ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria; Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis  (Колесница Гермеса 4); le Chariot; Иероглиф.

   

Termaximus, ī m Amm = Trismegistus. [B.32]

 

Trismegistus, ī m (греч.) Трижды великий, эпитет Гермеса-Меркурия в эллинистическом Египте Lact. [B.32]

 

Ἑρμῆς ο Τρισμέγιστος

I Ἑρμῆς, ου ὁ Гермес (сын Зевса и Майи, родившийся в пещере горы Κυλλήνη - отсюда его эпитет Κυλλήνιος; посланец и вестник богов, исполняющий их волю; покровитель красноречия - поэтому ему предназначались языки жертвенных животных; покровитель гимнастических состязаний молодёжи, торговли - διέμπορος, ἐμπολαῖος, παλιγκάπηλος, ἀγοραῖος, κερδέμπορος - а следовательно, хитрости, ловкости и богатства - ἐριούνιος, ἀκάκητα, πλουτοδότης; тж. покровитель обмана и воровства, утренних и вечерних сумерек, путешествий, дорог и перекрёстков - ὅδιος, ἐνόδιος; изобретатель лиры и сиринги, алфавита и цифр, мер и весов, астрономии и музыки; он приносит людям ниспосылаемые Зевсом сновидения и уводит в царство теней души усопших - ψυχοπομπός, ψυχαγωγός, νεκροπομπός; его аттрибуты; широкополая дорожная шляпа, золотой магический жезл - ῥάβδος или σκῆπτρον, увитый белыми лентами, а впосл. змеями, и золотые сандалии с крыльями - πτηνοπέδιλος; с ним отожд. впосл. римск. Mercurius): κοινὸς Ἑ. Arst., Luc. Гермес (т.е. счастливая находка) пополам; ὁ Ἑ. ἐπεισῆλθε Plut. Гермес пришёл (шутл. о внезапно воцарившемся молчании). [B.169]

II Ἑρμῆς ὁ (тж. Ἑρμοῦ ἀστήρ) планета Меркурий Arst.; поздн. Ἑρμοῦ ἡμέρα день Гермеса, т.е. среда. [B.169]

τρίς (ῐ, у Hes. в арсисе ῑ) 1) трижды, троекратно: τ. τόσον Hom. втрое больше; ἐς τ. Her. трижды; τ. ἓξ βαλεῖν погов. Aesch. трижды выбросить шестёрку (при игре в кости), т.е. добиться необыкновенного счастья; 2) (в виде приставки) досл. трижды, перен. крайне, весьма (τρισάθλιος Aesch.). [B.169]

μέγιστος 3 superl. к μέγας - См. тж. μέγιστα, μέγιστον. [B.169]

μέγιστα adv. = μέγιστον. [B.169]

μέγιστον (τό) и μέγιστα (τά) adv. 1) весьма, крайне, чрезвычайно, в высшей степени: χαῖρ’ ὡς μέγιστα Soph. желаю тебе величайшего счастья; μ. ἔχθιστος Eur. ненавистнейший; 2) могущественно (μ. ἰσχύνειν στρατοῦ Soph.); 3) важнее всего, главным образом (καὶ τὸ μ., τὸ δὲ μ. и μ. δέ Thuc.). [B.169]

 

 
   

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – «идущий по кругу»

 

 
     
 

«Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить» бесспорно, добрый совет советской пропаганды. Но для того, чтобы ему следовать, надо было, по крайней мере, суметь прочесть его на плакате.

Уже после Октябрьского переворота Ленин писал: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране». [T.10.LI.25]

 

«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». В. И. Ульянов (Ленин)

Древнегреческий философ Платон рассказал миф о пещере-мире, в которой живут люди-узники. Узники смотрят на глухую стену, на которую сверху падают отблески света. Глядя на тени, люди думают, что познают мир. Эта метафора удивительным образом подходит к кинематографу…

Во второй половине двадцатого века наш мир стал заполняться тысячами Теней, которые образуют всё более причудливые узоры.

…в современных условиях любое важное событие моментально получает кинотрактовку, не редко сводящую его к тривиальной борьбе Добра со Злом…

…подобных фактических несоответствий в исторических фильмах множество, но знают о них только эксперты, а большинство зрителей доверчиво смотрят и охотно верят киномифам.

В 2002 году 60 % опрошенных россиян назвали кино главным источником знаний об истории.

