стоило отказаться от сценария, как тебе тут же прекращали давать роли. Это было рабство».

MGM была готова эксплуатировать скандальный образ Элизабет в фильме «Баттерфилд, 8» – смачной истории об обречённой проститутке, но Тейлор отказалась. Когда руководство MGM предложило небольшую роль Эдди Фишеру, Элизабет пришлось скрепя сердцем согласиться. Однако во время трудных съёмок Тейлор потеряла терпение: она с трудом переносила диктат MGM и жизнь с собственным мужем. Она поняла, что этот человек совсем не похож на Майкла Тодда (Mike Todd).

Alexander Walker, Biographer: «Она вдруг увидела все недостатки Эдди. Она поняла, почему её жизнь не похожа на бурную и радостную жизнь с Майклом Тоддом».

Закончив контракт с MGM в сентябре того года, Элизабет прилетела в Лондон на Pinewood Studios. Там она приступила к съёмкам фильма «Клеопатра» вместе с Питером Финчем (англ. Peter Finch) и Стивеном Бойдом (англ. Stephen Boyd). Но с самого начала киноэпопея, казалось, была проклята из-за огромного перерасхода бюджета и бесконечных дождей.

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Как можно Англию зимой превратить в Средиземноморье? (Крутит пальцем у виска)»

Холодный английский климат отрицательно сказался на хрупком здоровье Элизабет. Много лет она страдала от затяжных бронхитов и осложнений от травмы позвоночника в подростковом возрасте.

Brad Geagley, Film Historian: «Её приносили на съёмки. Так ей было плохо. Она примеряла костюмы, а потом её уносили обратно. Она проболела всё время съёмок».

В марте того года в гостинице Тейлор потеряла сознание, она впала в кому и оказалась на грани смерти.

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Врач королевы с криком вбежал в мой номер, схватил меня за руки и начал трясти как тряпичную куклу. Он делал мне искусственное дыхание. Бесполезно».

Brad Geagley, Film Historian: «В газетах было сообщение о её смерти, никто не верил, что она выживет».

Несколько дней Элизабет находилась на грани жизни и смерти. Ей разрезали горло, чтобы провести срочную трахеотомию. Мир, заклеймивший её позором как разрушительницу семьи, затаив дыхание молился о её выздоровлении.

Alexander Walker, Biographer: «В церквях проводились молебны за здравие Элизабет Тейлор, в школах дети собирались целыми классами и молились за её здоровье».

Мужественная борьба Тейлор за жизнь заставила замолчать даже самых суровых её критиков. Весть о медленном выздоровлении Элизабет была встречена с искренней радостью.

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Вот шрам от трахеотомии. Я горжусь им».

Сострадание публики принесло фильму «Баттерфилд, 8» кассовый успех.

Юл Бриннер (Yul Brynner): «Лучшая женская роль» – Элизабет Тейлор».

В 1961-м году Киноакадемия вручила актрисе Первый приз за роль в фильме, который она ненавидела.

Shirley MacLaine, Actress: «Кажется она сказала, что «Оскара» ей дали за трахеотомию. Она ненавидела этот фильм, ненавидела свою роль. Так и говорила: «Паршивое было кино, но, всё равно, спасибо».

Через семь месяцев после болезни Тейлор вернулась на съёмки «Клеопатры». Они продолжились в Риме. Обладатель «Оскара» режиссёр Джозеф Манкевич (Joseph L. Mankiewicz) был приглашён для продолжения съёмок. Произошли изменения и в актёрском составе: Рекс Харрисон (англ. Sir Reginald Carey «Rex» Harrison) согласился играть роль Юлия Цезаря, роль Марка Антония теперь играл тридцатисемилетний валиец Ричард Бартон (Richard Burton). Бартон – знаменитый актёр театра и кино – считался наследником Лоуренса Оливье, но актёр, женатый на актрисе Сибил Уильямс (Sybil Williams), был печально знаменит своим пристрастьем к спиртному и многочисленными изменами.

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Мы с ним встречались раньше. Он безумно со мной флиртовал. Я сказала себе, что не буду очередной дамочкой из его послужного списка. Как я ошибалась!»

На съёмках «Клеопатры» Тейлор увидела своего партнёра по фильму с другой стороны.

Richard Meryman, Journalist: «Бартон приехал на съёмки с жуткого похмелья. Элизабет пришлось помогать ему: он не мог поднести чашку кофе к губам. В ней опять проснулся материнский инстинкт. Её влекло к нему. Актёр с поистине титаническим талантом, интеллектуал, вёл себя как ребёнок».

Alexander Walker, Biographer: «Их очень сблизил едкий юмор Ричарда Бартона. Его скабрезные шуточки очень нравились Элизабет, она предпочитала именно такой юмор».

Для Тейлор Бартон был сложной задачкой и неотразимым искушением. Прошло несколько недель и опасная страсть, которую они играли в фильме, стала реальностью.

Jack Brodsky, Publicist: «Снимали первую любовную сцену. Она подошла к концу, и Джон Манкевич сказал: «Снято». Повторил: «Снято». Потом ему пришлось повысить голос: «Снято». Тогда все поняли, что происходит».

