ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus (Весь Мир); Мир; Иероглиф 5 (грудь, в смысле, близком к термину лоно).

   

ОДЕЖДА - ОБУВЬ

 
     
 

calceātus, ūs m [calceus] обувь Su. [B.32]

 

caliga, ae f 1) сапог, преим. (тж. с. militaris PM) солдатский J, Just etc.; 2) военная служба, солдатчина: Marium с. dimīsit Sen Марий оставил военную службу. [B.32]

 

campagus, ī m полуоткрытая обувь (с ремённой шнуровкой) Treb, Capit. [B.32]

 

cothurnus, ī m (греч.) 1) высокая греческая обувь на толстой подошве, котурн С etc.; охотничий сапог V, J; преим. обувь трагических актёров (в отличие от soccus комических актёров): tragicis cothurnis scriptum regale dedisse О вывести на сцену царей в трагедийных котурнах, т. е. написать трагедию о царях; in cothurnis novis prodire погов. Ph выступить с новой трагедией; 2) трагедия, трагический стиль (с. Sophoclēus V): joca non infra soccum, seria non ad cothurnum Ар (в комедиях Филемона) шутки не опускаются ниже комедийного уровня, а серьёзное не доводится до степени трагического; a socco ad cothurnum ascendere Ар переменить простой стиль на высокопарный. [B.32]

 

diabathrum, ī n (греч.) диабатр, род лёгкой женской обуви Naev. [B.32]

 

sandalium, ī n (греч.) сандалия Ter, Aug. [B.32]

 

vinculum (vinclum), ī n [vincio] (преим. pl.) 1) верёвка; 2) перевязь, обвязка, скрепа; 4) сандалия, обувь (vincla de pede detrahere Tib): unum exūta pedem (acc. gr.) vinclis V разувши одну ногу; 5) путы, оковы

 

 
     
 

σανδάλιον (δᾰ) τό [demin. к σάνδαλον] сандалия Her., Luc., NT. [B.169]

σάνδᾰλον, эол. σάμβᾰλον τό 1) сандалия (деревянная подошва с ремнями) HH; 2) сандал (род камбалы) Luc. [B.169]

 

ὑπό-δημα, ατος τό 1) подошва с ремнями, сандалия Hom., Her., Xen., Plat.; 2) башмак, сапог Arph., Arst.: τὰ εἰς ὑποδήματα γεγραμμένα χρήματα Lys. запись расходов на обувь. [B.169]

 
 
     
 

Раиса КИРСАНОВА, доктор искусствоведения: «…искусствоведение занималось всеми предметами быта, костюмом, обувью, шляпками-перчатками только в той мере, в которой они были нужны для анализа живописных произведений. Но, на самом деле, всё, что мы теперь носим, надеваем на себя, обуваем на ноги, всё это имеет очень давнюю историю. До такой степени давнюю, что я бы не советовала везде и всегда начинать с того времени, когда обулись и оделись «изгнанные из рая». Тем не менее, связь всегда можно проследить очень чёткую. Взять, хотя бы, шнурки: казалось бы – верёвочка с наконечниками – ничего особенного. Тем не менее, вещь довольно поздняя – в 1790-м году был выдан патент на создание шнурков – а, ведь, что такое «шнурок с наконечниками»? – Такой был ещё в далёкой древности, в античности, и таким шнурком с наконечниками, только очень большой величины, стягивали возы с провиантом, с сеном и прочее. В Средние века мерная верёвка с наконечниками служила архитекторам готических соборов, потому что металл оставлял следы на камне, и по этим меткам каменщики уже знали, что им делать. Самая романтическая история этой верёвки с наконечниками относится к шестнадцатому веку, когда «исторические» Нидерланды, один полк решил уйти от герцога Альбы, поскольку эта территория была под испанским владычеством, и защищать своё отечество. Альба поклялся всех повесить. И тогда члены вот этого отряда, они стали носить верёвку с наконечниками, показывая тем самым, что они совершенно не боятся смерти даже таким путём, как путём повешения.

Теперь мы эту верёвочку с наконечниками знаем – это аксельбант – то есть «плечевой шнурок». И вот эта история вот этого шнурка с наконечниками, в конце концов, породила такую нужную и важную вещь, как шнурки для ботинок и, вообще, для обуви. Но дело-то в том, что в России зашнурованные ботинки мужчины стали носить только уже после смерти Николая Первого, который очень строго следовал форме: он считал, что если народ не носит форменную одежду, он ему не подчиняется, поэтому запрещал ботинки на шнурках. Но уже с пятьдесят шестого года такие люди стали появляться на улице.

…как говорят в науке, «всё это культурно детерминировано», потому что понятие красоты, как понятие «высокий – низкий», «толстый – худой», оно тоже определяется культурной ситуацией. На самом деле, как говорил наш очень известный учёный Богатырёв о том, что все эти вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной своей жизни, они обладают целым пучком функций, и никакие функции никуда не деваются. Знаете, когда появилась обувь для того, чтобы защищать ноги, может быть от раскалённого песка в одних районах Земного шара, от такого же «горячего» снега в других местах, предполагалось, что обувь будет выражать статус, обувь будет ещё свидетельствовать о красоте, а главное – умении её сделать».

