ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 8 - 14 (4) (УСЛОВНЫЙ) ЗАКОН – МЕРА |
||||||
Lex – Harmonia Mixtorum …и хотя скромность не позволила ему поместить своё изображение рядом с Зевсом, он поставил четыре своих гигантские статуи рядом со входом. Ни один посетитель храма не мог не понять задумки: если для них это была «Лестница в небо», именно император Адриан её построил. То, чего Адриану удалось добиться здесь, в Афинах, он применил ко всей империи в целом. Уважение к местной культуре, религии и историческим традициям, а затем изменение их и ассимиляция в Римскую империю, которую он олицетворял. Постоянное внедрение своего собственного культа в разные части империи лучше всего прослеживается у Ворот Адриана в Афинах. Здесь есть надпись, тут сказано: «Это Афины, бывший город Тесея». Тесей был одним из основателей и легендарных царей Афин. А с этой (другой) стороны сказано: «Это город Адриана», а не Тесея. Эта арка, как и Храм, и другие здания, которые Адриан так щедро воссоздал ради процветания Афин, стала постоянным, ежедневным и ежечасным напоминанием о том, что Афины были порабощены Римской империей и Адрианом. Но взамен своей щедрости, Адриан хотел кое-что заполучить: в Афинах суеверный и религиозный Адриан получил возможность вступить в культ Элевсинских мистерий… [T.4.XXIV]
Иероглиф (Поле) – Мера Именно здесь всё и случилось. С той стороны долины находилась крепость города Бейтар [Бетар (בֵּיתָר)], который арабы называли Хирбат-ал-Яхуд, – «Еврейские развалины». Здесь был последний оплот еврейских повстанцев. Римляне осадили и атаковали крепость, безжалостно уничтожив всех, кто посмел бросить вызов их правителю. В еврейских летописях сказано, что 9 августа 136-го года римские легионеры убивали до тех пор, пока их лошади не погрузились по самые ноздри в кровавое месиво. Местным фермерам целых семь лет не нужно было удобрять землю: столько крови было пролито на этих полях. Здесь мы видим Адриана – солдата, а не философа или архитектора. Он так же, как и любой другой император прекрасно пользовался жестокими, почти геноцидными методами отражения угрозы для империи. По его приказу пятьсот тысяч евреев были убиты или заморены голодом, тысячи были проданы в рабство практически за бесценок. Таким образом, он стёр с карт название Иудея и переименовал эти места в Сирию, Палестину. На целых тысячу восемьсот лет евреи были лишены политической автономии, до момента основания страны Израиль в 1948-м году. [T.4.XXIV]
|
||||||
Иероглиф (поле, т. е. всё, что подлежит возделыванию, обработке, культуре) – la Temperance (время)
Арабы-мусульмане принесли с собой и ввели в Египте лунный календарь, начинающийся с 622 года нашей эры, даты хиджры – переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Пригодный для кочевников-скотоводов с их примитивными понятиями о времени, он не удовлетворял даже оседлых жителей аравийских оазисов, ибо чередование сезонов для них было куда важнее смены фаз Луны. В Египте лунный календарь используется при определении дат религиозных праздников и ритуалов, поста и паломничества. Феллах живёт по календарю коптов. Точка отсчёта для их летосчисления – 284 год нашей эры, когда Египет восстал против гнёта Рима, но солнечный календарь создан ещё во времена фараонов. О нём упоминал Геродот в своей «Истории», но и в его время календарь, разбивший год на 365 дней, пришёл из уже забытой тогдашними египтянами седой древности, а названия месяцев иногда напрямую связаны с именами древнеегипетских богов. Все завоеватели Египта оставляли его в силе. Распорядок жизни крестьян не изменило и введение в официальную жизнь Египта с 1875 года Григорианского календаря вместе с латинскими названиями месяцев. Так египетский народ стал жить сразу по трём календарям, которые каждый день печатаются на первой странице газеты. Нил с его разливами и спадами воды определял сезоны и порядок сельскохозяйственных работ. Египтяне научились следить за движениями Солнца и других небесных светил, сопоставляя их с режимом реки, и стали соизмерять свою производственную деятельность с календарём. Читая «Возвращение духа» Тауфика аль-Хакима, невольно вспоминаешь горькие слова человека, познавшего и понявшего феллаха как никто другой, – А. Аиру: «Берясь за темы «земледелец» и «красота полей», смешивая крестьянина с пейзажем, поэты и художники всех времён… способствовали приукрашиванию сельской действительности. Они нарисовали прекрасные фрески, но в то же время приучили нас видеть в крестьянской жизни лишь живописные и сентиментальные её стороны, принимать картину за действительность. «Священный жест сеятеля» обычно скрывал от нас самого сеятеля». Алексей ВАСИЛЬЕВ, доктор исторических наук [A.324]
|
||||||
Иероглиф (Поле) – Harmonia Mixtorum
