ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 2 - 20 (3)

ЖИЗНЬ КАК ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЁРТВЫХ

 
     
   

οὐκ ἔστι τοὺς θανόντας εἰς φάος μολεῖν Eur. мёртвые не воскресают

 

 
     
 

Gnosis Resurrectio mortuum

 

…в правой руке, прижатой к сердцу, она держит свиток папируса, лежащий…

…на краю зеленеющей равнины, переходящей в песчаный берег реки, видна раскрытая могила…

 

…и что в них заключены знания, значительно превышающие все знания человечества. Возможно ли, что пирамиды нечто большее чем то, о чём говорят археологи?

Dr. Nabil Swelim, Egyptologist: «Такое множество теорий объясняется отсутствием достоверных данных. Мы не в состоянии ответить на многие вопросы, и это создаёт почву для различных взглядов – научных, псевдонаучных и просто смешных».

Узнать больше о пирамидах немыслимо без понимания того как мыслили их создатели – цари Древнего Египта, известные как фараоны. [T.11.XIII]

 

Prof. Dietrich Wildung, Egyptian Museum, Berlin: «Наряду с рисунками, иероглифы позволяют нам понять значение образов. Сквозь эти письмена и росписи проступает мир, который реально существовал не только пять или две тысячи лет тому назад, но и в более отдалённые времена. Через эти слова и образы Древний Египет достигает реальности, которая определённо оказывается устойчивее фактической реальности его повседневной жизни. Эта реальность сохраняется вплоть до наших дней. Опираясь на слова и образы, мы имеем возможность погрузиться в этот духовный мир и изучить его в мельчайших подробностях». [T.10.CCXXV]

 

Влияние египетской религии на пришлое население оставило нам множество следов. Не говоря уже о большом количестве надписей в честь туземных богов, оставленных греками и на греческом языке…

На каменной плите он поместил длинную молитву на греческом и демотическом языках, распределив буквы её в 1521 квадратиках и присоединив под нею ключ к чтению этой шифрованной грамоты, в виде 19 ямбических строк на греческом языке с параллельным демотическим переводом. Тут же и объяснение, что заставило его избрать такой необычный путь умилостивления: он не знает иероглифов, и поэтому должен прибегать к другому способу затруднить чтение своей надписи. Это понятно в виду того, что иероглифы в это время (греко-римская эпоха) сделались действительно ребусами, но характерно то обстоятельство, что для достижения милости божества считалась необходимой таинственность. Эта-то таинственность и привлекала изверившихся в своих богах греков. Чрезвычайно много находится в музеях покойников с греческими именами, погребенных по египетскому обряду.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

**

 
     
 

**

John Romer, Egyptologist, historian and archaeologist: «…Картер сказал тогда: «Я видел чудесные вещи». Там было полно сокровищ: всё то, что обычно находят в царских гробницах, было свалено в маленьком помещении. Они построили эту гробницу, занесли все сокровища, попрощались и ушли. Всё это – гигантские золотые саркофаги, кровати, кресла, предметы мебели, трон, нижнее бельё, садовые перчатки и бог ещё знает что – всё делится на три категории. Первая – это то, что он использовал в повседневной жизни – сандалии, нижнее бельё и тому подобное. Вторая – это те вещи, которые показывают, что погребённый был правителем-фараоном. И третья категория – это те вещи, которые он использовал при жизни во время церемониалов – удивительные украшения. Когда они открыли ящики, гробницу осветил блеск золота…» [T.10.CCCXXXIII]

 

Рамзес Третий. Он умер в 1153-м году до нашей эры с сознанием того, что его будут вспоминать как человека, который умножил Славу Египта – как Бога на Земле. Как и все фараоны до него, он воздвиг гигантские монументы, дабы увековечить своё имя. Многие тысячи лет древние египтяне высекали в камне историю своих жизней с таким размахом, как ни одна другая цивилизация, ни до, ни после них. На строительство этих гигантских монументов были потрачены огромные силы и средства. Однако то, о чём нам повествуют пирамиды и храмы, это всего лишь полуправда.

«Таким способом монархи пытались убедить всех и каждого, что при их правлении в стране царила абсолютная гармония. Однако это взгляд на историю лишь с одной стороны – глянцевой».

…теперь появился шанс увидеть и оборотную сторону, которую фараон не желал афишировать. Благодаря случайной находке древних документов мы можем приоткрыть завесу официальной пропаганды Рамзеса Третьего, и познакомиться с реальной, не всегда гладкой жизнью фараона.

Prof. Gay Robins, Emory University: «Нам невероятно повезло, что эти записи сохранились. Мы узнали о том, о чём умалчивают предназначенные для потомков надписи на каменных монументах. Это бесценные свидетельства того, что происходило в стране на самом деле».

Хроника повествует о реальных событиях правления Рамзеса Третьего, и показывает нам фараона совсем не таким, каким он хотел предстать миру. Он вовсе не был Богом на Земле: он был обычным человеком, у него тоже бывали неприятности, и, в конце концов, он погиб в результате заговора.

В конце девятнадцатого века на рынке антиквариата в Египте неизвестно откуда появилась целая подборка папирусов. Их извлекли из тайных хранилищ и быстро распродали богатым западным коллекционерам, падким на такие редкости.

Prof. Gay Robins: «Папирус очень недолговечен, поскольку при высокой влажности он просто сгнивает. Большинство папирусов хранилось в городах, а города строили там, где вода – у реки, вот они и не сохранились. Поэтому то, что писали на папирусе, не предполагалось сохранить на века: это обычные повседневные записи, а отнюдь не то, о чём следует помнить потомкам».

Документы по самым различным юридическим и административным вопросам переносят нас в центр бурных событий, происходивших в дни царствования Рамзеса Третьего. Информация, содержащаяся в этих документах, настолько убедительна, что теперь фараоны Древнего Египта предстают перед нами в совершенно ином свете… [T.4.XXII]

***

 
     
 

***

Из воспоминаний Сергея Павловича Павлова (с 1959 по 1968 годы Первый секретарь ЦК ВЛКСМ, с 1968 по 1983 Председатель Комитета по физической культуре и спорту СССР, с 1984 по 1989 Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Монголии)

«…тогда меня охватили сомнения: слова? – какие слова? – скоро всё закончится – неделя-другая ещё. А что останется? – Справка в энциклопедии, пара книжек о спорте. Кто их будет читать?

Вдруг перед глазами встреча с Шолоховым. Михаил Александрович тогда сказал: «Вы, молодые, живёте в стремительном темпе. Жизнь кажется огромной, безграничной, а пронесётся, – и вот вас нету. Записывайте. Хотя бы главные события. Кто-нибудь, когда-нибудь да прочитает. А это значит, что вы, по меньшей мере, были». [T.2.XLIV]

 

Если к Богу допустят еврея,

что он скажет, вошедши с приветом?

– Да, я жил в интересное время,

но совсем не просил я об этом.

И. ГУБЕРМАН [B.117.2]

 

 
     
 

Противоречия (Полярности) – Ресурсы

 

Dr. Keith Hopkins, King's College, University of Cambridge: «В состав Римской империи вошли почти все страны Средиземноморского бассейна. Между двухсотым годом до нашей эры и началом нашей эры Рим перестаёт быть просто самым крупным городом на территории современной Италии и становится столицей всего Средиземноморья. К первому веку нашей эры все ресурсы стран Средиземноморья – от Испании и Египта, до Сирии и Греции – стекались в Рим».

Рим втягивал в себя все богатства Средиземноморья. Это являлось причиной неравенства как между состоятельными жителями Рима и представителями того же класса из провинции, так и внутри самого Рима.

Обширные территории Римской империи управлялись сенатом. Однако деятельность сенаторов была направлена на извлечение пользы для себя, а не на благо простого народа. Они действовали подобно главарям мафии, наживаясь на всём, к чему могли приложить руку.

