ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос). |
||||||
Rota Fortunae СЕЧЕНИЕ 3 – 19 |
||||||
Императрица (Partus) – Veritas facunda Май 1903-го года. Это становится очевидным в конце четвёртого сезона раскопок в Кноссе. Эванс уверен, что в доисторическом обществе поклонялись одной богине в женском обличии, как Матери всего сущего, но пока никто не находил доказательств этому. Его рабочие откопали нишу в земле, заваленную тяжёлой каменной плитой. Этот мраморный крест рабочие приняли за христианский. Но Эванс знает, что крест – это также и египетский символ. Затем появились фрагменты двух женских фигурок. Меньшая держала в руках змей, у той, что побольше, змеи обвивали руки и корону на голове. Возможно, для поисков Богини-матери у Эванса был свой мотив: женщины играли важную и трагическую роль в жизни Артура Эванса. Его мать умерла, когда он был совсем маленьким, а его молодая жена скончалась через несколько лет после свадьбы. С этими потерями он так никогда и не смирился. В конце концов, он находит то, что искал – Богиню-мать. Dr. Alexander MacGillivray: «Я думаю, что Артур Эванс в каком-то смысле создал Богиню-мать, потому что это была его собственная внутренняя потребность. К концепции Богини со змеями Сэр Артур Эванс (англ. Sir Arthur John Evans) пришёл на основании найденной фаянсовой фигурки. Нигде больше в минойском искусстве нельзя найти Богиню со змеями». Чтобы рассказать об античной Богине со змеями из Кносса, Эванс устанавливает минойский алтарь с находками из ниши. Он специально повторяет форму христианского Вертепа. Эта фотография облетит весь мир. И вместе с ней Богиня со змеями Эванса станет символом забытой и вновь найденной минойской цивилизации. Открытия Эванса положили начало минойскому буму в Европе и Америке. Dr. Kenneth D. Lapatin, The Getty Museum Los Angeles: «Сочетание эротизма и ужаса. Богиня-мать с обнажённой грудью и со змеями заставляет проводить параллели с изображениями Евы или Клеопатры – прекрасных и опасных женщин со змеями». Февраль 1923-го года. Сэр Артур Эванс проводил раскопки на Крите более двадцати лет, и вдруг мир потрясла новость о сенсационном археологическом открытии. Но на этот раз не Эванс был героем дня: Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона. Эванс принижает значение открытия Картера, он пишет, что это всего лишь ещё один фараон. И представляет, как бы удивился мир, если бы он нашёл гробницу царя Миноса. Но следующие восемь лет, проведённые в Кноссе, не принесли никаких намёков на захоронение монарха. Dr. Alexander MacGillivray: «Но ему не хватало гробницы самой значимой фигуры. И тогда он находит это строение. В каком-то смысле было неважно, что он нашёл, потому что это всё равно бы стало гробницей. Ведь больше чем за столетие археологических раскопок, исследований и поисков у нас до сих пор нет ни одного захоронения минойцев. Мы его не нашли. Египетская археология, например, базируется на открытых гробницах фараонов. Но на Крите не было ни одной гробницы, о которой можно было бы сказать: «Вот здесь покоится минойский монарх!» Ничего. И Эванс превратил в гробницу то, что нашёл». [T.10.CXXXIII]
Dr. Michаel Freikman, Jewish University in Jerusalem: «…на счёт Богини-Матери со львом: само слово «Богиня-Мать» не имеет никакого смысла до классического периода. Оно было выдумано археологами, ещё начиная с тех, кто копал на Крите: это просто наши термины, с которыми мы выросли с классической культурой. Это термин, который ввёл, если не ошибаюсь, Эванс, когда копал на Крите. И потом это знамя подхватили некоторые другие археологи. Сегодня (последние двадцать-тридцать лет), все те, кто хоть чуть-чуть из этого архаизма выбрался, уже не употребляют этот термин – он очень сильно устарел». [P.125.58]
|
||||||
Physis – Lux resplendens …эстетика исчезновения – совершенно в духе Будды: имеющий сто любимых вещей, говорится в одном тексте, имеет сто страданий. Имеющий девяносто, десять, пять, две любимых вещи, имеет девяносто, десять, пять, два страдания. Тот, кто ни к чему не привязан, тот не имеет страданий – им неведомы горе, страсти, отчаяния. Все имеющиеся на свете горести, печали и страдания возникают только благодаря любви: они не появятся, если нет любви. …основание ступы отражает особенности «культура Гандхара» – соединение индийской и греческой культур: круглые арки Востока и угловатые Запада поочерёдно покрывают сводом историю Будды, которая ведёт к нирване. Излучающее