ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН X. Testamentum; Kabbala; Fortuna; Regnum Dei; Ordo; Sphinx; Rota Fortunae (Колесо счастья); Иероглиф (Указательный палец человека, Фаллос).

   

Rota Fortunae  МАЛОЕ КОЛЕСО

СЕЧЕНИЕ 4 6 (ДЕЯТЕЛЬ – СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

СБОРНИК 10_7_09

 
     
 

pāsco, pāvī, pāstum, ere 1. act. 1) пасти (greges armentaque О); разводить (equos V); заниматься скотоводством (bene p. C); 2) кормить, питать, содержать (aliquem С etc.; viginti ventres et canem Pt); 3) ухаживать, холить, отращивать (barbam H; crinem V); 4) поддерживать (flammam О); лелеять (spes inanes V); 5) утолять (jejunia О); 6) обрабатывать, возделывать (agros M); 7) увеличивать, нагромождать (nummos alienos H); обогащать (aliquem aliqua re С); 8) тешить, услаждать, радовать, веселить (oculos animumque aliquā re или in aliquā re C); 9) скармливать, стравливать, опустошать (collium asperrima V); объедать (silvas, gramĭna V); съедать, пожирать (cibum O); 2. pass. 1) пастись (pecora pastum propellere L; capellae pascentes V); есть (pulli pascebantur С); питаться (boves frondibus pascuntur V; mendicato cibo pasci O): pasto cibo pasci О пережёвывать съеденное; eodem cibo pastus Pt вскормленный той же пищей, т. е. воспитанный в том же духе; 2) перен. жить (scelĕre p. С); 3) (тж. animum pascere V) наслаждаться (animus pascitur otiis О). [B.32]

 
 
     
 

Познавание Божества путем развития бинеров и сведения их в конечные мировые противоречия, представляющие собой проекцию в разум отдельных аспектов Божества, проходило на пути веков через ряд религий и философских систем, но особенно сильно это стремление проявилось среди гностических учений. Большинство представителей гностицизма, начиная с Симона Мага, Василида, Валентина и ряда других, строило космогонию на последовательном выявлении Непостижимым Абсолютом пар – Эонов и Архонтов, причем эта парность, чета Эонов носила даже особое название сизигии – συζϋγία. [B.24.1]

 

ἄρχων, ἄρχοντος – правитель [B.155]

αἴων, αἰῶνος – век [B.155]

 

 
     
 

Adaptatio – Medium (Среда)

Dr. Fekri Hassan, Institute of Archaeology, University College, London: «История человечестваэто приспосабливание к изменениям климата. Люди изобретательны и всегда придумывают новые способы, а среда не стабильна. Между ними постоянно происходит обмен». [T.12.VIII]

*

Любовь СЕРОВА, доктор биологических наук, Институт медико-биологических проблем: «…любая среда обитания может считаться освоенной организмом только тогда, когда он сохраняет нормальную репродуктивную функцию и жизнеспособность потомства». [T.10.I.22]

 

Однако естественный отбор может действовать лишь на множество организмов. Поэтому элементарной единицей эволюции должна быть не особь, а сообщество особей – популяция. Выражение «единство организма и среды», ставшее расхожим штампом, попросту неверно. Едины не организм и среда, а среда и популяция. Возможны случаи, когда ген, вредный и даже гибельный (с набором «aa») для гомозигот, поддерживается отбором на благо всей популяции.

Борис МЕДНИКОВ, кандидат биологических наук [A.454]

 

Иероглиф (Грудь) – l'Amoureux

Michael J. Mosley, journalist, producer and presenter: «Говорят, что самая искренняя любовь – это любовь к еде». [T.13.LXXI.1]

 

…мало что может вызывать такие сильные эмоции, как еда и секс.

Prof. Carole M. Counihan, Millersville University: «Думаю, еда и секс вызывают сильные эмоции, потому что оба эти занятия связаны с пересечением границ тела. Для всех еда – это поглощение чего-то внешнего вашим телом, и, на мой взгляд, это делает еду и секс невероятно опасными занятиями, потому что это пересечение тех границ нашего тела, которые, во многих смыслах отражают границы самого себя». [T.21.VIII.13]

 

 
     
 

Наталья ФЁДОРОВА, кандидат исторических наук, заместитель директора по науке музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского: «Олень – это еда, олень – это одежда, олень – это посредник между богами и людьми, потому что в жертву приносят оленя. Олень – это богатство. Даже трудно перевести на наш язык, что значит для ненца, для кочевника олень. Ну, вот буквально всё».