Dr. Keith Hopkins, King's College, University of Cambridge: «Это было общество, построенное на крови: императоры убивали членов знати, а те, в свою очередь, устраивали заговоры против императоров. Верхушка общества отличалась особой жестокостью, изменчивостью и непредсказуемостью». [T.12.LXXX]

 

 
     
 

Divina Substantia Mutationes in tempore

 

...к тридцати трём годам он создал одну из величайших империй в истории. После его смерти в империи начинается борьба за власть.

Dr. Michael C. Scott, University of Cambridge: «Тот, кто овладел мощами императора, держал власть в своих руках. Именно поэтому Птолемей хотел обладать ими, чтобы утвердиться вправе стать преемником Александра».

Он и его наследники превращают Александрию в один из ведущих городов мира, а в центре его возводят символ законности своей власти – усыпальницу, в которой хоронят останки самого Александра.

Dr. Michael C. Scott: «Усыпальница Александра Македонского привлекала множество паломников».

Этот символ власти на долгие века становится местом паломничества для многих крупных политиков. Это продолжается вплоть до римской эпохи.

Dr. Michael C. Scott: «Нам также известно, что усыпальницу посещали многие известные римляне, причём, довольно часто».

Мощи Александра отличаются от мощей других императоров.

Dr. Michael C. Scott: «Самым знаменитым посетителем усыпальницы был первый римский император Октавиан Август. Когда у него появилась возможность увидеть мощи не только Александра, но и других царей – потомков Птолемея, – он сказал: «Я приехал увидеть императора, а не собрание мёртвых тел».

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «...существует множество текстов, в которых описываются мощи Александра, и усыпальница, её местоположение в Александрии».

Большинство таких текстов были написаны в первые три века нашей эры. А затем тексты перестают появляться.

Dr. Michael C. Scott: «…обрываются оба следа – и археологический и литературный».

Вдруг оказывается, что очевидцев больше нет, и никто точно не знает – почему?

Последнее заслуживающее доверия описание появляется в конце второй половины третьего века. В это время Римская империя переживает период насилия и восстаний.

Dr. Michael C. Scott: «Третий век нашей эры часто называют «кризисным» веком Римской империи».

Экономический упадок и слабое управление в провинциях приводят к дроблению империи. Это влечёт за собой инакомыслие и восстания, которые в худших проявлениях заканчиваются всплесками насилия и вандализма.

Dr. Michael C. Scott: «Особенно остро это коснулось восточной части империи. Много проблем было в окрестностях Александрии. В четвёртом веке нашей эры жил писатель по имени Либаний (греч. Λιβάνιος) из Антиохии».

...он, в частности, пишет о том, что усыпальница Александра была открыта для посещений. А, исходя из исторического контекста, можно сказать, что это было приблизительно в 390-м году нашей эры. Однако эти строки из Либания стали последним известным упоминанием о мощах Александра и его усыпальнице.

Dr. Nicholas J. Saunders, University of Bristol: «Одна из причин, почему письменные свидетельства исчезают примерно в триста девяностом году, заключается в том, что в то время происходила религиозная революция».

В четвёртом веке римский император Константин принимает новую религию – христианство.

Великий царь, хоть он уже и был мёртв целых шестьсот лет, представлял угрозу для последователей Христа. И причина заключается в том, что произошло с царём после его смерти. Александру поклоняются как языческому богу.

Dr. Michael C. Scott: «Александр стал первым из долгой череды правителей, которые, по сути, переставали быть людьми в привычном понимании и обожествлялись».

Dr. Nicholas J. Saunders: «Империя в то время непрерывно менялась. Официально она считалась христианской, но в реальности она не была полностью христианской ещё несколько сотен лет. Время от времени происходили всплески языческой активности, и христианство то тут, то там ниспровергалось».

В четвёртом веке наступает поворотный момент.

Dr. Jean-Yves Empereur, Director, Centre d’Etudes Alexandrines: «Если вы следуете монотеистической религии, вы не можете одновременно принимать политеизм: между ними обязательно произойдёт конфликт».

Полководец, при жизни покоривший Древний мир, после смерти сталкивается с самым ярым своим противником – армией христиан.

Dr. Nicholas J. Saunders: «Ранние христиане отличались крайним фундаментализмом во взглядах: все должны были исповедовать христианство. Язычники же были их злейшими врагами».

В те годы, когда Либаний в последний раз упоминает об усыпальнице, христианским фанатизмом проникается император Феодосий (лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus, греч. Θεοδόσιος Α΄, Θεοδόσιος ο Μέγας).

Dr. Michael C. Scott: «В течение восьмидесятых годов четвёртого века он издаёт серию указов, в которых не только запрещает языческие праздники и пиршества, но и приказывает закрыть их храмы. Он также заявляет, что неисполнение этих правил будет расцениваться как преступление и караться соответствующим образом».

Dr. Nicholas J. Saunders: «Все языческие ритуальные практики должны быть прекращены, языческие храмы должны закрыться, все религиозные обряды, не связанные с христианством, должны быть отменены. Он наделяет монахов и епископов по всей империи полномочиями проследить за тем, чтобы всё это немедленно прекратилось. Однако христиане заходят намного дальше: самые ярые христиане-фундаменталисты Александрии в то время занимались тем, что уничтожали храмовую роспись, резьбу, статуи и любые образы, которые, так или иначе, напоминали о язычестве».

Археологические находки из Александрии наглядно демонстрируют, с каким рвением христианские фундаменталисты искореняли язычество.

Dr. Michael C. Scott: «В Александрии это видно особенно отчётливо. В 392-м году местные христиане нападают на одно из главных святилищ города Серапеум (греч. Σεραπείον, лат. Serapeum) – и разрушают его до основания».

Поскольку Александр был богом, давшим городу имя, можно предположить, что его усыпальницу постигла та же участь, что и храмовый комплекс Сераписа (греч. Σέραπις) и других богов.

С 390-го года по наши дни не было найдено ни одного упоминания об усыпальнице Александра.

Эндрю Чак заметил, что сразу после последнего упоминания об усыпальнице Александра Либанием начинает появляться упоминание о другой усыпальнице – христианского святого евангелиста Марка.

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «Впервые мы находим упоминание об усыпальнице святого Марка уже на следующий год – в 392-м году. Святой Иероним (лат. Sophronius Eusebius Hieronymus) в своей книге «О знаменитых мужах», написанной неподалёку, в Вифлееме, впервые упоминает о том, что святой Марк был похоронен в Александрии. Никто до него этого не говорил. Конечно, возможно, это просто совпадение».

Святой Марк жил в Александрии в первом веке нашей эры.

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «Особенно интересно то, что усыпальница святого Марка появляется, словно из ниоткуда. Причём сразу же после исчезновения тела Александра Македонского. Святой Марк был основателем христианства в Александрии и первым христианским епископом».

Святой Марк был мёртв уже около трёхсот пятидесяти лет, но до всплеска активности христиан о его гробнице не было сделано ни единого упоминания.

Совпадение по времени дополняются совпадением по месту. Древние источники помещают усыпальницу Александра на пересечении дорого в центре города.

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «Они могли стоять на одном и том же месте. Всё выглядит так, будто усыпальница святого Марка переняла у усыпальницы Александра право называться главной святыней Александрии».

Переименование и переустройство языческих храмов в христианские было частой практикой.

Dr. Michael C. Scott, University of Cambridge: «Храмы опустошались, однако, это по-прежнему были хорошо построенные и изысканно отделанные здания, а христианам нужно было где-то проводить свои обряды и церемонии».

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «...вполне возможно, что они даже оставили прежнее тело на месте, просто сменив имя».

Во второй половине первого тысячелетия большая часть Восточного Средиземноморья, и в том числе Александрия, была завоёвана мусульманами.

Мозаичные изображения на фасаде Собора святого Марка в Венеции рассказывают удивительную историю.

