ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

Medium (Медитация Молитва)

Посредник - Медитация - Медицина

 
     
 

voco, āvī, ātum, āre [vox]… 5) взывать, молить, просить (deos V): votis v. молить (о), вымаливать, выпрашивать (imbrem V)…

 

vōtum, ī n [voveo]… 4) молитва, соединённая с обетом (vota audita VF)…

 

cūra, ае f 1) забота, попечение, старание, усилие… ; 2) любознательность, пытливость (с. ingenii humani L); 3) исследование (с. et meditatio T); 4) труд, работа, сочинение…

 

com-precor, ātus sum, ārī depon. молить, взывать (deos Ter; fidem caelestium Ctl; Jovi Pl); молиться, выпрашивать (mortem sibi Sen); призывать: iratum aliquem alicui с. PJ призывать кого-либо обратить свой гнев против кого-либо. [B.32]

 

con-testor, ātus sum, ārī depon. 1) призывать в свидетели (deos hominesque С): litem с. С, AG, Dig начинать тяжбу приглашением свидетелей; 2) молить, умолять, взывать, заклинать (deos Cs). [B.32]

 

dēvōtātio, ōnis f [devoto] мольба, молитва Vlg. [B.32]

 

ἄντη ἡ молитва, мольба (Soph. - v.l. к λιτή). [B.169]

ἀντι-βολέω (impf. ἠντιβόλουν, aor. ἀντεβόλησα и ἠντεβόλησα) 1) встречаться, сходиться (в бою)…; 2) присутствовать, быть свидетелем…; 3) принимать участие, быть причастным…; 4) находить, получать в удел…; 5) становиться уделом…; 6) обращаться с просьбой, молить…[B.169]

ἀρά, эп.-ион. ἀρή (ᾰρ, эп. in arsi ᾱρ) ἡ 1) молитва, мольба Hom., Hes., Pind., Her.; 2) проклятье; 3) беда, несчастье, погибель…[B.169]

εὐχή ἡ 1) мольба, молитва; 2) культ. обет; 3) (заветное или неосуществимое) желание, плод воображения, мечта; 4) проклятие или благословение[B.169]

εὐχωλή ἡ 1) молитва, мольба; 2) (молитвенный) обет; 3) хвастовство, похвальба; 4) победный крик; 5) слава, гордость[B.169]

 

 
     
 

…медитируем. Такое знакомое и чужое или чуждое слово медитация. Кому-то сразу представляется Будда, смотрящий в свой пупок, кому-то йоги, задерживающие дыхание на пару дней.

Словарь иностранных слов даёт такое определение: «Медитация – умственное действие, имеющее своей целью приведение психики человека в состояние глубокой сосредоточенности, а также само такое состояние».

Как видите никакой мистики и выходов в астрал. Да и вообще с латыни meditatio переводится как «размышление». Думаю, я достаточно усыпила вашу бдительность…

Действительность всегда шире и богаче словарных определений, да и словари редко успевают за развитием языка. Мне, например, кроме выше- и нижеперечисленных, понравились ещё два объяснения. Медитация – уход от действительности в свой параллельный мир. Именно так поступает герой популярного некогда приключенческого романа Анри Шарьера – Папийон. Находясь в одиночной камере тюрьмы, он каждый день медитирует, проживает свою прошлую жизнь заново. Это помогает ему не только сохранить рассудок, но и набраться сил для побега.

Итак, любое наше счастливое воспоминание, любая мечта – медитация. Второе объяснение доказывает, что все мы частенько медитируем, даже не догадываясь об этом. Любое умственное или физическое монотонное действие, целью которого является переход в спокойное уравновешенное состояние.

Современная психология использует два вида медитации: статическую – в состоянии покоя, и динамическую – связанную с движениями, перевоплощениями, получением положительного двигательного опыта. Второй вид медитации осваивают под руководством опытных тренеров-психологов. Ощущение от общей энергетизации тела необыкновенные.

К первому виду, статической медитации, относятся приёмы, позволяющие снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия и зарядиться энергией.

Е. КУЗИНА [B.61]

 

Буддизм зародился в Индии в шестом веке до нашей эры на основе учения Будды, что в переводе с санскрита означает «Пробудившийся». В этой религии почти нет обрядов, её последователи ищут духовного просветления с помощью медитации.

