ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

Libertas (Свобода)

СБОРНИК 06 2

 
     
 

vacuitās, ātis f [vacuus] 1) свобода, освобождённость (alicujus rei или ab aliquā re): v. doloris и ab angoribus С безболезненность, отсутствие страданий; 2) незамещённость, вакантность (v. consulum Brutus ар. С); 3) пустое пространство, пустота (interveniorum vacuitates Vtr). [B.32]

 

vacuus, a, um (superl. vacuissimus O) 1) пустой… незанятый (locus Sen; domus V, T; castra Cs)…; 2) свободный … лишённый (domus tabulis pictis vacua C): vacuum cerebro caput J безмозглая голова; animae v. Ар бездыханный; ager frugum v. Sl бесплодное поле… не имеющий (v. metu О); неимущий, бедный (viator J); свободный, чистый… 7) (о женщинах) одинокий… 9) никому не принадлежащий, вакантный… 12) свободный, освобождённый… 13) не имеющий забот, беззаботный… 16) бессодержательный, пустой, ничтожный (nomen T); ненужный (res Pt); 17) тщеславный (tollere vacuum vertĭcem H); 18) не приносящий дохода (vacuam habere pecuniam Dig). — См. тж. vacua и vacuum.

 

vānus, a, um [одного корня с vaco] 1) пустой (arista V; granum Col)… 6) лживый, суетный, тщеславный, ветреный, легкомысленный, ненадёжный, пустой … 7) неосновательный, ложный (spes О); мнимый, призрачный, воображаемый … 8) ненадёжный, незаслуживающий доверия…

 

vānitūdo, inis f [vanus] пустая болтовня, празднословие Рас, Pl. [B.32]

 

vāniloquus, a, um [vanus + loquor] праздноболтающий, лживый, хвастливый Pl, L, Sil etc. [B.32]

 

vānum, ī n [vanus] 1) пустота, пустое пространство (tela in vanum cadunt Sen); 2) тщетная суета, призрачность, ничто: ad vanum et irrĭtum redigere L сводить на нет; ex vano haurire (habere) L заимствовать из ложных источников; vana rumoris T вздорные слухи. [B.32]

 

 
     
 

Повелением императора Александра ссылка на юг: за возмутительные стихи, за буйные выходки и неосторожные разговоры. Неугасимая любовь юного Пушкина – Свобода.

По-гречески «Свобода» – «элеферия» (Элефтерия Ελευθερία)

«Эллеферия, пред тобой

Затмились прелести другие,

Горю тобой, я вечно твой.

Я твой на век, Эллеферия!»

[T.10.DCCXIII]

 

ἐλευθερία, ион. ἐλευθερίη ἡ 1) свобода, свободное состояние (ὑπόθεσις τῆς δημοκρατικῆς πολιτείας ἐ., sc. ἐστίν Arst.); 2) независимость (τινός и ἀπό τινος Plat.); 3) вольность, разнузданность (ἀκολασία καὶ ἐ. Plat.). [B.169]

 

 
     
 

Лотман Юрий Михайлович, доктор филологических наук, академик: «…что значит «Свободно»? Камень, падающий вниз, не свободен: он подчинён законам, которые однозначно несут по какой-то предсказуемой линии. Но тот, кто может выбрать между двумя, хотя бы, самыми простыми поступками…

Там, где есть Выбор, есть Свобода. Свобода связана с Выбором, причём, выбором непредсказуемым. Понимаете, если мы можем высчитать, что это, вот, состояние перейдёт в другое с такой то вот вероятностью, то это будет «Вероятность ограничения свободы».

…там, где мы имеем Добро, мы обязательно будем иметь Опасность, потому что Добро – есть Выбор. И искусство в этом смысле – одно из высших творческих начал – таит в себе опасность.

