ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно).

   

Mundus (Весь Мир)

 
     
 

I mundus, a, um 1) чистый, опрятный (supellex H): in mundum receptus CJ переписанный набело; 2) изящный, элегантный (homo С): cultus justo mundior L слишком уж щегольской наряд || изысканный, тщательно отделанный (verba О; versūs AG); 3) тонкого помола (panis Lampr); 4) настоящий, подлинный (fames М): mundum frigus habuimus Pt мы порядком продрогли; 5) готовый: in mundo esse (habere) Pl, Ter быть (иметь) наготове. [B.32]

II mundus, ī m 1) убор, наряд, туалет (muliĕbris L; nuptiālis Ар); 2) оборудование, орудия: opĕrae messoriae m. Ар уборочные орудия; in mundo погов. Pl, Ter наготове, в полной готовности; 3) мироздание, вселенная, мир (lucens С; arduus V): fastos evolvĕre mundi H развернуть летопись мира; 4) небесное тело (mundi innumerabiles С); 5) земля (mundi termĭnus H); люди, человечество (spes mundi Lcn); 6) подземный мир, преисподняя Vr, Macr. [B.32]

 

mundi-potēns, entis владеющий миром (potestates Tert). [B.32]

 

mundi-tenēns, entis Tert = mundipotens. [B.32]

 

I mundānus, a, um [mundus II] 1) мировой (anima Macr): m. annus Macr мировой год (цикл в 15 000 лет); 2) мирской, земной (custodia Ар). [B.32]

II mundānus, ī m 1) гражданин мира С; 2) мирянин Eccl. [B.32]

 

mundātio, ōnis f [mundo] культ. очищение Aug. [B.32]

 

I terra, ae f 1) земля; 2) тж. pl. земля, страна, край: terrae, orbis terrae и orbis terrarum C etc. (вся) земля, мир, иногда Римская империя

 

theātrum, ī n (греч.) 1) театр; 2) зрители, публика (в театре) или слушатели; 3) место действия, поле деятельности (th. virtuti conscientia est C): th. orbis terrarum C мировое поприще, весь мир

 

 
     
 

Символическое начертание:

Средь космической пустоты и мрака реет в пространстве обнажённая фигура Женщины. Её волосы распущены и пышными складками ниспадают по бёдрам; правая нога слегка согнута в колене; в руках, несколько отклонённых от бёдер, она держит два жезла на одном уровне. Плавным овалом вокруг Женщины реет в пространстве змея, держащая во рту свой хвост. По четырём сторонам расположены эмблемы четырёх стихий: человек, орёл, лев и телец. [B.24.1]

 

В центре картинки торжествующе пляшет голая женщина, слегка касаясь земли одной ногой. Это в метафизике – Синтез Абсолютных Истин, уже не нуждающихся в покровах, которыми не обманешь того, кто до них добрался.

Посмотрите на фигуру – у неё в руках по палочке; обе палочки на одном уровне; она держит их параллельно друг другу; она владеет тайной Бинера и свободно оперирует в астральной области, символизируемой Великим Змием, обвивающим фигуру и кусающим собственный хвост.

Этот Змий, ouroboros Древнего Символизма, очерчивает женщину правильным овалом; он ведёт себя гармонично покорно воле фигуры, оперирующей бинером компенсаций.

Но взгляните ещё на рамку картинки: в её четырёх углах красуется Кватёрнер Священных Животных. Кватёрнер Сфинкса, девиз пресловутых oser, savoir, se taire, vouloir; этих элементов, столь многообразно истолковываемых на различных ступенях Герметической Школы перцепций элементов, употребительнейшие и старейшие наименования которых – Воздух, Вода, Земля, Огонь. ГОМ [B.27]

 

 
     
 

I cosmicos (-us), a, um (греч.) мировой, относящийся к вселенной М. [B.32]

 

corpus, oris n 1) тело… 12) основное вещество, элемент: quattuor omnia gignentia corpora С четыре всепорождающие стихии; 13) остов, корпус, кузов… 16) единое целое, стройная система (universitatis с. С): totum с. Cs вся система укреплений; rerum naturae с. VP мироздание, вселенная

 

 
     
 

Dr. Alexander MacGillivray: «Я думаю, что Артур Эванс в каком-то смысле создал Богиню-мать, потому что это была его собственная внутренняя потребность. К концепции Богини со змеями Сэр Артур Эванс (англ. Sir Arthur John Evans) пришёл на основании найденной фаянсовой фигурки. Нигде больше в минойском искусстве нельзя найти Богиню со змеями».

