ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae 

СЕЧЕНИЕ 1 - 21 (4)

 
     
 

Иероглиф (Человек) – Signum

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «И по этим дорога идут варвары, не встречая уже препятствий. Эта группа франков, одна их групп германских племен, провозгласила Хлодвига на месте своим правителем. У них не было обрядов, которые станут потом такими сложными в Средние века, церемонии коронации, всё было просто как у кочевников, так же было и у вождей, между прочим. Поднимают вождя над собой, это знак – ты наш правитель, мы тебя признаём. И вот ещё один знак, под которым рождается Средневековая цивилизация. Итак, варваризация. Пришёл иной мир и в связи с этим знак, жест, который важнее, чем текст. В Средневековой цивилизации Запада жест заменяет текст. Поскольку пришли неграмотные, не знающие письменности и нескоро у них возродится образование, письменность, школа, пока жест заменил текст, он и был текстом.

Итак, это цивилизация жеста больше, чем цивилизация текста. Грамотных осталось мало, они разбегаются, эти пишущие грамотеи. Одним из центров письменности становится, например, Ирландия. Почему? Подальше от центра Великого переселения народов, а здесь в этом котле жест, варварский жест, заменяет текст». [T.10.CI.17]

 

Инна СОЛОВЬЁВА, искусствовед: «…если очень любили изображать себя офицеры. Уже не было такой войны, но офицеры, те, которые участвовали в борьбе за независимость Голландии, собирались стрелки, собирались люди, и, конечно, они хотели, чтобы быть запечатлёнными на полотнах. Каковы были эти картины? Они выполняли роль, ну, я бы сказала, вот, современная фотография: все рассаживаются, так, красиво, чтобы было видно каждого. И, вот, каждый – это такой портрет. И, вот, каждый на этой картине сидит, как кто-то называл это – «игральные карты». И, вот, они должны были хорошо быть видны, они платили деньги даже за то, чтобы кто-то был виден лучше – сидел на переднем плане – кто-то смотрелся чуть-чуть похуже…

И вот Франц Хальс (нидерл. Frans Hals) сломал эти каноны. Вот, у него стрелки Георгиевской роты («Офицеры стрелковой роты св. Георгия») – это совершенно другое – это движение, он как бы сметает эти каноны и появляется экспрессия, динамика. Каждый изображён в таком ракурсе, в другом ракурсе. И вот то, что потом подхватил Рембрандт.

…картина, которая была написана в 1642-м году, известная картина, это «Ночной Дозор» («Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»). Вот, якобы стрелки роты капитана Кока были недовольны этим групповым портретом, потому что они ожидали от него, – они заказали ему этот групповой портрет, – они ожидали от него то, что всегда ждали от таких портретов, что каждый будет на своём месте, хорошо виден, и можно будет обозреть, всех будет, всё будет очень удобные изображения, то есть опять будут эти «карточные головы». Но оказалось всё совершенно иначе: Рембрандт создаёт сцену, и когда ты смотришь на этот групповой портрет, когда ты смотришь на эту историческую картину, – потому что она, скорее историческая картина, чем групповой портрет, – ты начинаешь слышать звук барабана, призыв трубы, ты входишь, вот в действо этой картины. Откуда-то из арки на тебя идёт вот эта рота капитана Кока – он впереди – и вот всё в движении. Ты как будто бы слышишь этот чеканный марш, ты слышишь крики, переговоры, как эти люди разговаривают. Вот сейчас наступил такой момент, когда Родина подала им сигнал – «Вы нужны мне». И, вот, они сейчас все пойдут…» [T.10.CI.55]

 

 
     
 

Dr. John C. Darnell, Yale University: «…стремительно продвигаясь к северу, небольшое войско под командованием Скорпиона отрезало армию Накады, располагавшуюся на берегу Нила, от тех сил, что находились в пустыне. Таким образом, он одержал быструю и относительно некровопролитную победу над Накадой».

Завоевание Накады имело особое историческое значение: впервые весь Верхний Египет оказался под властью одного царя. Празднуя победу, Царь-Скорпион с триумфом ведёт побеждённого правителя Накады в Абидос, и приказывает вырезать в скале соответствующее граффито. Возможно, этим актом Царь-Скорпион изобрёл историю.

Dr. John C. Darnell: «Правление царя Гора-Скорпиона – это переходный момент между доисторической и исторической эпохами. Граффито Скорпиона, а также многочисленные предметы, найденные в его гробнице в Абидосе, свидетельствуют о зарождении иероглифического письма. Скорпион выступает не только в роли царя, объединившего Верхний Египет, он является одной из первых фигур древнеегипетской истории, о которой нам известно хоть что-то определённое. Мы можем сказать, что и где он совершил, и даже как он это сделал».