Весть об этом романе быстро облетела весь мир. имидж Тейлор опять претерпел трансформацию: из мужественного борца с болезнью она превратилась в аморальную прелюбодейку.

Tom Mankiewicz, son of director Joseph L. Mankiewicz: «Тейлор и Бартон были самыми известными людьми в мире. Многие конгрессмены хотели лишить её гражданства. Сам Папа осудил их роман».

Brad Geagley, Film Historian: «В дело вмешался Ватикан, высказавшись, что она дурно влияет на весь мир, и что у неё необходимо отобрать детей».

Критики нападали на пару, папарацци сражались за право сделать их фотографии, которые стоили целое состояние.

Brad Geagley, Film Historian: «Это был первый фильм-таблоид. «Клеопатре» было посвящено больше газетных заголовков, чем «Карибскому кризису».

Ни один съёмочный день не был таким драматичным и таким триумфальным для Элизабет, как день приезда Клеопатры в Рим.

Brad Geagley, Film Historian: «Накануне съёмок её перед семитысячной толпой итальянцев-католиков, Ватикан требовал её публичного осуждения и осмеяния. Она была очень испугана. Студия была в страхе. Вокруг форума поставили вооружённых гвардейцев, чтобы защитить её от покушения.

Она забралась на самый верх Сфинкса. Повозка проехала под аркой. И вместо того чтобы кричать «Клеопатра», как они должны были, толпа, обезумев, кричала: «Лиз! Лиз!»

Так они продемонстрировали ей свою любовь. Вот тогда и родилась сексуальная революция шестидесятых. Лиз победила Папу».

Муж Тейлор – униженный Эдди Фишер – как будто увидел на стене пророческую надпись.

Tom Mankiewicz, son of director Joseph L. Mankiewicz: «Отец посоветовал Эдди отправиться в Нью-Йорк. Он сказал, что Эдди не стоит находиться здесь, когда тут разворачивается роман. Они просто его съели бы живьём. Так они друг в друга влюбились».

…бюджет фильма вырос до сорока миллионов долларов и будущее студии (20th Century) Fox было поставлено на карту. Через три года – 12-го июня 1964-го года – после смены двух режиссёров, после траты сорока четырёх миллионов долларов и начала самого бурного романа в мире, наконец, состоялась премьера фильма «Клеопатра». Критики называли фильм по-разному – от потрясающего фильма до «монументальной клюквы».

Richard Meryman, Journalist: «Элизабет сказала, что последним унижением было пойти и посмотреть фильм. Она пошла, выбежала оттуда в туалет: её стошнило».

Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor): «Фильм превратился в парад костюмов, а был потенциал отличного фильма».

Не смотря на противоречивые отзывы, зрители толпами ходили смотреть «Клеопатру».

Хоть фильму потребовалось несколько лет чтобы себя окупить, тридцатиоднолетняя Элизабет получила за него сумасшедшую по тем временам сумму – семь миллионов долларов – учитывая все переработки во время съёмок. Но важнее всего было то, что Тейлор заполучила Ричарда Бартона, человека, чьё неординарное поведение возведёт Элизабет на новый пик популярности.

Brad Geagley, Film Historian: «Общественность была готова к сексуальной революции шестидесятых. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон символизировали триумф запретной любви». [T.10.CCCI]

 

 
     
 

Religio Scientia Boni et Mali

 

Владимир АРНОЛЬД, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…а потом в Ватикане Папа сам говорил речь, которую потом он мне подарил, и я её привёз в Москву и подарил её своему соседу по даче, который теперь стал Нобелевским лауреатом – Виталию Лазаревичу Гинзбургу – и он её перевёл и издал по-русски. Но эта речь такая: «Наука и Религия – та и другая очень хотят узнать Истину, но Наука обладает всеми средствами (инструментарием, лабораториями) чтобы истину узнавать, а Религия совершенно (нету), поэтому учёные узнают Истину гораздо лучше и больше, чем люди Религии, которые вместо Истины какие-то догмы объявляют и потом их проповедуют. А вовсе это, на самом деле, ничего узнать при помощи религии невозможно. Напротив, когда Истина уже известна и нужно её применить, то учёные могут её применять совершенно неверно, например, они начинают проповедовать аборты или «Хиросиму и Нагасаки» – бросают атомные свои бомбы на живых людей. Вот как учёные используют свои знания и свою науку. Поэтому, для того, чтобы для Человечества всё было лучше, давайте договоримся: мы – люди религии – не будем вмешиваться в научные поиски Истины, мы не будем мешать учёным, не будем сжигать никаких учёных, объявлять их еретиками, потому что у нас средств найти Истину нету. Зато, когда Истина уже открыта, вы – учёные – не будете лезть в вопрос о том, «что Хорошо, и что Плохо» в её применении: это мы знаем лучше вас». Вот такая речь, она и по-русски опубликована». [T.10.CXIX.12]

 

Сергей ИВАНОВ, доктор исторических наук: «…тут нужно сделать одну важную оговорку: феномен юродства связан изначально с религией, с христианской верой, при этом я буду рассматривать его исключительно как предмет истории культуры. Это не религиозный подход, подход научный. Он никоим образом не отрицает и не ставит под сомнение ничьи личные религиозные воззрения, поскольку Наука и Религия не столько отрицают друг друга, сколько находятся в разных плоскостях, не пересекающихся. Так вот для нас в данном случае важно проанализировать это явление исходя из презумпции того, что культура развивается по своим внутренним признакам, по своим внутренним побуждениям каким-то, а не в результате какого-то чудесного влияния извне». [T.10.CI.102]

 

чем больше математических объяснений находит наука различным природным явлениям, тем меньше феноменов мы приписываем божественным силам.

