ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus (Весь Мир); Мир; Иероглиф  (грудь, в смысле, близком к термину лоно).

   

Мир

 
     
 

…и это есть причина того, что мир по-гречески называется κόσμος

…и помнить, что он сам по себе есть второе лицо Бога, ибо Бог имеет два образа: мир и человек…

В мир существует лишь одна Реальность Абсолют, Который познается в двух аспектах: в Абсолютном Бытии в пралайе и в Бытии Проявленном, которое есть весь этот мир. Таким образом, реализация и реальность понятия равнозначащие, мир. вполне реален, ибо он есть отблеск Божества.

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

 
     
 

I pāx, pācis f, иногда pl. [одного корня с pango и paciscor] 1) мир (civīlis Su): pacem facere Nep (componere AV, conciliare C, pangere L) заключать мир; расе uti С или pacem agitare (gerere) Sl жить в мире; (in) pace С, Sl, L etc. в мирное время; cum bonā pace L миролюбиво, в мире и согласии; bonae paces H благодеяния мира; agere pacem perpetuam cum aliquo J жить в вечном мире с кем-либо; p. Ariovisti Cs мир с Ариовистом; 2) мирный договор (belli atque paces Sl): p. Romana Sen, PM «замирённая» римскими завоеваниями часть мира, те. римская империя; 3) покой, спокойствие; 4) содействие, благоволение, милость

II pax! (греч.) interj. (вследствие звуковой и смысловой близости часто смешивается с pax I) довольно!, будет!: p., abi Pl ладно, уходи!; p., nihil amplius! Ter тише, ни слова больше! [B.32]

 

rēs, reī (редко Lcr rēī, у него же иногда rei односложно) f 1) вещь, предмет; 2) pl. мир, вселенная, природа (rerum contemplatio CC, Q): rerum natura Lcr, С сущность мира, природа (вселенной); caput rerum О мировая столица || при superl. rerum во всём свете, изо всех на свете…

 

ōtium, ī n (тж. pl.) 1) свободное время, досуг; 2) бездеятельность, праздность, безделье; 3) отдых, покой; 4) мир: per o. L в спокойный момент, но тж. Sl из-за бездеятельности и Sl во время перемирия; 5) учёные занятия на досуге; 6) плод досуга, написанные на досуге произведения

 

saeculum (saeclum), ī n [одного корня с sero II] 1) род, поколение, средний человеческий век; 7) «мир», мирское состояние (в противоположность монашескому) (reverti ad s. Eccl); 8) мир, вселенная

 

tranquillitās, ātis f [tranquillus] 1) спокойствие, тишина (quies et t. C); покой, безмятежность, мир; 2) безветрие, штиль; 3) ясность, яркость

 

 
     
 

ἀπολέμως без войн, миролюбиво, мирно (ἀ. ἔχειν Xen., Plat.; διάγειν τὴν ἀρχήν Plut.). [B.169]

 

εἰρήνη, поэт. εἰρήνα, дор. εἰράνα (ρᾱ) ἡ мир, мирная жизнь (περὶ πολέμου καὶ εἰρήνης συμβουλεύειν Arst.): εἰρήνην ἔχειν Xen., Plut. вести мирную жизнь; εἰρήνην ἄγειν πρός τινα Xen., Plat. жить в мире с кем-либо; ἐπ’ εἰρήνης Hom. в мирное время; ἐν εἰρήνῃ Plat. мирно, спокойно; εἰρήνην ποιεῖν τινι καί τινι Xen. мирить кого-либо с кем-либо; εἰρήνην διαπράττεσθαι Xen., ποιεῖσθαι Aeschin., κατεργάζεσθαι или πράττειν Dem. заключать мир. [B.169]

 

Эйрена (др.-греч. Εἰρήνη «покой, мирная жизнь») богиня мира в древнегреческой мифологии, персонификация мира

Εἰρήνη, дор. Εἰράνα (ρᾱ) ἡ Ирена или Ирина (богиня мирной жизни Pind., Eur., Arph.; одна из трёх Ὧραι - Εὐνομίη τε Δίκη τε καὶ Εἰ. Hes.). [B.169]

 

 
     
 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…одного из поэтов времён Тридцатилетней войны, семнадцатый век, Германия.