…искусство обладает совершенно чарующими свойствами, которые настолько важны, что без них не может быть сознания. Жизнь, например, не даёт нам возможности вернуться назад, и сказать, что «этот поступок я переиграю». Жизнь всё время отнимает у нас возможности: человек начинает жизнь с огромным выбором путей, и постепенно этот выбор исчерпывает, и его возможности выбора уменьшаются. А раз уменьшаются возможности выбора, уменьшается информация. Чем дальше человек пожил, тем легче предсказывать, что с ним будет дальше. Искусство, как бы, позволяет вернуться в тот момент, когда выбор ещё не сделан, и ставит нас в положение «обладающего свободой выбора». Между прочим, поэтому искусство обладает высочайшей нравственной силой.

…сила искусства в другом, что оно даёт нам выбор там, где жизнь выбора не даёт. И поэтому мы можем получить выбор, полученный в сфере искусства, в область жизни перенеся его…» [T.10.CCXCI]

 

Валерия МУХИНА, академик РАО, доктор психологических наук: «…и эта свобода – Свобода Выбора – очень важное образование, которого Человечество достигло. Понимаете, «Свобода» – это внутренняя позиция, которая позволяет делать Выбор: но если Выбор сделан, и надо следовать уже в соответствии с этим выбором, дальше ты не свободен – Свобода не абсолютна». [T.10.CI.103]

 

Выбор (Bifurcatio) и есть Свобода.

Две «Фурки» – две «Вилы» – два «Шина»

«Шин» идёт к «Мем», и более никуда. И путь этот называется «Карма»

После того как «Шин» выбран, Выбора уже не останется.

 

…бывшая колония Британской империи – Индия – обретает независимость. Первое национальное правительство страны возглавляет Джавахарлал Неру. Рядом с ним его тринадцатилетняя дочь Индира, она хочет участвовать в строительстве новой страны. Светской, сильной, богатой…

Но в окружении отца её называют «гунги гудья» – «глупая кукла».

«Нет Пути к Свободе, потому что Свобода – это и есть Путь» – Индира Ганди [T.10.CCXIV.3]

 

 
     
 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…это категория свободы. Свобода – это невозможность выбирать между добром и злом: тогда Бог не свободен.

Что же такое свобода по Ансельму? Свобода – это возможность движения к Благу. «Это способность осуществить Благо, неуклонно следуя Истине»

Следование злу и греху – это не свобода, а рабство. И это чётко объяснено в его трактате «О согласии…» [P.125.127]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…Реакцией на средневековье было просвещение, а реакцией на реформацию, которой закончилось средневековье, по сути говоря, оказался немецкий романтизм. Германия была источником реформации: именно германоязычное общество породило реформацию. И германоязычное общество сознательно или исподволь отвергло её. Конечно же речь идёт о главном принципе реформации.

Главный принцип реформации был совсем не Папа (Римский) и не подчинение Папе. Главный вопрос реформации был «вопрос о свободе воли». Это вообще кардинальный и главнейший вопрос человеческой мысли, потому что за вопросом о свободе воли следует «вопрос о моей ответственности»: если у меня нет Свободы, у меня нет и ответственности. Если я «игрушка в руках Бога», то за что мне собственно отвечать? – я делаю то, что желает Бог (или Дьявол).

Если же есть Свобода воли, то ты отвечаешь за всё, начиная от гражданского суда и кончая Страшным судом Христовым. Потому что если ты ответственен, ты и судим. Ты не имеешь свободы – за что тебя судить?

Это был вопрос вопросов. Протестантизм, равно лютеранство, ещё в большей степени кальвинизм решают вопрос в пользу того, что Свободы воли у человека нет. «О рабстве воли» назвал свой трактат Лютер.

И вот реакцией на это является то, что происходит в Германии и очень быстро происходит по всей Европе.