Prof. Max Tegmark, MIT: «Наша Вселенная состоит из немногочисленных видов частиц: не пешек и слонов, а частиц, таких как электроны и протоны. Так же, как шахматные фигуры могут передвигаться исключительно по правилам игры в шахматы, так и частицы Вселенной взаимодействуют по правилам физики. Если бы природные строительные блоки не обладали никакими свойствами, кроме математических, и если бы структура пространства тоже обладала бы исключительно математическими свойствами, то всё становится более понятным. Фактически, всё окружающее нас, – чистой воды математика.

Любая инопланетная цивилизация откроет те же самые математические формулы, когда они начнут изучать Вселенную, в которой существуют». [T.30.VII.1]

 

Андрей БОГДАНОВ, доктор исторических наук: «…никакие отдельные священники или архиереи, или, даже, весь Священный собор не может решать вопрос «что есть наука, а что ересь?»

Если речь идёт об учёных книгах, решение о том, есть ли там ересь, может принимать только учёный совет академии. Это полностью выбивает у Церкви право вмешиваться в научное рассуждение.

Правда, все должны быть православными: защита православия там на первом месте. Но! Учёного православия».

Надо ли подданным Московского царя изучать латынь и язык европейской науки? Или знание латыни неизбежно сделает их лёгкой добычей католических миссионеров? – Этот вопрос был далеко не абстрактным в конце семнадцатого века. Патриарх Иоаким – борец с иностранным влиянием – возглавил партию так называемых «мудроборцев», то есть, сопротивлявшихся вестернизации России, и видевших опасность в занятиях наукой, которая не контролируется Церковью. На другой стороне был просветитель Симеон Полоцкий и его ученики, царь Фёдор Алексеевич, и поэт, переводчик и издатель Сильвестр Медведев.

В 1679-м году в Верхних покоях царского дворца была открыта типография, оснащённая самым современным оборудованием. Здесь печаталась литература на усмотрение Симеона Полоцкого, и типография не подчинялась церковной цензуре, что вызвало гнев патриарха Иоакима. [T.LI.148]

 

…но и у креационистов научные победы случались – локальные, но значимые некоторые из штатов американских по суду повелели в школах креационизм сей преподавать наравне с теорией эволюции дарвиновской. Победа была громкой, но недолгой. Году эдак в 1987-м там же – в Америке – их Суд верховный постановил, что преподавание креационизма научного конституции противоречит: не токмо потому что науки в нём никакой, а токмо потому что преподавание такое не знание даёт, а защищает лишь взгляды религиозные, причём не всеобщие и общепринятые, а узкие и конкретные.

Многие конфессии, по определению исповедующие креационизм, давно отказались от его научности даже приняли на вооружение особый креационизм – эволюционный, который не отвергает теорию эволюции, а просто видит её одним из инструментов Божественного творения. Религии ведь сошлись на том, что эволюция касается тела, но не души, а значит это вот что: религия должна заниматься душой, а наука – телом, и нет нужды им меняться объектами исследований. И креационизм, в который нужно верить, не следует превращать в науку, у которой учебником – священная, но всё же метафоричная Библия. [T.30.XI.1]

 

 
     
 

Religio – Великий Аркан Магии

 

При Гудеа Лагаш пользовался и большим благосостоянием. Население его он определяет уже в 60 cap (216 тыс.). Он старается подчеркнуть, что следовал законам Нины и Нингирсу, и не допускал, чтобы вдове и сироте причинялась неправда, ибо солнце сияет правдой, а бог Баббар попирает ногами несправедливость. Гудеа правил долго и был в зависимости от жрецов и оракулов; это была настоящая теократия. Неблагосклонность к частным заклинателям, по-видимому, отразилась в тексте, который подчеркивает: «ни один разумный человек не посещал мест заклинаний, и никто, имеющий смысл, не вступая в дом волшебницы». Подводя итог своему правлению, Гудеа говорит: «при мне никого не наказывали бичом и никто не был бит ремнями»... «Ни один труп не был не погребен... и плакальщицам не пришлось плакать ни разу». Его сын Урнингирсу, после нескольких лет правления, был лишён светской власти, став жертвою нового направления внутренней политики новой сильной династии.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

*

Виктор ЛИВЦОВ, доктор исторических наук, профессор Орловского государственного университета: «…здесь пылали языческие жертвенные костры, и Нестор-летописец пишет, что вятичи «звериным образом живяху». Они умыкали жён в игрищах между сёлами. Они сквернословили не стесняясь жён и снох своих. Ну, надо сказать, что вот этот традиционный русский мат – это тоже были заговоры, это тоже были ритуальные слова, и, поэтому, сквернословие – это часть языческого культа в какой-то мере.