Чтобы рассказать об античной Богине со змеями из Кносса, Эванс устанавливает минойский алтарь с находками из ниши. Он специально повторяет форму христианского Вертепа. Эта фотография облетит весь мир. И вместе с ней Богиня со змеями Эванса станет символом забытой и вновь найденной минойской цивилизации. Открытия Эванса положили начало минойскому буму в Европе и Америке.

Dr. Kenneth D. Lapatin, The Getty Museum Los Angeles: «Сочетание эротизма и ужаса. Богиня-мать с обнажённой грудью и со змеями заставляет проводить параллели с изображениями Евы или Клеопатры – прекрасных и опасных женщин со змеями». [T.10.CXXXIII]

 

…и надо же было так совпасть: только что в Осеннем салоне 1907-го года Анри [Анри Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau)] произвёл на публику большое впечатление своим обличительным полотном «Заклинательница змей». Это Анти-ЕВА – символ одного из самых трагичных последствий райского греха – крайнего отпадения от Бога – магии, колдовства, общения с силами зла, несовместимого с верой, но весьма распространённого в обществе в виде спиритизма, гаданий и прочих плодов просвещения. И вот выясняется, что автор этой картины сам не очень чист на руку и ему грозит каторга.

«Большая часть произведений, которые видишь у «Независимых», страдает тем недостатком, что экспоненты долго о них думали. Один лишь «Славный таможенник» был не способен задумать то, что у него получилось. Если бы его трогательные аллегории были результатом тщательно продуманных планомерных усилий, он был бы опаснейшим из людей, тогда как это самый искренний и самый бесхитростный человек на свете», критик газеты «Комедия» об авторе «Заклинательницы змей». [T.10.CDI.17]

 

Dr. Harry O. Maier, Vancouver School of Theology: «Не ищите его в Эдемском Саду. Змей в Первой книге Библии – это не Дьявол. В Книге Бытия Змей больше обманщик нежели Дьявол. На самом деле нет никакой связи между Змеем из третей главы Бытия и Сатаной». [T.13.CLI]

 

 
     
 

Впрочем, кто он такой, этот страж? В древнееврейском тексте книги Бытие употреблено слово «херув». Оно значит «бык» и происходит от слова «хараб», что значит «пахать». Древние евреи во многом подражали своим соседям и затем поработителям – вавилонянам в обычаях, касавшихся также и религии. Они, например, стали лепить громадных быков, из которых сделали нечто подобное сфинксам, сложных животных, которых они помещали в святилищах. Эти изображения имели два лица: одно – человеческое, другое – бычье, а также крылья, человеческие ноги и бычьи копыта. Христианские богословы это переиначили: из «херува» они сделали «херувима».

Лео Таксиль [B.137.1]

 

…но это вовсе не пухлые детишки с крылышками. Херувимы – это, пожалуй, самые страшные и непонятные существа, какие только могут быть. По страницам Библии разбросаны упоминания о славном и ужасном посланнике Бога – тетраморфе – ангеле, как бы составленном из четырёх существ – Херувиме. Что за послание он несёт, со временем забылось

…в видении Иезекииль увидел бурю: бурный ветер шёл от Севера, великое облако, огонь и сияние вокруг него…

…внутри существ было нечто, похожее на горящие угли, и у каждого из них было четыре крыла и четыре лица. В переводе с древнееврейскогоЛьва, Человека, Тельца и Орла. Это были Херувимы.

Херувим – самое святое, и, в то же время, самое страшное существо в Библии. Он занимает вторую строку в библейской иерархии ангелов и пролетает через многие Книги, главы и стихи Библии.

Prof. Timothy Beal, Case Western Reserve University: «Херувимы в еврейской Библии упоминаются неоднократно и помимо «Книги Иезекииля», например, в 18-м псалме Бог восседает на Херувимах. В других псалмах Херувимы окружают Престол Бога или поддерживают Его. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить про двух Херувимах на крышке Ковчега Завета – они выступают чуть ли не хранителями Ковчега. Самый известный Херувим это, скорее всего, Херувим, которого Бог поставил у входа в Эдемский сад после изгнания Адама и Евы, чтобы они не могли вернуться».

