ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus (Весь Мир); Мир; Иероглиф 2 (грудь, в смысле, близком к термину лоно). |
||||||
ОДЕЖДА - ОБУВЬ |
||||||
II habitus, ūs m [habeo] 1) внешность, наружность, вид, облик, образ (oris et vultūs С; optimo habĭtu florēre С); осанка (h. gestusque Q); 2) платье, одежда, костюм, тж. наряд (pastorum L; Persicus QC; Romanus H, Su): suo habĭtu vitam degěre погов. Ph жить в своей одежде, т. е. не пользуясь чужим добром; 3) положение, поза (declamantis Q); 4) состояние (provinciarum Т; civitatis VP; maris VM; pecuniarum L); 5) свойства, особенности (naturae С); расположение, настроение, характер (animi С etc.). [B.32]
vēlāmen, inis n [velo] 1) покров, покрывало, завеса (vultūs velamine celare O): v. nuptiale Ambr подвенечная фата: 2) одеяние, одежда (induitur velamina mille colorum Iris О); шкура (velamina ferarum T). [B.32]
vestis, is f 1) одежда, платье, одеяние (v. muliebris C; v. Candida L): vestem mutare C, L надеть траур или Ter, L, Sen переодеться; 2) подстилка (in veste cubare Lcr); 3) (тж. v. stragula C) ковёр C, O; 4) покрывало (genas defendere veste St); 5) покров: molli pubescere veste Lcr покрываться мягким пушком (бородой); 6) шкура, кожа (serpentis Lcr); 7) паутина Lcr. [B.32]
I vestītus, a, um 1. part. pf. к vestio; 2. adj. одетый: non unā pelle vestitior fuit Ap (сам Геркулес) имел на себе всего одну (львиную) шкуру || защищённый от холода, шерстоносный (pecus vestitissimum Col). [B.32] II vestītus, ūs m 1) одежда, платье, наряд: vestitu ( = vestitui ) nimis indulgēre Ter чрезмерно потворствовать щегольству; vestitum mutare C надевать траур; ad vestitum suum redire C снимать траур; 2) растительный покров (riparum, montium C); 3) внешняя форма, оформление (orationis C). [B.32]
I solōx, ōcis adj. всклокоченный, взъерошенный (lana Fronto); покрытый свалявшейся шерстью (pecus LM). [B.32] II solōx, ōcis f (sc. vestis) одежда из грубошёрстной ткани Tert. [B.32]
schēma, atis n (dat./abl. pl. atibus и asin) и schēma, ae f (греч.; лат. habĭtus) 1) вид, внешность (s. lepĭda Pl); образ, манера (imperata s. Su); 2) одежда, одеяние (servīle Pl); 3) поза (corporis Ap); 4) фигура (geometrica schemata Vtr); 5) риторическая фигура, иносказание Q: non schemas loqui, sed directum Pt не произносить цветистых фраз, а говорить по существу. [B.32]
|
||||||
I. Маг одет в белые, слегка розоватые одежды с золотистым оттенком. Туника короткая доходит лишь до колен и широким кожаным поясом собирается во множество складок.
II. …её обнажённое тело невольно поражает своим восковым, янтарным, полупрозрачным цветом… На голову наброшено дымчатого цвета чуть прозрачное покрывало, закрывающее колени и часть папируса, почти совсем скрывая их от глаз.
III. На камне восседает Женщина; на ней надето зеленовато-синее одеяние, ниспадающее длинным шлейфом с её правой стороны и частью закрывающее не только куб и сферу, но и спускающееся на некоторое расстояние вниз.
IV. Одеяния Повелителя сверкали белизной, вокруг шеи виднелась серебротканная пелерина, ноги были босы.
V. Перед троном стоят два человека. Первый из них шатен; его волосы густой волной ниспадают во все стороны; он одет в мягкую кожаную куртку со множеством складок и подпоясан широким кожаным поясом; на ногах кожаные сандалии с ремнями… Второй человек брюнет, волосы его откинуты назад и сзади связаны двумя золотыми обручами так, что они сходятся как бы в косу; на нём чёрное короткое платье с чёрным же коротким плащом; ноги обуты в металлическую чешуйчатую обувь… Иерофант одет в златотканые одежды… Правая нога иерофанта выдвинута вперёд; на ней видна обувь, блистающая разноцветными драгоценными камнями; левая нога согнута и несколько отодвинута назад; она обута в простую кожаную сандалию…
VI. С правой стороны юноши видна девушка с распущенными роскошными белокурыми волосами; она одета в длинную белую тунику, плотно облегающую весь её стан; на этом белом фоне красиво выделяется пояс из двух соединенных между собой шнуров. Слева от юноши стоит женщина, она почти совсем обнажена, так как главную часть её наряда составляют обильные драгоценности… Юноша одет в короткую рубаху жёлтого цвета, на ногах простые сандалии.
