ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  СЕЧЕНИЕ 1 9

СБОРНИК 10_7_08

 
     
 

Dr. Phil Plait, Astronomer: «Однажды появился Кеплер и открыл, что эти штуки движутся по эллипсам. Вот тогда-то и заработала модель Коперника».

Кеплер опубликовал новые законы движения планет в 1609-м году в своей книге «Новая астрономия». Он придумал, как описать движение планет и устранить необходимость в эпициклах. [T.DCCLI.3]

 

 
     
 

Vir – Protectores

 

Леонид ПОЛЯКОВ, доктор философских наук: «…для того чтобы заработала Государственная Дума нужно было создать тех, кто будет голосовать.

У самого Карамзина на основе исследования русской истории сложилось чёткое и однозначное понимание того, по какой траектории должна двигаться Россия прежде понимания ключевого института русской истории, а именно – самодержавия. А именно на ограничение самодержавия был направлен проект Сперанского.

И Карамзин вырабатывает свой консерватизм на основе очень простого и понятного тезиса: «Две власти, как львы в одной клетке, ужиться не могут. Если вы хотите сохранить Россию, вы должны оставить в покое самодержавие». Замечательный проект при всех его прелестях не реализуем конкретно в России. И, между прочим, сам Карамзин внутри себя как бы раздваивается: он неоднократно писал, что в душе я республиканец и республиканцем умру, но зато в самой России я никогда не могу себе представить того, что будет создана Палата депутатов. Самодержавие называл он палладиум России – она строилась на основе самодержавия, она распадалась, когда самодержавие гибло, и она действительно будет в веках существовать именно как самодержавное государство.

Вот этот вот тезис, он, по сути дела, является ключевым – сердцевиной его консервативного мировоззрения».

Аркадий МИНАКОВ, доктор исторических наук: «Карамзин говорил в своей записке и о «Русском праве». Что такое Русское право? – Это не Наполеоновский кодекс, который вы хотите заимствовать и распространить на Россию. Это для неё будет не органично, это приведёт, возможно, к государственной катастрофе. Но что нужно сделать? – Давайте выберем из нашего законодательства действующие законы…»

Леонид ПОЛЯКОВ, доктор философских наук: «…он говорит: «Даже Пётр Первый ведал, что законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств».

Аркадий МИНАКОВ, доктор исторических наук: «История, культура, география, климат – вот что должно органично формировать законы. И вот на эту правовую традицию мы должны опереться». [T.10.LI.119]

 

…да, это стоило огромных усилий, ещё и потому, что происходило на руинах Перестройки.

М. С. Горбачёв, первый Президент СССР: «Революция в уму предшествует всем остальным переменам. Я уже скачал мы её не завершили, отсюда проблемы все. Мы на этом проиграли во многом…»

Фролов искренне и глубоко переживал поражение… [T.10.CXV]

*

«Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Небесное» Буквальное значение греческого глагола «покайтесь» – «измените ум / измените образ мысли». Иоанн Креститель вкладывал в этот термин вполне конкретный смысл: люди должны изменить свой образ мысли перед приближением Мессии, с приходом которого связывается наступление эры Царства Небесного. В устах Иисуса этот призыв приобретает новую тональность: он является возвещением не того, что необходимо ожидать и к чему надо готовиться, но того, что уже наступило. [T.10.DCCXVII.1]

*

Татьяна КОРНИЕНКО, кандидат исторических наук: «…глава французской ближневосточной археологии – Жак Ковен (Jacques Cauvin) – собрав огромный материал, на тот момент доступный с территории зоны Плодородного полумесяца, проанализировав его, сопоставив, проводит мысль о том, что первичными были не изменения в экономике, а изменения в общественном и индивидуальном сознании людей. И это археологически фиксируется символикой: в архитектуре, в скульптуре, в процарапанных, прорисованных изображениях – которое уже и по тем материалам (до девяностых годов) показывало, что качественный переворот происходит в сознании. И по Ковену вот этот переворот в сознании наступил раньше, чем поменялись экономические стратегии: то есть, это были общества охотников и собирателей.

Ковен вводит понятие для раннего неолита как «Революция символов», и он выдвигает теорию, пытаясь её доказать имеющимися материалами, что революция в сознании происходит раньше, чем революция в экономике». [P.141.24]

**

 
     
 

**

Андрей САХАРОВ, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории: «Я думаю, нормальный человек каждый признает, что это имело очень большое значение для развития Российского государства, Российской империи и Советского государства. Думаю, что можно вот эти перепады, эти несоответствия, особенно в периоды реформ, скажем, того же Столыпина, или позднее в периоды реформ Горбачёва имело большое значение для тех тенденций, которые завели в тупик на определённых этапах развития нашу страну. Ну, возьмите рыночные отношения, которые объявил Горбачев – свободу частному предпринимательству ограниченную, свободу трудовых коллективов и так далее, как они были восприняты на территории нашей страны? На Кавказе, в Грузии их восприняли по одному, в Латвии, Литве и Эстонии их восприняли по-другому. Там были традиции уже вот этих частнособственнических рыночных отношений и они не так глубоко ушли в историю в период Советской власти. А, скажем, в других регионах – на Дальнем Востоке, в Сибири, скажем, в районе Якутии это имело совсем другое значение, там были совсем другие традиции. Поэтому всё это необходимо учитывать, когда мы говорим о движении цивилизации». [T.10.CI.8]

 