Когда на Будду снизошло просветление, он провозгласил Четыре Благородных Истины. Между Сансарой и Нирваной нет различий, как нет различия между морем и волнами, как нет различия между Буддами и другими чувствующими существами. [T.10.CC.2]

 

 
     
 

Во времена Эль-Греко абсолютная власть церкви в Европе стала ослабевать. Надвигалась буря Реформации. Люди хотели слышать Глас Божий напрямую, а не через посредников от церкви. Все больше людей разделяли идею о том, что Слово Божие явилось в мир в сверкающем свете и ярком пламени. Появился новый взгляд на веру – мистицизм. [T.10.LXXX.1]

 

…стали молиться от отчаяния – мы ведь к Богу обращаемся за невозможным: для возможного и людей достаточно. [T.1.XXXVI]

 

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «Молитва – это, обязательно, призывание Бога. Соответственно, имя бога – кого ты призываешь. Если ты призываешь Не Творца, особенно если это заупокойный текст, у тебя нет шанса соединиться с Творцом.

Призывание, или, как говорят религиоведы, инвокация по-латыни (invocatio) – это серьёзная вещь». [P.125.256]

 

 
     
 

Молитва не просто пробуждает «внутреннего человека» из латентного состояния, не просто восстанавливает, но обновляет, обогащает его. «Внутренний человек» в молитве становится субъектом созерцания и в экстазе соединяется с объектом созерцания, с Божеством внутри сердца. В этом сосредоточии есть кульминация единения и весь смысл христианского созерцательного мистицизма.

Путь от внешнего человека через молитву к внутреннему и есть путь ко христианскому спасению. Это учение и сложно, и просто.

Молитва, медитация, не-деяние позволяют прикоснуться к духовности по сути. И не потому ли молитвенники становились нередко совестью народа, глубокими мыслителями и наиболее активными членами общества.

В. АХРАМОВИЧ [A.248]

 

…притча – это трансформирующий инструмент по отношению к смыслу.

Молитва направлена к тому, что над человеком – к тому, что находится на более высоком уровне, чем он сам. Мы уже видели, что язык притч в Евангелиях передаёт смысл с более высокого уровня на более низкий. Молитва передаёт смысл с более низкого уровня на более высокий.

Морис Николл [B.143]

 

 
     
 

К югу от Купола Скалы находится величественная мечеть Аль-Акса. Халиф Омар, покоритель Иерусалима, приказал построить мечеть здесь, чтобы не мешать иудеям и христианам. Даже сейчас Аль-Акса крупнейшая мечеть Иерусалима, она вмещает пять тысяч молящихся.

Dr. Rihab Essawi, Al Quds University: «Одна молитва здесь стоит пяти тысяч, так что в этой мечети хотят молиться все. Даже рядом с ней, снаружи. А входя во внутрь, чувствуешь, что рядом с тобой Бог, ангелы и пророки. Вокруг тебя святость, веришь, что это святое место, что там присутствует Бог. (Купол Скалы)»

Стеной плача она называется потому что здесь оплакивают разрушение Второго Храма. Здесь же проводят самые важные церемонии. Громадная площадь перед Стеной превратилась в синагогу под открытым небом.

Moshe Weingarten: «Это место ближе всего к Богу. У нас есть одна поговорка. Молитва в Старом Городе – это местный звонок Богу, молитва в другом месте – международный звонок».

Молитва у западной Стены – одно из главных проявлений веры для иудеев. [T.17.IV.1]

 

Анекдот от (Марк Рудинштейн, продюсер, режиссёр):

Экскурсовод подводит делегацию к Стене Плача. У стены стоит еврей и молится. Экскурсанты спрашивают: «Это правда, что в течение двадцати лет вы разговариваете с Господом?» – «Да, я с ним разговариваю три раза в день». – «О чём вы с ним говорите?» – «Ну, утром я у него прошу немножечко здоровья, днём – немножечко денег, вечером – немножечко счастья». – «И что, вот так двадцать лет?» «Двадцать лет!» «И какие у вас ощущения?» – «Ощущения такие, что я разговариваю со стеной». [A.135]

**

 
     
 

**

Dr. Robert Beckford, Oxford Brookes University: «Это место (Стена Плача) наполнена противоречиями. Здесь есть Стена, и люди относятся к ней как к священному объекту: здесь они ощущают присутствие Бога. В то же время нам известно, что Господь не пребывает в Храмах, возведённых руками человеческими. Это место набожности, глубокой религиозной любви. Однако около стены молятся и вооружённые солдаты, понятно, что в церкви такое невозможно. Сюда приходят вооружённые люди, дабы помолиться Господу. Это место невероятных контрастов, с огромным напряжением».

