ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae

СЕЧЕНИЕ 0 10

 
     
 

decem adj. num. card. 1) десять (hominum milia d. Cs): decem primi или decemprimi С десять старшин (начальников) десяти декурий (на которые делились сенаты муниципий и колоний), т. е. 10 старших — обыкновенно из 100 — сенаторов; 2) неопределённое множество (animi d. in pectore incerti certant Pl). [B.32]

 

 
     
 

 

Сопряжение «КОЛЁС»

Большое КОЛЕСО

10 – 12

0 – 12. «Ламед» [12] в Тёрнере Букв-Матерей является противолежащей стороной к «Шин» [0]

Малое КОЛЕСО

10 – 0

«Жертва», принесённый в жертву, изгнанный (исключённый из системы), начинает «Дураком» - «Шином»

Также и Мессия

 

 
 
     
   

 

…колесо с вписанной гексаграммой внутри быстро, с молниеносной скоростью, вращалось на оси, поддерживаемой двумя шестами…

…по четырем сторонам расположены эмблемы четырех стихий: человек, орел, лев и телец…

В. ШМАКОВ [B.24.1]

 

Но останови это вращение, и змея отпустит свой хвост, Сфинкс рассыплется и «звери» разбредутся по своим углам-арканам. А «голая Истина» превратится в проститутку.

Что мы и видим в бесконечных телешоу

 

 
     
 

«5 + 5» – отношения: «Конфликт – Традиция»

Ламинарное – Турбулентное (вихри – подводные течения)

«5 + 17» (Пентаграмма – Надежда)

 

…десять миллионов лет – это пятьсот тысяч поколений. Наши пращуры без устали передавали своим детям накопленные знания, чтобы они дошли до нас. И сейчас эти знания позволяют нам возвращаться в прошлое, вскрывая пласты времени, находить следы наших предков.

…шаг вперёд не в умении пользоваться орудиями, истинный прогресс – в умении создавать орудия.

…разделение труда. Разделение заданий, разделение пищи и орудий труда: организация клана совершенствуется – так рождается человеческое общество с его конфликтами и его неравенством. [T.10.CLXXI]

 

Дипак Чопра, американский врач и писатель индийского происхождения: «Бесконечность не поддаётся человеческому разуму – она слишком велика: если ты можешь себе что-то вообразить – значит оно уже не бесконечно. Архетипы – это выражение неких высших символов коллективного сознания, воображения, того, к чему человек может только стремиться. В классических сказках – в «Золушке» или «Красавице и Чудовище» – отражено страстное желание человечества чего-то, чего оно ещё не достигло. Мифология – это «Мать духа человечества». [T.10.CCXCV.2]

 

Prof. Marcelo Gleiser, Dartmouth College: «…теорема о неполноте, в которой он говорит о том, что не существует формальной и законченной системы логики, которая может доказать любое возможное предположение внутри этой системы».

Гёдель смог формально доказать, что любая система знаний, основанная на логике – будь это математический анализ, физика элементарных частиц или космология – по определению не является полной.

Prof. Marcelo Gleiser: «Я могу представить, что знания замкнуты в сферы: представьте, что матрёшки – это сферы, а каждое из конфети – это правдивое утверждение. Не все утверждения (в сфере) я могу доказать – переходи к большей матрёшке: в большей матрёшке будет содержаться больше знаний, чем в той, которая у неё внутри. Но и в этой матрёшке оказываются утверждения, правдивость которых я не могу доказать – и я перехожу к следующей, большего размера, потом ещё больше и так далее, пока не дойду до сферы размером со Вселенную. И тут возникает вопрос – можно ли на ней остановиться? И ответ будет, что если Вселенная – изолированная система, вам нужно будет обратиться к ещё большей Вселенной, чтобы объяснить явления, происходящие в этой Вселенной. Этого нельзя сделать: вывод – познание мира всегда ограничено».

