ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus 4 (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно).

   

ОРЁЛ

 
     
 

aquila, ae f 1) орёл: aquilae senectus погов. Ter орлиная, т. е. бодрая, крепкая старость; 2) орёл, знак (знамя) легиона (a. argentea C; a. decimae legionis Cs): aquilam conservare (defendere, prodere) Cs охранять (защищать, выдавать) знамя; 3) легион: victrīces aquilae Lcn легионы-победители; 4) должность (звание) знаменосца (locuples a. J); 5) созвездие Орла C; 6) рыба морской орёл (из отряда скатов) (Raja a., L.) PM. [B.32]

 

II āles, itis f (у поэтов тж. m) 1) птица (крупная; avisвсякая птица; volucrisвсё крылатое, в том числе и насекомое): alites villaticae PM домашняя птица; a. Jovis V, O, тж. a. minister fulminis H, a. regia O = орёл; a. Junonia (Junonis) O = павлин; a. Pallădis O = сова; a. albus (Caystrius, canorus) H, O = лебедь; alites C etc. вещие птицы (по полёту которых гадали авгуры); 2) предзнаменование, знамение, примета: alite bonā (secundā) Ctl, H при благом предзнаменовании, в добрый час; malā (lugubri) alite H при дурном предзнаменовании. [B.32]

 

clango, —, —, ere 1) звучать, гудеть, греметь, гулко отдаваться (clangunt signa tubae St); 2) (о птицах) кричать, кудахтать, каркать, гоготать, клекотать, Su, Ap, Sid etc. [B.32]

 

ἀετός, эп.-ион. αἰετός, дор. αἰητός (ᾱ) ὁ 1) орёл (как птица, посвященная Зевсу - Διὸς φίλτατος οἰωνῶν Hom., Διὸς ἀρχὸς οἰωνῶν Pind., Διὸς πτηνὸς κύων Aesch.): ἀ. ἐν νεφέλαισι погов. Arph. орёл в облаках (ср. «журавль в небе»); 2) воен. орёл (знак или знамя войсковой части у персов и римлян) (ἀ. χρυσοῦς ἐπὶ δόρατος Xen.; ἄρασθαι τὸν ἀετόν Plut.); 3) архит. фронтон, щипец Pind.: τὰς οἰκίας ἐρέφειν πρὸς ἀετόν Arph. снабдить дом фронтоном; 4) «орёл» (рыба из группы скатов) Arst. [B.169]

 

 
     
 

…откуда-то с Востока, чаще всего из Аравии или Индии, в центр тогдашнего цивилизованного мира, Египет, в храм Солнца, прилетает диковинное, похожее на птицу существо, подобного которому люди в природе не встречали. Внешним видом оно напоминает то ли орла, то ли павлина, то ли цаплю, хотя поступки совершает далеко не птичьи.

Ю. БОГДАНОВ [A.299]

*

…сколько народов – столько имён у волшебной птицы, а точнее, у «волшебных птиц», прототипом которых были различные представители многоликого царства пернатых: орлы, соколы, беркуты, журавли, цапли, ибисы, вороны, кукушки, гагары, утки, гуси и многие, многие другие. В далекую древность, в глубину палеолитических пещер восходит тотемистический культ птицы. Из вполне рациональных наблюдений над образом жизни птиц родилось иррациональное объяснение их магической роли в жизни человека, в вечном круговороте природы и смены времен года. «Представление о птицах, как о существах, способных быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой стороны – возвестителями воли богов, символами их покровительства и объектами, служившими для воплощения в них божественной мощи, – такого рода представления мы встречаем у народов, стоящих на самых различных ступенях культуры, от дикарей-шаманистов до народов Древнего Востока и Греции, и от варваров далекой Азии и Африки до народных масс современной христианской Европы», – писал в конце прошлого века известный русский этнограф Д. Анучин.