Сергей НИКОЛЬСКИЙ, доктор философских наук, зам. директора Института философии РАН: «…ну это как бы некоторая идеальная конструкция. Вообще в русской классике страсть к идеальным конструкциям начинает развиваться, постепенно. И достигает она своего апогея, конечно же, в прозе Николая Гавриловича Чернышевского, в романе «Что делать?». Вот этот роман, где ставится задача создания «Новых людей» (в кавычках) – там были «Лишние люди», были «Мёртвые души», – а здесь «Новые люди». Тех людей, которых создал Адам, уже недостаточно, – они нехорошие, они не годятся, – для революции, для новой жизни нужны новые люди. И Николай Гаврилович пытается таких людей конструировать. Вот если, когда-нибудь, кто-нибудь из моих студентов чем-нибудь провинится, то в качестве наказания я ему избираю чтение романа «Что делать?». Потому что более убогого в художественном отношении, на мой взгляд, произведения не существует. И это не только моё мнение. Более беспомощного, более нарративного, более претенциозного и, вместе с тем, там масса трезвых мыслей и представлений о том, как должно быть. Вот эти фантазии о том, как должно быть всё устроено, вот эти вариации по поводу того, как создать гомункулуса – «искусственного человека» в пробирке. Да, как вот надо заводить там швейные мастерские. Вот все эти вещи, они взяты из воздуха. Но мало того, они дальше приняты в качестве идеологии. Ещё раз скажу, наша классическая литература столь богата талантами, что здесь просто нужно читать других авторов. Нужно читать Николая Семёновича Лескова, нужно читать Антона Павловича Чехова. Вот здесь проблема «позитивного дела» раскрывается новыми гранями, в особенности у Чехова». [T.10.CI.23]

 

Или – когда речь зайдёт о нынешнем правительстве:

– Надеюсь, Горбачёв хотя бы циник. Идеалист у власти – это катастрофа.

Сергей ДОВЛАТОВ [B.124.3]

*

Анатолий ЧЕРНЯЕВ, помощник генерального секретаря ЦК КПСС (М. С. Горбачёва), Президента СССР по международным делам, член ЦК КПСС, кандидат исторических наук: «Я присутствовал при беседах с Колем и беседе с Бейкером. Бейкер сказал, что ни на один дюйм НАТО не продвинется дальше вот той границы ГДРской после объединения Германии. Это Бейкер заявил Горбачеву. Правда, потом, в мемуарах он сказал, что это он схитрил, для того чтобы добиться согласия Горбачёва на объединение». [P.18.2]

 

ВАРЕННИКОВ Валентин Иванович, Главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель Министра обороны СССР, генерал армии, Герой Советского Союза: «…он – вокруг и около. Раз. Второй раз я задал этот вопрос. Третий. Он, не отвечая прямо на этот вопрос, искал, как лучше – выгоднее ему. Советчика – Раисы Максимовны – рядом нет: надо самому соображать. Но когда я нажал, и говорю, что, к Председателю обращаясь, говорю, что «вы заставьте этого свидетеля» – я его называл «свидетель», он ко мне «Валентин Иванович», а я ему говорю: «Свидетель! Скажите». И, вот, я говорю: «Заставьте этого свидетеля, чтобы он ответил». Тот ему говорит: «Михаил Сергеевич! Вам придётся ответить». [T.35.I.1]

*

ЯЗОВ Дмитрий Тимофеевич, маршал Советского Союза, Министр обороны СССР (1987 – 1991): «Горбачёв – это личность не государственная. Человек, не смотря на то, что у него было два института: университет – юрфак, и закончил сельскохозяйственный институт, он был недостаточно грамотным человеком. Он не особенно хорошо говорил; не особенно был настойчив в решении вопросов; любил много говорить, и любого, кто много говорит, обрывал.

Но если говорить о Горбачёве, как о государственном деятеле, он меньше знал свой народ, свою страну, а больше знал заграницу. Если обратили внимание, то Горбачёв за свою службу побывал на Дальнем Востоке, в Хабаровске, и, по-моему, ещё в двух-трёх областях – за весь период своего правления». [T.35.I.2]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Не пристала глупому важная речь, а благородному – речи лживые». (Притч.17:7)

Вот, уместность слов – это тоже важная тема. В прошлой главе было её довольно много. И здесь: глупому – важные, а благородному – лживые не престало». [P.125.412]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Глупцу не нравится думать, зато любит он умом похваляться» (Притч.18:2)

Как верно сказано: прямо трудно сформулировать точнее «не нравится думать». Не то что «глупец – это тот, у кого мозгов не хватает». Ну, бывают люди, скажем так,  с недоразвитым интеллектом – бывают – медицинские диагнозы есть такие. Это не о них. Это человек, который сознательно отказывается думать, но ему нравится похваляться своей начитанностью, информированностью; фонтанирует идеями…» [P.125.414]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Как снег среди лета, как дождь в пору жатвы, так и почёт глупцу не пристал» (Притч. 26:1)

На Ближнем Востоке снег и дождь летом не бывают вообще: так устроен климат. Поэтому это абсолютно немыслимо. И, вот, почёт глупцу не пристал.

«Сам себя подкосит и хлебнёт горя тот, кто дела свои поручает глупцу» (Притч.26:6) [P.125.418]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…а ты на земле, пусть же будет речь твоя краткой» (Еккл.5:1)

Книга Екклесиаст значительно короче, чем Книга Притчей. Обе, так или иначе, атрибутируются Соломону, хотя там есть серьёзные сомнения.