VII. …балдахин тёмно-синего цвета, индиго, на нём виден ряд золотых гексаграмм; с внутренней стороны балдахин лазоревого цвета (небесного) и на нём ряд серебряных пентаграмм… На колеснице стоит человек… Он одет в медные доспехи…
VIII. На маленьком возвышении, немного впереди от них, на камне кубической формы сидит Женщина. Тёмно-фиолетовая туника, переливающаяся в лиловую при свете огней, пышными складками ниспадает вниз и скрывает камень совсем от взора.
IX. Медленной походкой, опираясь на посох с едва заметными тремя сучками, идёт по тропинке старик. Длинная борода ниспадает до пояса, голова, почти лишённая волос, полуприкрыта капюшоном. Причудливыми складками, каким-то хаосом изгибов его чёрный плащ, а под ним туника и такая же чёрная рубашка скрывают всю его фигуру… Босые ноги в сандалиях покрыты пылью и струпьями…
X. …и когда чрез несколько минут они сверкнули вновь, я видел всё ту же фигуру: снова неподвижно сидел Сфинкс, снова стремительно взбирался Германубис и снова низвергался Тифон...
XI. В простой, но преисполненной величия позе стоит девушка в синем платье, надетом прямо на тело. Правая рука и правая грудь обнажены. Платье придерживается разноцветной вытканной узкой лентой, обхватывающей стан девушки два раза, — первый раз в талии, а второй у бёдер и спускающейся книзу с двумя кистями, причём одна несколько выше другой. Ярко-огненные волосы девушки, придерживаемые жемчужной сеткой, закинуты назад и, сложенные несколько раз вместе, образуют спускающуюся на спину причёску вроде небольшой косы, которая сохраняет свою форму благодаря пяти серебряным связывающим её кольцам.
XII. Два обуглившихся ствола дерева, некогда сожжённые молнией, с шестью коротко обрубленными сучьями на каждом из них, поддерживают жердь в виде перекладины, на которой висит привязанный за левую ногу Повешенный.
XIII. На фоне розового неба видна приближающаяся фигура. Женский скелет, широко оскалив зубы, быстро двигается и косит на ходу траву, среди которой видны изрубленные куски человеческих тел.
XIV. Залитый солнцем стоит светлый Гений… Ризы сверкают отражением солнца; жёлто-оранжевый цвет как-то пронзён серебром; на голове его клафт тёмный кисейный; грудь озаряют лучи ожерелья, пояс спускается спереди пышными складками белого шёлка, горя весь алмазной пылью...
XV. Два человека, совершенно обнажённых, мужчина и женщина, стоят, обратившись друг к другу, со связанными за спиной руками. Руки опустились беспомощно, головы склонены вниз, а из-под густых распавшихся волос женщины видна толстая верёвка, одним концом связывающая её живот, а другим петлёй, надетая мужчине на шею… На большом шаре сидит Бафомет с женскими грудями и козлиной головой… Грудь Бафомета обвивают две змеи, одна подняла голову кверху, другая книзу. Своими телами эти змеи на животе образуют полукруг. Этот полукруг занят рыбьей чешуёй, и на его фоне виден серебряный крест с распятой розой. Под ним видна птица гага, вырывающая пух из груди чтобы дать тепло своим птенцам, которые в числе семи расположились внизу и белой лентой обрисовывают начало косматых козлиных ног.
XVI. На башню горделивой поступью взошёл человек, одетый в мантию, с короной на голове. Исполненный самодовольства, он горделиво окинул взглядом всё кругом и на мгновение остановил свой взор на бедно одетом человеке, почтительно склонившемся у подножия круглой башни.
XVII. Внизу на скалистой почве, опустившись на левое колено, стоит обнажённая девушка. Её золотистые волосы распущены и облекают всё тело, доходя до земли; на лбу переливается исполинский алмаз. Девушка держит два кувшина с узкой шейкой; в правой руке – золотой и из него льётся струя золотого песка, в левой руке сосуд – серебряный и из него течёт вода.
