ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно). |
||||||
Mundus (Весь Мир) |
||||||
I mundus, a, um 1) чистый, опрятный (supellex H): in mundum receptus CJ переписанный набело; 2) изящный, элегантный (homo С): cultus justo mundior L слишком уж щегольской наряд || изысканный, тщательно отделанный (verba О; versūs AG); 3) тонкого помола (panis Lampr); 4) настоящий, подлинный (fames М): mundum frigus habuimus Pt мы порядком продрогли; 5) готовый: in mundo esse (habere) Pl, Ter быть (иметь) наготове. [B.32] II mundus, ī m 1) убор, наряд, туалет (muliĕbris L; nuptiālis Ар); 2) оборудование, орудия: opĕrae messoriae m. Ар уборочные орудия; in mundo погов. Pl, Ter наготове, в полной готовности; 3) мироздание, вселенная, мир (lucens С; arduus V): fastos evolvĕre mundi H развернуть летопись мира; 4) небесное тело (mundi innumerabiles С); 5) земля (mundi termĭnus H); люди, человечество (spes mundi Lcn); 6) подземный мир, преисподняя Vr, Macr. [B.32]
mundi-potēns, entis владеющий миром (potestates Tert). [B.32]
mundi-tenēns, entis Tert = mundipotens. [B.32]
I mundānus, a, um [mundus II] 1) мировой (anima Macr): m. annus Macr мировой год (цикл в 15 000 лет); 2) мирской, земной (custodia Ар). [B.32] II mundānus, ī m 1) гражданин мира С; 2) мирянин Eccl. [B.32]
mundātio, ōnis f [mundo] культ. очищение Aug. [B.32]
I terra, ae f 1) земля…; 2) тж. pl. земля, страна, край…: terrae, orbis terrae и orbis terrarum C etc. (вся) земля, мир, иногда Римская империя…
theātrum, ī n (греч.) 1) театр…; 2) зрители, публика (в театре) или слушатели…; 3) место действия, поле деятельности (th. virtuti conscientia est C): th. orbis terrarum C мировое поприще, весь мир…
βίοτος ὁ 1) жизнь Hom., Trag., Plut.; 2) средства к существованию Hom., Aesch.; 3) имущество, добро Hom.; 4) мир, свет, люди Anth. [B.169]
|
||||||
Символическое начертание: Средь космической пустоты и мрака реет в пространстве обнажённая фигура Женщины. Её волосы распущены и пышными складками ниспадают по бёдрам; правая нога слегка согнута в колене; в руках, несколько отклонённых от бёдер, она держит два жезла на одном уровне. Плавным овалом вокруг Женщины реет в пространстве змея, держащая во рту свой хвост. По четырём сторонам расположены эмблемы четырёх стихий: человек, орёл, лев и телец. [B.24.1]
В центре картинки торжествующе пляшет голая женщина, слегка касаясь земли одной ногой. Это в метафизике – Синтез Абсолютных Истин, уже не нуждающихся в покровах, которыми не обманешь того, кто до них добрался. Посмотрите на фигуру – у неё в руках по палочке; обе палочки на одном уровне; она держит их параллельно друг другу; она владеет тайной Бинера и свободно оперирует в астральной области, символизируемой Великим Змием, обвивающим фигуру и кусающим собственный хвост. Этот Змий, ouroboros Древнего Символизма, очерчивает женщину правильным овалом; он ведёт себя гармонично покорно воле фигуры, оперирующей бинером компенсаций. Но взгляните ещё на рамку картинки: в её четырёх углах красуется Кватёрнер Священных Животных. Кватёрнер Сфинкса, девиз пресловутых oser, savoir, se taire, vouloir; этих элементов, столь многообразно истолковываемых на различных ступенях Герметической Школы перцепций элементов, употребительнейшие и старейшие наименования которых – Воздух, Вода, Земля, Огонь. ГОМ [B.27]
( עֶרְוָה ) [‘erwā] (мн. нет) нагота, срамные части тела [B.18] γυμνῆτις, ιδος adj. f нагая: γ. σοφία Plut. мудрость гимнософистов. [B.169]
|
||||||
…в то же время во Франции были опубликованы: гениальное произведение Рабле (переиздававшееся за 60 – 70 лет более ста раз), «Диалоги» Таюро (переизданные 13 раз за 15 лет), «О скрытых причинах вещей» Фернеля, «Академия» Талона, «Диалоги против новых академиков» Ги де Брюэ, «Краткое рассуждение о величин и достоинстве человека» Боэтюо и ряд других книг, широко распространившихся и содержавших мысли, совпадающие с мыслями Жоффруа. Никто из авторов этих «дерзких» книг преследованиям не подвергался. Но все эти книги обладали одной особенностью: антирелигиозные, антихристианские идеи высказываются в этих книгах в такой форме, как будто авторы всецело защищают и религию вообще и христианство в особенности. О борьбе мыслителей XVI века за научную истину А. И. Герцен писал: «Где не могли высказывать прямо, одевали её в маскарадное платье, облекали аллегориями, прятали под условными знаками, прикрывали тонким флёром, который для зоркого, для желающего ничего не скрывал, но скрывал от врага: любовь догадливее и проницательнее ненависти. Иногда они это делали, чтобы не испугать робкие души современников; иногда, чтобы не тотчас попасть на костёр… Надобно было хитрить». Профессор В. БОГУСЛАВСКИЙ [A.387]
Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…в Гебекли никаких комбинаторных зверюшек нет. Иконография Гебекли не этим интересна: она интересна тем, что она не имеет явных последователей. То есть, та иконография Передней Азии, которая сохранилась вплоть до распространения христианства, возникает в восьмом тысячелетии до нашей эры, и основана на образе женщины и быка: не только, но прежде всего. А Гебекли-Тепе – это что-то абсолютно другое, и мы не можем это интерпретировать, потому что не с чем сравнить. Откуда появились первые «зверюшки»? Памятники с богатой иконографией: Чатал-Хююк. Это шестое тысячелетие до нашей эры. Это южная Анатолия. Там центральные комнаты домохозяйства – святилища, в которых очень много изображений. Там изображения, в общем-то, реалистические: это стервятники, бык, охотники, женщина – ничего такого шибко загадочного там нет, в смысле образов. Далее есть Культура Халаф, примерно того же времени, но там очень мало изображений. Там, опять таки – женщина и бык. В Обейде, в начале четвёртого тысячелетия, в пятом изображений очень мало: может они и были, но могли наноситься на такие материалы, которые не сохранились. Большой набор изображений появляется только в самом конце четвёртого тысячелетия до нашей эры, когда появляются изображения на печати… Там и надо искать – в конце четвёртого, в третьем тысячелетии в том числе и эти самые «комбинаторные» образы». [P.125.507] * Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук, Музей антропологии и этнографии РАН: «…это общество, которое не только отличается колоссальным масштабом общественных работ, но (и) совершенно необыкновенное искусство. Это искусство абсолютно не похоже на то искусство, которое появилось в Месопотамии и в Леванте в восьмом тысячелетии до нашей эры и сохранялось вплоть до христианства. Женское божество и Бык. Вот Телец там появился в восьмом тысячелетии». [P.125.561]