Кроме высоких стен Карвахаль (священник экспедиции, монах Гаспар де Карвахаль [de Carvajal]) также пишет о больших дорогах, уходящих в глубь берега. Однажды его капитан, Франсиско де Орельяна (исп. Francisco de Orellana), осмелился пойти одной из этих дорог. От деревни большие дороги уходили вглубь берега. Капитан пожелал узнать, куда они ведут. Он не прошёл и полутора километров, как тропа перешла в Королевскую Дорогу. Мысль о Королевской Дороге в джунглях кажется маловероятной. Но сегодня Kuikuro (современное племя в Амазонии) всё ещё гордятся прекрасной прямой дорогой шириной в три полосы. Dr. Michael J. Heckenberger, University of Florida: «Эти дороги расширили для ритуального величия, чтобы создать грандиозный эффект для основных ритуалов общины. Кажется, что эта дорога, являющаяся официальными вратами в поселение и, ведущая на Запад, заканчивается тупиком, но если пройти по ней, вы окажитесь в другом поселении. В доколумбийские времена, пятьсот лет назад, когда в этом регионе было больше поселений, стоило пройти три-четыре километра по этой дороге, и вы оказывались в другой общине. Амазонка – крупнейший тропический дождевой лес на планете. До двадцатого века она казалась нетронутой рукой человека, но сегодня наука отводит в стороны кроны деревьев, чтобы раскрыть неизвестную историю, в которой заросшие тропы в джунглях когда-то были фермами, успешно управляемыми огромной и организованной цивилизацией. Согласно новым находкам, легенды о таких затерянных городах как мифический Эльдорадо, основаны на правде. Этот огромный пойменный лес по площади равен континентальным США. Её воды содержат одну пятую мировых запасов пресной воды и являются домом для более трети всех известных видов. Но там почти нет видимых свидетельств предыдущего заселения. Традиционная наука настаивает на том, что слишком сильные затопления и бедная почва затрудняли бы жизнь больших поселений. Но сегодня учёные зашли в джунгли как нельзя глубоко. Они находят доказательства, которые в корне меняют наши стереотипы об истории Амазонки. Dr. Eduardo Góes Neves, University of Sao Paolo, Brazil: «Мы пригляделись и заметили на земле осколки горшков. Их количество поражает». Для археологов керамические фрагменты – явный признак поселения людей. Dr. Eduardo Góes Neves: «Результаты проведенных нами работ указывают на то, что в общей сложности это место было заселено в течение полутора тысяч лет: со времен предшествовавших рождению Христа и до начала XVI-го века нашей эры, когда сюда прибыли европейцы». Земледелие здесь затруднено, так как почва в бассейне Амазонки кислая. Единственная культура, которую они здесь выращивают это маниока – основной продукт в Амазонке. Но в нём недостаточно питательных веществ. Чтобы разнообразить пищу, они должны охотиться. Они рыбачат с помощью традиционных лука и стрел. В лесу они охотятся на маленьких зверьков. Это трудоёмкий способ кормления любого населения. Традиционно учёные называют нехватку питания причиной того, что большие поселения не могут существовать на берегах Амазонки. Профессор Невес нашёл первые доказательства того, что большие поселения людей существовали здесь на протяжении тысяч лет. Dr. Eduardo Góes Neves: «Отсчёт проживания людей в Центральной Амазонке начался около девяти тысяч лет назад. Расцвет этого региона продолжался две с половиной тысячи лет до прибытия европейцев». Красная кислая амазонская почва бесплодна для большинства зерновых. Но новая наука указывает на то, что древние индейцы нашли решение проблемы: они создавали собственную почву. Dr. Eduardo Góes Neves: «Здесь почва намного лучше обычной почвы, обнаруженной в Амазонке. И здесь она так хороша, потому что создана рукой человека в прошлом». Под сочной культурой это место на глубине двух метров покрыто толстой периной чёрной плодородной почвы. Эта почва называется «Terra Preta» и является бесподобным феноменом. Бесплодная амазонская почва, усеянная многочисленными обломками горшков, рыбными костями и древесным углём. Многие учёные считают, что это может быть делом только рук человека. Согласно датированию керамических осколков по углероду, эта почва была создана примерно тысячу лет назад. Первоначально учёных озадачило количество древесного угля в Terra Preta. Dr. Eduardo Góes Neves: «Мы обнаружили большое количество древесного угля. Мы считаем, что древесный уголь играл очень важную роль в сохранении и освобождении питательных веществ в зависимости от сезона засухи или дождей». В течение многих веков во всём мире фермеры вырубали и жгли деревья, чтобы восстановить питательные вещества почвы. Но, похоже, древние жители Амазонки использовали другой метод, – частичное выжигание. Тем самым, не создавая ни золу, ни древесный уголь. Terra Preta одна из самых плодородных и стабильных почв на планете. Спустя тысячу лет тропических ливней и палящего солнца на Чёрной земле всё ещё произрастают фруктовые деревья, приносящие по три урожая в год. Учёные пытаются раскрыть секрет этой искусственной почвы с тех самых пор, как её впервые обнаружили. Но в наши дни никто, даже современные индейцы не могут рассчитать комбинацию материалов, которые успешно создали Terra Preta. Dr. Eduardo Góes Neves: «Пока никто не смог создать Terra Preta, это всё ещё открытый вопрос, но мы знаем, что она очень стабильная. Спустя тысячу лет в ней всё ещё содержатся питательные вещества». Эта почва не только невероятно плодородна, но и является природным консервантом. Древние люди использовали её для захоронений. Обычно из-за сильной влажности джунглей в земле всё сгнивает в течение нескольких недель. Но в этой вязкой Чёрной земле Эдуардо обнаружил хорошо сохранившиеся останки 25-ти человек. Эдуардо Невес и другие учёные, работающие в бассейне Амазонки, нашли огромное количество Terra Preta. В общей сложности эта Чёрная почва могла бы покрыть территорию площадью с Францию. Проводятся исследования по обнаружению тайной формулы создания Terra Preta, это позволит ввести почву в обширные засушливые регионы во всём мире. [T.13.LXVI]