Граффито Скорпиона предоставило египтологам не меньше сведений об объединении Египта, чем Палетка Нармера. Длительное время считалось, что Нармер добился объединения, одержав победу в одном большом сражении, но Граффито Скорпиона свидетельствует, что процесс объединения начался гораздо раньше.

Dr. Renée Friedman, British Museum: «Ранее считалось, что объединение произошло в результате одной большой войны. Тот, кто в ней победил, стал царём Верхнего и Нижнего Египта. Сейчас стало ясно, что это был длительный процесс, в котором свою роль сыграли не только военные действия, но и дипломатия, торговля, коммерция, обмен технологиями и так далее». [T.10.CLXXXI]

 

 
     
 

Divina Essentia – Materia

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Атум творит богов восьмерицы через Шу и Тефнут. Их именуют «Анех» – Жизнь и «Маат» – Правда. Оба слова – важнейшие в Египте.

Вообще, если выделять самые главные египетские слова, то в первую десятку войдут Анех-Жизнь и Маат-Правда. Шу – это Анех, а Тефнут (женская форма) – это Маат. Они следуют за телом Атума. Они любимы Атумом.

То есть, первая Восьмёрка – это те, кто следуют за телом Атума, порождены Правдой и Жизнью, и от кого исходит Жизнь: кто обнял всю землю, и кто построил эту лестницу от Земли на Небо.

Уже в Текстах Ковчегов «Бог бездны для бога бездны», то есть, они связаны попарно. А позднее египетское богословие, уже Нового Царства, оно чётко назовет эти пары. Эта Гермопольская Восьмерица – четыре пары, то есть, мужские и женские явления:

Нун / Нунет – НЕБЫТИЕ (Бездна)

Хух / Хухет – БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Кук / Кукет – ТЬМА

Амон / Амонет – БЕЗВИДНОСТЬ

Иногда Амон / Амонет заменяются на Ниау / Ниаут (НИЧТО).

Уже в Текстах Пирамид известен «Град Восьми», то есть, тот самый Шмун, или Гермополь. Важно подчеркнуть, что хотя их и называют богами, но это не боги как личностные, активные, волевые существа, которые могут, как в греческой мифологии, выбрать одно или другое, хорошее или плохое. Это категории, это абстрактные понятия, и это качества Бога. Это не элементы естественной жизни, а аспекты космической первопричины, то есть, это аспекты Нуна как инобытия. Именно такое определение дал этой Восьмерице замечательный немецкий исследователь Зигфрид Моренц (Siegfried Morenz) в своей книге «Египетская религия».

Мужская части пар все изображены лягушками или мужскими фигурами с лягушачьими головами, а женский аспект пары изображён змеёй или женщиной со  змеиной головой. То есть, и лягушки, и змеи в Египте – это болотные животные, которые живут в «безвидности» воды. Это обитатели «Нильской бездны». И вот их так мило изобразили. И эти пары богов известны уже с пирамид Унаса и Пепи Второго. И «Град Восьми» – «Град четырёх пар» – это из пирамиды царицы Нейт.

Довольно рано учёные-египтологи увидели сходство с библейским рассказом. Курт Зете (Kurt Heinrich Sethe) и Рудольф Килиан. Посмотрите на начало – вчитаемся в первые строчки Книги Бытия и посмотрим эти образы: «В начале сотворил Бог Небо и Землю, Земля же была безвидна (Амон) и пуста (Ниау), и тьма (Кек) над бездною (Нун)». [P.125.258]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…изречение 399 А. умерший фараон Унас говорит, что он садится вместе с Тем, чьё имя скрыто. Здесь как нельзя лучше передана суть в общении бога Амона. Само слово «Имен» или «Амон», как мы произносим, оно переводится как «Скрытый, сокровенный, непостижимый, непознаваемый». Вокруг этого имени в египетских текстах достаточно много специальной игры слов, когда становится понятным, что это не конкретное имя божества, а скорее эпитет, поскольку, как и многие другие культуры великой древности, Египет имел представление о том, что имя Предвечного божества оно не познаваемо, оно непостижимо.

Вокруг имени бога Амона часто употребляется эпитет «Имен Ра Меф» – «Сокровенный, тайный именем своим».

…изначально бог Амон ещё в Текстах пирамид является членом великой Хемену – великой восьмерицы богов, которую ещё иногда в литературе, пользуясь греческим термином, называют огдоадой. Речь идёт о совершенно потрясающих вещах, потому что в этих текстах египетский мудрец описывает мир, который пребывает в досотворённом состоянии.

Великая восьмерица. Во-первых, это существа, которые пребывали в этом мире до того, как возник «Проявленный образ Бога-творца». Они существую в Первозданном океане хаоса, в котором, с одной стороны, существа ещё не сотворённого мира «пребывают во сне», а, с другой стороны, эти существа, «пребывающие во сне», согласно текстам, издают звуки: они произносят имена, они поют какую-то музыку. Это такое пространство Предвечного великого океана хаоса, наполненное внутренними звуками и готовностью этого мира к тому, чтобы он был порождён таким, каким мы его уже знаем.