|
||||||
I cosmicos (-us), a, um (греч.) мировой, относящийся к вселенной М. [B.32]
corpus, oris n 1) тело… 12) основное вещество, элемент: quattuor omnia gignentia corpora С четыре всепорождающие стихии; 13) остов, корпус, кузов… 16) единое целое, стройная система (universitatis с. С): totum с. Cs вся система укреплений; rerum naturae с. VP мироздание, вселенная…
|
||||||
Хозяйка ада предстаёт из древних описаний в таком страшном облике: «У неё тело женщины, но несоразмерное, покрытое волосами, искривлённая львиная морда, крылья и лапы хищной птицы. В обеих руках держит она по крупной змее и потрясает этими живыми дротиками, что без пощады жалят и отравляют врага. Её дети – два львёнка, которых она кормит собственным молоком. Она объезжает своё царство, но не верхом, а стоя или становясь на колени на спине лошади, налегая на неё всем телом…» К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]
Dr. Alexander MacGillivray: «Я думаю, что Артур Эванс в каком-то смысле создал Богиню-мать, потому что это была его собственная внутренняя потребность. К концепции Богини со змеями Сэр Артур Эванс (англ. Sir Arthur John Evans) пришёл на основании найденной фаянсовой фигурки. Нигде больше в минойском искусстве нельзя найти Богиню со змеями». Чтобы рассказать об античной Богине со змеями из Кносса, Эванс устанавливает минойский алтарь с находками из ниши. Он специально повторяет форму христианского Вертепа. Эта фотография облетит весь мир. И вместе с ней Богиня со змеями Эванса станет символом забытой и вновь найденной минойской цивилизации. Открытия Эванса положили начало минойскому буму в Европе и Америке. Dr. Kenneth D. Lapatin, The Getty Museum Los Angeles: «Сочетание эротизма и ужаса. Богиня-мать с обнажённой грудью и со змеями заставляет проводить параллели с изображениями Евы или Клеопатры – прекрасных и опасных женщин со змеями». [T.10.CXXXIII]
…и надо же было так совпасть: только что в Осеннем салоне 1907-го года Анри [Анри Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau)] произвёл на публику большое впечатление своим обличительным полотном «Заклинательница змей». Это Анти-ЕВА – символ одного из самых трагичных последствий райского греха – крайнего отпадения от Бога – магии, колдовства, общения с силами зла, несовместимого с верой, но весьма распространённого в обществе в виде спиритизма, гаданий и прочих плодов просвещения. И вот выясняется, что автор этой картины сам не очень чист на руку и ему грозит каторга. «Большая часть произведений, которые видишь у «Независимых», страдает тем недостатком, что экспоненты долго о них думали. Один лишь «Славный таможенник» был не способен задумать то, что у него получилось. Если бы его трогательные аллегории были результатом тщательно продуманных планомерных усилий, он был бы опаснейшим из людей, тогда как это самый искренний и самый бесхитростный человек на свете», – критик газеты «Комедия» об авторе «Заклинательницы змей». [T.10.CDI.17]
Dr. Harry O. Maier, Vancouver School of Theology: «Не ищите его в Эдемском Саду. Змей в Первой книге Библии – это не Дьявол. В Книге Бытия Змей больше обманщик нежели Дьявол. На самом деле нет никакой связи между Змеем из третей главы Бытия и Сатаной». [T.13.CLI]
|
||||||
Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат исторических наук, доктор философских наук: «…судя по текстам уже конца третьего тысячелетия, они также выделяли созвездия равноденствия и солнцестояния. Потому что в шумерских заговорах упоминается Небесный бык, то есть, Телец, и упоминается Скорпион. А в таком памятнике, как, например, «цилиндр А» Гудеа. Говорится даже о знаменитом тетраморфе: символы евангелистов – Лев, Орёл, Человек и Бык. Вот этот тетраморф, он впервые встречается в цилиндрах Гудеа. Эти символы расположены вокруг бога Нинурты, который называется в этом тексте Нингирсу – хозяин Лагаша. И там говорится, что по своей голове ты бог, то есть, на голове Бычья Тиара, по низу своему – Потоп (символ Водолея потом будет), справа и слева от тебя Львы лежат, и кроме того, ещё у него на руке Орёл. А Орёл – это одно из названий для Скорпиона. И таким образом все эти четыре созвездия равноденствия и солнцестояния прочитываются уже в шумерском тексте двадцать второго века до нашей эры». [P.141.36]
Статую Мардука и других богов несли от храма Э-Сагилы по «улице процессий», которая была красиво разукрашена. По обеим сторонам улицы были установлены барельефы, на которых были изображены священные животные: лев, орёл, бык, дракон и др. Вдоль всего пути до храма «палаты судеб» пели гимн, где славился господин – бог Мардук. Когда Мардук в сопровождении Сарпанитум приближался к храму «палаты судеб», то его там уже ждал царь. Он стоял на пороге храма и ждал, когда бог Мардук возвестит, как сложится наступающий Новый год. К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.1] * Разумеется, богам было бы трудно справиться со злыми духами, если бы не было добрых духов, которых древние ассирийцы и вавилоняне называли гениями-хранителями (шеду, ламассу, карибу – отсюда пошло херувим). В битвах богов против злых духов шеду всегда становятся на сторону первых. Чтобы близко не подпускать злых духов, у ворот городов, домов и царских дворцов возводят этих шеду – крылатых быков. В связи с этим интересно отметить, что ассирийский царь Асархаддон указывал в одной из своих надписей: «Я поставил у ворот быков и колоссов, которые, согласно назначению их, обращаются против злодеев, охраняя шаги и окружая миром пути царя, который создал их». В благодарность богам за их покровительство им строили на земле храмы. К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]
