ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН XXII. Absolutum; Adaptatio Operis Magni; Omnipotentia Naturalis; Corona Magica; Mundus 5 (Весь Мир); Мир; Иероглиф (грудь, в смысле, близком к термину лоно).

   

ТЕЛЕЦ

 
     
 

bōs, bovis (dat./abl. pl. būbus или bōbus) m, f 1) бык или b. femĭna L корова (b. praegnans Vr): bovi imponĕre clitellas погов. C надеть на быка вьючное седло (т. е. возложить на кого-либо невыполнимое для него поручение); Lūca b. Lcr, Sil «луканский бык», т. е. слон; 2) (греч.) бычок, рыба из семейства камбаловых O, PM; 3) шутл. ремень из бычачьей кожи Pl. [B.32]

*

βοῦς, дор. βῶς, βοός 1. ὁ и ἡ (gen. поэт. тж. βοῦ, dat. βοΐ, acc. βοῦν - эп. тж. βῶν, поэт. тж. βόα; pl.: βόες и βοῦς, gen. βοῶν, dat. βουσί и βόεσσι - поэт. тж. βοσί, acc. βοῦς и βόας, дор. βῶς; nom.- acc. dual. βόε) бык (тж. β. ἄρσην и ταῦρος β. Hom.); вол или корова: β. ἄγριος Hom. тур или буйвол; β. ἐν Συρίᾳ Arst. зебу (Bos taurus zebu); ἔκοψε νόμισμα βοῦν ἐγχαράξας Plut. (Тесей) велел отчеканить монету с изображением быка; отсюда: β. ἐπὶ γλώσσης μέγας βέβηκεν Aesch. бык наступил ему на язык, т.е. его подкупом заставили молчать, по друг. - у него язык отнялся; ὄμμα βοός Anth. предполож. ромашка (Chamomilla); 2. ἡ 1) щит из воловьей шкуры (νωμῆσαι βῶν ἀζαλέην Hom.); 2) воловья шкура (ὑποδήματα πεποιημένα ἐκ τῶν βοῶν Xen.); 3. ὁ зоол. «бык» (вид ската, предполож. Raja oxyrihynchus) Arst. [B.169]

 

Būbōna, ae f [bos] Бубона, римск. богиня, покровительница коров Aug. [B.32]

 

bū- (греч.; досл. «бычачий») частица, обозначающая громадность (напр., bu-mammus). [B.32]

*

βου- [βοῦς, ср. ἱππο- от ἵππος] 1. приставка со знач. «бычачий», «коровий», «воловий»; 2. усилит. приставка со знач. «громадный», «огромный» (напр. βουλιμία). [B.169]

 

I taurus, ī m 1) вол, бык Vr, C, Cs, V etc.; 2) воловьяnкожа VF; 3) созвездие Тельца C, V, PM; 4) предпол. выпь PM; 5) Q = radix arbŏris. [B.32]

 

juvenca, ae f [juvencus] 1) молодая девушка H, O, VF; 2) тёлка Vr, H, V. [B.32]

II juvenculus, ī m 1) молоденький человек, юноша AV, Eccl; 2) бычок Vlg. [B.32]

 

ūrus, ī m (кельт.) дикий бык, тур Cs, V. [B.32]

 

gemitus, ūs (apx. Pl ī) m [gemo] (тж. pl.) 1) стон, стоны, вздохи (fletus et g. C): gemitum petere (ducere) de alto pectore V (gemitūs edere O, dare V) глубоко вздыхать; 2) мычание (tauri V); вой, рёв, шум (pelăgi V); гудение, гул (tellus dat gemitum V); 3) скорбь, печаль (alicujus rei V). [B.32]

 

ἀνδροφυῆ βούκρανα Emped. быкоголовые люди

 

βοΐδιον, стяж. βοίδιον τό [βοῦς] бычок, телушка, коровка Arph., Arst., Dem., Plut., Anth. [B.169]

 

δᾰμάλη, дор. δᾰμάλα (μᾰ) ἡ тёлка, телица Eur., Theocr. [B.169]

δᾰμάλης, ου ὁ 1) укротитель, усмиритель (эпитет Эрота) Anacr.; 2) бычок Arst., Babr., Anth. [B.169]

 

μόναπος ὁ пэон. ( = βόνασος) дикий бык, буйвол Arst. [B.169]

 

( בָּקָר ) [bāqār] (собират., не имеет мн. ч.) крупный рогатый скот: быки, волы и коровы [B.18]

( פַּר ) [par] вол [B.18]

 

 
     
 

Шумерийцы, которым принадлежала ведущая роль, явились в низовья Тигра и Евфрата, будучи уже знакомыми со скотоводством, земледелием и металлом, т. е. с теми достижениями в области производства, которые подготовили рождение цивилизации. Более того, шумерийцы были одними из пионеров, впервые приручивших быка и научившихся добывать и плавить металл. Об этом свидетельствуют шумерийские слова «(н)гу(д)» — «бык» и «уруду» — «медь», заимствованные многими языками мира [от шумерийского gu(d) произошли древнеегип. kа, копт, kо, санскр. ganh, древнеиран. gвus, тиб.-бирм. ngjeu, ngы, ngф, gы, gф, древнерусск. «говядо» (отсюда слово «говядина»), нем. Kuh; все эти слова значат «бык», «корова», «скот». От шумер. urudu ведут происхождение латин. rudus, raudus, слав. «руда», нем. Erz в значении «медь», «руда», «металл»].