Станислав Худи, оленевод: «Олень – это жизнь. Без оленя в тундре жить смысла нету. Вот когда есть олень, то какой-то смысл есть. Ну, это одним словом жизнь, всё от оленя. Если есть олень, если он хорошо питается, то и у тебя всё хорошо». [T.10.VII.4]

 

Акоп НАЗАРЕТЯН, академик РАЕН, доктор философских наук, кандидат психологических наук: «…в принципе человек выживает до тех пор, пока он приспособлен не к среде, не к природе, а к своему собственному могуществу, к своей собственной технологии, к своей собственной материальной культуре». [T.10.CCXLVII.4]

 

 
     
 

Валерий Иванович, ученый-физик (М. Козаков): «Может быть, ещё наш современник вырвется за пределы Солнечной системы и устремится в глубины Галактики».

Дмитрий Гусев, физик-атомщик (А. Баталов): «Простите, пожалуйста! Зачем ему вырываться за пределы Солнечной системы, что он там потерял в этих глубинах Галактики?»

Валерий Иванович, ученый-физик (М. Козаков): «Шутить изволите?»

Дмитрий Гусев, физик-атомщик (А. Баталов): «Нисколько!» [T.24.III]

 

Владимир МЯСНИКОВ, академик РАН, доктор исторических наук: «Один из наших чаеторговцев, некто Константин Семёнович Попов, который торговал чаем и вывозил его из южных провинций Китая, – Гуан-чжоу, нынешний Кантон, как тогда назывался, – он познакомился там с одним чаеводом китайским. Его звали Лю Динь Джоу, он был потомственный чаевод. И Попову пришла в голову идея пригласить его в Россию. Вот он сказал, что у нас есть вот там такое Черноморское побережье Кавказа. В провинции Гуандун там тоже побережье морское, что климат очень близкий. Всё, давай приезжай, наладим с тобой производство чая, чем возить его. Лю Динь Джоу был ещё молодым человеком, он так загорелся этой идеей. Ему было интересно поехать, посмотреть новые страны. Но он был человек обстоятельный. В Китае вообще ничего не делают, не составив предварительного плана. Так и он. Он составил план, взял с собой двадцать человек рабочих, взял чайные семена, взял чайную рассаду. Всё это погрузили на пароход, который из Гуаньчжоу через Южнокитайское море, Индийский океан, дальше уже там, через Суэцкий пролив и так далее, прибыли они в Россию. На территории современной Абхазии у принца Ольденбургского были свои владения. Там-то и было решено основать чайные плантации. Чай – сложная культура. И даже несколько китайских рабочих, которые приехали, отчаялись: ничего не получалось поначалу. Но Лю Динь Джоу был очень упорным человеком, и, в конце концов, получились великолепные сорта чая. С этого началась культура производства чая в самой России.

Грянул 17-ый год, – революция. Кто такие принцы Ольденбургские? Тут какая-то чайная фабрика. Всё это хотели национализировать. Но китайские специалисты оказались разумными людьми, они послали своего представителя к Ленину и объяснили ему, что если они покинут эти плантации и вот это производство чая, то, очевидно, придётся чай ввозить из-за границы, потому что пока что это ещё только самое начало развития этой культуры. Ленин дал охранные грамоты и с тех пор не только на территории Абхазии, но и в Грузии, и в Краснодарском крае всё больше и больше расширялись чайные плантации. И так в России началось собственное широкое производство чая». [T.10.XXII.16]

 

Конец семнадцатого века. В Версаль, который диктует гастрономическую моду всему миру, привозят экзотическую новинку – чай. Невестка Людовика Четырнадцатого, едва пригубив напиток за королевским столом, приходит в ужас6 процедура чаепития кажется ей пыткой. Впечатление столь сильно, что она, говоря современным языком, пишет пост. «Вкус чая – вкус сена с навозом. Боже! Как можно пить этакую горечь?»