…миссия Кукши была неуспешной особенно. После неё последовали другие миссии, но, в результате, мы видим, что только в 1415-м году пресвитер Иоанн крестит город Мценск. То есть, прошло огромное количество времени, и снова крестит. А ведь Мценск расположен рядом с теми легендарными местами, где был убит Кукша. Это говорит о том, что христианство так и не укоренилось всерьез в этих местах за такое количество лет».

…крестили три мценских рода, когда Русь уже была православной пятьсот лет.

В 1993-м году – почти двадцать лет назад – отец Владимир начинал служить в только что открытой Свято-Троицкой церкви Мценска. Тогда это были руины. Отец Владимир вспоминает, что самым трудным для него в девяностых годах было бороться с массовыми магизмом и обрядовостью, которые во мчанах так и остались со времён вятичей.

Протоиерей Владимир (Герченов), благочинный Мценского района Орловской области: «…вот, видим мы сейчас в храме трава на полу. Ну, есть такая традиция на Троицу украшать храм зелёными веточками, травкой. Так вот, во Мценске было так: когда я первый раз служил во Мценске на Троицу, читаются коленопреклоненные молитвы – весь храм стоит на коленях, священник стоит на коленях – читает молитвы. И услышал, вот – абсолютная тишина, ну, я читаю молитвы – и шорох такой, мощный шорох по всему храму. Я зашёл в алтарь и у старшего священника спрашиваю: «Батюшка! Что это такое?» Прерваться не мог, потому что молитва, первый год службы был у меня ещё. А он мне говорит: «Да это они венки плетут». Представляете, вот, все люди стоят на коленях, и вместо того, чтобы молиться, они из этой травы плетут венки. Успеть надо во время молитвы сплести венок, чтобы потом одеть его на голову, чтобы голова не болела». [T.10.CDXXIX]

**

 
     
 

**

Scientia (Наука) – Великий Аркан Магии

 

Связь между магией и наукой всегда была сильной: когда мистические явления доказаны, они становятся научными фактами. Этот процесс изменял мир, в котором мы живём, и наше о нём представление ещё со времён Ньютона.

Исаак Ньютон родился в семнадцатом веке. Тогда люди всё ещё верили, что Небеса вращаются вокруг Земли. Он известен и как «Отец современной науки», и как «Последний из великих магов».

Dr. Roger D. Nelson, Director, Global Consciousness Project: «Ньютон обладал величайшим интеллектом. Он концентрировался на каком-то вопросе на несколько часов, а, иногда, даже дней, и все детали он держал у себя в голове».

Ньютон обдумывал свои теории, а после этого проверял их на практике.

Но «практикой» называю также альтернативное состояние сознания.

Dr. Michael Vannoy Adams, New York University: «Люди могут делать это, занимаясь спортом или голодая, люди могут делать это, выпивая или принимая наркотики, люди могут делать это, молясь или медитируя: на протяжении тысячелетий люди выдумали множество различных способов перейти в альтернативное состояние сознания».

В эпоху Возрождения возродился интерес к позабытым древнегреческим текстам и оккультным писаниям. Учёные эпохи Ньютона интересовались и наукой, и религией, и магией. Ньютон был не только учёным, но и знаменитым алхимиком.

David A. Shugarts, Author «Secrets of the Widow's Son»: «Многие замечательные люди в истории науки, как и Ньютон, интересовались алхимией, интересовались оккультизмом. Они стремились понять, как работают те или иные вещи. Они могли зайти так далеко, как было необходимо для того, чтобы удовлетворить их пытливый ум».

Во времена Ньютона не было резкого разделения магии, спиритизма и науки. Учёные использовали любые методы, чтобы расширить свои познания. Ньютон потратил годы в поисках «Философского камня» – главной святыни алхимиков – это не драгоценный камень, а символ высшего уровня сознания, который позволяет делать прорывы в науке и духовном мире. Ньютон мог целыми днями обходиться без пищи и сна, закрывшись в своей комнате.

Dr. Roger D. Nelson: «Психологи утверждают – есть несколько стадий креативности: сначала надо многому научиться, затем нужно выпустить наружу то, что созрело и находится внутри вас. Так получается некое подобие вдохновения – именно это пытались сделать алхимики. У Ньютона же это получилось отлично».

Юнг не думал, что сексуальность объясняет все проблемы и не хотел бросать оккультизм. Фрейд позаботился, чтобы он дорого за это заплатил.

Dr. Michael Vannoy Adams: «Ко времени своего разрыва с Фрейдом, Юнг был Президентом Международной ассоциации психоаналитиков. Фрейд хотел убрать Юнга с этого важного поста. За спиной Юнга он проделал то, что можно назвать оккультным ритуалом: он создал небольшой комитет, каждому члену комитета роздал по кольцу с печатью и заставил всех поклясться в неразглашении тайны. И они начали плести интриги с целью избавиться от Юнга».

После разрыва с Фрейдом, Юнг впал в шестилетнюю депрессию. Он уехал в деревню в Боллинген, подобно Ньютону за двести лет до этого, он начал искать свой собственный Философский камень.