Эти божества делятся на пары. Каждое понятие проявлено через мужское и через женское начало. С глубинных эпох существования египетская религиозная мысль мыслила Предвечного бога как Великого андрогинна, который состоит из взаимодополняющих друг друга мужского и женского начала, которые проявляются в той или иной степени, в зависимости от того, что происходит.

Первая пара. Он всегда изображается с головой лягушки, а она всегда изображается с головой змеи: это те тайные существа, которые невидимые и незримые пребывали в Предвечных топях. Его зовут Нун, её зовут Наунет. Нун и Наунет – это персонификация того самого Предвечного океана хаоса. Это Великие родители богов, из которых всё произошло, и в которые все вернутся. Но это родители богов, пребывающие в инертном состоянии, которые не способны к творению, которые лишь ждут, когда из пространства появится зримая форма Бога-творца, которая вот этот изначальный хаос сначала, как сказали бы греки, превратит в «Теос» – в то состояние мира, когда бог его творит, а потом уже в «Космос», то есть, в то пространство, в котором существуют все живые обитающие.

Бог Амон и Амаунет – его женская ипостась, они проявляются внутри Великой тайной восьмерицы города Гермополя очень необычным образом. Считается что все восемь богов исконно очень инертны, но ввиду того, что одни боги персонифицируют собой пространство, другие – условно пока ещё не возникшее время, исчисление, какую-то размеренность Вселенной, другие – состояние, то есть Маат, но только Амон и Амаунет воплощают в себе вот ту самую сокровенную божественную единицу, которая способна в себе была аккумулировать Великую предвечную силу для того, чтобы появился «Зримый образ Амона», как Амона-Ра, как Бога солнца, как Великого младенца, с явлением которого появился Мир, появилось время, появилась Вселенная.

Если восьмерица – это состояние инертности, состояние готовности к рождению, но ещё не сотворённый мир, то девятерица – песеджет по древнеегипетски – это уже весь мир, в котором появляется Бог-творец – тот самый «девятый», который способен организовать пространство, пребывавшее до него в состоянии хаоса. Кроме того «девять» в египетском символизме – это число «бесконечного множества», поэтому через «девятку», через Великую девятерицу богов описывается всё то многообразие божеств, на которых Предвечный бог делится в процессе сотворения Вселенной». [P.125.34]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…Солнечный творец, пусть то будет Тот, или Солнечный младенец, который рождается на цветке водяной лилии, – он Плод, но не Причина.

Рельеф из Дендеры. Фигуры, которые изображены за ним – их восемь. Они имеют головы лягушек – мужские божества, и змей – женские божества. Это не муж и жена – это совокупные дополнения Великого андрогинна: каждое явление из четырёх, проявляется через мужское и женское. Первая пара – это Нун и Наунет – это Хаос мужского и женского рода, который в совокупности передаёт представление о хаосе как таковом. Это то – откуда всё вышло. Вторая пара – это Хех и Хаухет – это Бесконечность времени, это Вселенная, это Пространство. Следующая, третья пара – это Кек и Каукет – это Тьма, потому что творение Мира произошло в изначальной Тьме, до того, как появился Солнечный бог. И последняя пара, самая важная – это Амон и Амаунет – «Сокровенная», дословно переводятся их имена. Это тот самый богопринцип, который позже привёл к творению Мира. И когда, находившийся в состоянии сна в досотворённом Океане Хаоса, где всё уже было, – Нун и Наунет, Хех и Хаухет, Кек и Каукет, Амон и Амаунет – сопряглись вместе, и божественный принцип Сокровенного бога возобладал, появился Солнечный младенец. И Хаос сначала превратился в Теос, а потом в Космос.

Из Гермоля культ бога Амона перейдёт в Фивы – великую столицу Древнего Египта, и поэтому глубина рассказов и преданий о потаённом и сокровенном боге в культе Амона Фиванского будет грандиозной». [P.125.51]

 

 
     
 

Иероглиф (Человек) – Signum

 

В конце сороковых – начале пятидесятых годов двадцатого века учёными был сделан вывод, что самая древняя славянская азбука – Глаголица – не продукт эволюции какого-либо алфавита, а плод творчества одного человека, исповедовавшего христианство.