Виталий БЕЛЯВСКИЙ [B.145]

 

Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ, доктор философских наук, кандидат исторических наук, СПбГУ: «…что Нинурта является героем второго ниппурского месяца, и называется Быком. А второй месяц ниппурского календаря – это месяц, когда плужная упряжка вскрывает весеннюю целину. Это такой специальный ритуальный обряд – праздничное вспахивание. И вот он называется Быком. И созвездие, которое в этот момент выходит, оно тоже называется Небесный Бык. То есть, вот этот архетип Тельца, который потом идёт через всю вавилонскую астрологию, связан с образом Нинурты. И так называемый характер Тельца, который потом прописывается всюду, начиная с греческой астрологии – это тоже амбивалентный характер Нинурты.

Образ Нинурты, который мы видим в литературных текстах вот в этом эпосе, астрологами переносится на свойства характера человека, родившегося в месяце Нинурты, и в то время, когда восходит созвездие Тельца. Здесь абсолютно прямая связь» . [P.125.565]

 

 
     
 

Centaurus, ī (греч. «убивающий быков») Кентавр: 1) m представитель дикого фессалийского племени Кентавров (в гомеровскую эпоху их стали представлять в виде полулюдей-полуконей) V, O etc.; 2) m созвездие Кентавра C; 3) f (sc. navis) корабль «Кентавр» (C. magna V). [B.32]

*

Κένταυρος ὁ, редкоsing. к Κένταυροι. [B.169]

Κένταυροι οἱ кентавры (1. фессалийское горное племя Hom. etc.; 2. баснословные существа, полукони-полулюди Pind. etc.). [B.169]

 

Alvaro Domecq Romero, RejoneadorPferdezüchter (конезаводчик): «Погибая на арене, бык, возможно, своей смертью сохраняет всю свою породу. Это животное, родившееся для того, чтобы умереть. Он опасен и убивает при первой возможности. Точно также как за лошадьми, я слежу, чтобы жизнь моих быков была как можно более приятной. После каждой тренировки бык должен приобретать храбрость, становиться зверем, умеющим себя защитить. Человек может работать с быком только потому, что превосходит его по разуму. Только поэтому, вероятно, он может в конце одержать победу. Мы благодарны Франсиско де Гойя за отображение древнего искусства боя быков. Как великий художник и человек искусства, он увековечил корриду, отдав должное её трагичности. Ведь момент, когда бык погибает на арене, трагичен, и, в конце концов, человек тоже может при этом погибнуть».

Франсиско де Гойя не только восторженный зритель, в юности он славился тем, что сам был матадором на арене. Он тесно дружит с прославленным матадором тех дней Педро Ромеро. На одном из самых эмоциональных портретов Гойи изображён стройный меланхоличный молодой человек, ни его осанка, ни взгляд не выдают в нём осыпанного почестями героя. Каким был Педро Ромеро. Каждый год в сентябре здесь происходит праздник Гойи фестиваль корриды в честь художника, который запечатлел в своей графике кровавое испанское развлечение. [T.10.LXXXVII]

 

Любомир КОЛАРОВ, председатель общества «Александр Невский»: «После падения Плевны русское командование решает приостановить военные действия из-за обильных снегов, но у генерала Гурко был план перейти Балканы и войти в Софию, где находился мощный турецкий гарнизон. Это было очень рискованно. Когда его спросили: «На что рассчитываете?» Он ответил: «На болгар, которые помогут перейти Балканы». Так и случилось. В горах шёл дождь со снегом, ночью всё замёрзло, но болгары ему сказали: «Оставьте в сёлах ваших лошадей. Мы дадим вам быков. Бык не знает заднего хода». Около тысячи русских солдат и офицеров погибли на страшных горных дорогах, но Гурко, всё-таки, переходит Балканы и неожиданно оказывается у города.

23-го декабря была освобождена София».

В то же время Радецкий, Скобелев и Святополк Мирский выиграли сражение у Шейново. 28-го декабря (1877) была очищена от турок Шипка. Путь лежал на Константинополь… [T.10.DCLXXIII.1]

 

 
     
 

Жрецы и торговые посланники вступали в храм через сорокафутовые высокие колонны у входа. Вообразите, как они проходили сквозь тот аромат ладана, который сжигали на алтарях, возможно слыша блеяние козлов и овец и других животных, поскольку их традиционно жертвовали божеству. Скульптура в мерцающей бронзе смущающая вас, ибо они показывали присутствия божества. Это должно быть подавляло. Идя через большой зал, ряд дверей вёл к самому священному месту священному алтарю храма. Фрагменты бронзы, восстановленные после раскопок, дают возможность предположить, что здесь содержались самые священные идолы савской культуры, а над всеми ними возвышался бык, высотой девять с половиной метров.

