ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
|
271. БИБЛИОТЕКА. СТАТЬИ. |
|
||||
КОЛЕСО Виктор КОЛЕСНИКОВ Ж. «НАУКА И РЕЛИГИЯ» 9/2006 [271] Пожар, уничтоживший рукописи замечательного русского драматурга и философа А.В.Сухово-Кобылина (1817 — 1903) — первый полный перевод сочинений Гегеля на русский язык, труд двадцати лет его жизни, — пощадил записи собственных философских раздумий мыслителя. Среди этих чудом сохранившихся фрагментов — размышления о великой тайне круга, о мистическом родстве прямолинейного и вращательного движения. Находясь в блаженном уюте и покое удобного вагона, пишет философ, современный человек не отдаёт себе отчёта в том, что стремительный бег поездов — это настоящее чудо, своим происхождением обязанное изобретению колеса. ШУМЕРСКИЙ ПРОРЫВ Интересно, насколько богаче Билла Гейтса был бы безвестный инженер Древнего мира, первым поставивший платформу на ось с закреплённым на ней диском, если бы тогда, тысячелетия назад, уже существовало патентное право? Мы даже не знаем его имени — знаем лишь, что он принадлежал к загадочному народу шумеров и жил на юге Месопотамии (современный Ирак) в IV тысячелетии до нашей эры. Первое в человеческой истории изображение этой неслыханной технической новинки — глиняная клинописная шумерская табличка, возраст которой без малого шесть тысяч лет. А на так называемом царском штандарте из шумерского города Ура (III тыс. до н.э.) изображения этих древнейших колёс столь детальны и подробны, что можно даже понять технологию их производства: видно, что шумеры изготавливали их из отпиленных торцов брёвен. Так что в нынешнем веке можно говорить о шеститысячелетнем юбилее колеса. Европейские колеса младше шумерских почти на тысячу лет. Самое древнее в Европе колесо нашли недавно археологи в Швейцарии, в окрестностях Невшательского озера. Оно было изготовлено в середине III тысячелетия до нашей эры из кленовых досок, скреплённых ясеневыми планками. Несмотря на почтенный возраст, оно прекрасно сохранилось. А вскоре вслед за тем в Словении группа местных археологов при раскопках обнаружила ещё более древнее колесо! По оценкам экспертов, ему 5350 — 5100 лет, и, таким образом, оно как минимум на полтысячелетия старше прежних «древнейших» колёс, найденных в Швейцарии и Германии. Изготовлено оно из древесины ясеня и дуба, радиус его 70 сантиметров, а толщина — 10. «Технологически оно является удивительно передовым для своего времени, — говорит профессор Антон Велучек из Археологического института Словенской академии наук и искусств, — значительно более передовым, чем поздние по времени модели, найденные в Германии и Швейцарии». Кто знает, какой новый сенсационный сюрприз и в какой ещё из европейских стран, преподнесут нам археологические раскопки в будущем, — может быть, уже недалёком? ДОЛГИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ Трудно назвать другое открытие, которое дало бы столь мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, водяная мельница, всевозможные подъёмники и блоки — не счесть устройств, в основе которых лежит колесо. И многие их них, как свидетельствуют глиняные таблички, были известны уже древним шумерам! Считается, что прообразом колеса послужили катки, которые подкладывались под тяжёлые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место, что давало возможность вести наблюдения за свойствами вращающихся тел и привело в конце концов к изобретению колеса. Например, если бревно-каток по какой-то причине в средней своей части оказывалось тоньше, чем на концах, оно передвигалось под грузом более равномерно — его не заносило в сторону. Заметив это, люди начали сознательно обжигать бревна-катки таким образом, чтобы утоньшить их среднюю часть. Так получилось приспособление, которое теперь называется скатом, — прообраз оси с насаженными на её концы дисками. В результате дальнейших усовершенствований цельное бревно преобразовалось в ось с двумя валиками на концах. Позднее их стали изготавливать отдельно. Так было открыто колесо в собственном смысле слова, и появилась первая повозка. Колеса этих первых повозок жёстко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При передвижении по ровной дороге, по прямой такие повозки были вполне пригодны для использования. Но на повороте, когда колёса должны вращаться с разной скоростью, такая повозка, особенно тяжело гружённая, могла сломаться или даже перевернуться. Да и сами колёса были ещё очень несовершенны: их делали из цельного куска дерева. Эти первые повозки были тяжёлыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно — в них запрягали неторопливых, но могучих волов. Одна из древнейших повозок подобной конструкции была найдена при раскопках в Мохенджо-Даро — столице Индской цивилизации (IV тыс. до н.