Наталья ЗАПОЛЬСКАЯ, доктор филологических наук, Институт славяноведения РАН: «Гипотеза Чернохвостова: эта гипотеза строится на том, что в основе Глаголицы лежат три графических элемента: крест, как символ Христа. Круг, с одной стороны это символ Бесконечности, с другой стороны это символ Солнца, если мы вспомним, именование Христа – «Христос, как Солнце правды. Значит, получается, что Круг – это тоже символ Христа. И, наконец, Треугольник, который может быть символом Троицы – опять «Бог Сын, Бог Отец, Бог Святой Дух». Значит, получается, что Христос представлен через три символа одновременно». [T.10.CCLII]

 

…старый собор был длинным и узким, но епископу Рено (L’évêque Renaud de Mouçon) обычной формы недостаточно: он хочет, чтобы его новый собор был уникален для своего времени. Он превращает прямоугольник в крест – достаточно большой Крест, чтобы он был виден Богу на Небесах. Это амбициозная мечта, но в основе её три простые формы.

Prof. Michael Davis, Mount Holyoke College: «Строитель использует простые геометрические формы для конструкции собора. Это были Круг, Квадрат и Равносторонний треугольник. Эти формы включались во все детали дизайна собора».

Для средневекового человека Круг, Квадрат и Треугольник выглядели невероятно гармонично, отражая желание человека быть наравне с Духом Божьим. Круг – священный символ невинности. Круг идеально вписывается в квадраты. Разделив по диагонали Квадрат, мы получаем четыре Треугольника. В каждом элементе дизайна есть производные от этих трёх фигур.

Законченный Собор будет отображением Космического Порядка, и отражением взгляда самого Неба. [T.21.XXXVIII.1]

 

…изображения красных роз и белых лилий напоминают нам о карте Мага, где они были живыми цветами: если Маг оперирует вещами, интуитивно ощущая их ход, то Первосвященник оперирует символами вещей, проникая в их причину и исследуя возможные варианты их развития.

Евгений КОЛЕСОВ [B.126.1]

 

 
     
 

Magus (Шаман) – le Fou (Безумный)

 

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «Чжу Си составляет ещё один комментарий, где, на мой взгляд, делает одну, может быть специальную, может быть случайную, не хочу говорить ошибку – великие философы не ошибаются – маленькую подтасовку, назовём это так. Он представляет Конфуция как морализатора: он представляет Конфуция как учителя, который ходил, наставлял, был успешен, удачен и, в принципе, оставил после себя Учение. Все дальнейшие философы, которые так или иначе, трактовали Конфуция, в Китае, а потом на Западе, пользовались комментариями Чжу Си. И вот, пройдя через много веков, Конфуций очистился от одного очень важного аспекта, который присутствует в его философии, – это аспект Мистического. Конфуций был за счёт чжусианства демистифицирован: Конфуций из мистика, из посвящённого человека превратился в философа. И, вот, вторая загадка, которая для нас очень важна, – а чему сам обучался Конфуций? Нигде мы это не находим.

Как-то у одного из учеников Конфуция спрашивают: «Где обучался ваш Учитель?» А он говорит потрясающую фразу: казалось бы, он должен был сказать, как в Китае принято: «Мой Учитель обучался у такого-то Учителя. А этот Учитель у такого-то Учителя». Это же китайцы очень любят рассказывать, даже сегодня. И, вдруг, ученик говорит потрясающую вещь, – он не называет ни одного имени, – говорит: «Вы знаете, Учитель обучался у Неба, и, вообще, он обучался у Всего». А, что, разве нельзя у Всего обучаться. Ответ абсолютно философский, гениальный… Но Имя-то не названо.

И, вот, раз за разом вымарывается очень интересная вещь: где Конфуций получал свои знания. Так сказать, чтобы долго об этом не рассуждать, я предположу, что мне кажется абсолютно реальным – Конфуций готовился и как священнослужитель: его обучали целому ряду знаний, которые должны были быть связаны с экзорцизмом, с изгнанием духов, с призванием духов, с управлением Духовным миром, с ритуалами, которые, так или иначе, связаны с взаимоотношением с Духовным пространством. По сути, он должен был быть, в известной степени, осовремениным шаманом, как мы бы сказали, потому что шаманизм, конечно, тогда ещё существовал, но был в таком, снятом виде, присутствовал только на юге Китая.

Откуда это мы знаем? – Мы знаем из историй, которые сохранились в описаниях Конфуция, что, например, Конфуций призывал Духа дождя, он разговаривал с Духами очага: его специально в молодом возрасте призывали, приглашали, чтобы этим занялся.

Конфуций, в конце концов, приходит к интересной мысли: воспитываясь как посвящённый мистик, он отказывается от мистической проповеди. Он делает одну интересную вещь, которая, на мой взгляд, является сутью его проповеди. Как говорит один из его учеников: «Конфуций никогда не говорил о духах. Конфуций однажды сказал, что о духах надо знать, и держаться от них подальше». Гениальная вещь. Все китайцы говорят о духах, Конфуций говорит: «Не надо говорить о духах». Более того, Конфуций, и это правда, – и потом уже на это обратили внимание многие последующие мистики, – никогда не рассуждал о мистическом, никогда не говорил о «Сю ань», то есть о «Потаённом и Сокровенном». Может быть, он его специально запрятывает.