…тогда как с Европой Поднебесная торгует неохотно – цены держит высокие. И чтобы избежать убытков, европейцы часто закупают чай спитой – уже использованный. К тому же груз доставляется морем, в пути он нередко подмокает. В Европе ищут различные способы восстановления чая. Однажды в качестве эксперимента партию спитого чая заливают маслом, полученным из плодов бергамота. В результате рождается самый распространённый на сегодня сорт – Эрл Грей. Надо сказать, что и эксперимент с добавкой в чай жасмина, также не был продиктован желанием вкус напитка улучшить, а лишь попыткой парию чая спасти. [T.10.DCLXIX.1]

 

 
     
 

Йод-Хе-Вау-Хе – Medium (Среда)

По времени они относятся главным образом к 500 – 300 гг. Наконец, с 1904 г. на Элефантине делаются находки, давшие возможность в настоящее время окончательно установить существование в Египте персидского времени иудейских колоний. Благодаря сначала случаю, а затем систематическим раскопкам немецких археологов, обнаружено много прекрасно сохранившихся арамейских папирусов, датированных годами Ксеркса, Артаксеркса I, Дария II, Амиртея и представляющих документы имущественных и денежных сделок, брачные контракты, официальную переписку, исторические и литературные тексты из иудейской военной колонии в Ассуане. Иудеи переселились сюда, вероятно, при Псаметихе I, а затем, особенно после разрушения Иерусалима Навуходоносором, состояли на службе у саисских фараонов, а затем персидских владык Египта. Они делились на «знамёна», отряды, подчинённые персидским офицерам, владели домами, вели денежные дела и даже служили: один из них называет себя персидским чиновником в крепости. Храмик Иеговы был выстроен на Элефантине на Царской улице. Имена, упоминаемые в папирусах, обычные еврейские: Иедония, Натан, Менахем, Анания, Азария, Захария и др., но встречаются и египетские, например, Петихнум, отец Осии. Религиозная обособленность уже заметна, хотя ещё не выражена ярко; иудейский прозелитизм уже начинает свою пропаганду; между прочим, египетский архитектор Несугор, женившись на иудеянке, сделался Натаном. Вообще, религиозная физиономия людей в это время становится уже более определённой и религиозная атмосфера более напряжённой. Так, в одном плохо сохранившемся документе уполномоченный иудейской общины при дворе наместника решение дела как будто ставит в связь с тем, что кто-то «почитатель Мазды». Однако иудейский монотеизм ещё не был безусловным – кроме Яху упоминаются прямо или косвенно четыре божества. Сами себя иудеи называют безразлично и иудеями и арамеями. У них было своё присутственное место, признанное, законом; – «двор иудеев». Дела велись по общегосударственному праву, причём терминология та же, что и в современных и более древних вавилонских документах.

Б. А. ТУРАЕВ [B.120.1]

 

Йод-Хе-Вау-Хе – l'Amoureux

– Я понимаю вас. – Наконец проговорил Клещатик. – Я ведь знал, что всё это время вы собирали сведения по вопросу… по истории…

– Да нет никакого вопроса, – сказала я. – Не существует. И вы, как автор идеи, это прекрасно знаете.

– Вы не правы! – воскликнул он. – Вернее, дело не в этом, не в этом!

Он вскочил и стал ходить по моему небольшому тесному кабинету. Я видела, что он искренен, более того – видела, что он взволнован…

– Послушайте… Когда изрядная часть народа убеждена в Богоданности святых текстов Торы, другая плевать хотела на все святые тексты вместе взятые, а третья часть – историки, лингвисты и текстологи – готовы указать любому интересующемуся периоды, в которые были написаны эти тексты разными авторами… – что это меняет в истории народа, в его религии, в его многотысячелетней традиции? Что это, наконец, меняет в истории и традиции европейских народов, на культуру и нравственность которых наша Тора оказала решающее влияние? Кому сейчас интересно – был ли действительно написан «Екклесиаст» царём Соломоном или кем-то другим, гениальным, или даже несколькими гениальными авторами?

– То есть, – спросила я, – кому интересна правда?

– Вот именно! – запальчиво выкрикнул он. – Ни-ко-му! Она вообще никому не нужна, кроме следователей. А уж в историческом разбеге… я имею в виду сотворение питательной среды мифа, она не нужна ни-ко-му, а уж самому-то народу – в особенности! Подите, разыскивайте обломки разбитых скрижалей под горой Синай, в то время как на наших десяти заповедях основаны все европейские конституции! Кому – через тысячи лет интересно, – что за сброд таскал человек Моисей по той небольшой, в общем, пустоши?

