ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae МАЛОЕ КОЛЕСО СЕЧЕНИЕ 5 – 5 (ЛИЦОМ К ЛИЦУ...) |
||||||
ἀπ-έναντι adv., тж. praep. cum gen. 1) против, лицом к лицу (ἡ ταύτης ἀ. πλευρά Polyb.); 2) наперекор, вопреки (τῶν δογμάτων τινός NT). [B.169]
|
||||||
Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Есть старый советский анекдот, про то, как у винного магазина два работяги берут третьим в компанию выпить интеллигента. Выпив, он порывается уйти. Они его останавливают: «А поговорить?» В этом «а поговорить» – суть культуры. Мы пьём не за тем, чтобы напиться, а за тем, чтобы пообщаться. Мы садимся за стол не столько чтобы поесть, а за тем, чтобы вступить в акт коммуникации». Владимир НЕВЕЖИН, доктор исторических наук, Институт Российской истории РАН: «…вот скажем приёмы в честь сверхдальних перелётов наших героев-лётчиков, приёмы для участников Папанинской экспедиции и так далее. Что касается политического наполнения, конечно же, это акт, говоря научным языком, банкет, приём в Кремле для элиты – это акт репрезентации власти, во-первых. Во-вторых, любое застолье, начиная с древних времён, оно сближает людей. Так или иначе, любой пир, любой банкет, любая трапеза, людей сближает. И тут, вот, так сказать, какой-то аспект единения Сталина с его элитой…» [T.10.XI.13]
Федр. А ты, поразительный человек, до чего же ты странен! Ты говоришь, словно какой-то чужеземец, нуждающийся в проводнике, а не местный житель. Из нашего города ты не только не ездишь в чужие страны, но, кажется мне, не выходишь даже за городскую стену. Сократ. Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе. Впрочем, ты, кажется, нашёл средство заставить меня сдвинуться с места. Помахивая зелёной веткой или каким-нибудь плодом перед голодным животным, ведут его за собой – так и ты, протягивая мне свитки с сочинениями, поведёшь меня чуть ли не по всей Аттике и вообще куда тебе угодно. Но раз уж мы сей час пришли сюда, я, пожалуй, прилягу, а ты расположись, как тебе, по-твоему, будет удобнее читать, и приступай к чтению. ПЛАТОН [B.102.1]
|
||||||
Несмотря на хвастовство, Рамзес знал, что его армия не смогла победить хеттов. Он должен прийти к соглашению с ними. Рамзес начал секретные переговоры с хеттами, и после долгих споров подписал с царём хеттов мирный договор. Теперь Рамзес снова стал государственным деятелем. Копия этого договора существует и поныне и хранится в одном из самых святых храмов Карнака, выбитая на его стенах. «Я великий правитель хеттов, заключаю мир с Рамзесом Великим, царём Египта, и радуюсь нашим братским отношениям. И все народы Египта будут жить в мире с хеттским народом вечно». Договор рассматривает вопросы преемственности власти, экстрадиции и статуса беженцев и эмигрантов, и остаётся образцом подобных документов и по сей день. Prof. John D. Ray, Cambridge University: «Две сверхдержавы того времени сели за стол переговоров и сказали «Нам необходим долгий мир, и мы должны создать союз, который будет выгоден для обеих сторон». Чтобы скрепить союз Рамзес женился на одной из дочерей царя хеттов. Новую столицу Пер Рамзес предусмотрительно расположил вдали от Фив, центра старой аристократии. И притом таким образом, чтобы не терять из виду происходящее в хеттской державе. [T.10.XCII.3]
|
||||||
Владимир МИКУШЕВИЧ, философ, писатель: «У человека две души. Есть БА, – это душа, которая остаётся при гробнице, её изображают как птицу с человеческой головой. И есть КА, – потусторонний двойник человека, который живёт в ином мире. Возможно, что БА может воздействовать на БА другого человека. Разумеется, предание, – это не сообщение фактов, это символическое обозначение целой цепочки, которую иначе не обозначишь. Вы знаете, соприкосновение с любыми захоронениями опасно». Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Как и вокруг любого грандиозного археологического открытия, вокруг гробницы Тутанхамона, конечно, очень много всяких гипотез и легенд. Но зачастую всё же, под этими легендами стоит на какой-то такой ажиотаж, – попытка найти тайну, а отнюдь не попытка исследовать материал и его как-то интерпретировать». Из того, что обычно перечисляют: грибы, какие-то бациллы, какой-либо текст проклятия, ничего конкретного, – археологического памятника, либо анализа микробиологического, подтверждающего эту гипотезу, на данный момент нет. Марина БОБКОВА, доктор биологических наук: «Не думаю, чтобы это были вирусы, и даже уверена, что это были не вирусы. Что касается других микроорганизмов, теоретически они могут сохраняться достаточно долгое время, хотя не могу сказать может ли речь идти о тысячелетиях. Несколько лет, – да, могут храниться, говорят, что несколько десятков лет тоже могут храниться споры некоторых микроорганизмов, но, повторяю, микроорганизмы эти – не вирусы, а бактерии и какие-то другие виды микроорганизмов, – их же множество. Значит, что касается вирусов, повторюсь, – вирусы долго не живут. И поэтому причиной заболеваний, которыми страдали те, кто работал в гробницах, они быть не могут». [T.2.XXIV] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в египетском каноне сущность «Ба» всегда ложится на грудь мумии». [P.125.7]
На протяжении столетий художникам приходилось воображать ангелов, благодаря чему у нас сложилось определённое представление об ангелах. Главной целью изобразительных искусств, – будь то живопись, скульптура или витраж, – стало очеловечивание ангелов. В связи с чем возник ряд вопросов и проблем. Ангелы – продукты алогического воображения, культурного воображения, мифологического воображения, художественного воображения, которые соединились и образовали богатый сплав. Италия – колыбель Ренессанса. Ангелы встречаются здесь на каждом шагу. Христианские короли, императоры, религиозные ордены и богатые купцы положили начало ангельской индустрии. Osi Osmond, Artist, Writer and Teacher: «Это интересная тема, потому что мы создали их по своему подобию. Это возможность посмотреть на себя. На то лучшее, что у нас есть. Этим ангелы нам и интересны. Мы видим человека, который превосходит нас. Их можно сравнить с сегодняшними спортсменами, моделями и кинозвёздами – привлекательными людьми. Так в прошлом люди смотрели на ангелов. В некотором смысле они больше, чем люди, которых мы уважаем». Они по-прежнему популярны. Наше восхищение ими не убывает. Они вдохновляют представителей сегодняшней популярной культуры, писателей и кинематографистов на создание бестселлеров и блокбастеров. Кто такой Супермен, как не ангел в красном (синем) плаще, посланный на Землю, чтобы защитить нас – современный Михаил. Ангелы сами стали своего рода религией, их почитают, им поклоняются. Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «Материальный мир не дал нам всего, что нам нужно. Мирская эпоха не была слишком успешной, люди ищут что-то другое. Мы находим это в духовности нового века. Не обязательно в христианской духовности, но в духовности. Это имеет отношение к невидимому, речь идёт о вере в невидимое». Leslie Jones, Art Historian: «Они часть нашего наследия, часть нашей мифологии, часть нашей традиции. Это символы: в них видели защитников, хранителей памяти, стражей. Кто-то полагает, что они всегда находятся рядом с нами». [T.13.XLVIII]
|
||||||
Сокбу Акау (TZAKBU AJAW) не увидела государство своего мужа в его полном великолепии. Она умерла в 672-м году, Пакаль Великий (Второй) умер спустя 11 лет; проведя на троне около 70-ти лет. Dr. David S. Stuart, University of Texas: «Он приобрёл такое могущество и жил так долго, что Паленке стало ассоциироваться с его именем, и наоборот, – Паленке долгие годы оставалось государством Пакаля. Для всех своих детей и внуков Пакаль был величайшей фигурой в истории Паленке». [T.12.XXXV]
|
||||||
