ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

Medium (Медиум Посредник)

Посредник - Медитация - Медицина

СБОРНИК 06_3

 
     
 

cōnfector, ōris m [conficio] 1) исполнитель, вершитель: с. negotiorum С ходатай по делам, посредник; 2) мастер, ремесленник: с. purpurae Vop красильщик; 3) завершитель (belli С, Т); 4) истребитель (с. et consumptor omnium ignis С). [B.32]

 
 
     
 

Ещё Ньютон прекрасно понимал, что от тела к телу действие должно переноситься каким-то агентом, но сущность этого переносчика – божественная или материальная, его не интересовала.

В. ОКОЛОТИН, кандидат технических наук [A.342]

 

 
     
 

…загадка кроется в останках. Например, в этом необычном черепе, который был найден в могильном кургане неподалёку от Стоунхенджа.

Jacqueline I. McKinley, osteoarchaeologist, Wessex Archaeology: «Действительно, очень странная форма черепа, он чрезвычайно укороченный и такой круглый: слишком широкий сзади и немного приплюснут в этом месте. Лучше всего это видно с той стороны, вероятнее всего, что эти изменения формы черепа возникли в результате родовой травмы. Похоже, что плод неправильно располагался в матке и во время родов возможно его выдавливали в неправильном направлении. Мы видим, что череп так и не принял нормальную форму».

Итак, она пришла в Стоунхендж не для того чтобы исправить форму черепа. Но доктор Крис Кнюсл полагает, что она могла прибыть сюда, чтобы стать целительницей.

Dr. Christopher Knüsel, Bradford University: «Сложные роды сказались на физическом облике человека, это было не просто переносить в те времена: в прошлом считали, что такие приметы свойственны особым людям. Многие обрядовые целители приобрели способность лечить других, потому что сумели преодолеть свои болезни, это так же могло способствовать их социальной адаптации. Не так уж и невероятно, что незначительный физический недостаток мог иметь гораздо большее значение, если этот изъян имел отношение к процессу родов. Это могло превратить человека в особую личность и стать причиной его захоронения на территории известного памятника». [T.13.VII]

 

 
     
 

Хайда Гвай – родина племени Хайда находится к северу от Ванкувера в сторону Тихоокеанского побережья Канады. Группа островов, состоящая из двух крупных и бесчисленных мелких островков, называется сегодня острова Королевы Шарлотты. Крошечный островок, расположенный к югу от острова Морсби, который более тысячи пятисот лет, вплоть до двадцатого века, населяли Хайда, таит в себе самые важнейшие свидетельства древней культуры Хайда. Остров принца Уэльского на языке хайда – Скангвай.

…белый кусок дерева, торчавший из зелени Скангвая, был указателем. Тотемный столб указал путь сюда. Такие столбы стояли раньше перед каждым домом, они осуществляли связь с потусторонним миром. В стволах дерева хайда вырезали фигуры, которые рассказывают истории. Истории из этого мира и из мира духов. Люди хайда были морским народом, они жили у моря и кормились из моря. Главнейшим, священным созданием для них был кит-убийца. Хайда боялись его, но, при этом, жили с ним в гармонии. Изображение ни одного животного не встречается так часто на столбах, как изображение кита. Также вырезали изображение медведя гризли. И, конечно, орла и ворона, животных, изображённых на гербах племён.

У хайда была особая традиция погребения умерших: когда умирал один из хайда, для него в большом тотемном столбе вырезалась ниша, которая должна была стать его могилой. Его заворачивали в покрывало из коры кедра и укладывали в нишу на столбе. Затем нишу запирали. Погребальные столбы стояли в двух – трёх метрах от дверей домов. Для хайда было большой честью, если умерший был так близко от них. Это означало, что умерший будет их охранять. [T.10.XI.19]

 

Dr. Joann Fletcher, University of York: «Обнаружение мест жертвоприношений скота в Ливии, заставило меня провести параллель с ритуалами Древнего Египта. Египтяне также приносили в жертву скот, когда хотели попросить о чём-то богов. Более того, когда египтяне помещали мумию умершего в гробницу, они клали туда и часть ноги только что убитой коровы. Они верили, что это поможет духу усопшего найти путь в Царство мёртвых и прожить там долгую и счастливую жизнь. Согласно поверью египтян, животные служили для передачи священной энергии усопшим. То есть, скот играл в культуре Египта огромную роль, в этом прослеживается ещё одна параллель между культурой египтян и народностей Сахары».