«От множества забот приходят сновидения. Где много слов, там говорит глупец» (Еккл.5:2)

…и многословие – это глупость. В евангелии будет потом призыв молиться немногословно. Вот человек, осознающий свою разницу с Богом, – не многословен и не фантазёр, а реалист, краткий в словах». [P.125.424]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. Ни другу ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрёт оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая - от младенца. Что стрела, вонзённая в бедро, то слово в сердце глупого» (Сир.19:6-12)

Вот как велика власть слов. Более того, когда ты услышал – не торопись это принимать». [P.125.498]

 

 
     
 

Единство – Иероглиф (Крыша, или кровля, как символ покровительства)

 

Первомай был самый массовым пролетарским праздником. С годами явка на демонстрацию стала обязательной, за посещаемость отвечали предприятия. Лучшим доставался главный приз, – проход по Красной площади перед Мавзолеем и трибунами с партийными лидерами.

Михаил БОЙЦОВ, кандидат исторических наук: «В случае с первомайскими демонстрациями это было, конечно, очень долгое приготовление к сильному эмоциональному подъёму-переживанию, когда в течение нескольких мгновений человек видел на высокой трибуне Мавзолея некое сокровенное, но как раз в этот момент открытое взорам… концентрацию Добра, если угодно. Это кульминация торжества, после этого все бросали лозунги, плакаты, флажки и гвоздички почти сразу за Мавзолеем на Москворецком спуске…» [T.10.LI.53]

 

Фараоны Древнего Царства жили в блаженную эпоху мира и спокойствия, которых Рамзес и его династия были лишены. Нил был полноводен и щедр, разливаясь, он покрывал поля, плодородным илом даруя обильные урожаи. Эту заслугу приписывали фараонам – посредникам между богами и людьми: то были славные дни. Несметные богатства позволяли фараонам воплощать в жизнь проекты небывалых масштабов. Тысячи рабочих возводили их пирамиды – сооружение грандиозных размеров. Хотя фараоны во всю эксплуатировали свой народ, им поклонялись издалека: они были почти мифическими фигурами, подданные крайне редко видели их. Таковы были обычаи Древнего Царства. Но Рамзес жил в иное время, он должен был идти своим путём.

Dr. Aidan Dodson, University of Bristol: «Божественный образ всесильного фараона эпохи строительства пирамид канул в прошлое. В период Нового Царства, хотя фараона по-прежнему окружал ореол божественности, он был куда приземлённее. Рамзес понимал это».

Dr. Peter J. Brand, University of Memphis: «Во время Рамзеса фараон уже не мог скрыться во дворце, позволив монументам говорить за себя. Он должен был регулярно появляться перед народом, участвуя в различных торжественных церемониях, чтобы люди видели, что он существует». [T.10.CCXIII.2]

 

 
     
 

Vir (Алеф) – Prudentia

 

Тысячелетиями люди испытывали перед ним благоговение и трепет. Получеловек-полузверь – Сфинкс – самый загадочный образ на Земле. Одним он давал силу, другим внушал страх. Для всех он загадка! Кто он? Кто его создал и зачем?

Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Это образ такой силы, что каждый раз, когда смотришь на Сфинкса, находишь в нём что-то новое. Сфинкс – самый главный образ Египта, а мы не знаем, кто это был. На лицо явный пробел».

К XIV-му веку Сфинкс считался настолько злым существом, что арабский шейх приказал лишить его лица. Но отломать удалось лишь нос. Позже, охотники за кладами нанесли Сфинксу ещё больший урон.

Dr. Vassil Dobrev, French Archaeological Institute, Cairo: «Когда ты не можешь уничтожить образ, ты начинаешь его бояться. Может быть поэтому они назвали его «Абу аль-Хауль» – «Отец Ужаса». И с этого момента Сфинкс стал обрастать легендами». [T.10.CXLIII]

 

 
     
 

Как утверждают тибетцы, в результате концентрации мысли возникают энергетические волны.

Слово «волна», разумеется, взято из моей собственной терминологии. Я употребляю его для большей ясности ещё и потому, что, как выяснится в дальнейшем, в рассуждениях тибетцев речь идёт о силовых токах. Однако сами тибетцы пользуются словом «энергия». Энергия, поучают они, рождается при любом физическом действии или работе сознания (по буддистской классификации - при работе духа, слова или тела). Именно от интенсивности этой энергии и от сообщаемого ей направления зависит возникновение психических явлений.

Вот рекомендуемые тибетскими учителями-магами различные способы использования энергии, вырабатываемой мощной концентрацией мысли:

1. Можно «заряжать» волнами какой-нибудь предмет, как заряжают электрический аккумулятор. Затем этот предмет может в свою очередь отдавать заключённую в нём энергию уже в другом качестве. Например, энергия эта может увеличивать жизненную силу входящего в соприкосновение с заряженным предметом человека, сообщать ему бесстрашие и т.д. Исходя именно из этой теории, ламы изготовляют пилюли, святую воду и различные амулеты, предохраняющие от несчастий и заболеваний.

Для этого лама должен, прежде всего, очиститься, соблюдая специальную диету и предаваясь в уединённом месте медитации. Затем он концентрирует мысли на определённом предмете с намерением сообщить ему благодатную силу. На эту подготовку уходят многие недели, иногда даже многие месяцы. Тем не менее, церемония освящения и завязывания волшебных верёвок или шарфов часто занимает несколько минут.

Александра Давид-Неэль [B.100]

 

– Садись и записывай, – сказал он.

Я сел за стол.

Для того, чтобы в боевой ситуации вампир был непобедим, вампиры создали Конфету Смерти… Записал?

– Ага, – догадался я, – это вы её съели? В красной обёртке?

– Именно, – сказал Локи.

Он сунул руку под сюртук и вытащил ещё одну конфету – небольшую, круглую, в глянцевой красной обёртке. Она напоминала бесплатные карамельки, которые раздают в самолетах.

– Можно попробовать?