свет сознание безгранично и несравненно – Вода, Земля, Огонь и Воздух здесь невесомы, длинное и короткое, изящное, грубое, красивое, некрасивое, а также имя и тело здесь полностью уничтожаются. Уничтожение сознание влечёт за собой угасание человеческих страстей… [T.10.XI.35]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…оказывается, что противоположное Сансаре с её непостоянством, тяготой, бездушностью и нечистотой, это Атман. Йогачара на буддистский лад восстанавливает для неиндуистского мира учение Атмана и Брахмана. Объясняется это так: «Ветры чувственности (клеши) дуют над океаном пробуждённого ума – «алая виджняны» – и вздымают на нём волны сансары. Но успокаивается ветер чувственности, и океан сияет зеркалом вод. А Нирвана – это успокоение, угасание. То есть, океан уже есть, нирвана уже есть: вы уже в нирване, но осознать то, что вы уже в нирване, вам мешает ваша чувственность. Успокойте вашу чувственность, и вы обнаружите себя в нирване. Как всё просто. Другое дело – поди успокой чувственность. И для этого идут бодхисаттвы, которые помогают». [P.125.423]
|
||||||
Partus Generatio – Vocatio Сергей ОГАРКОВ, доктор медицинских наук, психолог, МГУ им. М. В. Ломоносова: «Механизмы влечения, они обсуждаются до сих пор. Каждый год появляется пять-шесть совершенно прогрессивных материалов, психологических, которые пытаются раскрыть тайные стороны влечения: «Ну, в чём же секрет этого?» Есть теории любви различные, в том числе информационная теория Симонова, которая связанна с тем, что каждый род имеет свой определённый генетически заложенный код. Это общие пропорции лица, межзрачковые расстояния, высота лица и так далее, и цвет его. Есть вещи, которые связаны с тем, что сила влечения и привлекательности, - она связана с пропорциями тела. Это исследуется в основном на мужчинах. И методики этих исследований таковы: им предлагаются стандартные женские фигуры с чуть-чуть изменяемым индексом «талия – бёдра». Оказывается, что при определённом соотношении, в пределе 0,7, в европейской популяции 0,8 – соотношение ширины «талии – бёдер» мужчины делают преимущественный выбор этих женщин. Больше всего мужчин привлекает в женщине, если женщина подаёт ему сигналы, что он ей небезразличен. Это огромный арсенал невербальных знаков, – начиная от того, как она смотрит на него. Угол, под которым она на него смотрит, это движение глаз, как говорится «стрелять глазами», то есть быстрые движения, иногда это фиксированный взгляд какое-то время с отводом». Исторически мода на женскую фигуру менялась. То мужчины предпочитали пышные формы, то, наоборот, очень худых женщин. Но приоритет большой разницы между талией и бёдрами был всегда. Но после детального изучения внешней привлекательности, учёные задались другим вопросом: «Почему внешняя красота не является залогом счастливой жизни?» [T.10.I.9]
l'Imperatrice (Императрица) – Virtus humana (Ролевая игра) Ольга ТАРАТЫНОВА, директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»: «Мария Фёдоровна была заядлой участницей придворной жизни, а эта жизнь тогда состояла из сплошных обрядов. Например, в один день утром могли быть похороны, панихида, а вечером бал. И одни и те же лица, которые утром были трагическими, печальными, вечером светились беззаботностью. Это была сцена, и все придворные были актёрами на этой сцене. Мария Фёдоровна очень любила проводить балы в Александровском дворце, и те, кто был приглашён, считались «ближним кругом» императорской четы. Но Александр Александрович не очень любил танцы…» [T.10.DLXXVI.2]
|
||||||
Venus Urania – Virtus humana
…ещё одна Эсфирь. Главная идея этой картины – противостояние между Книгой, народом Книги, как издревле называли евреев и эротической силой конкретной женщины. Героиня понимает, что её сила не в знании текстов, а в женской красоте. Её задача – нравиться мужчине. На картине как символы чувственности показаны и обнажённое тело, и сброшенная одежда, и разобранная постель. Во всём пространстве комнаты царит противостояние рационального и физического, духа и плоти, разума и эротики. И в этом суть произведения. [T.10.XXXIV] * …в двадцатые годы Голливуд создал своих первых секс-богов и богинь. James R. Petersen, Author «The Century of Sex»: «Теда Бара (Theda Bara) была первым настоящим секс-символом, созданным Голливудом. Она являла собой образ женщины с собственными сексуальными интересами – охотницей на мужчин. Это повергло Америку в шок и