В Бари дважды празднуют день Святого Николая. Город стал центром культа этого святого. Но Церковь и городские власти не могли решить, кто же будет владеть мощами. Аббат Илия предложил пойти на компромисс: для святого возвели новую базилику рядом с портом. Ради строительства грандиозного белокаменного храма был снесён дворец правителя города. По сей день Николай почитается столь могущественным святым, что первой поездкой Папы Бенедикта XVI-го было посещение базилики в Бари. Святого Николая чтят все христиане, и число почитателей неизменно растёт. Верующие говорят с его статуей так, будто перед ними сам святой. У него просят помощи и утешения не сомневаясь в том, что святой их услышит. Поначалу верующие приезжали небольшими группами. Десятки людей приезжали из-за моря, чтобы помолиться святому. Ежегодно здесь ожидают прибытия, более трёхсот тысяч паломников. Сюда приезжают целыми деревнями, следуя традиции, установленной предками. [T.10.LXXIII]
|
||||||
Dr. Zahi Hawass, Secretary General, SCA, Egypt: «Они говорят, что до конца двухтысячного года обнаружат следы исчезнувшей цивилизации. Если нет, то у них уйдут на это долгие-долгие годы. Я считаю, и постоянно говорю об этом, что Пирамида Хуфу является лучшим психиатром, – она помогает всем. Каждый, у кого есть какая-то проблема, вспомнит о пирамиде, подумает, поговорит с ней. Вот поэтому я считаю, что волшебство пирамиды будет длиться вечно и никогда, никогда не прекратится. Я в этом уверен». Действительно ли сила пирамид лишь в наших мыслях, как утверждают скептики. Возможно, но не совсем так, как они считают. Есть свидетельства, говорящие о том, что наше увлечение пирамидами имеет глубокие психологические корни. Изучение символа пирамиды в истории показало, что очень часто он используется как символ непостижимых жизненных тайн. [T.12.XXXVIII]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…я назвала этот фрагмент генетическим самоанализом. Во времена, когда слово «генетика» не существовало… Я прочту небольшой отрывочек из дневника. Начинается и со мной тоже самое явление. Дневник заслоняет Марка Аврелия». Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эхо Москвы»: «Я хочу обратить внимание. Нам задавали вопрос на сайт, писал ли он этот дневник для дальнейшей публикации или для себя?» Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «Видимо, для себя. Нет никаких оснований предполагать, что он хотел его сделать достоянием общественности, он бы сумел об этом позаботиться, потому, что, несмотря на то, что он умер, видимо, от чумы, довольно стремительное заболевание, но не мгновенное. И самое интересное, что он внутренне, это отмечено и в дневнике и в тех, кто с ним общался и разговаривал, он чувствовал приближение смерти. И если бы он хотел сделать соответствующее распоряжение о том, чтобы передать его людям, он бы это сделал. Это был разговор с собой. Вот именно к самому себе. А. ВЕНЕДИКТОВ: Я бы хотел обратить внимание наших слушателей и зрителей, как люди сами с собой разговаривали, для себя. Высоким стилем, благородным, но он как будто бы сам себе, почему и говорят, что его собеседник совесть, старается объяснить некоторые вещи и проверить, вполне ли он им следует…» [P.97.12]
Юрий ПИВОВАРОВ, академик РАН, доктор политических наук, профессор, директор ИНИОН РАН: «…кстати, это товарищ Пушкина. Старший товарищ Пушкина. Пётр Яковлевич Чаадаев. Всем известно это имя. Старший друг Пушкина. На несколько лет был старше его. Учитель Пушкина в молодые годы. «Он вышней волею небес рождён в оковах службы царской». Это Пушкин о нём. «Он в Риме был бы Брут». Брут, да? Это хранитель республиканских добродетелей, который убил Цезаря. «В Афинах – Периклес». Перикл. Который дал законы, великий реформатор и теоретик права и законов. «А здесь он офицер гусарский». …и он прожил лет тридцать потом в Москве, в районе Басманных улиц, поэтому его называют «басманный философ». Очень небогато жил. С утра до вечера сидел в англицком клубе на Тверской. Это улица сейчас. Да, где потом был Музей революции. И вот так и закончил свою жизнь. Уже шестидесятилетним стариком он умрёт. А многие десятилетия он ходил, рассуждал, иногда что-то