ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

Bifurcatio (распутье дорог)

СБОРНИК 06_5

 
     
 

dīvortium (dīvertium C), i n [diverto] 1) точка расхождения, раздвоения (aquarum LM, C etc.); распутье (d. itinerum L); 2) разногласие (d. doctrinarum C); 3) граница, рубеж (d. inter Europam et Asiam T): veris et hiemis d. Col переход от зимы к весне, предвесенняя пора; 4) расторжение, разрыв (rerum Ap); расторжение брака, развод (cum uxore Su): d. facere cum aliquā C развестись с кем-либо. [B.32]

 

Pỹthagorās, ae m Пифагор, греч. философ середины VI в. до н.э., родом из Самоса, основатель пифагорейской школы в Кротоне C, L, Ap etc.: littera или bivium Pythagorae Aus, Lact = ¡ (как символ распутья двух дорог: добродетели и порока). [B.32]

 

ambi-vium, ī n [via] развилина дороги, распутье Vr. [B.32]

 

bi-vium, ī n [bis + via] 1) распутье двух дорог V, L, Fl, PM; 2) двоякий способ, два пути (b. dare alicui ad aliquid Vr): in bivio distineri О оставаться на распутье. [B.32]

 

bi-vius, a, um [bis + via] имеющий два пути, двухдорожный (fauces V). [B.32]

 

quadrivium, ī n [quattuor + via] 1) перепутье четырёх дорог, перекрёсток Ctl, J; 2) квадривий (учебный цикл из четырёх математических наук: арифметики, музыки, геометрии и астрономии) Boët. [B.32]

 

compitum, ī n [competo] (преим. pl.) перекрёсток, распутье, перепутье C, V, N etc.: c. Anagnīnum L пересечение via Lavicana и via Praenestina. [B.32]

*

compitālis, e [compitum] находящийся (установленный) на перекрёстках, относящийся к перепутью (lares Vr, Su). [B.32]

 

ἀπο-τομή ἡ 1) отрезание, отрубание…; 2) отрезок, часть…; 3) расщепление, разветвление…; 4) перекрёсток, распутье Polyb. [B.169]

 

διασχισθέντες τρίβῳ Xen. разделённые тропинкой, т.е. идущие разными дорогами, оторвавшиеся друг от друга

 

δί-στομος 2 1) имеющий два отверстия или входа; 2) имеющий, два устья; 3) раздваивающийся: ἔνθα δίστομοι συμβάλλουσιν ὁδοί Soph. где сходятся две дороги; 4) обоюдоострый (φάσγανον Eur.). [B.169]

 

( סָר ) [sār] сворачивать (с дороги), уклоняться, отступать (от правильного пути); уходить прочь [B.18]

 

 
     
 

Николай КОРОНОВСКИЙ, доктор геолого-минералогических наук: «…процесс возникновения землетрясений нелинейный. Как говорил академик Арнольд, наш знаменитый математик: «Малое шевеление в нелинейных уравнениях приводит к бифуркации».

Что такое бифуркация? – Это катастрофа. А что значит «шевеление»? – Мельчайшее изменение». [T.10.CI.117]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «В сущности, всю историю России можно представить как набор развилок, на каждой из которых она могла свернуть на азиатскую дорогу. Это точки выбора, точки бифуркации. Давайте всё-таки остановимся на них и объясним, что такое точка бифуркации и что в ней происходит».

Леонид БОРОДКИН, доктор исторических наук, профессор МГУ: «Тогда нам надо обратиться к синергетике. Это одно из наиболее крупных направлений современной науки, междисциплинарной, системной. Ну, синергетика происходит от греческих терминов «син – эргия» – это «совместное действие». Это такое новое направление, возникшее ну лет сорок назад или даже меньше, возникшее в естественных науках. Но затем эта новая концепция заинтересовала многих представителей и социально-гуманитарного знания. И, например, Лотман стал одним из тех крупных учёных – гуманитариев, которые увлеклись этой идеей. Она говорит о том, что мир не линеен, мир входит периодически в состояние хаоса. И законы этого нелинейного развития, законы возникновения альтернатив, они универсальны, они относятся как к наукам естественного цикла, так и к наукам о человеке. Точка бифуркации – это точка, из которой случайный фактор по какой-то мелкой совершенно причине может вывести систему на одну из возможных траекторий». [T.10.LI.10]

 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…это старое высказывание, что взмах крыла бабочки…».