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «Венецианские купцы в 828-м году приплыли в Александрию и, либо уговорами, либо подкупом заполучили мощи святого Марка, после чего увезли их в Венецию. Согласно общепринятой версии, два венецианских купца – Трибунус и Астикус (Буоно и Рустико) – пронесли тело мимо высокопоставленных мусульман».

Мозаика на соборе показывает отвращение, которое мусульмане испытывают при виде того, что лежит в корзине.

Andrew Chugg, Author «The Lost Tomb of Alexander the Great»: «Свинина мусульманам запрещена, поэтому купцы положили мощи в корзину, а сверху укрыли их слоем свинины и так пронесли на корабль».

Dr. Michael C. Scott: «Гипотеза о том, что усыпальница Александра была переименована в усыпальницу святого Марка, а затем тело императора было перевезено в Венецию – лишь одно из множества предположений. В наших знаниях есть серьёзный пробел, и мы, разумеется, хотим его восполнить. Есть много предположений относительно того, что могло произойти на самом деле. И версия Чага – лишь одно из них. Однако, как и в любом научном исследовании нельзя делать окончательные выводы без наличия убедительных доказательств. Возможно, однажды мы найдём свидетельства, которые решат эту проблему». [T.21.IV.5]

 

Lt Gen Sir Robert Fry, Head of British Forces Iraq: «Александр, я считаю, – единственный совершенный воитель в истории. Он был бесконечно храбр в бою, находил блестящие тактические ходы и обладал прекрасным видением стратегии. У него всё это было. Разбить персидский флот, соединить восточную и западную империи с помощью торговых путей и полностью этнически интегрированной армии, – такие решения требуют необыкновенного стратегического мышления. Александр был глобалистом». [T.13.LXXXIV]

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Mutationes in tempore

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…большинству людей не нравится никакая перемена: люди инстинктивно опасаются перемен, они за вот то, что они называют как бы Стабильностью. Под «Стабильностью» понимается, как правило, ситуация, когда ничего не меняется. Но это очень плохо, и реально это никакая не «Стабильность», это Косность, Застой и Стагнация. Так вот масоны непримиримые враги такой ситуации. Они полагают, что вообще вектор общественного развития должен быть направлен вперёд – «Завтра будет лучше, чем вчера». Условно говоря, так упрощая, масоны полагают, что «Золотой век» человечества не в прошлом, а в будущем. А между тем, все религиозные доктрины, все без исключения считают ровно наоборот, – что раньше было лучше – и люди постепенно как бы портятся. Поэтому любая проповедь в синагоге, в церкви, в мечети начинается со слов о том, как всё испортилось, какие стали ужасные нравы, Мир приблизился к «Последним временам» и скоро всему Конец. Проповедник, который говорит об этом красноречиво, во все времена считался самым успешным. Масоны в этом плане выглядели диссонансом, поскольку они говорили: «А вы знаете, сейчас неплохо! А в дальнейшем будет ещё лучше!» А люди совсем не этого ожидали. То есть религиозное сознание, которое являлось доминирующим тысячи лет среди людей всех национальностей и всех культур, оно требовало иного отношения к «Идее Прогресса», осуждения новшеств…» [T.10.CI.70]

 

 
     
 

Иероглиф (…как бы дом или храм, уготованный для науки) – Resurrectio mortuum

 

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель: «Первые лица истории – государи, великие учёные, полководцы – изучены давным-давно, и нас всё больше привлекают «вторые лица» – эпизоды истории…» [T.10.CCLXVII.1]

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Attractio Divina

 

Анатолий ЛОГУНОВ, академик АН СССР, доктор физико-математических наук: «Вот, скажем, к примеру, магнитное поле, оно заставляет заряженные частицы, допустим, искривляться. То есть гравитоны, тоже, гравитационное поле тоже заставляет вещество двигаться по определённым траекториям. Гравитационное поле, оно чем исключительно? – Оно, во-первых, влияет на ход времени, и, в то же время, меняет расстояние. Иногда говорят, вот, звёзды были когда-то вместе, а затем начинают они расходиться. Нет, это всё эффект изменения гравитационного поля: когда-то гравитационное поле было сильное, а теперь оно всё слабее и слабее, и так далее.

«Чёрных Дыр» в принципе не может быть. Из Общей Теории Относительности следует, что если вещество имеет массу, то обязательно такое вещество должно иметь размер. Этот размер не может быть меньше, чем радиус Шварцшильда. Поэтому само образование Чёрных Дыр запрещено Общей Теорией Относительности.

Мы можем выбрать инерциальную систему координат, и тогда никаких сил инерции нет, тогда только остаётся гравитация. Поэтому всегда можно выбором системы координат уничтожить силы инерции, но нельзя уничтожить силы гравитации. А в Общей Теории Относительности это всё завязано едино.

Идейно преемственность очень большая от Эйнштейна, но где-то, с нашей точки зрения он отошёл от физики и чуть-чуть попал в объятия Римановой геометрии, из которой уже трудно было выбраться».

В Римановской геометрии гравитация представляется следствием искривления пространства. Анатолий Логунов и его коллеги пользуются иной геометрией – Геометрией Минковского. В ней есть три пространственных измерения, как в обычной, евклидовой, но есть и четвёртое измерение – время.

Анатолий ЛОГУНОВ, академик АН СССР, доктор физико-математических наук: «Четырёхмерное пространство, то есть Время и Координаты, образует единый континиум – это единое целое, – нельзя рассматривать отдельно Координаты, отдельно Время, а всё вместе. И тоже это геометрия, но оказывается она Псевдоевклидова, и вот в этой четырёхмерной геометрии мы помещаем все физические поля. И чем эта геометрия удивительна? – Она обладает определённой группой движения: если рассматриваются физические поля в этой геометрии, то есть законы сохранения (энергии, импульса, момента количества движения – все десять законов сохранения).

Берутся уравнения Эйнштейна и решаются уравнения Эйнштейна для однородной изотропной Вселенной. И, вот, если на эти решения посмотреть, то оказывается, что если вы посмотрите времена назад, от данного момента назад, у вас решение сингулярно, то есть это начало трактоваться, как произошёл «Большой Взрыв».

Не было Большого Взрыва, не существует Чёрных Дыр, Вселенная вечна, она сжимается и разжимается, и всё в ней сохраняется – и вещество и энергия. [T.10.I.28]

 

singulārius, a, um [singularis I] 1) одиночный, отдельный: littĕrae singulariae AG инициалы, аббревиатуры; 2) ординарный, простой (catēnae Pl); 3) необыкновенный, исключительный, редкостный (velocĭtas AG). [B.32]

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Resurrectio mortuum

 

…прежде на жалобы о том, как трудно соревноваться с американцами, которые всё считают на мощных компьютерах, уверенно отвечал: «Ничего, обойдёмся серым веществом». Исходил из того, что советские математики всё равно считают быстрее американцев. Позже стал раздражаться: «Что я могу сделать?»

Академик Владимир Котельников – пишет Гурий Марчук, который со временем сам станет президентом Академии – сообщил Келдышу, что материальные ресурсы США в семь раз превышают ресурсы СССР. Мстислав Всеволодович не поверил, проверил сам – и с логарифмической линейкой в руках убедился в том, что нашей Академии нужна значительно большая материальная поддержка со стороны государства, чем она имеет… [T.4.VIII.4]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…я, в своё время, читая книгу о модернизации Гайдара, был впечатлён цифрами, которые он приводит, – мы с вами говорили о современном экономическом росте, который начался в начале девятнадцатого века, девятнадцатый-двадцатый век, – и то, что, вот, весь этот период современного экономического роста Россия догоняет-догоняет-догоняет Запад, но остаётся с одним процентом мирового ВВП».

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук: «Совершенно верно. Таких стран очень много. На самом деле, средняя страна в мире растёт с тем же темпом, что и Соединённые Штаты, и, таким образом, не сокращает отставание.

