ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

БИБЛИОТЕКА

 

 

387. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ.

 

 

 
 

Ж. «Наука и Жизнь» №02/1972

ИЗ ИСТОРИИ АТЕИЗМА

«БИЧ ВЕРЫ»

[387]

 

9 февраля 1574 года на эшафоте оборвалась жизнь Жоффруа Валле. Ему было 36 лет. Он был казнён только за то, что его мысль по крайней мере на два столетия опередила мысли его современников.

Вначале жизнь Жоффруа Валле складывалась вполне благополучно. Он принадлежал к состоятельной и уважаемой семье города Орлеана, обладал привлекательной внешностью и общительным нравом, вёл веселую, безбедную жизнь. В 25 лет занял должность королевского нотариуса-секретаря. Казалось бы, перед молодым человеком открывалась многообещающая карьера… Но вскоре обнаружилось, что ни ум, ни сердце Валле не приемлют образа жизни окружающей его среды и её образа мыслей.

Его возмущало, что люди судят обо всём только согласно общепринятым взглядам (прежде всего религиозным). Возмущали полная уверенность в том, что эти взгляды абсолютно истинны, хотя никто никогда их истинности не проверял, что большинству людей и в голову не приходит необходимость такой проверки. Те немногие, у кого зародится эта мысль, гонят её от себя, как дьявольское наваждение, потому что всякая попытка поставить под сомнение общепринятые верования и обычаи – тяжкое преступление.

Слепой вере сопутствует ложь, безнравственность, корыстолюбие, эгоизм, полный разлад между словесным признанием высоких моральных принципов и поступками на деле.

Молодой Валле решил самостоятельно разобраться во всём, во что ему предлагали верить. Он убедился, что католик вовсе не понимает смысла того учения, которого он придерживается.

«Страх перед тем, что в этой жизни его могут незамедлительно сжечь, а после смерти осудить на муки в загробном мире, если он скажет, что не верит в бога так, как его учили отец и мать, – этот страх заставляет его считать неверие в бога величайшим злом на свете». Он трепещет от страха перед палачом на этом свете и чертями на том.

Религиозные воззрения гугенотов – это, в сущности, такая же слепая вера, как и религия католиков.

Валле отказался от должности королевского нотариуса, и в 1568 пли в 1569 году совершил поездку в Рим. Неслыханная роскошь папского двора, отвратительная безнравственность и цинизм, царящие как среди высших представителей духовенства, так и среди рядовых священников и монахов, произвели сильное впечатление на Валле и, по-видимому, значительно способствовали развитию его антирелигиозных идей.

Жоффруа был мыслителем-самоучкой и борцом-одиночкой. Он выработал своё собственное понимание религии и нравственности и сообразно этим своим принципам стал жить. Его «еретический» образ жизни заключался не только в игнорировании церковных обрядов и в антирелигиозных высказываниях, но и в своеобразном культе честности, моральной чистоты, правдивости, строгое соблюдение которого Жоффруа поставил себе за правило. И над его головой стали собираться зловещие тучи.

Сначала родственники прекратили с ним всякие сношения, чтобы не компрометировать себя общением с опасным еретиком. Затем его братья и шурины возбудили перед прево Парижа ходатайство о признании Жоффруа слабоумным и учреждении над ним опеки, что позволило бы им присвоить его деньги. И они сумели добиться того, что суд назначил опеку над Жоффруа.

Так, люди, исполненные нелепейших предрассудков, объявили малоумным того, кто от этих предрассудков сумел освободиться.

Родню Жоффруа, по-видимому, интересовали главным образом его деньги. Во всём прочем опека предоставляла ему довольно широкую свободу действий, чем он не преминул воспользоваться. Свои размышления над фанатизмом современников он решил изложить на бумаге и опубликовать в виде брошюры.