Дина РУБИНА [B.108.13]

**

 
     
 

**

Йод-Хе-Вау-Хе – Methodus Analogiae

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в эпоху Среднего царства при Сенусерте Третьем совершаются специальные экспедиции далеко на юг, на территорию современного Судана – в страну Куш, для того, чтобы там исследовать взаимосвязь высоты паводка Нила, с тем паводком, который дойдёт до Египта. Потому что паводок мог быть благополучным – шестнадцать локтей (восемь метров) – это хороший паводок, это прекрасный урожай. Воды могло быть мало, и это голод, воды могло быть много, и она смывала на своём пути всё – и это тоже был голод. У Нила был. И это ещё застали археологи шестидесятых годов, до строительства Сад эль-Аали – высотной Асуанской плотины, семеричный цикл – семь благополучных лет и семь неблагополучных лет. Но в ночь Нового года все ждали первого ниломера: при каждом храме был ниломер. Первый ниломер в Асуане на острове Хнум Элефантина зажигал огонь о том, что поднимается Нил, и дальше все города долины с юга на север, они с торжеством встречали «Упет ренепет» или «Открытие года», как называли, соответственно, египтяне Новый год.

…и вот эта птица, которая сидит на палке, символизирующей собой раздел земли – Птица половодья – она тоже была очень важна для ритуалов, связанных с рекой и хлебом. Соответственно в Книге Мёртвых это всё получило отражение в замечательной 134-й главе, в которой рассказывается о Великих семи коровах и одном быке, которые несут продовольствие для усопшего в Иной мир. Именно эта вещь была позже взята для библейского текста. В храме Рамзеса Третьего в Мединет-Абу как раз мы видим вот эти священные коровы, они несут плодородие и защиту от неблагополучного цикла Нила царю, Осирису, умершему, Миру живых и Миру богов.

…так называемая «Ночь святого Михаила», она напрямую приурочивалась к паводку Нила. Михаил считался хранителем Нила и его паводков. На самом деле всё это тоже восходило к куда (более) древним и совсем не христианским праздникам. Четвёртый век новой эры, Фарас, Нубия. Ныне это замечательный фрагмент дверного проёма хранится в Лувре. Это святой Георгий, побивающий Дьявола, на самом деле это Хор Бехдетский, побивающий Крокодила, точно так же, как он его побивал многие тысячелетия до этого на стенах храма бога Хора в Эдфу». [P.125.12]

 

Он осуществил задуманное где-то около 437 г. до н. э., и тогда Иерусалим опять превратился в укреплённый город, способный выдержать осаду, по крайней мере не очень длительную. Город с построенными фортификациями был совсем маленький – его площадь не больше 100 акров. Однако в нём находился храм и укреплённый пункт на горе («город Давида»), где можно было организовать мощную оборонительную позицию.

Но даже такая малость заставила иудеев почувствовать себя нацией. Они имели столичный город, который можно было защищать, – дом, пусть небольшой, в котором они могли быть хозяевами. На смену великому разрушению, происшедшему 150 лет назад, пришла новая эпоха, за тем исключением, что Иудея не имела теперь реальной политической независимости.

На самом деле евреям жилось не так уж плохо. В течение следующего столетия у них фактически не было своей истории (а это знак мира и благоденствия), и жили они спокойно под властью персов. В их длинной и мрачной истории таких столетий было немного. На протяжении этого исторически бессодержательного периода значительно развился иудаизм, позаимствовав многое из господствовавшей персидской культуры.

Айзек Азимов [B.129.3]

 

 
     
 

Auctoritas (l'Empereur) – Bifurcatio (l'Amoureux)

 

…после смерти Карла Первого Кромвель разгромил армию под командованием Карла Второго – сына короля. Сам Карл Второй едва избежал плена и отправился в многолетнее изгнание.

Кромвель вскоре стал лидером не только армии, но и Парламента, который объявил его Лордом-протектором, фактически диктатором. Но Кромвель не мог жить вечно.

Prof. Steven Pincus, Yale University: «В 1658-м году Кромвель умер, и годы с 1658-го по 1660-й были периодом полного политического и экономического хаоса».