Можно даже по другому посмотреть – на Уровень жизни, ВВП на душу населения или производительность – как сто лет назад Россия была на уровне тридцать процентов от уровня США, так и сейчас. Есть такое ёмкое высказывание, которое говорит, что за несколько лет в России меняется всё, а за несколько столетий – ничего. Это и есть полное объяснение наших проблем. Это не только наши проблемы, такие же проблемы, например, в Латинской Америке: что у нас слишком много происходит турбулентности, и в том числе, и политических изменений в течение пяти или десяти лет, а поступательного движения за сто лет не происходит. До войны российская экономика, на самом деле, советская экономика, стала отставать от Америки. Об этом мало говорят, но после тридцать седьмого года, вообще говоря, Россия перестала модернизироваться, стала отставать. Потом война, конечно, изменила всю экономическую систему и создала совсем другие стимулы и условия». [T.10.LI.76]

 

 
     
 

Divina Substantia – Circulus

густой туман окутывает «Птичий рай». Волны выбрасывают на берег огромные шапки морской пены. Эта пена – не результат химического загрязнения – она объясняется бурным размножением одного вида растительного планктона в последние несколько лет. В море толщина пены может достигать двух метров. [T.10.CCCLXXXIII.1]

 

Natura naturata – Attractio Divina

Dr. Kevin Hand, NASA: «…здесь соединяются краеугольные камни – всё самое основное, что нужно для существования жизни: здесь есть вода, химические элементы и огромное количество энергии. На базовом уровне биология завязана на геологию. Биологические организмы пользуются энергией существующей в богатых химическими элементами водах, которые взаимодействуют с твёрдыми породами (в гейзерах)». [T.10.DCXXXII]

 

 
     
 

Divina Substantia – Resurrectio mortuum

 

Галина ЕРШОВА, доктор исторических наук: «…надо сказать, что буддизм в России является нашей, ну, как бы, российской религией. То есть, одной из трёх основных конфессий. Появляется впервые буддизм в восьмом веке, то есть, довольно давно, это ещё когда часть Приморья и Приамурья входили в состав китайских государств (так называемое государство Бохай). В семнадцатом веке калмыки и буряты сами вошли в состав России, и вместе с эти они привнесли буддизм другого направления

…а «главный подвиг» состоял в следующем: в 1927-м году во время полнолуния, в июне Итигэлов входит в состояние медитации сидя, и перед этим оставляет указание близким людям – монахам.

…и многие люди, которые знали, что произошло с Итигэловым, погибли, записей тоже практически не сохранилось. То есть, шли года, и только очень мало человек помнили, что надо проверять время от времени состояние тела ламы под землёй, а через семьдесят пять лет Итигэлов велел себя, как бы, «достать из под земли». Надо сказать, что дата не случайная: в двадцать седьмом году Итигэлову было семьдесят пять лет – это, как бы, возраст просвящения Будды.

…и сохранился только практически один лама, бимбо-лама, который помнил, знал эту историю (он был молодой, но он с детства помнил эту историю). И, вот, к 2002-му году, когда исполнялось семьдесят пять лет, он начал настаивать на том, что тело Итигэлова надо достать. Это прозвучало шокирующее. То есть, даже для главы Буддистской церкви современной России хамбо-ламы Аюшеева это выглядело шокирующим событием, потому что для бурят, в целом, пойти на кладбище, да ещё достать покойника, это кажется чем-то совершенно невероятным. Тем не менее, хамбо-лама Аюшеев молился несколько дней на Итигэлова… Нет. Медитировал на Итигэлова, как говорят буддисты, и принял решение, что «да» – надо это сделать. Это было, вообще, великое решение.

…и не удержались, открыли крышку. Когда открыли крышку, свидетели говорят о том, что оттуда вышел какой-то совершенно изумительный запах (причём, как верующие свидетели, так и неверующие свидетели). Правда, криминалисты говорят, что это есть такой запах у некоторых тел умерших, такое бывает.

…когда криминалист, который присутствовал при вскрытии, увидел это, он сказал, что один он не берёт на себя право делать заключение, поэтому тут нужна комиссия.

Короб подняли и привезли его в Иволгинский монастырь. И когда открыли тело, сняли шёлковые ткани, оказалось, что там сидит человек, абсолютно, вот, ну, как если бы он уснул. Вот такой пожилой человек. Это, конечно, произвело тоже потрясающее впечатление. И был произведён осмотр этого тела уже в комиссии специалистов. И осмотр тела показал, что, во-первых, человек сохраняет полностью свой вес, то есть, как вот живой – шестьдесят пять килограммов. Что у него ткани мягкие: его можно нажать, и, так сказать, вот, восстанавливается вот эта мышечная мягкость. Что у него сгибаются суставы – что вообще невероятно для тела, которое находилось, ну как бы, в погребении в течение семидесяти пяти лет – этого не может быть по определению. И когда эта информация появилась в средствах массовой информации, на самом деле, многие просто в это не поверили…

…там где содралась кожа – на пальце руки и на ноге – видна кровь. И, как говорят свидетели, кровь была желеобразная: она не текла, но видно, она красная и, даже, разных оттенков, что ещё менее вероятно для всего того, что было обнаружено.

Для хамбо-ламы Аюшеева, конечно, это было, вот, ну, великое открытие. И на самом деле он понял, что это святыня бурятского народа, которая вернулась. И тут навалилась масса проблем – проблемы сохранности, проблема понимания – «А что произошло?». И проблема того, как обращаться с этим телом, потому что традиции на территории России были утрачены. И хамбо-лама Аюшеев начал искать специалистов, которые могли бы дать, хотя бы зафиксировать это состояние, потому что неизвестно сколько бы оно продлилось, но уже через некоторое время, скажем, никто бы не поверил в то, что это было.

…хотя тут же начали искать всё, что писал и говорил Итигэлов при жизни. Тело сначала поместили в стеклянный куб. какое-то время оно находилось в стеклянном кубе, но через некоторое время этот куб вдруг весь запотел, то есть, весь покрылся влагой. И вот это вот, конечно, верующие восприняли как некий знак. На самом деле, конечно, это процессы физиологии, которые, в общем, никак нельзя не обмануть, не перешагнуть.

…даже грибков не было на этом теле, то есть, он, вот, выглядел как только что умерший.

…в результате мы получили. То, что точно был превышен бром, и бром не мог взяться ниоткуда просто так. То есть, мы поняли, что это человек, что это человек именно из этого района – то есть, превышение стронция, что он не приехал ни откуда… И что он принимал бром непосредственно перед уходом в это состояние (это по месту расположения брома), то есть, значит он как бы вводил себя в состояние такой вот небольшой заторможенности, то есть, что усиливало медитативное состояние или состояние отключения мозга. И вторым пунктом стало понять – это уникальное явление, или есть такие явления ещё где-то в мире?

Например в Палермо на Сицилии есть монастырь, в котором тысячи-тысячи бальзамированных мумий…

…обнаружилась совершенно замечательная история. В восемнадцатом веке настоятель одного из вьетнамских монастырей Ву Кхак Минь точно так же завещал, что он вошёл в состояние медитации, и велел потом следить за тем, чтобы он, как бы, не было признаков смерти. Но дело в том, что он сидел-сидел в этом состоянии, вошёл в это состояние медитации, потом через некоторое время наступил процесс мумификации. Он усох, потом уже все вокруг забыли, что там происходило, и то же самое, кстати, сделал его брат. Все забыли и начали подкрашивать эти тела, считая, что это какие-то фигурки. И это всё фигурировало как некие деревянные фигурки. Потом, в прошлом веке только, кому-то пришло в голову сунуть под рентген, потому что внутри что-то гремело. И когда, значит, сунули под рентген, оказалось что это тело человека, а гремит – это оторвавшееся сердце. И так вот выяснилось, что это на самом деле то же самое, то есть, человек вошёл в это состояние и мумифицировался постепенно.