Значит, и идею о том, что животные служат проводниками душ в загробную жизнь, первыми предложили не египтяне. Поклонение животным существовало за много столетий до того, как появилось в долине Нила.

Dr. Savino di Lernia, University of Rome - La Sapienza: «Логично предположить, что не случайно культ поклонения домашнему скоту появился в Египте, что они переняли его у народов Сахары. Ведь даже процесс жертвоприношения в двух культурах во многом совпадает». [T.11.VIII]

 

 
     
 

Бразилия находится в центре системы верований называемой спиритизмом. Более двух миллионов бразильцев следуют этой философии, которая, обычно, идёт в ногу с глубокой христианской верой. Она утверждает, что духи мёртвых действуют через некоторых живых людей. В случае Джоао это духи врачей, которые в своё время считались великими целителями. Джоао впадает в транс, и духи действуют через него.

Эти целители заявляют, что не помнят, что именно они делали во время исцеления.

Dr. Norman S. Don, University of Illinois at Chicago (Доктор Дон Норман невролог из университета в Чикаго): «Они впадали в сильнейший транс, другими словами, усиливалась мозговая активность, так называемая активность сорока герц. Грубо говоря, сорок циклов за секунду, это не точно, примерный уровень частотности. Но наиболее изменённое состояние, которые изучаются, замедленны. Про гиперусиленные состояния в литературе ничего нет. Их намного сложнее изучать: нельзя просто посадить людей в лабораторию и изучать их. Это более типично для аборигенов с их ритуалами, они танцуют три дня и три ночи под барабан, таким образом мозг работает всё сильнее и сильнее… это тот самый транс, в который впадают хирурги».

Это исследование предполагает, что Иоанн-целитель и другие транс-целители, не просто устраивают шоу – в их мозгах происходит физическое изменение.

«Лишь у нескольких пациентов мы смогли измерить мозговые волны. Пациенты были в расслабленном состоянии, так что мозг особо не работал, они скорее были просто источником – мозг не был активен. Совершенно другое происходило с целителями. Целителей в трансе можно изучать, но систематическое исследование пациентов – другое дело. У нас нет контроля над населением, это не больница, где за пациентами можно пристально и внимательно наблюдать. После процедуры нельзя исследовать состояние пациентов повторно: ни сканирования, ни анализов крови. Вы же знаете, как сейчас всё происходит. Да. Это не реально, в таких ситуациях это невозможно. И приходится возвращаться к тем немногим случаям, когда люди действительно выздоравливали. Я сам знаю таких людей, у которых были серьёзные заболевания, и они выздоравливали. Но были люди, которые заболевали и не выздоравливали. Но тоже можно сказать о ситуации в обычной операционной. Пациенты со всего света часто опираются на науку и веру, особенно, когда соглашаются на лечение». [T.12.IV]

 

 
     
 

Долгое время считалось, что дворцы играли ключевую роль в религиозных обрядах минойского Крита, но существовали и другие способы контакта с духами, пусть менее изысканные, но столь же сильные.

Bettany Hughes, cultural and social historian, writer, and television presenter: «На вершинах гор в секретных местах поклонения в глубине священных пещер совершались обряды. При этом использовались наркотические вещества, которые облегчали минойцам общение с неуловимыми богами. В диадеме одной богини с пустыми глазницами изображены уже открытые головки мака с опиумом. Сверхъестественные явления в такой пещере – обычное дело. Слышно как растут сталактиты, лица и образы выпрыгивают навстречу из скал. Представьте только, какие видения могли прийти в голову, если вкусить изменяющий сознание дар богини. Пещера Скотино – это место, где общение с богами было тесным и необузданным, а сторонники становились правоверными. Но что сталось с этими правоверными, когда рьяно почитаемые божества стали равнодушными к беде. Скоро минойцы это узнают…» [T.13.XXVI]

 

Рожер Вашер служит в полиции, в отделе по борьбе с наркотиками, в Клермон-Ферране, в четырёх часах езды на юг от Парижа. В углу под полкой, уставленной всевозможными курительными принадлежностями трофеями, собранными за 20 лет службы, висят фотографии маленькой дочки Вашера.