Dr. Michael Vannoy Adams: «Юнг построил в Боллингене башню, построил практически своими руками. На некоторых камнях башни он выбил мистические фигуры. Он готовил на примитивной маленькой дровяной печке, и сам рубил дрова. Гулял возле озера, спал на походной кровати – это было своего рода убежище, куда он спрятался от мира и проделывал собственные психологические эксперименты».

Jay Stone, DCH, Clinical Hypnotherapist: «Он боролся с депрессией и вывел новый вид психиатрии – погружение в мистические мысли. Он использовал Карты Таро и астрологию. Но хоть с картами, хоть с гороскопами, он больше всего полагался на интуицию. Однажды Юнг сказал: «Работа целителя в том, чтобы войти в контакт со своим пациентом при помощи интуиции. Когда это получится, то основная часть работы уже сделана».

Во время уединения Юнг пришёл к выводу: астрология, гадания, мифология – были попытками первых магов познать человеческое сознание его главным достижением стало учение о «психическом поле», выходящем за рамки отдельного человека, он назвал это «коллективным бессознательным».

Dr. Michael Vannoy Adams: «Коллективное бессознательное включает в себя всё то, что не является индивидуальным: есть трансперсональное надличностное содержание бессознательного. Юнг назвал его «Архетипами» – это изначальные компоненты личности, они не относятся к нашему личному опыту, они не относятся к нашему отцу и матери, они, – как бы, сама «Идея Отца и Матери».

И Юнг и Фрейд работали с альтернативным состоянием сознания. Его же использовали древние маги, желая достичь глубин Мудрости.

Dr. Michael Vannoy Adams: «У Фрейда это был «метод свободных ассоциаций», у Юнга – «метод активного воображения», когда вас, помимо вашей воли, погружают в мир глубоких фантазий. Это похоже на транс, или на медитацию, или на спиритический сеанс: вы думаете, что говорите с умершими, а, на самом деле, разговариваете сами с собой и со многими своими «внутренними Я».

Фрейд ассоциировал личность с чередой неврозов, вызываемых подавленной сексуальностью. Юнг вынес личность на более высокий уровень, вернул ей смысл, поместил её среди многочисленного человечества.

…в работах Юнга сны уступали место интуиции. Некоторые психологи пошли дальше и разработали технику, названную «Сном просветления».

Dr. Roger D. Nelson: «Сны просветления – особая категория снов: вы не просто спите, вы знаете, что вы спите и можете непосредственно влиять на развитие сюжета своего сна».

Влияние Юнга распространилось не только на психологию, его работы вдохновили и физиков, которые старались найти связь между оккультизмом и наукой. На протяжении веков изучении мироздания и разума были совершенно разными дисциплинами. В 1905-м году тридцатилетний Юнг познакомился с молодым немцем, который работал клерком в Швейцарском бюро патентов. Его звали Альберт Эйнштейн. В каком-то смысле, в глубине души Эйнштейн был мистиком: ребёнком он смотрел на колебание иглы компаса и поклялся, что однажды поймёт Божественный Разум. Подобно Ньютону, он входил в альтернативное состояние сознания, называя это «разминкой для ума», и подошёл к своим открытиям интуитивно. Только позже Эйнштейн создал для них базу из строгих доказательств. В тот год Эйнштейн опубликовал в газете «Анналы физики» пять статей, которые перевернули законы Вселенной. В этих статьях он заложил основы Теории относительности: Время и Пространство перестали быть абсолютными величинами.

David A. Shugarts, Author «Secrets of the Widow's Son»: «Ньютон открыл замечательные вещи – законы движения, гравитации, – которые казались точными, как часы. Хотя эти идеи были тогда революционными, все были просто счастливы, потому что вдруг обнаружили: Вселенная – это огромные часы, где всё работает в определённом идеальном порядке. Но тут пришёл Эйнштейн и сказал: «Если это и правда, то весьма относительная». И вновь перевернул всё с ног на голову».

Dr. York H. Dobyns, Princeton University: «…у Эйнштейна было стойкое философское убеждение, что физические теории составляют целый комплекс. То есть, если вы знаете все параметры какой-то системы, вы можете предсказать, что произойдёт с ней в будущем.

В квантовой физике нет Абсолюта: там ничего невозможно предсказать.

Эйнштейн говорил, что «Бог не играет со Вселенной в кости». Он повторял это так часто, что один из его коллег заметил: «Хватит говорить Богу, что Он должен делать».

Эйнштейн не принял квантовую физику, но квантовых физиков нельзя было игнорировать. Полностью осмыслить эту сферу можно только с помощью оккультной концепции: с первыми квантовыми физиками «в кости» играл их собственный разум – поведение материи полностью зависело от наблюдателя.

Dr. York H. Dobyns: «Идея, что физика, или физическая реальность каким-то образом являются порождением разума, или зависят от него – это один из способов интерпретировать результаты квантовой механики. Здесь кроется одна из причин, почему она вызывает так много споров: некоторым людям нравится эта идея, другие её просто ненавидят.

Квантовые физики называют это «проблемой наблюдателя».

Если «наблюдателем» может быть только мыслящее существо, то мы очень близко подошли к пределу существования объективной реальности: без «наблюдателя» имелось бы только поле потенциальных возможностей, которые никогда бы не реализовались».

