ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 2 20

ЖИЗНЬ КАК ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЁРТВЫХ

 
     
 

cor-resuscito, —, —, āre вместе вновь пробуждать, совместно воскрешать Eccl. [B.32]

 
 
     
 

la Porte du Sanctuaire – Resurrectio mortuum

 

Абидос (в 145-ти километрах к северу от гробницы Сети [Долина Царей, современный Луксор])

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Корни Древнего Египта здесь – в Абидосе – тут возникли представления о Загробной жизни. По крайней мере здесь мы можем проследить это по архитектуре гробниц».

Драйер начал повторные раскопки одной из старейших гробниц Египта – фараона Первой династии по имени Джер (Атотис II, Кенхенес). Джер жил примерно за тысячу семьсот лет до Сети, но уже тогда у египтян было чёткое представление о Жизни после смерти.

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Самое интересное – это ниша на юго-западе в восточной стене. Её можно считать «Волшебным выходом» для воскресшего царя, чтобы он мог покинуть гробницу и выйти в это прекрасное русло – вади, – которое считалось входом в Загробный мир».

…в отличие от гробницы Сети, стены гробницы Джера пусты: надписи с инструкциями на стенах гробниц появились спустя столетия. В тот момент умерший царь просто попадал через «Волшебную дверь» в другой мир. Во времена Сети путешествие стало более сложным, но оно перекликается с другими представлениями, в которые стали верить спустя столетия.

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Здесь, в Абидосе, впервые возникла идея о Воскресении. Они развили идею о физическом воскресении, сыгравшем важную роль в христианстве».

К тому времени, когда Сети Первый отправился в путешествие по Загробному миру, идея о Воскресении достигла своего расцвета… [T.17.XIX]

 

…но сейчас толпы верующих в Вербное, или как здесь говорят, в Пальмовое Воскресенье заходят в Старый Город через Львиные Ворота. Подойти вплотную к Золотым (Воротам) не так просто, как во времена Христа: Ворота наглухо заложены, а перед ними мусульманское кладбище.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Стены Старого Города подновлены в шестнадцатом веке турками, турецким султаном Сулейманом Великолепным.

…нижние ряды кладки более старые – огромные плиты, каменные блоки, как бы рамочкой по краю обтёсанные – так строили только во времена Царя Ирода.

…во времена Христа эти Ворота были открыты, и Спаситель входит в город именно через них…

…видимо в Позднее Средневековье при мусульманах, в какой-то момент Ворота были запечатаны, замурованы навсегда. Один грузинский монах, живший при монастыре Святого Креста в Иерусалиме, оставил на полях рукописи приписку о том, что он «видел сегодня, как татары замуровывают Золотые Ворота».

Паломникам в Старом Городе травят байки: Ворота заложили мусульмане, потому что боятся пришествия Мессии. Вот и кладбище устроили, чтобы точно никто не смог отворить Золотые Ворота.

Яна ЧЕХАНОВЕЦ (Yana Tchekhanovets, MA, Israel Antiquities Authority): «Замурованные Золотые Ворота – это Знак Бедствия, знак того, что нужно молиться, это знак того, что нужно чего-то ждать. В одной из ветхозаветных пророческих книг – в Книге пророка Иезекииля – говорится о временах, когда через Пророка Господь пытается призвать людей к покаянию, Пророк говорит: «Привёл меня к воротам Святилища, обращённым лицом на Восток, и Ворота эти были затворены…» вот как сегодня. Во времена Иезекииля Ворота, конечно, были открыты. Но это такой символ того, что Господь оставил это место. «Когда Ворота откроются, – говорит пророк, – вот тогда настанет совсем другое время». Христиане ждут Второго Пришествия Христа через эти же самые Ворота, и считают, что когда Спаситель придёт, Ворота эти распахнутся Ему навстречу, и настанет Эра Милосердия». [T.11.XVIII]

 

 
     
 

Иероглиф (…как бы дом или храм, уготованный для науки) – Иероглиф (голова человека, выглядывающая в окно)

…сто шестьдесят костяных пластинок размером с почтовую марку. На них вырезаны простые изображения: деревья, птицы, змеи и слоны. На первый взгляд они напоминают примитивные рисунки, которые находят на стенах пещер и в доисторической керамике.

Обычный рисунок означает то, что на нём изображено: если птица, – то это птица. Но изображения на пластинках Царя-Скорпиона могут означать нечто большее. Доктор Драйер заметил, что на многих из них было по нескольку рисунков – нехарактерная сложность для столь примитивной резьбы.

Сперва Драйер попытался интерпретировать группы рисунков, но не смог отыскать в них смысла. Тогда оп подумал, а что если эти изображения не просто рисунки, а символы. Если это так, то пластинки Царя-Скорпиона самые древние письмена в истории.