Современный сионизм зиждется на Библии. Как и Книга пророка Иеремии, которая предсказывала возвращение из Вавилона изгнанников, так Библия освещает создание Израильского государства. Изгнание изменило сущность евреев, но также изменило и сам Ветхий Завет. [T.13.XXX]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…ссылаясь на эти стихи, хотят доказать, что строительство православных церквей является нарушением заповедей божьих: ведь ни Иисус, ни апостолы не строили церкви.

Как правильно отвечать на подобные провокации? – На провокации всегда надо отвечать Любовью и больше ничем, потому что это самый главный способ победить Зло.

«Бог не в рукотворных храмах живёт и не требует служения рук человеческих» (Деян.17:24-25)

Можно посмотреть на контекст. Это говорит апостол Павел в Афинах афинянам. Наверное, если бы он проповедовал перед иудеями, он бы сказал немножко иначе, потому что иудеи считают, что в некотором смысле в Храме в Иерусалимском «живёт» Господь. Конечно, не в том смысле, как на карикатурах атеистических: старичок с бородой такой – волшебник он немножечко, а в том смысле, что он присутствует среди своего народа, и в этом символическом смысле он живёт в Храме. Но он (Павел) говорит с философами греческими, которые к этому относятся пренебрежительно: у них уже Платон и Аристотель несколько веков, у них уже стоики-киники. И он с самого начала говорит с ними на языке высокой философии.

Но если отвлечься от контекста: неужели Бог живёт в рукотворных храмах? Неужели он, в самом деле, сидит в алтаре? И мы приходим, чтобы с ним встретиться?

Конечно эта встреча происходит внутри человеческих сердец, она происходит внутри общины…» [P.125.648]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…ещё с двадцать пятого века до новой эры великий египетский мудрец Птаххотеп говорил о том, что Бог, на самом деле, находится внутри человеческого сердца, и для диалога с Богом не нужна каменная святыня или статуя.

…все египетские величайшие мудрецы, начиная с основателя египетской традиции мудрости Имхотепа, и вплоть до поздних эпох, когда великий жрец бога Тота Петосирис строил свою гробницу в Гермополе в Туна эль-Гебель и говорил о том, что места для мудрецов закончены, все они говорили о том, что истинное понимание знания, истинное понимание постижения мира богов, насколько оно возможно человеком, строится на том, что человек идёт по направлению к божеству, и как только он проходит половину пути, поскольку весь путь он не может пройти физически, ибо ущербен по этому рождению, Бог начинает двигаться по направлению к нему». [P.125.34]

***

 
     
 

***

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Так что как только увидите, как, по предсказанию пророка Даниила, водворилась во святом месте «ничтожная мерзость» [кто читает, пусть поймёт!] (Мф.24:15)

Это цитата из Книги Даниила в 9-й, 11-й, 12-й главах упоминается эта «ничтожная мерзость» – это языческая статуя в Храме (иерусалимском). То есть, когда поклоняются тому, что ничтожно, и тому, что мерзко в святом месте». [P.125.534]

 

Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ: «…в 132-м году восстание уже полыхало.

…точно то же самое произошло и со вторым восстанием. Отправляясь на войну против парфян, Адриан написал очень благожелательное письмо в Иудею, что он подумывает о восстановлении Храма: прошло много лет – они достаточно наказаны. И когда он вернётся, поможет в восстановлении Храма. И в залог этого он посылает им статую, которую нужно будет установить во дворе Храма. Статуя была его (Адриана). Когда люди увидели эту статую, они восстали «все как один».