Prof. Aren M. Maeir, Bar IlanUniversity: «Самые сильные животные в ближневосточной традиции – это Лев и Телец – оба олицетворяют грубую силу, непобедимую. Добавим к ним Орла – самую сильную птицу на свете. Не требует доказательства, что соединив Тельца, Льва и Орла, мы получаем непобедимое, самое сильное существо, которое только можно представить».

И так, Херувим, – это олицетворение абсолютной силы – сочетание Человека и трёх Царей животного мира: Лев – Царь зверей, а его грива – корона… Вол – безусловно, царь домашнего скота, – он выполняет самую тяжёлую работу и готов принести себя в жертву.

А Орёл – вообще-то Орёл в Херувиме, на самом деле не Орёл – в древнееврейском тексте названа другая птица.

Rabbi Natan Slifkin: «В Библии Царём птиц назван «Нешер». Как правило, это слово переводят как «Орёл», но если посмотреть, что в различных местах Писания говорится о Нешере, мы сразу поймём, что он никак не может быть орлом. Во-первых Нешер из Писания – лысый, а орлы не лысы. Плюс к тому Нешер из Писания кормится падалью, а орлы предпочитают свежатину. Какая же птица лыса и кормится падалью – Ближневосточный белоголовый сип – самая крупная и величественная птица Ближнего Востока. Это и есть Нешер из Писания. Он настоящий Царь воздуха – он летает выше всех – рекорд высоты для птиц принадлежит именно Сипу белоголовому: однажды он столкнулся с самолётом на высоте одиннадцать тысяч триста метров.

…переводы делали в Европе, где Белоголовых сипов мало, но много больших величественных орлов».

Prof. Timothy Beal, Case Western Reserve University: «Корень еврейского слова «Крувим» – Херувим – восходит к аккадскому слову, означающему «Страж при вратах». Чем занимается это Страж? Он не позволяет пройти через Врата, но он же через Врата и пропускает…» [T.10.CCXCIV]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «Херувимы – они блондинистые, а серафимы – рыжие. Среди нас есть и те, и другие. Херувим от слова «керув» – «близкий, ближний к Богу», а серафим от еврейского слова «сараф» – «сжигаемый пламенем». Пламя – потому он рыжий. Его изображают охрой в церквях, например. Его сжигает пламенная любовь к Господу. Он горит, не сгорая, как Неопалимая купина. Вот он такой – шестикрылый: двумя крылами летаху, двумя руки закрываху, двумя же – ноги, то есть у него всё есть, но он прикрывается. Шестикрылый серафим – самый пламенный из ангелов». [B.141.12]

 

( נֽשַׁר ) орёл. Ср. ивр. ( נֶשֶׁר ) [B.16]

 

**

 
     
 

**

Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты. А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдалённо напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов.

Ю. БОГДАНОВ [A.299]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…амулет из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, с изображением «Бену» – египетской цапли, которая была предтечей античного образа Феникса – вечно возрождающаяся Душа Солнца и, одновременно, Душа Осириса». [P.125.9]

*

чего, например, стоят облики монстров, влившихся вместе с другими библейскими персонажами в христианскую религиозную литературу: херувимы – гибрид быка, льва и орла, шестикрылые серафимы и прочие апокалипсические создания.

…в подобных «гибридизированных монстрах» можно видеть следы слияния двух или нескольких древних тотемов (так, у обских угров объединившиеся два рода, тотемами которых были олень и журавль, дали в своём новом варианте тотема единое фантастическое существо – рогатого журавля).

В Древнем Египте, этой «классической стране» тотемизма, символами бога солнца были птицы из породы хищных: сокол, ястреб, коршун, орёл, причём само божество изображалось с головой этого пернатого.

Женские божества Египта – богини Мут и Изида – своими символами тоже имели птиц – гигантского грифа-покровителя и орла, крылья которых изображались над статуями египетских фараонов; символом бога мудрости был ибис.