Dr. Günter Dreyer, German Archaeological Institute: «Сперва мы не могли понять, что это такое. Однако некоторые из этих изображений напоминали иероглифы. Поэтому мы занялись их изучением, пытаясь понять письмена это всё же или нет».

Драйер начал с того, что с помощью радиоуглеродного анализа установил возраст пластинок. Результат оказался неожиданным: пластинки относятся к 3250-му году до нашей эры. Это на два с лишним веком раньше чем, как полагают, возникла письменность.

Считается, что письменность возникла около трёхтысячного года до нашей эры в Месопотамии, на территории современного Ирака. Это были клинописные знаки, которые выдавливали палочкой во влажной глине. Судя по всему, клинописный алфавит возник на основе более простой системы чисел.

Ранее учёные считали, что письменность попала в Египет в процессе торговли с Месопотамией. Затем, в эпоху Первой династии, египтяне превратили месопотамскую клинопись в иероглифы. Но если предположения Драйера на счёт «Пластинок Царя-Скорпиона» верны, это опровергает существующую теорию происхождения письменности. Это значит, что египетская письменность возникла независимо от месопотамской. Если это так, то письменность – пожалуй, самое важное изобретение в истории – впервые возникла в Египте.

Чтобы считаться письменными знаками, рисунки должны означать не только то, что они изображают: змея должна быть не просто змеёй, но и иметь фонетическое значение. Иными словами змея должна быть буквой алфавита.

…Драйер нашёл ответ прямо на месте раскопок.

Dr. Günter Dreyer: «Объяснение довольно простое: Солнце всходит на Востоке, поднимаясь из-за гор, а заходит оно на Западе, скрываясь за горами».

Пластинки обозначают восточные и западные горы – два региона Верхнего Египта. Драйер уверен, что он прочёл первые письмена в истории.

Dr. Günter Dreyer: «Эти рисунки приобретают смысл только как фонетическое письмо. Как символы они лишены смысла».

Читая «Пластинки Царя-Скорпиона» Гюнтер Драйер буквально переписывает историю. Эти Пластинки доказывают, что египетские иероглифы появились раньше, чем месопотамская клинопись. Но есть ещё один интересный момент, касающийся зарождения письменности в Египте – не найдено ни каких свидетельств более примитивного письма, предшествующего эпохе Царя-Скорпиона. Это говорит о том, что письменность не эволюционировала, а внезапно появилась во времена его правления. Возможно, она была насаждена искусственно.

Dr. Günter Dreyer: «Письменность – это очень важное изобретение, потому что это способ передачи информации. В том числе она позволяет фиксировать последовательность событий. Изобретение письменности – это шаг от доисторической эпохи к исторической».

…однако, прочитав надписи на Пластинках из его (Царя-Скорпиона) гробницы, можно предположить для чего их использовали. Пластинки были найдены на полу гробницы, в них есть небольшие отверстия. Драйер считает, что они были привязаны к ящикам, рулонам ткани и кувшинам с маслом, доставленных царю в качестве платежей из городов, которыми он управлял. По сути это были квитанции на получение налогов.

Dr. Günter Dreyer: «Чем занимается правитель? Он собирает налоги. Он должен контролировать, кто уже их заплатил. Если с небольшой территорией это просто, то в большом государстве процесс учёта значительно усложняется. Пришлось разработать систему хранения информации. Это и есть письменность».

В руках Царя-Скорпиона письменность стала инструментом для накопления богатства и власти. Но там, где есть богатства и власть, есть и борьба за них… [T.10.CLXXXI]

 

Кроме Наска, образцы рисунков-пиктограмм были обнаружены на всех континентах. Много их в Сахаре, в Древнем Египте, в древних убаидской, шумерской и эламской Месопотамии.

Около пяти тысяч лет назад начинается переход от рисуночного письма к иероглифическому. Шумеры перешли на клинопись, египтяне – на иероглифы, а китайцы – на идеограммы, удивительно похожие в ранний период на египетские иероглифы.