Суть теоремы Гёделя о неполноте в том, что рациональный разум никогда не сможет открыть всю правду во Вселенной. Мы должны будем покинуть пределы космоса, чтобы иметь хоть какую-то надежду понять его до конца.

Prof. Marcelo Gleiser: «Есть вещи, которые нельзя знать. Есть правда, которой нет объяснения. И считается, что именно в этот момент в сознании людей появляется Бог или другое сверхсущество». [T.30.VII.1]

 

 
     
 

…среди них встречается и множество людей абсолютно здоровых, высокообразованных и никак не заинтересованных в мистификациях.

Владимир ФАЙНЗИЛЬБЕРГ, психиатр-психотерапевт, доцент кафедры Института психоанализа: «Когда-то мне довелось быть в Калужской психиатрической больнице, и мне очень любезно продемонстрировали историю болезни Циолковского. Я не буду сейчас говорить о том, был он болен, не был болен, – это совсем другое дело. Но представьте себе, в начале XX-го века человек совершенно серьёзно рассуждает о гравитации, о преодолении земного тяготения. Он рисует ракеты, которые, ну, в общем то и выглядят так, как сегодняшние ракеты. Конечно, он опередил своё время. И конечно те люди, которые жили и были рядом с ним, они могли не понимать его, потому что он вышел за рамки данного образования».

Идею об освоении космического пространства учёный высказал в те времена, когда фанерные самолёты едва оторвались от земли. Но не прошло и столетия, а фантастический проект Циолковского уже выполнен более чем наполовину. План Циолковского включает шестнадцать пунктов. Девятый – создание орбитальных станций – реальность. Следующий – десятый шаг – устройство поселений землян на ближайших планетах. Последний – колонизация иных звёздных систем. [T.9.VI.1]

 

 
     
 

…в прошлом церковь, и теперь Храм настенной живописи Роско (José Clemente Orozco). В общей сложности за два года художник написал здесь пятьдесят семь картин, их объединяет общая тема – завоевание Мексики. Роско по-своему интерпретировал конфронтацию между местными жителями и испанскими захватчиками. Мексиканская школа монументальной живописи возникла в двадцатые годы из работ, написанных по заказу мексиканского правительства. При помощи монументальных рисунков на открытых стенах зданий, по большей части неграмотное население должно было узнавать историю своей страны. На куполе бывшей церкви Роско нарисовал свою самую известную фреску «Человек Огня». Это аллегория, основанная на четырёх стихиях – Огонь, Вода, Воздух и Земля, – или метафора образа павшего Сфинкса, который непременно восстанет из пепла. В античные времена птица Феникс была символом бессмертия. [T.10.XI.32]

 

 
     
 

Иероглиф (стрела в колебательном движении) – Regnum Dei

 

Андрей ИВАНЦОВ, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка РАН: «…это организмы, жившие на Земле примерно шестьсот миллионов лет назад, но они были настолько не похожи на то, с чем сталкивалась палеонтология, что невозможно было понять, это вообще что. Существовали гипотезы разные, в том числе, что это грибы, и были доводы подтверждающие, казалось бы, эту гипотезу. Было предположение, что это вообще отдельное царство живых организмов. Сейчас пять царств: животные, растения, грибы, бактерии и вирусы. А это какое-то, считалось, особое царство. Не было доказательств.

…найти такое в столь древних породах – это просто сенсация из сенсаций. То есть организм оставлял следы, а следы могут оставлять только животные. Но следы эти странные. Это не совсем следы передвижения – там нет, что вот когда животное движется, оно как-то там давит на осадок, пузо своё волочит по дну – должны оставаться следы движения. А здесь их нет. Такое впечатление, что вот как печать, взяли штамп какой-то, сделали несколько оттисков, а потом печать бросили. Главное то, что это были организмы, способные передвигаться, способные собирать пищевые частицы и переваривать их. Из всех царств, которые мы знаем, это могут делать только животные. Если собрать реконструкции вместе всех этих организмов вендских, можно подумать, что это на другой планете. Ничего похожего на современную жизнь и жизнь последних пятисот миллионов лет». [T.10.I.24]