Восстание началось: люди сочли, что у них другого выхода нет, потому что место, где стоял Храм осквернено этой статуей». [P.168/6]

 

 
     
 

Dr. Jorge-Manuel Rodríguez Almenar, Profesor de la Universidad de Valencia (Хорхе-Манюэль АЛЬМЕНАР, писатель, историк): «Когда начинается мусульманское вторжение, христиане уходят на север, унося с собой все реликвии. Они помещают всё, что можно спасти в специальный ларец. Это были реликвии различного происхождения. Но мы знаем, что такие из них как Святой Сударь являются выходцами из Иерусалима. Тогда Священный Плат перевозят в Астурию, в место малоизвестное и почти секретное. Христиан убивают повсюду, и поэтому они вынуждены скрываться далеко за горами, которые отделяли Астурию от остальной части полуострова. Пребывание Санта Сударя в этих краях было тайной недоступной для широкой публики. И, тем не менее, когда наступает период Реконкисты, христиане начинают оттеснять арабов к югу. Можно говорить о том, что силы для отвоевания испанской земли они черпают в молитве перед этой святыней. Есть некая связь между Реконкистой и фактом существования священной раки в Овьедо, где хранились наиболее важные реликвии Испании. Есть также связь между появлением Священного Плата и историей Испании, включая Реконкисту. Это очень интересно, что именно здесь в Овьедо началось возрождение христианской Испании». [T.10.LXXXIX.2]

 

Вера ДАЖИНА, доктор искусствоведения: «Паломничество всегда сопровождается медитативной практикой молитвы». [T.10.CI.43]

 

И ведь женщины, в ночь со вторника на среду бодрствующие у святилища Аль-Хидра, моля бога о ребёнке, тоже по-своему ищут бессмертия. Вера в то, что молитва будет услышана, – одного порядка с верой, которая сорок пять веков назад вела Гильгамеша через моря к слуге Рогатого, Зиусудре, бессмертному обитателю Дильмуна.

Джеффри Бибби [B.148]

 

 
     
 

Каков механизм этого скрытого воздействия, – неизвестно. Во всех мировых религиях, христианстве, исламе, иудаизме – принято читать перед принятием пищи молитву или освящать еду во время больших религиозных праздников. Часто ли мы задумывались, зачем? И откуда в таких непохожих концессиях появилась уверенность в том, что так правильно поступать? Отчего нашим предкам казалось очевидным то, что наука пытается понять только сейчас? Оказывается, частота колебаний молитвы любой концессии, звучащая на любом языке равна восьми герцам, что соответствует частоте колебаний электромагнитного поля Земли.

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ (2006 г.): «Может быть когда-то учёные нам скажут, что такое молитва. Может когда-то учёные скажут, а что происходит с человеческой природой под влиянием воздействия Божественной благодати. …Божественная энергия, которую мы на церковном языке называем БЛАГОДАТЬЮ, снисходит на человека». [T.2.XXV]

 

…спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?…

Уперев взгляд выше скрытого ночью горизонта, Ольховский мысленно обратился: А теперь, Господи, можешь не помогать, только не мешай, – тем самым, сам того не зная, повторив молитву Бар-Кохбы, затевающего грандиозную и освободительную смуту в необозримой империи.

Вслух же он, выплюнув окурок и крепко хлопнув по колючему погону также взмокшего Колчака, в том же направлении сказал:

– А вы что думали – вы будете драть нас всю жизнь безнаказанно?!

Крейсер вываливал на фарватер.

Михаил ВЕЛЛЕР [B.94.1]

 

 
     
 

Корейский монастырь Куньгулан, основан полторы тысячи лет назад.

Сонмудо, боевое искусство.

Чак Юнсоль, аббат монастыря: «…главная цель в нашей школе это единство тела и духа».

Именно поэтому основное занятие монахов медитация. Боевые искусства им нужны для того, чтобы компенсировать долгое пребывание в неподвижности.

Чак Юнсоль, аббат монастыря: «В медитации мы развиваем в себе способность, чувствовать нападающего даже не глядя, с закрытыми глазами…».

