ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||
АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо). |
||||||
Medium – Медицина |
||||||
medicīna, ae f [medicinus] 1) (sc. ars) врачебная наука, медицина: facere Ph (excolere CC, exercere C) medicinam заниматься медициной; medicinam facere alicui С лечить кого-либо; 2) (sc. res) лечебное средство, лекарство: dare (adhibere) medicinam С применять (употреблять) лекарство; 3) косметическое средство (m. figurae Prp); 4) перен. средство, облегчение (doloris С; calamitatis PS): medicinam somno petere Pt искать облегчения во сне; 5) (sc. taberna или officina) приёмная (кабинет) врача Pl; 6) подрезание (vitium РМ); 7) яд, отрава Acc. [B.32]
suspicābilis, e [suspicor] основанный на догадках: s. ars Eccl = medicina. [B.32]
κλῑνικός ὁ врач, посещающий лежачих больных Anth. [B.169]
|
||||||
Причиной многих патологических отклонений от нормы здорового человека являются негативные воздействия на него. Медики выявляют инфекционно-вирусную основу заболевания, верующие же люди видят здесь бесовское влияние. Согласно духоведческой традиции, есть мир видимый и есть мир невидимый. Невидимый мир полон неощутимых существ, составленных из тонких тел духов. Среди них есть доброжелательные к людям (ангелы) и недоброжелательные (бесы). Бесам дана власть над людьми, если последние равнодушны к заповедям Ветхого и Нового Завета. Бесы искушают человека и тем ослабляют силы его. Нарушение заповедей делает человека греховным, а грех – причина смерти. Между грехом и смертью – болезни. Поскольку молитва возвращает человека к Богу, то благодаря молитвенному деланию человек становится недоступным для болезней. Таким образом, в духоведческой традиции можно увидеть энергетическое основание патогенеза (через истощение силы благодати), а можно – сущностное, связанное с существами тонкого невидимого мира. Именно они, а не фиксируемые наукой вирусы и бациллы, согласно духоведческой традиции, вызывают болезни. Во всяком случае «умное делание» противостоит «дурному деланию», отторжению человеком от себя «сил подающих», высших сил. В. АХРАМОВИЧ [A.248]
Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…пифагорейская медицина – это основа античной медицины. И то же самое категория числа, потому что здоровый человек находится в гармонии, а нездоровье, болезнь – это всегда нарушение гармонии. …сравнение тела и политики: гармонической состояние человека – это «полис, управляемый законами», по-нашему – республика. А больной человек – это монархия, где произвол болезни разрушает тело. Философия – это совершенная музыка, – говорил Пифагор. Медициной – говорили пифагорейцы, – мы очищаем тело, а музыкой очищаем душу. Высшее очищение – слово «катарсис» – это научное постижение, это математика. То есть, Мир можно сосчитать, можно понять». [P.125.107]
|
||||||
Michael Wood, historian and broadcaster, honorary degree of the University of Sunderland: «В греческой мифологии кентавр Херион был первым практикующим врачом. Имя Ясона – это имя эпохи Бронзового века означающее «Целитель». [T.13.VI.2] * Ἰάσων (ᾱ), ион. Ἰήσων, ονος ὁ Иасон или Ясон (1. сын Эсона и Полимеды, предводитель аргонавтов Hom., Pind. etc.; 2. тиранн фессалийского города Φεραί; ок. 374 г. до н.э. он стал главным предводителем союзного фессалийского войска - ταγὸς Θετταλῶν Xen.; убит в 370 г. до н.э.). [B.169] ἴᾱσις, εως (ῑᾱ) ἡ 1) целебное средство, средство лечения…; 2) (из)лечение, исцеление…[B.169] * Χείρων, ωνος ὁ Хирон (фессалийский кентавр, мудрый целитель, учитель Ахилла Hom., Асклепия и Ясона Pind.). [B.169] χείρων, эп. χερείων, дор. χερῄων 2, gen. ονος (compar. к κακός; nom. pl. χείρονες, χείρονα, acc. χείρονας, χείρονα - стяж. nom. и acc. pl. χείρους, χείρω) 1) худший, более слабый, менее значительный…; 2) худший, более жестокий…[B.169]
Одиссей прибыл на заколдованный остров Ээя (Αἰαία), где встретился с Цирцеей – мастерицей зельеварения. Она занималась изготовлением «фармаки» – собственно лекарств. Именно это древнегреческое слово дало название фармацевтике. Но доподлинно неизвестно, где именно находился остров Цирцеи. Возможно, она проживала на острове Икария, известным своим собственным производством и водами, увеличивающими продолжительность жизни. [T.13.CXXII.1] * Αἰαίη ἡ Ээа (жительница страны Эа, т.е. Кирка или Цирцея) Hom. [B.169] Αἰαῖος 3 находящийся в стране Эа: Αἰαίη νῆσος Hom. Ээйский остров (остров у берегов страны Эа, владение Кирки). [B.169] φαρμᾰκεία ἡ 1) медикамент, лекарство Xen., Plat.: αἱ ἄνω φαρμακεῖαι Arst. рвотные средства; 2) отравление (φ. ἢ ἄλλη κακουργία Dem.): αἱ περὶ τὰς φαρμακείας Arst. собирательницы ядовитых зелий, т.е. колдуньи; 3) отрава, яд (ὀλέθριος φ. Plut.); 4) ведовство, волшебство NT. [B.169]