одновременно очаровало её: её фильмы приносили миллионы долларов». Mark A. Vieira, Author «Sin in Soft Focus»: «Валентино (Rudolph Valentino) появился в период отутюженных воротничков и элегантных костюмов. Он был изящен, с блестящими от геля волосами и обладал собственной этикой. Он завоевал такую популярность, что молодые люди, в подражание ему, называли себя шейхами». Голливуд развивался и рос, и вскоре его творения начали говорить. Создатели фильмов решили, что зрители будут чувствовать себя комфортнее, если связать секс с библейскими сюжетами. Virginia Campbell, Entertainment Journalist: «Для непристойных сексуальных эпизодов в пристойной обстановке нет ничего лучше, чем библейские истории. Это особенно видно по работам режиссёра C. B. DeMille, который в «Крёстном знамении» и подобных ему фильмах смог использовать элементы садомазохизма». Но в тридцатые годы не каждый режиссёр прятал секс за религиозными мотивами: некоторые осмеливались показать больше, чем просто намёки на эротику. Например, в приключенческом фильме «Тарзан и его подруга». [T.22.XXIV]
Шевелев Владимир Владимирович, журналист: «Она была прелестной женщиной. И то, что, значит, Хаджи (Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров), не смотря на своё положение, – он всё-таки занимал там большой пост, – и его работа была секретна, а он всю свою судьбу бросил к её ногам». Окунь Регина Борисовна, переводчица: «Я даже помню, как один из наших коллег, который знал её молодой, говорил: «Ну это был вообще чёрт в юбке… Когда она была молодая, у неё такие глаза, сверкающие, улыбка такая, открытая…». [T.10.CXXXIV]
…философы давно ломают голову над её смыслом, математики видят её в своих цифрах, художники не перестают искать её, а если мы приглядимся, то заметим, что окружены ею. Красота. Так что же это? Математики давно знали о существовании «Золотого сечения» – это число описывает соотношение размеров двух частей предмета. Кому-то кажется, что чем ближе естественная форма отвечает этой пропорции, тем значительнее присущая ей красота. Красота человеческого лица зависит от нескольких показателей: например, качества кожи и строения черепа, но, так же, от симметрии, где и играет свою роль «Золотое сечение». Однако, согласно недавно проведённому в Германии эксперименту, женские лица кажутся более красивыми, если обладают одной или несколькими детскими чертами, например, круглым носом или маленьким подбородком. В то же время красота мужского лица кроется в более острых чертах, а также в выдающейся челюсти и подбородке. …является ли Красота лишь чем-то видимым? Смотрим ли мы на неё или чувствуем? Когда мы видим красоту, например, лица человека или здания, или картины, она заставляет остановиться и любоваться ей. И, в конечном итоге, толкает нас на эмоциональный ответ. …Красота таится в союзе природы вещи и нашей умственной привязанности к ней. [T.21.XXXII.4]
Паола ВОЛКОВА, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР: «…я, например, с уверенностью не могу сказать, что я понимаю, какой текст закодирован в этих картинах. Именно, ни какой сюжет изображён, а какой текст закодирован. Когда вы приходите в Лувр, вы с очевидностью видите такую, я бы сказала, художественную дискриминацию Леонардо: отдельно в броненепроницаемом каком-то стекле, немыслимом – «Джоконда». Толпы, толпы и толпы с утра до ночи. Все фотографируют. Сказать, чтобы её было видно очень хорошо с такого расстояния, я не могу, но её всемирная популярность безусловна. Рядом в зале висят ещё два, безусловно, подлинных произведения Леонардо, это «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах») и «Анна, Мария, Младенец и Агнец» («Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом») без всякого бронированного стекла. Публика равнодушно фланирует по этому залу-коридору мимо этих картин, остановились, посмотрели, прочитали название, ещё постояли немного и пошли дальше. Ведь это тот же самый художник, который написал «Джоконду», и значение этих картин не меньшее, и содержание их не менее загадочное. А если говорить честно, то все три картины, которые я назвала – «Мадонна в скалах», «Анна, Мария, Младенец и Агнец» и «Джоконда» – они как-то представляют собой одну картину, только по-разному написанную, развёрнутую в разных аспектах». [T.10.CCLXXXVIII.3]
|
||||||
Partus Generatio – Virtus humana (Порождение – Ролевая игра)