 

 
     
 

Gnosis Attractio Divina

Овладение «знанием ради знания» всегда считалось у евреев тем видом интеллектуального, духовного наслаждения, которое намного выше любого вида физического удовольствия, а сам смысл жизни еврея заключался в изучении Торы во имя постижения Творца и приближения к Нему путём максимально тщательного исполнения Его воли. Потому уже в древности считалось, что еврей должен работать лишь для того, чтобы обеспечить минимальные потребности своей семьи, а всё свободное время посвящать изучению Торы. Многие выдающиеся еврейские мудрецы Израиля были бедняками или даже нищими, зарабатывали себе на жизнь подённым трудом или профессией сапожника, углежога и т. д. В то же время каждому еврею с детства внушалось, что их жизнь достойна подражания. В средние века идея о том, что смысл жизни еврея заключается в изучении Торы достигла абсолюта, и она остаётся такой абсолютной идеей в еврейских ортодоксальных религиозных кругах и в наше время: многие еврейские мужчины проводят всю жизнь в ешивах за изучением Торы и Талмуда, либо перекладывая заботу о пропитании семьи целиком на плечи своих жён, либо работая так, чтобы обеспечить семье лишь самый минимальный достаток. Тора же, которую постоянно изучает такой человек, разумеется, не может принести ему никакого богатства – только уважение окружающих за его обширные познания в ней. Поэтому на протяжении столетий еврейские местечки жили, как правило, в состоянии крайней бедности, но при этом необычайно напряжённой духовной жизнью – в синагогах и ешивах постоянно кипели богословские споры. И сегодня населённые пункты Израиля, большую часть которых составляет религиозное население, имеют крайне низкий уровень жизни. Если же в них есть обеспеченные жители, успешно занимающиеся бизнесом или какой-либо профессиональной деятельностью, то они должны жертвовать значительную часть своих доходов в пользу всей общины. Иначе говоря, компенсируя тем самым то, что в силу занятости, не могут посвящать достаточно времени изучению Торы.

В XIX веке, в начале так называемого просветительского периода в истории еврейского народа, подобный образ жизни начал вызывать резкую критику со стороны получивших европейское образование еврейских писателей и публицистов. Так, великий писатель Менахем-Мендель Мойхер-Сфорим создал в своих книгах обобщённый образ еврейского местечка, которое он назвал Тунеядовка.

Пётр ЛЮКИМСОН, Марк КОТЛЯРСКИЙ [B.88]

 

Этот монах продаёт рукописную Библию. Эта Библия написана на пергаменте. Последний штрих – добавить заголовки красными чернилами. Он пишет на древнем языке «Геэз», который использовался во времена Аксумского царства. Эти рукописные Библии – важный источник дохода для странствующих монахов. [T.10.CCI]

 

 
     
 

Divina Substantia – Resurrectio mortuum

 Александр КОНОВАЛОВ, академик РАН, доктор химических наук: «…на очень интересном этапе – перехода от неживой материи к материи живой. А процесс этот включает три основных этапа: предбиологическая эволюция, биологическая эволюция и социальная эволюция. В английском варианте весь процесс эволюции получил название «Big History», русский вариант – «Универсальная история». Это единый процесс, охватывающий все эти три этапа.

…и мы делаем вывод, что природа использовала свойства супрамолекулярных систем при создании биологических систем. Но такая формулировка, она хоть и красивая, хорошая, но она антропоморфна: мы наделили Природу свойством Цели. А Природа Цели не имеет. И поэтому правильнее будет говорить, что супрамолекулярные системы сами сорганизовались в биологические системы. И вообще говоря, самоорганизация пронизывает все уровни иерархии структурной организации материи. Самоорганизация – это фундаментальное свойство материи.

Рассмотрим некоторые принципы усложнения. Они такие – Вселенная развивается, как это ни странно, в направлении всё большего и большего усложнения. И при этом преобразования происходят по эстафетному принципу: сложным формам предшествуют менее сложные, и происходит строго последовательное усложнение. И тут супрамолекулярные системы находятся на своём собственном месте, – они после молекул и перед биологическими системами.

Наконец, энергетика. Все структуры можно расположить на стрелу времени, или эволюции, или сложности: элементарные частицы, атомы, молекулы, супрамолекулярные системы, биологические системы. Соотношение по энергиям: от элементарных частиц к атомам разность составляет десять в шестой степени электрон-вольт. Атомы стабильнее – энергия выделяется. Молекулы от атомов – десять электрон-вольт. Я говорю только о порядках цифр, тут бессмысленно говорить о точных цифрах. А супрамолекулярные системы – на один электрон-вольт. Удобней рассмотреть эти же цифры в значениях энергии образования: атомов из элементарных частиц, молекул из атомов, супрамолекулярных систем их молекул. Вся кривая идёт к нулю. Эволюции, что, конец? – Всё к нулю идёт. Тут везде энергия выделялась и поглощалась средой, но всё идёт к нулю. И совершается чудо: возникают системы, которые начинают потреблять энергию из среды для своего существования и функционирования. А существуют они только тогда, когда они функционируют. Итак, до человека и дальше соответственно получаются вот все те три сферы эволюции – предбиологическая эволюция, биологическая эволюция и социальная эволюция.