William Glanzman, Professor of Middle Eastern Archaeology Calgary University: «Бык в древних семитских культурах это бог ливня, который представлял шторм. Считалось что фырканье быка, стук копыт, топчущих землю и грозный рёв – всё это подрожало звуку раскатов грома, с которых всегда начинался дождь, а дождь был очень важен, потому что он давал ту дождевую воду, которая, падая, помогала орошать поля». [T.13.X]

 

Для нового царства Иеровоаму необходимо было создать религиозный центр. Естественным шагом было бы заново отстроить Силом и вернуть ему прежнее положение. Но Иеровоам, избегая опять-таки доминирования ефремлян, этого не сделал. На самом деле ему, возможно, хотелось ослабить партию пророков, которая помогла ему получить власть, и избежать централизации культа. Он основал два культовых центра: один на крайнем юге царства в Бетеле, всего в десяти милях от Иерусалима, а другой на самом севере своего царства в Дане. В каждом из этих центров он установил фигуру молодого буйвола (обычный символ плодородия, который особенно близок племени Ефрема).

Партию пророков ужаснули эти нововведения, и она перешла в оппозицию. С этого момента на протяжении почти всего существования Израиля продолжалась упорная вражда между монархией и партией проповедников, и она была постоянным источником ослабления государства.

Айзек Азимов [B.129.3]

 

 
     
 

Мидас принял свою смерть, выпив кровь быка. Однако история с бычьей кровью ставит ещё один вопрос, ответ на который Dr. John Prag и Dr. Richard Neave, по их мнению, нашли.

Dr. Richard Neave, Medical Artist, Medical University of Manchester: «Бычья кровь не токсична. Но очень часто, особенно в древнегреческой истории, кровь быка считалась средством для самоубийства, а не для отравления других людей. В этом нет смысла, потому что есть африканские племена, которые пьют бычью кровь, а не молоко. Получается такой чёрный пудинг. Я хочу сказать, что традиция потреблять в пищу сбитую кровь очень стара. И нам остаётся полагать, что, наверное, он выпил кровь, которая простояла сутки на воздухе в жарком климате и стала смертельно опасна из-за бактерий ботулизма. Вот эта версия достаточно логична». [T.12.XLI]

 

Принято считать, что первую вакцину изобрёл английский врач Эдуард Дженнер. В 1796-м году он привил восьмилетнему мальчику коровью оспу. На самом деле, подобные прививки от оспы практиковались ещё в Древней Ассирии. Свои способы защиты от оспы были у европейских и китайских медиков, у грузинских и черкесских лекарей. Разница состояла в том, что до Дженнера материал для прививок брали у людей, Дженнер ввёл в практику прививку от коров. По-латински «корова» – «vacca», отсюда и слово «вакцина».

Сегодня в большинстве стран мира в стандартный набор прививок входит четыре вакцины, которые защищают человека от полиомиелита, кори, краснухи и паротита (или свинки). В отношении остальных вакцин в каждом государстве действуют свои законы.

Александр ЯРИЛИН, доктор медицинских наук, академик РАЕН: «…вот, последнее слово в этом завершении этого спора, оно вот чём состояло: замечательный один американец Джейнуэй (Charles Alderson Janeway, Jr.) и россиянин Руслан Меджитов, который у него работал, они сформулировали такую концепцию, которая, наконец, объяснила взаимосвязь, даже не столько, вот, «клеточного и гуморального», сколько «врождённого и приобретённого (как говорят, адаптивного)» иммунитета. Врождённый, в данном случае, представляет «линию Мечникова» – клеточную, фагоцитарную, а адаптивный – «линию Эрлиха», специфическую…» [T.10.CXVII.5]

 

 
     
 

Вместе с видом Йорка менялось и его население. Со всех частей Европы сюда стекались торговцы и солдаты. Об их разнообразии можно судить по оставленным идолам.