XVIII. Там, в этой жуткой неизвестности, что-то горит, и далёкое зарево пожара слабо расцвечивает горизонт красной дымкой. На фоне этого зарева видны две громоздкие, массивные и неуклюжие башни, неведомо кем построенные, для какой-то неведомой цели. По бокам дороги, то там, то сям, сквозь скользкую мглу тумана, под холодным лучом луны, виднеются красные пятна, кажущиеся огромными сгустками крови.
XIX. Под ослепительно яркими лучами полуденного солнца резвятся на песке мальчик и девочка, взявши друг друга за руки; они совершенно обнажены, а их весёлый, беззаботный смех громко звучит далеко кругом. Мальчик и девочка представляют собой целостного человека; они наги, но это не мешает им быть счастливыми, ибо всё существо их купается в дивных лучах, исходящих из горней выси.
XX. На краю зеленеющей равнины, переходящей в песчаный берег реки, видна раскрытая могила. Около неё стоит группа из трёх людей: Мужчина благоговейно сложив руки и подняв голову кверху, смотрит на Ангела, реющего в воздухе и трубящего гимн; Женщина, опустившись на одно колено, протягивает руки к маленькому Ребёнку, радостно смеющемуся и идущему к ней своими робкими шагами.
XXI. Странен вид Человека, стоящего пред пропастью. Он одет в шутовской наряд, но время заставило поблекнуть его когда-то яркие краски, и обратило его в землистый, красновато-жёлтый саван. На голове его надет дурацкий колпак…
XXII. Средь космической пустоты и мрака реет в пространстве обнажённая фигура Женщины. Её волосы распущены и пышными складками ниспадают по бёдрам…
chīridōta, ae f (sc. tunica) (греч.) туника с длинными рукавами Capit, Scipio ар. АG. [B.32] * Dalmatica vestis Is далматик (просторная, длинная туника с длинными и широкими рукавами)
ἐξ-ωμίς, ίδος ἡ эксомида (греческая туника, оставлявшая открытыми правое плечо и правую руку; одежда рабов, ремесленников Arph., Sext.; в Риме - туника без рукавов Plut.). [B.169]
( כְּת۬נֶת ) [kәtōnet] (мн. -ôt) туника (вид одежды, наподобие длинной рубашки) [B.18]
|
||||||
Александр СОКОЛОВ, научный журналист и популяризатор науки, «Антропогенез.ру»: «…датировка 170 тысяч лет назад появилась одежда, потому что тогда разделились линии головной и платяной вшей. Предполагается, что уже была экологическая ниша для вши, которая живёт в одежде. Сама одежда с такой древности, она не сохраняется». [P.150.13]
Мария РУТ, доктор филологических наук: «…что касается слова «одежда», то в принципе это слово связано с глаголом «давать» / «дать». Но не с этим его вариантом: есть фонетический вариант этого глагола, который звучит, как «деть». Говорим: «куда я это задевала?», «куда я это дела?», и иногда говорим «Ой! Что деется?» Есть такой устаревший глагол, хотя и употребляемый в просторечии. Для нас, вообще, это глагол действия. Кстати, от него образовано и слово «действие», и слово «дело», и глагол «делать» – это всё однокоренные слова. То есть, получается, что древние воспринимали «действие», как, прежде всего, чтобы мне что-то «дали». Действие – это когда я даю. И «одежда» первоначально – это то, что «мы с собой делаем». То есть, мы себе что-то даём». [P.125.409]
|
||||||
Новая одежда также является частью развитой культуры Бронзового века: на смену коже приходит шерсть. Nadja Huckfeldt, Museumsguide: «Для Бронзового века характерно то, что в захоронениях мы находим в основном шерстяные ткани. Предположительно это связано с тем, что в Европу были завезены более крупные овцы из Ирана. Шерсть местных диких овец была (короткой) с грубым остевым волосом и небольшим подшёрстком. На Востоке в процессе одомашнивания получили (длинношёрстное) руно, и в конце неолита – начале Бронзового века эти рунные овцы попали в Северную Европу». Появилась первая мода – одежда стала символом статуса. Dr. Rüdiger Kelm, Geschäftsführer AÖZA gGmbH: «В Бронзовом веке появились различия между мужской и женской одеждой. Мужчины носили длинные накидки с шерстяными поясами и шапки с украшениями. У женщин же фактически были платья, изготовленные вручную, которые подчёркивали индивидуальность, положение, статус или же возраст хозяйки». Женщины стали ткать и шить одежду из овечьей шерсти. Шерсть превратилась в востребованный товар. Появились первые ремесленные профессии. Началось разделение труда, на котором основано современное общество. Развитие обмена привело к расслоению общества. Постепенно возникли иерархии. Эту эпоху называют «Золотым веком» человечества – когда люди столкнулись с новыми вызовами. [T.10.DCXCII]