Локи подумал немного.

– Не сегодня, – сказал он. – Ты… Слишком возбуждён.

– Вы боитесь, что я вас… ну это… побью?

Локи презрительно засмеялся.

– Мальчишка… Ты думаешь, дело в конфете?

– А в чём?

Конфета бесполезна без воинского духа. Ты знаешь, что это – воинский дух?

Ответа у меня не нашлось.

– Тогда, – сказал Локи, – пиши дальше.

Я склонился над тетрадкой.

– В китайской провинции Хубэй, – стал диктовать Локи, – расположены живописные горы Вудан… что означает «Воинский Щит». С давних пор в них живут даосы, занимающиеся боевыми искусствами… Самым известным из них был Чжан Саньфэн, который умел летать…

Локи сделал паузу, ожидая, видимо, что я спрошу, действительно ли этот Чжан Саньфэн умел летать. Но не стал спрашивать.

– В горах Вудан и сегодня существует множество академий ушу, где доверчивых туристов обучают красивым, но бесполезным танцам с мечом и палкой…

Локи сделал несколько карикатурных движений, изображая такой танец. Получилось и правда смешно.

– Даосы, которые занимаются настоящими боевыми искусствами, ещё до второй мировой войны ушли далеко в горы, прочь от дорог, гостиниц и, хе-хе, массажных центров. Настоящих мастеров осталось мало – но они есть. Чтобы жить вдали от людей, даосам необходимо получать средства к существованию. Эти средства должны быть весьма значительными… Записал? Вампиры предоставляют им эти средства. В обмен лучшие даосские мастера раз в год дают вампирам образцы своей красной жидкости… Из этих препаратов вампиры изготавливают несколько видов Конфет Смерти. Однако без воинского духа такая конфета бесполезна… Записал? На сегодня всё.

Всю ночь я ворочался в своей огромной кровати под балдахином, думая, что такое «воинский дух».

У меня были разные предположения.

Виктор ПЕЛЕВИН [B.51.2]

 

 
     
 

Vir (Энергия) – Lux Occultata или Lux in Occulto

 

…классическая теория сверхпроводимости Гинзбурга – Ландау.

Сверхпроводимость – это когда электроны движутся без сопротивления при очень низкой температуре.

…это формула мечты, когда всякая добытая энергия идёт в дело. И никаких потерь! [T.10.CXXVIII.1]

 

Юрий РОСТ, российский фотограф, журналист, писатель, актёр: «…гениальной украинской художницы Марии Примаченко. «Гениальная» произнёс не я: в тридцатые годы была выставка в Париже, пришёл Пикáссо, или, как мне объяснили, Павло Пикассó и сказал: «Вот это гениальный художник». Она рисовала то, чего не видела никогда и не могла увидеть, потому что это были фантастические звери, цветы, растения. Рисовала она гуашью, левой рукой и качество этих работ объяснить невозможно было, потому что как бы залито всё краской – ты видел рельефы, и фантазия была уникальной.

Она всю жизнь работала. Она говорила: «Я намулювала, или я малюю – я роблю». Вот она робыла, всё время она робыла. И однажды, это было после семидесяти пятилетия её, она мне говорит: «Да я видела сон. Как будто я уже «там» – в Раю». Ну, говорит, хорошее там место было: ставок такой, прудик, утки плавают, гуси, столовая чистая, готовят на примусах. И сижу я, отдыхаю, любуюсь, вдруг идёт бригадир – в сапогах, но с крылами – и говорит: «А ты шож, Мария, не работаешь?». Она говорит: «Так сегодня же воскресенье». Он говорит: «А у нас и в воскресенье работают». Она говорит: «О! У вас в воскресенье работают (в нэдилю), а у нас и по субботам выходной. Не-е, я полечу обратно». И вернулась». [T.10.DLXV.2]

 

 
     
 

Владимир ПЕТРУХИН, доктор исторических наук, Института славяноведения РАН: «Естественно, те страны и народы, которые формально входили в Тюркский каганат, пытались от него отложиться, с тем, чтобы самостоятельно делить те богатства и те доходы, которые они могли приобрести во время своих военных экспедиций и торговых предприятий, и прочих своих действий. Одним из этих народов, который очень удачно разместился в предгорьях Северного Кавказа (Дагестана) и был народ с тюркским именем «хазары». Это имя само по себе значит примерно то же, что и имя родственное казахов, то есть это означает кочевника, жителя степи».

В каганате практиковалось своего рода двоевластие. Помимо Кагана, власть которого была в большей степени представительной, существовал ещё и так называемый «Бек» (или Царь). В его руках была сосредоточена реальная военная и административная власть.

В случае большой опасности от врагов, хазары выводили Кагана, увидев которого, враги тотчас обращались в бегство. При каком-либо несчастье, – засухе, голоде или поражении на войне, – считали, что это произошло из-за духовной немощи Кагана. Тогда народ и знать могли потребовать убить Кагана. Каган не мог царствовать более сорока лет. По истечении этого срока его убивали, так как по убеждению хазар его ум слабел, и рассудок расстраивался, его божественная сила ослабевала, и он не мог приносить пользу своему народу. [T.10.CLXXVIII.2]

 