Andrew Morrison, Curator of Access to Archaeology, Yorkshire Museum: «Здесь можно увидеть целый ассортимент статуэток и других свидетельств разнообразия религий и культов, которых придерживались жители римского Йорка. Здесь есть идолы более официальных религий, например, Меркурий и изображение петуха, который также ассоциировался с Меркурием. Это был один из самых популярных богов во всей римской империи. Здесь можно найти и более экзотических идолов, например, изображение быка. Помимо римских, тут есть изображение греческих и египетских богов. Север вырос в Северной Африке, видимо, был неплохо знаком с этими богами. Судя по всему, не все жители Йорка пришли из Рима, они пришли со всех сторон Римской империи». [T.13.XL]

 

 
     
 

Уже в это отдалённое время мы встречаемся с начатками египетского иероглифического письма. Оно также обнаруживает некоторые аналогии в системе с клинописью, но туземное происхождение его совершенно ясно и не подлежит сомнению уже потому, что оно тесно связано с природой Египта и бытом народа. Шиферные пластинки дают нам возможность присутствовать при развитии этого письма. Изображения на них – это символические представления событий, их описания, при помощи доступных тогда средств, своего рода пиктография, подобном мексиканской, где символизм и идеографией мало по малу вытесняют реальные изображения. Так, бык представляет царя, гербы – области, бывшие под его начальством, и т. п. Рядом с этим появляются и настоящие иероглифы для выражения собственных имён – начали передавать не только мысли, но и звуки. На пластинках и булаве Нармера, этих хрониках, изображенных пиктографией, фонетического элемента уже порядочно; здесь мы находим даже цифры.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Это был самый завидный жених и муж в империи: к 21-му году у него был, по меньшнй мере 21 ребёнок и 17 жён. За свою жизнь он произвёл на свет около 110 сыновей и, вероятно, столько же дочерей.

Dr. Stephen P. Harvey, University of Chicago: «Зачем ему столько детей? Один из титулов фараона был «Могучий Бык» символ мужского начала». [T.10.XXXII.5]

**

 
     
 

**

В стране, которая сейчас носит название Египет, тесная связь людей и животных установилась более семи тысяч лет назад. Связь людей и животных подтверждается многими историческими документами. Предки древних египтян почитали животных, от которых они зависели, в жизни и смерти. В неглубоких могилах, выкопанных, по крайней мере, за пять тысяч лет до нашей эры лежат тела животных, подвергнувшихся естественной мумификации. Горячий песок высушил их тела, и бактерии уже не могли там размножаться. Таким образом, разложение не произошло. Здесь же лежат тела домашних животных, принесённых в жертву: стерильные пески сохранили и их. Английское слово «desert» «пустыня» произошло от «дешерет (Те-шер)», что значит «Красная земля», – место смерти и ужаса, где изредка встречаются оазисы.

Самым великим животным-богом, живущим на земле, был Бык, зачатый девственной коровой во время страшной бури. В реальной жизни каждый Бык Апис жил в роскоши в Мемфисе, бывшей столице Египта. Им поклонялись как богам. Каждый новый Апис выбирался по родимым пятнам на шкуре, похожим на крылья Сокола-Гора. Когда он умирал от старости, его хоронили с царскими почестями. Каменные плиты повествуют о земной жизни каждого божественного Быка. В этот день бога со всеми почестями сопровождали на кладбище, чтобы он покоился с миром в своём вечном доме. Людей мумифицировали очень часто, но так как Быки-Аписы жили в среднем по двадцать восемь лет, всю процедуру необходимо было записывать на папирус.

Мемфис, бывшая столица Древнего Египта, – родина Аписа – сейчас лежит в руинах. Посвящённые Апису молитвы жрецов уступили место крикам птиц. Но здесь находится веское доказательство того, что в этом месте когда-то происходили трудоёмкие ритуалы: огромные столы для бальзамирования. Здесь лежали тела всех священных быков в ожидании перехода в иной мир. Алебастровые чаши до сих пор готовы принять в себя жидкости в процессе мумификации. [T.12.LVIII]

 

Dr. Joann Fletcher, University of York: «Долговечность Древнего Египта была скрыта в его способности по новому интерпретировать свои верования. Тысячи лет египтяне считали фараона живым богом – вместилищем души Египта. После смерти царя его душа продолжала жить в его мумии, которую нужно было беречь, чтобы сохранить связь времён. Поэтому фараона всегда хоронили в массивных пирамидах или гробницах, высеченных в скале.

Но во времена правления чужеземцев египтяне не всегда могли достойно похоронить своих фараонов. Тогда они обратились к другой многовековой практике. Серапеум в Саккаре – это огромный подземный погребальный комплекс, в котором концепция обожествления фараона совмещена с традицией мумификации животных. В каждом из этих гигантских гранитных саркофагов когда-то лежало тело животного, являвшегося земным воплощением царя – это гробница священного быка Аписа.

Эти мумии быков имели большое значение для мировоззрения египтян, и они изо всех сил старались создать подобающие усыпальницы для своих покровителей. Когда один бык умирал, египтяне его мумифицировали, хоронили и начинали поклоняться следующему. Когда он со временем умирал, его мумифицировали, хоронили и всё снова повторялось. Культ священного быка Аписа уходит корнями в далёкое прошлое Египта и напрямую связан с фараонами.

Люди верили, что после смерти священный бык соединяется с Осирисом – богом загробной жизни. Так появился бог Осирис-Апис, позже ставший Сераписом.