Роман ВИЛЬФАНД, кандидат географических наук, директор Гидрометцентра России: «…это, вот, замечательный учёный, математик Эдвард Лоренц (англ. Edward Norton Lorenz), это великий учёный, он разработал «Теорию Баттерфляй», это когда взмах крылышек бабочки влияет на… Это абсолютно точно, это так называемая «отрицательная вязкость». Наш замечательный учёный, академик Обухов, он немножко другие ассоциации предложил: «Вот выходит девушка на крылечко, махнёт – значит, две абсолютно одинаковые атмосферы, – платочком махнёт и через несколько дней атмосфера полностью изменится». Конечно, это на самом деле не совсем так, вот, устойчивость атмосферы на несколько порядков больше, чем возмущение, но, иногда, это так бывает. Кстати, «Идеология Баттерфляй», она связана ещё с, вот, решение системы, уравнение, которое описывает циркуляцию, до какого-то момента времени идёт по понятной траектории, а затем доходит до некой точки, – точки бифуркации – и дальше раздваивается. И именно вот эти вот ассоциации напоминают крылышки бабочки, если в пространстве их описать. И это значит, что, на самом деле, атмосфера полностью никогда не будет предсказуема». [T.10.LI.29]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…а ещё росписи, тексты, документы сохранили историю о том, что из храма, который специально построили царские художники (художник, делавшие гробницы в Долине царей) выносили реликварий с изображением Аменхотепа Первого, и это был «божественный оракул», который, так или иначе, отвечал на вопросы.

Как египетский оракул отвечал на вопросы, мы не знаем, потому что текст говорит следующее: вынесли статую, подносятся два взаимоисключающих утверждения (украл / не украл). И в тот момент, когда подносится необходимое, пишется каждый раз следующее «…и тут бог дважды утвердительно кивнул». Что имеется ввиду? – Качнулась (ли) статуя? – Это абсолютно ушедшая в прошлое тайна египетского божественного оракула. Но именно оракул был верховным судом, и ему подчинялся высший государственный суд в том случае, когда это было необходимо». [P.125.621]

 

От Дуная кимвры двинулись дальше. Но куда? Как они нашли правильный путь? Тогда не было ни карт, ни компаса. Германцы не умели ориентироваться по звёздам. Наверное, кимврам помогали их разведчики и торговцы: они рассказывали, где и чем можно поживиться. Если германцы не знали, что делать дальше, куда идти, то по их древней традиции всё решал Оракул. Говорят, что дорогу указывали камень и свежая кровь пленённых. [T.10.XCIX.2]

*

cōnsultum, ī n [consul] 1) определение, постановление (совещательного органа): senatūs consultum (сокр. SC) C, Cs etc., реже c. patrum H, PM сенатское постановление (обязательное, в отличие от senatūs auctoritas); 2) решение, мероприятие, план (virorum fortium facta et consulta C; magna consulta T): ex consulto rhH преднамеренно; 3) изречение оракула (consulta petere V). [B.32]

*

τοῦ θεοῦ φήμη Soph. ответ бога, т.е. оракул

 

λόγιον τό 1) изречение оракула, прорицание Her., Eur., Thuc.; 2) речь, слово (τὰ λόγια τοῦ θεοῦ NT). [B.169]

 

 
     
 

Это служение и образ жизни базировались на трёх важных принципах – Призвание, Любовь к Богу и Целомудрие.