К концу этого периода в стране сложилось мнение, что восстановить стабильность в Англии может лишь возвращение монархии.

Prof. Ronald Hutton, University of Bristol: «Любому гражданину современной республики может показаться странным, что британцы через одиннадцать лет отказались от республики и восстановили монархию. Но единственная республика в Британии была создана не народной революцией, как во Франции, и не свержением иностранной тирании, как в Америке. Её создало меньшинство населения, которому нужна была радикальная религия и радикальная политика. А народ хотел вернуть короля, аристократию и старую церковь. Так они и сделали».

Вдоль всей дороги от Рочестера до Лондона люди стояли в тридцать рядов, и ближе к Лондону толпа становилась всё гуще. Возвращение короля вызвало огромный эмоциональный подъём: Англия возвращалась в норму, преодолев, наконец, кошмарный сон и вернувшись к естественному правлению монарха. [T.10.CCCXLV.1]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Смута – слово русское, на другие языки не переводится. Смута – это не просто гражданская война, – это некое душевное состояние, говорят же о душевной смуте. Слово это ввёл в обиход современник событий начала XVII-го века, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, именно он первым написал о «Смутном времени». Но что в 1917-м году, что в XVII-м веке, смута, это, прежде всего, распад государства».

На Руси символом государства, – символом власти – является самодержец, и потому цареубийство – это первый признак Смуты, первый признак потери священства, потери преемственности власти.

Ключевский: «В России совершенствовалось только государство. Государство пухло, народ хирел».

Владимир БУЛДАКОВ, доктор исторических наук, институт Российской истории: «Что касается кризисов в истории России, то понимается, лично я насчитываю только три системных кризиса: это Смута XVII-го века, Красная Смута и наконец, вот, Смута наша недавняя. Смута это типично Российский феномен. В смысле последовательности тех этапов, которые проходит это смута. Я насчитал семь этапов, на самом деле их, вероятно, больше. На самом деле соотношение между ними сложнее. Ну, в принципе, всё начинается с кризиса этического, нравственного. То есть появляется сомнение не в легитимности, а в богоизбранности, в праведности государя, конкретного. Затем наступает идеологическая стадия, когда зарождаются элементы какой-то альтернативы существующему порядку вещей. Следующая стадия – политическая, когда вот эти самые альтернативные какие-то проекты, они оформляются в какие-то партии, будем их так называть. А эти партии начинают уже провоцировать народные низы. Происходит это тогда, когда империя вступает в организационную стадию кризиса, когда левая рука не знает что делает правая. После этого организационного кризиса уже следует социальный кризис. Когда в дело вступают определённые слои социальные, определённые классы. Но это ещё полбеды. Дело в том, что вслед за этим наступает охлократическая стадия – «власть толпы», когда классы, партии, идеологи уже ничего не могут, от них ничего не зависит».

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «И вот это он и есть «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Владимир БУЛДАКОВ, доктор исторических наук, институт Российской истории: «Он не совсем бессмысленный, в нём есть своя логика. Со стороны она улавливается с трудом, для того, чтобы её уловить, нужен, в общем-то, другой научный инструментарий, совсем не тот, к которому мы привыкли». [T.10.LI.35]

 

Николай БОРИСОВ, доктор исторических наук, МГУ: «…в монастыре преподобного Сергия Радонежского был введён так называемый общежительный устав. Общежительный устав – это древний монастырский устав, по сути дела, это корень христианского монашества. Суть этого устава состояла в идее равенства, в том, что все монахи в монастыре носят одинаковую одежду, питаются за общим столом, в том, что они все трудятся, в том, что они строго выполняют указания своего настоятеля. То есть, это был идеал монашества, который к этому времени был уже забыт. И вот преподобный Сергий сумел его возродить в чистом виде – то христианское монашество, которое создавали когда-то ещё Антоний Великий, Пахомий Великий, Василий Великий – отцы христианского монашества.

начинается так называемая «монастырская колонизация», то есть, ученики преподобного Сергия уходят на Север, поселяются в глухих лесах. Они живут там сначала в полном уединении для того, чтобы можно было прямо разговаривать с Богом – чтобы никто не мешал им молиться. Но дальше к ним приходили люди: приходили крестьяне, приходили монахи из других монастырей и оставались у них. Возникал маленький монастырь. Потом он давал «отросток». И пошла так называемая «монастырская колонизация», то есть, продвижение русских монастырей далеко на север европейской России. И там стали появляться такие монастыри, как Кирилло-Белозерский монастырь, как Дмитрия Прилуцкого монастырь, Соловецкий монастырь возникает в пятнадцатом веке.

