ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
СБОРНИК |
|
|||||
АРКАН IV. Йод-Хе-Вау-Хе, Petra cubica, Forma, Auctoritas (2), Adaptatio, l'Empereur (Император), Иероглиф. |
||||||
Мировой порядок на древнем индийском языке санскрите обозначается словом «рита». Не случайно его сходство со словом «ритуал». Некогда это понятие было общим для всех индоевропейцев. Мировой порядок поддерживается регулярным повторением как небесных «ритуалов» (движения светил, смены времен года, дня и ночи, фаз Луны и др.), так и ритуалов земной жизни. [A.87]
|
||||||
Мы часто употребляем слово ритуал. И, тем не менее, мы иногда не отдаем себе отчет, в чем смысл слова «ритуал». Слово ритуал в нашем произношении восходит к древнему индоевропейскому корню «рита». «Рита» – это ритм. Что такое «рита»? Это порядок мира, это строй мира, это установленный порядок бытия, сотворенного Богом. Человек понимал, что он вышел из этого порядка, что он разорвал установленный закон, ему надо вернуться в него. Как вернуться? Мы не знаем, какие приемы использовал человек в доисторическое время, совсем давно, мы о них можем только догадываться. Кое-что с трудом можно найти и в этих текстах, как полузабытое, но когда-то использовавшееся. Но когда человек эти тексты писал, он был одержим вот какой идеей: он должен, хотя бы на время, совершив определенные обряды очищения, стать вновь таким, каким он был до грехопадения. И тогда, в этом состоянии чистоты, хотя бы временной, он может молиться Богу, он может смотреть на Бога, он может ожидать, что если он умрет в этом состоянии, то достигнет соединения с Богом. Суть ритуала заключалась в том, что человек воспроизводил те действия, которые были в мире богов, причем действия, связанные с победой над злом. Вы знаете, конечно, Библейскую историю грехопадения. А. ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор [P.14] |
||||||
Ритуал – это костяк жизни человека и социума. Он побеждает бесформенность времени. Ритуал сопровождает человека от рождения до смерти. Ритуал – это подарок каждому человеку индивидуально. Атрибуты и сюжеты каноничны. Участники ритуала, даже если пытаются отстраниться от него, испытывают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь. Потому каждому такому переходу сопутствует празднование, ощущение прощания со свободой, перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от рутины повседневности. Но он не только и не столько отдохновение, сколько возможность для человека ощутить себя частью всего мира, Космоса, участником событий вселенского масштаба. На ритуале нет зрителей, только участники. [B.47]
Prof. Arthur Demarest, Vanderbilt University: «Церемонии – не просто символ власти, они – олицетворение власти». Власти, которой правители майя обладали над подчинёнными ими городами. Однако всего за несколько десятилетий могущественный Тикаль загадочным образом погрузится в забвение. Его поглотит тропический лес и придётся ждать, пока пройдут тысячелетия и совершатся первые западные экспедиции девятнадцатого века, чтобы заново открыть его великолепие. [T.10.DCCXXXV.1]
| ||||||
rīte adv. [ritus] 1) по установленному обряду, с соблюдением церемониала, с надлежащими церемониями (r. deos colere С); 2) по обычаю, по обыкновению, как принято (r. trahere plaustra H); как обыкновенно делается, в соответствии с установленными формами (testes r. affuerunt rhH); надлежащим образом, как следует (rebus jam r. paratis V); 3) правильно, по праву, по справедливости (quae potest appellari r. sapientia С). [B.32]
rītus, ūs m 1) религиозный обряд, ритуал, церемониал богослужения, установленная форма, принятый порядок (sacrificii r. L): simulacrorum ritui deditus Aug идолопоклонник; 2) обычай, обыкновение (alieni ritūs moresque L): ritū тем или иным образом, по образу чего-либо, наподобие, как (ritu barbarico Pl; fluminis ritu H). [B.32]
rītuālis, e [ritus] ритуальный, обрядовый (libri С). [B.32]