После междоусобных войн, закончившихся победой Нижнего Египта над Верхним и объединением страны в одно государство, явный перевес в религиозном пантеоне получили боги победителей

А. ШАВКУТА [A.299]

*

seraphīm (-īn) m pl. indecl. (евр.) серафимы Vlg, Eccl. [B.32]

 

…в христианстве, начиная уже со второго века, образы херувимов из видений Иоанна и Иезекииля стали восприниматься как символы четырёх евангелистов, передавших нам «Божественною полноту». Разные святые отцы связывали разных животных с разными апостолами. В толковании Русской Церкви Человек – символ Матфея, потому что Матфей начинает рассказ с человеческой родословной Спасителя. Марка изображают со Львом: он начинает с пустыни и с Иоанна Предтечи. Луку пишут с Тельцом: Евангелие от Луки открывается описанием жертвоприношения в Храме, которое совершает Захария. Иоанн, как Орёл, возносится в горние сферы. [T.10.CDI.48]

*

…есть и другая традиция, по которой апостол Лука изображается на иконах с Тельцом. Если апостол Матфей в своём евангелии делает акцент на исполнении ветхозаветных пророчеств, а Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, то Лука особенно подробно говорит о жертвенной смерти Христа и её значении для человечества. Именно поэтому символом апостола Луки и стал Телец – жертвенное животное.

Don Marco Scarpa, Parroco di San Pantalon - Venezia (Марко СКРАПА, священник, Венеция): «Иоанн всегда изображается с Орлом и в виде старца, поскольку он прожил очень долго и умер в глубокой старости. Марк – со Львом и с лицом юноши, у которого ещё темная, не седая борода. Матфей – с Ангелом, а Лука – с Тельцом. Правда, эти четыре символа, которые есть и в ветхозаветных и в новозаветных апокалиптических видениях, далеко не сразу стали ассоциироваться с евангелистами. Эта традиция утвердилась лишь в конце первого тысячелетия».

Евангелие от Луки отличается особым литературным изяществом: избегая прямой назидательности, автор строит свой рассказ на притчах и метафорах. [T.10.CDLXXXIII.4]

 

 
     
 

Александр АЛЕКСАНДРОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза: «…и любимейшее занятие всех космонавтов, без исключения – это наблюдение земной поверхности – можно часами смотреть.

Конечно, невесомость мешает: вот эта одутловатость лица, оттого, что кровь приливает к верхней части тела, ноги мёрзнут.

Как сказал Рукавишников: «Ноги космонавту вообще не нужны». Потому что он в открытый космос выходит, а работает только руками». [T.10.LI.106]

 

 
     
 

Эржена НАЙДАНОВА, учёный секретарь Национального музея республики Бурятия: «В традиционной культуре у бурят, ну, так же, как, в принципе, и у многих народов, мужская энергия – это Космос-Порядок, женская энергия – это Хаос-разрушение. Таким образом, мужчина в украшениях не нуждается, а украшения женские, они призваны гармонизировать женскую разрушительную энергию и привести её в порядок. Поэтому у женщин очень много украшений.

Праздничный убор является личной собственностью женщины: то есть, если её приданое поступает в ведение супруга, то своим праздничным убором распоряжалась сама женщина. По достижению шестидесяти женщина могла срезать свои волосы и снять украшения, то есть, этим она показывала, что она прекращает свою главную функцию как женщина – она уже не может рожать. И свои украшения она уже могла дарить своим дочкам, внучкам, невесткам и так далее». [T.10.CCCXVII.5]

 

Мария ДОРДЖИЕВА, заведующая экспозиционным отделом, «Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова»: «Калмыки они, знаете ли, это степняки, где очень редко растительность, особенно деревья и, поэтому, как только калмык завидит дерево, он подходил и завязывал ленточку, или делал подношение».

Народный обряд завязывания ленточек близок к буддистской традиции вывешивания молитвенных флагов. Их называют «Лунг-та» (Lughta, Лунгта [тиб. «ветер-лошадь»]), что означает «Конь Ветра». Именно это животное символизирует в буддизме главную из человеческих энергий – жизненную силу, приносящую благополучие и процветание. Лоскуты пяти цветов символизируют пять элементов людского тела и пять элементов Макрокосмоса. В центре флага изображается священный конь, а по углам: тигр элемент воздуха, снежный тибетский лев элемент земли, гаруда мистическая птица со змеёй в клюве элемент огня и дракон элемент воды. На флажки наносят короткие сакральные тексты или мантры, которые разговаривают с ветром.

Мария ДОРДЖИЕВА, заведующая экспозиционным отделом, «Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова»: «Эти тексты озвучил впервые сам Будда Шакьямуни, и поэтому тысячи таких молитвенных флажков находятся вокруг ступы, пагоды. И считается, что при ветре, соприкасаясь с ветром, они гармонизируют окружающий мир». [T.10.VII.18]

 

Это был уже «комплекс животных», а ассоциативная и изобразительная сила комплексного образа всегда значительно больше, чем у одиночного.