Порой, именно духовные практики помогают совершенствовать боевые навыки. [T.9.I]

 

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…долгие сеансы медитации, они подводят к определённому состоянию сознания, но оно может не реализоваться. И в этом плане считается, что чань-буддизм разделился на две больших традиции – на «южную» и «северную». Соответственно, «южная» призывала к моментальному просветлению – человек сидит-сидит и, вдруг, говорит: «О!». А «северные» школы призывали к постепенному просветлению. Это такая официальная версия. Однако, когда спросили у Шестого Патриарха Хуэйнэна: «Есть ли – в чём заключается моментальное и постепенное просветление?» – Хуэйнэн сказал: «Вы знаете, люди различаются – у них разные свойства: есть люди талантливые, есть люди способные и неспособные. Соответственно есть просветление моментальное и постепенное». То есть, всё зависит от людей. И вот этот как раз момент, о том, что накопление знаний постепенное, а просветление – внезапное, оно заключает в себе ещё один очень важный постулат, который нигде не прописан напрямую, но который есть в традиции: без Учителя, без прямого учителя вы не сможете достичь этого просветления.

Сама по себе медитация… потому что медитация лишь подводит вас к некоему спокойному, умиротворённому, чистому состоянию сознания, а кто выдернет из вас этого Будду? Кто засучит рукав и полезет вам туда вот (в глотку), поглубже, чтобы выдернуть? Для этого нужен Учитель. И, вот, традиция учительствования, которая, вообще, была в Китае, она в чань-буддизме получает своё огромное усиление: лишь посвящающий Учитель – а их немного, и они известны – он может привести вас к этому состоянию сознания.

Чань-буддизм рассматривает два основных постулата, как можно достичь такого просветления:

«Просветление или вхождение в это состояние через деяния и через принцип».

Это довольно интересный момент, потому что классический индийский буддизм, также как и ранние школы китайского буддизма, отрицали какие бы то ни было «деяния». То есть, монах должен жить в монастыре, он должен медитировать-молиться, заниматься работами по благоустройству монастыря, иногда общаться с мирянами, но он, собственно, ничего не должен делать». [T.10.CI.120]

 

Баир Будаев, лама Иволгинского дацана: «Цель медитации – усмирить сознание, соединить его с объектом созерцания. У обычного человека сознание подобно обезьяне, которая прыгает с ветки на ветку. У практикующего буддиста сознание управляемо: мандала – это путеводитель, по которому сознание движется по кармакайе – разуму – источнику всех форм».

Ламы медитируют на нисхождение идама – божественного объекта медитации. Преобразуют себя в его облике, призывают божеств. Затем просят сахюусан – защитников учения об устранении препятствий на пути его распространения. Гневный облик защитников показывает, что, так же, как и они, каждый буддист должен быть полон решимости покончить со своими недостатками, неблагими деяниями и привязанностями. [T.10.DCXLII.1]

 

 
     
 

После того, как большая часть содержимого поллитровки была испита и заедена каким-то местным салом, о происхождении которого лучше было не думать, Нойдак устроился поудобнее и начал свой рассказ…

Грозный всемогущий Ыгыз был богом древним-предревним, а потому уставшим и злым на весь свет. Но мечты посидеть где-нибудь на бережку речки с печёным барашком в руках и умным собеседником в зубах… или наоборот да не всё ли равно, в конце концов все эти мечты оставались только мечтами. В самом деле, бросишь своё хозяйство хоть ненадолго, так столько всего сразу накопится денёк отдохнёшь, потом век не расхлебаешь.

А ты найди себе кого-нибудь на подмену, посоветовал ему его южный сосед Кришнявишня.

А кого? переспросил Ыгыз. Может, ты подменишь на недельку?

Да что ты! замахал руками южанин, У самого забот полон рот…

А может, свободен кто? Вон, Буддабарахта всё спит и спит, может разбудить?

Нет, опасно!

Что, разгневается?

Да нет, не в том дело, вздохнул Кришнявишня, Просто есть мнение, и хоть я с ним не согласен, однако ж, есть вероятность… Короче, говорят, что он спит, а мы все ему на самом деле снимся. И он сам себе снится! И если его разбудить… Мало ли чего получится! Так что лучше не рисковать, хотя, как я уже говорил, сам-то я не верю во всю эту чепуху…

Ну, а мне-то что делать? Ты ж говорил найди себе временную замену?

Ну и найди… Какого-нибудь смертного…

Простой смертный не справится!

Тогда найди мудреца, пожал плечами Вишнякришня.

Да где в моих краях мудреца-то найти? вздохнул Ыгыз.

Возьми моего, у меня их полно, все по пещерам сидят, да волосы с ногтями отращивают силы набираются!

Нет, решил Ыгыз, я уж лучше плохонького, да своего! Чужой такого нагородит

Недолго думал Ыгыз. Да ведь, по правде говоря, выбирать-то было не из кого.