Война всегда война\ Ей трудно быть иной\ Куда опасней мир\ Коль он чреват войною

Все мирные договоры – в них заложена основа будущей войны. Все мирные договоры написаны в большей или меньшей степени языком лжи. Для массового человечества, живущего и страдающего от войн, мир – это образ, мечта, близкая к тому, как люди представляют рай». [T.10.CLXXXIV.1]

 

Prof. Joseph S. Nye Jr., Harvard University: «Власть – это способность получать желаемое. Для этого есть три пути – принуждение, поощрение и привлечение».

Prof. David Potter, University of Michigan: «Не обязательно править миром – достаточно соблюдать мир и процветание в странах этого мира». [T.30.II.1]

 

 
     
 

Гверецы (лат. Colobus) ведут исключительно древесный образ жизни и спускаются на землю крайне редко. Они живут в кронах деревьев на высоте двадцать – тридцать метров. Их стиль жизни определяет диета – гверецы способны переваривать любые листья. Их секрет заключается в особом строении желудка, где листья ферментируются, и в то же время нейтрализуются растительные токсины. Листья нельзя назвать питательной пищей, поэтому гверецы должны ежедневно съедать около трёх килограммов зелени. Зато неограниченное количество пищи исключает конкуренцию за неё, поэтому гверецы мирно сосуществуют друг с другом. Живут они группами около дюжины особей, в которых отсутствует выраженная иерархия. Учитывая изобилие пищи, у гверец нет нужды в том, чтобы детёныши рождались в какой-то определённый период времени: малыши появляются на свет в любое время года после шести месяцев беременности. Как и все обезьяны, гверецы заботливые матери. [T.10.CXCII.1]

 

 
     
 

Дмитрий ЛЕВИ, кандидат политических наук, СПбГУ: «Российская Федерация или Соединённые Штаты (Америки) не могут открыто заявить о том, что они готовы принять для себя Концепцию Нейтралитета. Ведь в современном мире не существует какого-то всемирного Глобального Жандарма, который, вот, топнет ногой и скажет, что «Отныне Мир будет Везде». Нейтралитет больших государств лишь откроет «зелёный свет», возможно, для малых, нестабильных народов к совершению каких-то ошибок. В этом плане большие государства, не утверждающие нейтралитет, являются, своего рода, гарантами и центрами безопасности».

Обычно нейтралитет объявляется временно или вынуждено. Так, Швейцарию победители Наполеона просто заставили стать вечно нейтральной на Венском конгрессе. Правда, при этом, европейские державы ещё гарантировали швейцарский нейтралитет, определив, тем самым, завидную судьбу этой альпийской страны. [T.10.VII.20]

 

Роберт Кеннеди, сенатор: «…сегодня я хочу поговорить о войне во Вьетнаме. Меня, как впрочем, и многих американцев волнует то, что мы ведём себя так, будто в мире мы совершенно одни: мы поступаем вопреки мнению как нейтральных стран, так и наших традиционных союзников. Меня тревожит, что, в конце концов, погибнет ещё больше американцев, будет растрачено ещё больше ресурсов. И это не породит ничего, кроме горя и ненависти по обе стороны фронта. Сотни тысяч вьетнамцев будут убиты только для того, чтобы, как сказал римский Тацит «сотворить пустыню, и назвать её миром». Я думаю, что это неприемлемо для Соединённых Штатов Америки». [T.25.VIII]

*

Pax Romana Sen, PM «замирённая» римскими завоеваниями часть мира, т. е. римская империя

 

Не императоры создали Римскую империю, но Римская империя породила императоров. Перечень достижений Августа – руководство «Как быть римским императором». Но идеология лучше всего выражена в другом памятнике, который он возвёл во имя Мира.