Это движение было с одной стороны духовным движением, а с другой стороны оно было очень выгодно, очень полезно, продуктивно для экономики страны, потому что осваивались новые необжитые территории. На этих территориях появлялись сёла, города. И, в конечном счёте, это была заслуга школы преподобного Сергия». [T.29.XLV.4]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Medium (Среда, Медицина)

 

Dr. Lise Manniche, University of Copenhagen: «Травы и семена в гробнице Тутанхамона предназначались не только для того, чтобы приправлять ими пищу, они использовались и в медицинских целях».

…в гробницу положили много лекарств, которые раньше употреблял Тутанхамон. Анализ образцов этих лекарственных растений показывает, что они до сих пор широко используются в египетской медицине. Вероятно, самым лучшим лекарством для Тутанхамона была высушенная скорлупа фрукта HABK (зизифус).

Dr. Lise Manniche: «В гробнице стояло около 36-ти корзин с этим фруктом. Навк использовали в качестве эффективного средства от многих болезней. Его вымачивали в воде или молоке, а затем принимали внутрь. Кориандр помогал справиться с головной болью и другими недомоганиями, однако не известно, использовался ли он для борьбы с лихорадкой». [T.10.CCXXXV]

*

zīzyphus, ī m (греч.) дерево ююба (Rhamnus jujuba, L. или Zizyphus vulgaris) Col, PM, Pall [B.32]

 

…проведя в море девять дней, Одиссей и его люди попали на остров «поедателей лотоса». Таинственный плод лотоса станет ещё одним испытанием на их пути домой.

В девятой книги «Одиссеи» сказано, что он и его спутники обогнули мыс Малея – самую южную оконечность Пелопоннеса, направляясь на запад к Итаке, когда сильные северные ветры сбили их с курса. Гомер не даёт точных сведений о местонахождении этой земли, но некоторые исследователи считают, что лотофаги – народ, населявший побережье современной Ливии.

…туземцы этого региона предлагали людям Одиссея плоды лотоса. Некоторые моряки съели их и испытали наркотическое воздействие. Вскоре они забыли о доме и своих близких, и им захотелось навсегда остаться там – на ласковых песчаных берегах.

Чем могли быть эти плоды лотоса? Как они действовали? Помогут ли они определить эту конкретную географическую точку на долгом пути Одиссея?

Городская оранжерея и ботанический сад. Женева.

Didier J. Roguet, Jardin botaniques de la ville de Genève: «Народ лотофагов жил где-то на побережье Северной Африки. Можно предположить, что это был остров Джерба или близлежащее побережье залива Габес, куда легко было добраться на корабле.

…многие учёные сходятся во мнении, что это дикорастущее дерево Ююба, которое по латыни называлось «Ziziphus lotus» (унаби).

Слово «лотос» употребляется здесь в непривычном для нас значении. Не следует путать его со священным лотосом азиатских стран – «Nelumbo nucifera» или голубым лотосом египтян «Nymphaea caerulea».

Didier J. Roguet, Jardin botaniques de la ville de Genève: «Плоды дикой ююбы маленькие красные ягоды в форме оливок. На вкус они представляют собой нечто среднее между яблоком и фиником».

В странах Магриба в Северной Африке это растение активно употреблялось в пищу на протяжении тысячелетий. В Тунисе из него даже делают ликёр.

Didier J. Roguet, Jardin botaniques de la ville de Genève: «Легенда гласит, что спутники Одиссея наелись этих плодов. После этого они отказались покидать остров. Одиссею пришлось силой заталкивать их на корабли, чтобы продолжить путешествие. Плоды ююбы обладают нарколептическими снотворными свойствами благодаря двум алкалоидным компонентам, называемым лотосинами. Употребив в пищу эти ягоды можно действительно крепко уснуть и на время забыть обо всём». [T.10.DCCXCIV.1]

**

 
     
 

**

…но наряду с признаками заболеваний есть и следы лечебного питания.