Маргарита ЛЮБАРТ, кандидат исторических наук: «…резко сокращается рождаемость уже в начале XIX-го века. К концу XVIII-го века процесс регулирования рождаемости в Европе, и, прежде всего, во Франции уже становится заметным. Это было связано со многими факторами. Ну, если говорить про экономику, то это было связано с нежеланием дробить земельные наделы, которые уже были сильно раздроблены в крестьянской Европе. А с другой стороны появился вкус к жизни, и родители начали понимать, что дети – это дорогое удовольствие. И их образование, и их обучение очень многого стоят. Франция, которая была лидером в этом процессе, вот как раз в этой стране распространились взгляды, что нужно жить для себя, вообще-то говоря. А вот теперь детей становится всё меньше и меньше в семьях европейских, и к ним относятся всё более внимательно. Появился идеал хорошей матери. И, сначала, в высших слоях общества каждая женщина должна была играть роль заботливой, такой очень внимательной матери, жизнь которой посвящена, собственно говоря, детям». [T.10.LI.24]
Игорь Семёнович КОН, доктор философских наук, академик РАО: «…дальше – очень важный момент, это появление контрацепции, которая позволила раскрепостить женскую сексуальность, потому что самые опасные последствия, которые сдерживали, они исчезли. Но изменилось само содержание сексуальности, само понятие. В чём главный сдвиг? Раньше привыкли, что здесь бинарная оппозиция, и при этом одно правильно, а другое – неправильно: сексуальность либо «гетеро», либо «гомо», либо «брачная», либо «внебрачная», и так далее. Сегодня эти бинарные оппозиции потеряли значение…» [T.10.LI.49] * |
||||||
* Однажды на танцплощадке появились тогда никому ещё неизвестные Павел Беляев и Алексей Леонов. Маргарита МИНЦКОВСКАЯ, разработчик-испытатель систем связи: «Они приехали с Беляевым такие два красавца, шли в тенниске шёлковой – первые тенниски шёлковые – с такими полосами, мы их ходили все щупали. Ой! Ой! Ой! Такого ещё не было». Леонов пригласил одну из девушек на танец. Маргарита МИНЦКОВСКАЯ, разработчик-испытатель систем связи: «А она посмотрела на него и сказала: «С такими не танцую». Я и говорю: «Ах, какие молодцы девчонки. Не важно, там, кто он – герой, космонавт – раз не понравился, так не буду». Боже мой, бедная девочка, она кинулась чуть ли не на меня – «Где? Кто космонавт?» А он тогда ещё не летал. Сейчас он, конечно, весь из себя герой и его все знают. А тогда – ну, небольшого роста, какой-то рыженький такой-то весь. Ну, не понравился девочке, что особенного…» [T.3.XXIII.1]
Юлия Филипповна. Ну, хорошо, оставим это... Отвечайте на мой вопрос... Но – правдиво! Шалимов. Извольте: я допускаю дружбу с женщиной, но не считаю её устойчивой... природу не обманешь! Юлия Филипповна. Иначе – вы допускаете дружбу только как предисловие к любви? Шалимов. Любовь! Я смотрю на нее серьезно... Когда я люблю женщину, я хочу поднять её выше над землёй... Я хочу украсить её жизнь всеми цветами чувства и мысли моей... Замыслов (у сцены). Юлия Филипповна, пожалуйте! Юлия Филипповна. Иду! Пока до свиданья, господин цветовод! Приведите в порядок вашу оранжерею... (Идёт к сцене.) М. ГОРЬКИЙ [B.118.1]
|
||||||
Partus Generatio – Veritas facunda
Dr. Robert Beckford, Oxford Brookes University: «Тысячу шестьсот лет назад первая ересь, с которой столкнулась молодя Церковь, оспаривала божественность Иисуса. Развернулась кровавая борьба, которая закончилась тем, что Иисуса объявили Сыном Божьим». Dr. Helen K. Bond, University of Edinburgh: «Чем больше возвеличивали Иисуса и Его Мать, тем меньше вспоминали о его семье. Её члены переставали быть реальными персонажами: Иисуса лишили настоящей семьи – их представляли как сводных братьев или дальних родственников». Dr. Robert Beckford: «В ранних текстах Нового Завета нет никаких упоминаний о девственности Марии. В Послании Павла к галатам об Иисусе говорится как о рождённом женщиной, а не девой». Dr. Helen K. Bond: «Любопытно, что в ранних версиях Нового Завета не упоминается о девстенном рождении. Об этом нет ни слова, ни у Павла, ни в самом раннем Евангелии от Марка. Даже автор Евангелия от Иоанна, восхваляющий образ Марии, очевидно ничего не знал о девственном рождении. Эта традиция закрепляется в Евангелиях от Луки и Матфея. Смысл этого показать что Иисус истинный Сын Божий. Самый простой способ выразить это – метафорический – сказать, что Мария была Дева». Prof. James D. Tabor, University of North Carolina at Charlotte: «…в Библии встречается греческое слово «Сунгенес», что значит «Родственник», любой – двоюродный брат, тётя – в общем член одной большой семьи. Я думаю, с семьёй произошло следующее: Иисуса и Марию вознесли на такую высоту, что их уже едва ли можно было назвать людьми, поэтому их родственников не только не замечали – оспаривалось само их существование». [T.13.LXIV]