Разочарованность в просвещённом разуме пронизал весь восемнадцатый век, потому что просвещённый разум не создал на континенте того, что мечтали люди. Это разочарование в просвещённом разуме породило то, что в Германии первым назвал Клингер (Фридрих Максимилиан) свою драму «Буря и натиск». [P.125.163]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…свобода воли – «варена» – отсюда, многие считают, и произошло слово наше «вера».

varena – это свободная воля. В пехлевийском варианте иранского языка varan – это ересь. То есть, это свободное уклонение от Истины.

Наши жизни основаны на Свободной воле и разумной воле «крата». «Крата» – это Сила, энергия. Отсюда «правление» (кратия / -κρατία) в греческом. А Варена – это Свободная воля, как выбор, как «liberum arbitrium» в латинском языке. Люди свою свободную волю в этой системе осуществляют». [P.125.503]

*

Liberum arbitrium (лат.) – свобода выбора, свобода воли

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…как только Пуруша понимает, что мир – это не он, что Пракрити и Пуруша – это разные вещи, мир возвращается в аморфное состояние для него: он отделяет себя от мира.

Уже в «Истории религиозных идей» Мирча Элиаде так об этом говорит: «Для Санкхьи-Йоги «Я» (это Пуруша) чисто, вечно и свободно, оно не может быть порабощено, поскольку не может иметь отношений с чем-либо кроме самого себя. Но человек верит, что он – Пуруша – порабощён и думает, что он должен быть освобождён (или, как говорится у нас на Западе, спасён). Это иллюзия, проистекающая из нашей психо-ментальной жизни. Если освобождение мыслится нами как драма, так это потому, что мы принимаем человеческую точку зрения. В действительности Дух, то есть, тот же Пуруша, только наблюдатель, как и освобождение (мукти) – это только осознание вечной свободы духа. Страдание просто исчезает, как только мы осознаём, что оно вне Духа, что оно имеет отношение только к человеческой личности. То есть, «asmita» – «вне духа находящееся».

…как свобода в Брахмане. Очень важная особенность Индии – то, что свобода там рассматривается как выход из мира, полный и абсолютный, как свобода аскета. На Западе свобода – как пребывание в мире в соответствии с Божественной волей – когда ты свободно совершаешь свои поступки в соответствии с Божественной волей и не становишься рабом греха, рабом желаний, и тогда ты остаёшься в этом мире». [P.125.553]

 

 
     
 

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Они обещают таким свободу, но сами они рабы погибели, ведь всякий становится рабом того, кто его победил» (2Пет.2:19)

Понятие «христианской свободы»: очень много о ней говорят апостолы. Христос искупил, освободил от власти греха, смерти. И христианин – не раб «Закона»: он свободен. Об этом много пишут, и Павел, и Пётр. Но подлинная свобода – когда человек никому не рабствует, прежде всего, греху». [P.125.560]

 

 
     
 

15 ноября 1949-го года в протестанской общине Бричборта, штат Коннектикут состоялась большая общественная лекция под названием «Эволюция души».

Игорь Сикорский, авиаконструктор, автор двух богословских книг – «Послание молитвы Господней» и «Невидимая брань»: «Я помню заявление одного нацистского лидера, которое в той же мере разделялось и коммунистами. Вот какое. Он сказал: «Мы очень благодарны Гитлеру за то, что он освободил нас от свободы». То же самое относится к коммунизму. То же самое, к огромному сожалению, относится ко многим людям, которые живут здесь, в Соединённых Штатах. Тем, кто хотят и надеются, что кто-нибудь освободит их от свободы, потому что свобода для них – это ужасная вещь. Она показывает, что тот парень может быть умнее вас, лучше работает, и вообще с ней связана куча неприятностей».