Dr. Roger D. Nelson: «…как и многие другие великие учёные, Паули был материализатором идей: он мог просто подумать, что какое-то событие должно произойти, и оно происходило. Поэтому Паули стал одной из самых ярких и творческих личностей в квантовой механике».

Паули, как и Ньютон, полностью отдался науке и тоже заработал нервный срыв. В 1948-м году он пришёл в институт Карла Юнга, собираясь просить помощи у известного психолога. Как только он вошёл в комнату, сработал «эффект Паули» – неожиданно ваза упала на пол. Оба учёных позже говорили, что в разбившейся вазе увидели «перст судьбы»: они оба старались понять мир при помощи и физики, и психологии.

Dr. Roger D. Nelson: «Паули внёс выдающийся вклад в развитие квантовой физики. Отчасти, благодаря естественной интуиции, которая его всегда подпитывала, но, в значительной степени, благодаря дружбе и сотрудничеству с великим интуитивным мыслителем в абсолютно иной сфере – с Карлом Юнгом. Точно так же Юнг продвинулся дальше и смог сформулировать больше ценных идей, благодаря поддержке Паули. Случай подвёл их к развитию «концепции синхронизма» – когда два, предположительно случайных события совпадают, чтобы создать новую сущность.

Dr. Michael Vannoy Adams: «По определению Юнга, «синхронизм» – особое сочетание внутреннего психического состояния и некоторых внешних событий. Это сочетание случается с очень малой долей вероятности: оно кажется совершенно случайным и выглядит как чистое совпадение».

Юнг и Паули соединёнными усилиями пришли к новой теории Мироздания: Материя ведёт себя в соответствии с наблюдениями. Значит ли это, что Наблюдатель создаёт окружающую реальность? Может быть наш мир создан мыслями и снами? Эта идея отрицается многими учёными, зато перекликается с оккультизмом.

Dr. York H. Dobyns: «Идея древних оккультистов о скрытом сознании, которое проникает в каждый уголок мира, сделало намного проще интерпретацию некоторых положений квантовой механики. Ведь сознание – основное понятие в акте наблюдения. Если есть источники сознания помимо нас, тогда проще и легче найти истинную реальность внутри этого квантового облака потенциальных возможностей».

Попытки создать Единую теорию поля породили Теорию струн. Она объединяет физику Ньютона с квантовой физикой в рамках Теории гравитации. [T.4.LII.2]

 

 
     
 

Religio Scientia Boni et Mali

 

Prof. Belazalel Porten, Hebrew University: «…будет стоять алтарь Господа в центре Земли египетской, и колонна возле границы её». Поняв скрытый подтекст этого стиха, в то время, когда царь Манасия сделал Иерусалимский храм языческим, группа недовольных священников бежала в Египет. Там они возвели храм-замену на острове Элефантина».

Остров Элефантина. Боле века здесь существовала колония иудеев. Фараоны платили наёмникам за охрану южных границ Египта.

На этом месте провели раскопки немецкие археологи.

Achim Krekeler, Deutsches Archäologisches Institut: «Первая сенсация возникла на рубеже веков: тогда на Элефантине были найдены папирусы. В них упоминалась еврейская община на юге Египта, на острове Элефантина. Вторая сенсация произошла, когда было найдено упоминание об иудейском храме в этом регионе. Причём, он был очень похож на Иерусалимский храм. Такого храма здесь быть не могло».

Graham Hancock, Author «The Sign and the Seal: The Quest for the Lost Ark of the Covenant»: «…то, что вы здесь видитеразвалины храма Хнума. Он был построен на месте еврейского храма. Совсем недалеко от храма были жилища иудейской военной колонии. То, что этот храм был вообще построен, остаётся теологической загадкой: в данный период религии отличались нетерпимостью. Больше нигде в мире не было иудейского храма: вся концепция иудаизма сконцентрировалась на Иерусалимском храме и Ковчеге.

…с 650-го года до нашей эры – эпохи Манасии до 410-го года до нашей эры. В это время еврейский храм на Элефантине был полностью разрушен».

Вскоре Египет оказался в руках иноземных захватчиков. Теперь еврейским священникам и наёмникам платил царь Персии. За это их возненавидели египтяне.

На Элефантине властвовал Хнум – бараноголовый бог. Египтяне поклонялись этой мумии барана, как своему божеству Хнуму, а совсем близко от них евреи в честь Яхве приносили в жертву быков и баранов. Это сердило жрецов Хнума. Они не упустили свой шанс во время восстания египтян против персидского владычества: иудейский храм был разрушен и евреям пришлось бежать с Элефантины. [T.23.IX.3]

 

 
     
 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…интереснейший тип двойного портрета, который восходит, наверное, к эпохе эллинистического Египта и Сирии, – это эпоха после Александра Македонского, когда слились вместе восточные и западные культурные художественные традиции.

…а самая правильная атрибуция на сегодня – Птолемей Второй со своей женой Арсиноей Второй, которая была ещё и его сестрой, что было нехорошо по-гречески, но абсолютно хорошо по египетским традициям. И вот это тип красивого двойного портрета. Здесь у нас есть несколько камей.