Father José María Recasens, Monastery of Poblet: «Нужно Призвание, чтобы быть монахом. Иметь призвание – означает обладать особой склонностью к этому образу христианского служения, когда вы чувствуете после испытательного срока, что смирились с такой жизнью. То есть «Быть призванным» означает любить Иисуса Христа, – не так ли? Все люди состоят из плоти и крови, и мы, – монахи, – не исключение. И конечно монашеский образ жизни сам по себе не означает, что Целомудрие уже достигнуто. Нужно бороться с самим собой, противостоять искушениям, чтобы примирить себя с выбором, который ты сделал. Я ни за что не откажусь от этого». [T.10.CLXXVI]

 

Свобода выбора, вспомнил Кеша школьную мантру, есть не что иное, как осознанная необходимость сделать его правильно. К счастью, современная жизнь редко посылает нам серьёзные дилеммы.

В. ПЕЛЕВИН [B.51.22]

 

 
     
 

…наша история начинается задолго до этого: первые признаки жизни на Земле появились около трёх миллиардов лет назад. В какой-то момент этого далёкого прошлого жизнь разделилась на две формы: одна из них – белковая форма – породила животный мир, из которого произошёл и человек; другая – углеродная форма жизни – породила менее изменчивый мир растений. На определённом этапе они обзавелись плодами и цветами, и это объединило растительный и животный миры – появились крылатые агротехники. Это взаимовыгодный обмен: нектар и плоды в обмен на семена и пыльцу. Когда Земля поросла лесами, преобразование её атмосферы пошло новыми темпами. Мы сами существуем лишь благодаря выделяемому лесом кислороду, которым мы дышим, и который защищает нас от вредного воздействия ультрафиолета. [T.10.CCCXXXVII]

 

 
     
 

Сергей МЕДВЕДЕВ, кандидат исторических наук: «…то есть вот эта вот развилка намечается в середине семнадцатого века, что Аввакум – это некая, такая дорога национального государства, которой пошли на Западе протестанты, создав национальные государства, а Никон – это, как раз «дорога империи», создания, так сказать, православного царства».

Александр ПЫЖИКОВ, доктор исторических наук: «Все ресурсы страны брошены для удовлетворения имперских амбиций. Эти имперские амбиции определяли все действия верховной власти и правящей бюрократии того времени. И русский народ, выразителем взглядов которого был (протопоп) Аввакум и его сподвижники, они оказались жертвами, фактически вот этих новых взглядов, новых устремлений правящей элиты». [T.10.LI.84]

*

Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы: «…то есть произошла очень интересная метаморфоза дело в том, что Пётр Первый оказался перед выбором, очень жёстким выбором: или модернизация, но тогда нужно было менять схему отношений «Церковь – Государство», и тогда было два варианта – или отказаться от проекта, но тогда мы теряли выходы к морям и, вероятно, будущее историческое, либо менять христианство в России, но тогда должны были произойти очень болезненные события. И благодаря тому, что при Патриархе Никоне начались реформы, которые породили «раскол», которые, действительно, до сих пор, как тяжёлая рана, в России мы переживаем эти события, тем не менее, сама возможность изменений, причём изменений, которые опираются на какие-то рациональные аргументы, не обязательно верные, но, по крайней мере, рациональные, она была заложена. И из Церкви ушла та часть, которая была готова сжигать себя, потому что какие-то там обряды, допустим, как им казалось, а может быть совершенно справедливо, Никон вводил новые. И вот когда пришёл Пётр, сын Алексея Михайловича, внутри Церкви была уже некоторая готовность как-то меняться, а потом произошли вот эти метаморфозы, когда Духовная коллегия (это такой протестантский вариант), всё-таки получила сначала название Синода, потом в течение нескольких десятилетий благодаря трудам митрополита Платона (Левшина), Филарета Московского обрела статус, ну, по своей сути органа Церковного управления». [T.10.LI.83]

 

 
     
 

…примером участия Господа в судьбе народа Израиля – знаком милости Создателя – стал праздник Пурим. Он установлен не Торой, а раввинами в память о трудном периоде в истории иудеев, и о чудесном спасении народа от уничтожения.