Коэн (в букв. пер. с иврита «священнослужитель») – один из потомков Аарона, брата Моисея, на которых была возложена обязанность вести священнослужение, приносить жертвы и благословлять народ в Храме. Таким образом, статус коэна передается по наследству – по отцовской линии, но может быть и утрачен в случае несоблюдения законов, касающихся коэна (см. Халаль). В наши дни коэны благословляют народ в синагогах и обладают правом первыми подниматься к чтению Торы во время утренней службы. Существует ряд заповедей Торы, касающихся только коэнов и не касающихся всех остальных евреев. Современные евреи легко опознают коэнов по фамилиям – Коэн, Коган, Кагановский, Каганский, Каганович и т. п., а также Кац (и все фамилии, начинающиеся на «Кац», так как это слово на самом деле представляет собой аббревиатуру слов «коэн цэдэк» – «праведный Коэн») и «Зак» (эта фамилия представляет собой аббревиатуру слов «зеро кадошим» – «священное семя»). П. ЛЮКИМСОН, М. КОТЛЯРСКИЙ [B.88]

כּ۬חֵן ) [kōhēn] (мн. -îm) жрец (в синодальном переводе обычно «священник») [B.18]

ק۠דֶשׁ ) [qốdeš] (мн. -îm) святыня, нечто священное [B.18]

( צַדִּיק ) [ṣaddîq] справедливый, праведный, невиновный; (как сущ.) праведник [B.18]

זֶרַע ) [zéra] (мн. -îm) семья, отпрыск, потомство, потомки [B.18]

 

Недостаточно понятным является вопрос о так называемом Русском каганате, который впервые упомянут в источниках под 839 годом. Титул кагана позднее носили киевские князья, а его хождение в IX веке обычно расценивается как претензия на равенство с хазарами. [P.100.24]

 

 
     
 

Единство – Lux Occultata или Lux in Occulto

 

Григорий ПОМЕРАНЦ, философ-эссеист, критик, культуролог, ветеран Великой Отечественной войны, академик РАЕН: «Прежде всего, это было преодоление страха».

Нателла БОЛТЯНСКАЯ, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: «Страха чего? Вот, чисто физического страха

Григорий ПОМЕРАНЦ, философ-эссеист, критик, культуролог, ветеран Великой Отечественной войны, академик РАЕН: «Да. Вы знаете, у меня был очень необычный путь выхода из страха. Потому что я задолго до войны преодолевал паскалевский страх. У Паскаля есть такой афоризм: «Человек слаб как тростник, порыв ветра может сломать его. Но этот тростник мыслит. И если даже вся Вселенная обрушится на него, она не сможет отнять у него этого преимущества». Вот это чувство, что вся Вселенная как-то может обрушиться на человека, это тот страх, который возник после Коперника и Галилея, которые разломали старую схему Вселенной, и оказалось, что Земля – пылинка, которая кружится в бесконечном пространстве, и большинство людей это просто не чувствуют. А тот, кто это почувствует, тот и испытывает космический страх. Я его испытал в шестнадцать лет с учебником тригонометрии. А потом отложил это, почувствовав, что я не справлюсь как школьник. В двадцать лет я три месяца медитировал на эту тему, и, в конце концов, проблема сводилась к тому... Да, Вселенная, конечно, бесконечна, но есть ли что-то бесконечное в человеке, противостоящее? И после трёх месяцев медитации я почувствовал какой-то огонь в груди, который дал мне почувствовать, что и во мне есть что-то бесконечное. Таким образом, космический страх у меня был в запасе преодолён. И поэтому когда я попадал в обстановку страха на войне, то максимум это длилось полчаса – один был такой случай.

…это когда после ранения я попал снова на фронт под Сталинград. А там бомбёжки были дикие. Вообще, вся земля кругом была в воронках, и в каждой воронке лежала бумажка, извиняюсь, для подтирки. Потому что пили мы воду из большой лужи, где лежала дохлая лошадь, и там штыки в землю и тому подобное. И когда я увидел, как Хенкели бросают бомбы, меня охватил дикий страх, совершенно дикий, длившийся в течение получаса. Я лежал на земле и думал, что же я могу противопоставить этому страху. И вдруг я вспомнил, как же я не испугался бездны, пространства и времени – не испугаюсь семи Хенкелей. И это по ассоциации вынесло то, в сущности, отнюдь не сознательное, а какое-то внутреннее глубинное чувство, что во мне есть что-то бесконечное, не менее бесконечное, чем что бы то ни было. И в течение трёх минут страх прошел и, в общем-то, почти всю войну я прошёл без страха: так, минута страха, а потом возникало чувство полёта над страхом. Между прочим, это то, чего нет во многом очень правдивой и важной книге Астафьева». [P.97.48]

 

 
     
 

Александр ШПАГИН, критик, историк кино: «…знаете, с нашей, конечно. Конечно, с нашей. Немецкая пропаганда вот эта вся для оккупированных земель работала, в общем, насколько я понимаю, плохо по одной простой причине. Немцев, в общем-то, не принимали и не любили, и причина ясна. Если русский народ евреев погромить всегда рад, то вся беда в том, что немцы начали убивать коммунистов. А коммунистов было огромное количество, а это уже отцы, братья, это вот рядом. И из-за этого их пропаганда здесь работала не очень хорошо.

Что касается их пропаганды для самих немцев. Она была менее талантлива, одно могу сказать. В основном, это была хроника. Хроника, в общем, очень простая. А у нас это художественные произведения. Ну, конечно, художественные произведения, в принципе, всегда работают лучше, нежели хроника, потому что зритель идентифицируется с главным героем, он смотрит на мир его глазами, здесь возникает душевное проникновение, естественно. Здесь возникает уже душевный диалог, а не только такой, рассудочный, когда ты смотришь какие-то там толпы людей в хронике, которые куда-то идут и что-то такое делают.