…и вернёмся опять к йогам, то есть в Азию. И оказалось, что, практики вот эти вот, сохранности тел – это йоги любили этим развлекаться, и любят развлекаться сейчас для туристов и поныне. И первое сведение, которое сохранилось о таких вот фокусах, это относится 1837-му году, когда англичане, услышав про эти штуки йогов, они решили, что надо проверить. Взяли йога Хариду, заткнули ему уши, глаза, всё-всё-всё, замотали, закупорили, спрятали, поставили стражу у короба. Через сорок два дня тело вынули. Йог был в таком, отключенном состоянии, его согрели голову и плечи горячим тестом, массировали, и постепенно он вышел из этого состояния, заговорил, и, в общем, стал опять живым и полноценным йогом. Это всё было записано, зафиксировано, то есть, в восемнадцатом веке любили такие эксперименты с людьми.

…в момент выхода тела из этого состояния происходит какой-то невероятный расход энергии у человека, и очень увеличивается сердцебиение. И англичанин, который научился этому у йогов, а потом показывал фокусы в Европе, на вечеринках в Англии, и в одно из этих представлений он умер, когда выходил из этого состояния, потому что его сердце не выдержало этой нагрузки по выходу из этого состояния.

…отдельная тема, которой, собственно, мы не будем касаться, – это тема интерпретации этого явления. То есть, с одной стороны буддисты говорят, что «Дух утопает в глубокой мысли, а тело в глубоком сне», то есть, это, как бы великая вещь, великий подвиг, как и буддистское руководство оценивает это состояние. А с другой стороны Тулгу Урген Римпоче (Тулку Урген Ринпоче), он писал, специальная работа «О том, как можно заблудиться», и считал, что это ошибка – входить вот в эти состояния. Ну, это вопрос дискуссионный, для нас интересней, что оно есть.

…переходим к тому, что попытаемся понять – «а в чём, собственно говоря, кроется загадка всего этого?» Надо вспомнить о том, что у человека есть очень много рудиментарных органов. То есть, эволюционно мы в себе храним много того, что осталось от предыдущих эволюционных вариантов, пока мы дошли до Человека. И, вот, пока эмбрион развивается от зачатия до рождения человека, он повторяет всю эту эволюционную цепочку… рудиментарные признаки, которые и эволюционно повторяются и уходят, но, в то же время, это значит, что в мозгу механизм этот сидит, и он может проявиться в самых невероятных вариантах.

Одним из этих «режимов прошлого» является, ну, условно говоря, – анабиоз. Условно – потому что этот термин и критиковался, и переиначивался много-много раз. Появился он в 1873-м году, и был введён этот термин, как вот это самое состояние «то ли жизни, то ли смерти» – «замирание» организма, который потом может опять ожить.

Шмидт (Пётр) написал очень хорошую книгу про анабиоз, и он это характеризовал, как «промежуточное состояние между жизнью и смертью». Вот, чем проще организм, то есть, какие-то там коловратки, тритончики, вот они могут дольше находиться, лягушки, в состоянии анабиоза. Чем выше организм – ближе к Человеку – тем это состояние меньше вероятнее, то есть, бывают случаи, но крайне-крайне редки: даже обезьян удавалось выводить из этого состояния.

Эволюционно этот механизм возникает «когда живое выходит из моря на сушу»: резко меняется температура, давление – надо приспосабливаться – поэтому наш мозг вырабатывает особый механизм для защиты организма, чтобы пережить какие-то катастрофические условия. И в норме он, как бы, сидит в пассиве…

За счёт чего или, вернее, как формируется это состояние? Во-первых, температура и питание – это две базовые вещи всего живого. Поэтому в этом состоянии, условно говоря, анабиоза, происходит изменение обмена веществ. То есть, вместо кислорода наращивается количество углекислого газа, что понижает температуру тела (и такие опыты даже делаются особым дыханием: меняется баланс в крови, и это понижает температуру тела). Есть одна ещё очень такая хитрая вещь – это, так называемые, «бурые жиры». То есть, есть гибернационная железа, она, вообще, есть у всех, абсолютно, живых и человека в том числе, и, вот, связанные с ней бурые жиры. То есть, когда рождается ребёнок, не говоря уже о зверёнышах маленьких, у него вдоль спины между лопаток расположены вот эти бурые жиры – это как такая «подушка безопасности» – то есть, если наступает холод, голод или ещё что-то, младенец может выжить очень много, на самом деле.

Очень может быть, что именно вот эти йоговские, а потом и буддистские практики, особенно Тибет, где холодно, где мало кислорода, именно там разрабатывали самые невероятные практики, которые позволяют оценить невероятные состояния человека.

Поэтому вот этот вот температурный режим, не случайно, что там, где находился Итигэлов, там температура была шесть-семь градусов – это оптимальное состояние для сохранения тела в состоянии, условно говоря, анабиоза. И сейчас Итигэлов находится в Иволгинском дацане, его почитают как святыню, и постепенно идёт процесс мумификации. То есть, вот тот выброс влаги – это было начало процесса мумификации. То есть, Итигэлов показал блестящие возможности человека и, в общем, он решил свою задачу: ну, физиологию, всё равно, не обманешь…» [T.10.CI.124]

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Resurrectio mortuum

 

«Мазар» – это могила святого, место поклонения; «мал» в переводе с киргизского – «домашнее животное». «Мал мазар» – священное место, где по поверьям древних киргизов животноводов, можно было излечить скот от болезней.

Когда начинался падёж, стадо пригоняли к скалам, к каменным воротам. Пропускали животных через них, просили: «Вылечи наших животных на счастье наших детей…» Вот и вся лечебная процедура.

Время возникновения мал мазаров неизвестно. Но они, безусловно, являются свидетелями очень далёкой истории: на протяжении многих веков киргизы животноводы вели трудную борьбу за сохранение поголовья домашних животных, которые давали им все необходимое для жизни.

Тайтуре БАТЫРКУЛОВ [A.319]

 

Вадим ПЕРЕВОЗЧИКОВ, кандидат исторических наук, директор археологического музея-заповедника «Танаис»: «Шилов Дмитрий Борисович, когда принимал решение о том, чтобы создать здесь музей-заповедник и добиваться этого, понимал, что такой именно объект такой сохранности необходимо сохранить для будущих поколений. Если бы тогда не было принято такое решение, наверняка он был бы разрушен местными жителями: камни вывезены на постройку домов, как это делалось ещё с девятнадцатого века, и колхоз, наверное, который рядом находился, распахал бы всё, что можно и уничтожил бы некрополь».

Инна ЦИРКУНОВА, хранитель фондов: «…здесь хранятся коллекции из раскопок некрополя Танаиса. Как всякий город живых, он был окружён «городом мёртвых». Часто самые красивые и парадные вещи клались в могилы». [T.10.CCLXXXIV.2]

*

…раскопки в Уре были приостановлены. Лишь к концу столетия американская экспедиция принялась раскапывать вершину холма и сумела обнажить часть кирпичной кладки. Затем бесплодный с виду участок был снова покинут. Верхняя часть зиккурата оказалась предоставленной на милость стихий и арабов, добывавших здесь обломки готового кирпича для своих построек. Когда английские войска в 1915 г. дошли до аль-Муккайира, здесь осталась лишь куча битого кирпича на вершине огромного холма с покатыми, усыпанными щебнем и песком склонами, по которым можно было подняться верхом.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и в его высохших руках так и осталась золотая пектораль, которая сегодня лежит в одной из витрин Египетского собрания музея в Манчестере.