У Конфуция есть два постулата, которые обращают на себя внимание: первое – это учиться у Древности. В Древности были достойные мужи…

…постигали Мудрость и заботились о народе. Вот это интересный ритуал. Мудрость надо постигать: мистическое – священно. Но зачем? – Не ради самой по себе мудрости, а для того, чтобы её применять в жизни. Это идеал Конфуция: Мудрость не может быть сокрыта и потаена. Конфуций постоянно апеллирует к Древности, как к особому типу знаний, как к особому типу идеала, сознания, который, постигая и зная о Мистическом, никогда не запрятывает, не создаёт «узкую» школу, а пытается «вывести на люди».

Его основой проповеди и, вообще, пожалуй, то, на чём поднял сам себя Конфуций, становится то, что он пытается вынести мистические знания на уровень государственного управления. И в этом плане он привносит целый ряд терминов из мистического, так сказать, управления миром в абсолютно светское управление государством. Поэтому Конфуций сразу же становится, воспринимается как государственный деятель, хотя, по сути дела, никогда никаких государственных постов он не занимал.

…другой раз Конфуций проезжает на своей повозке с учениками, на него выскакивает какой-то странный безумец. Безумец царства Чу – это такой собирательный образ Мистика – и говорит, обращаясь к Конфуцию: «О! Феникс, феникс». А, вообще, «Феникс» – это обращение к шаману. «Куда же делась твоя добродетель? Опасно служить государству. Не надо открывать знания государству». Конфуций спустился с повозки, чтобы объяснить, что он делает только хорошее, но «Безумец из царства Чу» уже убежал.

И, вот, над Конфуцием, собственно говоря, та среда, откуда Конфуций вышел, она отторгает его. А куда он пришёл? – Он должен был прийти в государство…» [T.10.CI.119]

 

 
     
 

Покойный т. Ф-ов, 1911 года рождения, с большой неохотой рассказавший мне эту историю в 1987 г., но потом всё же отмякший настолько, что сам положил её на бумагу, – отставной майор.

В том, что он носил именно такое звание, я, впрочем, не уверен, зная умение ветеранов НКВД искусно наводить тень на плетень даже в ясный день, но то, что старик всю сознательную жизнь протрубил в соответствующих органах, сомнений не вызывает, так как подтверждается показаниями, тьфу ты, чёрт, я и сам, похоже, заразился канцеляритом, перепечатывая писанину старика.

В общем, Ф-ов был тот ещё волкодав. По складу ума – вопиюще приземлён во всем, что не имело непосредственного отношения к былой работе, был во всём остальном чуть ли не невежей, особенно это относится к литературе и прочим изящным искусствам. Литературные пристрастия сводились к бесконечному перечитыванию Ю. Семёнова, Брянцева, Богомолова, Медведева, мемуаров партизанских командиров и военачальников.

Фантастикой не интересовался абсолютно и, по моим впечатлениям, к продуманным, изощрённым розыгрышам не был склонен. Полное впечатление, что в молодости он и в самом деле столкнулся с чем-то превышавшим его понимание (а впрочем, его ли одного?!), а потому вызвавшим отторжение. С другой стороны, я убедился, что старик обладал отличной памятью и наблюдательностью, так что его воспоминания по-протокольному чётки (собственно, перед нами как раз протокол и есть). Эпизод этот прямо-таки выламывался из всего им рассказанного (представлявшего собой массу интереснейших, но насквозь «приземлённых» историй о боевых и, если так можно выразиться, трудовых буднях НКВД, СМЕРШ и МГБ.

Где конкретно происходило дело, так и осталось загадкой. Если вдумчиво проанализировать иные детали и редкие обмолвки, история эта случилась, вероятнее всего, в предвоенный период где-то на Дальнем Востоке или в Приморье…

*

Насколько Капитану удалось разобраться, старуха, откричав что-то определенно библейское, переключилась на его друзей, с нешуточным пафосом объявив, что офицеры, сколько их ни есть и какому бы государству они ни служили, есть отбросы человечества, нарушители заповедей божьих, выродки, изверги и кто-то там ещё. Попутно она выдавала фамильные тайны, громогласно заявляя, что всегда неодобрительно относилась к своему ступившему на греховную военную стезю братцу, и бог её услышал, потому что братец так и остался в ничтожных чинах, а если бы выбрал солидную и респектабельную карьеру финансового служащего, как она в своё время настойчиво советовала, жизнь его непременно бы удалась…

Александр БУШКОВ [B.115.1]

 

…потом Борис избил официанта в ресторане «Нарва». Брат требовал, чтобы официант исполнил «Сулико»…

Он стал попадать в милицию. Каждый раз его вызволяло оттуда партийное бюро «Ленфильма». Но с каждым разом всё менее охотно.