пописывал. И вот Грибоедов, его друг, который писал «Горе от ума», известно, что в черновиках сначала называл он его. Чацкого зовут Чадский. То есть, Чад, Чаадаев, Чацкий. То есть это он стал прообразом Чацкого во многом у Грибоедова. И он сидел, писал, писал. Писал что-то. Писал то, что называется сейчас «в стол». Писал, конечно, по-французски. И вдруг в тысяча восемьсот тридцать шестом году журнал «Телескоп» печатает, при Московском университете, печатает его произведение. Первое философическое письмо. Герцен в «Былом и думах» (а Герцен младший современник Петра Яковлевича Чаадаева) скажет: «Это был как выстрел в ночи». Что значит выстрел в ночи? Люди спали, да проснулись. Выстрел разбудил всех. Он всех разбудил. И вот это письмо перевернуло всю Россию. Нагадал ему Грибоедов. Как это, «Горе от ума» называется? Николай Первый, узнав об этом письме, значит, повелел объявить его сумасшедшим. «Горе от ума». В России горе – от ума. Его объявили сумасшедшим. И в течение года, каждый день утром, к нему приезжал врач, чтоб освидетельствовать Петра Яковлевича – буйный он помешанный, и тогда его увезти, значит, в сумасшедший дом, или он тихо помешанный, может сидеть и никого не покусает, и ничего не сделает. А что, собственно говоря, за письмо? А вот в этом письме вся русская философия, вся русская мысль на будущее, включая на сегодняшний день. Первое. Это самокритика. Русское самопознание – это всегда самокритика. Самокритика. Он критикует сам себя. Дальше. Всякий русский мыслитель, патриот или не патриот, он начинает с критики России. Хуже нет ничего, чем Россия. Всё плохо. Всё. Всё надо исправить. Другое дело, как. Другое дело, так сказать, с какой целью. Но всё надо исправить и». [T.10.CI.15]
|
||||||
Китайские чиновники во время придворных церемоний держались лицом к императору, как другие звёзды к Северной звезде. Поэтому императорские дворцы строили так, чтобы тронный зал был обращён на юг. От дворца до простирающейся у его подножия империи, такие имперские города как Хайфын строились точно по оси «север – юг». [T.12.XV.5]
Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…последнее, в плане ещё одного столпа устойчивости китайской цивилизации я хотел бы назвать – это особая роль религиозной традиции. Казалось бы, её надо было вывести в начало: религия всегда определяет облик культуры. Но здесь как раз особый религиозно-духовный климат, который сложился в Китае, он, скорее, является вторичным, относительно тех первичных процессов, которые там существовали. Просто назову несколько важных пунктов. В Китае не возникло никакой пирамидальной структуры религии, то есть, когда есть главный патриарх, например, главный буддист, или главный даос, или главный конфуцианец, который всеми управляет. В Китае возникла другая культура – культура, базирующаяся на личном переживании мистической действительности: и для этого нужен учитель, а не патриарх (личный учитель, имеется ввиду). В Китае никогда религиозные лидеры, в отличие от европейских стран, не становились на уровень императора. И целый ряд династий, вообще, выходцев из числа, назовём их так «священниками» или «монахами» (просто священнического сословия в чистом виде в Китае не было), их не брали на государственную службу. Почему? – Государство в сакральном плане выше любой религиозной традиции. Государство сакральнее, чем Религия. Патриарх не может быть частью управленческого аппарата, потому что он ничто по сравнению с силой императора. И в этом плане религия была вторична относительно сакральности самой по себе символики китайской власти. Из-за этого мы видим целый ряд дериватов того, что происходит из этой мысли, например, то, что монастыри всегда учреждались государством, и содержались государством, и закрывались государством. И монахов принимали, скажем так, в монахов чиновники, а не только сами священники, что, вообще, казалось бы дикостью. И, самое главное, что благодаря этому в Китае не было никогда религиозных