Короче, старее да мудрее Нойдака всё равно в округе никого не было! И явился всемогущий бог Нойдаку, и изложил своё предложение, от которого, сами понимаете, отказаться Нойдаку было никак нельзя. Потому колдун сразу же и согласился. Ну, рассказал Ыгыз ему всё как и что делать, за чем следить, куда смотреть, чем повелевать. А на последок о самом сложном поведал: Будут тебя люди просить сделать то, боженька, сделай се… Ну, ты в меру сил старайся им помогать, а то к другим богам обратятся, да все жертвы мимо нас пойдут! Ну, последние инструкции давал Ыгыз уже скороговоркой не терпелось в отпуск смыться… Так и остался старый колдун Нойдак за бога.

…и забыл показать-рассказать, где у меня самое важное для божеского дело хранится. Вот, смотри, Нойдак, на будущее будешь знать. Здесь хлопок божественный, им уши на ночь затыкают, а здесь воск им поверх замазывают, и ни одна сволочь своей молитвой не побеспокоит

Василий КУПЦОВ [B.91]

 

 
     
 

…в 41-м все они были детьми, но время неумолимо, и сегодня уже они последние свидетели самой страшной войны двадцатого столетия. Из осколков их детской памяти мы узнаём другую войну – войну, которую увидел маленький человек.

Светлана АЛЕКСИЕВИЧ, писатель: «Через сто, двести, даже пятьдесят или тридцать лет, людям уже не интересно, как одни люди героически убивали других. Интересно просто, что пережил такой же человек, как ты».

Станислав ЛЮБШИН, Народный артист России (в годы войны – 8 лет): «Первая бомбардировка Москвы – это страшно было. Было очень страшно, когда ночью прилетели самолёты, наши включили зенитчики прожектора и начали ловить немецкие самолёты. Поднялись аэростаты. А мы с бабушкой, у нас была икона, она меня брала за руку, мы вставали на колени и осеняли себя крестом, и она верила, что немцы в Москву не войдут. И когда немцев погнали от Москвы, она мне всё время говорила: «Вот, если бы не мы, то неизвестно, чем бы кончилось». [T.2.XXIX]

 

Марк Бернес всё-таки успевает записать «Журавлей» за несколько дней до своей смерти. 16-го августа 1969-го года на Новодевичьем кладбище прощаются с Марком Бернесом. И в этот день вместо похоронного марша звучат «Журавли» так завещал сам Бернес.

Известность эта песня обретёт позже – к 1970-му году – когда вся страна будет отмечать 25-ти летие Победы, «Журавли» уже станут любимой песней фронтовиков.

…особенно после «Журавлей». Песня была настолько популярной, что в партийные инстанции стали приходить анонимные письма с требованием запретить её исполнение: якобы она звучит как молитва, и её могут использовать верующие в своих пропагандистских целях. Волею случая некоторые эти бумаги попали к Брежневу, а, возможно, об этом рассказал ему и Расул Гамзатов, с которым они были дружны. Брежнев наложил резолюцию: «Исполнять можно, но не часто». [T.2.XXXII]

 

 
     
 

Свеча – древнейший символ молитвы – пламенной веры.

На Пасху в церкви поётся гимн, написанный ещё Царём Давидом. В нём есть такие слова: «Как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от Лица Божия, а праведники – да возвеселятся». [T.10.CCXXIX.1]

 

В стране, которая сейчас носит название Египет, тесная связь людей и животных установилась более семи тысяч лет назад. Связь людей и животных подтверждается многими историческими документами. Предки древних египтян почитали животных, от которых они зависели, в жизни и смерти.

…была ещё четвёртая и самая многочисленная группа, куда входили миллионы священных животных, которых хоронили на специальных кладбищах, таких как Саккара. Эти животные должны были передавать вести богам. Также как в наши дни паломники зажигают церковную свечу, древние египтяне использовали мумию животного, чтобы боги быстрее услышали их молитвы. [T.12.LVIII]

 

…самая поэтическая книга – «Книга хвалений» – «Псалтирь».