Мы ждали, чем всё это кончится…

Летом он поехал на съёмки «Даурии» в Читу. И вдруг мы узнали, что брат на казённой машине задавил человека. Да ещё офицера советской армии. Насмерть

Это было страшное время предположений и догадок. Информация поступала самая разноречивая. Говорили, что Боря вёл машину совершенно пьяный. Говорили, правда, что и офицер был в нетрезвом состоянии. Хотя это не имело значения, поскольку он был мёртв…

От тетки всё это скрывалось. Дядья собрали около четырёхсот рублей. Я должен был лететь в Читу – узнать подробности и совершить какие-то разумные акции. Договориться о передачах, нанять адвоката…

– И если можно, подкупить следователя,– напоминал дядя Роман…

Я начал собираться.

Поздно ночью раздался телефонный звонок. Я поднял трубку. Из тишины выплыл спокойный голос моего брата:

– Ты спал?

– Боря! – закричал я.– Ты жив?! Тебя не расстреляют?! Ты был пьян?!..

– Я жив, – ответил брат, – меня не расстреляют… И запомни – это был несчастный случай. Я вёл машину трезвый. Мне дадут года четыре, не больше. Ты получил сигареты?

– Какие сигареты?

– Японские. Видишь ли, Чита имеет сепаратный торговый договор с Японией. И тут продаются отличные сигареты «Хи лайт». Я послал тебе блок на день рождения. Ты получил их?

– Нет. Это неважно…

– То есть как это неважно? Это – классные сигареты, изготовленные по американской лицензии.

Но я прервал его:

– Ты под стражей?

– Нет, – сказал он, – зачем? Я живу в гостинице. Ко мне приходит следователь. Её зовут Лариса. Полная такая… Кстати, она шлёт тебе привет…

В трубке зазвучал посторонний женский голос:

– Ку-ку, моя цыпа!

Потом опять заговорил мой брат:

– В Читу тебе лететь совершенно незачем. Суд, я думаю, будет в Ленинграде… Мама знает?

– Нет, – сказал я.

– Хорошо…

– Боря! – орал я.– Что тебе прислать? Ты, наверное, в жутком состоянии?! Ты ведь убил человека! Убил человека!..

– Не кричи. Офицеры созданы, чтобы погибать… И ещё раз повторяю – это был несчастный случай… А главное – куда девались сигареты?..

Сергей ДОВЛАТОВ [124.6]

 

 
     
 

Vir Signum (Vacuus)

 

Аркадий ВАКСБЕРГ, доктор юридических наук, адвокат, писатель, прозаик, драматург, публицист, киносценарист: «Дело в том, что Коллонтай давно после длительного периода безмолвия, когда вообще о ней ничего нельзя было прочитать, как будто её никогда и не было. Наступил период довольно странного Ренессанса её. Ей определили одну нишу – первая женщина-посол в мире. Наверное, в ту пору это звучало…

…чтобы не очень растекаться на эту тему, хочу вам сказать одну вещь. Всё-таки, нельзя забывать: она, наверное, была единственной, и за это её очень не любили в партийных верхах, вообще в этой среде партийно-номенклатурной, у которой слова с делами не расходились. Она формулировала то, что соответствовало стилю и мироощущению, и самой её жизни, практике её жизни. И наоборот можно сказать, практика её жизни иллюстрировала то, что она писала. То есть ханжество – можно с этим не соглашаться, можно это оспаривать и осуждать, но чего не было, того не было – не было ханжества. Она писала то, что думала, и жила по тем же самым нормам, которые она утверждала и декларировала в то время, как, не мне вам рассказывать, я думаю, и слушателям нашим это хорошо известно, что масса людей той среды жили по другому принципу.

…и она оказалась на полной мели. У неё ничего – общественная карьера закончилась, политическая закончилась, Личное не сложилось, она стала посмешищем перед всей страной.

…как и другие подобные сообщения, остались без ответа и без реакции со стороны Сталина. И Коллонтай приблизительно долгое время никто не беспокоил. Строго говоря, её и не могли беспокоить, по крайней мере, начиная с августа 1942-го года, когда её настиг тягчайший инсульт. У неё отнялась рука и нога, она лежала в том же Сальтшебадене и так далее. И произошло для неё очень важное событие – был вскрыт в её отсутствие, пока она лежала, сейф, и там была страшная находка. Страшнее этого для Коллонтай быть не могло ничего – полная пустота. То есть было совершенно понятно, что она спрятала что-то заблаговременно. Это очень подорвало её акции там наверху. И мы знаем точно, что и где она спрятала, – это другой разговор». [P.97.125]

 

 
     
 

…за плечами в мешке у Путника лежат атрибуты Мага: меч, чаша и сикл; Путник несёт их как ненужный скарб… [B.24.1]

 

Николай СТАРИКОВ, писатель, публицист, общественный деятель: «…я думаю, что если и можно кем-то назвать Евно Азефа, то никак не «великим авантюристом». Это был умный хладнокровный человек. Скорее он был великим разведчиком, потому что так и остался неразоблачённым. Его разоблачили как провокатора, его разоблачили как революционера, но вот его роль в деле организации Первой революции в России, она до сих пор не оценена. А заключительные месяцы его жизни, когда немцы взяли его на работу в свой МИД, и после этого он очень быстро умер от почечной недостаточности, на мой взгляд дают все основания считать его кадровым сотрудником английских спецслужб.