а кончилось это, как вы все знаете, портретом Маркса и Энгельса двойным, который нам всем привычен. И многие другие – декабристов так изображали. Такая традиция, идущая из античности». [T.10.DXXXIII.6]

 

 
     
 

…они придавали смерти столь большое значение, что мы можем узнать об их жизни. Этруски верили, что смерть – временное явление, она открывала мистические врата в загробную жизнь – более полную и динамичную, чем земная. Поэтому где бы они ни селились, они строили двойные города: акрополь – для живых и некрополь – для мёртвых.

Dr. Nigel Spivey, University of Cambridge: «Одна из причин, почему до нас дошли лишь скудные руины этой поистине впечатляющей цивилизации, это то, что довольно сложные строения делались из материалов, которые не смогли бы выдержать пожаров или вторжения врага. У этого храма фундамент был каменным, но остальная часть была из дерева и глины, легко подвергшихся разрушению».

Города мёртвых оказались более живучими: высеченные на склоне вулкана, называемом туфом или построенные из колотых вулканических глыб, они выстояли до наших дней. [T.23.II.3]

 

 
     
 

Scientia Boni et Mali – Великий Аркан магии

 

Михаил КОВАЛЬЧУК, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, директор РНЦ «Курчатовский институт»: «…один приятель-философ сказал: «Это же очень просто – у вас теория познания очень простая. В ней есть анализ и синтез. На определённом этапе развивается анализ, и он имеет приоритет. Всегда развивается анализ и синтез, но приоритет у анализа. Когда он накапливает данные, когда их становится слишком много (знаний), и вы не успеваете их обрабатывать, то их дальнейшее получение становится приоритетно бессмысленным, и синтез выходит на первый уровень. И синтез синтезирует полученные знания, при этом анализ так же развивается: вы вглубь идёте, но не приоритетно. И это меняется циклически.

Мы сегодня находимся в такой фазе, когда до этого мы шли по пути анализа глубоко, активно накапливая данные, а сегодня мы их накопили в таком количестве и такого качества, что синтез стал важным. Во времена Ньютона были учёные одной специальности – натурфилософы, и одна научная дисциплина. Поскольку человечество не поняло Целое, мы начали искусственно вычленять из природы куски, которых в ней нет, но в которых мы могли разобраться. И эти дисциплины, которые есть – это искусственно созданные нами дисциплины, для того, чтобы понимали части.

А поскольку мы понимали только части, а не целое, мы и технологии создавали на уровне этого частичного знания, а поэтому они оказались антагонистичны целому – природе, в результате, при массовом использовании». [T.10.D.18]

 

 
     
 

Quintessentia – Religio

 

…над столовой настелили крышу, обнесли лагерь оградой в рост человека. Соединив постройки друг с другом, она превратила случайное на первый взгляд нагромождение хижин в аккуратный прямоугольник с большим песчаным двором посредине.

Теперь, по словам Джафяра, оставалось только отметить завершение строительства. Мы спросили, как он себе это представляет. Он ответил, что, если мы согласны заплатить за барашка, бригада всё остальное берёт на себя. Мы выдали рабочим жалованье и добавили пятьдесят рупий. В тот же день три старика отправились в Манаму и через час привезли на грузовике большого чёрного козла.

Подозреваю, что последовавший затем ритуал не был бы одобрен правоверными мусульманами, и почти уверен, что корни его уходят в доисламские верования на острове. Когда старший из трёх стариков, Хабиб бин Джасим, выкопал ямку посреди двора и, перерезав горло несчастному козлу, дал крови стечь в эту ямку, мы, естественно, вспомнили найденный двумя годами раньше камень перед троном Барбарского храма с углублением на верхней плоскости, от которого тянулся каменный жёлоб… Козла ободрали, разделали и вручили для жарки повару, однако ритуал на этом не кончился. В политую кровью ямку посадили молодую пальму, голову козла закопали у входа в лагерь, а четыре ноги – по углам. Теперь, объяснили бахрейнцы, мы надёжно защищены от злых духов – джиннов, обычно обитающих в развалинах. В заключение вся компания – археологи и строители, повар, сторож и водонос – села за стол и воздала должное козлятине и пресным лепёшкам с добавлением консервированных персиков и кока-колы из экспедиционных запасов.

Джеффри Бибби [B.148]

 

Кузнецов. Сам я – инженер по установке и наладке прессового оборудования. Часто бываю в командировках, и не было еще места, где бы не повстречал однофамильца. Ездил я всё по Союзу, за границу выезжать не приходилось. Гана была первой зарубежной страной, куда я попал. Здесь нужно было установить новое оборудование на малюсеньком заводике, построенном ещё в начале века англичанами.

Прежде чем приступать к работам, мы решили всё-таки организовать какие ни на есть краткосрочные курсы. Мы с энергетиком должны были объяснить самые элементарные понятия, а монтажники – провести практические занятия. Ну, а раз курсы, значит, надо всё как положено – вплоть до классного журнала.

Заполняя журнал, я обратил внимание на такую деталь: у всех моих слушателей оказалась одна и та же фамилия – Афуоле. Афуоле Джон, Афуоле Питер, Афуоле Джонатан, Афуоле Дэвид. И так далее.