И отдадим опять должное Сталину, потому что он за всем этим внимательно следил и, в общем, он разрешил быть этой всей художественной пропаганде достаточно неортодоксальной. Он же мог это и свернуть». [P.97.138]

*

Кир БУЛЫЧЁВ (он же Игорь МОЖЕЙКО, доктор исторических наук): «…а вообще это художественное творчество, которое рассказывает о нас с вами. Вся литература, всё искусство мира делится на реалистическое и фантастическое, третьего не дано. Испокон века, с первого же мгновения, когда человек стал разумным, он стал либо фантастом, либо реалистом. Когда охотник вернулся с охоты и на стенке пещеры нарисовал убитого оленя, это было рождение реалистического искусства. Когда он на завтра, уходя на охоту, нарисовал оленя, которого убьёт, это было рождение фантастического искусства.

…реалистическая литература имеет дело с людьми «Человек – Человек», она описывает отношения людей. А фантастика может кое-чего сделать больше, она, помимо этого, она, конечно должна говорить об отношениях людей, но она может говорить «Человек и Наука», «Человек и Время», «Человек и Общество», то есть она может быстро ответить на вопрос «Что с нами происходит?», не через отношения людей, а напрямик как бы, по прямой дорожке. Именно поэтому столько лет она была ненавистна, особенно в лице, допустим, тех же Стругацких. Она была ненавистна очень многим людям, которые претендовали на то, что они лучше всех знают, что нам нужно». [T.10.LXIX.2]

 

 
     
 

Magus – l'Ermite (Чаша – Плащ)

 

Кира САМОСЮК, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Эрмитажа: «Пещеры уйгурского времени в Безеклике – это Турфанский оазис – большие по размеру. Действительно большие и на стене могло быть три больших росписи вдоль стены и напротив. Потому что эти росписи посвящены Буддам прошлого. Кроме земного Будды, который жил в шестом веке (до н. э.), до него было бесчисленное множество других земных Будд. Самые знаменитые из них – Семь Будд прошлого. И эти пронитхи как раз и изображают это принесение обета, что в будущем я или вот этот персонаж будет Буддой. В данном случае этот человек уже изображён как Будда и, по всей вероятности, это Будда Шакьямуни будущий. А это последний из этих «Семи Будд прошлого», он передал Шакьямуни свой плащ и свою чашу-патру для подаяний. И Шакьямуни даёт обет, что он будет обязательно Буддой – выполнит этот обет». [T.10.DXXXIII.7]

 

 
     
 

Единство – Prudentia

 

Павел ЛУКИН, доктор исторических наук, Институт российской истории РАН: «Вообще говоря, для принципа средневековья, средневековых республик, в целом не характерен принцип принятия решения большинством голосов. Вообще говоря, средневековый республиканизм – это не либеральный республиканизм, который основан на правах отдельного человека, на представительстве – это, прежде всего республиканизм коллективистский.

Поэтому решения вече, они должны были быть единодушными. Единодушие, одиначество – постоянно на страницах Летописи упоминается. Даже если встречались конфликты, раздоры и прочее, но они считались, как бы, неправильными. Правильным было решение, принятое единодушно».

Михаил РЕМИЗОВ, кандидат философских наук: «Единодушие – это такой жёсткий принцип, который требует устранения несогласных». [T.10.LI.121]

 

 
     
 

Vir – l'Ermite

 

«Наша эпоха – говорит он в его послесловии – время быстрых перемен. Искажение событий заслоняет людям взгляд на целое, на универсальное, на историческое: они видят только ближайшее будущее – своё завтра. Они переполнены событиями, они вынуждены принимать решения, действовать. А «действующий», как считал Гёте, всегда бессовестен: совесть имеет только «созерцающий». [T.10.CDI.59]

 

 
     
 

Арабы разгромили вестготов, что правили Испанией со времён падения Рима. Они захватили весь Иберийский полуостров и даже вторглись во Францию.

С завоеванием Испании распространение власти арабов на северо-западе достигло кульминации. Новый правитель был из династии Омейядов. Он основал Кордовский эмират – первую империю арабов, независимую от халифов Востока.

Кордова – новая столица Омейядов – вскоре стала крупнейшим мегаполисом Европы. Халифы возводили тут огромные здания – шедевры мавританского искусства. Новые правители способствовали развитию Андалусии: арабы привезли туда много неизвестных сельскохозяйственных культур, включая цитрусовые, артишоки, хлопок и рис. Они научили местных земледельцев более эффективному орошению. Они построили сотни мельниц, которые и сегодня являются символами Андалусии.

Prof. Dr. Irene Schneider, University of Göttingen: «Рост производительности труда и расширение торговли сильно обогатили города Андалусии. Правители Омейядов использовали полученные средства для развития культуры. Они приглашали ко двору учёных, а также различных художников. Также развивались философия, математика, астрономия, другие науки, и медицина, конечно. Кордова стала невероятно притягательной, и особенно для Европы, жители которой вдруг осознали, что этот город находится на совершенно ином культурном уровне, не виданном доселе в Европе». [T.10.DXIII.4]

 

 
     
 

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, доктор психологических наук: «Философ Михаил Эпштейн писал некоторое время тому назад про то, что он назвал травмой постмодерна. Под этим он имел ввиду, что если лет пятьсот назад ещё можно было каким-то отдельным выдающимся представителям человечества освоить передовой опыт и занимать лидирующие позиции в целом ряде областей знания и творчества, то после эпохи Возрождения объём общечеловеческих знаний и опыта стал расти настолько быстро и настолько резко, что возникла пропасть между возможностью индивида усвоить общечеловеческий опыт и самим массивом этого опыта». [T.10.DCXLIX.1]

*

Преимущество «נ» (Nun). Адепт умеет говорить учёно и уверенно на все темы без предварительной к этому подготовки; прямой намёк на то, что Lulli называет Ars Magna (см. «Умножение арканов» и т.п.) ГОМ [B.27]

 

 
     
 

Giancarlo del Monaco (Джанкарло Дель Монако, оперный режиссёр, сын Марио Дель Монако): «…отец всегда был внимателен к питанию, он делал гимнастику. ДиСтефано – коллега отца – каждый вечер бывал в казино, он курил, одна женщина слева, другая – справа, он мало спал. Мой отец, напротив, вёл жизнь очень упорядоченную – зарядка, и, вы знаете, вот что произошло: мой отец умер в шестьдесят семь лет, а другой, который делал неизвестно что, умер в восемьдесят семь.