 

Prof. Richard Leakey, Stony Brook University: «…нам очень повезло, один из моих коллег обнаружил челюсть нашего древнего предка. И это была моя первая палеонтологическая экспедиция. В первую же неделю мы нашли нечто такое, от чего мои родители (son of the archaeologists Louis Leakey and Mary Leakey) и обрадовались и опечалились: они не могли найти ЭТО тридцать лет, а мне повезло на третий день. Ну, после такого начала, я, естественно, втянулся».

Доктор Ричард Лики многие годы занимается антропогенезом, о неполноте антропологической летописи он знает не понаслышке.

Prof. Richard Leakey: «Большинство находок по началу не слишком интересны, то есть просто не ясно, что вы такое нашли. Часто они заключены в породу, так что только потом, когда найдутся соответствующие им части, или найденное будет обработано, становится ясна его ценность.

Мне кажется, одно из недоразумений, затруднявших понимание наших взаимоотношений с животным миром, возникло во времена выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина. Мы не отделились от обезьян, мы и есть обезьяны. Мы просто пятые или шестые по порядку, в зависимости от классификации, но мы не происходим от обезьян, не являемся их потомками, мы и есть обезьяны – вполне хороший, полноценный вид. Беда только в том, что мы сами строили классификацию, законно стремясь дистанцироваться от них». [T.10.CCLVIII.1]

 

 
     
 

Урологическое отделение горбольницы в заштатно-провинциальном райцентре

«Видный эксперт» – 45 лет, диагноз – предположительно почечная колика.

«Абитуриент» (по жизни) – 22 года, образование – семь с половиной классов. Диагноз – на первый (сторонний) взгляд – «жестокий закос», рентген показал – камень в мочеточнике на полпути из почки в мочевой пузырь.

А: «А вы кто по национальности?»

Э: «Представитель титульной нации»

А: «А это как?»

Э: «Если совсем просто, то в России – русские, в Монголии – монголы, в Израиле…»

А: «Ага»

Э: «А что для тебя Спаситель?»

А: «Ну, это, как его…»

Э: «Пас – что?»

А: «Так это в футболе»

Э: «А Порт?»

А: «Ворота»

Э: «Пас – это проход. Паспорт – проход через врата. Спаситель – с-пас – тот, кто тебя проведёт через врата».

А: «Ну так это же всё придумали».

Э: «Кто?»

А: «Ну, кому надо было. Евреи. Кому он нужен был».

Э: «Да никому он не нужен был. Римлянам он был не нужен – у них был император – живой бог. Высшему иудейскому духовенству он тоже был не нужен – им и так было неплохо. Народу? Народу нужен был Мессия-царь, который с мечом освободит их от захватчиков. Даже не столько от захватчиков, сколько от завышенного налогообложения. И что в итоге остаётся – дюжина учеников из бывших рыбаков. Конечно, есть старый похабный анекдот про «Пять хлебов и две рыбы» – «Да ты только корми нас на халяву, а мы будем всегда ходить, и сказки твои слушать».

А: «Ну а всё же?»

Э: «Подумай сам. Приходит «Сын Божий», приносит Новый Закон и поясняет, что ты «бессмертен по сути своей», имеешь такие же права на богосыновство, да вдобавок ещё и свободен. А народ вокруг ещё не наигрался в Тщеславие – колесницы, триумф, расшитые золотом пурпурные одежды, «пыво – бабы – папыросы», – и им никуда не нужно идти. За примерами даже ходить далеко не надо: и лечащий врач твой, разменявший шестой десяток, и зав отделением – седьмой. Ну машина опять новая, дом отстроил, и по остальным пунктам…»

 

Абитуриент (лат. abituriens (abiturientis) – собирающийся уходить или от лат. abiturus – тот, кто должен уйти)

 

abitus, ūs m [abeo] 1) уход, отъезд (alicujus Ter, C); (тж. retro а.) отступление Sil; отлёт (hirundĭnum PM); 2) выход (omnem abitum custode coronare V). [B.32]

 

– Не знаю. Понимаешь он словно был одним из нас. Но я не знаю о нём.