В древних космогонических мифах, рассказывающих о создании неба и земли, появлении солнца и звёзд, у многих (если не у всех!) народов «строителями мира» – демиургами – выступают различные виды птиц.

А. ШАВКУТА [A.299]

 

 
     
 

valeria, ae f чёрный орёл (Falco Aquila, L.) PM. [B.32]

 

Крымские готы носили не только украшения, сделанные римскими золотых дел мастерами, они и сами начали создавать украшения, руководствуясь своими представлениями и вкусом. Как и степные восточные народы, готы часто изображали орла. Для археологов орёл и пряжа – это своего рода окаменелости эпохи «Переселения народов». Часто это единственные свидетельства их долгого пути, которые находили на Балканах, в Италии и Испании. В Крыму было сделано очень много подобных находок.

Археолог Александр Айбабин изучил сотни готских могильников. Всё время он находил в них пряжки с орлом.

Александр Айбабин, доктор исторических наук, директор Крымского филиала института Востоковедения НАН Украины: «Мне кажется, что любовь германцев к орлу, к изображению орла, встречается не только на пряжках, но и на фигурах, на украшениях. Символизирует стремление германцев к свободе. Вот орёл – птица, которая всегда парит высоко в небе и соответственно за это качество орла и любили».

Эта символическая птица шаманов пришла с Востока. Считалось, что она уносит в небо только избранных. Орёл стал культовой птицей готов, он сопровождает их во всех путешествиях по Европе. [T.10.XCIX.3]

 

…в бывшем алтаре, где хранился штандарт легиона со священным орлом.

Dr. Neil Faulkner, University of Bristol: «Орёл был символом Юпитера, а Юпитер был покровителем Рима. Поэтому орёл стал эмблемой римского милитаризма и Римской империи. В каждой крепости был алтарь, посвящённый штандарту легиона». [T.10.CCLXXVI.6]

 

 
     
 

Conseiller Scientifique Madame Élisabeth Antoine, conservateur, Musée du Louvre (Элизабет Антуан, хранитель музея Лувр): «Орёл традиционно воспринимался символом борьбы против зла. Орёл, терзающий змею это Добро, попирающее Зло. Помимо этого, образ птицы ассоциировался с Богом. Орёл - это величие, власть, справедливость. Сугерий (настоятель аббатства Сен-Дени, L’abbé Suger) утверждал, что орёл способен заглянуть в сердце человека, что он пророчит будущее как сам Бог-отец. Существует древняя легенда о том, как орёл, почувствовав смертельную близость, взмыл в небо, опалив крылья и глаза. Затем он трижды погрузился в источник с живой водой и родился заново. Христианство позаимствовала эту историю, сделав её одновременно примером, иллюстрирующим принятие Крещения и воскрешения Христа».

Заметив, что образ орла присутствует во всех религиозных традициях, Сугерий решил установить взаимосвязь разных культур.

Élisabeth Antoine: «Во времена Древней Греции и Древнего Рима, орёл символизировал одновременно власть, величие и победу. Об этой птице говорят, что она единственное существо, способное смотреть на Солнце не обжигая глаз и не закрывая век. Это птица, которую победить не способен ни один из зверей. Таким образом, орёл является ещё и символом победы. В Древнем Риме образ орла можно было увидеть на штандартах в военном обмундировании. Позже, этот символ широко использовался в Каролингскую эпоху, а позднее в эпоху Сугерия в Германской Священной Римской империи. Сугерий долгое время пробыл в Риме, это произвело на него неизгладимое впечатление. Он проникся искусством античного наследия. Среди многочисленных образов, символизирующих власть, он остановил свой выбор на орле, на этой величественной и прекрасной птице». [T.10.CIX.3]

 

Лис соотносится с коварной и враждебной человеку стороной Фортуны. Неслучайно Лис смотрит на вершину колеса, где находится ворона и увенчанная короной сорока, олицетворения скорби, несчастья и зла; напротив, фазан (феникс), аллегория постоянства, надежды и целомудрия, оказывается в низвержении, где уже располагаются аллегории света и бессмертия сокол, орёл и павлин.