Отец был способен ради пения не говорить два дня до предстоящего выступления. Говорил едва слышно: он считал, что говорить – это самое тяжёлое для голоса».

Rolando Ribichesu (Роландо Рибикезу, актёр): «Он прожил непростую жизнь: всегда и во всём ограничивал себя. Как-то он сказал в интервью: «Пусть Бог заберёт у меня всё, но только не голос».

Ernesto Palacio (Эрнесто Паласио, продюсер): «…и он начал петь неаполитанские песни, просто так, для друзей. Это был человек, который любил петь, и когда он не смог больше петь, жизнь для него закончилась. Он был фанатиком в хорошем смысле слова».

Elisabetta Romagnolo (Элизабетта Романьола, биограф Марио Дель Монако): «В жизни Дель Монако самым тяжёлым моментом было, когда ему пришлось уйти со сцены, а его голос ещё был мощным и прекрасным. У него всегда были проблемы с почками. После тонзиллита, который тогда не лечили, как сейчас антибиотиками, поскольку их ещё не было, воспаление перешло в нефрит. И, таким образом, он, ещё совсем не старый человек, вынужден был начать делать диализ.

Марио вынужден был прекратить карьеру, и это стало для него настоящей драмой. К сожалению семья в этом случае не могла заменить ему сцены.

А умер он от инфаркта, который часто поражает тех, кто находится на диализе. Это самый трагичный аспект жизни Дель Монако, ведь он мечтал умереть на сцене. Но он вынужден был пройти весь путь страданий».

Giancarlo del Monaco (Джанкарло Дель Монако, оперный режиссёр, сын Марио Дель Монако): «…я помню, как однажды, когда в театре было что-то не так, как он хотел, он пришёл домой – это был огромный дом под Венецией – и закрыл ставнями все окна. Он не хотел видеть свет, пока эта маленькая вокальная проблема не была разрешена. Он завесил чёрным тюлем все зеркала. На столе стоял бюст русского скульптора, который сделал его, когда отец был в Москве: он завесил чёрной тканью и этот бюст. Всё так продолжалось до тех пор, пока его голос не зазвучал так, как он хотел. Вот это перфекционизм. Немного театральный, конечно. Но это было такое время. Отец был последним из девятнадцатого века и первым из модернистов – он занимал положение точно в конце одной эпохи и в начале новой». [T.10.DCCXXVI]

 

 
     
 

Vir – Initiatio

 

Доктор филологии Ю. Борев в своей «Эстетике» дает следующую структуру человеческой деятельности:

I. Деятельность субъекта, направленная вовне: а) познание, б) оценка, в) труд, г) общение.

II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: а) самопознание, б) самооценка, в) самосозидание, г) «самообщение».

Общение с минералогией, минералами, природой будет для вас именно этой деятельностью вовнутрь – самовоспитанием, расширением и обогащением внутреннего мира.

Истинные коллекционеры, в том числе и коллекционеры-минералоги, могут подтвердить, сколь высокое наслаждение и удовлетворение приносит им это нехитрое – внешне – занятие.

Вы откладываете наконец нескончаемые будничные дела, зажигаете настольную лампу, бережно вытаскиваете из шкафа ящики с минералами, этикетки, лупы, реактивы. Садитесь…

Настоящий коллекционер всегда в той или иной мере исследователь. Редко кого привлекает лишь процесс накопительства, в принципе бесконечный. Это аномалия.

Исследование коллекции – это и есть сущность коллекционирования, его творческий дух, отличающий маниакальное стяжательство от систематизации и научной обработки редкостей, в итоге попадающих в хранилища государства.

А. Г. ЖАБИН, доктор геолого-минералогических наук, профессор [B.163]

 

Георгий ДЕРЛУГЬЯН, кандидат исторических наук, профессор социологии Северо-Западного университета (Чикаго, США): «…Валлерстайн буквально одним абзацем в своей монографии решает этот вопрос, сравнивая уральские мануфактуры с плантациями Карибского моря, с островом Барбадос.

Он говорит, что нет способов производства – есть способы контроля над рабочей силой. И, в общем-то, их всего-навсего три. Вы можете платить людям зарплату, когда они квалифицированы и когда в вашей стране достаточные рыночных отношений, чтобы они вынуждены были приходить за зарплатой. Вы можете палкой их загонять, когда неквалифицированный труд требуется, но в большом количестве. И вы можете держать их в долговом рабстве. А в целом, у вас три варианта, и между ними есть разные гибриды». [P.141.57]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…а для Мальбранша всё наоборот – душа мыслит своё тело: она видит своё тело не как объективную реальность, а как идею в себе. Вы подходите утром к зеркалу, вы видите себя более-менее объективно, вы отходите от зеркала, вы тут же забываете, какой вы объективный – вы мыслите себя только идеями.

Любое действие души на тело предполагает окказиональную причину, говорит Декарт.