Что же произошло, что возникли биологические системы? Самоорганизация. Существует самоорганизация структур, которая нижняя часть вот этого (график функции энергии 40 kB). Но есть ещё самоорганизация процессов. Оказывается, некоторые системы способны образовывать структуры, если потребляют энергию из среды.

…и согласно Пригожину, образуются так называемые диссипативные системы, которые способны обмениваться со средой материей и энергией, и за счёт этого существовать. И биологические системы с этой точки зрения, это системы неравновесные нелинейные системы, находящиеся в стационарном состоянии.

…и, наконец, вот мы говорили «Усложнение – Самоорганизация». И важно ещё оказывается последовательность свойств. Я сюда вкладываю следующее – объекты каждого уровня обладают свойством образовывать объекты следующего уровня. Элементарные частицы обладают свойством, способом образовывать атомы. Атомы, образуя ковалентные связи, дают молекулы. А молекулы, за счёт нековалентного взаимодействия, дают супрамолекулярные системы. А супрамолекулярные системы – биологические. И мы с вами приходим к неуклонной последовательности: если есть элементарные частицы, будут и атомы; но если есть атомы, будут и молекулы; соответственно будут и супрамолекулярные системы; будут и биологические системы; будет и жизнь. И с этой точки зрения возникновение жизни предопределено, конечно, при наличии соответствующих условий. А условия, между прочим, диктуют супрамолекулярные системы…» [T.10.CI.29]

 

Алексей ХОХЛОВ, академик РАН, доктор физико-математических наук: «…если говорить о физике, то, на самом деле, физические свойства полимеров определяются тремя основными факторами: то, что это цепи; то, что эти цепи длинные, то есть, число звеньев в цепи велико; и то, что полимерные цепи гибкие.

Как только в двадцатых годах двадцатого века эти три фактора были осознаны, сразу пошла очень бурными темпами развиваться наука о полимерах. В тридцатые годы была, например, создана теория эластичности резин…

…первый фактор, то, что мономерные единицы связаны в длинные цепи. Если с точки зрения физики переформулировать это утверждение, то его можно переформулировать следующим образом «у звеньев нет свободы независимого трансляционного движения» – независимого движения друг от друга. Звено номер «n» обязательно связано со звеном номер «n – 1» и со звеном «n + 1». То есть, нет этого движения независимого, которое есть, скажем, в «идеальном газе» или неидеальном газе, поэтому нет энтропии, связанной с этим движением. Поэтому в целом полимерные системы оказываются обеднёнными энтропией по сравнению с системами обычных молекул – маленьких молекул. Именно благодаря этому полимерные системы оказались способны к самоорганизации.

В любой системе у вас есть борьба двух факторов: взаимодействие молекул приводит к организации. Тепловое движение препятствует организации. Тепловое движение связано с энтропией: чем больше энтропия. Тем больше фактор, связанный с тепловым движением. Но в полимерах пониженная энтропия, то есть, понижен этот разупорядочивающий фактор, поэтому полимерные системы оказались столь способны к самоорганизации.

…само явление жизни определяется самоорганизацией полимеров на наномасштабах». [T.10.CI.130]

 

Александр МАРКОВ, доктор биологических наук, МГУ: «…дальше – эволюция на уровне организмов (особей), наиболее нам знакомая. В эволюции был ряд так называемых «мэйжор эволюшэн ретранзишн» (The Major Transitions in Evolution) – переходы на новый уровень сложности, когда объекты низшего уровня объединялись в некий суперобъект более высокого уровня. Например, происхождение многоклеточных. Отдельные клетки, которые раньше эволюционировали как самостоятельный организм – в собственных интересах – в какой-то момент объединились в многоклеточный организм: а это триумф эволюции альтруизма. Потому что большая часть клеток в многоклеточном организме отказывается от собственного размножения – от своего главного эволюционного интереса: делегируется эта функция размножения только небольшой части клеток (половым клеткам). Остальные клетки жертвуют собой ради службы вот этому коллективу. Организм начинает размножаться как целое, и начинает эволюционировать как целое. Вот это переход на другой уровень». [P.125.555]

**

 
     
 

**

…будем считать, что «возникновение жизни» началось на сформировавшейся уже Земле и что был на ней в то время весь современный набор химических элементов, в точности таких, какие известны нам сегодня. Это первая пограничная линия, линия старта, начало «возникновения».

Вторая пограничная линия – конец «возникновения» – пройдёт там, где появились первые живые клетки, первые одноклеточные организмы – водоросли, бактерии. Всё, что произошло потом, – усложнение живых систем, образование видов, совершенствование организмов, – всё это уже в сфере действия дарвиновской теории естественного отбора.