Сияя белизной и горделиво подняв над спиной огромные крылья, они безмятежно, с улыбкой взирали на нас с высоты своего роста. Эти колоссальные чудовища — предки «херувимов» из Ветхого завета; сочетание их бородатых, добродушно улыбающихся лиц и напряжённых, свирепого вида туловищ олицетворяет два разных начала. Они были добрыми божествами, охранявшими своего повелителя, который поставил их у своих ворот. Но они в то же время всегда начеку и готовы в любой момент бороться с любым злом. Гордон в равной мере радовался этой находке и тревожился за её сохранность. Как только весть о быках разнеслась по округе, из Мосула нахлынули посетители. Всем хотелось поглядеть на быков. Гордон опасался, что за время перерыва между сезонами, несмотря на охрану, на раскопки проникнут любители вырезать свои инициалы на древних статуях, а порой и отламывать от них кусочки в качестве сувенира. Он решил, что лучше всего опять закопать их, даже если на это придётся истратить огромную сумму денег. Так он и поступил перед самым концом сезона. Но на этот раз «херувимы» недолго пребывали под землёй. Теперь они горделиво охраняют вход в музей в Багдаде. Мэри Чабб [B.149.1]
|
||||||
…о монетах эпохи сербского царя Стефана Душана. При нём Сербия достигла наивысшего могущества в Средневековье: государство достигло огромных размеров и стало ключевым игроком на Балканах в середине четырнадцатого века, хотя и не надолго. Примером подражания для Душана была Византия. Елена БИРЮКОВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела нумизматики Государственного исторического музея: «…здесь мы видим Стефана Душана в длинном одеянии с такой удивительной конструкцией на голове. И у него, как будто бы, в разные стороны здесь разлетаются такие косички: это совсем не косички. Конструкция на голове – это традиционный византийский императорский венец, это, как бы, такая шапка, и по бокам от лица здесь свисают жемчужные подвески. В руках у правителя крест, а эту корону (венец) на него надевают два ангела. Мы можем наблюдать коронационную монету Стефана Душана. (210 kB) Здесь как раз он стоит даже на двух львиных головах, что призвано подчеркнуть всё его величие. Это облачение, которое здесь изображено на монете, это, как раз, полное облачение византийского императора. Ещё и визуально сербский царь представляет себя равным византийскому императору. Он провозглашает себя царём не только сербов, но и ромеев, то есть, греков». [P.97.239]
|
||||||
Впрочем, кто он такой, этот страж? В древнееврейском тексте книги Бытие употреблено слово «херув». Оно значит «бык» и происходит от слова «хараб», что значит «пахать». Древние евреи во многом подражали своим соседям и затем поработителям – вавилонянам в обычаях, касавшихся также и религии. Они, например, стали лепить громадных быков, из которых сделали нечто подобное сфинксам, сложных животных, которых они помещали в святилищах. Эти изображения имели два лица: одно – человеческое, другое – бычье, а также крылья, человеческие ноги и бычьи копыта. Христианские богословы это переиначили: из «херува» они сделали «херувима». Лео Таксиль [B.137.1]
Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…есть, например, серафимы. Серафимы – крылатые огненные змеи – не могут относиться ни к области историографии, ни к области догматики. Поэтому, если автор подробно описывает серафимов, значит он оказывается в области мифологии. То же, несомненно, относится к Левиафану, Рахаву, Бегемоту и другим персонажам пророческих видений и историй. Рахав – это какой-то очень большой Зверь, иногда – Бездна. Слово это просто значит «большой»: некто очень большой и очень опасный». [P.168/9]
…но это вовсе не пухлые детишки с крылышками. Херувимы – это, пожалуй, самые страшные и непонятные существа, какие только могут быть. По страницам Библии разбросаны упоминания о славном и ужасном посланнике Бога – тетраморфе – ангеле, как бы составленном из четырёх существ – Херувиме. Что за послание он несёт, со временем забылось… …в видении Иезекииль увидел бурю: бурный ветер шёл от Севера, великое облако, огонь и сияние вокруг него… …внутри существ было нечто, похожее на горящие угли, и у каждого из них было четыре крыла и четыре лица. В переводе с древнееврейского – Льва, Человека, Тельца и Орла. Это были Херувимы. Херувим – самое святое, и, в то же время, самое страшное существо в Библии. Он занимает вторую строку в библейской иерархии ангелов и пролетает через многие Книги, главы и стихи Библии. Prof. Timothy Beal, Case Western Reserve University: «Херувимы в еврейской Библии упоминаются неоднократно и помимо «Книги Иезекииля», например, в 18-м псалме Бог восседает на Херувимах. В других псалмах Херувимы окружают Престол Бога или поддерживают Его. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить про двух Херувимах на крышке Ковчега Завета – они выступают чуть ли не хранителями Ковчега. Самый известный Херувим это, скорее всего, Херувим, которого Бог поставил у входа в Эдемский сад после изгнания Адама и Евы, чтобы они не могли вернуться». Prof. Aren M. Maeir, Bar IlanUniversity: «Самые сильные животные в ближневосточной традиции – это Лев и Телец – оба олицетворяют грубую силу, непобедимую. Добавим к ним Орла – самую сильную птицу на свете. Не требует доказательства, что соединив Тельца, Льва и Орла, мы получаем непобедимое, самое сильное существо, которое только можно представить». И так, Херувим, – это олицетворение абсолютной силы – сочетание Человека и трёх Царей животного мира: Лев – Царь зверей, а его грива – корона… Вол – безусловно, царь домашнего скота, – он выполняет самую тяжёлую работу и готов принести себя в жертву. А Орёл – вообще-то Орёл в Херувиме, на самом деле не Орёл – в древнееврейском тексте названа другая птица. Rabbi Natan Slifkin: «В Библии Царём птиц назван «Нешер». Как правило, это слово переводят как «Орёл», но если посмотреть, что в различных местах Писания говорится о Нешере, мы сразу поймём, что он никак не может быть орлом. Во-первых Нешер из Писания – лысый, а орлы не лысы. Плюс к тому Нешер из Писания кормится падалью, а орлы предпочитают свежатину. Какая же птица лыса и кормится падалью – Ближневосточный белоголовый сип – самая крупная и величественная птица Ближнего Востока. Это и есть Нешер из Писания. Он настоящий Царь воздуха – он летает выше всех – рекорд высоты для птиц принадлежит именно Сипу белоголовому: однажды он столкнулся с самолётом на высоте одиннадцать тысяч триста метров. …переводы делали в Европе, где Белоголовых сипов мало, но много больших величественных орлов». Prof. Timothy Beal, Case Western Reserve University: «Корень еврейского слова «Крувим» – Херувим – восходит к аккадскому слову, означающему «Страж при вратах». Чем занимается это Страж? Он не позволяет пройти через Врата, но он же через Врата и пропускает…» [T.10.CCXCIV]
Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Херувимы – они блондинистые, а серафимы – рыжие. Среди нас есть и те, и другие. Херувим от слова «керув» – «близкий, ближний к Богу», а серафим от еврейского слова «сараф» – «сжигаемый пламенем». Пламя – потому он рыжий. Его изображают охрой в церквях, например. Его сжигает пламенная любовь к Господу. Он горит, не сгорая, как Неопалимая купина. Вот он такой – шестикрылый: двумя крылами летаху, двумя руки закрываху, двумя же – ноги, то есть у него всё есть, но он прикрывается. Шестикрылый серафим – самый пламенный из ангелов». [B.141.12]
( נֽשַׁר ) орёл. Ср. ивр. ( נֶשֶׁר ) [B.16]
** |
||||||
** Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты. А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдалённо напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов. Ю. БОГДАНОВ [A.299] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…амулет из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, с изображением «Бену» – египетской цапли, которая была предтечей античного образа Феникса – вечно возрождающаяся Душа Солнца и, одновременно, Душа Осириса». [P.125.9] * …чего, например, стоят облики монстров, влившихся вместе с другими библейскими персонажами в христианскую религиозную литературу: херувимы – гибрид быка, льва и орла, шестикрылые серафимы и прочие апокалипсические создания. …в подобных «гибридизированных монстрах» можно видеть следы слияния двух или нескольких древних тотемов (так, у обских угров объединившиеся два рода, тотемами которых были олень и журавль, дали в своём новом варианте тотема единое фантастическое существо – рогатого журавля). В Древнем Египте, этой «классической стране» тотемизма, символами бога солнца были птицы из породы хищных: сокол, ястреб, коршун, орёл, причём само божество изображалось с головой этого пернатого. Женские божества Египта – богини Мут и Изида – своими символами тоже имели птиц – гигантского грифа-покровителя и орла, крылья которых изображались над статуями египетских фараонов; символом бога мудрости был ибис. После междоусобных войн, закончившихся победой Нижнего Египта над Верхним и объединением страны в одно государство, явный перевес в религиозном пантеоне получили боги победителей… А. ШАВКУТА [A.299] * seraphīm (-īn) m pl. indecl. (евр.) серафимы Vlg, Eccl. [B.32]
*** |
||||||
*** …в христианстве, начиная уже со второго века, образы херувимов из видений Иоанна и Иезекииля стали восприниматься как символы четырёх евангелистов, передавших нам «Божественною полноту». Разные святые отцы связывали разных животных с разными апостолами. В толковании Русской Церкви Человек – символ Матфея, потому что Матфей начинает рассказ с человеческой родословной Спасителя. Марка изображают со Львом: он начинает с пустыни и с Иоанна Предтечи. Луку пишут с Тельцом: Евангелие от Луки открывается описанием жертвоприношения в Храме, которое совершает Захария. Иоанн, как Орёл, возносится в горние сферы. [T.10.CDI.48] * …есть и другая традиция, по которой апостол Лука изображается на иконах с Тельцом. Если апостол Матфей в своём евангелии делает акцент на исполнении ветхозаветных пророчеств, а Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, то Лука особенно подробно говорит о жертвенной смерти Христа и её значении для человечества. Именно поэтому символом апостола Луки и стал Телец – жертвенное животное. Don Marco Scarpa, Parroco di San Pantalon - Venezia (Марко СКРАПА, священник, Венеция): «Иоанн всегда изображается с Орлом и в виде старца, поскольку он прожил очень долго и умер в глубокой старости. Марк – со Львом и с лицом юноши, у которого ещё темная, не седая борода. Матфей – с Ангелом, а Лука – с Тельцом. Правда, эти четыре символа, которые есть и в ветхозаветных и в новозаветных апокалиптических видениях, далеко не сразу стали ассоциироваться с евангелистами. Эта традиция утвердилась лишь в конце первого тысячелетия». Евангелие от Луки отличается особым литературным изяществом: избегая прямой назидательности, автор строит свой рассказ на притчах и метафорах. [T.10.CDLXXXIII.4]
Антон