ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 8 14

(УСЛОВНЫЙ) ЗАКОН – МЕРА

 
     
 

rerum copia mersat Lcr чрезмерность подавляет (губит)

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Там Он перед ними преобразился, Его лицо просияло, как солнце, а одежды засветились белизной. И там им явились Илия и Моисей, они беседовали с Иисусом» (Мф.17:2-3)

«Илья и Моисей» – это Пророки и Закон. Обычный порядок «Закон и Пророки», но здесь вот так. То есть, первый из великих пророков и главный, по сути дела, единственный посредник в даровании Закона. «Закон и Пророки», напомню, это название собственно Ветхого Завета – еврейской Библии в Новом Завете». [P.125.530]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…чем ласковей к тебе судьба, тем более ты слеп.

Боэций, к которому была очень ласкова судьба, он это воспринимает. Мы почему-то считаем, что мы должны жить счастливо». [P.125.127]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…«дхар» – это «поддерживать», «держать», и «дхарма» – это «установление», «закон», «нравственный долг», «справедливость», «добродетель», «благочестие». Но вот как раз, как нравственная категория, дхарма особенно проявляет себя в Упанишадах.

…ибо, поистине, дхарма есть правда (satya). Поэтому и считают, что говорящий правду, говорит дхарму, говорящий дхарму, говорит правду. Ведь обе они – одно и то же».

…в упанишадических категориях оно подчёркивает, что дхарма (этика, закон) – это именно то, что есть изначальный человек (изначальный Пуруша). Это и есть «человеческая мера». «Правда и Закон» – «Дхарма и Сатья» – это Человеческая мера. Когда человек отходит от Закона и Правды, когда он лжёт, и когда он нарушает справедливость, добродетель, закон, он разрушает в себе Человека. И, соответственно, он не достигает тождества с Атманом. Он не обнаруживает Атмана в себе.

…он должен соединять с изучением и обучением: с изучением Вед и обучением других этому. То есть, не надо говорить, что «духовное» – одно, а «практическое» (бытовое) – другое. Всё «практическое», всё обыденное следует пронизывать вот этим «священным». И делать это, естественно, в соответствии с дхармой. У каждого своя дхарма, своё призвание. На санскрите это «свадхарма» – индивидуальная дхарма. Но только следование дхарме – это осуществление единства с Атманом. Будет сказано потом в одном индийском тексте, что «лучше своя дхарма, исполненная так себе, чем чужая дхарма, исполненная прекрасно». Своё дело – для каждого своё призвание». [P.125.362]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Канада говорит о Законе, о Дхарме. Дхарма – это то, что ведёт к развитию и благу. То есть, следование Божественному закону, [Дхарме, – то, на чём держится мир, дхри (dhṛ) – «держать»] это абсолютная данность. И следование Дхарме у существа со свободной волей ведёт к развитию и благу.

В начале Вайшешика-сутры, в первой части, в первых стихах Канада говорит: «Дхарма это то, через что завершается восхождение к высшему благу. И поскольку Дхарма это явление высшего блага, она имеет авторитет Вед».

То есть, это абсолютная реальность, доступная нашему изучению и доступная нашему исследованию. Высшее благо – это отсутствие перерождений, отсутствие страданий: вот и именно к этому ведёт Дхарма». [P.125.533]

*

Улука, или Кашьяпа, по прозвищу Канада

 

 
     
 

Человек может считаться культурным и цивилизованным, только если он осознаёт время и его неумолимый ход. Тогда прошлое превращается в наследие, передающееся потомкам в мифах, легендах и сагах. Настоящее приобретает чёткость, как живая среда обитания, и появляется будущее – великое, неизбежное, неведомое, но несущее надежду на то, что его удастся подчинить. Осознание себя и окружающего мира порождало тревогу, потребность в знаниях – эмпирических и теоретических. В предметах материальной культуры, которые дошли до нас, это осознание не запечатлелось, но несомненно оно должно было быть очень глубоким.

Дж. Хокинс, профессор Бостонского университета [B.138.1]

 

Людмила ЧЁРНАЯ, доктор исторических наук: «…но ведь Код – это сугубо научное понятие. И в основном оно используется в семиотике – науке о знаковых системах – где наряду со знаком, текстом, есть и код, и декодирование этого текста и закодированный текст…

…код человека является как бы тем, вот, он с одной стороны и сам код, а когда мы его декодируем, расшифровываем, то он является ключом к пониманию культуры.