Тени на стене пещеры становятся всё больше и ярче, а узники, по-прежнему, как зачарованные, смотрят на них. [T.10.LI.2]

 

Армен МЕДВЕДЕВ, кандидат искусствоведения, Председатель Государственного комитета по кинематографии (1992 – 1999 гг): «…кинематограф, как одно из блистательных изобретений человечества никуда не денется и не пропадёт. Я и сейчас так считаю. Когда говорят: «А, вот, кино было ВАЖНЕЙШИМ, теперь оно не важнейшее», я повторяю реплику Григория Горина на этот счёт, драматурга нашего замечательного, что Ленин говорил не от имени Художников, и не от имени Зрителей, он говорил от имени Власти. Да, для власти вчера ВАЖНЕЙШИМ было кино, сегодня – телевидение, завтра будет интернет.

…ведь многие вещи, ну, отрицательные для развития кино, начались не сегодня, они начались при той же самой Советской власти, когда, например, хорошим тоном было смотреть зарубежное кино. Я-то помню, как это было в том же «Госкино», когда собирались, там, директор Елисеевского магазина Соколов, и тоже там заместитель Председателя КГБ. Приезжали, значит, в гости смотреть зарубежное кино. То есть снобизм уже, вот: «нам позволено то, что не позволено другим» – это было уже тогда…» [T.10.CCCLXXXVII]

 

Prof. Robert J. Gordon, University of Vermont: «…в двадцатые и тридцатые годы считалось, что фильмы могут служить образованию. Лига Наций провозглашает: «Кино – самое сильное средство массовой информации». Камера – инструмент образования». [T.10.CCCXCI.2]

 

Осенью 1929-го года началась «Великая депрессия». Именно тогда, когда многие американцы питались на помойках, а душ принимали в городских фонтанах, начался расцвет Голливуда. По негласному заказу правительства на студиях снимались фильмы с хорошим концом – «хэппи эндом». Билет на сеанс стоил двадцать центов: кино помогало отвлечься от проблем и стало любимым развлечением американцев. [T.10.CCCXLVIII.10]

 

 
     
 

Борис ДУБИН, ведущий научный сотрудник «Левада-Центр»: «Может ли сегодня состояние чтения говорить о культурной или духовной, интеллектуальной жизни нации? Нет, не может. Потому что наряду с печатными источниками, и над печатными источниками, и с гораздо большими возможностями, чем печатные источники, выстроились за девяностые и двухтысячные годы аудиовизуальные средства информации – это телевизор».

Даже в образованных слоях чтение стало дополнением к телесмотрению. Лидирует серийная жанровая продукция – детектив, любовный или авантюрный роман.

Обрушились тиражи у «Толстых журналов»: они не продаются в киосках, не доходят до региональных библиотек и продолжают искать свою нишу на рынке, в том числе и в интернете.

Борис ДУБИН, ведущий научный сотрудник «Левада-Центр»: «Нынешние «Толстые журналы» существуют для самоорганизации пишущего и печатающегося сообщества. Раньше у них была другая функция: они соединяли разные круги интеллигенции, прежде всего интеллигенцию столичную с интеллигенцией провинциальной. В этом была роль «Толстого журнала» в России начиная с девятнадцатого века, сейчас эта роль практически закончилась».

На активность и постоянство чтения главное влияние оказывают два фактора – возраст и образование. [T.10.I.16]

 

В Москве есть такой бородатый философ Дупин, очень умный мужчина кроме всяких шуток. Как раз в один из этих дней он залез в говноящик и стал объяснять, что та духовная сущность, которой…

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.15]

*

…сундук был заперт, но, приподняв угол крышки, можно было просунуть руку в пахнущую сыростью щель и вытаскивать журналы по нескольку штук. Они были в основном шестидесятых годов – времен младенчества моих родителей. Их имена звучали романтично и гордо: «Техника – Молодежи», «Знание – Сила», «Юный Техник». От них исходил странный свет, такой же загадочный и зыбкий, как сияние ленинского электричества в заледенелых окнах.

Тот, кто долго листал старые журналы, знает, что у любой эпохи есть собственное будущее, подобие «future in the past» английской грамматики: люди прошлого как бы продлевают себя в бесконечность по прямой, проводя через свое время касательную к вечности.