При Саисской династии эти священные быки стали особенно почитаемы. Во времена очередного иноземного вторжения фараоны зачастую правили Египтом дистанционно, например, из Персии. Но египтянам требовалось их физическое присутствие, и бык Апис как бы замещал царя. Люди ему поклонялись, проводили обязательные ритуалы, а после смерти быка мумифицировали и хоронили как фараонов тысячу лет назад. Поэтому для египтян было важно помещать этих животных в саркофаги со всеми почестями: так они выражали свою преданность этим священным быкам, и всему, что они символизировали». [T.10.DLXXXVII.3]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в Саккаре, недалеко от первой египетской пирамиды – пирамиды Джосера – он находит гигантский некрополь священных животных.

…всё что к северу – катакомбы ибисов, катакомбы бабуинов, катакомбы соколов. И в центре идёт аллея сфинксов к комплексу Серапеума. Серапеум грандиозен: вход достаточно скромный. Внутри несколько рядов катакомб, галерей с гигантскими саркофагами священных быков разных эпох. Напомню: самые древние – четырнадцатый век до новой эры, самые поздние, последняя процессия священного Аписа пришла в Серапеум на третьем году правления Клеопатры Седьмой – последней царицы независимого Египта». [P.125.26]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…для египтян очень часто образ Восьмерицы связывался и с рождением. Он был динамичный: именно поэтому пары. Нун не как статическая бездна, а как поток – жизнь.

…четыре мужских божества превратились в чёрного быка (чёрный – образ незримости, невидимости), а четыре женских – в чёрную корову. И они, соединившись, родили Ра – Божественное Солнце для этого мира. Для египтян очень важно, что это не некое первичное вещество, из которого всё появляется, а это боги Бездны, – это само Инобытие в его креативном проявлении, которое даёт возможность всему существовать». [P.125.258]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…через особое духовное воспитание (puṣṭi) и посредством особой милости Бога дживы могут достигать того, что именует Валлабха «goloka» («go» – «корова» [Говинда, гопи – пастушки], «loka» – «мир») – «Мира коров», мира благодатного бытия. И они проводят время в вечных развлечениях (в вечной радости общения) друг с другом и Кришной. Поэтому учение Валлабхи именуется ещё «Пуштимарга» (Puṣṭmārga), то есть «путь особого воспитания любви».

Валлабха рассказывает о различных конечных состояниях человека в соответствии с особыми путями, которыми он может прийти в «goloka», и там он будет тоже один отличаться от другого. Этому специально посвящён 21-й раздел 4-й части 4-й главы «Анубхашьи». [P.125.591]

 

 
     
 

Sir David Attenborough, Naturalist: «…где-то десять тысяч лет назад, теми или иными способами человек смог приручить быка. Процесс, несомненно, начался с приручения телят, оставшихся без матерей. Но даже при этом управлять столь сильными и свирепыми животными, и держать их в стадах было невероятно сложно и смертельно опасно. Особенно если учесть, что человек на тот момент ещё не приручил даже лошадь, которая могла бы ему в этом помочь». [T.22.XXIX.1]

 

Самое известное произведение искусства Кносса – «Прыгающие через быка». Бык был священным животным минойцев, источником и символом царской и божественной власти. [T.13.XIV.3]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Оставил тебя, Самария, твой телец, воспылал гнев Мой на них – доколе им чураться чистоты? Ведь они – от Израиля!» (Ос.8:5-6)

Кто такой «телец»? – Вообще «телец», как и в нашем языке, конечно, это символ величия и могущества: «бык» по-русски мы скажем. В древности, это, скорее в положительном значении: бык – это тот, кто могучий, неукротимый, тот, кто за себя постоит, обидчиков накажет – растопчет, забодает, и, вообще, с которым справиться трудно.

С другой стороны, именно по этой причине тельцы становились идолами». [P.125.474]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…с библейским бестиарием, вообще, проблем довольно много: у нас есть слово в тексте – у нас картинки нет. У нас нет «зоопарка» дошедшего от древнеизраильских времён, чтобы посмотреть на какой клетке табличка «Левиафан».

Есть такое слово «ра-эм» [rəʾēm] ( רְאֵם‎ ), которое, по-видимому, обозначало дикого быка. А в Септуагинте – в греческом переводе – перевели как «Единорог». И с тех пор пошёл гулять Единорог по Библии. Периодически говорится о рогах единорога в двойственном числе. По-гречески перевели «монокерос» (μονόκερως) – сама форма слова указывает, что рог один. Поэтому «рога единорога» – точно абсурд». [P.125.520]

 

 
     
 

Рим. Церковь Сан-Клементе (San Clemente). Под мраморным полом находится основание самой ранней христианской церкви. К моменту постройки Сан-Клементе в IV-м веке нашей эры Иисус Христос уже стал считаться Мессией и Спасителем человечества. Христианство приобрело такую популярность, что церковь была построена поверх языческого храма. Это стало полной победой новой религии над своим самым главным конкурентом, языческим культом под названием митраизм. Этот мужской культ плодородия имел в своей основе поколение Митре – языческому богу Солнца. На фреске Митре убивает быка – это ключевой момент всей мифологии культа. В течение трёхсот лет митраизм был одной из самых популярных религий в Риме. Но Митра не мог соперничать с Христом в его обещании вечной жизни. Особенно, когда христианство получило одобрение императоров.