|
||||||
Dr. Kevin-John McIntyre: «Шёлк. Он красив, мягок, изыскан, крепок и надёжен. Эта удивительная ткань приковывает внимание человечества уже более трёх тысяч лет. Испокон веков его носили сильные мира сего. Кроме того, шёлк использовали как валюту и средство дипломатии. Он был показателем статуса и уделом небожителей. Из всех ценностей именно шёлк прочной нитью связал Восток и Запад. Это артефакт, изменивший ход истории. …в этот цвет окрашивали мантии римских и византийских правителей, турецких султанов и китайских императоров. Пурпур – древнейший символ власти в истории человечества». И в Китае и в Византии для придворных шили шёлковые одежды, которые должны были подчёркивать их высокое положение. [T.17.XVI.1]
Neil Oliver, archaeologist, historian, broadcaster and writer: «…здесь, в Стокгольме, жизнь тесно связана с Балтикой. Ближайшие соседи Швеции – это лежащие к востоку Финляндия, Латвия и Эстония. В случае с Британией движущей силой викингов были норвежцы и датчане, но здесь переселение и освоение земель развивалось иначе. Оно началось здесь – на Балтике – и продолжилось на востоке в Древней Руси и ещё дальше. Это переселение основывалось на торговле предметами роскоши, многие из которых привозились из таких далёких стран как Китай, но стоили многих человеческих жертв. Бесчисленные рабы, отторгнутые от родных мест в Британии и Ирландии, переправлялись далеко на Восток, где их ждала неизвестность. Это история не Севера и Юга, а, скорее, Запада и Востока, и того мощного влияния, которое викинги оказывали на огромную территорию. Оно началось в восьмом веке и продолжалось около ста лет: тогда начала создаваться торговая империя викингов. Здесь – в Швеции – археологи обнаружили следы того, как далеко эта торговая сеть протянулась на Восток. Арабские дирхемы, отчеканенные в Ташкенте, Багдаде или Самарканде. Это далёкие чужеземные названия, и, всё же, монеты добирались до Скандинавии в огромных количествах – десятками тысяч – в частности эти монеты были найдены в богатых кладах викингов в двух с половиной тысячах километрах от места чеканки. Эти ожерелья из горного хрусталя, то же, происходят с Ближнего Востока: их пестрота просто бросается в глаза. Но замечательнее всего, наверное, вот эта скромная драгоценность – кусочек китайского шёлка. Я думаю, что золото и серебро – показатель богатства, но шёлк – говорит о роскоши. Внешность важнее, чем личные ощущения. Эта ткань выделяет шведов из числа соседей, ведь не смотря на то, что они живут на северо-восточной окраине Европы – на краю света – они имеют связи со всем Востоком и даже Китаем». [T.10.CDXVIII]
…кушаны были не только угрозой безопасности Хань, они также представляли угрозу для ценных поставок нефрита, поступавшего в Китай по Шёлковому пути. Dr. Frances Wood, British Library: «Китайцы не говорили «Шёлковый путь» – это европейское изобретение девятнадцатого века. Если бы китайцы дали ему название, они бы назвали этот Путь «Нефритовым», потому что нефрит из Хотана попадал в Китай именно так». На окраине уезда Дуньхуан сохранились одни из старейших ворот Великой стены. На протяжении многих веков через эти ворота проходила большая часть нефрита, за что их прозвали «Нефритовые врата». [T.22.L.1]
|
||||||