( זֶרַע ) [zéra‘] (мн. -îm) семья, отпрыск, потомство, потомки [B.18] ( מִשְׁפָּחָה ) [mišpāhā] семья [B.18]
|
||||||
Partus Generatio – Veritas facunda
В 1936-м году шестнадцатилетний Шура Локшин приехал из Новосибирска в Москву с маленьким деревянным чемоданчиком и письмом от своего учителя из музыкальной школы к директору Консерватории Нейгаузу. Не смотря на рекомендацию давнего товарища Генрих Густавович устроил юноше серьёзный экзамен: попросил отвернуться, брал аккорд – Локшин называл ноты. Аккорды становились всё сложнее, ученик отвечал безошибочно. Нейгауз удивлялся и, одновременно, заводился. Наконец не выдержал, сел на клавиатуру и опёрся на неё обеими руками. Локшин и тут назвал по порядку все прозвучавшие ноты… [T.10.CDI.32]
…привязался к девочке. Ведь материнская и отцовская любовь – совершенно разные. У матери это прежде всего – кровное чувство. А у отца – душевное влечение. Отцы предпочитают тех детей, которые рядом. Пусть они даже и не родные. Потому-то злые отчимы встречаются гораздо реже, чем сердитые мачехи. Это отражено даже в народных сказках… Сергей ДОВЛАТОВ [B.124.3]
|
||||||
Physis – Veritas facunda
…за этим кроется удивительная сила природы, которая действует, чтобы спасти на жизнь. Все детёныши из царства зверей играют, и то, как мы и другие животные играют в детстве, может определить наши дальнейшие судьбы, сделать нас умней, помочь нам установить семейные узы, и даже помочь нам выжить. Prof. Marc Bekoff, University of Colorado (Boulder): «Игра – это отражение того, кем являются животные». Мы не можем обойтись без игр: без них мы даже можем стать беспомощными. По мере того, как детёныши становятся старше, их игры начинают имитировать деятельность их мам (родителей). Игра – это составляющая биологического искусства, благодаря которому детёныши превращаются во взрослых особей. Навыки выживания, которые потребуются взрослому животному, определяют манеру игры детёнышей. Это объясняет, почему животные играют, – так они учатся быть взрослыми. Prof. Marc Bekoff: «Как правило, стиль игры животных зависит от их образа жизни. Так, волки, будучи хищниками, играя, много кусаются и мотают головой из стороны в сторону, как будто убивают мышь или разрывают оленя. А такие животные как лоси, американские лоси или олени, которые сами становятся добычей хищников, играют, демонстрируя антихищническое поведение: они бегают, внезапно подпрыгивают в воздух, как будто пытаются убежать от хищника. Говоря об играх хищников, можно сказать, что они учатся охотиться, а животные, которые становятся добычей, учатся избегать охотников». …результаты исследования этих маленьких существ доказывают, что животные, живущие в неволе, и дикие животные используют одни и те же методы игры, чтобы выжить. Dr. O. Fred Donaldson: «Я думаю, что игра гораздо полезнее для выживания, чем люди только могли себе представить. Мне кажется, что всем самым важным в жизни вещам можно научиться в игре. Так мы учимся ходить, говорить, через игру мы учимся познавать мир. Благодаря игре мы узнаём, что и Мир тоже познаёт нас». …он разграничивает два вида игры – оригинальный и культурный. По мнению Фреда, Оригинальная игра – это базовый и интуитивный тип игры, с ним мы рождаемся, – это игра ради игры. Культурная же часть – это приобретённый вид игры. Такие игры отличаются в зависимости от вида животного и могут быть чрезвычайно конкурентными. Фред участвует только в оригинальной игре. Dr. O. Fred Donaldson: «В Оригинальной игре не важно, играю ли я с детьми или животными – речь о соперничестве не идёт. Поэтому я могу играть со стаей волков и делать вещи, которые я не мог бы делать, если бы это была, как я её называю, Культурная игра, ведь в ней они бы разделились в порядке иерархии, и то же самое проделали бы и со мной. И тогда бы мне пришлось постоянно следить за ними: если бы я отвернулся, они могли бы на меня запрыгнуть». …возможно Фред раскрыл одно из самых важных преимуществ своей игры – социализацию. Dr. O. Fred Donaldson: «Основой отношений между мной и моими друзьями по играм является взаимное доверие, без него игры быть не может. Я думаю, что в основном