«Мы живём в один из наиболее мрачных периодов истории человечества. – Начал Сикорский, – Не смотря на научно-технический прогресс, значение духовных ценностей падает с высокой скоростью. Вследствие этого современная цивилизация установила ужасающий рекорд: за короткий период времени, между 1914-м и 1945-м годами, две мировые войны и красная революция унесли, по всей вероятности, более ста миллионов человеческих жизней. Ввиду этих тревожных фактов кажется правильным поставить вопрос: «Можно ли считать этот трагический процесс прелюдией к новой светлой эре мира и процветания, или же это признак глубокого душевного крушения, который вызовет сильную бурю, если не изменить коренным образом идеологические тенденции и руководства, может привести цивилизацию белого человека к краху, не смотря на все её достижения?» Я думаю, что нацизм и коммунизм только первые цветочки радикального материализма в действии, настоящие ягодки всё ещё впереди». [T.10.CDI.4]

 

Знаете немецкую поговорку: «Wer hat Wahl, hat auch Qval...» «Кто имеет выбор, тот имеет мучение». [P.58]

 

Крепостное право – это гарантированные рабочие места и уверенность в завтрашнем дне.

 

 
     
 

Андрей ЗОРИН, доктор филологических наук: «После Герцена стало общим местом утверждать, что в стране, в которой нет политического представительства, независимого суда или свободной прессы, литература становилась для России, литература и литературная критика – главным форумом для общественных дебатов и фокусом национальных надежд и упований. Кроме того, в традиции страны, пережившей столько революцией и потрясений, литература была одним из немногих институтов, которые сохраняли свой статус и престиж при любых исторических поворотах, и кроме короткого исключения в начале двадцатых годов, к русской литературе всегда относились с огромным уважением и вниманием. На протяжении почти двух столетий великая традиция русской литературы была записана в сознании поколений и поколений благодаря школьной программе. Традиция эта сформировалась в 1830-е годы примерно в то же время, когда широкое распространение в России получила идеология романтического национализма, и литература заняла эту роль в связи с тем, что эта идеология романтического национализма утверждала, что литература и является главным способом выражения и самовыражения и сохранения нации. То есть, таким образом, эти два явления образовали своего роди синергетический эффект, вошли между собой в резонанс». [T.10.CI.11]

 

Джон Апдайк (John Hoyer Updike), американский писатель: «…не могу вспомнить название, что, наверное, демонстрирует моё невежество, а это так скорее всего и есть, но я русской литературы читал очень много в переводе, даже набоковский перевод «Евгения Онегина». Я думаю, в какой-то степени в России писатель стал фигурой, ответственной за правду, и это видно в достоинстве, присущем русской литературе. Был такой писатель, Юрий Трифонов, он описывал жизнь в Советском Союзе, – унылую действительность – и, в то же время читать о повседневной жизни людей было чрезвычайно интересно. Даже такая элементарная вещь – желание людей чего-то достичь, – ощущение борьбы с реальностью. Это к сожалению отсутствует в современной постмодернистской литературе. Я нахожу, что в книгах моих молодых коллег есть герои, но нет живых людей. Типажи есть, а людей нет. А вот в русской литературе есть живые люди, даже когда авторы работали в строгих цензурных рамках, и не могли многого сказать. Они умели выразить близкую мне мысль, что жить и быть человеком стоит…» [T.10.LXXXIII.5]

 

 
     
 

Михаил ИЛЬИН, доктор политических наук: «…на материале индоевропейских языков совершенно чётко реконструируется представление о том, что есть сообщество «своих»: что это за «сообщество своих» – это сообщество, для которого есть понятие «свободы». По-русски «свобода» – это то, что «для своих». А самое интересное, что есть другие названия «свободы» – это «фридом» – есть русское слово «приязнь»: одного корня. Отсюда же и Фрейя – богиня любви «приятная».

А если мы посмотрим на «либеральный» – это «живущие вместе», это опять «свои». Значит, «мир», «приятельство», «дружба» и «свобода» – это состояния человечности.

А им противостоят другие состояния, тоже можно их реконструировать…» [T.10.LI.88]

 

Для Европы жестокость не нова, наполеоновские войны начались под маской новых ценностей – «Свободы, равенства и братства». Но, похоже, что добиться их можно только через пытки и убийства. [T.13.XXII.2]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