Prof. Mary Beard, University of Cambridge: «Алтарь Мира. Он прославляет безопасность и процветание, обеспечиваемое Римской империей. Но это «Мир» не в нашем понимании: речь идёт не об отсутствии сражений – это «Мир», как результат сражений. Мир, добытый с помощью победы. На самом деле – это «Алтарь усмирения».

Он сделан из мрамора лучшими художниками своего времени, как чёткое послание. Стены его покрыты резьбой. Изображение Августа и его семьи – имперская династия – вырезаны в камне. В некоторых изображениях поддерживается идея «божественного права по рождению» – линия прослеживается до мифических основателей Рима.

Prof. Mary Beard: «Вдоль основных ступеней показаны две разные версии происхождения Рима. С одной стороны – волчица с Ромулом и Ремом, а с другой – Эней, только что прибывший в Италию из Трои, что особенно важно для императора, ведь Август назвался прямым потомком Энея. И если рассмотреть обе сцены вместе, появляется третий смысл: с одной стороны – Ромул, призвавший в город всех обездоленных и беглецов, с другой стороны – Эней, который сам пришёл из-за границы. Суть послания ясна – Рим всегда был открыт для иноземцев». [T.29.XXII.1]

 

 
     
 

Имя его будет Соломон, что означает «Мир», точнее «Сын МИРА» [T.10.XXXIV]

שְׁל۬מ۬ה ) [šəlōmō] Соломон [B.18]

 

« ירושלים » – Иерусалим [A.90]

« שלום » – Шалом (мир) [A.90]

« עולם » – Мир (Вселенная) [A.90]

 

( יְרוּשָׁלַם ) [yərûšāláyim] Иерусалим (Обратите внимание на то, что в древнееврейском написании слова после  ל  отсутствует буква  י  . Такая орфография, возможно, указывает на древний диалектный вариант: yərûšālēm. Гласный значок, который должен был бы стоять под буквой  י  , пишется у правого нижнего угла буквы  ם  .)

[B.18]

( שָׁלוֹם ) [šālôm] мир, благополучие, здоровье [B.18]

( עוֹלָם ) [‘ôlām] (мн. -îm) неопределённо большой промежуток времени в будущем или в прошлом; отсюда – вечность, древность [B.18]

 

( עוֹלָם ) мир, вечность [B.17]

( לְעוֹלָם ) или ( עד־עוֹלָם ) навеки, вовеки [B.17]

 

 Из числа од, написанных египтянами по поводу этой победы, отметим одну, найденную в заупокойном храме, выстроенном для себя Мернепта в Фивах: особенно интересно ее окончание: «цари повергнуты и говорят: «пощады» (передано семитическим словом «шалом» – мир).

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…в дальнейшем, после Соломона, который есть первый Мессия – законный помазанный сын Давида. И при нём царство Израиля максимально велико и мирно. «Соломон» – не имя, также, как «Давид» не совсем имя. «Соломон» – совсем не имя: это имя означает «Мэлах Шломо» – это титул «Царь Мира». Оно означает, во-первых, некоторый намёк на Мессию, а, во-вторых, что при нём непрерывно был мир. Сорок лет его правления был мир. И Израиль и Иудея были единым царством.

После смерти Соломона Израиль допускает первый гибельный грех с точки зрения историописца: Израиль отделяется от Иудеи – Север противопоставляет себя Югу». [P.168/2]

**

 
     
 

**

Леонид БЕЛЯЕВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…потому что Европа, с точки зрения археолога, да и искусствоведа тоже – это, всё-таки, порождение средиземноморского цивилизационного круга. А в него, естественно, входит не только географическая Европа, но и часть Азии значительная, и северная Африка. Особенно в христианскую эпоху.

Как археологический объект, Иерусалим интересен потому, что это центр культуры. Не потому что это какой-то особенный археологический памятник: это не Иерихон, это не телль. Это не что-то такое, что привлекло бы исключительное внимание археологов, не будь это культурным центром мира.