То, что мы не понимаем на таком большом историческом расстоянии от культуры Древней Руси, что мы не понимаем, в общем-то, людей того времени, это априорно понятно. Ещё в девятнадцатом веке академик Ключевский Василий Осипович, знаменитый русский историк, он писал, что мы навязываем людям того времени свои представления, свои мысли, вместо того, чтобы вникнуть в то, какими понятиями, какими образами, какими идеями они жили. А мы, как бы нам легче это сделать, навязать им своё, вместо того чтобы понять то, что было у них, и уже исходя из их понимания жизни, и человека, и мира окружающего, и, вот, из их понимания уже выстраивать то, как они выстраивали свою культуру. И вот в этом смысле код человека, он даёт нам эту возможность, раскрыв сначала представление человека о самом себе, раскрыв его представление о мире, и потом понять, каким образом всё это воздействует на культуру, которую он создаёт. А то что культура и человек, они имманентно связаны, – а культура присуща только человеку – животный мир не творит культуру…

Животный мир, он живёт инстинктами, а человек, он живёт культурой, и он начинает строить землянки в языческий период…

И, вот, конечно, понять, как развивается культура, можно постигнув, как человек оценивает себя самоё, как он отвечает на вопрос: «Что есть человек?», как он отвечает на вопрос: «Что нужно человеку в этом мире?» И этим занимается антропология.

Вот, антропология, конечно, она разная. Антропология, которая была связана с антропогенезом, с происхождением человека, с биологическим, с анатомическим началом в человеке, с развитием – это одна ветвь антропологии. А сейчас развивается, я бы сказала так, гуманитарная антропология, та антропология, которая кладётся сейчас во главу угла всех гуманитарных исследований, потому что по наблюдениям современных философов идёт антропологизация знаний. Любые знания начинают пропускаться как бы через антропологию, через понимание человека, и отсюда антропология становится фундаментальной методологией гуманитарных исследований». [T.10.CI.83]

 

Prof. Carmen Boulter, University of Calgary: «Думаю, нам трудно понять древнеегипетскую цивилизацию из-за наслоения патриархальных структур. Мы воспринимаем её через призму собственной культуры». [T.10.CCLXXX.3]

 

 
     
 

Иероглиф (Поле-Культура) – la Temperance (Мера-Размер)

 

…промежуток в истории, охватывающий три тысячелетия.

Великая Пирамида в Египте была построена фараоном Хуфу (2 589 г до нэ), также известном как Хеопс, принадлежавшем к так называемой Четвёртой династии. Самые знаменитые фараоны, такие как Тутанхамон (1 334 г до нэ) и Рамзес (1 279 г до нэ), правили более тысячи лет спустя в Восемнадцатой и Девятнадцатой династиях. Последний из фараонов – Клеопатра – правила ещё тысячелетием позже (51 г до нэ)…

Dr. Peter Lacovara, Emory University: «На исторической шкале времени Клеопатра находится ближе к нам, чем к тем, кто строил пирамиды». [T.21.V.1]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в своё время выдающаяся британка Леди Люси Дафф Гордон, мною очень любимая, основала на пилоне Луксорского храма больницу для бедных. И своей двоюродной сестре писала в Лондон письма, рассказывая о своей непростой жизни британки-просветительницы, которая спасала маленьких луксорских детей. И она тогда написала совершенно великую фразу, которая может быть эпиграфом к абсолютно любому исследованию Древнего Египта: «Египет – это палимпсест (то есть, многослойный источник): через Коран можно увидеть слова Библии, через Библию увидишь греческие тексты Геродота, через всё это слоями всё рано видны иероглифы». [P.125.12]

 

…река несла двойной дар народу Египта: не одну, а две составляющих, необходимых для появления развитой культуры.

Prof. Kent Weeks, American University in Cairo: «Вот, что сделало возможным существование египетской цивилизации – река Нил. Она давала не только необходимую для жизни воду, но и ежегодно оставляла на земле приблизительно миллиметровый слой свежего ила. Содержащиеся в нём питательные вещества делали поля Египта самыми плодородными в мире».

Но один только ил не гарантирует хорошего урожая, люди должны были научиться правильно использовать дары Нила. С помощью плотин, водохранилищ и оросительных каналов египтяне организовали простое, но высокоэффективное сельское хозяйство.