Таким образом, «возникновение жизни» – эго участок от образования планеты с полным набором химических элементов до появления первой клетки. Участок этот – именно его принято называть химической эволюцией – многие исследователи делят на три части, три взаимосвязанных «возникновения», три шага от неживого к живому:

– шаг первый: из химических элементов возникают аминокислоты, азотистые основания, сахара, порфирины и другие блоки, из которых могут строиться большие биологические молекулы;

– шаг второй: из этих блоков возникают сами большие молекулы, предшественники современных белков и нуклеиновых кислот;

– шаг третий: на основе больших молекул возникают строго организованные простейшие живые структуры, способные прежде всего к самовоспроизведению.

На все эти три шага, на всю химическую эволюцию отводится примерно 1 – 1,5 миллиарда лет.

Вероятный возраст земной коры – 4,5 миллиарда лет. С другой стороны, ископаемые микроорганизмы, химические соединения говорят о том, что 3 – 3,5 миллиарда лет назад началась биологическая, дарвиновская эволюция.

Образование молекул – процесс сложный. Но по какому бы сценарию он ни развивался, к какой бы конструкции в итоге ни приводил, процесс этот подчиняется тонким законам квантовой механики, этой конституции микромира. И безоговорочно подчиняются одному из самых общих законов природы: «Система всегда стремится к минимуму свободной энергии». Этот закон можно проиллюстрировать рядом очевидных истин. Например, такой: «Пружина всегда стремится к минимуму растяжения, старается сжаться». Или такой: «Камень всегда стремится к минимуму высоты, стремится упасть вниз».

Свободная энергия устойчивой молекулы, все её пригодные для «свободного обмена» энергетические запасы (в них входит кинетическая энергия движущихся частиц, потенциальная энергия притяжения электронов к ядру, энергия магнитных взаимодействий и т.п.) меньше, чем была суммарная свободная энергия атомов до их объединения.

Объединяясь в молекулу, атомы «падают вниз», переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. Стремление к минимуму свободной энергии – это великая созидающая сила, сила, которая правит миром химии. Это тот ветер, который надувает паруса всех и всяких химических, превращений, быстрых и медленных, простых и сложных – от образования двухатомной молекулы водорода до полимеризации сотен молекулярных блоков в огромные белковые цепи.

Р. СКВОРЕНЬ [A.452]

***

 
     
 

***

Полярность – Притяжение

Владимир СКУЛАЧЁВ, академик РАН, доктор биологических наук, директор НИИ физико-химической биологии им А. Н. Белозерского: «Оказалось, что в митохондрии есть электрическое поле, и оно с минусом, имеет минус внутри. И отсюда возникла идея молекулы-электровоза».

Отрицательно заряженные митохондрии притягивают положительно заряженные ионы. Было предложено использовать эти ионы для доставки внутрь митохондрий различных соединений, прицепляя их к этим природным электровозам. Проникающие ионы теперь известны во всём мире как ионы Скулачёва.

Владимир СКУЛАЧЁВ, академик РАН: «Это физика: всегда внутри митохондрии знак минус, всегда есть электрическое поле, и оно всегда будет тащить его внутрь».

После этого была сделана масса блестящих работ по механизмам генерации электричества в клетке, и как оно там используется. Параллельно у Скулачёва вызревала гипотеза о старении, как генетической программе, заложенной в нас. Если есть программа, то её можно отменить. Ещё несколько лет назад это звучало крайне диссидентски. Борьба со старостью путём уничтожения активных форм кислорода известна давно. Нужно было всего лишь направить антиоксидант в митохондрии, потому что именно там накапливается ядовитый кислород. И вот тут ионы Скулачёва оказались незаменимыми. Группой академика Скулачёва было синтезировано вещество SkQ – один, в котором ион Скулачёва доставляет в митохондрии присоединённый к нему растительный антиоксидант пластохин. Опыты показали, что SkQ эффективны при лечении целого рода старческих, и не только заболеваний.

Традиционные антиоксиданты, для того, чтобы от них был эффект нужно принимать в дозах, токсичных для печени. Необходимая доза SkQ меньше в миллион двести тысяч раз. [T.10.I.28]

*

Антибактериальная активность пептидов в десятки раз выше, чем у многих известных антибиотиков. Оболочка бактерий имеет небольшой отрицательный заряд, а молекулы пептидов, наоборот, положительный, поэтому они притягиваются к бактерии и протыкают её. [T.10.CCLXXXVII.3]

*

Равиль ФАХРУЛЛИН, доктор биологических наук, Институт фундаментальной медицины и биологии: «…во-первых, есть целый класс микроорганизмов, которые сами по себе вырабатывают эти магнитные наночастицы: они им служат как компасы».

Живая клетка всегда имеет отрицательный заряд, то есть, способна присоединять к себе объекты, заряженные положительно. [T.10.I.20]

 

 
     
 

Gnosis – Resurrectio mortuum

 

…посмотрим на пирамиду царицы Бехену.

