ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VII. Spiritus dominat formam; Victoria (2); Jus Proprietatis; Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса); le Chariot; Иероглиф.

   

( מִלְחָמָה ) [milḥāmā] битва, война [B.18]

 

( הָדָר ) [dār] честь, великолепие [B.18]

( חֶרְפָּה ) [ḥerpā] позор [B.18]

 

 
   

Ещё один римский город был уничтожен, но Боудика понимает, что решающая битва ещё впереди, и что необходимо разбить главные силы римской армии. Всё решит эта последняя битва. Поражение будет означать, что Римская Британия останется римской ещё на целое поколение. Если же победят восставшие, у них появится шанс изгнать из страны ненавистных захватчиков. Стратегически ситуация на стороне восставших, так как римляне способны собрать сейчас лишь половину своих сил.

Успех Боудики до сих пор был следствием внезапности и преобладающей численности её армии. Хотя армия Боудики до сих пор побеждала, она ещё не сталкивалась с римскими легионами в генеральном сражении. Хорошо отлаженная римская военная организация и их превосходство в военной технологии станет теперь главным испытанием для сил восставших.

*

Боудика не могла слишком долго удерживать такую армию в состоянии боевой готовности, поэтому она искала решающей битвы. Права она была или нет, она просто отдала себя в руки богов и надеялась, что у неё достаточно сил, чтобы выиграть эту битву. Иначе её армия просто распалась бы из-за недостатка пищи: все разбежались бы по своим домам.

*

Главным принципом римской армии была агрессия: не сомневайся, бросайся в битву, бей, не думай ни о чём, иди в атаку, руби, коли. Главное оружие для того, чтобы колоть противника сразу перед атакой был пилум (pilum) – метательное копьё. Его бросали, обычно, на расстояние от двадцати до тридцати метров. Огромное количество смертоносной силы на кончике этого копья, которое словно бабочку пригвождало противника к земле. Гладий (gladius) – это следующее оружие, которое применялось сразу после того, как были брошены копья. Солдаты бросаются в атаку с гладием, этим коротким мечом весом около полукилограмма и около полуметра длиной. Это оружие для ближнего боя: для него уязвима любая часть тела, но особенно грудина – в центре. Вонзи сюда меч, разрушь нервную систему – и враг падает умирая у твоих ног. Ты можешь слышать его предсмертный хрип и видеть его лицо, потому что он очень близко. Скутум (scutum) – это щит, у которого была двойная функция: он служил для защиты, но его также можно использовать также как орудие нападения, нанося им удары. Если кто-то атакует вас, и вы ударите его этим щитом (большой медной шишечкой в центре), то удар может быть сокрушительным. Римский солдат представлял собой по сути компромисс между этими тремя факторами – этой убойной силой, мобильностью и защитой.

*

Точных сведений нет, но историки предполагают, что армия Боудики встретилась с небольшой десятитысячной армией римлян здесь в Мансетере (Mancetter – Manduessedum) в графстве Йоркшир. Римляне выбрали удачное место для битвы: за ними располагался лес, перед ними узкий участок поля. И их дисциплинированное безмолвие резко контрастировало с колоритной шумной полуголой армией Боудики.

Источники говорят о том, что бриты атаковали первыми. Это был бешеный неорганизованный натиск полуголых воинов, которые, по сути, выставили себя в качестве мишени для римлян. В этом было бесспорное преимущество римской армии: атакующие видели перед собой лишь сплочённый ряд щитов с мечами, выставленными наружу. Когда кельты приблизились на расстояние примерно тридцати метров, римляне обрушили на них целый ливень копий. Многие из нападающих сразу же погибли. В следующий момент атакующие врезались в шеренгу римских щитов. Конечно же, они, почти голые, проигрывали римским солдатам в шлемах с короткими разящими мечами. Наверно слышался звон мечей, ужасные вопли и крики когда кельты гибли один за другим вдоль передней шеренги римской армии.

Позади армии Боудики тысячи зрителей из разных племён наблюдали за битвой, предвкушая победу. Но, вместо этого, они, самим своим количеством блокировали восставшим все возможности для отступления.

Римская пехота – легионеры, - обрушили на армию восставших мечи и копья. Те из восставших, кто выжил, теперь пытались бежать с поля, но римляне не позволили им уйти: вперёд бросается римская кавалерия, которая преследует бегущих и добивает их на ходу. Римляне не щадят никого… [T.10.XXVII]

 

 
     
 

…у бритов больше людей, но долина узкая, поэтому передний край обоих войск имеет одинаковую длину. А дальше следует столкновение не армий, а культур: дисциплинированная римская военная машина против варварской ярости.