войн. Вот это ещё один из истоков, очень важных истоков китайской устойчивости – отсутствие религиозных контрадикций, потому что, строго говоря, в Китае всё есть сектантство. Вот этот парадокс, который, например, в буддизме, чем больше сект, тем лучше буддизму. И эти секты могут отличаться друг от друга по-разному: кто-то кланяется, поднимая руки над головой, кто-то – складывая на груди, но все они буддисты. А некоторые буддисты не читали своих канонов, вообще, я таких много раз встречал, и они тоже буддисты. Почему? – Роль учителя важнее, чем роль буддизма вообще. Но роль государства важнее, чем роль любой религии». [T.10.CI.110]
Religio - Scientia Boni et Mali Dr. Elisabeth Heresch (Элизабет Хереш [Австрия], биограф Александра Парвуса): «После свидания в Швейцарии, Ленин не хотел больше лично встречаться с Парвусом, но послал к нему в Копенгаген своё доверенное лицо – ближайшего друга, – Якова Ганецкого (Фюрстенберга). В Копенгагене Парвус создаёт коммерческую экспортно-импортную компанию, назначив её управляющим именно Якова Ганецкого, связника Ленина. После Октября Семнадцатого года Яков Ганецкий будет назначен Лениным заместителем главного комиссара Государственного банка. Контора, которую возглавил Ганецкий в нейтральной Дании, давала ему возможность, ни у кого не вызывая подозрений, отправлять своих людей под видом деловых партнёров в Россию для создания подпольной сети. Збинек Земан (Zbinek Zeman, historian) [Чехия], биограф Александра Парвуса: «Он использовал, а возможно и был первооткрывателем того, что американцы и англичане называют «FRONT ORGANIZATION». Это были прикрывающие организации. Условные общества, которые занимались не тем, что они официально объявляли». Такой организацией стал Институт изучения социальных последствий войны, который Парвус открыл в 1915-м году в Копенгагене на немецкие деньги. Ещё в Швейцарии Парвус чуть было не заполучил в сотрудники своего института Николая Бухарина, но Ленин был категорически против. Все знали: не умел Николай Бухарин хранить партийные тайны. Не зря его Троцкий называл «Коля-Балаболка». Среди сотрудников института Аршак Зурабов – бывший депутат Второй Государственной Думы. И Моисей Урицкий, который наладил для Парвуса работу агентов-курьеров. После Октября Семнадцатого Моисей Урицкий будет назначен Лениным председателем Петроградского ЧК. Збинек Земан (Чехия), биограф Александра Парвуса: «Это очень тесная связь между политикой, пропагандой, экономикой, секретными службами. Тогда эта технология находилась ещё в пробной, экспериментальной стадии. Она совсем ещё не была развита». [T.2.XXVII]
|
||||||
Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali) – Religio Египетские пирамиды, эти древние машины времени, предназначались для перемещения фараонов из настоящего в Вечность. Главной целью египетских пирамид было бессмертие, охрана мумий царя, дабы он мог воскреснуть в другом мире. Усовершенствованная роскошная модель (пирамиды) царя Унаса (Унис, правил приблизительно в 2375 – 2345 гг. до н. э.; из V династии), в которой присутствует новое качество, – магия. Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Мы с вами в духовном центре пирамиды царя Унаса. Это древнейший в мире значительный корпус текстов, это сплошная магия, вся направленная на защиту мумии фараона. Здесь представлены заговоры на все случаи. Заговор на то, что мумия царя Унаса не будет ужалена скорпионом, заговор, обеспечивающий благополучное путешествие в другой мир. Наверху есть даже заговор, где говорится, что царь Унас пожирает внутренности своих врагов. Довольно мощный! Не правда ли! Но вам важно запомнить, что всё это даже важнее, чем для жизни и смерти, – это для Вечности» [T.12.XXXIV]
НАУКА, КАК И РЕЛИГИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ СЛУЖАНКОЙ И ОДНОВРЕМЕННО ПАДЧЕРИЦЕЙ ИМПЕРИИ Откроют ли учёные антигравитацию и телепортацию, как и многое другое, эти явления станут лишь экономическими инструментами империи.
