ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН V. Magister Arcanorum (Великий иерофант ); Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali 2); Quintessentia; Religio; Папа; Иероглиф.

   

scientia, ae f [scio] 1) знание, свéдение (alicujus rei или de aliquā re С etc.): alicujus scientiam fugere С быть неизвестным кому-либо; s. atque usus С, Cs теоретическая и практическая подготовка; s. futuroium С предвидение будущего; 2) осведомлённость, понимание, опытность, умение, знакомство (s. linguae Gallicae Cs); 3) отрасль знания, наука (s. juris С): s. rei militaris С, Cs военная наука. [B.32]

 

sciēns, entis 1. part. praes. к scio; 2. adj. 1) сведущий, умелый, опытный, искусный (alicujus rei Sl): scientem aliquem facere Pl, Ter поставить в известность (осведомить) кого-либо; 2) делающий сознательно, намеренно, с умыслом (sciens hoc fecit С). [B.32]

 

scienter [sciens] 1) умело, искусно (dicere С; tibiis cantare Nep); 2) сознательно, преднамеренно (fallere PJ). [B.32]

 

scībilis, e [scio] доступный познанию, познаваемый (alicui Tert). [B.32]

 

scientiola, ae f [demin. к scientia] кое-какое (поверхностное) знание Aug. [B.32]

 

sciolus, ī m [demin. к scius] полузнайка Eccl. [B.32]

 

scius, a, um [scio] знающий, сведущий (Latinae linguae Macr, Aug; perītus et rerum s. Lact): s. aliquid facere Lact сознательно делающий что-либо. [B.32]

 
 
     
 

Науки, размножившиеся в наши дни настолько, что вряд ли найдется человек, способный их перечислить, были ещё недавно немногочисленны. И в течение столетий основными считались три: теология, астрология и алхимия.

Первая искала связей с богом, вторая – со звёздами. Первая породила философию, сама же не умерла, но сильно измельчала и сохранилась лишь в виде полузасохшей веточки на философском древе. Вторая, исходившая из ложных предпосылок о твёрдости неба и заинтересованности звёзд в жизни отдельных представителей человеческого рода, родила астрономию и также существует по сей день, питаясь суеверием обывателей.

Третья древняя наука скончалась двести, лет назад, разгромленная наступлением химии и физики…

Игорь МОЖЕЙКО (Кир Булычёв) [A.309]

 

…очень важно, что его изобретение совпало с зарождением в Европе нового движения, названного «Просвещением». Люди эпохи Просвещения рассматривали мир с рациональной точки зрения: поддерживали радикальные политические взгляды, свободные от религии искусства и естественную (натуральную) философию, позже названную «Наукой».

Но, как ни странно, изобретение Хоксби (Francis Hauksbee) не сразу заинтересовало этих «новых» учёных, зато оно заинтересовало фокусников и уличных артистов. Те, кто интересовался электричеством, стали называть себя «электриками». [T.13.XCVI.1]

 

 
     
 

Удивительная надёжность мирового порядка в целом заставляет нас искать в ней проявление относительно небольшого числа высоконадёжных принципов. Именно эта идея лежит в основе науки. И поэтому многие бывают шокированы, узнав, что научные теории никогда не доказываются, никогда не опровергаются и вполне могут находиться в противоречии друг с другом и с экспериментом.

Хотя наука развивается уже две с лишним тысячи лет, учёные всё ещё продолжают избавляться от иллюзий относительно того, что представляет собой научное знание. Причём те, кто специально не интересуется философией науки, часто и в наши дни пребывают во власти заблуждений, вскрытых ещё в начале прошлого века.

Естественные науки описывают окружающий мир и наблюдаемые в нём явления, стремясь объяснить уже случившиеся события и предсказать будущие. Объяснение вносит порядок в наши представления о мире, позволяя заменить множество разрозненных фактов небольшим числом общих правил, которые намного проще запомнить. А главное: чем больше фактов описывает правило, тем выше к нему доверие и тем более оно пригодно для предсказания будущего. Наиболее общие правила удостаиваются особого почетного статуса «законов природы».

В глубокой древности никто не искал их целенаправленно, но некоторые обобщённые правила закреплялись в культуре практикой. Подобные правила передавались из поколения в поколение без объяснений и обобщений.

…подхвативший идеи Коперника Галилей не был столь осторожным и стал проверять, а как же устроен мир на самом деле. Его обращение к эксперименту следует, по большому счёту, признать моментом рождения науки, во всяком случае, в современном смысле этого слова. Фактически Галилей предложил новую методологию научного исследования: вместо умозрительного познания идеальных законов он поставил перед наукой амбициозную задачу постичь замысел Творца, изучая созданный им реальный мир. В определённом смысле такая наука была куда более христианской, чем прежняя средневековая схоластика (представляющая собой синтез христианского богословия и аристотелевой логики), постоянно ссылающаяся на авторитет Аристотеля. В самом деле, раз мир создан Творцом, то его следует изучать столь же досконально, как Писание, стремясь найти в нём безупречную божественную гармонию.

Между тем уже более сорока лет известно, что научные теории в принципе не могут быть доказаны, поскольку они содержат универсальные утверждения, а число экспериментов всегда конечно. Различие же между гипотезой и теорией состоит лишь в том, как их воспринимает научное сообщество. Широко признаваемую систему идей называют теорией, а частное предположение, нуждающееся в подтверждении (частным экспериментом или серией), гипотезой.

А. СЕРГЕЕВ [A.84]

 

Гумбольдт был уверен в том, что близится век истинной науки, и критиковал тенденцию науки к специализации. Ощутив гармонию в природе, Гумбольдт считал, что естественная наука должна применять метод комплексного исследования. Но этого не произошло. Дробление науки, которому так сопротивлялся Гумбольдт, и утрата комплексного подхода в исследовании привели к тому, что имя великого учёного было забыто ещё до окончания XIX-го века. Сэр Дэвид Аттенборо, натуралист [T.10.XX.1]

 
 
     
 

Таков был девиз первого истинно научного общества, впоследствии ставшего королевской Академией наук Великобритании, «Ничего со слов!» означает «Ничего на веру!» [A.66]

 

Вера не совместима с тем, что не поддается объяснению. [T.6]

 
 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