Удивительный маленький предмет. Провинциальный некрополь. В этом нет никакой особой роскоши, но, тем не менее, замечательное произведение. Тонкая золотая основа, в которую вставлены прекрасные инкрустации из любимых египетских камней. Нефкаб – священная бирюза, которая считалась камнем Богини-матери. Хечбеф – лазурит – безумно дорогой иноземный камень, который караванными путями доставлялся в Египет. Красный сердолик, который ассоциировался с кровью Богини-матери – солнечным сиянием. А всё вместе – две священные птицы, которые сидят на знаках золота – это тигли, из которых вытекают золотые капли. Сверху – два глаза Предвечного бога, пот которыми воспринимаются Солнце и Луна: Солнце – правый глаз, Луна – левый глаз. Солнечный диск в центре и огромный жертвенный скипетр Аба, который говорил о том, что главный смысл этой пекторали – подвески на грудь – магическая трансформация души умершего в Пресветлый дух, который воссоединится с миром богов и с миром благополучных усопших». [P.125.19]

 

 
     
 

Femina – Attractio Divina

 

…в духе адвокатской речи сочинил свой роман и штаб-ротмистр Юлий Елец. Само заглавие книги – «Болезнь века» – говорило о нездоровье общества, где верность и семья становились скучнейшими из понятий, а любовь была лишь сладкой забавой и инструментом утоления тщеславия.

Словами своего прототипа Елец отзывался о прекрасном поле: «Женщины – это главный и единственный притягивающий к жизни элемент. Хотя, в сущности, каждая женщина – враг мужчины. Любовь женщины есть средство поработить мужчину».

Юлий Елец слыл убеждённым холостяком, пользовался успехом у женщин, и «болезнь века» ему лично была не страшнее насморка. [T.10.CDLVII.24]

 

 
     
 

Divina Substantia – Resurrectio mortuum

 

Prof. Lynne Boddy, Cardiff University: «Грибы – не растения и не животные – это отдельное царство. Многие ошибочно полагают, что это растение, возможно, потому что грибы не двигаются, а сидят на месте. Однако на деле они гораздо ближе к животным, чем к растениям. И как животные, они питаются другими существами».

Под грибами мы часто имеем ввиду то, что растёт в лесу, но это только их плод – малая часть жизни грибов, окружающих нас.

Prof. Lynne Boddy: «Это – верхушка айсберга – внешний признак присутствия гриба. Главная часть гриба – множество крепких нитей, которые вместе образуют то, что называется мицелием».

Мицелий – это тело гриба. Он уходит глубоко в землю, поглощая всё на своём пути, и даже проникает в древесину.

Prof. Lynne Boddy: «Мицелий пробивает дерево, воздействуя физически, однако он также способен выделять особые ферменты, которые помогают ему прокладывать путь».

Ферменты – это зубы и когти грибов.

В отличие от животных, тело гриба постоянно меняет форму в бесконечных поисках пищи.

Dr. Mark Fricker, University of Oxford: «Мицелий разрастается и перерабатывает ненужный материал, чтобы потом использовать его в другом месте. Гриб может мигрировать в любую точку пространства в попытке найти пищу».

За миллионы лет эволюции грибы превратились в мастеров выживания.

Prof. Robert R. Dunn, North Carolina State University: «О грибах нам мало что известно. Только представьте, с каждым вдохом в наш организм попадают сотни видов грибов. Столетиями мы изучали наиболее простые формы, но даже они порой остаются загадкой».

Докембрий

Миллиард лет назад планета пробуждалась от долгого ледникового периода. Отступающий ледник обнажает бесплодные земли.

Prof. Robert R. Dunn: «Около миллиарда лет назад сушу начали захватывать различные микроорганизмы. Среди них оказались бактерии, а со временем и колонии грибов на горных породах. Они способны превратить камень в почву».

Первые наземные грибы выживали, добывая минералы из горной породы. Они буквально прогрызали себе дорогу в будущее. Грибы питаются камнем: их споры выделяют кислоту, которая разрушает поверхность горной породы. Быстро растущие нити грибницы – гифы – как бур входят в камень и извлекают из него минералы. Оказывая давление, в сто раз превышающее давление в автомобильной шине, кончики гифов прогрызают камень.

Расщепляя камни, грибы постепенно готовят почву для появления первых растений.

Около пятисот миллионов лет назад группа водорослей начала перемещаться на берег в поисках пресной воды. Чтобы обрести опору на суше, нужно было «договориться» с грибами.

Prof. Lynne Boddy: «В воде организмы купаются в растворённой пище, здесь же – на суше – обстановка совсем другая: тут гораздо сложнее обеспечить себя водой и полезными веществами, которые необходимы для роста».

Dr. Martin Bidartondo, Royal Botanic Gardens: «Одна из главных стратегий на первых порах заключалась в том, чтобы вступить в союз с грибами на земле».

До этого момента грибы жили за счёт бактерий и разлагающихся водорослей, выброшенных на берег. С появлением живых растений находить пищу стало намного проще.

Dr. Katie J. Field, University of Leeds: «Эксплуатировать живой организм и получать от него сахар легче, чем тратить собственные пищеварительные ферменты на усвоение питательных веществ: в таком случае гриб расходует гораздо меньше энергии, экономя».

Вышедшие на сушу водоросли готовы заключить сделку. Они предлагают грибам сахар взамен на жизненно важные минералы. Подобные взаимовыгодные отношения представляют собой симбиоз: именно он станет одной из мощнейших сил эволюции. Симбиоз между водорослями и грибами стал отправной точкой эволюции всех растений на суше.

Мартин Бидартондо изучает взаимоотношения грибов и старейших растений на земле – печёночников.

Dr. Martin Bidartondo: «Вначале грибы просто окружали их, а не прорастали внутрь».

Изучив печёночники, грибы нашли удобный путь между клеток растений. Некоторым даже удавалось прорваться внутрь.

Dr. Katie J. Field: «По сути грибы смогли оккупировать растения и создать те удивительные древовидные структуры, которые мы называем арбускулы. Через эти арбускулы растения забирают у грибов необходимый фосфор, а взамен отдают углерод, получаемый в процессе фотосинтеза».

Сработавшись с грибами, печёночники не просто выжили – они начали процветать. Поглощая углекислый газ и выделяя кислород, эти крошечные растения подарили планете её первый глоток свежего воздуха. Со временем они начнут менять состав всей атмосферы, прокладывая дорогу комплексным организмам.

Dr. Katie J. Field: «С этого момента начинают появляться более крупные растения. У них уже есть листья и устьица, через которые в ткань листа проникает углекислый газ. А также корни, позволяющие расти гораздо выше, чем прежде».

С тех пор почти каждое растение стало жить при поддержке гриба-симбионта.

Dr. Martin Bidartondo: «Живое здоровое растение позволило другому организму прорасти между своих клеток и даже пустило его внутрь клеток. При этом оно ещё и умудрилось извлечь для себя выгоду».

Dr. Katie J. Field: «Проще говоря, благодаря грибам крошечные росточки, теснившиеся возле водоёмов, превратились в леса и образовали целую экосистему».

Dr. Martin Bidartondo: «Если бы грибы не смогли приспособиться, планета бы выглядела по другому: нас с вами тут точно не было бы».

Девонский период

Задолго до появления первых лесов планетой правили грибы. На протяжении пятидесяти миллионов лет над поверхностью земли возвышались огромные восьмиметровые организмы, именуемые прототакситами. Странные и загадочные, они были предметом спора учёных в течение столетия. Эти гигантские грибы распространились по всей планете. У них не было соперников, пока не появились насекомые и не начали поедать их снизу.

Юрский период. 160 миллионов лет назад

В период господства динозавров на планете кипела жизнь. Всё вокруг было усеяно папоротниками и хвойными деревьями. Это стало возможным только благодаря грибам.

Dr. Martin Bidartondo: «Грибы остались в тени – они незаметны, однако, если сделать шаг назад, становится ясно, что они буквально посадили все эти растения».

С возникновением деревьев появились и новые виды грибов. Они заключили союз с корнями растений и породили целые леса.