Татьяна КОТЕЛЬНИКОВА [P.77.2]

 

 
     
 

Кушиты верили, что Амон обитал сразу же за стенами города внутри одинокого песчаного холма, окружённого храмами и дворцами. По-арабски холм будет – Гебель. И Дом Амона называли Гебель-Баркал.

Dr. Timothy Kendall, Northeastern University: «Когда подходишь ближе, дух перехватывает от этой нависающей скалы, от этой странной каменной иглы и всех этих птиц, постоянно кружащих вокруг скал, стервятников и соколов, птиц, имеющих большое религиозное значение. Не удивительно, что люди считали это место обиталищем бога». [T.4.XXXI]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…символы Богини-Матери в виде грифа. Потому что гриф – это Мут, а Мать, по древнеегипетски – то же Мут, то самое созвучие. Что такое «предельное материнство»? Почему Гриф? – Гриф рождает яйцо – Мать. Из яйца вылупляется Гриф. Гриф умирает, приходит старший Гриф, съедает мёртвое, рождает яйцо. То есть, это то, что позволяет показать полный цикл жизни-смерти и жизни – вот этот самый цикл возрождения. Именно поэтому Гриф в Египте традиционно – это всегда символ Богини-Матери». [P.125.2]

 

Евгения СМАГИНА, кандидат филологических наук, Институт востоковедения РАН: «…общежительное монашество, кстати говоря, зародилось то же в Египте. Основателем первого монастыря первого монашеского ордена был святой Пахомий. Пахом, кстати говоря, египетское имя: «Пахом» означает «Орёл». [P.129]

 

 
     
 

Кролики очень осторожны, они всё время прислушиваются, опасаясь нападения. Однако зверьки не готовы к бесшумным нападениям сверху: канюк медленно опускается на добычу. Кролик сопротивляется изо всех сил, но неожиданность нападения уже привела его в состояние шока. Смерть обычно наступает от удушения: когти канюка сжимают рёбра зверька и не дают ему дышать. Кролик – крупная добыча для ямайского канюка, обычно он довольствуется меньшими животными: полёвками, сусликами, змеями и даже кузнечиками и жуками.

Участки хищных птиц распределены на зоны: внешнюю – зону питания-охоты и внутреннюю – зону гнездования (здесь птицы не охотятся).

Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук [T.2.I]

 

Чёрный африканский (кафрский) орёл практически целиком чёрный за исключением белого надхвостья и отметки в форме шеврона (V) на спине. Этот орёл является как бы африканским двойником евразийского беркута. Питаются даманами, часто охотятся вдвоём, обманывая наблюдателей. Один из орлов (обычно самка) делает отвлекающий манёвр, чтобы сфокусировать внимание наблюдателей на себе, в это время второй орёл пикирует, настигая дамана с неожидаемой стороны, самка усаживается поблизости. Взрослый даман веси три-четыре кг и орлу придётся сделать пару остановок для отдыха. Обычное явление: остаётся как правило один птенец – более сильный убивает слабого, получая больше еды. Второй – это родительский резерв на случай гибели первого. Живёт в среде сифов, соколов, бородачей и других орлов.

Елена КРУЧЕНКОВА, кандидат биологических наук [T.2.I]

 

 
     
 

Prof. Duccio Balestracci, Università di Siena: «Эти земельные наделы или так называемые «феоды», а именно так их тогда называли, принадлежали королю. Теоретически он мог их забрать в любой момент. Но это лишь теоретически, на практике всё было иначе: когда аристократ получал надел от своего соверена, обычно он уже не возвращал его королю, если только не совершал какого-нибудь ужасного преступления».