Dr. Audran Labrousse, directeur de recherche du CNRS est directeur de la «Mission archéologique française de Saqqâra»: «Наше последнее открытие гробница царицы. Несомненно, это конец Древнего царства, но в погребальной камере у неё «Тексты пирамид». Владение этими текстами обеспечивало преодоление всех препятствий Загробного мира на пути к бессмертию».

До сих пор «Тексты пирамид» помещали только на стенах гробниц фараонов. Впервые археологи нашли эти тексты в захоронении царицы.

Dr. Audran Labrousse: «Фараон – воплощение бога на земле: он один может победить смерть, и только он может достичь Вечности. В то же время фараон может, если пожелает, даровать бессмертие, кому захочет – будь то последний нищий или царица – перед фараоном все равны: он может выбрать, кого увезти с собой в Иной мир.

…имя фараона вырезано на входе в его храм. Эта деталь называется «картуш». Это «заяц», «знак воды», «сложенная ткань» и «тростник» – читается «У», «Н», «И», «С» – «Унис», ещё его называют «Унас».

…пирамида была белой, сияющей, словно растворялась в воздухе, а когда Солнце падало на верхушку, впечатление было почти магическое. Конечно, она поменьше – всего пятьдесят два метра. Но в погребальной камере этой пирамиды сохранилось нечто удивительное.

…произошло нечто необычайное – впервые в истории Египта «Тексты пирамид» выбили на стенах погребальной камеры: такого никогда не делали ранее – это новый этап. Отныне во всех пирамидах фараонов будут эти тексты».

Для своего «вечного обиталища» фараон выбрал двести двадцать семь заклинаний. Каждое из них было необходимо для его воскрешения. [T.10.CDXX.1]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Саркофаг Гехесет (собрание Музея Египетского искусства в Луксоре). Опять фасад царского дворца, глаза – двери для общения сущности Ка с внешним миром. Богатые надписи, которые содержат знаменитую жертвенную формулу, которая просит Осириса передать все жертвоприношения в Иной мир, которые наследники этой супружеской четы принесли в гробницу. Верх крышки богато покрыт текстами.

Это знаменитые «Тексты саркофагов». Это следующий, очень большой египетский заупокойный текст, который пришёл на смену «Текстам пирамид». 1181 изречение, против семи с половиной сотен изречений Текстов пирамид. Очень многое из Текстов пирамид цитируется просто напрямую. Очень много было в этот текст дописано заново, то есть, было создано в каких-то интеллектуальных и теологических центрах. И теперь «судьба загробная» и мечта отождествиться с Осирисом, культ которого в Среднем царстве был очень велик и очень значим, она стала доступна простому человеку. Не «очень простой человек» мог себе заказать такой саркофаг, но, тем не менее, он был не царём, не членом царской семьи. И отныне вот та, «другая судьба» отождествления с Осирисом и «жизни вечной», победы над смертью, она завладела умами и простых египтян.

При этом внутри сами саркофаги богато расписывались. То есть, здесь не только тексты и заклинания, но ещё так называемые фризы предметов, то есть, это фризы приношений, которые были связаны с определённой гарантией успешного пребывания мумии, которая находилась внутри в Ином мире.

…наконец, в качестве такой вкладки, такого дополнения к Текстам саркофагов, на дне некоторых из них появляется текст «Книга двух Путей» (Саркофаг Гау из Эль-Берше в собрании Британского музея в Лондоне). Книга, которая рассказывала о том, как сущности умершего преодолеть потаённые пространства Иного мира, как достичь оправдания. На самом деле это был первый в истории древнеегипетской религиозной мысли «Путеводитель по Загробному миру», на основании которого позже возникнет Книга мёртвых.

…если читать текст, книжка такая, мрачненькая. Представьте себе такой совершенно контрапункт в начале, когда говорится о том, как восходит Солнце. И текст описывает Солнечную ладью, Восток, восход, и, вдруг, этот умерший, который погружается в Мир тьмы. А дальше он преодолевает Врата Тьмы. И в этом Пространстве Тьмы вдруг перед ним предстают Огненные врата – ряды Огненных ворот, которые светятся, пылают пламенем в абсолютной темноте. На них извиваются духи, из-за них выходят демоны, эти демоны держат ножи. И Книга начинает объяснять человеку, что бояться не надо, и говорит имена, название Врат, название этих страшных существ, которые абсолютно демонической природы, и у них имена очень интересные, например, «Раскалённый ликом огромный формою» или «Тот, кто ждёт, сжимая ножи», или «Острый носом, ищущий по запаху». Если вникать во все вот эти подробности текста, то впечатление будет очень яркое. И в какой-то момент, когда вот эта зона преодолевается, здесь находятся главные Врата Пламени и Тьмы, и дальше открывается пространство Иного мира, которое разделено гигантским Озером пламени, которое больше напоминает реку. Это река, из которой священный Огонь горит негасимый вплоть до Неба Иного мира. И с двух сторон идут Два пути – Путь Земной (и) Путь Водный, иногда просто два Пути земных. У каждого из этих извивающихся путей, которые иногда даже переходят друг в друга, как-то пересекаются, висят изображения духов-хранителей разной степени агрессивности по отношению к умершему, и все они держат ножи: все они должны повергать Хаос и олицетворять собой Истину. И здесь вопрос: «как у человека с Истиной?», потому что если с Истиной всё хорошо, то ему пройти достаточно легко». [P.125.30]