Древние египтяне делили год на три сезона: разлив Нила, посев и сбор урожая – остальное не имело для них значения. Ежегодно они засевали площадь в два с половиной миллиона гектаров. На церемониальной булаве Нулевой династии (Булава Нармера) изображён царь, открывающий ирригационный канал. Это был ритуал, честь проведения которого принадлежала царю. Это показывает, с каким почтением египтяне относились к своей могучей и норовистой реке.

На плодородной почве долины Нила пшеница растёт быстрее, чем где бы то ни было в мире, давая столько зерна, что хватило бы на миллион человек Додинастического периода. Фрески на стенах гробниц изображают поля и скот, обеспечивающие процветание земледельческого общества Египта. Зерно стало валютой этой страны, а также важнейшей статьёй экспорта. [T.10.CCCXXI.1]

 

 
     
 

Фасады домов на центральной улице похожи друг на друга. Закон города гласит: «Ни один частный дом не должен превосходить по красоте другой», – внутреннее спокойствие благодаря закону. Только общественные здания демонстрируют богатство города – государства. [T.10.XI.22]

(Условный) Закон (8-й Аркан) в совокупности с Мерой (14-й Аркан) формируют Среду (6-й Аркан)

 

Радость, мой дорогой, неразрывно связана с долгом. Когда ты станешь старше, ты этой поймешь. Да, кстати, чуть не забыл! Не могу я с тобой идти, у меня в пятницу доклад. У нас ведь есть богословский кружок. Как же, как же… интеллектуальная жизнь, я бы сказал, бьёт ключом. Быть может, не самого высокого уровня… Изменились все, плохо соображают. И склоки у них вечно… Не знаю уж, почему… Не владеют, что ли, собой. Что поделаешь, слаб человек! Но пользы я могу принести много. Хоть бы спросил, о чём у меня доклад! Как раз в твоём вкусе. Я хочу осветить одну неточность. Люди забывают, что Христос (тут Призрак слегка поклонился) умер довольно молодым. Живи Он подольше, Он бы перерос многое из того, что сказал. А Он бы жил, будь у Него побольше такта и терпимости. Я предложу слушателям прикинуть, какими были бы Его зрелые взгляды. Поразительно интересная проблема! Если бы Он развился во всю силу, у нас было бы совершенно другое христианство. В завершение я подчеркну, что в этом свете крест обретает несколько иной смысл. Только тут начинаешь понимать, какая это потеря… Такие обещания — и не сбылись! Куда же ты? Ну что ж, пойду и я. Очень был рад тебя встретить. Интересно поговорили… Будит мысль… Всего хорошего, дорогой, всего хорошего, всего хорошего!

Клайв С. Льюис [B.07]

 

 
     
 

Dr. Bob (Robert) Brier, Long Island University: «Но почему все большие пирамиды примерно одного размера? У меня есть идея: все дело в том, насколько большое здание можно построить в течение жизни одного правителя». [T.12.XXXIV]

 

 
     
 

Dr. Salima Ikram, American University in Cairo: «Мало кто в Древнем Египте жил дольше 30 – 35 лет конечно, власть предержащие питались лучше и доживали до 40 – 45 лет». [T.11.I]

 

Dr. Barry Kemp, Director, Amarna Project: «Это захоронение большого количества городских рабочих. Здесь хоронили слуг, возничих, обычных людей. Отсюда уже забрали тело. Мы увезли кости, и осталась нижняя часть от свёрнутой циновки, в которую было завёрнуто тело. Этих людей не мумифицировали, процедура похорон не такая тщательная, как нам известно по Древнему Египту. Это было для элиты, для малой части населения, возможно один процент. Самое поразительное, что мы узнали при изучении костей, – это удивительно молодой возраст многих умерших. Немногие жили более 32-х лет. Когда говоришь, что какому-то незнакомцу 16-ть, это значит, что уже пройдена половина жизни».

Биоархеолог Мелисса Забекки регистрирует, анализирует и тестирует скелетные останки из захоронения чтобы выяснить причину столь ранней смерти этих египтян.