доверие зависит от контакта, который мы устанавливаем, а это и язык и грамматика, если так можно сказать об игре». Суть социальной игры – это доверие. Каждый участник игры должен чувствовать себя в безопасности, он должен чувствовать, что другое животное не собирается причинять ему вреда. Сущность игры состоит в том, что она сильно напоминает многие другие виды деятельности из жизни животных. Каждый раз во время игры детёныши практикуют целый ряд навыков выживания. …и они говорят это друг другу при помощи сигналов – таков язык игры. Язык игры красноречивее любых слов – он питает душу молодых животных. Кроме того, он питает их мозг. Для животного это возможность узнать о своём месте в реальном мире, о том, как ему следует реагировать на его вызовы. Как правило, первым товарищем по игре детёныша-животного является его мать. Она направляет игру, благодаря которой формируется личность её малыша. Животные, оставшиеся сиротами в дикой природе, не имеют возможности получить заботливые уроки матери, и, как правило, они не выживают. Биологи обнаружили тесную связь между игрой и интеллектом: более умные животные играют чаще. Недавно исследователи обнаружили, что детёныши достигают самого игривого этапа своего развития в то же самое время, когда клетки мозга наиболее активно устанавливают новые связи, особенно в той области мозга, которая отвечает за движения и координацию. В действительности игра помогает устанавливать связи в мозге. И не случайно, что два самых умных вида животных – люди и шимпанзе – это, также и одни из самых игривых видов животных. Самые умные животные на планете также и самые социальные: они уверены, что безопаснее действовать сообща. Человекообразные обезьяны, медведи, собаки, дельфины, и мы – люди – играем во многом по одним и тем же причинам: игра не только устанавливает связи между клетками мозга, но также объединяет друзей. Большинство животных играют в «любимчиков», когда выбирают себе товарищей по игре, которых они предпочитают. Мы называем их «друзьями». При наличии выбора животные, как правило, выбирают товарищей по игре одного с ними пола: самцы и самки многих животных играют по-разному. Манера игры зависит от их образа жизни: если во взрослом возрасте у них разные половые роли, то, скорее всего, у них разные манеры игры и в молодом возрасте. Молодые особи животных играют в игры, которые подготавливают их к взрослой жизни. …во многих отношениях игра, кажется, подготавливает нас к жизни во взрослом мире, который уже немного устарел. Dr. Thomas Power, Washington State University: «Многие особенности поведения людей, которые можно сегодня наблюдать, берут начало в той эпохе, когда мы были «охотниками и собирателями». И хотя нас не преследуют каждый день хищники, тем не менее, мы и сегодня демонстрируем некоторые модели поведения, которые помогали нам убегать от хищников». Игра стала таким мощным стимулом, что животные играют даже перед лицом опасности. Но игра – это обдуманный риск природы: огромные преимущества уравновешиваются возможными издержками – увечьями, неудачным выбором товарищей по игре и незамеченными хищниками. Но, не смотря на все эти опасности для жизни, эволюция продолжает поощрять игры. Dr. O. Fred Donaldson: «Животным, которые не играют, очень трудно выживать. Если они не учатся быть тем, кем они являются, они не учатся устанавливать контакты с окружающим миром, что для большинства животных очень опасно: они остаются в одиночестве, они изолированы». Игра это такой большой подарок, что его передают из поколения в поколение. Хотя большинство взрослых животных слишком занято добычей пищи и не могут тратить много времени на игру, иногда радость детёныша настолько заразительна, что они просто не могут перед ней устоять. Кроме того игра слишком важна для выживания, чтобы от неё отказываться. Игривый дух детёнышей – это учебный класс Природы, где всех нас ожидают эффективные уроки. [T.21.XXIV]