По его словам, эти фотографии каждый день напоминают ему о том, как важна его служба. Ведь бывают периоды, когда ему приходится неделями не бывать дома. Из-за этого он даже развелся со своей первой женой. Теперь он женат на коллеге по полиции и рад, что она проявляет понимание к его загруженности. «Самый интересный наркотик это кокаин, говорит Вашер, идя по его следу, встречаешься с политиками, художниками, писателями». Вообще-то, по закону изъятые у преступников вещи должны быть уничтожены в течение четырёх дней. Но он предпочитает украшать многими из них свой офис, а шеф отдела закрывает глаза на его хобби. (Родился в 1957 году, двое детей, зарплата: 2200 евро в месяц.) [A.259]

 

…и в любом доступном месте они выращивают растение, которое является источником насилия и красоты в их мире – коку. При химической обработке в промышленных масштабах из его листьев получают кокаин. Если жевать его в естественном виде, то это очень мягкий стимулятор.

Dr. Wade Davis, anthropologist, ethnobotanist, author and photographer: «Тридцать пять лет назад я появился здесь именно в целях изучения коки. Когда я впервые посетил гору, об этом растении было известно мало. Поразительно, что не смотря на весь негатив, окружающий это растение, до середины семидесятых годов исследования его питательных свойств не проводилось. Тогда вместе со своими коллегами из Гарвардского ботанического музея я провёл такое исследование, и мы обнаружили нечто ошеломительное. Она содержит небольшое количество вещества «Кокаина гидрохлорид», но, также, просто набита витаминами. Кроме того в нём присутствуют энзимы, которые способствуют усвоению углевода на большой высоте, что идеально для питания в горах Южной Америки. Таким образом Кока – это не наркотик, – это пища. Я уже много лет знаю, что жевание коки стимулирует не больше, чем чашка кофе».

Мужчину племени Аруако никогда не увидишь без сумки с листьями коки и попоро – сосуда из тыквы, наполненного жжёными и истёртыми в порошок ракушками. Этот порошок, по сути, является карбонатом кальция и содействует высвобождению полезных свойств растения.

Первое, на что обращаешь внимание в горах, это то, что коку собирают женщины, а жуют мужчины. [T.21.XL.1]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…и здесь вот есть ещё одна важная часть египетской культуры: у них очень много не символических снов, для которых нужны были толкователи, а «прямого контакта» – «увидел бога», «увидел духа», «увидел своих предков».

Чем моложе становится Египет – вот уже к завершению подходит цивилизация фараонов, то есть, это вторая половина первого тысячелетия до новой эры, завоевания, потом Александр Македонский – чем больше уходит классический Египет фараонов, тем больше появляется текстов, когда нужно было толковать сны. Появляются толкователи, конкретные символы. То есть, появляется посредник между сновидцем и тем миром, который он видит. По сути, это, в общем, деградация определённая культуры. До этого такого практически не было. И сонники, которые есть (тринадцатый век до новой эры), потрясающей красоты папирус, который хранится в Британском музее – «Папирус Честер Битти III» [P.122.11]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…он облачает этого самого священника.

Моисей – пророк от Бога – он выше всех: он посредник между Богом и его народом, но он посредник харизматический. А Аарон – первосвященник. Его сыновья – его преемники в будущем – соответственно становятся посредниками такими «институциональными»: то, что будет постоянно.

Нельзя же каждый раз Моисея нового призывать: самозванцы появятся. Должна быть институция.

Есть «харизматика» – призыв от Бога, и человек, который исполняет какую-то особую роль в истории – выводит свой народ из Египта. А есть «институция» – священство, которое «установлено». Это должно быть перед всеми, это должно быть по понятным правилам. И облачение – то, что делает священника священником – одежда.

Конечно, его делает Господь, а не одежда, но одежда – видимый знак». [P.125.295]

 

 
     
 

Покойник периода Ларсы не нуждался в погребальной утвари, потому что и после смерти располагал всем, что есть в доме. Поклонение в домашней часовне до какой-то степени всегда относилось и к покойному предку, погребённому под полом. Старший сын наделялся титулом «возливающий масло отцу своему». Но прежде всего молитвы возносились к семейному божеству, которое было олицетворением семьи и её покровителем.

На цилиндрических печатях того периода, как и на печатях времён третьей династии, очень часто изображался один и тот же сюжет: безымянное божество, выступающее в роли посредника и ходатая, представляет владельца печати Нанну или Нингал. Эти боги были слишком великими и возвышенными, чтобы простой смертный мог к ним приблизиться без божественного посредника. Таким посредником и был бог семьи. К нему можно было обращаться прямо. Именно ему воссылали молитвы и приносили жертвы одно поколение за другим.

Леонард Вулли [B.156.1]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