Вообще, если посмотреть историю и наших монархов, и спецслужб, и, вообще, загадочных смертей, очень часто формулировка «почечная колика» скрывает факт отравления, потому что и по симптомам понятно, ну, и, вообще, очень красивое объяснение для того, что произошло». [T.10.CLXXX.13]

 

В греческом языке «опьянеть» или «отравиться» обозначается словом «метейн», а приставка «а» означает отрицание. Таким образом, драгоценный камень, предотвращающий опьянение и отравление назвали «аметист». Греческое слово «метейн» в свою очередь происходит от другого греческого слова – «мети», что означает «вино». Обычно в вине содержится этиловый спирт. Но можно получить соединение, похожее на этиловый спирт, если нагревать дерево при одновременном перекрытии доступа воздуха. Получающееся соединение очень ядовито. В его молекуле содержится только один атом углерода, тогда как в молекуле этилового спирта их два. Это соединение по понятным причинам получило название «древесный спирт», его официальное название – «метиловый спирт». Слово «метил» происходит от «мети» – «вино», и «-ил», что означает «материал», но может означать и «дерево»: «метил», таким образом, означает «вино из дерева». Химики используют слова с корнем «мет» для обозначения веществ и соединений, в молекулах которых содержится только один атом водорода. К таковым, например, относится «болотный газ»: он располагается над болотами и образуется в результате гниения растений. В его молекуле содержится один атом углерода и четыре атома водорода, его химическое название – метан. Суффикс «-ан» используется для слов, обозначающих некоторые виды углеводородов, то есть соединений, молекулы которых состоят только из атомов водорода и углерода.

Айзек Азимов [B.129.2]

*

I ἀ-μέθυστος 2 1) свободный от пьянства: ἡμέρα ἀ. Plut. день воздержания от попоек; 2) предохраняющий от опьянения (λίθος Plut.). [B.169]

II ἀ-μέθυστος ἡ 1) средство (снадобье или зелье) против опьянения Plut.; 2) аметист (драгоценный камень, ношение которого якобы предупреждало опьянение) Anth. [B.169]

*

μέθῠ, υος τό (только sing.; gen. только в Anth.) 1) вино (ἡδύ, γλυκερόν Hom.; εὔζωρον, ἄκρατον Eur.); 2) брага (ἐκ κριθῶν Aesch.). [B.169]

μεθυστικός 3 1) склонный к пьянству, любящий выпить (μ. καὶ ἐρωτικός Plat.; φίλοινος καὶ μ. Plut.); 2) опьяняющий, пьянящий (ἁρμονία Arst.). [B.169]

μεθύω (только praes. и impf.) 1) быть пьяным, быть в опьянении (ὑπὸ τοῦ οἴνου Xen.; ἐκ τῆς μέθης Diod.; перен. ὑπό τῆς Ἀφροδίτης Xen.; τοῦ ἀκράτου τῆς ἐλευθερίας Plat.; τῷ μεγέθει τῶν πεπραγμένων Dem.); 2) быть смоченным, пропитанным (ἀλοιφῇ Hom.; ὄμβροισι Anth.): πληγαῖς μεθύων Theocr. ошеломлённый ударами; 3) перен. упиваться (ἑκ τοῦ αἵματος NT). [B.169]

 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Так сказал мне Господь, Бог Израиля: «Возьми из Моей руки эту чашу с вином ярости и напои им все народы, к которым Я тебя посылаю. Выпьют они, закачаются, обезумеют пред мечом, что Я на них посылаю» (Иер.25:15-16)

Образ чаши с вином очень часто – образ гнева Господнего. То есть, то, что лишает человека разума, то, что лишает его сил. Вот он пьяный, шатается, ничего не соображает». [P.125.460]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Вавилон – золотая чаша в руках Господних. Всю землю она опьяняла, пили из нее вино народы, и стали народы безумны» (Иер.51:7)

Чаша с вином – плохой образ в Ветхом завете: для нас это праздник, ценность, золотая чаша, да в ней ещё вино хорошее. Вино – то, что опьяняет, что человека низводит до положения животного. И поэтому Чаша гнева – это обычный образ: гнев часто в виде «чаши с вином». Вот она всех напоила – все стали безумны». [P.125.464]