Игра – это не просто веселье, она позволяет животным освоить жизненные навыки в безопасности: им не приходится расплачиваться за свои ошибки. Это подготовка к опасностям, которые неизбежно случаются в жизни. Prof. Marc Bekoff, University of Colorado (Boulder): «Настоящий мир, в котором живут любые животные, очень сложен и непредсказуем, и поэтому им нужно уметь справляться с быстро меняющейся ситуацией. Форма игры, которая лучше всего подходит животному для подготовки к борьбе за выживание, во многом зависит от того, как живёт это животное. Например, копытные животные, такие как олени или лоси, как правило, демонстрируют поведение спасения от хищников: чтобы их не поймали и не съели, им может потребоваться высокая амплитуда прыжков. Плотоядные животные часто играют в так называемые «игры хищников», где они проявляют те особенности поведения, которые они используют, охотясь или пытаясь найти еду. Некоторые животные играют в одиночку или с какими-то предметами. Такие животные, как правило, живут поодиночке и не могут себе позволить иметь друзей по играм. Во время игры животные выглядят счастливыми, они постоянно хотят играть. Если они не могут найти ещё одно животное для игры, они часто гоняются за собственным хвостом или играют с какими-нибудь предметами. Если они не наслаждаются процессом игры, зачем же они стремятся к этому? – Потому что игры очень важны, и благодаря им звери чувствуют себя очень хорошо. Как правило, животные делают то, что им нравится, точно так же, как и люди». [T.21.XLVIII]
|
||||||
Partus Generatio – Veritas facunda …еврейский народ опередил, может быть, своих более культурных соседей, не только созрев до сознания единства человечества, но и до его классификации по генеалогической таблице, знаменитой родословной народов в X гл. Книги Бытия. Всё стоявшее на его горизонте и известное ему человечество он распределил по трём cынам Ноя: Симу, Хаму и Иафету. Что здесь имели место не соображения о родстве языков, понятно само собой и не оправдывается данными: вавилоняне помещены в число потомков Хама, куда отнесены также в самой тесной связи хананеи, ближайшие родственники евреев по языку, финикияне и хетты, тогда как чуждый по языку Элам помещён в список сынов Симовых. Возможно, что в родословной народов отразилось географическое соседство, а кое-где и политические условия. Для суждения о родстве народов в современной науке, конечно, руководствуются не политикой, а другими критериями, но относительно их всё-таки не достигнуто полного соглашения. Важное значение имеет язык, но и он не является непогрешимым свидетелем: вспомним коптов, говорящих по-арабски, многих из малоазиатских греков – по-турецки и т. п. Антропологический тип, выводимый из краниологических изысканий, не является определённой, бесспорной и постоянной величиной. Ещё меньше значения имеют суждения по так называемому народному характеру (в этом особенно повинен Ренан). Не говоря уже о малой разработанности народной психологии, мы видим примеры различий в характере среди отдельных частей не только расы, но и одного племени. Нельзя забывать также, что сходные географические и исторические условия могут выработать и сходные «народные характеры». Итак, наиболее надёжным и для нас доступным критерием всё же остаётся язык. Для более древних времён этот критерий наименее ошибочен: расы одного происхождения непременно первоначально должны были говорить общим языком; только многовековые судьбы, в связи с политическими переворотами, могли произвести изменения. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
Divina Natura – le Soleil Не всегда, конечно, и не все прибегали к лучшему способу бальзамирования, отчего сохранность тел нередко плохая. Вошло в обычай (I в. н. э.), между прочим, держать мумии некоторое время дома, для чего употреблялись или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы, чрез которые виден картонаж-маска покойного. В связи с этим замечается стремление придать этой маске портретные черты и одеть мумию в костюм соответственно моде. До нас дошло несколько погребений, но уже в половине I в. входит, особенно в Фаюме, в обычай класть на место головы на тело, обернутое в погребальные пелены, плоский, написанный темперой, или восковыми красками портрет, нередко весьма художественного достоинства. Параллельно с этим хоронят, поместив в изголовье рельефную расписанную гипсовую голову, также передающую портретные черты и несколько приподнятую, как бы пробуждающуюся. Иногда вместо саркофага умерший обертывается в расписные пелены, на которых он представляется с портретным лицом, стоящим на загробной ладье, среди Осириса, в которого он превратился, и Анубиса, который его принимает. Вся пелена, кроме лица, приготовлялась заранее ремесленным способом египетскими рисовальщиками, портрет же писался на холсте греческими художниками и частью вклеивался в пелену, частью пририсовывался к ней. В Москве имеется три пелены этого рода, лучшие из