НЕБОЛЬСИН, доктор богословия, профессор кафедры Библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «…настаивает очень сильно на том, что только четыре евангелия, и только так вообще и может быть. «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живём, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее всё Слово, восседающее на Херувимах и всё содержащее, открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырёх видах, но проникнутое одним Духом». (Книга третья, глава одиннадцатая) И далее он отождествляет четырёх евангелистов с четырьмя апокалиптическим животными, причём отождествление его не совсем соответствует тому, которое сейчас у нас принято, и которое восходит к Клименту Александрийскому. У нас совпадает это в отношении Матфея и Луки: Матфей – Человек, Лука – Телец, а вот что касается Иоанна и Марка, тут всё наоборот. Орёл является символом Марка, а Лев – Иоанна». [P.149] (7) * Антон НЕБОЛЬСИН, доктор богословия, профессор кафедры Библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «…Домнина в Пире десяти дев. Вот что она говорит «Евангелий дано четыре, так как Бог четыре раза благовестил человечеству и руководил его четырьмя законодательствами, которых времена ясно означаются различием плодов». Четверичное законодательство: первое – Адаму, второе – Ною, третье – Моисею, четвёртое – уже Новый завет». [P.149] (9)
|
||||||
Александр АЛЕКСАНДРОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза: «…и любимейшее занятие всех космонавтов, без исключения – это наблюдение земной поверхности – можно часами смотреть. Конечно, невесомость мешает: вот эта одутловатость лица, оттого, что кровь приливает к верхней части тела, ноги мёрзнут. Как сказал Рукавишников: «Ноги космонавту вообще не нужны». Потому что он в открытый космос выходит, а работает только руками». [T.10.LI.106]
|
||||||
Эржена НАЙДАНОВА, учёный секретарь Национального музея республики Бурятия: «В традиционной культуре у бурят, ну, так же, как, в принципе, и у многих народов, мужская энергия – это Космос-Порядок, женская энергия – это Хаос-разрушение. Таким образом, мужчина в украшениях не нуждается, а украшения женские, они призваны гармонизировать женскую разрушительную энергию и привести её в порядок. Поэтому у женщин очень много украшений. Праздничный убор является личной собственностью женщины: то есть, если её приданое поступает в ведение супруга, то своим праздничным убором распоряжалась сама женщина. По достижению шестидесяти женщина могла срезать свои волосы и снять украшения, то есть, этим она показывала, что она прекращает свою главную функцию как женщина – она уже не может рожать. И свои украшения она уже могла дарить своим дочкам, внучкам, невесткам и так далее». [T.10.CCCXVII.5]
Мария ДОРДЖИЕВА, заведующая экспозиционным отделом, «Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова»: «Калмыки они, знаете ли, это степняки, где очень редко растительность, особенно деревья и, поэтому, как только калмык завидит дерево, он подходил и завязывал ленточку, или делал подношение». Народный обряд завязывания ленточек близок к буддистской традиции вывешивания молитвенных флагов. Их называют «Лунг-та» (Lughta, Лунгта [тиб. – «ветер-лошадь»]), что означает «Конь Ветра». Именно это животное символизирует в буддизме главную из человеческих энергий – жизненную силу, приносящую благополучие и процветание. Лоскуты пяти цветов символизируют пять элементов людского тела и пять элементов Макрокосмоса. В центре флага изображается священный конь, а по углам: тигр – элемент воздуха, снежный тибетский лев – элемент земли, гаруда – мистическая птица со змеёй в клюве – элемент огня и дракон – элемент воды. На флажки наносят короткие сакральные тексты или мантры, которые разговаривают с ветром. Мария ДОРДЖИЕВА, заведующая экспозиционным отделом, «Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова»: «Эти тексты озвучил впервые сам Будда Шакьямуни, и поэтому тысячи таких молитвенных флажков находятся вокруг ступы, пагоды. И считается, что при ветре, соприкасаясь с ветром, они гармонизируют окружающий мир». [T.10.VII.18]
Это был уже «комплекс животных», а ассоциативная и изобразительная сила комплексного образа всегда значительно больше, чем у одиночного. И тут мне вспомнились высказывания виднейшего советского археолога Сергея Павловича Толстова в его труде «Древний Хорезм», где он упоминает о древнейших образах животных, получивших устойчивый смысл оберегов. Среди них – бык, баран, медведь, собака, лисица, змея, конь, олень, коза, волк, лягушка и рыбы. И вот передо мной собралась уже большая компания животных: жук-скарабей, волки, бык, бараны, кони, медведь и лягушки. Нет только змеи (Образ змеи, как удалось позже установить, воплощён в «ильдергич» – держателях платка, широко распространённых в Туркмении. Их носят только женщины. Эти серебряные и серебряные с позолотой украшения представляют собой членистый ряд подвижно соединённых друг с другом пластин. Общей формой ильдергич напоминает змею, притом иногда кобру). Когда они сложились в строго определённые канонизированные комплексы, исполняющие единую роль усиленного оберега, который мы видим в туркменском дагдане? Это трудный вопрос. Для его решения нужны специальные исследования. Мы можем лишь констатировать, что одна и та же охранная для человека роль свела вместе символы животных и соединила их с изображением добродетельного обожествляемого жука-скарабея, который, вероятно, тоже был древним оберегом. В. ЗАЛЕТАЕВ [A.330]