Как он отважился на такой шаг? Расправа с авторами антирелигиозных книг была беспощадной. Бонавентюр Деперье, Этьенн Доле, Мигель Сервет и многие другие жизнью заплатили за свои смелые книги. Но в то же время во Франции были опубликованы: гениальное произведение Рабле (переиздававшееся за 60 – 70 лет более ста раз), «Диалоги» Таюро (переизданные 13 раз за 15 лет), «О скрытых причинах вещей» Фернеля, «Академия» Талона, «Диалоги против новых академиков» Ги де Брюэ, «Краткое рассуждение о величин и достоинстве человека» Боэтюо и ряд других книг, широко распространившихся и содержавших мысли, совпадающие с мыслями Жоффруа. Никто из авторов этих «дерзких» книг преследованиям не подвергался. Но все эти книги обладали одной особенностью: антирелигиозные, антихристианские идеи высказываются в этих книгах в такой форме, как будто авторы всецело защищают и религию вообще и христианство в особенности. О борьбе мыслителей XVI века за научную истину А. И. Герцен писал: «Где не могли высказывать прямо, одевали её в маскарадное платье, облекали аллегориями, прятали под условными знаками, прикрывали тонким флёром, который для зоркого, для желающего ничего не скрывал, но скрывал от врага: любовь догадливее и проницательнее ненависти. Иногда они это делали, чтобы не испугать робкие души современников; иногда, чтобы не тотчас попасть на костёр… Надобно было хитрить». Валле изложил свои взгляды откровенно и бесхитростно, хитрить он, вероятно, не умел.

Книга Валле называлась «Блаженство христиан, или Бич веры», на титульном листе стояли имя, фамилия автора, место его рождения и имена родителей, а также девиз: «Счастлив, кто знает, в знании – покой». Валле начинает свои рассуждения с того, что есть два типа мнении: мнение, возникающее у человека (хочет он этого или нет) на основе знаний, приобретённых им, и мнение, принятое на веру или внушённое страхом перед бедами, которые обрушатся на каждого, кто не поверит. Мнение, опирающееся на знание, и мнение, принятое на веру, совершенно несовместимы, между ними нет и не может быть ничего среднего: «Вера не есть недостаточность знания, ибо где имеется знание, там вера умерла и не может существовать». Можно только либо знать, либо верить.

«Радость, покой, блаженство, утешение и благоденствие человек находит только в знании, которое рождается умом и познанием», – провозглашает Валле. Только научное звание несёт нам истину и счастье, поэтому «ничего не следует так любить, как науки».

Человек естественно стремится к мудрости, но «наукой, именуемой Мудростью (разумностью), невозможно обладать посредством страха и веры. Говорят, что начало мудрости – это страх перед богом и вера в бога, а нужно бы сказать: началом мудрости является жажда знать и ревность к познанию, к знанию, к распознаванию истины».

Чем больше у человека знаний, тем меньше в нём слепой веры. «Те, которые нам проповедуют веру и поддерживают в нас позицию «Я верю», нахалы и обманщики», потому что от мнений, принятых на веру, «и происходят все беды, какие у нас были, есть и будут». Анализируя существующие религии, Жоффруа показывает, что все они покоятся на вере, на невежестве, на заблуждении и запугивании. Он призывает осознать «весь яд и разврат, все мерзости и все злодеяния, причиняемые всеми религиями». Эти горькие слова написаны через год после Варфоломеевской ночи, когда «во имя веры» было убито около ста тысяч мужчин, женщин и детей…

Что же предлагает автор брошюры? Отбросить всякую веру, развивать свой ум и добывать подлинно научные знания, которые и принесут знание бога. О том, что приобретённые знания заставят вовсе расстаться с мыслью о боге, Жоффруа, по-видимому, не подозревал. Сам-то он отнюдь не располагал обширными научными знаниями. Впрочем, такую же позицию занимали многие передовые умы Возрождения. Среди них были люди, обладавшие весьма обширными познаниями. Даже Вольтер (который жил почти двести лет спустя) не поднялся в данном вопросе выше этой точки зрения.