**

 
     
 

**

…её мумия исчезла, но её погребальные сокровища прошли через века. Сегодня они хранятся в Каирском музее. Это самое древнее сокровище в истории человечества, – сокровище царицы Египта. Его нашли почти нетронутым в Гизе у подножия пирамиды Хеопса. Великий фараон был сыном царицы Хетепхерес, и он даровал ей исключительную привилегию. Хетепхерес получила маленькую пирамиду рядом с пирамидой сына. Она одна из первых цариц, удостоившихся этой царственной эмблемы. Затем царицы захотели большего. В конце концов, они добились невозможного, – именно здесь, в Саккаре. Одран Лобруз ищет здесь следы цариц эпохи Древнего Царства, – Золотого века пирамид.

Dr. Audran Labrousse, directeur de recherche du CNRS est directeur de la «Mission archéologique française de Saqqâra»: «…форсируя ход времени, мы прослеживаем постепенное усиление роли женщины из поколения в поколение, от царицы к царице, на протяжении трёхсот лет мы наблюдаем этот рост феминизма».

На заре Древнего Царства у цариц не было пирамид, а в конце этого периода их стали строить для всех супруг фараона.

Гробницы цариц строили вокруг пирамиды фараона, дабы соединить их навечно. Гробница царицы далеко не так внушительна, как пирамида фараона: высота её пирамиды всего двадцать шесть метров против восьмидесяти метровой пирамиды фараона. Тем не менее, не смотря на меньший размер, у нее тоже назначение: она позволяет усопшему вознестись на Небо к Солнцу и к звёздам. В начале Древнего Царства, на триста лет раньше, пирамида была исключительно привилегией фараона, теперь настали другие времена.

Теперь у цариц есть собственные пирамиды, а также пирамиды-спутники. Но им не хватает ещё одной важной детали: внутри гробниц фараонов находятся очень ценные тексты, якобы обладающие магической силой, которые гарантируют воскрешение фараона. Этого же хотят добиться царицы. И, в конце концов, одна из них получает эти тексты.

Dr. Audran Labrousse: «Нужно спуститься почти на пятьдесят метров, чтобы попасть в сердце пирамиды».

Одна из больших побед Одрана и его команды – погребальная камера фараона Пепи. Она была погребена под обломками, а они её откопали и восстановили.

Dr. Audran Labrousse: «Вначале раскопок всё находилось в плачевном состоянии. Стропила были повалены. Среди обломков пирамиды нам удалось собрать около полутора тысяч фрагментов погребальной камеры, – она была полностью разрушена. У нас ушло двадцать лет на то, чтобы восстановить эти тексты, изучить их, зарисовать, собрать эти пазлы на стенах на их первоначальном месте».

На потолке небесный свод, защищающий покойного. Те самые звёзды, фрагменты которых Одран нашёл при раскопках. А на стенах – священные тексты, – магические формулы, гарантирующие воскрешение фараона. Зелёный цвет иероглифов, это отсылка к возобновляемой жизни, к растительности, которая при каждом разливе Нила начинает новую жизнь. Дух фараона следует по пути, который ему указывают эти тексты. Он покидает саркофаг и идёт по направлению к выходу. Теперь он должен в последний раз избежать власти смерти, она символично присутствует в этой комнате в виде гробницы Осириса.

Dr. Audran Labrousse: «Вся эта стена символизирует восхождение: здесь повсюду лестницы. «Ступи на лестницу и поднимайся, ступи на следующую и поднимайся, превратись в сокола и поднимайся».