Prof. Brian J Ford, University of Leicester: «Я думаю, что успех христианства обусловлен двумя факторами. Во-первых, люди потеряли веру в общество и отчаянно нуждались в этой самой вере. Поэтому то, что предложило им христианство во главе с Иисусом Христом, было просто и заманчиво. Во-вторых – это было время, когда рушились сами основы Римской империи…» [T.13.XLI.5]

 

…а культ Митры широко распространился среди военных. Его последователи собирались в святилищах – Митриумах, очень напоминавших будущие христианские церкви. Как впоследствии христиане, они делили ритуальную трапезу. Но они также приносили жертвы и имели собственные красочные мифы о Сотворении Мира.

Dr. Fabio Barry, St. Andrews University: «В центре абсиды каждого Митриума было скульптурное или живописное изображение Тавроктонии – заклания быка Митрой. Из плоти и крови жертвенного быка рождались силы, кормящие Вселенную». [T.10.CCLXXVI.7]

 

 
     
 

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Рожон очень часто встречается в латинских и греческих текстах. Его соответствием является греческое kentron или латинское stimulum. И рожон – это острый кол, которым погоняли упирающегося на пахоте быка».

Латинский Рожон – стимул – стал современным понятием. Так называют причины, побуждающие к действию, мы часто говорим: «внутренний стимул». В античности стимулы были только внешними, тогда считалось, что и судьба человека зависит исключительно от внешних сил.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «Человек наделялся определённой участью или долей богинями-Мойрами. И человек в своей жизни должен был пройти весь свой путь до конца и не противиться против воли Судьбы. И вот, в данном случае, человек сравнивался с Быком, который пашет землю, и если он начинает упираться или совершать какие-либо неверные движения, то человек, вот как собственно судьба, колет его рожном и возвращает его в привычное русло».

Мойрам было угодно, чтобы Прометей похитил огонь с Олимпа, и Прометей знал это. Недаром его имя переводится как «Предвидящий». Его поступок был не вызовом Судьбе, а строгим исполнением античного предписания.

Андрей ГРИГОРЬЕВ, доктор филологических наук: «В эпоху эллинизма, то есть начиная с IV-го века до нашей эры меняется представление о Судьбе. На первое место выходит богиня слепого случая, которую мы знаем в современном мире под именем Фортуна, в латинской традиции, богиня слепого случая, неустроенности, изменчивости в мире. И тогда начинает казаться, что человек может изменить свою Судьбу».

Не случайно в эту эпоху резко возросло количество самоубийств. Считалось, что добровольно выбрав смерть, человек идёт наперекор судьбе и достигает полной свободы. [T.10.I.3]

*

adversus stimulum погов. Ter против рожна [B.32]

adversum stimulum calces (sc. jactare) погов. Ter лезть на рожон, против рожна [B.32]

contra stimulum погов. Vlg, Amm идти против рожна [B.32]

 

 
     
 

Рим охраняли тысячи солдат, стоявшие гарнизонами за городскими стенами. Около таких военных баз археологи обнаружили подземные камеры, посвященные иранскому богу Митре. Это были места тайного культа, ставшего очень популярным в первом веке среди римских легионеров, служивших на восточных границах империи.

Dr. Benedetta Bessi, John Cabot University, Rome: «Это культ для привилегированных, который был открыт только для посвящённых. Это место было секретным, куда впускали только определённых людей. Культ был популярен потому, что в первоначальном контексте Митра был божеством, чьё имя отождествлялось с понятиями «Верность и Надежда». Возможно, отчасти, поэтому он был так популярен у солдат. В военной идеологии понятию Верности, конечно, придавалось очень большое значение».

Как Яхве у евреев, Митра олицетворял собою всё Добро, поэтому не удивительно, что опять же должна была существовать его противоположность, вмещавшее Зло. Не смотря на то, что информация о культе Митры очень обрывочна, историки соглашаются, что для последователей культа самым важным действием бога было убийство быка, предположительно происшедшее в пещере. Это может объяснить тот факт, что многие храмы Митры были построены в виде пещер.