|
||||||
…немым, ещё вернее глухонемым, и диковинность явления непременно повысит его репутацию, а это – прямой путь к достатку. Мнения противоположного придерживался Фонтенель полагавший, что истинный целитель говорлив, и многоречивость его, порой даже лишённая смысла, неотъемлемая примета его ремесла. Весьма любопытные рассуждения на сей счёт содержатся в прославленных «Похвальных словах» Фонтенеля, а именно в академической похвальной речи произнесённой им в честь Литрэ: «Целитель, в отличие от простого анатома, приличествует красноречие. Анатом изучает и трактует исключительно предметы реальные, целитель же строит догадки о материях неопределённых, сопровождая свои предположения серьёзными обоснованиями, только так возможно ободрить и успокоить больного, как истинного, так и мнимого. Порой у врача нет иного лекарства, кроме слова, ибо его планида – общение с тем, кто пребывает в состоянии слабом и беспомощном, словно малое дитя. Заболевший человек становиться наивным и доверчивым к тому же большинство из нас обращается к медикам скорее для отвлечения от своего недуга, нежели для исцеления от него. Одних дельных советов врачу недостаточно: излечивать, не прибегнув к помощи красноречия – удел чудотворцев». Нельзя не отметить точности такого рода наблюдений. АББАТ ПРЕВО [B.62]
Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…в Средние века это горе особенное – это эпидемии. И так, бич, особый этого времени – чума, – которая спорадически, начиная уже с восьмого века в Западной Европе как несчастье, как опять, то самое Божье наказание, налетает, уносит тысячи людей. Считается, что единственный рецепт против этой чумы, я вам сейчас процитирую по-латыни, в документах отражён: «cito, longe, tarde». Что это значит? – Бежать из прокажённой местности скорее «цито» – «срочно», «дальше» – «лонге», и возможно возвращаться позже – «тарде». Всё. Вот он рецепт – беги, спасайся – никаких способов лечения нет». [T.10.CI.56] * Шестой век. Константинополь. Юстиниан Первый – император Византийской империи – сражён неизвестной болезнью. Ни мощные стены его столицы, ни его несметные богатства не могут остановить ужасную болезнь, которая свирепствует в империи: невидимая чума, убивающая человека за несколько дней, пришла из Египта и быстро распространилась по городам и деревням страны. В Средние века город – это средоточие свободы, знаний и удовольствий. А ещё это место, где много грязи и нечистот. В то время как римские города проектировались и строились по чётко продуманному плану, в Средние века города растут стихийно, возникая вокруг крепостей или замков. Власти считают, что за чистоту каждый должен отвечать сам. [T.10.DCXLI.6]
Dr. Wojciech Mruk, Jagiellonian University: «…рыцари Тевтонского ордена болели, были слабы и голодали: в средневековой армии не было врачей. Больных и раненых в те времена лечили в частных богадельнях, такие заведения открывали верующие христиане ради спасения своей души. Они ухаживали за ранеными, присматривали за ними». [T.10.CCCXCVII]
|
||||||
Нострадамус открыл аптеку. Prof. Evelyn Welch, University of London: «Вы должны представлять, это что-то среднее между бакалейной лавкой и аптекой. Там было что угодно: сладости, леденцы, воск, самые разные вещи. Аптеки были местами сосредоточения сплетен. Здесь имели место азартные игры, здесь заключали пари о таких вещах, как, скажем, пол будущего ребёнка. Предсказания разного рода имели место как раз в аптеках». [T.12.XLV]
Александр ВАСИЛЬЕВ, историк моды: «В эпоху Ренессанса, в XVI-м столетии, аптекари, парфюмеры и отравители были во Флоренции почётными гражданами. Безусловно, ведь вся Тоскана принадлежала тогда к клану семьи Медичи, что в переводе на русский язык означает «медики», то есть бывшие аптекари». [T.10.CXXXV]