Dr. Martin Bidartondo: «Последующие поколения грибов научились использовать почву иначе, чем это делали их далёкие предки, которые, в своё время, помогали растениям заполонить сушу».

Над поверхностью земли у них появилось плодовое тело – то, что мы привыкли называть грибами. Под землёй они образуют сложные сети. Учёные называют это всемирной лесной паутиной.

Prof. Lynne Boddy: «Существует два типа всемирной лесной паутины. Первый состоит из редуцентов: это, образно говоря, санитары, способствующие разложению отмерших растений. Они перерабатывают фрагменты погибших организмов».

Если бы не было редуцентов, леса оказались бы погребены под слоем своих же отходов. Грибы пожирают смерть и, тем самым, дарят жизнь.

Prof. Lynne Boddy: «Это природные перерабатывающие заводы. Они утилизируют мёртвую органическую материю и вырабатывают питательные вещества, благодаря которым живые растения развиваются дальше. Иначе всё было бы погребено под тоннами отходов».

Второй тип всемирной лесной паутины формируется между живыми растениями, в частности, деревьями. В поисках пищи нити грибницы, то есть, гифы приближаются к корням. Они опутывают их и, порой, даже проникают внутрь. Корням они поставляют воду и минералы, а взамен получают сахар. В результате грибница связывает все деревья в лесу.

Prof. Robert R. Dunn: «На площади примерно равной стопе человека может находиться более пяти сотен километров гифов. Таким образом, это обширная сеть, обеспечивающая обмен всеми веществами, которые необходимы лесу».

65 миллионов лет назад. Падение астероида уничтожило семьдесят процентов всего живого. Однако грибы смогли обратить катаклизм в свою пользу.

Prof. Arturo Casadevall, Johns Hopkins School of Medicine: «Земля превратилась в грибной компостер: внезапно случается катастрофа, в воздухе клубы пыли, солнечного света нет, есть только разлагающаяся мёртвая плоть. В такой ситуации грибы размножаются очень быстро.

Кое в чём млекопитающие превосходят рептилий – их температура выше. Рептилии были весьма уязвимы к грибковым заболеваниям. У млекопитающих средняя температура тела около тридцати пяти градусов, благодаря этому они могли быть невосприимчивы к грибам».

Согласно данной теории температура тела теплокровных животных была выше той, в которой способны выжить большинство грибов.

Dr. Maggie P. Wear, Johns Hopkins School of Public Health: «При двадцати пяти градусах выросли все четыре вида грибов, а в условиях тридцати семи градусов – только два. Это значит, что некоторые грибы не выживают при данной температуре. Это те самые грибы, которыми человек не может заразиться».

Prof. Robert R. Dunn: «Млекопитающие, в том числе и мы, теплокровные – это ответ эволюции на давление со стороны грибов. Мы, так сказать, «сварили» грибковые патогенны».

Благодаря высокой температуре тела млекопитающие могли спокойно скитаться по царству грибов.

Десять миллионов лет назад климат стал суше и теплее. Леса уступали место лугам, а наши предки познавали жизнь на земле. Важную роль в их судьбе сыграл простейший из грибов – дрожжи.

Prof. Matthew Carrigan, Santa Fe College: «На деревьях масса свежих неперебродивших плодов. Когда приходит время, они падают на землю, повреждаются, и тогда дрожжи проникают внутрь и начинают битву с бактериями. Как это происходит? – Грибы производят этанол. Приспосабливаясь к жизни на земле, вы, скорее всего, будете натыкаться на забродившие фрукты, а не на свежие».

Употреблять забродивший плод, когда вокруг толпы хищников, не лучшая идея.

Prof. Matthew Carrigan: «Если вы едите забродивший фрукт и не можете метаболизировать этанол, вы пьянеете – происходит интоксикация».

Наши далёкие предки были устойчивы к опьянению.

Prof. Matthew Carrigan: «Мы изучили некоторые ферменты и установили, что у наших предков, а также шимпанзе и горилл произошла мутация, позволившая эффективно расщеплять этанол».

В мире, где еды всегда недоставало, это стало ключом к выживанию.

Prof. Matthew Carrigan: «Если еды не хватает, то лучше уж съесть хмельной фрукт, чем умереть с голоду».

У тех особей, которые были устойчивы к алкоголю, шансы выжить возросли.

Prof. Matthew Carrigan: «У наших предков появилась особенность – они могли принимать этанол без интоксикации, то есть, практически не пьянеть».

…в лабораторию Александра Флеминга. Гриб, названный Penicillium, изменил ход нашей истории.

Prof. Robert R. Dunn: «Он посмотрел на одну из чашек Петри и заметил, что между грибами и бактериями оставался пустой участок – зона, в которой ничего не росло. Тогда-то учёный и понял, что на этом самом месте плесневые грибы продуцируют свои ферменты – химические вещества, смертельно опасные для бактерий. Так был открыт важнейший антибиотик».

С тех пор, как появился пенициллин, население планеты утроилось. Спасительная особенность антибиотиков – результат древнего противостояния: грибы и бактерии – заклятые враги.

Prof. Lynne Boddy, Cardiff University: «Где бы ни росли грибы, они сталкивались с бактериями. В течение миллионов лет они вырабатывали механизмы для убийства соперников». [T.30.VIII]

 

 
     
 

Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «Вся литература, всё искусство мира делится на реалистическое и фантастическое, третьего не дано. Испокон века, с первого же мгновения, когда человек стал разумным, он стал либо фантастом, либо реалистом. Когда охотник вернулся с охоты и на стенке пещеры нарисовал убитого оленя, это было рождение реалистического искусства. Когда он на завтра, уходя на охоту, нарисовал оленя, которого убьёт, это было рождение фантастического искусства». [T.10.LXIX.2]

 

φαντᾰσία ἡ 1) показывание, демонстрирование: τῇ τοῦ γεγονότος εὐτυχήματος φαντασίᾳ Polyb. выставляя напоказ свою (военную) удачу; φαντασίας ἕνεκεν Diod. для показа; 2) пышность, блеск (μετὰ πολλῆς φαντασίας NT): ἡ κατὰ τὴν εὐγένειαν φ. Polyb. знатное происхождение, родовитость; 3) филос. фантазия, впечатление, психический образ, представление: φ. καὶ αἴσθησις ταὐτόν Plat. представление и чувственное восприятие - одно и то же; ἡ φ. ἐστὶν αἴσθησίς τις ἀσθενής Arst. представление есть некое ослабленное восприятие; 4) плод воображения, видение Plat., Plut., Sext. [B.169]

φαντᾰσιαστικόν τό фантазия, воображение Plut. [B.169]

φανταστικόν τό способность воображения, фантазия Arst., Plut., Diog.L. [B.169]

φανταστικός 3 представляющий (себе), воображающий (γένος Plat.; κίνησις Plut.): φ. τοῦ μέλλοντος Plut. умеющий представить себе будущее. [B.169]

**

 
     
 

**

Natura naturata – Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно)

 

Иван ТОЛСТОЙ, журналист, писатель: «…а уж написать о том, чего он никогда не видел, Алексей Толстой мог легко. Ведь рассказывают – я помню это воспоминание моего папы, – что кто-то из участников обороны Царицына говорил Алексею Николаевичу уже в конце тридцатых годов: «Алексей Николаевич! Как странно, что мы с вами там, под Царицыным, ведь, судя по тому, что вы пишите, вы были где-то рядом, воевали. Уж не знаю, там, с винтовкой вы были или, как журналист, с блокнотом, но как вы так могли описать, ну, точь-в-точь, особенно вот эту вот улицу, с этими домами, где шла вот такая перестрелка». Алексей Толстой внутренне хохотал… Он никогда не был в Царицыне, он ничего не видел, но творческой интуицией художника он воссоздавал историю, он её придумывал. Толстому было достаточно увидеть разрозненные детали, и он собирал их как в горсти, в своём сознании, в своём писательском воображении.