В рукопашном бою бриты сражаются хаотично, а римляне строятся клином.

Dr. Neil Faulkner, University of Bristol: «Затем легионеры вытаскивают гладий. Они бросаются вперёд, теснят бритов щитами и вонзают им в животы мечи. В рядах бритов начинается паника: их армия разваливается, отступает и обращается в беспорядочное бегство».

Бриты разбиты наголову. Говорят, Боудика покончила с собой. Римлянам хватило одного часа, чтобы добиться победы, но их месть растянулась на недели.

Dr. Neil Faulkner: «Проводя раскопки на землях иценов в Норфолке, мы видим разрушенные и покинутые поселения, где ещё несколько поколений жизнь не могла войти в нормальное русло».

Это было последнее крупное антиримское выступление в Британии. Далее последовали примерно триста пятьдесят лет римского владычества: люди, пришедшие как захватчики, пустили корни на этой земле.

Постепенно лагеря легионеров в Британии начали превращаться из военных баз в мирные поселения – в римские общины вдали от Рима. И такая история повторялась по всей империи.

Dr. Neil Faulkner: «Для того, чтобы завоевать провинцию, римляне строили крепости. И очень часто эти крепости превращались в города». [T.10.CCLXXVI.6]

 

 
     
 

Guy de la Bédoyère, historian, archaeologist, author and broadcaster: «В распоряжении Паулина (лат. Gaius Suetonius Paulinus) были только 14-й и часть 20-го легиона, то есть около шести тысяч легионеров и неизвестное количество вспомогательных войск. Может показаться, что это немало, но это мизер, с учётом численности войск его противника».

Орды Боудики идут на него, но они опьянены успехом и слишком самоуверенны. Они дают римлянам возможность генеральной битвы.

Guy de la Bédoyère, historian, archaeologist, author and broadcaster: «Это ошибка, ведь римляне побеждают в таких сражениях: всякий, кто даёт римлянам открытый бой, рано или поздно оказывается побеждённым. Подобных примеров в римской истории множество. Так случилось и тут».

Dr. Kate M. Gilliver, Cardiff University: «Думаю, главной ошибкой Боудики было решение дать римлянам генеральное сражение. У битвы между плохо обученной армией бриттов и хорошо организованными, дисциплинированными и опытными легионерами Светония Паулина мог быть лишь один исход – победа римлян. Кроме того, Светоний Паулин принял бой на чрезвычайно благоприятной для себя местности».

Dr. Paul R. Sealey, Colchester Museum: «Светоний заманил Боудику в ловушку. Он выбрал максимально выгодную позицию: его солдаты стояли на склоне, а тыл был прикрыт лесом. Так он защитил себя от внезапного нападения. Паулин смотрел, как Боудика объезжает войска верхом на коне. Она решила принять бой. В конце концов, всё складывалось для неё прекрасно…»

Королева иценов выжила в битве, но скончалась вскоре после неё: возможно, она заболела, а возможно приняла яд – точно неизвестно. Однако память о ней жива.

…великолепная статуя, изображающая Боудику с дочерями на колеснице, стоит в центре Лондона напротив здания Палаты Общин.

Dr. Paul R. Sealey, Colchester Museum: «После битвы Паулин собрал все римские войска в Британии и повёл их на Эссекс и Восточную Англию. Легионеры сеяли ужас среди оставшихся там бриттов. Они прошли по Восточной Англии и опустошили её. Карательный поход продолжался всю следующую зиму».

Dr. Kate M. Gilliver, Cardiff University: «Жестокие репрессии против населения после подавления восстания – дело, в общем, обычное. Так было в Германии, так было в Галлии, в Полонии и Иудее – чтобы другим не повадно было. Чтобы показать, что восстание против Рима бессмысленно, потому что оно обречено, а последствия его будут ужасными». [T.13.CL.1]

 

 
     
 

Слово (понятие) ПОБЕДА одно из тех которое человек слышит с детства.

Но наиболее полно смысл понятия «ПОБЕДА» раскрывается в его связке: «СЛАВА – ПОБЕДА» седьмая – восьмая сефиры ДРЕВА. Они представляют из себя своего рода Врата при переходе (проходе) от Формы к Гармонии.