Dr. Piers D. Mitchell, Paleopathologist. Imperial College University of London: «В лечении больных произошли коренные перемены: им начали давать салаты, различные виды фруктов, в частности, финики, яблоки, груши, гранаты и так далее».

Анализ Митчелом экскрементов показал, что крестоносцы перестали питаться обычной пищей – различными бобовыми блюдами, – вместо этого крестоносцы начали получать свежий хлеб и фрукты, ту же самую пищу, которой лечили мусульманские доктора.

Dr. Piers D. Mitchell: «Фактически Крестовые походы положили основу методов лечения больных в Европе».

 

Дмитрий ШУБИН, кандидат медицинских наук: «…это не простое прямое превращение одних веществ в другие. Овсянка содержит большое количество неперевариваемых волокон, и это имеет огромный смысл. Когда мы их съедаем с другой пищей, то эти волокна не дают этой пище быстро всосаться в нашем кишечнике, и уровень энергетического материала, который попадает в нашу кровь, он довольно долго остаётся на каком-то определённом уровне. Не повышается мгновенно, а потом падает, а поднявшись до среднего уровня, на этом (правильном) уровне остаётся длинное-длинное время. Вот в чём суть неперивариваемых пищевых волокон».

Елена МАЛЫШЕВА, доктор медицинских наук: «Все зерновые – всё, из чего мы делаем каши – это углеводы, то есть это прямой источник энергии. Но если углеводы без грубых волокон, то получается: съел – всё вверх, и буквально сразу вниз. И теперь всё время надо есть. Вот здесь есть грубые волокна, которые действительно дают возможность доставлять эту энергию равномерно».

Дмитрий ШУБИН, кандидат медицинских наук: «…быстро происходит процесс утилизации, то есть растворения в нашем желудочно-кишечном тракте, всасывания, попадания в кровь в очень высокой концентрации. И все механизмы биохимические нашего организма включаются таким образом, чтобы резко снизить этот высокий уровень сахара в крови. То есть вы быстро насытились, у вас быстрый всплеск энергии, и тут же наступает падение почти до ноля, потому что инсулина столько выделяется, что эта глюкоза мгновенно утилизируется. И проходит короткое время, вы опять нуждаетесь в подкреплении. А это всё делось, если вы не двигаетесь, это трансформировалось в жир». [T.1.XXV.2]

*

Елена КОСТЮКОВИЧ, переводчик, писатель: «Существует ошибочное мнение, что итальянцы не доваривают рис и макароны. На самом деле итальянцы, которым это виднее, убеждены, что весь мир переваривает рис и макароны. Те вещества полезные для здоровья, которые содержатся в стекловидном компоненте теста для «пасты», и та клейковина, которая там заключена, потому что это твёрдые сорта пшеницы, они от сильного разваривания исчезают, и поэтому меняется питательная ценность этого продукта. Этот вкус становится сугубо неправильным, и переваренную «пасту» есть нельзя. Если она переварена даже одну минуту, её выбрасывают. Лучше испортить соус, чем переварить «пасту». От макарон не толстеют: макароны делаются из сортов пшеницы по технологии, которая, наоборот, позволяет рекомендовать их для диеты».

…только не нужно добавлять в «пасту» котлетки – говорит Софи Лорен – овощи, овощные соусы, это пожалуйста.

Prof. Gabriele Riccardi, Federico II University of Naples: «Паста», приготовленная из муки твёрдых сортов пшеницы – совершенно некалорийный продукт. Углеводы в качественной «пасте» усваиваются очень медленно, как следствие, уровень сахара в крови резко не увеличивается – значит нет опасности для сосудов. Сахар повышается медленно и равномерно, а человек дольше остаётся сытым. Произведённые из муки твёрдых сортов пшеницы макаронные изделия богаты протеинами и клейковиной. Кроме того, макаронные изделия улучшают настроение людей. Глюкоза, которая вырабатывается в процессе пищеварения, способствует синтезу серотонина, то есть – гормона счастья». [T.10.LXXII]

 

 
     
 

Иероглиф (Грудь) – Medium (medica)

 

Алексей ВОДОВОЗОВ, научный журналист и медицинский блогер, подполковник медицинской службы запаса: «…и по законодательству и по принадлежности этими биодобавками занимается у нас, например, Роспотребнадзор, то есть, то ведомство, которое регулирует пищу. У нас есть другое ведомство, которое занимается лекарствами. Оно называется Росздравнадзор. Уже здесь идёт разделение: лекарства по одному ведомству, а пища и биодобавки идут по другому ведомству. И на каждой упаковке биодобавки должна быть написана фраза «Не является лекарством». А является пищей.