– Такое бывало прежде? – в Аркадии Львовиче проснулся какой-то сухой, академический интерес. Это позволяло забыть о доме, превратившемся в бетонное крошево, о тех, с кем он привык здороваться на лестнице.

– Н-не совсем. Был случай, когда одного Посланника долго не могли вычислить. Он как бы самоорганизовался. Появился без должных оснований. Но он никогда не действовал такими методами.

– Ты что-то темнишь.

– Почему же? Просто ты не должен в него верить – ни как атеист, ни как еврей.

– О, господи

– Поздновато вспомнил.

– И кто же победил тогда?

– Неужели не понятно? Христианство возникло вопреки всем законам общества, бывшего две тысячи лет назад.

Аркадий Львович молча отошёл в угол, лёг на железную койку, застеленную старыми одеялами. Он не снимал пальто, здесь было очень сыро. По запотевшему стеклу чертили дорожки редкие капли, сбиваясь на подоконнике в прозрачную кляксу.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО [B.52.3]

 

 
     
 

Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института Всеобщей истории РАН: «…когда собирается полторы тысячи человек, то ждать каких-то больших, я бы сказал, дискуссий плодотворных или открытий, довольно сложно. Но они интересны тем, что они позволяют понять какие-то тенденции – что сейчас интересует больше историческую науку, историков во всех странах. И, кроме того, они отвечают на вопрос, какие исторические сюжеты наиболее привлекательны сегодня и в политических целях». [T.10.CI.38]

 

Кардашёв Николай Семёнович, доктор физико-математических наук: «И ещё биологи не могут предложить никакой разумной гипотезы для объяснения участка эволюции от молекулы до клетки». [A.439]

 

 
     
 

Radiatio – Иероглиф (Указательный палец)

 

Возможно, что развитие финикийских выселений в западную часть Средиземного моря относится к большой древности. Если мы верно, вместе с Гутшмидом, толкуем Менандра и Дня, то Утика упоминается уже в X в., а город Авза основан Итобаалом тирским. Ассирийские походы могли содействовать дальнейшим массовым переселениям в Африку. Греки в VIII в. нашли уже здесь места занятыми. Соперничество двух колониальных наций обусловило появление сведений о западных финикиянах в греческой литературе; они делаются доступными истории с конца VII в. Греческому посредству обязан и латинский язык общим наименованием западных семитов Poeni и Puni; для восточных финикиян появляется впоследствии Phoenices.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Сергей КАРПОВ, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук: «…начнём с того, что Трапезундская империя связана с традицией эллинизма – греческой колонизации. Греческая колонизация началась в середине восьмого века, до начала седьмого века она продолжалась, и легендарная дата основания Трапезунда – 757 - 756-й годы до Рождества Христова. Точные данные археологические находим с шестого века. Причём, интересно, что город Афины является тем источником колонизации греческой, которая колонизует Милет сначала, на западном побережье Анатолии, Малой Азии. Затем колонисты из Милета переселяются в Синоп, и жители Синопа основывают Трапезунд, как греческий полис. И, вот, со второй половины шестого века, это крупный уже достаточно полис, на который претендует другая мощная сила Востока – Персидская держава Ахеменидов. И эта Персидская держава Ахеменидов включает эту часть греческих полисов в свой состав. Афинская колонизация пятого века вновь начинается и проходит очень интенсивно…» [T.10.CI.78]

 

 
     
 

l'Empereur – Turris destructa (Император – Поверженный Император)

(4 – 6) * (6 – 16) – (4 * 16)

 

…в случае Нового Орлеана это копившийся миллион лет ил.

