ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus 2 (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно). |
||||||
КОСМОС |
||||||
κόσμος – мир, вселенная [B.155] κόσμος ὁ 1) упорядоченность, порядок…; 2) надлежащая мера, благопристойность…; 3) строение, устройство…; 4) (тж. κ. τῆς πολιτείας Plat.) государственный строй, правовой порядок…; 5) (на Крите) косм, носитель высшей государственной власти…; 6) мировой порядок, мироздание, мир (впервые названный так Пифагором как выражение высшего порядка)…; 7) небесный свод, небо…; 8) мир, свет, земля (γεννᾶσθαι εἰς τὸν κόσμον NT): ὁ ἄρχων τοῦ κόσμου τούτου NT = ὁ διάβολος; 9) перен. свет, люди, народ…; 10) украшение, наряд…; 11) перен. украшение, краса, честь, слава…; 12) прикраса… [B.169]
cosmos, ī m (греч.; лат. mundus) мир, вселенная Ар. [B.32]
catholica, ōrum n [catholicus] 1) (лат. universalia vel perpetualia) общие и постоянные признаки (свойства) Q; 2) совокупность (siderum РМ); 3) вселенная (caelestes dii catholicorum dominantur Ар). [B.32]
saeculum (saeclum), ī n [одного корня с sero II] 1) род, поколение, средний человеческий век…; 7) «мир», мирское состояние (в противоположность монашескому) (reverti ad s. Eccl); 8) мир, вселенная…
|
||||||
Jack Charles Turner, writer and television documentary host, Master of Philosophy (M.Phil.): «Осматривая эти древние развалины, эти рухнувшие колонны, я восхищался их совершенством. В поисках основополагающих законов природы, древние греки открывали Космос. «Космос» – греческое слово, – синоним одновременно «Порядка» и «Красоты». То что нас восхищает, было Космосом для греков. Почти весь этот древний мир был уничтожен. То что осталось, это завещанные нам основные истины, впервые сформулированные Фалесом. Фалес открыл новую эру, когда греки заменили мифы и традиционные догмы критическим подходом, задав вопрос «Почему?» Наблюдение стало более могущественным чем миф, а применение правила на практике – конечным испытанием. [T.12.XV.3]
Совершенно новый принцип лежит во взглядах пифагорейцев. Для них вселенная – это господство великих законов гармонии и числа. Именно Пифагору мы обязаны рождением слова «космос» – первоначально синонима «порядка, гармонии, красоты», а со временем – «мира или вселенной». Идеальное совершенство присуще только кругу и шару. Поэтому у космоса, окутанного снаружи периферическим огнём, и у вращающихся внутри его планет, звёзд – форма шара. Все небесные тела прикреплены к соответствующим небесным сферам. Каждая сфера вращается со своей скоростью… Но, главное, сам космос подобен музыкальной шкатулке. Небесные тела словно струны мировой гармонии, они вечно звучат при своём движении. Высота тона определяется скоростью движения тел, скорость тел зависит от расстояний между ними, а расстояния, в свою очередь, находятся в той же пропорции, что и интервалы между звуками в октаве. Александр ГРЕЧИХИН, кандидат филологических наук [A.357]
Валерия МУХИНА, академик РАО, доктор психологических наук: «…ну, например, Альберт Эйнштейн, он очень много говорил о науке как деятельности. И очень важная его мысль касается того, что основой всей научной работы служит убеждение в том, что Мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Вот это вот очень важная идея – восприятие Мира как упорядоченной и познаваемой сущности – собственно без этого, на самом деле, не может быть научного исследования: мы из этого исходим – если для нас Мир – Хаос, то он действительно будет для нас непознаваем». [T.10.CI.103]
|
||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…но это родители богов, пребывающие в инертном состоянии, которые не способны к творению, которые лишь ждут, когда из пространства появится зримая форма Бога-творца, которая вот этот изначальный хаос сначала, как сказали бы греки, превратит в «Теос» – в то состояние мира, когда бог его творит, а потом уже в «Космос», то есть, в то пространство, в котором существуют все живые обитающие». [P.125.34]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…опять же, что такое ритуалы и обряды? это их Мардук установил, то есть, Великий победитель и создатель Мира. Мир создаёт бог из Инобытия. Тиамат – это же Тем («пустота»), это «nihilо», по большому-то счёту. Но это только «активная пустота» – пустота, которая не желает творения Космоса, которая пытается «сожрать», вернуть опять Космос в Хаос, в Бездну. Но ей это не удаётся: Космос утверждает себя – и весь мир «окосмичен». Места Хаоса, места Инобытия больше нет вообще. И Небо, и Земля – это части Космоса». [P.125.93] * Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…у Гесиода описывается в Теогонии вся эта история происхождения богов. Он говорит о том, что первоначально был Хаос. Слово «хаос» в греческой философской традиции, у Гесиода, у Гомера, оно соединено (а уж философы это точно так определяют) с неоформленной материей, которая существовала всегда. …на самом деле слово «хаос», оно намного глубже. Слово «χάος» происходит от корня «χα», «Ха» – это «зёв, зевание, зияние, пустота». Это то, что на самом деле «μή ὄν» (меон) – «ничто». Это первичное понимание хаоса как «ничто», оно есть в слове: это совсем не «ὕλη» (хиле) – материя в философском смысле слова». [P.125.219] * χάος, εος, τό (кор. χα., χαίνω), соб. зияющее, пропасть, тьма; ос. мрачное и беспредельное пространство подземного царства; первобытный мрак, предшествовавший сотворению мира.