Я ещё спросил у переводчика: братья они, что ли, или родственники? Тот с ними поговорил и потом мне объясняет: нет, мол, не родственники. Просто у них Афуоле всё равно что у англичан Смит.

...возле забетонированной площадки – места будущего пресса – полным-полно незнакомого мне народу. Даже учеников своих я и то не сразу признал – куда подевались их пёстрые рубашки да джинсы! Все в набедренных повязках, с которых свешиваются железные цепочки. На шеях железные ожерелья, а в руках молотки. Рукоятки молотков украшены обезьяньими хвостами.

В дальнем от меня конце сидел на табурете грузный мужчина в пестром «кенте» – африканской тоге. Над ним слуга держал зонт. (По здешним обычаям, зонт – привилегия вождя. Правда, у других вождей я видел на шее золотые ожерелья, а у этого было железное.)

Я, честно говоря, маленько заколебался: удобно ли нам присутствовать – всё-таки не приглашали. Оказалось, удобно. Мои ученики, увидев меня, дружелюбно загалдели, и толпа раздвинулась, чтобы уступить мне место.

По знаку человека под зонтом ему поднесли двух куриц, рыжую и белую. Ещё через мгновение обе птицы бились у него в руках с перерезанным горлом. Их кровь собрали в железную чашку, и каждый из моих ребят окунул туда свой молоток. Человек под зонтом тоже.

Потом он размахнулся – и его молоток звонко ударился о бетон точно в центре площадки. Толпа запела. Кур и молоток зарыли у края площадки.

Можно по пальцам одной руки перечесть африканские племена, не знавшие железа. Это бушмены, пигмеи да ещё маленькое племя буби на острове Фернандо-По. Все остальные народы тропической Африки умели обрабатывать железо. Правда, добывали его лишь племена, жившие в местах, богатых железными рудами. Везде в Африке кузнецы составляли особую группу людей. Их боялись, как, например, у зулусов, их почитали, как в Уганде, их задабривали, как у маконде, их, наконец, презирали, как у берберов, но везде и повсюду они считались особыми людьми, чья странная профессия передается по наследству.

В Африке были целые племена кузнецов. Племя баньери в Того и Дагомее снабжало ножами, топорами, копьями и мотыгами окрестные племена. Ещё мужчины-баньери торговали приворотным зельем, умели заговаривать зубы…

…в Северной Африке, среди берберских племён Сахары, его коллеги-металлисты считались отверженными. Никто не хотел заниматься их работой, и никакой другой вид деятельности не был доступен им и их потомкам. Не правда ли, разительный контраст с остальной Африкой? Однако скорее всего это как раз тот случай исключения, которое подтверждает правило. По мнению учёных, причина низкого положения кузнецов кроется... в их необычайно высоком положении в прошлом. Дело в том, что до прихода ислама кузнецы скорее всего почитались людьми, связанными с могущественными духами подземного царства. Когда же в Северную Африку пришёл ислам, кузнецы, тесно связанные с богами и духами побеждённых верований, оказались в числе его врагов.

Когда же в Африку хлынул поток дешёвых европейских ножей, мотыг и даже наконечников для копий, кузнечное ремесло пошло на убыль. Перестав выплавлять железо из руды, кузнецы занялись починкой разной утвари, используя металлический лом, который покупали на рынке.

Но всё же кузнецы, объединённые в кланы, спаянные традициями, сохранили своё влияние. И в новой Африке на первых металлургических предприятиях никто не решался работать, кроме кузнецов. Железо ведь не каждого потерпит! Вместе с кузнецами пришли на заводы их ритуалы и обычаи, а потому перед установкой нового станка до сих пор приносят в жертву белую курицу Огуну-кузнецу и рыжую – огню.

Л. ОЛЬГИН, [A.462]

 

 
     
 

Бедное христианство! Оно может быть только бедным: всякая торжествующая церковь, и западная, и восточная, полностью отвергает Христа. И никуда от этого не денешься. Разве Сын Человеческий, в поношенных сандалиях и бедной одежде, принял бы в свой круг эту византийскую свору царедворцев, алчных и циничных, которые сегодня составляют церковный истеблишмент? Ведь даже честный фарисей был у него под подозрением! Да и Он им зачем? Они все анафемствуют, отлучают друг друга, обличают в неправильном «исповедании» веры.

Между прочим, чтобы хорошо себя вести, не обязательно даже быть христианином. Можно быть даже никем. Последним агностиком, бескрылым атеистом.

В России церковь отвыкла за советские годы быть победительной. Быть гонимой и униженной ей больше к лицу. Но вот что произошло – с переменой власти наша церковь пала на спину и замурлыкала государству: любите нас, а мы будем любить вас. И воровать, и делиться… И церковный народ принял это с ликованием.

Что от иудаизма христианство унаследовало напряжение взаимоотношений человека и Бога. Самый яркий образ отношений – ночная борьба Иакова с Ангелом. Тот Бог, который унаследован от иудаизма, бросает человеку вызов – борись! Он играет с человеком, как снисходительный отец с отроком-сыном, побуждая его напрягать силы, тренируя душу. И, конечно, улыбается в метафизическую бороду.

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4