Такое будущее никогда не наступает, потому что человечество уходит в завтра по сложной и малопонятной траектории, поворотов которой не может предсказать ни один социальный математик. Зато все сильны задним умом…

Будущее советских шестидесятых было самым трогательным из всех национальных самообманов.

Люди из вчерашнего завтра, полноватые и старомодно стриженные, стоят в надувных скафандрах у своих пузатых ракет, а над ними в бледном зените скользит ослепительная стрелка стартующего звездолёта – невозможно прекрасный Полдень человечества.

Рядом отсыревшие за четверть века закорючки букв – фантастические повести, такие же придурочные и чудесные, как рисунки, пронизанные непостижимой энергией, которая сочилась тогда из всех щелей. И, если разобраться, все об одном и том же – как мы поймём пространство и время, построим большую красную ракету и улетим отсюда к неведомой матери.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.16]

 

Можно в чём угодно убедить

целую страну наверняка,

если дух и разум повредить

с помощью печатного станка.

И. ГУБЕРМАН [B.117.2]

 

 
     
 

Александр БУРДОНСКИЙ, режиссер, Народный артист России, внук И. Сталина: «Когда в кино пришёл звук, кино стало просто таким орудием пропаганды, и оно уже не могло пройти мимо внимания самодержца, коим являлся Иосиф Виссарионович Сталин».

Валерий ФОМИН, доктор искусствоведения, историк кино: «Сталин начинал в должности зрителя, хотя и такого, высокопоставленного, а постепенно он становился цензором кино и продюсером советского кино номер один».

Александр ТРОШИН, кандидат искусствоведения, киновед: «Сталин берётся читать сценарии, и влезает в них, и поправляет. То есть всё от сценарного замысла или сценария, во всяком случае, до окончательной картины, всё определял Сталин. От него зависела судьба и фильмов, и судьба самих творцов».

Кинематограф в начале тридцатых годов становится всё более массовым искусством, и Сталин почувствовал, что кино обладает необыкновенной силой достоверности, воздействующей на массы экран притягивает, завораживает. Сталин, будучи дьявольски талантливым режиссёром жизни, всё больше и больше начинает вмешиваться в дела кинематографа.

Александр ТРОШИН, кандидат искусствоведения, киновед: «Он много смотрит хроники и документального кино. Какие-то фильмы переделываются по многу раз, и ему показывают очередной вариант. Он смотрит это всё очень внимательно, ну, чуть ли ни на просвет, выверяя каждую деталь. Это может быть смешно, что политик, руководитель страны читает сценарий, делает какие-то поправки. Тем не менее, он считал это важным, поскольку это есть инструмент влияния в реализации его политики». [T.17.XV]

 

…пока решали судьбу памятников имя великого флотоводца увековечили в фильме «Адмирал Нахимов». Снимал этот фильм великий режиссёр Всеволод Пудовкин. Правда, приняли фильм не сразу – начальный вариант картины раскритиковал сам Сталин: «Нет масштаба событий. Мельчите товарищ Пудовкин». И строго приказал: «Исправить!»

Исправили. Пересняли почти весь фильм. В конце концов получили Премию имени Главного Кинокритика… [T.18.XXIV.2]

 

Dr. Gabriele Leech-Anspach (Габриэла Лич-Анспах, славист) «…мы выросли в позоре Версальского договора»: остальные хотят нас уничтожить, поэтому нужно, не жалея себя работать для отечества, чтобы его возвысить. Это было гражданской позицией, и национал-социалисты этому способствовали».

…но от пропаганды быстро уставали. Одним из способов уйти от действительности было кино. В воскресный день обычная немецкая семья отправлялась в кинотеатр.

Геббельс – Рейхсминистр пропаганды – понимал кино, как возможность мобилизовать эмоции и сковать разум. Ради этой цели Рейх вкладывал в киноиндустрию громадные средства. Число кинотеатров выросло до семи тысяч. Каждый год на экраны страны выходило больше ста фильмов, среди них – девяносто процентов развлекательных – комедии, мелодрамы, музыкальные фильмы, детективы. [T.10.CCCLXXV.1]

 

 
     
 