rītuāliter согласно установленным обрядам (r. consecratus Amm). [B.32]
|
||||||
Во всех древних культурах были тайные сообщества. Мистерии имели силу, если их тайной владели лишь избранные. В древнем мире религия и ритуальные действия были привилегией высших слоёв общества. Знания оберегали от непосвящённых. Но, не смотря на все предосторожности, ни одну тайну невозможно хранить вечно. Случайность, или перст судьбы, в конце концов, всё тайное становится явным. Ритуалы были необходимы, они поддерживали существующий порядок. Народ должен был верить, что существующий порядок является лучшим и единственно возможным. Общество должно быть управляемым, и религия помогала власти управлять народом. …были тайные ритуалы, которых мы не видим на фресках и мозаиках. Со временем археологи нашли ещё несколько тайных подземелий. А также фрески со сценами жертвоприношений, правда, в жертву приносили животных. Главным действующим лицом церемоний была женщина: ритуал проводила жрица. Жертвоприношения не были публичными, в них участвовали только жрицы. Главный же ритуал – человеческое жертвоприношение, – совершался в ещё большей тайне, высоко в горах или в подземельях. Почему эти ритуалы совершались тайно, если они были столь необходимы? Религиозная элита совершала ритуалы от имени всего общества. Возможно, многие слышали о ритуалах, но не знали их сути. Обладая исключительным правом общения с богинями, минойские женщины играли определяющую роль в политике. Но некоторые древние ритуалы совершались в тайне, чтобы скрыть обман. …Тикаль переживал расцвет. Dr. James J. Aimers: «Здесь был большой рынок, улаживались бюрократические дела, жизнь била ключом. Не исключено, что здесь были школы для детей знати, и, конечно, религиозные церемонии. Мы полагаем, они проходили довольно часто и собирали много народу». Во времена расцвета империя Майя охватывала полуостров Юкатан в нынешней Мексике, а в Центральной Америке – Сальвадор и Гондурас. Империя просуществовала более тысячи лет, утверждая свою власть огнём и мечом. Однако Майя были не только воинами. Среди них были великие мыслители древней Америки, они создавали иллюстрированные книги, выдвинули философское понятие «вечности», их математики разработали концепцию нуля. Их астрономы были столь искусны, что могли предсказывать затмения. У них был не только солнечный календарь, но и более короткий, по которому шла религиозная жизнь. Их взаимная привязка осуществлялась по средствам зубчатых колёс. В их религии сложилось особое отношение ко времени. По их представлениям время имело божественную природу, и не имело ни начала, ни конца. Но оно делилось на промежутки, каждым из которых управлял свой бог. Майя обожествляли время. Однако религиозная жизнь Майя не ограничивалась абстрактными понятиями: боги времени требовали жертв, причём кровавых. Игра в мяч. Согласно преданию, так играли боги, чтобы решить, кто из них пожертвует собой, чтобы родился народ Майя. Майя верили, что своим рождением обязаны смерти бога, и этот долг так же следовало отдавать кровью. Таким способом правители метафорически воспроизводили битву богов. Кровавые жертвоприношения проходят красной нитью через всю историю Майя. Считалось, что от них зависит само существование этого народа. Ублажать богов было настолько важно, что жертву должен был приносить сам правитель. На площади перед пирамидами собирался народ, чтобы увидеть самый главный ритуал: в этот день своей кровью должен был пожертвовать сам правитель. Для этого ритуала и предназначалась главная пирамида. В сопровождении жрецов на её вершину поднимался правитель в церемониальном облачении и приветствовал свой народ. Это было сигналом для барабанщиков, зажигали факелы. Под бой барабанов и песнопения верховный жрец пронзал тело правителя. Через рану протягивали веревку, чтобы собрать кровь. Кровь капала на кусок коры, который затем сжигали. Пока горела царская