…археологически Иерусалим изучен очень плохо: все стремились туда в течение многих десятилетий. Почти два столетия уже работают археологи, но они не все ищут, слава богу, кто-то и просто исследует. Но работали очень хаотично всегда в городе: по разным причинам – какие-то участки недоступны. И в Иерусалиме почти нет систематически пройденных раскопов, то есть, раскопов, которые начинались бы с «турецкого времени» и равномерно опускались бы вниз до каких-то настоящих корней города».

Евгений РАШКОВСКИЙ, доктор исторических наук: «Существует много понятий об этимологии города «Иерусалим». Но есть самое общепринятое от двух семитских корней: «Ир» – «город», и «Шолом» – «мир», то есть «Город мира». Но дело в том, что и в иудаизме, и в христианстве «Мир / Шолом» это ещё «Пакс». «Мир» – это ещё литургическое имя Бога.

Когда священник в православном богослужении говорит: «Мир всем» или в католическом «Pax vobiscum», это значит он посылает благословение Бога, и слово «Мир / Пакс» – это псевдоним Бога во время богослужения.

Иерусалим – это не только «Город Бога», но это «город народов». Прежде всего, это связано с историей еврейского народа, потому что еврейский народ обосновался в этом городе ещё где-то в одиннадцатом веке до нашей эры. Многие учёные считают, что культ Господа во многом слился из израильского культа «Бога отцов» и местного культа бога Эльона ( עליון ) – Бога Вышнего. Как известно, Авраама встречает тамошний жрец-царь Мелхиседек, и в оригинале библейском говорится, что это жрец Эльона – жрец Бога Вышнего. По-видимости, культ Отцов израильтян и вот этот хананейский культ Космического владыки Эльона-Вышнего, как-то слился и составил потом основу иудаизма, которое потом перешло и в христианство». [T.10.D.17]

*

( עִיר ) [‘îr] {мн. неправ.: ( עָרִים ) [‘ārîm]} город (ж.р.) [B.18];

( מֵעִיר ) [mē‘îr] из города [B.18]

 

Антон НЕБОЛЬСИН, доктор богословия, профессор кафедры Библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «…само имя Ириней происходит от греческого слова «Ириний / εἰρήνη», что означает «Мир». Поэтому Евсевий Кесарийский имея ввиду все заслуги святого Иринея в деле установления церковного мира, называет его «истинным миротворцем» не только по имени, но и на деле». [P.149/7]

*

εἰρήν, ион. ἰρήν, ένος ὁ ирен (достигший 20-летнего возраста спартанец) Her., Plut. [B.169]

εἰρήνη (см. выше)

 

 
     
 

Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…проблема в том, что как только начинают появляться абсолютные датировки – четырнадцатый изотоп углерода – мы начинаем понимать, что у нас есть серьёзная проблема. Потому что разница между городами, которые, вроде бы, согласно Библии были захвачены один за другим – между тем же Лахишем и Хацором может достигать десятки и чуть ли не сотню лет. То есть, не получается у нас такой вот складный рассказ, когда идут и всё захватывают. И поэтому появляется «Infiltration theory» – теория инфильтрации / теория проникновения – когда израильтяне, как любые другие племена, заселяются: здесь один город захватили, пожили десять лет, пятнадцать лет, пошли дальше, захватили ещё один город. Библейский текст, он, как бы, сжат – это выжимка – это не хроника, это идеологический документ, и поэтому всё лишнее там убирается. И поэтому эти десятки лет просто исчезают. Опять же, посмотрите на учебники истории: когда мы читаем учебник истории девятнадцатого-двадцатого века, такое ощущение, что не было ни одного мирного дня – мы только воевали друг с другом. Потому что мир никого не интересует – там нет романтизма, как бы. Мы не отличаемся от редактора библейского текста, и он убирает все эти десятки лет, когда люди просто выходили утром и шли пахать в поле – это же не интересно». [P.125.204]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…само слово Квирин происходит от индоевропейского *Couirio-no – «бог сообщества граждан» в мирное время. То есть это божественный покровитель общества. Само по себе это очень важно, ничего подобного в восточных религиях нет: что Бог, который является, если угодно, хранителем не отдельного человека, не каких-то божественных сил, а сообщества граждан. Но это важная индоевропейская форма, которая практически тождественна индоевропейскому Митре и, если угодно, диаде Митра-Варуна. Варуна – это Небесное, а Митра – это земное. Вот так же и здесь Юпитер – Небесное, Квирин – земное. Митра – это дружба, это единство людей. Отсюда и наше «Мир» во всех его проявлениях. Славянское слово «мир» – и как отсутствие войны, и мир как сообщество, и мир, как Вселенная, и сельский мир, как социальность. Вот это всё происходит от слова «Митра», и всё это, конечно, Квирин. – «Покровитель содружества граждан»: Мир – само содружество, Вселенная, в которой они находятся.