Повышенный интерес в обществе ко всему аномальному очень точно уловили на канале ТВ3. Канал постепенно стал вводить подобные программы в свою сетку, а с начала этого года целиком переориентировался, выходит под лозунгом «Настоящий мистический!» и сосредоточился на трех жанрах: фантастике, мистике и приключениях. Мы придумали слоган «Настоящий мистический!», говорит генеральный продюсер канала ТВ3 Сергей Спиридонов, но свою задачу по программному наполнению канала понимаем несколько шире. Для нас ключевое слово скорее mystery (тайна, загадка). Наша целевая аудитория женщины и мужчины от 18 до 54 лет. И в этом сегменте аудитории по сравнению с прошлым годом мы подросли процентов на 30. Интерес к программам в жанрах фантастики, мистики и приключений одна из мировых телевизионных тенденций. Я не помню точных цифр, но, к примеру, в 2006 году на сетевом американском телевидении и на кабельных каналах было порядка 50 программ и сериалов, которые можно отнести к этим жанрам, а в 2007-м уже порядка 100.

В этом году мы сделали несколько по-настоящему успешных циклов: «Городские легенды» (таинственные истории, связанные с известными местами Сухаревской башней, Марьиной Рощей...), «Тайные знаки» (тоже истории, посвященные историческим личностям). Обобщённо всё это можно назвать историческими загадками, на которые мы смотрим под определённым углом зрения.

И исторического в них от этого становится значительно меньше.

Мы не занимаемся просветительством. Мы даже не играем в научпоп. Мы приняли определенную концепцию и совершенно осознанно ей следуем.

В июле Аналитический центр Юрия Левады опубликовал результаты опроса взрослого населения страны «Во что верят россияне?» (1600 человек в 128 населенных пунктах 46 регионов). И выяснилось, что количество людей, верящих в приметы, с 1990 года увеличилось с 51 до 63 процентов. В вещие сны верят на 15 процентов больше по сравнению с 1992 годом (44 процента тогда, 59 сейчас). В сглаз и порчу больше на 28 процентов (38 в 1990-м и 66 в 2008-м). В религиозные чудеса на 8 процентов (32 в 1991-м и 40 сегодня).

Ни церковь, ни государство, призванные объяснять происходящее и вселять в людей уверенность в завтрашнем дне, не справляются с этими функциями, комментирует результаты исследования научный сотрудник центра Юрия Левады Денис Волков. Принадлежность к православной вере декларируют свыше 70 процентов населения, а молятся хотя бы раз в день не более одной пятой верующих, не сомневаются в существовании Бога около 30 процентов. С государством иначе люди ждут стабильности, но они не знают, сохранится ли она, а повлиять на то, что происходит в стране, они не могут. Как результат всего этого повышенная тяга к мистическому объяснению повседневного.

Ю. ЛАРИНА [A.186]

 

Спустя несколько лет после смерти Зворыкина его дом в Принстоне был продан.

Эллис Оуэн: «Да, нам очень повезло. Но нам было смешно, когда мы вселились в этот дом, то тут не было телевизора. А это дом Отца телевидения, а телевизора нет».

Фрэд Оллеси, биограф В. Зворыкина: «В конце пятидесятых в Торонто у Зворыкина брали интервью. Его спросили: «Что самое ценное в телевизоре?» Он ответил: «Выключатель».

Американцы называют его «Русским подарком Америке». Зворыкин говорил: «Изобретение телевидения сродни открытию Америки. Я думаю, что оно даст возможность человеку общаться не только с себе подобными, но и с природой, что оно будет использоваться там, где жизнь человека подвергается опасности. Всё это сбылось. Я показал людям путь, а как они его пройдут уже не в моей власти». [T.17.XII]

 

Михаил ЗАДОРНОВ, сатирик: «…и, вот, пожар. Казалось бы Господь Бог взглянул, наконец, в нашу сторону – отключил всю эту хренотень – мол, «Отдохните, а! Ну, подумайте о Вечном. О душе». Большинство населения в Москве обуял ужас: «Ящик замолчал». Чёрный траурный экран – «Квадрат» Малевича в каждом доме. Ощущение медленно подкрадывающегося Конца Света, страшнее чем при Путче – даже «Лебединое Озеро» не показывают. У народа началась ломка, как у наркомана…

Нашлись такие, которые совсем от нечего придумать чем себя занять, вечером пошли на сам пожар смотреть. Потом рассказывали: «синий дым на фоне рыжего заката – такая красота». Толпа смотрела на пожар не отрывая глаз: боялась пропустить момент, когда Башня падать начнёт – Событие Века. Кто-то в толпе, глядя на обуглившуюся Башню, заметил, что теперь её надо называть «Останкинская-полукопчёная».