Colonel Vic Zilmer, U.S. Army Corps of Engineers (полковник Вик Зилмер, инженерные войска США): «Новый Орлеан стоит на самой плодородной во всех штатах почве, она столетиями наносилась сюда рекой Миссисипи. Нас учили, что чем лучше на земле что-то растёт, тем хуже на ней что-то стоит. Так что хуже места для строительства, чем это не придумаешь.

…нам нужно было пройти двадцать метров, чтобы пробиться через новые отложения к плейстоценовой глине, на которой стоит сооружение». [T.10.CCCLXXVI]

 

Николай КОРОНОВСКИЙ, доктор геолого-минералогических наук: «…я другое вам скажу, вот, тоже из области утопии, мифология геологическая – Всемирный Потоп. Вот, был Всемирный Потоп или не был? В Библии описан, в Первой Книге Бытия…

…и, вот, этот Ковчег пристал к Горам Араратским. В Библии написано Араратские горы, а, вообще-то, это Аратские горы. Аратские горы – это предгорья Загроса, но, отнюдь, не Арарат. Аратские горы – это близко к Месопотамской низменности. Это была, по-видимому, плювиальная эпоха: сильные были снега, ливни, и Евфрат и Тигр вышли из берегов. И это действительно так, потому что археологи, муж и жена Вулли (Woolley), в (19)34-м году они копали около города Ур, – это в низовьях Месопотамской низменности – копали метров на двадцать, выкопали большую канаву. И там обнаружили слой пятиметровый чистого песка с глиной, где не было ни одного обломка, артефакта, ничего не было. А вот ниже были обломочки каких-то глиняных сосудов, и выше этого слоя тоже были. Вот это след потопа, который был. Если брать по датированию, это шесть тысяч лет тому назад». [T.10.CI.117]

 

 
     
 

Райнер Фосс (Rainer Voss), немецкий банкир: «…объёмы торгов невероятно огромны: на крошечном колебании цен можно заработать состояние. Допустим, у вас сто тысяч евро, чтобы заработать тысячу, вам нужно колебание курса в один процент. А если у тебя есть миллиард евро, то одна десятитысячная, и даже стотысячная принесёт хороший доход.

Оружие сторон неравноценно, это видно на мониторе. «Сименс» и «Фольксваген» умнее любого банка, но ещё есть средние компании, есть ещё местные органы управления и частные клиенты. На бирже есть старая поговорка: «Частный инвестор всегда проигрывает». Да, иногда они выигрывают, но это как рулетка: игрок в рулетку всегда помнит, что вчера выиграл восемь тысяч, но забывает, что неделю назад пять раз проиграл по две тысячи. Это по-человечески, так что заработать на бирже без риска очень тяжело.

…да, в девяностые были государственные кризисы и банкротства, скажем, Южная Корея, Аргентина, но не в таком глобальном масштабе. Никакой коллапс не мог утащить за собой весь мир, потому что глобализация и взаимная переплетённость были намного слабее, чем сейчас. В девяностые не казалось, что всё от всего зависит, было проще управлять: вот четыре шестерёнки – если тут покрутить, легко представить, что произойдёт на другом конце, и понятно что делать. А сегодня у нас семь с половиной тысяч шестерёнок, и не понятно что будет, если одну повернуть. В те времена была совершенно иная ситуация». [T.22.XXX]

 

Владимир СВЕРЖИН, писатель-фантаст: «К вопросу о полётах. В некоем американском университете в конце девятнадцатого века при выпуске очередного потока ректор произнёс речь о том, что скоро наука шагнёт так далеко, что люди смогут летать, как птицы. Сидевший рядом с ним англиканский епископ возмутился, сказав, что летать могут только ангелы и птицы. И довольный собой уехал домой. Фамилия этого епископа была Райт. У него подрастали два сына – знаменитые братья Райт, которые построили первый самолёт».