Говорят, что это первоначально сабинское божество. Но самое главное, что Квирин – это некая социальность. Для Рима очень важна социальность как божественный факт. Не люди образуют общество как вторичное нечто, а общество само по себе первичная ценность, в котором человек является его клеточкой, подобно тому, как в Церкви каждый христианин является членом Тела Христова». [P.125.244]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Будда Майтрея, Будда Будущего, это «Твой Друг, Который Тебя Спасает». Слово «Майтрея» и «Митра» – это одно и то же слово.

Интересно, что Митра и Варуна – это два антипода, но не враждующие друг с другом, как бы мы подумали, не соперничающие друг с другом, а это то, что Дюмезиль удачно назвал в своей книге «Верховные боги индоевропейцев», «дополнительное распределение, а не соперничество», то есть, «дополнительное распределение ролей» необходимое. Митра – огонь, а Варуна – воды. Митра – отношения между людьми, Варуна – между Человеком и Божественным. Митра – Солнце, а Варуна – Луна.

От слова «Митра» происходит наше слово «Мир», через Miθra – mihr – mir. И это слово «Мир» в обоих значениях русского языка: и «мiр», как раньше писали «i», – это Мир, как Вселенная, – и «Мир» как отсутствие войны, («и» десятеричное) – это одно и то же слово. Оно восходит к слову «Митра» и означает «социальное сообщество», и «правильная форма общественного бытования». То есть это «мiр», сельский мир, сельская община и городская община, и одновременно – отсутствие войны, потому что война – это неправильное бытование.

Другом Митры является Арьяман. Арьяман – тоже один из асуров, ставший на сторону дэвов. Это «друг», или даже «дружка» на бракосочетании, друг жениха или подруга невесты. Персидское эрман – это форма от «Арьяман», а в сущности, тот же Митра. Митра – покровитель договоров и браков, объединитель людей. Потом в зороастризме Митра станет важнейшим божеством, и чем дальше на запад, тем больше он будет почитаться. Но уже в Ведах он почитаем скорее как земное «alter ego» Варуны. Его главная особенность, главная цель – это дружба, это «ят» (способность) объединять». [P.125.334]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…это такой важнейший элемент веры. Если ты веришь, то ты соблюдаешь правила божественные на земле, ты следуешь Митре, и мир Митры вокруг тебя. Отсюда дружба, отсюда категория мира, как социальной общности «сельский мир». Отсюда мир как отсутствие войны: мир как вселенная, в которой мир, в которой нет войны. Это – Митра.