Если ФОРМА Награды (ОРДЕН нем. Orden, от лат. Ordo ряд, разряд) не соответствует Подвигу (ПОБЕДЕ), то имеет место банальное Тщеславие.

 

Слава миг между безвестностью и забвением [A.190]

 

«Слава – огонь, воспламеняющий души людей» говорит поэма о Ясоне. «Песни Сирен – риск для мужчин. Но герои они? Или просто мечтатели [T.13.VI.2] 

 

…колесница, описываемая в видении Иезекииля, является одним из излюбленных символов самораскрытия Бога, Его «славы» (то есть присутствия в мире)… [B.37]

 

Семь чудес Евангелия от Иоанна в совокупности своей суть «слава» («δοξα» греч. «слава», «имя», «репутация»), то есть утверждение победы трёх священных обетов над тремя искушениями. [B.36]

 

Победа и Слава нейтрализуются андрогинною, завершенною Формою, Основанием (Jesod) всякой конкретности (Fundamentum omnium rerum).

И действительно, чтобы существовала форма, надо её выделить, выбрать (Победа выбор пути) так, чтобы на ней остановиться (Покой, Слава). [B.27]

 

…настоящую славу, как Царствие Небесное, нельзя выиграть по очкам – только вчистую.

Победа чистая – есть то, что принимают оба противника. [T.10.CDXI]

 

 
     
 

В итоге получается, что Император лишён всех трёх так называемых «естественных» человеческих свобод – убеждений, или мнения (δοξα в учении Платона), слова и движения. Этого с неизбежностью требует власть. [B.36]

 

Доктор Дзи Ши Дзя (признанный специалист истории эпохи Мин): «Мы, китайцы, говорим: «Возводя памятник другому, хотят увековечить себя». Восхваляя деяния отца, Чжу-Ди, на самом деле, сам хотел прославиться». [T.10.CXLVIII]

 

Масада – скала на Мёртвом море. Высокое плато, крепость, мощный каменный корабль, плывущий по суше, потому что вода Мёртвого моря давно испарилась. Масада построил иудейский царь Ирод. Ирод, как говорят, приготовил эту крепость местом убежища лично для себя на случай опасности, угрожавшей ему с двух сторон. Во-первых, со стороны иудейского народа, который мог свергнуть его, большая же и серьёзнейшая опасность угрожала со стороны египетской царицы Клеопатры. Она беспрестанно просила Антония убить Ирода, и подарить ей царство иудеев. Поэтому у западного входа под стеной, окружавшей вершину, Ирод воздвиг дворец с фасадом, обращённым на север.

Моссада возникла как результат мании преследования. Это застывшая в камне паранойя гнездо в скалах, где живут пугливые орлы. Почему Ирод построил неприступную крепость на краю своего царства? Что лучше: быть царём без царства или царём имеющим царство, но которому со всех сторон угрожают? Что царь мог делать в Масаде? Господствовать? Над кем? Над песком и камнями? Такие места как Масада – это демонстрация власти царя: «Смотрите – я неуязвим!» Но на самом деле они бесполезны: они надёжны как могилы – здесь гибнут люди. В таких местах великий правитель мечтает только о том, о чём мечтают все – о том, чтобы выжить: для царя это кошмарный сон. [T.10.XI.6]

 

В. Штрик-Штрикфельдт: «…если новая Европа будет строиться старыми империалистическими методами подавления, разбоя и эксплуатации, то даже бесправная и подчинённая Россия будет таить в себе большую опасность. Горе победителю, который должен бояться побеждённого».

С. КОНСТАНТИНОВ, кандидат исторических наук [A.113]

 

«δοξα» греч. «слава», «имя», «репутация»

Очень сильно может оказаться, что человечек-то оказался «мелковат» для трона (кресла руководителя) или корона с мантией для него великоваты. Но анархия ещё хуже ибо в итоге приведёт к гражданской войне.

 

δόξα ἡ 1) мнение, представление; 2) ожидание, чаяние, расчёт; 3) плод воображения, видение, призрак; 4) филос. мнение, мнимое знание; 5) намерение, решение, замысел; 6) редко pl. слава, имя, репутация; 7) блеск, сияние, яркость; 8) pl. высшие власти (δόξας βλασφημεῖν NT). [B.169]

 

 
     
 

1 - 2 - 3

ДАЛЕЕ