…понимание бутанцами смысла жизни лучше всего иллюстрирует буддистская притча «О четырёх друзьях». В Бутане её знает каждый мужчина, женщина и ребёнок. «Давным-давно из дальних краёв летела птица с зёрнышком в клюве. Птица уронила зёрнышко, она так устала, что не смогла его съесть. Заяц вырыл ямку, а обезьяна посадила в неё зёрнышко. Затем над молодым ростком встал слон, который его поливал и защищал от полуденного Солнца. Прошло время, и из маленького побега выросло могучее дерево, – Дерево Жизни, – усыпанное плодами Идея гармонии и согласия ощущается всюду на этой земле, где миф и легенды неотделимы от природы. Легенды о поиске «Земного рая» существуют давно. В семнадцатом веке миссионеры, вернувшиеся с Востока, рассказывали захватывающие истории о мифическом Эдеме – месте просветления и беззаботного существования, – затерянном в глубине Гималаев. Этот волшебный Эдем они называли «Шангри-Ла». Буддисты называют это Край Покоя «Шамбалой». …но найдёт её только тот, кто достигнет Просветления * …на широких речных берегах, на равнинах и в джунглях Южного Бутана оживает притча «О четырёх друзьях». Муссонные дождевые потоки стекли со всего королевства и оживили одну из самых живописных рек Бутана – Манас. Манас наделил своим названием и характером прилегающие к нему местности. …в этой вечно изменяющейся среде прекрасно уживаются разные виды животных. Пеликаны гонят рыбу на мелководье, к ним присоединяются другие птицы, – командные усилия приносят выгоду всем. * …притча повествует о том, как четырём друзьям поначалу не удавалось воспользоваться плодами совместного труда. Они образовали пирамиду: одно животное стало на другое, и тогда их усилия увенчались успехом. Хотя отдельные животные редко действуют сообща, смысл этой аллегории прост: здоровье и благополучие среды определяется взаимосвязью между всеми живыми существами. Кажущиеся не связанными между собой формы растительной и животной жизни, образуют пирамиду взаимозависимости, которую довели до совершенства миллионы лет эволюции. [T.21.XX.1]
При всём разнообразии тематических решений немецкие «Фортуны» будут отчетливо группироваться вокруг основного семантического стержня, каким в позднесредневековом восприятии Фортуны стала идентификация её с миром. Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]
Светлана БУРЛАК, доктор филологических наук: «…если уж речь шла об Аркаиме, то, наверное, стоит сказать, что это, конечно, не были славяне или «славяно-арии», но они подарили славянам слово «Бог» и слово «Мир». Именно из иранского языка пришли в праславянский эти два слова». [P.150.4] (А вот mundus это был или pax, я не знаю. Знаю только, что это было слово того же корня, что и Митра, только Т в такой позиции в иранском ослаблялось, так что славяне его просто вовсе не услышали. Вообще, если я правильно помню, русский изначально не различал pax и mundus, только потом придумали в одном из них писать обычное И, а в другом "и с точкой". Но это надо лучше в Фасмере смотреть, я наизусть не помню.) * В дореформенном правописании существовало противопоставление слов миръ (отсутствие войны) и міръ (Вселенная), которое исчезло вместе с упразднением «и десятеричного» [P.136]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…делается это всё в специальном помещении «Пер Нефер» – «Дом Красоты». Внутренности, которые были изъяты из полости тела – кишки, лёгкие, желудок и так далее – они кладутся в специальные четыре сосуда, называются они канопы, с крышками в виде голов духов – Человек, Обезьяна, Шакал и Сокол. Либо с портретом умершего, как это было у Тутанхамона: у него пробки в виде человеческих лиц. Обязательно вкладывается обратно в мумию сердце, потому что сердце – это тот сосуд, наполненный деяниями жизни, который будут взвешивать боги на Загробном суде. И обязательно на мумию в область сердца кладётся так называемый «Сердечный скарабей», то есть, камень – изображение жука, на брюшке которого тридцатая «Б» глава Книги мёртвых – знаменитого текста – который должен помочь умершему достичь в Загробном мире оправдания. Это обязательный компонент каждой мумии». [P.122.4] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Сосуды – канопы. Четыре сосуда (124_kB), в которые кладутся внутренности. С головой человека – это «Имсети». С головой павиана – это «Хепи». С головой шакала – «Дуамутеф». И с головой сокола – «Кебехсенуф». В них клали соответствующие органы. Духи считались Хранителями Врат северной части неба, сыновьями Гора. И как сыновья Гора – великие хранители Осириса и всех тех, кто становится Осирисом, они присутствуют в погребальном ритуале». [P.125.42] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…это павиан Хэпи, которому покровительствует одна из четырёх великих богинь-защитниц умершего, в данно случае это Нефтида. В такую канопу клали лёгкие. С головой сокола – Кебехсенуф – ему покровительствует богиня Селкет, и внутрь клали кишечник. Дуамутеф с головой шакала – он великий сын богини Нейт – великой праматери богов, и в этот сосуд кладут желудок. И, соответственно, с головой человека – дух Имсети – покровительствует ему великая Исида – супруга Осириса, и клали туда печень. …сначала простые канопы, затем сосуды с головами умершего либо умершей, и уже только в первом тысячелетии до новой эры – четыре духа, которые становятся крышками. Тем не менее, с глубокой древности на канопах имена Имсети, Хэпи, Дуамутеф и Кебехсенуфа обязательно выписываются, так же, как и имена покровительствующих им богинь». [P.125.53] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…таблички этой нет, но есть совершенно другая вещь. Если вы придёте в гробницу Тутанхамона, она пока ещё открыта для туристов, то в самой центральной погребальной камере – центральное помещение, где были друг в друга вставлены царские гробы и огромные ковчеги, там во всех четырёх стенах есть маленькие ниши. И они, как будто бы, нарушают росписи – это очень хорошо видно. Дело в том, что в этих нишах стояли специальные магические предметы, которые создавали с точки зрения древних египтян в этой камере подобие Вселенной: статуя бога Осириса – владыки Иного мира, Вечно горящий факел, статуя бога Анубиса, столб Джед – символ незыблемости и стабильности. Они, как раз и были найдены в этих нишах, они были запечатанные. И на постаментах этих вещей есть заклинания о защите гробницы. Один из этих предметов должен отталкивать от гробницы идущие пески пустыни, другой – должен вселять страх тем грабителям, которые подойдут к этой гробнице, третий – должен спасти душу усопшего царя от «страшных духов ночи и иного мира». Вот здесь заклинания с одной стороны, а с другой стороны это предметы, которые вокруг царя, который уподобляется божеству победившему смерть и ушедшему в другое состояние, они вокруг него должны создать Мир. Вот это вот понимание того, что гробница, маленькая гробница – на самом деле это Вселенная одного царя. Она удивительно красивая. Оно ещё подтверждается такими необычными предметами, которые стояли в нишах, про которые часто спрашивают: «Что это такое?» Хранятся ныне в Египетском музее в Каире». [P.122.9]
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…этот памятник происходит с Синайского полуострова и хранится в египетской коллекции Лувра. …в центре стоит корова – Великая Мать, Великоё Звёздное Небо и Подательница Пропитания. Под её подбородком – змея с человеческим лицом. …сбоку от коровы сидит женщина с систром на голове, потому что Великая владычица, она любит музыку, потому что музыка – это жизнь, а молчание – это смерть. Она даёт дыхание: дыхание – это жизнь, бездыханность – это смерть. И с той стороны, скрытой фигурой коровы есть ещё одна, четвёртая ипостась – там сидит львица. Львица – Мать гнева. Четыре – Корова, Женщина, Змея и Львица. Как сказали бы древние египтяне «хеперу», или «четыре проявления божества» в совокупности показывающие для профанного человеческого мира всю целостность проявления божества, какое только возможно». [P.125.9] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…четыре лика Богини-Матери, собранные воедино – Великая Корова – потому что Великая Мать-подательница молока, вечной жизни, пропитания. И здесь, конечно же, корова ассоциировалась с высшей формой материнства, как защиты. У неё под подбородком Священная Змея: греки эту змею называли «Урей», по древнеегипетски более правильно «Иарет» – женская форма Солнечного бога. Это, с одной стороны – гневная форма Богини-Матери, с другой стороны – та её ипостась, которая связана с защитой и символом царственности. Недаром на массе изображений различных исторических персон царей, цариц вы видите священную змею на лбу владыки, на лбу египетского фараона. Чуть дальше, по сторону от коровы, изображение женщины, которая сидит на престоле. У неё на голове систр – ритуальная трещётка – музыкальный инструмент, поскольку музыка была исконно тем искусством, которое ассоциировалось с культом Богини-матери в Древнем Египте. С другой стороны стоит женщина с головой львицы, которая воплощает, с одной стороны, материнскую любовь, поскольку львица и, вообще, культы львиноголовых богинь исконно в Древнем Египте были связаны с целительными церемониями, с излечениями, с другой стороны – тот самый божественный гнев… Гневные формы Богини-матери принимали на протяжении многих веков существования египетской традиции разные облики». [P.125.17] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Среди новогодних праздников есть ещё очень такой красивый церемониал, называется «Прогон четырёх бычков», связан с представлением древних египтян о том, что «Четыре» или «Хеперу» – это четыре проявления, которые в совокупности дают полную сущность какого-либо явления, божества и так далее. У царя четыре Хеперу, у богов четыре Хеперу и так далее. В итоге четыре бычка – красный, чёрный, пёстрый и пятнистый – и вот здесь Рамзес Второй на стене Карнакского храма. Он, на самом деле, должен пробежать вокруг храма с этими быками». [P.125.12] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…когда паводок начинал спадать, из под вод появлялся холм. Этот холм уподоблялся изначальному Холму суши, который творит божество, поднимая эту землю из вод Изначального океана. Татенен – Поднимающаяся земля – это олицетворение той самой силы бога, которой он создаёт Бытиё из Небытия, Космос из Хаоса. В античной философии есть три состояния Вселенной: есть Хаос, есть Космос и есть Теос в середине – момент, когда божество наиболее активно творит Вселенную. Вот Татенен, если мыслить античными категориями, он очень связан с состоянием Теоса – состоянием божества, когда он имеет все силы и возможности для того, чтобы из несуществующего мира сделать существующий. Иногда он изображается в египетской мифологии в виде Овна с четырьмя головами. Каждая голова символизирует одну сторону света». [P.125.28] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…четырнадцатый век до новой эры. Золотое кольцо фараона Хоремхеба (140 kB). Центральный блок четырёхгранный, он вращается. С одной стороны – тронное имя Хоремхеба, а тут крокодил, лев, над которым написано «Неб Хепеш» – «Владыка действенный десницей», то есть действенная очень сила, и скорпион, который защищает от чар и даёт дыхание вечной жизни. Такое вращающееся кольцо-оберег с царского пальца. Очень редко, когда такие вещи сохраняются, поэтому здесь тоже амбивалентность этих образов показана достаточно хорошо». [P.125.45] * Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в собрании музея Фицуильяма в Кембридже хранится совершенно уникальный памятник. На рубеже девятнадцатого и двадцатого века под храмом Рамзеса Великого, под Рамессеумом в Фивах были найдены гробницы жрецов эпохи Среднего царства. Когда в тринадцатом веке до новой эры Рамзес Великий строит свой заупокойный храм, на той площадке, где происходит строительство, уже были забытые гробницы девятнадцатого-восемнадцатого веков до новой эры. Одна из этих гробниц принадлежала жрецу, который явно был известным придворным магом, потому что вместе с ним в гробницу положили целую магическую библиотеку – более десяти папирусов с магическими свитками. Там было очень много прикладных вещей, которые он использовал, и там была вот эта Бэсит (205 kB). На ней толи маска, которая сочетает в себе женские львиные черты, толи это изображение самой богини. У неё подвижные руки. И в руках она держит вот таких медных змей, которые воспроизводят подлинные металлические жезлы, которые использовались жрецами определённых категорий в храмах во время той или иной церемонии». [P.125.99]