Четыре рода познания формулирует Мальбранш. Первое познание предмета через него самого: этот предмет, конечно же, Бог. Мы не познаём Бога – Бог открывает себя нам. Обычный когнитивный или гносеологический принцип – меньшее не может познать большее. Принципиально менее совершенное не может познать более совершенное. Поэтому мы не можем познать Бога, ибо бог – Всеобщность. Но Бог открывает себя нам.

Первый род познания – это познание, как открытие. Нет других сущностей кроме Бога, которые открывают себя нам.

Второй род познания – через идеи. Это внешние предметы. Бог переносит идею предмета в наш разум, и поэтому мы познаём предметы. Мы познаём не Солнце, а идею Солнца, которую Бог переносит в наш разум. То есть, весь мир протяжённости, весь материальный мир – от микроба.

Третье – познание через внутренние чувства, или непосредственное сознание.

И четвёртый вид познания, который Мальбранш не очень чётко развил, – это как соотносятся друг с другом разные мыслящие субъекты». [P.125.139]

 

 
     
 

Vir (Энергия) – Lux Occultata или Lux in Occulto

 

Фёдор КОЗЫРЕВ, доктор педагогических наук, сын известного астрофизика и политзаключенного Николая Козырева; «…по этому делу был арестован один из первых, но потом практически пострадал весь старший состав Пулковской обсерватории, включая директора Герасимовича. Пулковская обсерватория практически не оправилась от этого удара: по делу шло около ста человек. Американский исследователь Роберт МакКачин писал статью для «Скаин Телескоп», которая называлась «Сталинская чистка советской астрономии». И в ней он приводил цифры, свидетельствующие о том, что даже на фоне разгрома генетики и биологии: пострадавших Вавилова и Тимофеева-Ресовского, удар по астрономии был более мощным. Это самая сильно пострадавшая область советской науки.

…в мае 1937-го года отец был уже осуждён и сразу же переправлен в Дмитровский централ. И там он находился два года. И это было самое тяжёлое время из всех десяти лет. Его сокамерник лишился рассудка.

…как говорил отец, температура около ноля, притом продувало: была какая-то щель в лабиринте. Он был посажен на табурет в нательном белье. Пять суток. Через день давали кружку кипятку и кусок хлеба.

Где-то на вторые или на третьи сутки вдруг открылось у него «внутреннее тепло». Вот так это связано с его представлением о том, что действительно есть некоторые ресурсы, которые мы не замечаем, иногда просто не знаем о них. И в человеческом организме есть некоторые «источники тепла», которые вдруг начинают срабатывать. Такой экзистенциальный опыт, конечно. Тоже не надо преувеличивать его значение, но для него он был внутренне важен.

В это время он уже вовсю работал над своей теорией, и он начал приходить к выводу о том, что что-то не так с энергетикой звёзд. И начал систематизировать данные о светимости, массе звезды, радиусе звезды, пробуя уложить их в какую-то систему. Потом это станет содержанием его докторской диссертации».

В Дмитровском централе, сжатый тисками камеры, Николай Козырев думал о вечных вопросах Бытия. Его волновала загадка: почему звёзды светят миллионы лет и не гаснут? Наука объясняет это термоядерными процессами внутри звёзд, но учёный в этом усомнился. [T.10.DCCLXV]

 

 
     
 

Скоморох – Protectores

 

Александр КАЗАКЕВИЧ, кандидат филологических наук, журналист, телеведущий: «…поездка на остров, который называется «Святой».

Важный для меня момент: я приехал на Святой остров и оказался в местах, где жил и молился мой духовный покровитель – преподобный Александр Свирский – чтимый святой, потому что ему являлись Спаситель, Богородица, ангелы и даже Святая Троица. Явления Бога в Трёх лицах удостоился из русских святых только Александр Свирский.

Он ушёл на Валаам из родного дома, никого не предупредив, – так велело сердце. Семь лет был послушником, потом после пострига ещё семь лет провёл в отшельничестве на этом острове. Жил и молился в пещерке. В пещерке холодно, она узкая: здесь не развернуться.

Православный человек не должен унывать: он должен радоваться, потому что живёт. Но при этом не забывать о смерти. Александру Свирскому о смерти напоминала специально вырытая при жизни могилка». [T.10.DCCLXXVIII]

 

Слушатели не поняли меня, точнее не поняли обилия идей. Они стали задавать вопросы, сущность которых сводилась к простой формуле: какая из этих гипотез общепризнана! Они не хотели слушать мои доводы о том, что в науке, особенно в геологии, есть ещё много невыясненного, неустановившегося и поэтому мы вынуждены обращаться к гипотезам.

Лишь ссылка на авторитет Ф. Энгельса остановила наиболее пылких слушателей. Я им напомнил слова из «Диалектики природы» о том, что «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза». И далее: «Если бы мы хотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона» Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. XX. М., Госполитиздат, 1961, с. 555.

Проф. А.А. Малахов. Доктор геолого-минералогических наук [B.165.2]

*

Юлия САДОВСКАЯ, кандидат искусствоведения: ««…сама Цецилия Генриховна (Нессельштраус) была человеком разносторонним и Дюрер, как фигура ренессансная – такая многогранная личность – была образом, который отвечал её внутренним стремлениям.

Эта тема была ещё и в советской действительности своеобразной нишей, куда можно было уйти от партийного давления, и от той атмосферы, которую нам, наверное, сейчас сложно понять. Цецилия Генриховна часто шутила, что Энгельс был прекрасный человек: написал невероятное количество всяческой чуши, которую можно взять как цитату и поставить в начале статьи. И статья пройдёт цензуру. И это говорит о той атмосфере, в которой существовали и должны были развиваться искусствоведы, занимающиеся западным искусством». [T.10.DCCLIV.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