И тут мне вспомнились высказывания виднейшего советского археолога Сергея Павловича Толстова в его труде «Древний Хорезм», где он упоминает о древнейших образах животных, получивших устойчивый смысл оберегов. Среди них – бык, баран, медведь, собака, лисица, змея, конь, олень, коза, волк, лягушка и рыбы.

И вот передо мной собралась уже большая компания животных: жук-скарабей, волки, бык, бараны, кони, медведь и лягушки. Нет только змеи (Образ змеи, как удалось позже установить, воплощён в «ильдергич» – держателях платка, широко распространённых в Туркмении. Их носят только женщины. Эти серебряные и серебряные с позолотой украшения представляют собой членистый ряд подвижно соединённых друг с другом пластин. Общей формой ильдергич напоминает змею, притом иногда кобру). Когда они сложились в строго определённые канонизированные комплексы, исполняющие единую роль усиленного оберега, который мы видим в туркменском дагдане? Это трудный вопрос. Для его решения нужны специальные исследования. Мы можем лишь констатировать, что одна и та же охранная для человека роль свела вместе символы животных и соединила их с изображением добродетельного обожествляемого жука-скарабея, который, вероятно, тоже был древним оберегом.

В. ЗАЛЕТАЕВ [A.330]

 

…понимание бутанцами смысла жизни лучше всего иллюстрирует буддистская притча «О четырёх друзьях». В Бутане её знает каждый мужчина, женщина и ребёнок.

«Давным-давно из дальних краёв летела птица с зёрнышком в клюве. Птица уронила зёрнышко, она так устала, что не смогла его съесть. Заяц вырыл ямку, а обезьяна посадила в неё зёрнышко. Затем над молодым ростком встал слон, который его поливал и защищал от полуденного Солнца. Прошло время, и из маленького побега выросло могучее дерево, – Дерево Жизни, – усыпанное плодами

Идея гармонии и согласия ощущается всюду на этой земле, где миф и легенды неотделимы от природы.

Легенды о поиске «Земного рая» существуют давно. В семнадцатом веке миссионеры, вернувшиеся с Востока, рассказывали захватывающие истории о мифическом Эдеме – месте просветления и беззаботного существования, – затерянном в глубине Гималаев. Этот волшебный Эдем они называли «Шангри-Ла». Буддисты называют это Край Покоя «Шамбалой».

…но найдёт её только тот, кто достигнет Просветления

*

…на широких речных берегах, на равнинах и в джунглях Южного Бутана оживает притча «О четырёх друзьях».

Муссонные дождевые потоки стекли со всего королевства и оживили одну из самых живописных рек Бутана – Манас. Манас наделил своим названием и характером прилегающие к нему местности.

…в этой вечно изменяющейся среде прекрасно уживаются разные виды животных. Пеликаны гонят рыбу на мелководье, к ним присоединяются другие птицы, – командные усилия приносят выгоду всем.

*

…притча повествует о том, как четырём друзьям поначалу не удавалось воспользоваться плодами совместного труда. Они образовали пирамиду: одно животное стало на другое, и тогда их усилия увенчались успехом.

Хотя отдельные животные редко действуют сообща, смысл этой аллегории прост: здоровье и благополучие среды определяется взаимосвязью между всеми живыми существами. Кажущиеся не связанными между собой формы растительной и животной жизни, образуют пирамиду взаимозависимости, которую довели до совершенства миллионы лет эволюции. [T.21.XX.1]

 

При всём разнообразии тематических решений немецкие «Фортуны» будут отчетливо группироваться вокруг основного семантического стержня, каким в позднесредневековом восприятии Фортуны стала идентификация её с миром.

Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…делается это всё в специальном помещении «Пер Нефер» – «Дом Красоты». Внутренности, которые были изъяты из полости тела – кишки, лёгкие, желудок и так далее – они кладутся в специальные четыре сосуда, называются они канопы, с крышками в виде голов духов – Человек, Обезьяна, Шакал и Сокол. Либо с портретом умершего, как это было у Тутанхамона: у него пробки в виде человеческих лиц. Обязательно вкладывается обратно в мумию сердце, потому что сердце – это тот сосуд, наполненный деяниями жизни, который будут взвешивать боги на Загробном суде. И обязательно на мумию в область сердца кладётся так называемый «Сердечный скарабей», то есть, камень – изображение жука, на брюшке которого тридцатая «Б» глава Книги мёртвых – знаменитого текста – который должен помочь умершему достичь в Загробном мире оправдания. Это обязательный компонент каждой мумии». [P.122.4]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…таблички этой нет, но есть совершенно другая вещь. Если вы придёте в гробницу Тутанхамона, она пока ещё открыта для туристов, то в самой центральной погребальной камере – центральное помещение, где были друг в друга вставлены царские гробы и огромные ковчеги, там во всех четырёх стенах есть маленькие ниши. И они, как будто бы, нарушают росписи – это очень хорошо видно. Дело в том, что в этих нишах стояли специальные магические предметы, которые создавали с точки зрения древних египтян в этой камере подобие Вселенной: статуя бога Осириса – владыки Иного мира, Вечно горящий факел, статуя бога Анубиса, столб Джед – символ незыблемости и стабильности. Они, как раз и были найдены в этих нишах, они были запечатанные. И на постаментах этих вещей есть заклинания о защите гробницы. Один из этих предметов должен отталкивать от гробницы идущие пески пустыни, другой – должен вселять страх тем грабителям, которые подойдут к этой гробнице, третий – должен спасти душу усопшего царя от «страшных духов ночи и иного мира». Вот здесь заклинания с одной стороны, а с другой стороны это предметы, которые вокруг царя, который уподобляется божеству победившему смерть и ушедшему в другое состояние, они вокруг него должны создать Мир. Вот это вот понимание того, что гробница, маленькая гробница – на самом деле это Вселенная одного царя. Она удивительно красивая. Оно ещё подтверждается такими необычными предметами, которые стояли в нишах, про которые часто спрашивают: «Что это такое?» Хранятся ныне в Египетском музее в Каире». [P.122.9]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…этот памятник происходит с Синайского полуострова и хранится в египетской коллекции Лувра.

…в центре стоит корова – Великая Мать, Великоё Звёздное Небо и Подательница Пропитания. Под её подбородком – змея с человеческим лицом.

…сбоку от коровы сидит женщина с систром на голове, потому что Великая владычица, она любит музыку, потому что музыка – это жизнь, а молчание – это смерть. Она даёт дыхание: дыхание – это жизнь, бездыханность – это смерть. И с той стороны, скрытой фигурой коровы есть ещё одна, четвёртая ипостась – там сидит львица. Львица – Мать гнева. Четыре – Корова, Женщина, Змея и Львица. Как сказали бы древние египтяне «хеперу», или «четыре проявления божества» в совокупности показывающие для профанного человеческого мира всю целостность проявления божества, какое только возможно». [P.125.9]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…четыре лика Богини-Матери, собранные воедино – Великая Корова – потому что Великая Мать-подательница молока, вечной жизни, пропитания. И здесь, конечно же, корова ассоциировалась с высшей формой материнства, как защиты. У неё под подбородком Священная Змея: греки эту змею называли «Урей», по древнеегипетски более правильно «Иарет» – женская форма Солнечного бога. Это, с одной стороны – гневная форма Богини-Матери, с другой стороны – та её ипостась, которая связана с защитой и символом царственности. Недаром на массе изображений различных исторических персон царей, цариц вы видите священную змею на лбу владыки, на лбу египетского фараона. Чуть дальше, по сторону от коровы, изображение женщины, которая сидит на престоле. У неё на голове систр – ритуальная трещётка – музыкальный инструмент, поскольку музыка была исконно тем искусством, которое ассоциировалось с культом Богини-матери в Древнем Египте. С другой стороны стоит женщина с головой львицы, которая воплощает, с одной стороны, материнскую любовь, поскольку львица и, вообще, культы львиноголовых богинь исконно в Древнем Египте были связаны с целительными церемониями, с излечениями, с другой стороны – тот самый божественный гнев…

Гневные формы Богини-матери принимали на протяжении многих веков существования египетской традиции разные облики». [P.125.17]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Среди новогодних праздников есть ещё очень такой красивый церемониал, называется «Прогон четырёх бычков», связан с представлением древних египтян о том, что «Четыре» или «Хеперу» – это четыре проявления, которые в совокупности дают полную сущность какого-либо явления, божества и так далее. У царя четыре Хеперу, у богов четыре Хеперу и так далее. В итоге четыре бычка – красный, чёрный, пёстрый и пятнистый – и вот здесь Рамзес Второй на стене Карнакского храма. Он, на самом деле, должен пробежать вокруг храма с этими быками». [P.125.12]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