Раввин Йосеф Херсонский: «Название праздника «Пурим» происходит от слова «пур» – «жребий». Сановник персидского царя Артаксеркса Аман бросал жребий чтобы выбрать дату уничтожения ненавистного ему еврейского народа. В эту самую дату он был повешен. События эти описаны в «Мегилат-Эстер», «Свитке Эсфирь» (или «Книги Эсфирь»), чтение которой является одной из главных заповедей Пурим». [T.10.CCXXIX.7]

*

Пурим (פּוּרִים), праздник, согласно библейской книге Эсфири (9:20 - 32), учреждённый Мордехаем и Эсфирью в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова «пур» (аккадское «пуру» – «жребий»), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7).

 

 
     
 

В первом веке ещё были живы многие участники и свидетели событий, живы были и ближайшие родственники Иисуса, жива была и сама Мириам. После смерти и Воскресения Учителя апостолы Пётр, Иаков и Иоанн выбрали в епископы Иакова, двоюродного брата Иисуса, и он возглавил Иерусалимскую общину.

Для апостолов Воскресение Иисуса – это то эсхатологическое событие, о котором возвещали пророки Израиля. Поэтому ученики Христа призвали всех иудеев признать, что они и есть истинный Израиль – община Нового Завета. И тут они столкнулись с упорной, непрекращающейся враждой официального иудаизма. Тогда апостолы образовали особую группу, существовавшую внутри иудаизма, наряду с другими иудейскими сектами. Но они оставались верными предписаниям Закона, храмовому богослужению.

В 49-м году на Иерусалимском Соборе был узаконен обычай, согласно которому христиане, обращённые из язычников, «языкохристиане», должны были соблюдать лишь заповеди, данные Ною – числом семь: они не обязаны были совершать обряд обрезания и выполнять другие предписания иудейского Закона. Многие иудеохристиане не были согласны с таким решением. Апостол Павел держался крайних позиций, он считал, что и сами иудеохристиане не обязаны придерживаться древних правил, например, могут не соблюдать запрет есть вместе с язычниками, а разделять трапезу с христианами из необрезанных.

Это как раз и стало причиной спора, возникшего в Антиохии в том же 49-м году. По мысли апостола Павла, обрезание, соблюдение субботы и храмовое богослужение отныне упразднялись даже для иудеев, и христианство высвобождалось из иудейской политико-религиозной среды навстречу другим народам. Помните видение апостола Петра на крыше дома кожевника в Яффо – ему спускается с неба полотняный сосуд с животными, считающимися «нечистыми» для иудеев, и сопровождается это зрелище возгласом: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!».

Именно здесь и наметилась развилка – Иерусалимская церковь не порывала с иудаизмом, а учение апостола Павла вело к этому разрыву, который и произошёл вскоре, но уже после смерти Павла.

Разрыв углубился, когда в 70-м году римляне разрушили Иерусалимский Храм. После поражения восстания Бар-Кохбы около 140 года разрыв оформился окончательно. Прежде иудеохристиане жили в Пелле и других городах Заиорданья, теперь Палестина эллинизировалась, иудеохристиане стали покидать Ближний Восток. С конца второго столетия иудеохристианство на Востоке – в Палестине, Аравии, Иордании, Сирии и Месопотамии – вообще угасло. Последние иудеохристианские общины пять веков спустя были поглощены исламом. В современном христианстве заметны лишь редкие «археологические» остатки в богослужении в Эфиопской и Халдейской Церквах.

Существует множество книг на эту тему. Самое удивительное, что древнейшие иудео-христианские литературные памятники мало чем отличаются от мидрашей – особого литературного жанра толкований текстов, которые составляли раввины того времени. В произведениях таких церковных писателей, как Варнава, Иустин, Климент Александрийский и Ириней, ещё присутствует иудейская традиция.

Период сосуществования иудейского и греческого христианства закончился в IV веке. С этого времени нееврейская христианская церковь стала могущественной, она приняла греко-римскую форму, она стала религией империи. В современной церкви нет места еврейской церкви. Христианство, которое существует в наши дни, это христианство греческое. Оно отторгло от себя еврейские течения. Еврейская традиция, связанная со строгим монотеизмом, проявилась скорее в исламе, который тоже представляет собой своего рода интерпретацию иудеохристианской религии. Именно иудеохристианская церковь предлагает возможности для будущего диалога в трёх направлениях – иудаизма, ислама и христианства.