Единственное состояние, от которого лечит пища – это голод.

…тогда они могут обратиться в референтную лабораторию Роспотребнадзора и оплатить, естественно, исследования качественного и количественного состава вот этой самой биодобавки. У нас были такие вещи, но они проводились по наводке фармкомпаний, потому что они тоже заинтересованы в том, чтобы конкуренция была здоровой, и чтобы всякие пищевые продукты не маскировались, например, под средства для лечения эректильной дисфункции. И производители таких препаратов, они как раз и скинулись, и оплатили исследования нескольких десятков биодобавок, так называемых «мужских»: они очень активно рекламировались, и до сих пор некоторые из них в продаже остаются.

Так вот, когда их раскатали на всей химико-аналитической аппаратуре, выяснилось, что там внутри самые настоящие репотентеры, то есть, те же препараты, которые продаются по рецепту, которые производятся вот теми фармкомпаниями с ограничениями, с противопоказаниями и со всем остальным, но это там – в Фарме. Им запрещено, например, очень многие способы и виды рекламы, просто потому, что это рецептурный препарат, а здесь – биодобавка: ей разрешено всё, потому что это пища. Но там внутри спрятан рецептурный препарат. Вот это та ситуация, которая, мягко говоря, не одобряется ни в Соединённых Штатах, ни в Европейском Союзе, ни в нашей стране.

…мы не просто это жуём, мы ещё и запиваем. И желательно чтобы вода была тёплой или горячей, если есть такая возможность: в этом случае действительно можем «надуть» нашу систему пищеварительную, наш мозг, потому что он ориентируется на механическое растяжение стенок желудка, хотя в меньшей степени. В большей степени он ориентируется на уровень глюкозы, потому что рецепторы глюкозы разбросаны по нашему организму: они есть и в гипоталамусе, они есть в поджелудочной железе, и так далее. Везде своя система слежения за глюкозой. И это как бы основное: у нас если глюкоза в норме, значит всё остальное тоже более-менее в норме. И в том случае, если мы хотим добавить «убедительности», то можно это дело запить водой.

…здесь есть недопонимание до сих пор. Ещё раз: БАД – это форма регистрации. У нас есть некия субстанции, из которых мы можем изготавливать и биодобавки, и пищу, и лекарства. Другое дело, что зарегистрированы они могут быть по-разному. Вот тот же кофеин – это прекрасный пример, который может быть зарегистрирован как биодобавка, то есть, он может входить в состав биодобавок. Второе – он может быть зарегистрирован как пищевой продукт: и основное его применение – это пищевой продукт действительно. И третье – он может быть зарегистрирован как лекарственное средство. И действительно кофеин входит в состав комбинированных анальгетиков. Просто потому, что по неизвестной пока что и непонятной нам причине он отлично их протаскивает через гематоэнцефалический барьер, и они действуют быстрее, чем если бы эти нестероидные противовоспалительные средства принимались бы отдельно. Тот же анальгин, например, если его совместить с кофеином, он сработает гораздо лучше. Опять же мы не знаем почему, но это проверено в клинических исследованиях и доказано, что действительно эффект наступает быстрее». [P.125.360]

 

 
     
 

Adaptatio – Medium (Среда)

 

…чем больше разнообразие растений и животных, тем специализированнее они становятся. Животные стремятся занять уникальную нишу, вырабатывая такой способ питания или такое поведение, что поможет им выжить. Порой это приводит к причудливым результатам. [T.10.CDXXXIV]

 

Олуши плохо маневрируют на малой скорости, а потому в тихие дни приземляются как кирпичи. [T.10.CCVI]

*

Олуши первоначально получили своё название от испанского слова «дурачок» или «клоун», благодаря их большим ярко окрашенным лапам, которые помогают самцам очаровывать партнёршу. Их привлекательность зависит от интенсивности голубой окраски, поэтому самцы важно вышагивают, демонстрируя их во всей красе. Голубой окрас с возрастом тускнеет. [T.10.DLXI]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4

ДАЛЕЕ