…обуви испокон веков уделяется огромное внимание: она должна быть удобной, практичной, а при этом ещё красивой и модной. Форма и внешний вид обуви менялись с течением времени: прогресс науки и техники способствовал появлению всё новых и новых материалов для её изготовления, а человеческая мысль и фантазия стремились принести что-то новое – каблуки, застёжки, шнурки, пуговицы, молнии – появление этих аксессуаров многократно увеличивало внешнюю привлекательность обуви.

Сейчас обувь – это не только жизненно необходимый элемент нашей одежды, но и аксессуар, помогающий идти нам в ногу со временем, модой и современным стилем. Она способствует обретению человеком уверенности в глазах окружающих, и повышает внутреннюю самооценку. На обувь тратятся огромные, а, порой, даже баснословные деньги. Расцветка и форма моделей превосходит все мыслимые и немыслимые фантазии…

Раиса КИРСАНОВА, доктор искусствоведения: «…то, что называлось «черевичками» у Гоголя, но, в данном случае, когда говорим о черевичках, речь идёт о кожаных башмачках. И они сделаны из определённой части, из чрева туши – мягкой, тонкой кожи – поэтому они так великолепны. Гоголевская героиня, она, всё-таки, сельская девушка, она кожу как практичную понимает, поэтому она хочет черевички. В то время всё, что могла предложить Екатерина, в основном, были туфли, сделанные из шёлка и парчи.

…кожа была дороже: выделка более сложная». [T.10.D.2]

 

corrigia, ае f (тж. с. calceamenti или caligae Vlg) башмачный ремень Vr, С etc. [B.32]

 

 
     
 

Рената ЛИТВИНОВА, актриса, режиссёр, сценарист, телеведущая. Заслуженная артистка РФ: «В принципе, человечеству обувь не нужна: до сих пор существуют народы, далёкие от цивилизации, которые не пользуются вообще никакой обувью. Например, у них измерили толщину подошвы, и она достигает сантиметра толщиной…

И есть сведения, что первая обувь появилась где-то тридцать-сорок тысяч лет назад.

В Древнем Египте первая обувь возникла в виде сандалиев, и делалась она из папируса, из пальмового листа, из кожи, а выкройку делали из мокрого отпечатка на песке. Не смотря на простое изготовление обуви в Древнем Египте, сандалии могли носить только очень важные персоны – фараоны, жрецы или приближенные к фараону. Сам фараон носил драгоценные сандалии очень редко: за ним их постоянно носили, и одевал он их только в исключительных случаях. И существовала отдельная, специальная, очень важная должность носильщика сандалиев. Словом, которым назывались завязки на сандалиях – анх – «ключ к энергии». Завязки эти всячески украшались. Женщины в Древнем Египте были на втором месте, и даже жёны фараонов не считались важными персонами, и не имели права на ношение обуви, и ходили всегда босиком.

А древние евреи, наоборот, считали, что ходить босиком – это неприлично. И босиком они поднимались только на Храмовую Гору в Иерусалиме.

…представления в (Древней) Греции происходили в гигантских амфитеатрах, и актёры, чтобы себя увеличить, чтобы их было как-то видно издалека, делали себе маски с каким-то определённым выражением лица, чтобы зритель мог видеть и различать его издалека. И, также, одеждами они увеличивали свои фигуры, а чтобы казаться выше, они специально становились на такие платформы, которые назывались катурнами. Со временем катурны стали носить не только актёры, но, например, люди с высоким положением, потом это, вообще, стали применять мужчины, которые хотели казаться особо важными, и, даже, выражение «стать на катурны» стало впоследствии признаком, что это человек, который себя хочет подать выше, чем он есть на самом деле. То есть, выскочки, или люди, которые хотят показать свою значимость. То есть, они таскались на платформах, которые, иногда, были высотой с целый локоть (в полметра высотой)…

В Древнем Риме легионеры носили военную обувь, которая называлась «калиги». Калиги сохранились до позднейших времён, их надевали пилигримы. Отсюда русское название «калики перехожие».

Военные обожали на своих подошвах рисовать карикатуры своих врагов, и каждой своей поступью они унижали и глумились над своими врагами. А особенно ничтожных людей они характеризовали, что «он даже не годится мне в подмётки».

А в период готики была распространена очень занятная обувь. Она называлась «пулены». Это были практически скоморошьи ботинки с невероятно длинными, острыми, даже загнутыми носками».

Madame Caroline Esgain, Le Musée du Costume et de la Dentelle, Bruxelles (Каролин Эган, руководитель Музея Костюма и Кружева, Брюссель, Бельгия): «…орнаменты на обуви несимметричные, потому что туфли изготавливались из той же ткани, что и мебель. То есть, в восемнадцатом веке не существует деления на ткань для одежды и ткань для обивки мебели или стен: в ход шла одна и та же ткань. Так что эти туфли сделаны из лоскутков обивочной ткани, поэтому было сложно подогнать одинаковый рисунок на обеих туфлях». [T.10.CDXXXVIII.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6