Melissa Zabecki, Bioarchaeologist, Amarna Project: «Это индивидуум номер 69. Я разложила кости, провела опись, а теперь изучаю патологию: у неё повсюду отклонения. Она не очень хорошо выглядит, ей было 40 – 45 лет, – довольно много, – это не совсем типично для захоронения. У неё так же был небольшой артрит и пара переломов. Вот эти трещины указывают на перелом рёбер, который был у неё прежде. Всё зажило, но важнее то, что у неё множественные травмы позвоночника. Такие повреждения вызваны подъёмом тяжёлых предметов. Это между двумя поясничными позвонками, если видите вот эти отверстия и неровности на кости, – это от былых подъёмов тяжести. И такое отмечается у многих объектов. Ещё один интересный момент относительно этого кладбища: характерно, что эти люди самые низкорослые в истории Египта, самые маленькие в истории Древнего Египта. До и после Эхнатона они в среднем были сантиметров на пятнадцать выше. Это очень много. Люди уменьшились на пятнадцать сантиметров всего за половину жизни одного поколения. Но это не генетическое уменьшение роста, оно, наверное, связанно с питанием». [T.12.III]

 

Mark Corby, Hystorian: «Если посмотреть на реальные условия жизни Нострадамуса в Провансе, как и во всей Европе, то кругом царила грязь. Люди никогда не мылись: Церковь проповедовала против мытья. Все были покрыты вшами и большую часть времени чесались. Жизнь была короткой, убогой и полной предрассудков, и смерть была рядом в любое мгновение». [T.12.XLV]

 

 
     
 

Свобода (6), ограниченная [отмеренная] (14) рамками Условного Закона (8) [6 : 14 – 8]

Григорий КОРНЕТОВ, доктор педагогических наук: «Дело в том, что вся педагогическая традиция, массовая, которую мы сегодня имеем, она носит репрессивный характер, изначально. С самого рождения ребёнок, появившийся на свет, оказывается в полной зависимости от людей, которые его окружают, которые его безумно любят, его мама – папа, бабушка – дедушка. Но при этом, эти люди, заботясь о ребёнке, и действительно желая ему всяческого блага, вот об этом младенце, который ещё практически ничего не понимает, они требуют, чтобы он беспрекословно выполнял все их указания».

Ребёнок ест по часам, которые устанавливают взрослые, ведёт себя так, как они считают для него лучше. Приучается с детства к тому, что любое неповиновение внешним воздействиям будет караться. И дома и в школе он должен делать то, что велят.

Григорий КОРНЕТОВ, доктор педагогических наук: «…и самое сложное здесь не принять ту или иную крайнюю позицию. Можно жестко репрессивно воспитывать ребёнка, как это может быть часто делаем, можно попробовать полностью отпустить его на свободу, как пытались сделать некоторые педагоги. И в одном и в другом случае обе крайности приводили к печальным результатам. Нужна «золотая середина». Собственно педагогика это наука о «Золотой Середине» в воспитании. И, кстати, сам Руссо говорил не просто о том, что свобода является главным инструментом воспитания, он говорил о том, что «хорошо направленная свобода» является главным инструментом воспитания. Вот как раз задача педагога в том, чтобы хорошо направить эту свободу». [T.10.I.11]

 

Мораль – Harmonia Mixtorum

Реальность обошла фантастику. Двести лет назад Гегель удивлялся: зачем искать чудо, если есть магнит. Современные открытия не оставляют места удивлению стремительно изменяя окружающий нас мир.

Абдусалам ГУСЕЙНОВ, академик РАН, доктор философских наук, директор Института философии РАН: «Удивительное стало нашей повседневностью. Кругом. Если брать науку, она вот от самого начала, скажем, возникновения нашей Вселенной, дошла до самого конца, – проектирования на молекулярном уровне. Меня лично удивляет другое: то что вот эти, ну просто невероятные достижения, которые есть в области науки и технологии, они не получают никакого отражения в том, что касается нравственного уровня людей и нравственного качества их отношений. То есть внешние изменения не переходят во внутренние. Уже мы можем поверить, если хотите, во всесилие науки, но мы одновременно и поняли, что это людей счастливее не делает. Вещи моральные, вещи смысловые, вещи именно такого, гуманитарного свойства, именно они являются первыми. А экономика, технология, – это область средств. Мы должны уметь подчинять их себе, своим целям».

Философское решение перевернуть систему ценностей. «Философия учит умирать». – говорил Платон, то есть отделять душу от тела и понимать: только душа, как высшая реальность, видит истинные цели, целые сами по себе, что никогда не превратятся в средства.