|
||||||
Рамиль ВЕРГАЗОВ, кандидат искусствоведения, ГМИИ им. А.С. Пушкина: «…верховный бог Халди изображён вообще без священного животного – такой, в лучах огня со своим характерным копьём: поражает врагов. А, собственно, на льве стоит следующий по значимости бог в урартском пантеоне – бог Тейшеба. И здесь ведутся постоянные споры. Наши армянские коллеги приводили источники о том, что и в месопотамской традиции богиня Иштар иногда изображалась с бородой. То есть, это может быть вообще изображение богини на льве». Анастасия ЯСЕНОВСКАЯ, кандидат исторических наук, ГМИИ им. А.С. Пушкина: «…есть вот эта двойственность – кто стоит на льве, кто на быке. Но так бывает довольно часто и в месопотамском искусстве. Но есть определённая корреляция: лев – это царское животное, а бык – это животное бога грозы. Оно могло смешиваться, но, всё-таки, корреляция присутствует. Скипетр и лев – это царские атрибуты». [T.10.D.68]
…называемой «Дорогой процессий», которая вела к главному входу – Воротам Иштар. Вавилонские инженеры построили эти ворота из обожжённого кирпича, а не из сырцового. Кирпичи были покрыты изображениями животных, дабы впечатлить проходящих через них людей. В начале двадцатого века немецкие археологи обнаружили тысячи битых глазурованных кирпичей, которыми некогда были облицованы ворота. Их отправили в Берлин, где специалисты кропотливо воссоздавали главное детище Навуходоносора в его первозданном великолепии. Именно это устрашающее зрелище предстало перед иудейскими пленниками, оказавшимися за тысячи миль от родного Иерусалима. Dr. Helen Gries, curator for Mesopotamia at the Vorderasiatisches Museum Berlin: «Ворота Иштар впечатляют даже сегодня: они гигантские. Таким был масштаб этого города. То, что мы видим в нашем музее – это не сами Ворота Иштар в Вавилоне: ворота были двойными – это их малая часть. Основные Ворота были в два раза больше этих». Экспертный анализ кирпичей показал, что художники Навуходоносора впервые применили новую технику, дабы придать плиткам ярко-синий цвет. Dr. Helen Gries, curator for Mesopotamia at the Vorderasiatisches Museum Berlin: «Нужно обладать обширными познаниями в химии, чтобы получать такие яркие цвета. Они использовали кобальт. Как краситель, он почти в тысячу раз сильнее оксида меди, который обычно применялся в Ассирии». Ассирийские дворцы покрыты изображениями сцен баталий и завоеваний, и они также наполнены образами мифических существ. Dr. Helen Gries: «В Дороге процессий мы видим льва. На Воротах Иштар два разных вида животных: на одном изображён бык, а на другом дракон-змей». Лев представляет Иштар – богиню любви и войны. Бык – символ бога погоды Адада. А Белый дракон – воплощение Мардука – главного бога Вавилона. На этих стенах более пятисот семидесяти пяти животных. Навуходоносор хотел показать себя преданным последователем богов. Чувствуется заметный контраст с архитектурой Ассирии: она прославляет войну и завоевания. Dr. Helen Gries: «В Нововавилонский период мы можем увидеть разницу между Ассирией и Вавилонией в изобразительном искусстве. В Ассирии царь изображался в военных сценах, а в вавилонском искусстве всего этого нет. И почти нет изображений царя, зато много божественных символов». [T.13.CXXIV.1]
|
||||||
…древней культовой столицей персидских вождей был город Пасаргады, административная столица оставалась в Сузах. Новый правитель Персии Дарий захотел основать свою «парадную» столицу. Так появился город Персеполь. Сиавош Ариа, журналист, исследователь национальных достопримечательностей (г. Персеполь): «Дарий демонстрировал своё величие, силу и значимость иранской культуры перед прибывавшими в марте на церемонию празднования Навруза делегатами из подконтрольных правителю стран и территорий. Здесь же изображена битва Луны и Солнца, или, как ещё называют этот барельеф (250 kB) – «барельеф Льва, побеждающего Быка». В это изображение облачён сакральный космический принцип, связанный с наступлением Навруза: 1-го фарвардина (20-го – 22-го марта) Бык – символ зимы холода и тьмы, вступает в схватку со Львом – символом света, дня и солнца. Лев побеждает Быка – зима отступает, что знаменует начало весны и Нового года. Далее мы видим персидских и мидийских воинов, что, держась за руки, отмечают приход весны». [T.10.DCCXCVIII.2]
|
||||||
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…вот и лев пришёл: геральдика вся налицо. «И видел я: вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу и сказал: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: не ты ли оставшийся из числа четырёх животных, которых Я поставил царствовать в веке Моём, чтобы через них пришёл конец времён тех? И четвёртое из них пришло, победило всех прежде бывших животных и держало век в большом трепете и всю вселенную в лютом угнетении, и с тягостнейшим утеснением подвластных, и столь долгое время обитало на земле с коварством» (3Езд.11:37-40) То есть, животных много. Они сменяют друг друга. И если это государства (это в Книге Даниила): животные, которые друг друга прогоняют или уничтожают. Да и были империи, которые друг друга сменяли…» [P.125.512]
|
||||||