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…для этрусков характерна трехчастная картина мира – Небо, Земля и Преисподняя. Но эти три мира соединены. В каждом этрусском городе был так называемый «мундус». Это колодец, не для добычи воды, а для соединения миров. Он был рукотворным аналогом тех трещин и проломов, которые, характерны для многих эллинских храмов. Вот через эти трещины есть общение с Подземным миром. Здесь этот Мундус – это элемент градостроительный. Город не может стоять, если он не будет соединен с Подземным миром и с Миром небесным. Это, если угодно, вертикальная ось, проходящая через город. Это какой-то аналог культа героев в Греции, какой-то аналог эсхары (ἐσχάρα). По всей видимости, Мундус использовался для жертвоприношений в мир умерших». [P.125.242]
|
||||||
…Гераклита говорившего: «Человек почтёт за великое оскорбление, если его назовут каменным. А Бога отождествляют с каменными изваяниями, и это считается истинным. Невежи, уже ли вы не знаете, что нет Бога рукотворного, и что Он не заключён в одной какой-то ограде, но что весь Космос Его храм». С непреложной очевидностью придерживается Гераклит Эфесский такого воззрения. Этот Космос – один и тот же для всех – не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет Вечно Живой Огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий… [T.10.CDI.12]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…здесь происходит переосмысление понятия «арма» – «космос». Если в иудейской традиции «орам» – это, всё-таки, достаточно нейтральное понятие, оно может быть возвышенным, оно может быть деспективным, но в иудеохристианстве оно начинает постепенно приобретать негативную семантику. «Мир есть скопище страстей», то есть, иначе говоря, само понятие «космос». [P.153/7]
«Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Гераклит Александр ДОБРОХОТОВ, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ: «Греческое слово Космос – любимое слово философов. Строй, Порядок, Устройство, Организация – всё, в результате чего Беспорядок становится Порядком – это Космос. Например, строй военных – это Космос, женское украшение – это Космос. Косметика – это отсюда слово. Здесь Гераклит хочет сказать, что любой Порядок, даже, вот, который мы у себя в комнате наводим, он тоже не нами создан. Потому что любой Порядок, это то, что с самого начала существовало: мы его можем сломать, развалить, но это для нас будет беспорядок, а в Мире опять восстановится Гармония. То есть это, грубо говоря, на современном жаргоне это самоуправляющаяся автоматическая система, которая из любого хаотического состояния восстановит Порядок. Так она устроена. Дальше Гераклит говорит, что этот Мир не создан никем, ни из людей, ни из богов – Был, Есть и Будет. Тоже очень сильный тезис, который современников мог шокировать. Учёные говорят, что «Был, Есть и Будет» – это сакральная формула из древних гимнов религиозных греческих. Довольно обычное, такое, клише религиозное. Но, так можно было говорить о Боге – «Он Был, Есть и Будет» – Он над Временем, вне времени, а о Мире так говорить не принято было. Гераклит же, вот, говорит, что Мир есть Бог, такой вот Безличный Порядок. Пройдут потом ещё века, когда в христианской культуре попытаются совместить этот Абсолютный Порядок и, как бы, вот личную субъективность. Но здесь была битва со старой мифологией, и Гераклит бросает ей вызов…» [T.10.CCXLVI.1] * Александр ДОБРОХОТОВ, доктор философских наук: «…для этого ему нужно проникнуть в Аид: это сложная процедура. Мефистофель говорит, что это уже не его дело: он не имеет никакого права, какие-то даёт подсказки Фаусту, и говорит, что он должен опуститься в «Мир Матерей». Вот этот мифический «Мир Матерей» Гёте придумал сам, взяв одну фразу из Плутарха, и дальше он домыслил миф, что где-то, в Абсолютном Покое и «Безвоздушном пространстве» таится Сердцевина Мира, где эти таинственные Матери – страшноватые немного, такие, силы – таят в себе все бесплотные сущности тех, кто будет жить, уже жил. Всё возвращается к ним, и вот у них есть такой, как бы генофонд идеальный, в виде образов…» [T.10.CI.131]
acosmos f (греч.) (о небрежно одетой женщине) простушка, скромница Lcr. [B.32] ἄ-κοσμος 2 1) беспорядочный (φυγή Aesch.; ναυμαχία Plut.); 2) неукрашающий: κόσμος ἄ. Anth. (ΙX, 323) некрасивое украшение, но тж. (VII, 561) мир, лишившийся своего украшения; 3) безобразный, буйный, строптивый (ἔπεα Hom.; ῥήματα Plut.). [B.169]
|
||||||
Владимир КОШАЕВ, доктор искусствоведения: «Мы говорим «декоративный», и не вспоминаем о том, что «декор» – это действие по преобразованию неких космических универсалий – «кор» – «сущностей» в то, что мы называем молитвой – «ор» – «орнамент»: «ор» – «орать, молить, кричать» – это «молитва». [T.10.CCCXVII.9]
I decor, ōris m [deceo] 1) приличие, пристойность, уместность…; 2) красота, прелесть, изящество, миловидность… II decor, oris adj. [decus] 1) прекрасный, красивый, изящный…; 2) выдающийся, отличный (ingenium T). [B.32]
|
||||||
Многие считают, что Земля находится в довольно спокойной части Солнечной системы. Однако, на самом деле, мы обитаем в весьма опасном районе. Путешествие Земли по её орбите вряд ли можно назвать спокойным, она мчится на скорости семьдесят тысяч миль в час сквозь самый центр космического стрельбища. Вместе с нашей планетой по космосу мчатся бесчисленные миллионы каменных глыб, как малыши размером в несколько сантиметров, так и гиганты… Зачастую эти камни оказываются у нас на пути, и Земля никак не может избежать встречи с ними. Космос таит ещё одну угрозу: кометы – глыбы изо льда и пыли, - на невообразимых скоростях несутся к нам с дальних окраин Солнечной системы. [T.10.VI.3]
|
||||||