…всегда поражало бессчетное изобилие снадобий, изобретённых для того, чтобы облегчить и обезболить неостановимое движение человека к небытию. В детстве, замученный самыми первыми невыносимыми мыслями о неминуемой смерти, доводившими его до тихих ночных припадков, он однажды радостно придумал, что существует, возможно, такое неведомое пока сочетание всем известных лекарств, которое сделает его вечным. Оставаясь в комнате один, он вынимал из шкафа обувную коробку, где хранилась семейная аптечка, высыпал на скатерть маленькие плоские упаковочки с выдвижными, как у спичечного коробка, сердцевинками, начиненными разнокалиберными таблетками (тогда ещё не было запечатанных фольгой пластинок). Читая загадочные названия «Анальгин», «Сульгин», «Но-шпа», «Пурген», «Кальцекс», «Фталазол», «Димедрол», Миша брал из каждой коробочки по таблетке, выкладывал рядком и разглядывал, воображая, что именно эти пилюльки, выпитые единовременно, могут сделать человека вечным. А значит, его, Мишино, постаревшее, одетое в просторный чёрный костюм тело никогда не положат в оборчатый красный гроб и не зароют в червивую землю. Юрий ПОЛЯКОВ [B.139.1]
На протяжении многих веков во всём мире цирюльники совмещали в себе три специальности – парикмахера, хирурга и дантиста. В средневековой Европе священники, занимавшиеся медициной, нанимали себе в помощники парикмахеров, которые лихо умели пускать кровь. Знаменитый врач Амбруаз Паре (фр. Ambroise Paré), заложивший основы хирургии, тоже был парикмахером. Окончательно граница между профессиями врача и цирюльника пролегла лишь в девятнадцатом веке. [T.10.LI.48] ** |
||||||
** «Ни одна человеческая деятельность не соединяет в себе столько различных качеств, как хирургия. Тут нужны четкость и быстрота пальцев скрипача, и способность художника различать малейшие нюансы цвета и оттенков, присущее скульптору чувство формы, и тщательность кружевниц и вышивальщиц, и, главное, умение швеи шить и завязывать узлы вслепую». Сергей Юдин, действительный член АМН СССР, почётный член Английского королевского Колледжа хирургов, Американской ассоциации хирургов, хирургического общества Парижского университета, Пражского, Каталонского обществ хирургов, Почётный доктор Сорбонны [T.10.DCLXVIII.1]
Ренат АКЧУРИН, академик РАН, доктор медицинских наук: «…было вечное противоречие: здесь есть эти люди на портретах, которые не любили хирургию, и всё – просто не любили по причине того, что они терапевты. Другая специальность, другое направление: это такое древнее-древнее, трёхсотлетней давности отношение к хирургии, потому что сама хирургия произошла из клана цирюльников, и там ничего лечебного не было. Там было открыть, увидеть, диагностировать, разрезать, выпустить гной, перевязать рану, скрепить кости, сделать шину – чего терапевты никогда в жизни не делали. И, наверное, на этом возникало какое-то противоречие, которое одним из первых ликвидировал Евгений Иванович Чазов. Он решил, что в этом центре, в котором есть всё, что касается кардиологии, нельзя не иметь хирургии». [T.10.DCCXXXII] * В летний день 1975 года малый специальный корабль «Анероид», болтавшийся в океане под наивным гидрографическим флагом, возвратился из похода. По «легенде» корабль занимался изучением гидрологии моря и поиском планктонных зон. На деле утыканный антеннами и всякими такими штуками кораблик по своему предназначению мог ввести в заблуждение разве только что безнадёжных идиотов. В международном справочнике флотов мира «Джеймс файтинг шипс» он числился в разделе кораблей-шпионов. – Вопрос ясен: вы плавали, они плавали. Вежливо раскланивались друг с другом. Но мне помнится, вы доносили об операции аппендицита у матроса. Кстати, в это время штормило. Как прошла операция? Командир сглотнул слюну и «принял стойку». Он молчал. В кают-компании притихли, слышалось только жужжание «подхалимов» (вентиляторов) и шорох проворных тараканов. – Что молчите? У вас что, язык отнялся? Молчание. Офицеры корабля переглядывались и прятали глаза. – А где корабельный врач? – Ну, лейтенант, доложите, как вы оперировали на качке? Трудно было? Насколько я помню, с моря доносили – операция прошла успешно. Чего скромничаете, доктор? Это же здорово – первый раз в море и… А лейтенант молчал. Лейтенантский кадык ходил вверх-вниз, на лбу выступили капельки пота. – Да что вы все воды в рот набрали? А