Prof. Peter Weller, MA Roman and Renaissance Art, Syracuse University: «Любая империя худо-бедно может прокормить гражданское население. Ацтеки же изобрели метод, который позволял производить продовольствия столько, что его хватало и для завоевательных походов». Революцию в технологии произвели чинампы. Ацтеки сами создавали новые плодородные земли. Dr. Frances F. Berdan, professor of anthropology, California State University, San Bernandino: «Чтобы город рос, необходимо пространство, и они создавали чинампы на озере». Dr. Mario Schietnan (Schjetnan), Landscape Architect, Universidad Autonoma de Nuevo León: «Чинампа – это искусственный остров на озере. Они выглядели как полоски земли размером примерно сто метров на десять». Чинампа – это деревянный плот с уложенными в несколько рядов связками тростника. Поверх тростника укладывали плодородный ил со дна озера. Четыре – шесть человек делали одну чинампу за восемь дней. Между чинампами пролегали глубокие каналы, на их строительство уходил не один месяц. Prof. Peter Weller: «Чинампа давала до семи урожаев в год, в то время как лучшее поле на суше – один-два, в лучшем случае три. Когда наступало время уборки урожая, новые побеги пересаживали в ил на каноэ, которое стояло рядом, а когда они набирали силу, снова высаживали на чинампу. И так на сотнях и тысячах чинамп. Эта технология превратила Теночтитлан из захудалого городишки, каким он был в четырнадцатом веке, в крупнейший город государства». [T.10.XXXII.7]
…оба источника говорят об инках, как об отважных воинах, покоривших десятки народов, создателях империи, протяжённостью в три тысячи восемьсот километров. Они накормили народ, превратив склоны гор в поля с помощью искусственных террас. При инках площадь обрабатываемых земель была больше, чем в Перу сегодня. [T.10.CCXXI]
|
||||||
Карма – Deductio Во всём, что выходило за пределы его тайного завета, Стёпа, как и большинство обеспеченных россиян, был шаманистом-эклектиком: верил в целительную силу визитов к Сай-Бабе, собирал тибетские амулеты и африканские обереги и пользовался услугами бурятских экстрасенсов. Поэтому, когда он ощутил потребность в духовном напутствии, он отправился к болгарской прорицательнице Бинге, которая считалась в то лето в Москве хитом сезона. Говорили, что Бинга видит чужое будущее так же ясно, как обычный человек своё прошлое. Бинга оказалась полной женщиной, одетой в ворох пёстрых тряпок. В комнате, где она принимала посетителей, пахло травами, пучки которых сушились на нитке под потолком. По углам стояли обломок античной колонны, почерневшая прялка, ламповый приёмник «Siemens» и древняя закопчённая лавка. На стене висела книжная полка с подшивками журнала «National Geographic», портрет Елены Блаватской и плакат художника Мухи, изображавший загадочную красавицу в стиле модерн на фоне раскрывшего крылья орла. Стёпу разочаровало увиденное. Этнографические экспонаты отдавали какой-то дешёвой декорацией. Бинга брала за свои услуги столько денег, что было понятно – ей не надо ни прясть, ни сушить травку на нитке. Её дом окружала целая бизнес-деревня с офисом, несколькими кафетериями, гостиницей и даже магазинчиком сувениров. Но в этом, возможно, и была проблема: на Бингу мог работать персональный дизайнер, который и натаскал в комнату уродливую рухлядь. Эти мысли пронеслись у него в голове за одну секунду, а в следующую Бинга улыбнулась, показала на стул напротив своего кресла и сказала на чистейшем русском: – Верно, милый. Все зло на свете от них. Стёпа сел. – Вы говорите по-русски? – спросил он. – А то, – сказала Бинга и взяла в руки картонный калейдоскоп дешевого вида. – Я кончала Харьковский педагогический. Правда, давно. Подозреваю, что с тех пор педагогическая наука ушла далеко вперёд. Стёпа помнил, сколько стоит каждое слово, и не стал задавать вежливых вопросов про Харьковский педагогический. Бинга подняла калейдоскоп и уставилась сквозь него на Стёпу, словно это была подзорная труба. Поворачивая его под разными углами, она наклонилась вперёд, словно увидала что-то интересное. Постучав толстым пальцем по стенке картонного цилиндра, она наморщилась, а потом захохотала – так громко, что входная дверь открылась, и в комнату заглянул испуганный секретарь. Стёпа ничего не сказал – перед сеансом его проинструктировали не задавать никаких вопросов, пока Бинга смотрит. Отсмеявшись, Бинга минуты три-четыре молча глядела в калейдоскоп, иногда чуть встряхивая и поворачивая его. – Фу! – сказала она не то с осуждением, не то с недоверием. – Фу! Стёпа покраснел, но промолчал. Бинга отложила картонную трубку в сторону. Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.10]
vanga, ae f мотыга или кайло Pall. [B.32]
|
||||||
Themis – Deductio …на этот путь подвижника её благословила сама Ванга. Великая провидица указала бабушке Арины, что её внучка уникальная – не такая, как все. …её «Дорога к Звёздам» лежала через тернии: психиатрическая больница, тюрьма… Арина ЕВДОКИМОВА, экстрасенс, парапсихолог (участник «первой Битвы экстрасенсов»): «…психушка, тюрьма, опять психушка, и не одна. И то, что было, это, конечно, жутко, потому что это не подвиг… …надо сказать, что в тюрьме никого не интересует предсказание «на месяц», «на годы». Это не понимается: у каждого, вот, завтра суд – «Что будет?» [T.3.XXXIII.1]
В лагере у людей оставались две области интереса, не связанные с физиологией: политика – от неё зависел конец войны, и религия. Вновь прибывших буквально потрясала живучесть и глубина религиозных чувств. И самыми впечатляющими были молитвы и богослужения, совершаемые нами в каком-нибудь уголке барака, или в вагоне для скота, в котором мы возвращались в лагерь после работы. [T.10.CDI.65]