…очень широко была распространена охота с птицами. Ястребы, ястребы-перепелятники и соколы натаскивались на кроликов, цапель, журавлей и уток. Как только птица добывала животное, собаки помогали ей его прикончить.

Соколиная охота получила широкое признание среди высшего сословия: этот символ власти и храбрости принадлежал исключительно миру аристократов и часто описывался в литературных произведениях, среди которых есть и знаменитое творение Фридриха Второго. [T.13.CIII.5]

 

Казахи северной Монголии – кочевники, скотоводы, великолепные наездники и лучшие соколиные охотники.

Согласно традиции, они могут охотиться только после первого снегопада, который, обычно, бывает в октябре. Если снег задерживается, они идут к шаманам с просьбой вызвать его с помощью магии. С горных вершин они пристально вглядываются в горизонт в поисках добычи: как правило это зайцы или лисицы. Но если появляется волк – всё меняется. Волки – самые опасные хищники для их скота.

…первые несколько полётов обычно безрезультатны, так как после долгого зимнего отдыха птицы медлительны. Они используют самок беркута, так как те более агрессивны. Их вес около семи килограммов, размах крыльев – два метра. Во время атаки их скорость может достигать ста шестидесяти километров в час. А их зрение в восемь раз острее человеческого.

В разгар сезона соколиные охотники поднимаются на самые высокие вершины, порой достигающие высоты почти четырёх тысяч метров над уровнем моря. Отсюда они могут обозревать сразу несколько долин и с лёгкостью определять местонахождение добычи.

Они ловят птиц с помощью сетей или забирают птенцов из гнёзд. Дрессировка длится долго: на протяжении первого месяца орлов держат в юрте и дают привыкнуть к запахам и звукам. В течение следующих недель их учат седеть на руке наездника, когда тот скачет. Самое трудное – заставить птицу вернуться обратно, после того, как её выпустили. Полностью прирученные орлы остаются со своими хозяевами даже во время сна.

В начале сезона птиц кормят говяжьей печенью, чтобы они восстановили силы после зимы. Одна птица в общей сложности съедает за год до двух говяжьих туш. [T.10.CXL.2]

*

Бесплодные плато и степи Центральной Азии воистину бескрайни. Здесь нельзя спрятаться под деревьями или кустарниками. Тем не менее, уже четыре тысячи лет охота является важной частью жизни местных народов. Терпеливо ждать в засаде не получится: нужные другие методы, чтобы выследить и поймать добычу.

Именно здесь человек впервые приручил «Царей небес» – хищных птиц.

Только беркуты, и только крупные самки могут одержать победу над самым желанным и самым опасным хищником Монголии. Охотники взяли имя птицы, и называют себя «беркутчи» – человек и птица охотятся вместе.

Хищник силён – его мощь и возможности не уступают орлиным – это волк.

У беркута только два преимущества – скорость и точность, с которой он атакует волка с неба. У птицы острые когти, они могут проткнуть шкуру и даже череп добычи. Кроме того беркут может схватить волка за позвоночник одной лапой и за морду другой. В случае если захват удастся – волк обречён. [T.10.CDXCVI]

 

 
     
 

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа: «…вот Орёл. Эрмитаж – это место, где орлы двуглавые. Правда, это уже следующая мутация Римских орлов, через Византию.

…и обыкновенные орлы и двуглавые на каждом шагу. Они всегда тут есть, и всегда они были. Это ещё и наша птица – Птица Российская, императорская – и символичная для Эрмитажа. Надо сказать, что когда был возрождён Российский Герб, и Борис Николаевич Ельцин посетил Эрмитаж – он был «Первым лицом России», то особый сюжет был вот эти двуглавые орлы. И мы ему показывали, как прав он был, согласившись на то, чтобы вернуть эту символику именно в том цветовом контексте, в котором она вернулась в государственную символику России.

Орёл – могучий символ государственности. Это страшный хищник.

…в общем, такая жёсткая, жестокая сила: не зря он стал символом Римской империи.