Абдусалам ГУСЕЙНОВ, академик РАН, доктор философских наук, директор Института философии РАН: «Я назову только две вещи, скажем. Вот, справедливость это то, что касается устройства наших общественных отношений и достоинство, то что касается нашего индивидуального поведения. Серьезное отношение вот к этим двум базовым категориям человеческого существования уже нам может дать совершенно другую картину. Но весь то вопрос в том, чтобы их принять во всей серьезности, во всей обязывающей силе, чтобы это не было формой какой-то демагогии, прикрытия. Чтобы это перевести в какой-то практический план». [T.10.I.14]

 

 
     
 

Закон (Условный) – Время

Игорь ГОЛУТВИН, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель лаборатории физики частиц Объединённого института ядерных исследований: «…ведь проблематика на самом деле довольно таки сложная у физиков. Все эти ускорители, коллайдер, они относятся к категории фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования – это трудное направление в науке, потому что они не приносят вот сразу мгновенного результата». [T.10.CIII]

*

Причинно-следственная связь – Мера

Геннадий МЕСЯЦ, академик РАН, доктор технических наук, директор Физического института им. П.Н. Лебедева РАН: «…если ты имеешь самый передовой прибор – или самый короткий импульс, или самый мощный, или свет в другом диапазоне – то ты можешь начать исследования, и обнаружить что-то такое, чего никто не видел». [T.10.DXLV]

 

Lex – Deductio

…даже на родине супермаркетов, в Соединенных Штатах Америки, ещё чуть больше века назад были лишь маленькие магазинчики, в которых продавец беседовал с каждым покупателем, показывал ему товар. Не было даже ценников. Пожалуй, именно их изобретение стало первой ступенью к появлению торговых империй. Это произошло в конце XIX-го века. Деревенский паренёк Фрэнк Вулворт (Frank Winfield Woolworth), клерк из магазинчика мистера Мура, был на редкость стеснительным. Однажды хозяин оставил Фрэнка одного, и пареньку пришла в голову гениальная идея: он прикрепил к каждому товару бумажку с указанием цены и, трясясь от страха, ждал покупателей. Произошло чудо: люди, увидев цену, становились смелее и расхватывали даже залежавшиеся безделицы. Так будущий миллионер Фрэнк Вулворт случайно вывел закон, на котором и сегодня зиждется торговля: «Цена должна быть также доступна взгляду покупателя, как и сам товар». [T.10.LI.51]

 

 
     
 

«…потом из-за болезни печени я провёл некоторое время на лечебных водах. И меня поразил пейзаж, который я там увидел. Пейзаж вне времени, своего рода долина Иосафата, где люди, рабы расписания лечебных процедур, – слоняются без дела и без цели. Мне показалось, что этот пейзаж мог бы служить самым подходящим фоном для задуманной мною истории, которую я хотел назвать «Полное смятение» или же «Полная исповедь». Федерико ФЕЛЛИНИ (Felini)

Иосафатова долина в Иерусалиме – это место, где Господь соберёт народы Земли для Страшного Суда. Суда, на котором перед всем Миром, откроется всё то, что человек больше всего на Свете хотел бы скрыть.

Главный герой картины, – режиссёр Гвидо Ансельми, – родственник Феллини, ему сорок три. И он переживает «кризис среднего возраста», именно как репетицию суда, что и означает по-гречески слово «КРИЗИС». [T.10.CDI.7]

 

 
     
 

Демокрит говорил, что хотя бы одно причинное объяснение вещей предпочтёт царской власти над персами. (Персия была тогда сказочно богатой страной.) Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. И мы увидим, как именно благодаря ему добывалось крупица за крупицей научное знание о психике.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый импульс о конечной причине – принципу причинности (детерминизма). Вспомним, что Демокрит хотя бы одно причинное объяснение считал стоящим всего персидского царства. Но для него образцом служило столкновение, соударение материальных частиц – атомов. Аристотель же наряду с этим типом причинности выделяет другие. Среди них – целевую причину, или «то, ради чего совершается действие».

Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от потребностей будущего. Это было новым словом в понимании её причин (детерминации).

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии – принципы системности, развития, детерминизма.

М. Г. ЯРОШЕВСКИЙ, доктор психологических наук [B.12]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