|
||||||
Иероглиф (Мораль, Культура) – Harmonia Mixtorum Как и мы, афиняне пытались ответить на неразрешимые моральные вопросы. Они решили обыгрывать их публично и выдумали новое искусство для этих целей. Prof. Michael B. Cosmopoulos, University of Missouri-St Louis: «По греческим пьесам можно представить, как греки относились к жизни в целом. Они жили в очень строгом, логическом и хорошо структурированном обществе. А когда ты живешь в таком обществе, какие-то твои страсти и чувства остаются не реализованными. Так что благодаря празднованиям они получали возможность выпустить все свои страсти и чувства, которые потом опять приходилось прятать». Пьесы обыгрывали ужасающие сюжеты: сыновья насилующие матерей; братья и сёстры занимающиеся любовью; матери поедающие своих детей. Весь чудовищный потенциал человека выходил наружу. Постоянной темой была погоня за властью. Драматурги ясно говорили о том, что даже демократия не могла сдерживать амбиции беспощадных правителей. Почти одновременно с появлением демократии случилось кое-что радикальное: один мужчина оставил коллектив и вышел в центр сцены. Появился один актер, второй, третий – зародился театр. Tony Harrison, Poet: «Я думаю, это лучше, чем религия. Я считаю, что трагедия – одно из самых лучших изобретений всех времён. Некоторым людям нужна была религия, чтобы ответить на вопросы о наших страданиях. Она была важной частью их жизни наряду с политикой, культурой, дебатами. Конечно, они не разделяли искусство и культуру так, как делаем это мы, решая, чем заняться вечером. Представления происходили в дневное время. Важно помнить, что они происходили при дневном свете. Они поднимали эти темы при дневном свете (Ис тафос – «К свету (из могилы)» [(от греч. τάφος – могила]). Как можно выдержать такие мрачные темы, находясь в темноте. [T.13.LX]
Libratio – Harmonia Mixtorum В начале 21-го века мода похожа на велосипед: чтобы сохранить равновесие, она должна двигаться. [T.10.CLXXIX.2]
Иероглиф (Культура) – Harmonia Mixtorum [Культура – Свобода – Justice] «Это был первый «Глоток Свободы» в истории страны» – скажут позже сами режиссёры. В мае 1986-го года в Большом Кремлёвском дворце состоялся Пятый съезд Кинематографистов. Творческие работники кино открыто заявили, что жить дальше по-старому нельзя. Именно они запустили мотор Перестройки. Осмелевшие кинематографисты в своих речах сметали всю систему давившую их десятилетиями. В революционной эйфории не были слышны ни робкие сомнения, ни голоса тревоги. …общественность уже бурно обсуждает его «Открытое письмо», в котором он призывает кинематографистов к умеренности в раскованном бытописании. Повод – фильм «Маленькая Вера» – первая российская картина с откровенно снятой сексуальной сценой. На Съезде Народных депутатов СССР высказывается мнение: «Культура находится в одной авоське с колготками и одноразовыми шприцами». Речь идёт о том, что Александра Бирюкова – Зам. Председателя Совета Министров – руководит культурой вкупе со всем, что входит в Социальный блок. Рыжков обещает возродить Госкино. …однако житель новой страны теряет интерес к «Большому экрану», хотя государство по инерции продолжает финансировать большую часть фильмов. Карен ШАХНАЗАРОВ, режиссёр, Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» (с 1998 г): «Эта была, вот эти пять лет Горбачёвских, там почему, потому что это было время, когда государство продолжало давать деньги, и при этом, это была абсолютно полная действительно свобода – ты мог делать всё что угодно. Такого в мире никогда не было, нет, и не будет». …Герои Дня – Бандит и Проститутка. Армен МЕДВЕДЕВ, кандидат искусствоведения, Председатель Государственного комитета по кинематографии (1992 – 1999 гг): «…тогда это было, ну, просто жизненно необходимо: ведь как строилась советская экономика – есть ведомство – есть строка в бюджете, нет ведомства – нет строки в бюджете. Вот ради этого надо было восстановить Госкино. …а в начале девяностых просто ничего не было». Андрей СИГЛЕ, продюсер, композитор: «Происходило очень просто: приходили люди, приносили мешок денег и говорили: «Вот вам деньги, верните половину наличными деньгами. На всё остальное делайте что хотите». И получалось так, что появлялись некие деньги на творчество, и совершенно не важно, кто снимает это кино, важно, что они выполняют некие финансовые условия». Армен МЕДВЕДЕВ, кандидат искусствоведения, Председатель Государственного комитета по кинематографии (1992 – 1999 гг): «…представьте, за что я и люблю российское кино, которое называют, там, «чернухой», там, «порнухой», и так далее, и так далее. Не «чернуха», не «порнуха», а это желание, иногда наивно, иногда коряво, высказаться, попытаться осмыслить то, что происходит вокруг. По сути, и хорошие фильмы, и плохие фильмы – это было советское, только с переменой «плюса» на «минус». …часть кинематографистов с горечью осознаёт – их опекуном было Советское государство, в лице Первых и Генеральных Секретарей, Министров Кинематографии и их аппарата, цензоров и редакторов. Это и был ПРОДЮССЕР, который ПЛАТИЛ… «Тотальная Свобода приводит к разрушению Культурных Традиций». Нужно ли вообще Искусство Новому Времени? Быть может, это была лишь форма бунта против власти? Вырвавшись из оков, девяностые годы парадоксальным образом запросили на экран новых тиранов. [T.10.CCXXXVI.3]
|
||||||
Lex – la Temperance (Мера)