Изысканный, но долговечный, тонкий, но прочный – на протяжении всей человеческой истории шёлк всегда был драгоценным товаром. Шелкопряд, на самом деле, семисантиметровая гусеница. Масса шёлкоотделительных желёз составляет до двадцати пяти процентов от общей массы тела. Создание кокона начинается с постройки каркаса, на котором держится вся конструкция. Гусеница совершает быстрые равномерные движения головой и укладывает нить в форме восьмёрки. Она может повторять эти движения до двухсот тридцати тысяч раз, а длина шелковины доходит до тысячи метров. Спустя два или три дня кокон готов. Гусеница находится в коконе около трёх недель и там превращается в бабочку. Вскоре после открытия производство шёлка постепенно распространилось по всему Китаю, пока не стало одним из ключевых элементов экономики страны. Сохранились образцы тканей, которым уже по две или три тысячи лет. Шёлк занимал в жизни людей настолько важное место, что, вероятно, благодаря именно ему китайцы создали первые костяные пластины с иероглифами. Dr. Zhao Feng, Director, Hangzhou Silk Museum: «Иероглифы на этих гадальных костях считаются примером самой древней китайской письменности. Им, по меньшей мере, три тысячи лет. Здесь вырезаны символы, обозначающие шелкопряда, шёлк и тутовое дерево». В древних китайских документах также подробно описывается как разводили гусениц и собирали шёлк. В некоторых сельских районах Китая процесс остаётся неизменным тысячи лет. Методы и приёмы передаются от одного поколения к другому. Всё начинается с крошечных яиц, настолько малюсеньких, что даже масса двух тысяч не превышает одного грамма. Из них вылупляются гусеницы размером не больше булавочной головки. За последующие тридцать три дня они увеличивают свой вес в десять тысяч раз. Но для этого им потребуется огромное количество еды. Они предпочитают питаться исключительно листьями Белой шелковицы. И для производства тончайшего шёлка они не должны есть ничего другого. На изготовление одного-единственного шёлкового платья требуется около двух тысяч коконов, а это значит, что гусеницам необходимо съесть около семидесяти килограммов листьев – почти два тутовых дерева. …бабочка, выбираясь из кокона, прогрызёт его и повредит шёлк. Кипящая вода используется для того, чтобы убить гусениц и растворить защитный слой. Примитивные прялки, используемые во время этого процесса, очень мало изменились за два тысячелетия. Не смотря на то, что нить в восемь раз тоньше человеческого волоса, она достаточно прочная, ведь защищает гусениц от голодных насекомых. И абсолютно водоотталкивающая. Эти качества делают нить самым лучшим натуральным волокном в мире: с одной стороны – оно мягкое и приятное на ощупь, с другой – крепкое и износостойкое. До изобретения синтетических тканей ни один материал не мог сравниться с шёлком по роскоши и красоте. И его распространение за пределы Китая стало неизбежным… Сегодня шёлк является важной составляющей мировой экономики, и его долгое путешествие с Востока на Запад уже завершено. Бразилия – страна Южной Америки – стала ведущим производителем шёлка. Бразильский климат идеально подходит для разведения шелкопрядов: за год можно получить до восьми поколений. [T.21.XXXI]
…яйца некоего насекомого под названием «бом-бикс», он же «серикариа мори», чью гусеницу во всём мире панибратски кличут шелковичным червём. …с той поры бомбикс начал своё шествие всё дальше на Запад. А с ним и его неразлучный спутник – шелковица, или тутовое дерево. Дело в том, что червь ужасный привереда: он предпочтёт умереть с голоду, но не притронется ни к чему, кроме тутовых листьев. От века он живёт рядом с человеком, словно корова или овца, – единственный из насекомых, возведённый в ранг «только домашнего животного». Сегодня вы напрасно станете искать шелковичного червя в диком состоянии. Он целиком зависит от человека, дающего ему и стол и кров. Более того, создание настолько разленилось, что не желает даже отправляться на дерево за едой – извольте подать ему готовенькое, иначе оно объявит голодовку и на том закончит свои дни. Морис Кейн [A.437]
…первая волна отдыхающих накатывала на южный берег Крыма в Пасхальную неделю. И начинался «Бархатный сезон». Назывался он так совсем не потому, что была мягкая и солнечная погода, не потому, что люди одевались в бархатные наряды, хотя было и то и другое. В то время существовали Бархатные Книги – реестры русского дворянства. И вот, вся аристократическая публика приезжала отогреться в Крым. И тут же цены подпрыгивали до небес и на извозчиков, и на прачечные услуги, на гостиничные номера, ну, и, конечно же, на молодое вино. А следующий сезон начинался уже осенью. Вот его называли «Шёлковым» именно по нарядам. Как не удивительно, но летом курортная жизнь затихала. Перемены произошли в конце девятнадцатого века – грянула Купальная революция… [T.18.XXIV.1]