Валле принёс свою рукопись типографу Прижану Готек, который, прочитав её, пытался отговорить автора выступать со столь нечестивыми утверждениями. Валле предложил большую сумму, и Готек согласился отпечатать брошюру с условием, чтобы ни его имя, ни его адрес в брошюре не упоминались. В 1573 году брошюра была отпечатана в довольно большом количестве экземпляров. Стопку книг с помощью почтаря Ганса автор немедленно отравил своим друзьям в Нидерланды, а остальные щедро раздавал своим парижским друзьям и знакомым.

Вскоре на богословский факультет Парижского университета поступил донос от некоего Николя Ранена (того самого, который отправил на костёр Этьенна Доле), где утверждалось, что Валле, «отрицая бога, намерен распространить это новое воззрение в королевстве».

Через полгода после выхода в свет брошюры – осенью 1573 года – Жоффруд Валле был арестован. В его доме провели обыск, обнаружили в его библиотеке, богатой «еретической» литературой, библию и катехизис, на полях которых Жоффруа сделал заметки в духе основных мыслей брошюры.

Родственники арестованного, понимая, что ему грозит, пытались добиться того, чтобы парламент признал Жоффруа невменяемым, слабоумным. Однако ответы Жоффруа на допросах достаточно ясно показали, что это психически совершенно здоровый и к тому же весьма неглупый человек.

2 января 1574 года прево Парижа в присутствии своих советников вынес решение, что Жоффруа Валле должен быть «доставлен в телеге к зданию суда Шателе, затем от упомянутого здания к месту против главного входа в Парижскую церковь, где поставить его босого, с обнажённой головой и с верёвкой на шее в одной лишь ночной рубашке на колени; при этом он должен держать в руке горящую двухфунтовую свечу и говорить и заявлять, что он дерзко, злобно и дурно подумав, написал, напечатал и пустил в продажу книгу, озаглавленную «Блаженство христиан, или Бич веры, произведение Жоффруа Валле, родившегося в Орлеане», что он произносил, говорил и разделял богохульства, ложные мнения, направленные против славы божьей и нашей матери святой церкви, в чём он покается и получит прощение и поблагодарит бога, короля и правосудие. В его присутствии соблазнительные и лживые книги, найденные в его доме, будут сожжены перед упомянутой церковью. Когда это будет сделано, он будет отведён на Гревскую площадь, где будет повешен и удавлен на виселице, которая будет построена на упомянутой площади, а его тело будет сожжено и превращено в пепел». Приговор предусматривал привлечение к ответственности также типографа и почтаря, но им, по-видимому, удалось вовремя скрыться.

Кроме того, палата парламента предписывала, «что всем лицам, какого бы состояния, достоинства или должности они ни были, запрещается иметь и хранить у себя экземпляры упомянутой книги, сочинённой вышеупомянутым Валле, а также им предписывается доставить сии книги в течение двадцати четырёх часов в уголовную канцелярию названной палаты с тем, чтобы они были немедленно сожжены; те же, которые сохранят у себя эти книги, будут объявлены соумышленниками, сообщниками и подвергнуты той же каре, что и вышеупомянутый Валле».

Неизвестно, сколько экземпляров «Бича веры» избегло огня. До наших дней дошёл лишь один экземпляр. Но мы знаем, что рукописные копии книги Валле ходили по рукам в течение столетий. Такая копия есть во Французской национальной библиотеке и ещё в пяти других библиотеках Франции. Нашлось немало людей, которых даже угроза казни не заставала отказаться от распространения передовых идей Валле. Идеи эти оказали своё влияние на дальнейшее развитие свободомыслия и атеизма. «Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистка старых атеистов XVIII века» (В. И. Ленин), подготовившая умы французов к революции 1789 года, явилась наследницей и продолжательницей той борьбы за права разума, за свободу мысли и совести, которой отдал свою жизнь Жэффруа Валле.

Профессор В. БОГУСЛАВСКИЙ.