Фантастика становится реальностью иногда всего за одну жизнь – жизнь самого автора фантастического произведения. [T.30.XIII.1]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…вот этот вопль, который постоянно бывает «Вот нам нужна простая конкретная религия – нам нужно чему-нибудь поклоняться. Сделайте нам идола пожалуйста!» А что там случилось, как…

Как говорила одна женщина, которая проводила экскурсию паломников – и ей сказали: «Ты нам ничего этого не рассказывай. Ты нам покажи, куда целовать». [P.125.290]

 

Юрий БЕРЁЗКИН, доктор исторических наук: «…как создавались образы фантастических существ в Древнем мире? Они не создавались путём гиперболизации какого-то животного, скажем крокодила. Из крокодила дракон не вырастал, это мы знаем. Образы фантастических существ склеивались из частей тел реальных животных или людей.

…знаменитые египетские изображения, где просто к телу человека добавлена голова, предположим, крокодила или шакала.

…изображение ассирийское, где крылья орла, пасть льва, когти там ещё кого-то. В общем, эти существа комбинированные. Это не преувеличение и не фантастика, а комбинированные существа.

…знаменитое изображение (и одно из самых ранних) такого комбинированного существа, оно датируется 2100 примерно годом до нашей эры – это ещё шумерское время, а не ассиро-вавилонское. На чаше для возлияний: это не дракон, хотя он с крылышками, но он не летает. В основном это змея, она чешуйчатая и голова у неё змеиная, но, тем не менее, она на двух ногах. То есть это существо абсолютно фантастическое, но примерно понятно, из частей каких животных она создана.

Греческая химера, она же найдена в Этрурии. У неё тело льва, хвост – это змея, сверху козёл, то есть некоторая комбинация частей тела совершенно реальных животных.

…первые изображения кентавроподобных существ найдены на индийских печатях, и там комбинация либо тигра, либо быка с телом человека. Никаких коней там нет и быть не могло, потому что в то время к югу от евразийских степей лошадь была неизвестна, и уж тем более никто на ней не скакал, потому что ни седла, ни стремян ещё не было.

Само слово «дракон», оно древнегреческого происхождения. И мы, когда читаем мифы Древней Греции, то воображаем себе вот такого Змея Горыныча, который с лапами, или там на коне скачет, или ещё как. Но в искусстве Древней Греции есть просто змеи, там нет никаких драконов. Вот внизу – это знаменитая лернейская гидра, она многоглавая, но всё равно это змея, но змея, у которой много голов. Пифон, который преследует Латону, у неё на руках Артемида и Аполлон. Змея как змея, ну, большая змея, может быть, с какой-то бородкой или рожками, но, безусловно, без лап и без всего другого». [P.150.25]

*

δράκον и ἔδρακον aor. 2 к δέρκομαι. [B.169]

δράκων, οντος (ᾰ) ὁ 1) дракон (σμερδαλέος Hom.; δεινός Eur.); 2) змея (αἰετὸς δράκοντα φέρων ὀνύχεσσι Hom.; ἐστι ἀετὸς καὶ δ. πολέμια Arst.); 3) морской дракон (рыба Trachinus draco) Arst.; 4) дракон (боевой значок, т.е. знамя у парфян) (οἱ δράκοντες τῶν Παρθυαίων Luc.); 5) дракон (браслет в виде змеи) (οἱ περὶ καρποῖς καὶ βραχίοισι δράκοντες Luc.). [B.169]

 

 
     
 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, профессор социологии Нью-йоркский университет Абу Даби: «…огромная проблема – заставить людей работать в госаппарате и не воровать. По сей день. Евнухи – это такой способ поставить в госаппарат людей. Теоретически они рабы, фактически они – элита. При этом не имеют потомства, не имеют рода-племени. Поэтому у них не должно быть каких-то альтернативных лояльностей.

Но проблема с евнухами в том, что всем же не отрежешь». [P.141.72]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…атомарность природы.