Dr. Benedetta Bessi: «Все эти солдаты, – последователи культа, – пытались уничтожить и победить Зло, которое олицетворял бык. А здесь находился алтарь. Возможно, здесь приносили в жертву быков. Мы не знаем, действительно ли здесь совершались жертвоприношения, или культ уже достиг уровня символического действия, когда убийство быка только проигрывалось. Например, они убивали курицу или другое животное, может быть просто перину, которая олицетворяла кровь, заменяли кровь. Очевидно, что сходств между культом Митры и христианством очень много. Существует также космологическая идея о том, что Иисус связан со Вселенной, возрождает Вселенную. Подобную картину мы видим у Митры в его действиях. Митра своими действиями побеждает Зло, деяния Иисуса побеждают Зло, происходит борьба между Добром и Злом. В этом у них есть сходство».

Во втором веке, когда появился митраизм, само христианство являлось культом, и не было широко принято римскими гражданами. Но культ Митры имел хотя бы одно сходство с новой религией – веру в то, что Добро и Зло – противоборствующие силы. Связь между культом Митры и христианством похожа не только идеологией.

Dr. Kathryn «Kara» Cooney, Egyptologist, UCLA: «Почему христианскую церковь построили над местом поклонения Митре?»

Dr. Benedetta Bessi: «Чтобы показать, что христианство стало сильной религией, и в то же время взять на себя часть престижа старого культа, располагаясь в том же месте».

Христианство стало популярным, потому что не имело никаких ограничений по социальному или экономическому статусу и было обращено к низшему слою населения. В отличие от привилегированного культа Митры, христианство было открыто для всех, а со второго - третьего веков стало распространяться со сверхъестественной быстротой по всему Средиземноморью… [T.12.LIII.4]

 

 
     
 

Чёрный буйвол. …они крайне бдительны, и ночью спят всего час, просыпаясь через каждые пару минут. Острые рога буйвола способны достигать метра в длину и запросто могут убить льва. И буйволы защищают друг друга: маленькие и слабые члены стада всегда находятся в центре, а по периметру, в основном, самцы, формирующие защитный круг.

…чтобы охота на буйвола или на другую крупную добычу удалась, львам надо работать слаженно и использовать стратегию.

Jules Sylvester, Wildlife expert: «Львица сможет поймать буйвола, но она не сможет самостоятельно его убить…»

Здоровый лев может убить буйвола одними из самых внушительных зубов в природе. Его клыки, длиной в семь с половиной сантиметров, расположены на расстоянии десяти сантиметров друг от друга. Таково расстояние между позвонками буйвола. Проникнув прямо между костями спины, львиные клыки могут проткнуть позвоночник буйвола, парализовав его. Клыки здорового льва могут перекрыть буйволу доступ кислорода, пронзив трахею с поразительной силой – в четыреста двадцать пять килограммов – в три раза больше, чем у взрослого ротвейлера. [T.21.XXV.2]

 

Африканский буйвол. Им восхищаются за его силу и сообразительность, а также он знаменит склонностью к непредсказуемой агрессии.

...пятёрка самых грозных обитателей животного мира Африки. Среди них Африканский буйвол. Многие считают его самым грозным животным Африки. В приступе ярости буйвол настолько свиреп, что справиться с ним невозможно. Хотя у него нет острых зубов и когтей льва, его невероятная мощь – оружие не менее эффективное. Известны случаи когда защищаясь, буйволы растаптывали или закалывали насмерть покусившихся хищников.

Из-за своих крупных размеров Африканский буйвол стал мишенью для охотников, они привлекают большое количество «охотников за трофеями». Охотники поддаются искушению сразиться с огромным животным, способным бежать со скоростью пятьдесят километров в час, и толщина черепа которого может остановить пулю. Ум Африканского буйвола также велик, как и его мышечная сила: известны случаи, когда они запутывали след врагу и применяли сложную тактику контратаки.

Африканские буйволы живут крупными стадами, численность которых порой достигает нескольких тысяч. В таких стадах существует определённая поведенческая модель, когда один главный буйвол, которого называют «Кормчий», принимает решение за всё стадо. Это очень общественные животные, и в них силён стадный инстинкт.

Prof. Henk J. Bertschinger, University of Pretoria: «У буйволов стадный разум, но, в то же время, им присуща индивидуальность».

...взрослый Африканский буйвол может разнести почти любую ограду в щепки.

...буйволы воспринимают человека как хищника и готовы в любую минуту дать ему мощный отпор. [T.21.XXXIII]

 

…на границе бушвельда находится вотчина африканского буйвола. Здесь, в Африке, согласно статистике, число смертельных случаев при встрече людей с буйволами гораздо выше, чем с другими животными. Они считаются самыми опасными дикими животными Африки. Рога этих гигантов – весом до сорока килограммов – поистине являются оружием, внушающим уважение и страх даже у львов и леопардов. Животные по многу лет живут на одних и тех же пастбищах, и передвигаются по ним привычными маршрутами. Это очень большие территории, которые, как правило, прилегают к водоёму. Буйволам приходится покрывать большие дистанции ежедневно, так как, в независимости от ситуации с кормом, им приходится минимум дважды приходить на водопой. Поэтому засуха существенно осложняет им жизнь. Стадо, как правило, состоит из самок и телят, самцы примыкают к группе исключительно в период спаривания.