э.). Крупным шагом вперёд в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживавшегося на неподвижную ось. В этом случае колёса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше тёрлось об ось, её стали смазывать жиром или дёгтем. Сперва и это колесо представляло собой цельный деревянный диск, насаженный на ось. В последующие века древние колеса состояли уже из двух-трёх сегментов, скреплённых палками. Позднее для уменьшения веса колеса в его сегментах стали выпиливать вырезы или сооружать его из брусьев, расположенных лучеобразно или крест-накрест, скрепляя их для жёсткости поперечными скрепами. Так постепенно зародились обод и спицы: первые колёса со спицами, происходящие из Малой Азии, датируются 2700 годом до нашей эры. После открытия металлов появились колёса с бронзовыми, а затем и с железными ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Одомашнив быстроногих лошадей и научившись запрягать их в повозку, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Но предстояло пройти ещё долгим тысячелетиям, прежде чем в XIX веке колёса «самодвижущихся повозок» обзавелись танковыми гусеницами и «цивильными» каучуковыми шинами. Каждое из этих усовершенствований составило целую эпоху в истории человечества, а их совокупное воздействие на все стороны повседневной жизни людей оказалось столь значительным, что без преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мёртвой точки и заставило её мчаться в несколько раз быстрее. ...В Древний Египет запряжённые конями бронзовые боевые колесницы, подобные тем, что были найдены экспедицией Г. Картера в прославленной гробнице Тутанхамона, завезли в XVIII веке до нашей эры кочевники-гиксосы, что произвело переворот в военном деле египтян. Увы, и в древности именно военные «заказы» в наибольшей мере способствовали поступательному ходу технического прогресса... БОГ В НЕБЕ И ВНУТРИ НАС Колесо, как мы видели, ещё с шумерских времен находило применение отнюдь не только при перевозке пассажиров и грузов. Из всех разновидностей колеса гончарный круг был самым революционным нововведением шумеров, так как механизм действия его основан на принципе, не имеющем прообраза в природе. Это очень важно: ни само колесо, ни его разновидность — вращающийся гончарный круг — не копируют природных явлений. Шумерский гончарный круг стал известен в Египте уже в начале III тысячелетия до нашей эры; критские ремесленники впервые стали пользоваться им в начале бронзового века. Знали гончарный круг и в городах древней Индской цивилизации — Мохенджо-Даро и Хараппе. В Западной Европе — во Франции и в Германии — он появился впервые за 500 лет до начала нашей эры. А вот народы, создавшие великие цивилизации Центральной и Южной Америки, — майя, ацтеки, инки — его не знали... Колесо — это совершенно абстрактный образ, который мог возникнуть только в очень высоко развитом сознании. Не случайно во всех древних мифологиях колесо — дар Бога-Творца и одновременно прямое и наглядное доказательство Его бытия — Божественного Промысла, как сказали бы современные богословы. Мы не знаем имени древнего изобретателя, создавшего столь гениально простую вещь шесть тысяч лет назад — непредставимо давно! Но, возможно, в этом есть свой глубокий смысл. Ведь изобретение колеса есть достижение не одного конкретного человека, пусть даже трижды гениального, а всего вида Homo sapiens — человека разумного, впервые подтвердившего тогда своё биологическое название великим делом, изменившим мир, доказавшего, что достоин Того, по Чьему образу и подобию сотворен.
|
|
|||||