Александр ДОБРОХОТОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ: «…это одна сторона – как бы телесная жизнь Бога. Бог у Гераклита всегда есть некоторое «Но» и некоторое «вход из замкнутой картинки» как бы, более многомерно. Что происходит, когда Мир так огненно пульсирует? Он пульсирует не просто так – это не Хаос, а это Космос – потому что пульсирует мерами (απτόμενον μέτρα και αποσβεννύμενον μέτρα). В этом фрагменте употреблено слово «метрум», то есть «мера», в других фрагментах говорится о Единой Мудрости божественной (Энта Сафон), которая тождественна Богу, видимо. И произносится вот такой, высказывается термин, у которого длинная, славная, удивительная история – греческий термин «Логос». Константин ВУДУРИС (Πρόεδρος του Τμήματος Kαθηγητής της Φιλοσοφίας κ. Κωνσταντίνος Βουδούρης), профессор Афинского университета: «В полисе, каким был тогда Эфес, люди ходили на Агору и соединялись в единое целое при помощи обычной повседневной беседы, которая всегда связана с тайной, но и с весьма сильной логикой. Так и Вселенной, состоящей из противоположностей, управляет Принцип Логоса: речь объединяет всё в Мире. Само слово «Логос» происходит от глагола «лигейя», который первоначально обозначал «выбирание из чего-то, сбор информации и связывание в одно целое». Геннадий МАЙОРОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН: «Заметьте, «леги» – «говорить правду», это «говорить» – не просто произносить слова какие-то, а «говорить» – «выражать» Правду. В мышлении человека Логос не просто Слово – это понятное Слово, это Слово, тождественное Понятию – поэтому без Логоса Мир был не понятен. Но если бы Логос был только у человека, а в Мире Логоса бы не было, то Мир тоже был бы не понятен. Поэтому Логос одновременно есть Закон Мира, и Закон Правильной Речи, и Закон Правильного Мышления, и Закон Жизни правильной – всё это называется Логос. Александр ДОБРОХОТОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ: «Вот это и есть Слово Божественного Огня, причём он даже подчёркивает, что, вот, и Мир так устроен, что он как бы является общением – недаром же это Логос – слово, которое нам сообщено. И Мир устроен, как сообщение, которое не скрыто от нас – мы же его видим, – но и не совсем открыто, потому что надо вот что-то вот сделать, как-то подумать, чтобы понять, что оно открыт. Поэтому всё честно, от нас никто ничего не скрывает, но никто нам ничего даром не даёт. Вот эта Высшая Мудрость, явленная через Божественный Огонь-Логос, она прочитывается мудрецами… Как и многие древние мудрецы, Гераклит считал, что человек в миниатюре повторяет устройство Космоса. Там есть все стихии, они как-то, вот, сопряжены и свиты вместе. Гераклит говорит больше – у человека есть душа, вот у человека есть его личный Логос, который принадлежит ему, и он, одновременно, принадлежит и Богу. Другие вещи тоже подчиняются Логосу, но извне, а у человека этот Логос внутри. Гераклит прямо так и говорит: «Душе присущ самоувеличивающийся Логос». Есть компьютерные программы: Логос – это вложенная в каждую вещь программа, и она слепо подчиняется ей. Человек – единственное в Космосе существо самопрограммирующееся, которому Бог позволил быть самопрограммирующимуся, то есть его Логос будет раскручиваться также бесконечно, как в Космосе». [T.10.CCXLVI.1]
|
||||||
Libratio – la Temperance
На заре египетской истории мы застаём уже централизацию с чиновной знатью. Во главе её стоит всемогущий визирь (джати), соединявший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую… …сам Тот не гнушается функции визиря при Ра и Осирисе. Его преемники визири-люди были его подобиями и должны были быть так же премудры и справедливы, как он. Поэтому различные назидательные писания или различные изречения возводились к знаменитым визирям древности, Птахотепу, Кагемни и др., которые таким образом в Египте сделались чем-то вроде семи греческих мудрецов. Сами визири были высокого мнения о своей должности. Один из них хвалится, что «он был единственным возлюбленным царя, не было равного ему; вельможи подходили к нему склоняясь, все люди ходили в его свете»; другой говорит, что на нём лежало: «издавать законы, повышать в чинах, установлять пограничные камни, улаживать несогласия чиновников. Он умиротворял страну, как муж правды, как свидетель надежный, подобно Тоту. Он, глава суда, отпускал братьев примиренными изречениями уст своих; писание Тота было на устах его, и он по точности превзошёл стрелку весов. Он знал, что сокрыто в каждом, он слушал хорошо и говорил умно; он заставлял трепетать того, кто был враждебен царю»… В его присутственном месте и под его ведением находится и государственный архив, и под его председательством – шесть судебных палат с судебной коллегией «десяти вельмож юга» – может быть, потомков древних номархов или назначенных царем из среды номархов. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
|
||||||
Иероглиф (Поле) – la Temperance (Мера)
Александр ЖУРАВЛЁВ, доктор биологических наук: «…есть положение физики: при измерении свойств любого объекта, мы изменяем его свойства, и в результате получаем ответ (информацию) не от самого объекта, а от той изменённой формы, которую мы сами создали». [T.10.CI.84]
|
||||||
Lex – Reversibilitas