…у африканского буйвола весьма примечательная внешность – вес среднего быка составляет шестьсот тридцать килограммов, рост – около одного метра семидесяти сантиметров. То есть, он гораздо выше привычной нам лошади. Когда такая масса приходит в движение, его практически невозможно остановить. Сила ударов, которые сопровождают традиционные схватки за территорию, подобна столкновению машин, летящих друг на друга со скоростью пятьдесят километров в час.

Головы представителей обоих полов украшают рога – весьма внушительное грозное оружие. У самцов рога скрепляются костной пластиной, которая крепится неподвижно к черепу. Изогнутые острые рога настолько тяжёлые, что они загибаются вниз. Уши у буйволов располагаются позади рогов. [T.10.DXXXVI]

 

 
     
 

…для «Христиан Апокалипсиса» знаком Конца Света является возвращение на Храмовую гору «Красной Телицы» – священной коровы, используемой в очистительном жертвоприношении.

Dr. Yonatan Adler, Ben-Gurion University: «Жертвоприношение Красной Телицы – главный обряд, совершавшийся во времена Храма. Его цель – очищение от самой главной скверны – осквернения мёртвым телом. Красная Телица – это корова, по иудейскому закону она должна быть не моложе двух лет. вся шерсть на ней должна быть рыжей: недопустимо даже два волоска другого цвета».

За всю историю евреев – от Моисея до Второго Храма – в жертву было принесено только девять Красных Телиц.

Dr. Yonatan Adler: «Корову приводили сюда. Её забивал священник, который не был осквернён. Кровью Телицы кропили в направлении Храма. Затем тело коровы сжигалось. Пепел выпали на воду в керамическом сосуде, а затем этой водой окропляли любого, кто осквернил себя контактом с мёртвым телом».

В наши дни некоторые христиане верят, что появление редкой Красной Телицы возвестит возвращение Иисуса Христа. В то время, как ведутся поиски современного воплощения этой священной коровы, израильский учёный Яанатан Адлер считает, что он обнаружил скрытое место древних жертвоприношений.

Dr. Yonatan Adler: «По-моему я выяснил, где сжигали Красную Телицу во времена Второго Храма. Согласно раввинским источникам, священник, сжигавший Красную Телицу, должен был стоять на том же уровне, что и Храм, прямо напротив него. Если провести прямую к Востоку от святилища».

Здесь находится Церковь Скорбящего Господа, она построена на руинах православного храма и монастыря.

Dr. Yonatan Adler: «Как говорится: «Свято место пусто не бывает». Очень часто на Среднем Востоке священные места не забываются и переходят от одной религии к другой». [T.13.CVIII.2]

 

 
     
 

…а таинственное выражение «пролезать через золотую корову» означало следующее: в исключительных случаях и при готовности затратить большую сумму денег, не только кшатрии, но даже презренные шудры могут преобразоваться, так сказать, в «побочных» браминов. Настоящие брамины, от которых исключительно зависит эта метаморфоза, заставляют их покупать это право за несколько сот, а иногда и тысяч коров. Затем, вылив из чистого золота корову, которая освящается при разных мистических церемониях, кандидата заставляют пролезать три раза через её пустое отверстие, и тогда подвергшийся такому искусу тотчас же перерождается в брамина. Нынешний траванкорский махараджа и даже великий, недавно умерший махараджа Бенареса – оба шудры и некогда купили себе подобным образом желаемое право.

Е. П. БЛАВАТСКАЯ [B.135.1]

 

Леонид МАЦИХ, кандидат филологических наук, доктор филологии и теологии (PhD): «…тогда люди узрели некое видение. На иврите называется даже в рифму «Рэгель шель эгель» (внутренняя рифма) – «нога тельца с медным копытом». Отсюда взялся золотой телец. Они подумали, что это вызолоченное копыто того божества, которому они поклоняются. То есть, эти все видения и образы уже давно были в обиходе. Ничего особенно нового тут нет». [B.141.37]

 

 
     
 

Сергей АЛЕКСЕЕВ, бывший собственный корреспондент Центрального телевидения в странах Южной и Юго-Восточной Азии: «…и так, первый вопрос, естественно, было бы задать госпоже Ганди про тот самый её оксиморон: что она сама-то про него думает.

И тогда она снисходительно к нашей недогадливости – ведь в принципе вся её истина об этом – могла бы ответить так: «В Индии нет ни одного политика, который осмелился бы объяснить народу, что корову можно просто съесть».

Понятно, что несчастное животное здесь ни при чём: они до сих пор в Индии священны, и стадами, и в одиночку бродят по помойкам Дели и Мумбаи. Не дай бог вам покалечить какую из них: бампером задеть или ещё хуже – угробить: оштрафуют суровее, чем за человека, а то и вовсе посадят». [T.10.DCCCII]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5