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, Института Востоковедения РАН: «Она, как книга, сложилась не сразу: в ней явно есть псалмы, которые Давид написать не мог…»

«Псалтирь» – это задушевный разговор человека с Богом – обращение к Творцу Небесному в самых разных обстоятельствах земной жизни: из глубины отчаяния, и с благодарственной хвалой, в скорби и радости, в скитаниях и благоденствии. Поэтому «Псалтирь» и стала универсальной молитвой на долгие века. Строки из неё и сегодня звучат в православных церквях на каждом богослужении. [T.10.DXXXVII.1]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «…однажды мне довелось слышать проповедь одного священника, который сказал замечательные слова. Он сказал: «Мы так иногда проповедуем и молимся, как будто мы хотим Богу дать урок философии». То есть, мы Богу объясняем, как Он устроен, и напоминаем Ему, чтобы Он об этом случайно не забыл. Часто религиозность, такая вот, глубокая, искренняя религиозность, она к этому и сводится – дать Богу урок философии, или богословия, или литургики, или чего-нибудь ещё». [P.125.399]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «Кто слов Закона слушать не хочет, у того и молитва – мерзость» (Притч. 28:9)

Значит, молитва сама по себе не работает, если человек не живёт по закону». [P.125.420]

*

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук: «И когда молитесь, не будьте похожи на лицемеров, которые любят молиться в синагогах или посреди улицы, напоказ перед людьми. Аминь говорю вам: в том и состоит их награда. А ты, когда молишься, войди в свою комнату, запри дверь и помолись Отцу своему втайне – и Отец твой, видя потаённое, тебе воздаст. В молитве не будьте многословны, словно язычники – им кажется, что если слов будет много, их услышат. Не подражайте им, ведь Отцу вашему известна всякая ваша нужда еще прежде, чем вы Его попросите». (Мф.6:5-8)

Молитва тоже может быть показной. Если милостыня в принципе больше к человеку обращена, то ведь молитва обращена полностью к Богу. И очень логичный переход: если ты перед людьми напоказ свою религиозность выставляешь, то даже когда ты будешь её обращать к Отцу, к Богу, то, всё равно, у тебя есть возможность так поступить. И некоторые люди так и делают». [P.125.528]

 

 
     
 

Врач и нейробиолог Эндрю Ньюберг десятилетиями изучал нейрофизиологию религиозных и духовных практик.

Dr. Andrew B. Newberg, Thomas Jefferson University Hospital and Medical College: «Во время медитации или молитвы люди обычно ощущают присутствие Бога и испытывают чувство единства с ним и с высшей реальностью. Мы часто наблюдаем изменение активности в теменной доле мозга: этот отдел помогает нам осознавать собственное Я и его взаимодействие с окружающим миром».

Исследования показывают, что во время переживания трансцендентного религиозного опыта, так называемые «божьи точки», на самом деле отключаются. Наука также помогает нам проанализировать повседневную жизнь верующего и доказывает, что ни один отдел мозга не отвечает за религиозное восприятие.

Dr. Andrew B. Newberg: «В религиозных и духовных практиках и опытах, таких, как молитва, медитация, говорение на неизвестных языках в состоянии транса, задействованы самые разные части мозга. Думаю, этим и объясняется многообразие проявлений того, что религии и духовность дают людям». [T.21.LXX.26]

 

 
     
 

…говорил мне, что надо молиться, что Божья Матерь наша покровительница, она заботится о сиротах. И я ей молилась, а Сын Её меня вовсе не интересовал. Думаю, что все это внушили брату монахини. Когда Витек умер, я молилась, чтобы он воскрес, но этого не произошло. Тогда, после смерти Витека, у меня с Девой испортились отношения. Я перестала молиться. А потом она мне приснилась: ничего особенного, погладила по голове, и мы помирились.

*

Несчастная племянница моей жены, Циля, в шестилетнем возрасте стояла на деревенской улице, в толпе, польская крестьянка держала её за руку, а все местные евреи были заперты в сарае, который собирались поджечь. Девочка молилась Богу, чтобы он спас её мать. Но сарай подожгли, и восемьдесят человек вместе с её матерью и сёстрами сгорели. Цилю спрятали добрые католики, она пережила войну и уехала в Израиль. Девочка была из очень религиозной семьи, но с тех пор ни разу не вошла в синагогу: если Он есть, Он передо мной виноват, и я Ему не прощаю, а если Его нет, чего о Нём говорить…

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]