 

 
     
 

Скоморох – le Fou (Безумный)

 

В слове «дилетант» нет ничего обидного, оно происходит от итальянского «дилетто» – «наслаждение». Дилетант – это человек, который наслаждается: наслаждается тем, что для многих историков, искусствоведов, культурологов – профессия, с массой неизбежных требований и критериев, которым нужно соответствовать. У дилетанта же, полная свобода и в подборе фактов, и в их изложении – никакого академизма с рассказом о вещах скучных, но обязательных: интересно – задержались, нет – поехали дальше… [T.18.XLIII.1]

 

dilètto II наслаждение, удовольствие

 

Дилетантизм (дилетантство) (от лат. delecto – услаждаю, забавляю)

 

dēlecto, āvī, ātum, āre [intens. к delicio] 1) забавлять, веселить, развлекать, услаждать, восхищать; 2) med.-pass. delectari находить удовольствие, радоваться, восхищаться

 

 
     
 

Единство – le Fou (Объединил <и> Оставил в дураках)

 

Константин ЗАЛЕССКИЙ, российский журналист, историк: «…у Гитлера идея присоединить Судеты возникла сразу, изначально возникла в более крупных масштабах. У него возникла идея присоединить Чехословакию. В смысле, Чехию, Богемию и Моравию, скажем так, австрийские имперские земли. И первое, ну, говорил он давно по поводу того, что все немцы должны собраться под одной крышей, вернуться в лоно единой Германии.

Сама территория. Это были земли Габсбургов, которые владели ими с неизвестно какого года, потому что, ещё когда они были, по-моему, даже они ещё не были императорами Священной Римской империи, или вот стали первыми императорами, как раз они тогда получили Богемию и Моравию. И даже были курфюрстами по Богемии. И Гитлер, конечно, сразу взял курс на присоединение, а Судеты стали как бы главной болевой точкой Чехословакии, хотя в Чехословакии было бесконечное количество болевых точек. Это была, конечно, страна, которая стала одним из самых ужасных порождений Версальского договора.

Экономические интересы были. Но в данном случае они стояли на втором месте. Конечно, во-первых, Гитлер рассматривал Чехословакию как угрозу Германии, потому что Чехословакия, конечно, создавалась Францией, и Чехословакия имела, как и во всех странах, которые Франция активно поддерживала, она имела, в общем, мощную армию. Мощную по сравнению с той же самой Германией…

К тому моменту, как Гитлер производил аншлюс Австрии… в принципе, Гитлер не то чтобы заявлял, сразу он собирался захватить, присоединить Богемию, Моравию, Чехию, но заявлял он прежде всего свои притязания на Судеты, потому что это немецкая территория. И дело было в том, что к 30-м годам, к середине, к концу второй половины 30-х годов, крупнейшие мировые державы, творцы версальской системы, то есть, Англия и Франция, они, в общем и целом, ну, не они, естественно, не страны, а политики, находившиеся там у власти, в общем и целом пришли к мнению, что в общем Версальский договор, он, ну, в общем, был в своё время слишком жестким. И что Германия, страна с развивающейся сильно и быстро экономикой, то есть все понимали, что Германия – это уровня мирового страна. И что она будет стремиться собрать страны с германским населением, то есть, консолидировать вокруг себя и создать новое государство. И в данном случае они рассматривали Гитлера именно с этой точки зрения, то есть, не агрессора, который собирается потом начать Вторую мировую войну, а харизматичного политика, может быть, несколько радикального, может быть, несколько антисемита, но в данном случае, политики в разных странах тоже в общем, отнюдь не были белыми и пушистыми, и тоже антисемитские настроения были сильны и во Франции, и в Англии. Да и фашистские движения во Франции занимали очень сильные позиции. И в этом отношении и Англия, и Франция, их руководители, смотрели на действия Гитлера как на консолидацию Германии, то есть, ну, в принципе, можно дать Германии германские земли и, в общем, на этом пойдёт дальше развитие какое-то. Главное – не доводить до военного конфликта. Вот эта так называемая политика умиротворения, как её потом назвали, но она была направлена именно на это. То есть, в общем и целом политики и Англии, и Франции, они просчитались. То есть, они не смогли чётко определить, ни кто такой Гитлер, ни то, как он будет проводить политику. И поэтому в этом-то как раз и лежала основа всех их ошибок». [P.97.167]

 

 
     
 

…среди найденных предметов части не только обоюдоострых мечей, здесь есть ещё и детали не менее опасных саксов – коротких односторонних ножей, которые могли служить любым целям – личное оружие времён Средневековья. Именно так саксонскиие племена и получили своё название.

Dr. David Symons, Curator, Staffordshire Hoard: «Люди с саксами – то есть, люди с ножами». [T.21.CXVIII]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4