кровь, жрецы внимательно следили за клубами дыма – это была кульминация ритуала: в этот момент Майя входили в непосредственное общение с богами. Царю не требовалось жертвовать жизнью, но он должен был испытать боль и пожертвовать кровью. Люди из низших слоёв тоже совершали ритуалы у себя дома, но правитель находился на вершине социальной лестницы – он публично демонстрировал свою связь с богами, он давал понять, что он не такой как все, и без него мир просто рухнет. Публичность церемонии не только демонстрировала мужество правителя, но и утверждала его власть. Лишь его кровь могла ублажить богов. Изображения, высеченные в камне, постоянно напоминали о жертве правителя. Народ должен был видеть, как правитель жертвует собой ради общего блага. Произведения искусства напоминали о тяжком бремени первого лица государства – правителя. Он ублажает богов для того, чтобы они не уничтожили этот мир. Конечно же религия и искусство служили для укрепления власти. Однако, камнерезы создавали эти изображения лишь по описаниям. Да, ритуал совершался в присутствии тысяч людей, но он, отнюдь, не был публичным. Главные ритуалы совершались тайно. Взгляните на пирамиды: не смотря на огромные размеры, сами храмы маленькие. Не думаю, что собравшиеся внизу люди могли видеть, что происходит в храме на вершине пирамиды. К сути мистерий – священным знаниям, – имели доступ очень немногие. Несмотря на присутствие тысяч людей, лишь узкий круг мог наблюдать ритуал воочию: к священнодействию допускались лишь жрецы самого высокого ранга. Археологи считают, что это делалось умышленно. Возможно, ритуал вовсе не был таким жестоким, как казалось публике. Сделанные из твёрдой вулканической породы – обсидиана, – ритуальные ножи были острыми как бритва. Этим оружием можно было пустить кровь, не нанося серьёзной раны. Надрез делали на языке: в нём много кровеносных сосудов, но мало нервных окончаний. Порез на языке не очень болезненный. Таким образом, кровопускание было скорее театрализованным представлением. Великое жертвоприношение правителя обходилось ему всего в несколько капель крови. Но эту тайну знали лишь сам правитель и его ближайшее окружение. Хранить эту тайну их вынуждала необходимость поддержания порядка в империи. Военной силы было недостаточно, нужна была поддержка населения. В империи Майя политика и религия служили одной цели – поддержанию порядка. Религиозная система подтверждала легитимность власти правителя и всех его приближённых. Однако, никакие тайные ритуалы не могли спасти империю Майя от исчезновения и забвения. В девятом веке, и это одна из величайших загадок истории, эта цивилизация по неизвестной причине исчезла. Мы почти ничего не знаем о том, почему исчезла эта великая цивилизация. Однако, нам известно, что её упадок сопровождался снижением религиозной активности. Древние ритуалы были забыты, а пирамиды заброшены, жертвоприношения правителя и его тайны оказались никому не нужны. Похоже, во всех древних культурах существовали тайные ритуалы. Священные знания, будь то у минойцев, последователей Диониса, либо у правителя Майя, всегда считались ключом к власти. К важнейшим ритуалам допускались лишь посвящённые, посторонние могли о них знать, но своими глазами не видели. Во всех древних культурах правда тщательно дозировалась, ведь особые знания дают особую власть. [T.10.CLIII.1]
В 1960-м году накануне Олимпиады в Италии кандидат в Президенты США Джон Кеннеди произнёс фразу, ставшую крылатой: «Международный престиж страны измеряется двумя вещами – ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями». …почти семнадцатикратное превосходство США в носителях ядерного оружия делало возможным уничтожение советского стратегического потенциала одним ударом. [T.1.IV.8]
|
||||||
Peter Barber MA, FSA, FRHistS. Head of Map Collections, British Library: «В эпоху Возрождения древность считалась синонимом авторитетности». [T.10.LIII.1]
|
||||||