|
||||||
Сергей ДМИТРИЕВ, кандидат исторических наук, Институт Востоковедения РАН: «…произошёл «нейминг» – очень известный немецкий географ фон Рихтгофен, который как раз придумал этот термин «Seidenstraße» (Великий шёлковый путь), который так хорошо лёг на всех, что теперь кажется, что так всегда называлось. И даже китайцы, которые в целом не очень любят использовать чужие термины, всё равно сейчас это называют «sīchóuzhīlù», то есть, «шёлковый путь», и тоже совершенно не знают, что это придумали какие-то… Это тот случай, когда термин так хорошо придуман, что кажется, что он был всегда». Андрей МОЖАЙСКИЙ, кандидат исторических наук, Институт классического Востока и античности, НИУ ВШЭ: «…страна, где делают шёлк. Собственно греческое слово «серикос / σηρικός» – это «шёлковый». Фон Рихтгофен в 1877-м году в своей лекции упоминает этот термин как в единственном числе (так и во множественном). Он уже подчёркивает, что это «скопление путей». И в этом отношении это гораздо более ближе к реальности, чем просто мы проведём несколько линий через Евразию или Индийский океан, как это делают порой в учебных пособиях: это вводит в заблуждение». Сергей ДМИТРИЕВ, кандидат исторических наук, Институт Востоковедения РАН: «…где-то с начала нашей эры его начали делать в Индии, и потом это надолго застопорилось, потому ч в Византию он попадает только в шестом веке. И если мы говорим про шёлк, у нас образ «хранимого секрета». «Хранимый секрет» – это про Византию: китайцы никогда его сильно не хранили, поскольку в каждой практически хорошей крестьянской семье делали сами. Выкармливали червей и весь процесс происходил с начала до конца, то если бы кто-то хотел секрет украсть, то он, естественно, его бы украл – проблемы не было. Играла роль, во-первых, далёкость Китая от западного мира – трудность этого пути. Когда это попало в Византию, там была целая детективная схема, когда несторианские (сирийские христианские) монахи в полых посохах принесли гусениц, листья и какие-то минимальные представления о том, что с этим делать. Вот потом – с седьмого века по двенадцатый – византийцам удавалось это хранить пока сицилийские норманны не взяли Коринф и не вывезли шелководов в Италию, и стало понятно, как это делать. Про «секрет шёлка» – это про Византию, (а) не про Китай. Самые первые находки относятся к неолитическим временам: чуть позже, чем одомашнивание проса, чумизы, если южнее – риса. Это очень давно появилось. Обычно про всякое одомашнивание животных в Китае легенд нет, а про шёлк есть. Упоминается про жену Хуан Ди – «Жёлтого теарха» легендарного, которая сидела пила чай. Уже интересно: чай в Китае появляется только в Средние века. У неё в чашку упал кокон с дерева, и она стала в милой задумчивости его разматывать, и оказалось, что ниточка почти незаметна, а пальцу тепло. Уже в легенде весь технологический процесс изложен». [T.10.D.81]
|
||||||
Кирилл МИХАЙЛОВ, кандидат исторических наук: «…по византийским источникам мы знаем, что дешёвый шёлк имел маленький рапорт – десять-двадцать сантиметров. Шёлк – один из самых дорогих материалов. Не золото было главной причиной экспедиций в Восточную Европу – это арабское серебро и восточный шёлк, который продавался дороже золота. Небольшая партия этой ткани позволяла окупить поездку много раз. Тем более что золото было ограничено очень сильно в вывозе. Во-первых, его было не так много. Во-вторых, Византия – основной поставщик этого металла в Европу очень сильно ограничивала вывоз золотых монет: вывезут, и наступит экономический коллапс. Кстати, Россия похожие ситуации знала, когда в восемнадцатом веке чеканили серебряную монету, народы Поволжья, например, изымали эту монету для того, чтобы украшать традиционные костюмы. И был запрет на такие вещи. Через столетия ситуация повторялась. Всех купцов, которые посещали Константинопольский рынок, тщательно досматривали и запрещённые вещи у них изымали. Об этом очень ярко пишет итальянский епископ Франк-Лионский». [P.125.176]
|
||||||
ДАЛЕЕ (ОДЕЖДА) |
||||||