…для чего в частности его использовал Зевс. Орёл – это придворное животное Зевса-Юпитера, причём, как это и полагается с богами, это и слуга Зевса, и, иногда Зевс в него самого превращается. Поэтому часто нельзя различить и понять…

«Лев и Орёл» – это два таких символа власти. Мы говорили о шпаге Наполеона, где Лев: она относится к тому периоду, когда выбирали для Наполеона символику – кто лучше будет – Лев или Орёл. Потом, всё-таки, выбрали Орлов. И, вот, Орёл – это знаменитый символ наполеоновский – это всё распространено как образ». [T.10.CDVIII.1]

 

Евгений ЧЕРЛЕНОК, кандидат исторических наук: «…львиноголовая птица. Она называется Анзуд. Эта ближневосточная Птица-Лев, она состоит из крыльев, хвоста, туловища птицы, головы и лап льва. Плюс, она связана очень часто со смертью». [P.125.186]

 

Леонид ЯБЛОНСКИЙ, доктор исторических наук: «…здесь показаны две птицы – симурги, – которые охраняют вот этот «Средний мир». До нас эти птицы тоже дошли в виде Жар-птицы и птицы Феникса – это волшебные птицы, которые излучают Добро». [T.10.I.20]

 

Виктор БАШКЕЕВ, специалист по истории древнего Китая, научный сотрудник Института востоковедения РАН: «…здесь есть два важных момента. Во-первых, меняется формат знамений. То есть, раньше у нас были в основном всякие бедствия и затмения, и кометы, и прочее, а теперь появляются фениксы. Феникс – абсолютное новое явление для знамений: его не было раньше. Они появляются, начиная с Чжао-ди, и дальше больше-больше-больше. И, соответственно, совсем другой образный ряд. Но, не смотря на то, что совсем другая парадигма написания, мы видим преемственность. То есть, Бань Гу пытался уже в первом веке нашей эры как-то связать первый этап Хань, «Сыма Цяневский», назовём, со своим собственным. И в образе Сюань-ди это очень хорошо проявляется, потому что это первый император после Лю Бана, у которого появляются совершенно чудесные неантропоморфные черты». [P.141.56]

*

φοίνιξ, ῑϰος, ὁ, 1) пурпур, пурпуровая краска, пурпуровая одежда; эп. поэт. как прил. пурпуровый, багряный, тёмно-красный; 2) пальма; 3) музыкальный инструмент, похожий на лиру; 4) феникс, баснословная птица египетская, жившая 500 лет и более

 

 
     
 

ЛЕВ (см. Leo dominatus)

 
     
 

Лев – это символ колена Иудина. Ричард вёл свою родословную от царя Давида, и потому ещё видимо в его руках меч случалось уступал иногда место Псалтыри… [T.10.CDI.15]

 

…для того, чтобы разъяснить символику льва потребовалась бы целая глава. На самом деле оккультный глиф более всего похож на герб, и человек, создающий глиф, производит работу, аналогичную работе герольда, придумывающего герб.

Элизабет Вандерхилл [B.110.1]

 

 
     
 

Устав от безуспешных атак на стену, которую они не могли пробить, кочевники направили свои орды на западную и центральную Азию и восточную Европу, угрожая другой великой империи, – Риму. Когда хан Атилла, – «Бич христианства» – пошёл на Рим, он боялся, что Папа Лео

Возможно, что встреча язычника и Папы не произошла бы, если бы не Стена. Легенда гласит, что очень суеверный Атилла отступил только потому, что имя Папы означало «Лев». [T.12.XXIII.3]

 

Sir David Attenborough, Naturalist: «…по краям же камня можно увидеть львов – стражей усопших и символов воскрешения. Затем тело быка мумифицировали точно таким же образом, как и тела королей Египта – фараонов». [T.22.XXIX.1]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5

ДАЛЕЕ