известных; на них, между прочим, можно проследить постепенный переход нимба от солнечного диска на головах египетских божеств до той формы, какую он имеет в настоящее время, – на одной из пелен покойница имеет вокруг лица нимбы последнего типа. На пеленах, заменявших саркофаги, изображалось in eftigie то, что обыкновенно давалось покойнику in natura – каноны, силуэты слуг (ушебти), амулеты. Здесь же иногда находятся и некоторые сцены из Книги Мертвых, которые обыкновенно занимают много места на подобных пеленах чисто египетского стиля. Судя по портретам, покойники, хоронившиеся с портретами и в расписных пеленах смешанного стиля, принадлежали к смешанной греческой расе или даже были настоящими инородцами, усвоившими египетский ритуал. Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]
I aureolus, a, um [demin. к aureus I] 1) золотой (anellus Pl; mālum Ctl): corona aureola Vlg золотой венец, впоследствии Eccl ореол, нимб; 2) украшенный или отделанный золотом (laquearia Eccl); золотистый (collum, sc. galli Vr; color Col); 3) прелестный, чудесный, дорогой, милый (libellus С; pedes Ctl). [B.32]
|
||||||
…его возвели как символ горы Меру, служащую в индуизме жилищем богов. Однако за долгие века Ангкор-Ват превратился в священное место камбоджийских буддистов. В Ангкор-Вате Бюзи встретил труппу камбоджийских актёров, он был околдован. В Камбодже танец был больше, чем развлечение: согласно преданию камбоджийский народ происходил от Священного союза Отшельника и Небесной Танцовщицы. (Gail Sheehy?): «Танцоры – это, в каком-то смысле, связующее звено между человеческим и божественным, а танец имел ритуальную функцию. Например, «Мони-Мехоло» – это, на самом деле, Танец Дождя – битва между Демоном Бури и Морской Нимфой, богиней, и когда молнии и гром сходятся, на рисовые поля Камбоджи проливается дождь». В семидесятые годы двадцатого века, во времена кровавого режима Красных Кхмеров девяносто процентов танцовщиков Камбоджийского королевского балета были либо казнены, либо изгнаны. Массовая резня практически уничтожила традицию, существовавшую сотни лет. Все члены Королевского балета жили во Дворцовом комплексе на женской половине. Королевское семейство непосредственно участвовало в обучении танцоров. Принцесса Бопха Деви, сестра нынешнего короля Камбоджи была одной из известнейших танцовщиц в шестидесятые годы. Princess Buppha Devi: «В то время танцоры Королевского балета были как одна большая семья, все жили в стенах королевского дворца: матери вместе с детьми, и навыки, и техника передавались от матери к дочери – от поколения к поколению». …Королевский балет Камбоджи был уже знаменит в Европе, после их выступления на «Фестивале колониальных искусств» во Франции. (Gail Sheehy?): «Они приехали в Марсель и стали абсолютными героями фестиваля. Танцевали в помещении, но желающих попасть на представление было столько, что пришлось перенести его на улицу, и они танцевали для тридцати тысяч зрителей ежевечернее. Это было настоящее признание того, что подлинное и прекрасное искусство может происходить и из колоний». [T.10.CCCXLVII.3]
Валерия МУХИНА, академик РАО, доктор психологических наук: «…вот очень интересные отношения Человека с Природой, но «родовой человек» (представитель рода) в плане Реальность социально-нормативного пространства по отношению к Природе лучше себя ведёт, чем человек цивилизованный. Ещё мы можем наблюдать эти «родовые» отношения Человека к Природе: наши народности Севера, например, они каждоё своё движение – выход на охоту – соотносят с тем, как проявляет себя Природа. Человек, проходя определённый путь цивилизации, к Природе начинает относиться как к «Предметному миру», то есть Природа обретает ценность, денежную стоимость. Она становится, как бы, как предметом, вообще, рукотворным, хотя это совершенно другая сущность». [T.10.CI.103]
|
||||||
Divina Natura – Vocatio
Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Господь с вами, пока вы с Ним, и если вы почитаете Его, то и Он открывается вам. Но если вы оставите Его, Он тоже оставит вас. Долгое время не было в Израиле ни истинного Бога, ни священника-учителя, ни Закона. Тогда люди в бедствии своем обратились к Господу, Богу Израиля, стали просить Его о помощи – и Он открылся им». (2Пар. 15:2-4) Вот основная идея этой Книги изложена здесь в пророчестве Азарии, и смысл его вполне понятен. …самое главное – что Он им открылся, а не то, что они победили». [P.125.355]
|
||||||