Николай ДРОЗДОВ, доктор биологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущий телепрограммы «В мире животных»: «…мне гораздо больше нравиться следовать закону природы, который я сам и открыл. Это же интересно… Ну, я подумал – Дарвин – мой кумир. Ну, по путешествиям, я понятно, что по научным результатам путешествий я не догнал Пржевальского или Миклухо-Маклая, но я побывал и там, где они были, и поездил ещё по другим местам… А вот Дарвин открыл закон эволюции, я думаю, ну, я хоть какой-нибудь подзаконный акт могу открыть. Вот, я открыл очень интересный закон, который касается человека. Я сейчас больше всего увлечён, так сказать, здоровым образом жизни, антикурительной, так сказать, пропагандой, я её веду активно. …а мой закон, который я открыл, это вы должны запомнить. Закон биологический, который я открыл, касается не животных, а человека. Я, всё равно, всю жизнь продолжал интересоваться, вот, людьми, жизнью их, образом жизни. Я, там, бегал с секундомером… …а закон такой, очень интересный. Оказывается, естественно, что процесс старения, когда говорят, что он может обратно двигаться, этот процесс старения однонаправленный и непрерывный, вот он идёт-идёт. Это уже принято как аксиома. Все эти попытки омоложения всякими искусственными методами… …а вот в этот , вот, общий закон однонаправленного непрерывного старения я внёс открытие. Оказывается, есть три состояния, в которых человек, будучи в этих состояниях, процесс старения останавливается. Останавливается полностью. Вот, слушайте внимательно, какие три состояния: это смеяться, петь и танцевать». [T.10.LXIX.19]
|
||||||
Иероглиф (Поле) – la Temperance В Средние века количество выпускаемой продукции зависело от работы на земле. После падения Римской империи аграрный сектор пострадал меньше чем другие области и сохранил темпы устойчивого развития. Крестьянская культура формировалась веками на основе эмпирических данных, смешанных с абстрактными и символическими представлениями о Вселенной. Это способствовало не только повышению уровня знаний о сроках посева и сборки урожая, о способах сохранения продуктов в почве, но и распространению обычаев и ритуалов, типичных для языческих религий. При этом церковные власти не только терпели эту адскую смесь, но и сами практиковали некоторые из ритуалов. В восьмом веке началось формирование системы поместий, вызванное различным качеством земли: одна её часть – более плодородная – возделывалась слугами во благо семьи землевладельца, а более обширные области сдавались в аренду поселенцам. Prof. Sante Bortolami, Università di Padova: «В Средние века такой способ проявления власти был обычным делом, он имел множество форм самовыражения, но принцип оставался один – собственник земли становился и собственником людей. При этом он начинал применять способы осуществления власти над ними, которые варьировались в зависимости от ситуации». Система Каролингов стала закрытой самодостаточной экономикой, в которой ограниченная торговля велась только на местном рынке. Появилась тенденция к самостоятельному производству всего необходимого, начиная от инструментов, и заканчивая одеждой. Prof. Giuseppe Sergi, Università di Torino: «Благодаря восьмисотым годам появился великий миф о крепостных. Это что-то вроде человека, который не вполне свободен: он не раб, но его свобода ограничена. Это человек, чьё рабство заключается в его связи с землёй. На самом деле этот феномен либо существует в весьма ограниченном виде, либо не существует вообще. Настоящие эксперты в области Средневековья утверждают, что такого института, как «крепостные», не было вовсе. Жители любой средневековой деревни прекрасно знали, что владелец замка имел право требовать от них работы: их помещик давал им защиту и, поэтому, они должны были что-то давать взамен. Например, они должны были поддерживать в порядке замок, потому что он всех защищал, и люди знали, что они исполняют эти обязанности как крестьяне, но совсем не как рабы». Prof. Guiliano Pinto, Università di Firenze: «Отдельные дома, построенные на возделываемых землях, были большой редкостью в Средние века, потому что такое расположение было небезопасным: крестьяне должны были жить ближе друг к другу, чтобы эффективно защищаться». Вся сельская жизнь в Средние века была сосредоточена в деревнях, которые состояли из домов, походившим на хижины, и, подобно островам, были рассыпаны на огромных пустых пространствах. Возле поселений располагались обширные возделываемые поля, они находились недалеко от лесов, в которых местные жители добывали дерево. Prof. Guiliano Pinto: «Деревни окружались укреплениями, поначалу это был деревянный забор, а затем возводились настоящие стены, если для этого хватало строительного материала. Такие деревни, окружённые стенами, и способные принять десятки и даже сотни семей, стали называться «кастелло» (castellum) – этим словом обозначали поселения, окружённые стеной, в которых жили зажиточные семьи. Очень часто они занимались культивированием земли». Старейшина был хранителем мудрости и источником опыта, он также занимал формальный пост главы семьи. Как глава семьи, он вместе со своими помощниками принимал решения касательно жизни деревенской общины во время собраний всех старших членов семьи. Старейшина подписывал договоры с сеньором и был судьёй в деревне. Часто ему в этом помогал священник, который был рад скинуть со своих плеч бремя принятия непопулярных решений. Prof. Giuseppe Sergi: «Главной целью деревень было установление договорных отношений, первым делом с сеньором, а потом уже и с коммунами. Не всегда эти договорные отношения представлял сам старейшина деревни: на самом деле решения принимались на собрании глав всех семей. И они были скорее эмпирическими, нежели политическими: старейшины старались определить, какую именно продукцию лучше предложить вышестоящим классам, будь то коммуна или сеньор». [T.13.CIII.3]