Категорию атома в Индии появляется и в Ньяе, но в Вайшешике она становится просто важнейшим элементом. Для Ньяй атом – это лишь гносеологическая категория того, что не надо привязываться к миру, ибо на самом деле он невидим, незрим, он атомарен. Сейчас сказали, что, на самом деле всё – лишь поток мельчайших частиц. Они есть: Ньяя не отрицает их реальность, но они невидимы. А как же они незримы, а есть этот плотный мир? И вот тут Вайшешика объясняет, почему атомарный мир виден.

Атомы Улука Канада называет «параману», то есть, «наимельчайшие». «Ану» – «атом», «мельчайший» в Ньяе, а «параману» – это «мельчайшее мельчайшего». Вот он ещё делает один шаг дальше от зримого к незримому. Это мельчайшие невидимые частицы, но из них состоит видимый мир. Эти атомы-параману, они вечны, неделимы (по определению «а-ну» – «не-делимы») и неразрушимы. Атом – это предел деления, за ним – только «дурная бесконечность». Индийская философия отказывается видеть как положительную категорию то, что хорошо известно нам – стремящееся к бесконечности те или иные и математические, и натурфилософские представления: что вечно убывающее число, но никогда не исчезающее полностью. Вот есть всегда предел: вот этот предел и есть «параману».

Для каждой вещи также есть предел, и это совокупность. Каждая вещь – конгломерат атомов, а их разделение, в конечном счёте, приводит к тому, что эти атомы существуют отдельно, но дальнейшего разделения уже нет. И конец мира – «махапралайя» – характеризуется как разделением атомов: распад всех конгломератов. А новое творение – это их соединение. И считается, что это спасительное знание, потому что нет полного уничтожения, нет «ничто»: из нечто не может возникнуть ничто. Нечто остаётся, но заново формируется, заново конструируется». [P.125.533]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…когда змей Апоп повержен: он разрезан, он уничтожен, в храме, когда отсчитывался седьмой час ночи, был специальный ритуал (он сохранился на одном из папирусов Британского музея, это папирус Бремнер-Ринд), в котором рассказывается о том, как специальным образом проклинаются части тела, Ба, Ка, кровь, кости, плоть, семя, Имя змея Апопа. То есть специальный храмовый магический ритуал, который должен обессилить Апопа и помочь Солнечному богу и его свите его повергнуть. И здесь, казалось бы, всё прекрасно – всё, змей расчленён, Солнечная ладья уплыла с колоссальной скоростью вперёд, в этот момент появляется милостивая богиня Селкет с иголкой и ниткой и сшивает змея Апопа. По одной простой причине – это противоборство двух вещей. И в этом противоборстве двух вещей есть жизнь, потому что если Апоп будет повержен окончательно, это такой же конец мира, как если будет повержен Солнечный бог. И только в противоборстве этих двух вещей заключён какой-то определённый сокровенный тайный баланс жизни. Поэтому каждую ночь в седьмом часу после повержения богиня Селкет сошьёт заново змея Апопа, и он будет приходить в себя до следующего ночного цикла, когда, войдя в силу, он будет опять пытаться бороться с Солнечным богом – своим собственным братом». [P.125.28]

*

Егор МУСИН, кандидат биологических наук, ИТЭБ РАН: «Шарпантье (Emmanuelle Marie Charpentier) и Даудна (Jennifer Anne Doudna) – две очаровательные девушки с очень замечательными и смешными фамилиями. Это тоже большой яркий пример: Нобелевская премия (20)20-го года – одна них двоих. И им мы должны сказать спасибо за развитие концепции «молекулярных ножниц»: за развитие того, что позволяет нам теперь ДНК в нужном месте вырезать и чинить.

У нас в организме ДНК постоянно рвётся: тяжёлые металлы, нездоровая атмосфера, радиация и так далее. Где бы ДНК ни порвалось, какую бы клетку это не застигло, сразу прибегает большая ремонтная бригада ферментов, которая всё начинает зашивать-пришивать, и такое случается тысячи раз с каждой нашей клеткой буквально каждый день». [T.10.DCCLXI.9]