Простой и легко объяснимый пример того «удивительного совпадения», какое происходит, когда встречаешь человека, о котором как раз теперь думал, я наблюдал на самом себе, и, вероятно, этот пример характерен для аналогичных случаев. Несколько дней после того, как я получил звание профессора, в монархических странах придающее человеку большой авторитет, я гулял по внутренней части города, и мои мысли вдруг сосредоточились на ребяческой фантазии – мести некоей паре родителей. З. ФРЕЙД [B.84] * Евгений БЕРКОВИЧ, кандидат физико-математических наук, создатель и главный редактор журнала «Семь искусств»: «…но все равно звание профессора в Германии означает очень многое. Профессор в Германии – это элита. Вот если в России говорилось: поэт в России больше, чем поэт, то в Германии – профессор больше, чем профессор. Это властитель дум, к его мнению прислушиваются. Это вообще Олимп научной и педагогической карьеры. И добиться звания профессора очень трудно. …профессор, в отличие от всех остальных научных должностей, в отличие от ассистента, доцента, экстраординарного профессора и так далее, это была государственная должность. Зарплату ему платил не университет, а государство». [P.97.174]
Из дневника Сергея Ивановича Вавилова: «1949-й год. Принимал меня Сталин в присутствии Маленкова. По словам министров, Академия шалит и ничего не даёт. Настроение у меня очень тревожное. 1950-й год. Чувствую себя мишенью, на которую со всех сторон валятся удары». Виталий Афиани, кандидат исторических наук, директор Архива РАН: «Сергей Иванович Вавилов руководил Академией наук почти шесть лет. Он умер в ночь на двадцать пятое января 1951-го года, не дожив двух месяцев до своего шестидесятилетия, от десятого по счёту инфаркта». [T.10.XXII.11]
|
||||||
Magister – Папа
Когда гуманизм и наука берутся за руки, они непобедимы. В. ПЕЛЕВИН [B.51.31]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…здесь же религиозный закон абсолютен, и поэтому совершенно значение царства, тем более что Йима-царь выбрал царство, и впрямую нигде не сказано, что сам этот выбор царства – это грех. То что он ввёл их в какие-то другие соблазны – это грех, а само по себе выбор царства – не есть грех. Царь Ардашир Папакан (Артаксеркс) уже сасанидского времени (224 – 240-й годы его правления) писал, что религия и царство – братья: ни один из них не может жить без другого. Религия (дэн) – основание царства, и царство – защитник веры. Хосров Ануширван, другой шахиншах Ирана, указывал (эти слова вошли в Денкард, 129): «Ариман более всего страшится соединения в одном человеке доброй веры и царственности». То есть царь, который при этом благочестивый верующий человек – это самое страшное для Аримана. Вот такое представление о царственности было и остаётся в зороастризме. Но, надо сказать, что царственность зороастризм утратил: вера осталась, народ остался, а царственности больше нет». [P.125.503]
|
||||||