Лозунг «Миру – мир», хотя в старом русском языке писались по-разному эти два слова  («мiру – миръ»). По-гречески они совсем разные, а вот на санскрите это одно и то же слово, восходящее к категории «Митры», который дарует космосу мирное устроение. То есть, творит из тварного мира: мир как организованный добрый космос. И войну прекращает: не позволяет начаться войне. Война – это всегда действие Ангро Майнью. Это всегда действие Лжи. Это всегда действие Злобы». [P.125.483]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «И вместе со всеми братьями говорю церквам Галатии: благодать вам и мир…» (Гал.1:2-3)

«Благодать и Мир» – основные приветствия. Кстати, «благодать» по-гречески «χάρις / харрис», и греческое приветствие «хайре» того же корня. «Мир» по-еврейски «шалом». И до сих пор так приветствуют друг друга многие евреи. Так что, в общем-то, он берёт слова, которые либо евреи, либо греки использовали для приветствия, но наполняет их каким-то новым содержанием – «Благодать и Мир». [P.125.578]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Еф.1:2)

«Благодать и Мир» – мы уже это встречали в других посланиях.

«Благодать» – по-гречески «харрис», похоже на слово «хайре» и от того же корня приветствие стандартное греческое «радуйтесь». И «Мир» по-еврейски «шалом» – приветствие, которое и до сих пор у евреев часто звучит. Соответственно, такое двойное еврейско-греческое приветствие (на греческом языке текст написан, и еврейская подоснова у него есть – Ветхий завет). И это всё звучит вместе». [P.125.582]

*

χάρις, ῐτος (ᾰ) ἡ (acc. χάριν сin arsi и χάριτα; dat. pl. χάρισσι Pind.) тж. pl. 1) прелесть, изящество, красота, привлекательность; 2) слава; 3) благосклонность, любезность, благожелательность, благоволение, расположение, милость; 4) благодеяние, милость, услуга, одолжение; 5) радость, наслаждение, блаженство; 6) почитание, честь, уважение; 7) благодарность, признательность; 8) награда, вознаграждени; 9) благодать NT. - См. тж. χάριν. [B.169]

 

 
     
 

Йезд – провинциальный и тихий, окружённый пустыней – он всегда оставался в стороне от глобальных событий и многочисленных завоевательных походов. Поэтому без особых разрушений пережил ещё одно эпохальное событие – падение Сасанидской империи.

Александр НЕМИРОВСКИЙ, кандидат исторических наук, Института всеобщей истории РАН: «…конец шестого – начало седьмого веков – это продолжение непрерывных изнурительных войн между Восточной Римской империей и иранской Сасанидской. Причём маятник этих войн достиг небывалого прежде размаха. Раньше они грызлись за пограничные территории в Верхней Месопотамии, иногда в Нижней, и на Армянском нагорье. А в начале седьмого века сначала иранские войска захватили всю Сирию, Палестину с Иерусалимом, Египет, здоровенные куски Малой Азии, так что казалось, что они восстановили Ахеменидскую империю в пору её расцвета. Восточная Римская империя нанесла сильнейший ответный удар, добралась до сердца Ирана. Все эти великие победы рухнули: Ирану пришлось уступить всё завоёванное обратно Восточному Риму, но тот был очень истощён.

А между тем, как раз, когда эти войны завершались, Аравия оказалась объединена Мухаммедом в единое государство с новой религией – исламом, и с боевой программой – распространить ислам на окружающий мир. Это было частью программы по созданию великого умиротворённого мирового пространства.

Как известно, корень слова «ислам» и слова «мусульманин» – это «соломе» – «мир, покой», но самое главное – просто «Мир».

Несколько раз в мировой истории возникала идея, что единственным способом избавиться от раздоров и внутри страны, и за её рубежами, является просто объединение всего мира в одно единственное государство. Но поскольку мирным путём никто в такое государство не пойдёт, остаётся такое государство сколотить силой. Одной из таких попыток были как раз мусульманские завоевания.

Соответственно, когда при халифах – преемниках Мухаммеда – начались завоевательные войны арабов за пределами Аравии, выяснилось, что и византийцы, и сасаниды стремительно терпят от них поражение. Сасанидский Иран был завоёван в считанные десятилетия полностью». [T.10.DCCXCVIII.3]