Dr. Serge Feneuille, Former chairman of the High Council for Science and Technology: «Вот здесь на стене формулы, имеющие целью защищать и охранять. Например, «Прочь, змея!», «Прочь, скорпион!», «Прочь, ты ужасен и мерзок! И я тебя убью!». Это нечто очень жестокое и сильное, – вся эта часть. И тут он должен покинуть, так сказать, владения Ра, и он попросит у Ра позволения уйти по коридору, который вы здесь видите, с наклонным колодцем, который поднимается. Так что это скорее восхождение, чем спуск. И когда он пройдёт этот коридор, он направится к Небу, туда, где вращаются звёзды, которые мы зовём «неугасимыми», «неутомимыми», они всегда на небе. И там он обретёт настоящую Вечность. Именно его душа, а не мумия навсегда обретёт Вечность на Небесах. Что, впрочем, не помешает этой душе, такой подвижной, что она представлена в образе птицы, иногда возвращаться в пирамиду, там возрождаться, и потом снова улетать. Получается бесконечное движение. Но в нём больше нет опасности, ведь священные тексты в вестибюле пирамиды гласят: «Пепи! Ты свободен! Ты свободен от Зла!» И в этом вся идея, что фараон постепенно освобождается от своего врага. Ведь для египтян смерть – это враг. Каждая смерть – это убийство: ведь Осириса убил Сет. Поэтому каждая смерть вызывает негодование. Это убийство, для египтян нет естественной смерти, это всякий раз убийство. И каждый раз нужно освобождаться от своего врага, освобождаться от Зла. И всё это Восхождение нужно чтобы освободить Пепи, освободить фараона от Зла, и сделать его яркой звездой, что будет вечно светить в небе».

Dr. Audran Labrousse: «Все животные, изображённые здесь, которые представляли хоть какую-то опасность, были нейтрализованы. Поскольку это волшебный мир, их выгравировали, но как в случае с диким быком, забелили им заднюю часть. Даже если такой бык возникнет в пирамиде, он будет безвреден. И так поступили со всеми опасными животными. Зелёный цвет заканчивается и задние лапы льва забелены. И что любопытно, то же сделали и с жирафом. Жираф высокое животное и видит далеко, и может принести дурные вести, так что его тоже посчитали вредным и забелили. Эти тексты пирамид, эти ключи к бессмертию и есть та привилегия, которую хотят заполучить царицы. Представьте, это высшая привилегия, такая желанная, ведь благодаря этим текстам фараон получал доступ к бессмертию. Он единственный имел эти тексты. Поэтому естественно, что царицы также стремились к бессмертию. Это заняло много времени, целых пятьсот лет Древнего Царства. И только в самом конце этого периода царица Анхесенпепи Вторая повелела выгравировать на своей пирамиде священные тексты. Таким образом, она открыла лазейку, брешь во власти фараона. А позже, после Переходного периода, весь Египет стал использовать эти тексты, правда, в другой форме. Мы называем это «Тексты саркофагов». Таким образом, вся страна в свою очередь становилась бессмертной».

…Четыре тысячи лет назад здесь было больше дождей, и пейзаж также сильно отличался от нынешнего. Вокруг пирамид была не пустыня, а саванна, очень похожая на кенийскую. Там было много деревьев и различных животных: львов, газелей и жирафов. Что же произошло в конце эпохи Древнего Царства, когда жила царица Бехену? Под конец раскопок Одран нашёл ещё одно её изображение, ещё более прекрасное, чем предыдущее. Без сомнения Бехену жила в эпоху больших потрясений, которая началась с общего потепления климата, повлекшего изменения флоры и фауны. За природной катастрофой последовали и изменения политического характера. Первая революция в истории уничтожила Древнее Царство. Некрополь разграбили, гробницы осквернили, храмы сожгли – Золотой Век пирамид закончился полным хаосом.

*

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «В 1903-м – 1906-м годах раскопки в Долине Цариц вела итальянская экспедиция, она то и обнаружила эту прекрасную гробницу».

Последнее пристанище царицы открыл итальянец Эрнесто Скиапарелли (Ernesto Schiaparelli). Это, не имеющее себе равных произведение искусства, рассказывает нам о последнем путешествии царицы Нефертари. На стенах гробницы изображены этапы, которые должна пройти царица, чтобы достичь Загробного мира. На этом пути она встретит богов и богинь, – Нефертари должна их почтить. Изида, Нефтида, Ра, Мут, Маат или Анубис, – она должна убедить каждого из них позволить ей продолжить свой путь к возрождению. В погребальной комнате царица должна произнести заклинание гениям-хранителям дверей, если она его забудет, ей достаточно прочитать его текст, написанный на стенах склепа.

Dr. Christian Leblanc: «Другая дверь с другими стражниками, вооружёнными кинжалами. Если царица не знает их имён, она не может пройти дальше, – она блокирована здесь и ей грозит окончательная смерть. А если знать имя, то можно пройти и можно жить дальше. Если нет имени, то это конец».

Тело Нефертари и её погребальные сокровища исчезли: гробница была разграблена. [T.10.CCVII]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