Мне вообще, вот так рассуждая и вспоминая, кажется, что у нашего человека организм уже не может функционировать без инъекции шока, который ему ежедневно впрыскивает «Останкинский шприц».

 

 
     
 

…огромный иконостас. Древние фрески, относящиеся к тринадцатому веку, украшают пилоны и стены собора. Русский народ принял не только веру Византии, но и её образы. Икона Иоанна Богослова. Изображения святых не считались картинами: в них не допускалась творческая фантазия. Расположение фигур и евангелических сюжетов в иконостасе было строго упорядочено: ярусы архангелов, апостолов, святых – они почитались как посредники между Богом и людьми, и каждый православный верующий хорошо знал их. Ведь во всех православных церквях они представлены в одном и том же иерархическом порядке.

Архангел Гавриил. И главное сокровище собора – Златые Врата. Верующие ценили этот шедевр двенадцатого века не за его художественные достоинства: для них это была книга, повествующая историю искупительного подвига Христа, которую они как бы читали – картину за картиной. [T.10.XI.4]

 

…именно потому, что вся жизнь княжества была подчинена борьбе за независимость, появились эти росписи. Во времена средневековья скульптуры, фрески, сам принцип декоративного оформления и архитектурного решения культовых построек были своеобразной Библией для неграмотных. Человек средневековья свободно «читал» усложнённый, мистически многозначительный «текст», зашифрованный в фигурах святых и пророков, в композиции того или иного сюжета. Именно поэтому в Молдове много фресок, выпадающих из жесткого церковного канона, но столь отчётливо отражающих антитурецкую направленность общественной жизни княжества.

В. САМОШКИН [A.352]

 

Тысячи скульптурных изображений, часто примитивные, иногда высокохудожественные, представляют тысячи буддийских историй и легенд, как религиозная живопись на стенах христианских церквей, как многоцветные витражи соборов бесконечно повторяют библейские сцены, дидактические, нередко наивные, исполненные на различных уровнях мастерства. Это искусство говорило общепонятным языком картинок и символов с огромными массами людей, преимущественно неграмотных. Оно было задумано как орудие пропаганды и в этом качестве стало популярным в самых широких слоях населения. А за пределами этой социальной функции, в тех образцах, где так заметен греко-римский светский элемент, оно находило искушенных и образованных ценителей. Для своего времени, в границах своего понимания мира искусство это, бесспорно, достигло совершенства.

Мортимер Уилер, профессор истории [A.313]

 

Генрих БОРОВИК, советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик: «Я хочу поздравить канал «Культура», канал «Россия-К» с, по-моему, блестящей совершенно задумкой создания «Academiи». Я даже удивляюсь, почему эта, в общем, простая мысль не приходила в голову раньше нашим каналам каким-то, с тех пор как появилось телевидение, и не приходит в голову, как я понимаю, зарубежному телевидению. Это очень хорошо. Конечно, люди значимые, люди умные, люди творческие много выступают на телевидении, особенно это касается, конечно, писателей, это касается деятелей искусств. Но вот сделать, объявить, что это «Academia», объявить, что это, в общем, учебный курс, в общем, дать понять зрителям, что они находятся практически на лекциях, на учебном процессе, они поступили в какой-то очень серьёзный университет, где такие преподаватели, которые вы в университете то не встретите. Конечно, это не простая вещь. Непростая, потому что за последнее время телевидение, и это не вина тех, кто делает телевидение, тех, кто руководит телевидением, но телевидение отшатнулось, в общем, в сторону от науки, от культуры. Я имею ввиду высокой культуры и высокой науки. И работает, в общем, под лозунгом «СКР». «СКР» – это «секс, кровь и развлекуха». И от этого снова вернуться к серьёзным разговорам о жизни, о нравственности, о возможностях науки, о возможностях физики и так деле, и так далее – не простая вещь. Совсем непростая вещь. Требуется очень серьёзное работа, которую, кстати, может выполнить вот эта наша «Academia» канала «Культура». Я желаю ей огромного успеха, и главное, я желаю, чтобы она, ну, всё-таки сообщила народу, что кроме СКР есть ещё очень много интересного и великого. Очень много. Дай Бог». [T.10.XXVI.2]

 

 
     
 

Герметизм не есть нечто абсолютно (герметично) закрытое. Это то поприще (ристалище, ринг), где Вы полностью свободны в «манёвре».

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