Themis – la Temperance (Мера) Что такое «изобилие»? На первый взгляд его ближайшие синонимы – это «обилие», «богатство» и «роскошь». Но в отличие от современных представлений, традиционная культура, которая неразрывно связана с крестьянским мировоззрением, чётко отграничивала изобилие от богатства. Игорь МОРОЗОВ, доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии РАН: «В отличие от изобилия, богатство – это то, что нажито собственным трудом, это то, что человек может сам приобрести, в то время, как изобилие – это приписываемое коллективному сознанию, коллективному бытию». В традиционной культуре считалось, в отличие от богатства, изобилие нельзя добыть: оно посылается человеку свыше. Более того, им невозможно обладать «здесь и сейчас», только в прошлом или будущем, то есть – в «потустороннем мире». Хранят «недоступное изобилие» умершие предки, у них и спрашивается право обладать едой, питьём, и не только ими. Игорь МОРОЗОВ, доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии РАН: «Это относится и к остальным составляющим повседневного быта: это может быть и… плодовитость. Плодовитость относится не только, конечно, к людям, а, вообще-то, в традиционном обиходе ребёнок и телёнок, на самом деле, понятия практически однозначные». И так, в фольклорном сознании изобилие ассоциируется с фундаментальными основами идеального крестьянского быта: это внушительное поголовье скота, большая семья со множеством детей, избыток еды и питья, и богатый урожай. …ещё один признак мифологического изобилия – оно никогда не кончается, и не иссякает. Изобилие подразумевает «полноту» не только в прямом значении – дородная баба, тучные стада, появляются другие важные смыслы – наполненность и стремление к природной гармонии. …по народным представлениям пищевая норма человека зависела от того, сколько у него имущества, и каков земельный надел или «выть». Это забытое слово очень многозначно. Вытью называли долю в наследстве, время суток делилось на несколько вытей, то есть промежутков рабочего времени «от еды до еды». У крестьян в рабочую пору было от трёх до пяти вытей. Выть – это и ощущение голода – то есть своевременная потребность в еде. Игорь МОРОЗОВ, доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии РАН: «Выть – это то, что сканирует, как бы, человека с точки зрения нормы: сколько он должен потребить, и сколько раз «по времени». Вот, человек, который имеет правильное выть, он, действительно, положительно оценивается. И, напротив, тот, кто «заел чужое», тот, кто потребил слишком много вытей, он, как правило, осуждается». Это было не юридическое, а моральное осуждение. Хотя Весы Фемиды – символ Меры и Справедливости – напрямую связаны с этой темой, как и Рог Изобилия: он находился в правой руке второй жены Зевса – это римляне заменили его на меч. А Рог Изобилия в руке богини Правосудия символизировал Воздаяние или Не-воздаяние представшему перед её Судом… [T.10.I.29] * cornu copiosum Pt (v. l.) = Cornu Copiae или Copia Pl, AG, copia с. (cornu) О, тж. с. (cornu) benignum H и c. (cornu) abundans Pt (v. l.) рог изобилия
I cōpia, ae f [из *coopia от co + ops] 1) запас, фонд, средства, множество, богатство, изобилие…; 2) достаток, зажиточность, благосостояние, тж. имущество…; 3) pl. запасы, фонды, состояние…; 4) масса, множество, тж. количество…; 5) воен. войско…; 6) изобилие… II Cōpia, ае f Копия, богиня изобилия Pl, H, О. [B.32]
|
||||||
Justice –Иероглиф (плод, т.е. то, что вынашивается женщиной тринадцатого аркана)
Александр ДАНИЭЛЬ, историк, научный сотрудник центра «Мемориал»: «…конечно, значит, вот этот вот гражданский протест, превратившийся в правозащитное движение, он, действительно, исторически сложился вокруг борьбы за свободу творчества: вокруг «дела Бродского», вокруг «дела Синявского-Даниэля», вокруг «дела Гинзбурга-Галанскова», которое, как бы было реакцией на «дело Синявского-Даниэля». Кто-то назвал цепочку этих событий «процессом цепной реакции»: каждая репрессия вызывала протест, протест вызывал репрессии и так далее. Лев КРАСНОПЕВЦЕВ, историк, главный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей: «…это «тактика Герцена» в значительной степени: Герцен требовал свободы для крепостных крестьян. Слова «Конституция», «Парламент» и так далее, у него практически отсутствуют. Он бился, он понимал, что надо пробить вот эту брешь – надо выпустить на свободу эти двадцать три миллиона, и это настолько изменит всю жизнь, что потом встанут и все прочие проблемы. В этом смысле наше гражданское правозащитное движение, оно шло интуитивно по этому же пути. Кстати говоря, это путь английских деятелей, которые привели к революции 1648-го года. У них тоже был такой, бумага длинная, которая называлась «Великая ремонстрация» (The Grand Remonstrance – Великий протест), они предъявили её королю, и там было написано всё то, что творится, и всё то, чего нельзя делать. Они совершенно не ставили вопрос о республике, а, вообще, даже о личной ответственности короля и так далее. Они просто всё это записывали, перечисляли. Так что это старинная тактика. Потом – это «Банкетная компания» у нас, да и «Банкетная компания» перед отменой Крепостного права, то же». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «То есть, любой список несправедливостей рано или поздно приобретает политическое измерение». [T.10.LI.80]
|
||||||