Между прочим, сила воображения писателя – вещь довольно загадочная, удивительная». [T.10.CCLXVII.3]

 

Ольга СЕМЁНОВА, дочь Юлиана Семёнова, президент культурного фонда Юлиана Семёнова: «…единственный раз, когда он получил доступ к секретному делу, – это было дело «Трианона» – для написания романа «ТАСС уполномочен заявить…». Но это был очень смешной момент, потому что когда он пришёл в кабинет к генералу Комитета госбезопасности Вячеславу Ервандовичу Кеворкову, и ему приготовили несколько томов дел, он проглядел это за двадцать минут и сообщил: «Остальное я придумаю». И за три недели написал этот роман.

…но база была очень солидная историка.

…с согласия Юрия Владимировича Андропова у папы был допуск именно к этим секретным материалам.

…звонил Юрий Владимирович Андропов, который, ознакомившись с романом, полностью его одобрил. Юрий Владимирович был всегда с конца шестидесятых годов первым читателем романов отца». [T.10.D.47]

 

 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Resurrectio mortuum

 

От устных преданий Древней Греции до книги в мягкой обложке, купленной в аэропорту, – ничто не захватывает воображение взрослых и детей больше, чем хорошая приключенческая история. Этот литературный жанр как будто создан для последующей экранизации. Рассказы об отважных героях, покоряющих далёкие страны, по-прежнему вдохновляет режиссёров на создание приключенческих фильмов.

Корнями приключенческие романы уходят в «Одиссею» Гомера. Древнегреческий герой Одиссей или Улисс, как называли его древние римляне, отправляется домой после падения Трои. На этом пути Одиссею и его спутникам выпадает немало испытаний, включая встречу с могучим циклопом, племенем каннибалов и сиренами, которые своими песнями заманивают моряков в смертельную западню. Самому Одиссею удалось устоять перед искушением бессмертием, пока его удерживали на острове. [T.10.DCCLVII.1]

 

 
     
 

Gnosis – Transmutatio astralis

 

Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…и он начинает расширять пространство своей самостоятельности не в сторону своей прямой задачи (а прямой задачей всех духов было созерцание полноты божества, то, что мы называем «теория / ϑεωρία» (с тета начинается), но начинает искать постороннего знания (гносин то мецотеон) «знание посторонних вещей». Вслед за этим запускается процесс «остывания», поскольку созерцая Бога, чистые духи находятся в «горячем», «пламенеющем» состоянии; отворачиваясь от Бога в сторону вещей посторонних, эти духи начинают «остывать». По-гречески «холодный», «остывший» будет «псюхрос / ψυχρός». Ориген сопоставил это со словом «псюхе» – «душа», и предположил, что остывая, чистые духи часто образуют вокруг своей духовной основы души. А душа сама по себе: вот здесь начинается формирование физической концепции, которая впоследствии послужит основой. Комбинирование библейского и с физической концепцией души характерна для платонизма.

Душа представляет собой мембрану, через которую в центр человека – в его дух – засасывается разная внешняя вещь. Эти души остывают, и, в конечном счёте, совершают не просто отказ от созерцания Бога, но и отворачиваются полностью от Бога, представляя собой определённого рода превращённые сущности. После чего они получают: и вот это, с точки зрения Оригена, этот процесс и описан в Библии под названием «грехопадение». [P.153/13]

*

ψυχρός, 3. (ψύχω) холодный; прохладный, свежий, освежающий; в пер. холодный, безчувственный, равнодушный; пустой; пустой, пошлый; неприятный, страшный. [B.170]

*

ϑεωρία, ἡ, смотрение на зрелище; зрелище, празднество; 2) посольство или депутация, посылаемая греческими государствами для присутствия на играх Олимпийских, Исемийских, Пифийских и Немейских; священное посольство, посылаемое афинянами в Делос; 3) наблюдение, рассмотрение, исследование; ос. научное или теоретическое познание; наука, учение, теория. (созерцание) [B.170]

 

 
     
 

Иероглиф (Рот Человека) – Mutationes in tempore

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «На третий год своего царствования Иосафат отправил своих приближенных: Бен-Хаила, Авдия, Захарию, Нетанэла и Михея – учить народ в городах Иудеи. С ними были и левиты: Шемая, Нетания, Зевадия, Асаил, Шемирамот, Ионафан, Адония, Товия и Тов-Адония, а также священники Элишама и Иорам. Они стали учить иудеев по книге Закона Господнего – обходили все иудейские города и учили там народ». (2Пар. 17:7-9)

Вот такой очень интересный эпизод. Ведь наш автор-хронист, он из священников-левитов. Что должен делать священник? – Жертвы приносить! Он учить народ ещё должен. Потому что пустое исполнение ритуалов бессмысленно без соответствующей жизни, без понимания того, зачем это нужно – оно Богу не угодно.

Но здесь, что удивительно, не пророк приходит с этим обличением, а царь сам принимает такую инициативу – берётся за обучение народа. Нужно – чтобы народ понимал: не просто тупо исполнял. У царя есть возможности заставить людей исполнять, а чтобы люди понимали, зачем это всё». [P.125.359]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…и у нас царь Иосафат. В семнадцатой главе о нём говорится две вещи, что он был верен Господу, и, очень важный момент, он отправил священников и левитов учить народ, чтобы не была чисто ритуальная такая деятельность: была именно проповедь. Это было стремление сделать так, чтобы все простые люди понимали, в чём суть Закона, и служили Господу осознанно». [P.125.363]

 

 
     
 

Врата Святилища (la Porte du Sanctuaire) – Attractio Divina

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи» (Пс 91:3)

…когда люди собираются, и им хорошо друг с другом и с Богом. И нет этого мучительного напряжения, которое есть в некоторых псалмах. Им просто, вот, хорошо утром петь про Милость и ночью – про Верность.

Вот эта пара «Милость и Верность» – она постоянно встречается ( חַסְדֶּךָ וֶאֱמוּנָתְךָ ) на древнееврейском языке. Можно перевести как-то немножко иначе, но это не просто разовое благодеяние – это такое постоянство – линия поведения, которую Бог проявляет в отношении своих верных». [P.125.401]

*

חֶסֶד ) с суф. 1) [в составе фразеологизма] сделать что-либо по дружбе к кому-либо; оказать услугу, любезность или отплатить за неё; 2) в независ. употреблении – чаще всего в поэзии, как обозначение качества Яхве: дружественность, благосклонность, верность (трад. перевод «милость» неточен) [B.18]

( אמן ) N. ( נֶאֱמַן ) - ( יֵאָמֵן ) быть достойным доверия, надёжным; H. ( הֶאֱמִין ) верить [B.18]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…одновременно это раскрытие понятия «милость». Вообще-то, не «милость», а еврейского слова «хэсед» – слово, которое трудно переводить. Его здесь переводят как «милость». Это частый, самый обычный перевод, но, одновременно, это слово означает «верность» – это некая «линия поведения». Это верность раз и навсегда взятым обязательствам. Это «стояние» в договоре или в завете. Милость – это может быть что-то временное, но это не «хэсед». Хэсед – это то, что делают по отношению к близким, к тем, кто дорог». [P.125.402]

 

χάρις, ῐτος (ᾰ) ἡ (acc. χάριν сin arsi и χάριτα; dat. pl. χάρισσι Pind.) тж. pl. 1) прелесть, изящество, красота, привлекательность…; 2) слава…; 3) благосклонность, любезность, благожелательность, благоволение, расположение, милость; 4) благодеяние, милость, услуга, одолжение; 5) радость, наслаждение, блаженство; 6) почитание, честь, уважение; 7) благодарность, признательность; 8) награда, вознаграждение; 9) благодать NT. - См. тж. χάριν. [B.169]

χάρισμα, ατος (χᾰ) τό милость, дар NT. [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3