ну-ка, прооперированного матроса ко мне! Прибыл матрос, споткнулся о комингс двери, пошевелил ушами и совсем уж не к месту растянул в улыбке рот. «Первогодок», – определил Неулыба. – Ну, сынок. Это тебе делали операцию? Матросик согласно кивнул, на лице проступило удивление: откуда знает? – Как самочувствие? Шов болит? – Не-а! – ответствовал матрос, ещё шире растянув рот. Неулыба подошёл к матросу, задрал подол робы, провёл пальцем по рубцу шва. Свежий, красный! – Не болит? – Не-а! – Ну ладно, сынок. Иди, – Неулыба повернулся к командиру. – Что за фокусы, командир? Почему молчанка? Командир ещё раз сглотнул слюну и по-прежнему молчал. – Ну, раз так! Разрешите, товарищ капитан первого ранга! Как коммунист – коммунисту! Доложу, как было! – вскочил и зачастил замполит, лейтенант с круглой тамбовской физиономией. Из его доклада явствовало: Изнурённого многодневной качкой врача-лейтенанта, впервые вкусившего «романтику моря», хватило только на диагноз. Мысленно представив, как он будет делать операцию, лейтенант впал в ступорное состояние. Забыл! Всё начисто забыл!.. А матрос стонет. Временами орёт. И тогда замполит и помощник командира, тоже лейтенанты, но уже обкатанные морем, вспомнив, что не боги горшки обжигают и что они – коммунисты, решились. В кают-компании приготовили под операционную обеденный стол. Закрепили на нём матроса по-штормовому. Отыскали справочник полевой хирургии, чуть ли не времён Пирогова. И начали операцию: замполит читает, помощник действует. По пунктам: – Оголи живот… – Оголён. – Побрей волосистую часть… – Побрита. – Смажь йодом, от души. – Дай новокаинчику… – Новокаинчик дан. – Плесни ему в глотку… – В глотку вылито и от души. – Сделай разрез, вот так… – Разрезано. – Отверни брюшнину… – Отвёрнута. – Раздвинь кишки… – Кишки раздвинуты. – Отыщи отросток… – Аппендикс отыскан, вот он! – Отрежь… – Отрезано. – Наложи шовик!.. – Заштопано. – Уложи кишки на место! Проверь инструмент!.. – Проверено по справочнику, инструменты уложены. Инструмент проверен. – Зашей живот!.. – Зашито. – Дай хлебнуть, что покрепче… – Дано спиртяжки. Стакан выхлебан. От этого доклада у Неулыбы «зашевелились» волосы, выступил холодный пот. – И вы… это сделали? Да вы хоть когда-нибудь лягушку резали? – спросил Неулыба. – Никак нет!.. – А вы, замполит, хоть раньше ассистировали? – Никак нет! Крови боюсь. Анатолий Тихонович Штыров, контр-адмирал «Морские бывальщины»
|
||||||
Ирина СИЛУЯНОВА, профессор, доктор философских наук: «В восточной медицине, в частности в китайской медицине, существовала своя специфика понимания и причин болезней, своя специфика отношения к больному человеку. Китайского врача можно, скорее всего сравнить с неким садовником, а пациента – с неким растением, и задача врача состояла в том, чтобы обеспечить благополучное развитие и существование этого растения, не допускать ни в коем случае ситуации, когда растение может погибнуть. И известен факт, что китайскому врачу платили до тех пор, пока пациент не болел. Европейская цивилизация, скорее всего, создаёт образ врача-механика, и врач-механик относится к пациенту, как к некой поломанной машине. Его нужно разложить, проанализировать, увидеть эту поломку и начать ремонтировать испорченный механизм. Западный подход аналитический, а восточный – синтетический, когда человек рассматривается в целокупности с его душой и с его средой Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «Что вообще сейчас лечит врач, тело или болезнь?» Ирина СИЛУЯНОВА, профессор, доктор философских наук: «Это фундаментальный вопрос медицины: «Что лечить – болезнь или больного?» – такая формулировка существует в медицине. И нужно сказать, здесь мы опять вернёмся к разным традициям, к разным цивилизационным особенностям. Вот известный сериал «Доктор Хауст», так вот, позиция доктора Хауста однозначна – надо лечить болезнь. А российская традиция, отечественная, совершенно другая. Мудров впервые утверждая, что нужно лечить больного, прежде всего. Здесь прослеживается очевидная связь с христианским контекстом существования отечественной медицины. И христианский контекст вскрывает нам, что болезнь каждого человека связана с особенностями его нравственных отношений с другими людьми, с теми ошибками, которые он совершает, с теми переживаниями, которые связаны с этими ошибками и так далее. С теми страстями, которые владеют человеком и прочее-прочее. Диапазон этих разнообразных падений и заблуждений огромен, и поэтому для того, чтобы выйти на коррекцию человеческого патологического состояния, нужно подходить индивидуально к каждому человеку, к каждому больному». Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…но в целом Клятва Гиппократа стала одним из самых долгосрочных документов человеческой истории. Как писала американский антрополог Маргарет Миид (Margaret Mead), смысл и гениальная новизна Клятвы Гиппократа заключалась в том, что впервые в истории врач был отделён от жреца и колдуна. Колдун мог лечить, но мог и убивать, а врач посвящал себя только жизни». [T.10.LI.26]
Александр ГОРОДНИЦКИЙ, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН: «…каждое поколение людей, благодаря успехам медицины, оказывается биологически слабее предыдущего…» [T.10.CCXLVII.4]
|
||||||
В декабре шестьдесят девятого Президент Насер принимает решение посетить Москву. Он встречается с Генсеком Леонидом Брежневым и высказывает ему в жёсткой ультимативной форме своё условие: «Если Советский Союз не поставит Египту военное вооружение, мне придётся уйти в отставку, и моё место займёт проамериканский президент». Брежнев не стал портить отношения с Насером. После возвращения из Москвы в Каир Насер почувствовал себя плохо. Он не доверяет своим медикам и просит Леонида Брежнева прислать проверенного специалиста в Египет. Кремлёвский врач Евгений Чазов по просьбе генсека вылетает в Каир. Из отеля на встречу с Насером его привезли в обстановке строжайшей секретности. Президент Египта жил в военном городке в маленьком ничем непримечательном домике. Чазов установил, что у Насера инфаркт миокарда. Помощники египетского лидера сразу же предупредили – об этом нельзя никому говорить. Евгений ЧАЗОВ, начальник 4-го Главного Управления при Минздраве СССР (1957 – 1976 гг): «Нам нельзя объявлять, о том, что он тяжело болен, потому что ситуация сложнейшая, у нас кругом сейчас агенты Моссад хотят вызвать недовольство в народе. Разрушена страна, разбита, поэтому нам нужно что-то делать. Я говорю: «Давайте мы объявим, что у него грипп». Я говорю: «Только я подписываться под этим не буду, а это ваш вопрос. Никто не знает, что я здесь, меня нет здесь, поэтому вы что хотите определяйте». Вскоре после возвращения в Москву Евгения Чазова наградили орденом Ленина. Об этом он узнал из газет. За объяснениями Чазов обратился к Председателю КГБ СССР Юрию Андропову. Евгений ЧАЗОВ, начальник 4-го Главного Управления при Минздраве СССР (1957 – 1976 гг): «Я говорю: «Юрий Владимирович, за что мне этот орден? Что я сделал то?» Он говорит: «А Евгений Иванович, вечно вы, интеллигенты. Вот вы интеллигент такой… Да вы поймите, то что вы сохранили жизнь Насеру, это больше, чем если бы мы послали две дивизии в Египет. Потому что вы сохранили связь и дружбу наших стран». [T.17.IX.1]
|
||||||
Dr. John Paul DiMoia, National University of Singapore: «Традиционная китайская медицина проникла в Корею двумя способами: во-первых, в четырнадцатом-пятнадцатом веках в Корею попали китайские тексты, а также был создан корейский трактат «Тоный погам» – самый известный справочник, рассказывающий о местных растениях и об их использовании в медицине. Это раз. Во-вторых, была создана государственная медицинская система: корейские врачи сдавали экзамены, похожие на государственные экзамены в Китае. В Корее также была учреждена карантинная система. Теперь, если переносчик заболевания путешествовал по стране и оказывался возле какого-либо города, его уводили в специально отведённое место, где проводился медицинский осмотр для проверки его здоровья. Если у человека обнаруживали болезнь, ему разрешали остаться в том месте, но он не был допущен в город». Древняя Корея была разделена на три отдельных государства, протянувшихся от края полуострова до внутренних районов Южного Китая. Династия Чосон была основана в четырнадцатом веке, когда три суверенных государства объединились в одно. Quae Jung Kim, Director Heo Jun Memorial Museum: «В ту эпоху множество людей умирало от болезней. Об этом факте свидетельствует множество текстов того времени, которые были посвящены данной проблеме». [T.13.LXXVIII]
|
||||||
1 - 2 |
||||||