Иероглиф (Поле-Культура) – la Temperance
Марина ХЛЕБНИКОВА, эстрадная певица и телеведущая: «…эстрада любой страны – это кусок исторической культуры, который в конечном итоге будет записан в учебниках музыкальной истории, как в своё время был записан, скажем, жанр городской песни, который шёл от менестрелей и миннезингеров превратился потом в маленькие популярные арии, потом стал просто городским романсом. Потом превратился в городскую песню, потом стал шансоном, причём сначала он стал в романсах французской шестёрки классических романсов, а потом уже… И мы таким образом плавно войдем в культуру, лучшие представители сделают маленькие шаги, и мы вложим свои полсекунды в жизнь того, что мы называем музыкой». [P.97.107]
|
||||||
Libratio – la Temperance
…миллионы лет динозавры господствовали на нашей планете. Невероятные размеры обеспечили им владычество на всех континентах. …млекопитающие появились примерно тогда же, когда и динозавры – около двухсот двадцати миллионов лет назад. Dr. Kenneth Carpenter, Denver Museum of Natural History: «Не смотря на буйный рост и большие размеры в Мезозойский период, растения обладали пониженной пищевой ценностью, поэтому чтобы выжить, динозаврам приходилось поглощать громадное количество зелени. Этим и объясняются большие размеры самих динозавров». Растения частично состоят из неудобоваримых элементов, в частности, из волокон. Чтобы получить необходимое количество питательных веществ у динозавров должна была быть крупная пищеварительная система, соответственно, увеличивались и другие части тела. Из-за глобального потепления пищевая ценность зелени падала: динозаврам нужно было расти, чтобы поглощать всё большее количество пищи. …за первые семьдесят миллионов лет своего существования млекопитающие практически не изменились в размере, но претерпели бурное внутреннее развитие. …эти две маленькие косточки и барабанная перепонка называются «молоточек и наковальня». Такое строение уха имеют все млекопитающие – это их отличительная черта – ни у рептилий, ни у амфибий этого нет. …ночная темнота предлагала крошечному зверьку защиту от хищников: ночью динозавры спали – мир становился безопаснее. Dr. Zhe-Xi Luo, Carnegie Museum of Natural History: «Животные, чья активность приходится на дневное время, больше полагаются на зрение, а ночные животные, у которых не такое хорошее зрение, практически полностью зависят от своего слухового аппарата. Благодаря такому развитому слуховому аппарату, млекопитающие первыми из всех сухопутных позвоночных стали вести активный ночной образ жизни». Две косточки во внутреннем ухе, которые развивались не одно поколение, обеспечивают большую чувствительность. Эта прекрасно отлаженная система позволяла млекопитающим слышать даже самые тихие звуки. …если не считать лунного света, ночью на Земле царил полный мрак: зрение было бесполезным, лишь звук мог помочь сориентироваться. В таких условиях возможность улавливать как можно больше звуков стала определяющим фактором выживания. Когда звук создаёт вибрацию сигнал проходит через молоточек и наковальню, но не останавливается: по нервным окончаниям сигнал передаётся дальше в мозг. Согласно теории Dr. Zhe-Xi Luo примерно в то же время, когда млекопитающие начали вести ночной образ жизни, их мозг стал развиваться иначе, чем мозг динозавров. …мозг современной мыши, он очень похож на мозг первых млекопитающий. Его внутренняя структура схожа со структурой мозга стегозавра: она имеет зоны, ответственные за дыхание, воспроизводство и другие механизмы, которые необходимы организму для выживания. Но неокортекс развивался только у млекопитающих. Новая часть мозга, без сомнения, обязана своим появлением ночному образу жизни первых млекопитающих. Dr. Zhe-Xi Luo: «Одним из самых существенных результатов развития нового слухового аппарата стала эволюция коры головного мозга – неокортекса. Развитие мозга позволило увеличить количество нейронов принимающих, анализирующих и распределяющих самую различную информацию». Но развитие мозга млекопитающих имело и обратную сторону: красный цвет (на томограмме), показывающий уровень мозговой активности, сменяется голубым – это означает, что в сосудах собралось большое количество крови. Кровь должна компенсировать ту энергию, которую только что израсходовал мозг. Из всех частей тела мозг потребляет самую большую часть энергии, соответственно, потраченная энергия должна быть восполнена. Именно поэтому основной пищей млекопитающих стали насекомые, содержащие много калорий. Естественно количество насекомых, которых можно поймать ночью, было ограничено. А поскольку млекопитающие вынуждены были питать энергией мозг, они не могли позволить себе тратить ценную энергию на увеличение размеров тела. Это одна из причин, почему млекопитающие были маленького размера и жили недолго. На первый взгляд это незавидное, более чем скромное существование не идёт ни в какое сравнение с долгой жизнью гигантских динозавров. Тем не менее, если сравнивать процесс эволюции и тех, и других, то в выигрыше, всё-таки, оказались млекопитающие. Dr. Zhe-Xi Luo: «Репродуктивный цикл млекопитающих был очень мал, поэтому они размножались много и быстро. Можно считать это их преимуществом: гигантские динозавры, такие как суперзавр, жили сто лет, за это время у млекопитающих сменялось около пятидесяти поколений. Именно такой цикл воспроизводства позволял млекопитающим намного быстрее адаптироваться в постоянно меняющемся мире». [T.10.CCCXCIII.1]
|
||||||