Уход евреев – незаживающая рана христианства. Греческая, византийская составляющая во многом исказила сущность первоначального христианства.

В первом веке новой эры, в переходный, острейший и определивший дальнейшие судьбы мира период, между иудеями и христианами ещё нельзя провести чёткой границы. Они ещё вместе в богослужебном общении и в сотворчестве. Они ещё иудеохристиане – одна Тора, одна Псалтирь, одни и те же благодарения и прошения к Господу. Даже тексты Евангелий ещё не сложились. Новый побег маслины ещё не отрублен от ствола мечом апостола Павла.

*

Мы знаем, что многие современные христиане не совершают совместных богослужений, потому что исторически они разделились из-за богословских разногласий. Когда-то единая церковь была разделена на три главные – католическую, православную и протестантскую. Но есть ещё множество малых церквей, некоторые насчитывают всего несколько сот членов, но с другими христианами у них нет литургического общения – они не молятся вместе, не совершают совместных богослужений. Такие расколы в среде христиан – схизмы – иногда были очень острыми и даже приводили к религиозным войнам.

У евреев тоже был такой раскол в конце XVIII века. Тогда возникло два течения – хасидов и традиционалистов – митнагдим. Они друг друга не признавали, хотя до войны дело никогда не доходило. Еврейские жители Польши принадлежали главным образом к хасидскому миру, а Вильно (так тогда называли Вильнюс) оставался городом «традиционным». Хасиды были мистиками, впадали в молитвенный экстаз, к тому же придавали большое значение изучению Каббалы и ожидали скорого прихода Мессии. Последнее роднит хасидов с некоторыми христианскими сектами.

*

А потом в четвёртом веке, после Константина, дочерняя церковь замещает собой материнскую. И уже не Иерусалим оказывается «праматерью» церквей, и «кафоличность» теперь означает не «единство», не «соборность», не «всемирность», а всего лишь «верность Риму». Греко-римский мир отворачивается от своего источника, от первоначального христианства, которое унаследовало от иудаизма его установку на «ортопраксию», то есть на соблюдение заповедей, на достойное поведение. Быть христианином теперь означает по преимуществу признавать «доктрину», которая исходит из Центра. И с этого момента Церковь не вечный союз с Богом евреев, возобновлённый в Иисусе Христе как союз с Богом всех народов, последовавших за Христом, и тем самым подтверждение верности первому, Моисееву Завету. Христианские народы вовсе не Новый Израиль, они – Расширенный Израиль. Все вместе мы, обрезанные и необрезанные, стали Новым Израилем, не в том смысле, что отвергли Старый, а в том, что Израиль расширился на весь мир. И речь идёт не о доктрине, а только об образе жизни.

Людмила УЛИЦКАЯ [B.160.1]

 

 
     
 

Алексей МАСЛОВ, доктор исторических наук, академик РАЕН: «…классический индийский буддизм, также как и ранние школы китайского буддизма, отрицали какие бы то ни было «деяния». То есть, монах должен жить в монастыре, он должен медитировать-молиться, заниматься работами по благоустройству монастыря, иногда общаться с мирянами, но он, собственно, ничего не должен делать.

И, вот, чань-буддизм провозглашает, что есть «два пути», которые идут параллельно. Первый – это через Принцип, то есть через изучение буддистских принципов – это обучение, по сути дела, и теории, и практике буддизма. И есть «деяния», когда человек должен выйти за рамки монастыря, за стены монастыря и начать проверять себя на практике. И «деяния» – это то, насколько ваше сознание способно выдержать испытание этим миром. Из-за этого сразу же в Китае, особенно это распространилось в четвёртом-восьмом веках нашей эры, появляется тип странствующих монахов, которые, обычно, называли «воды и облака», то есть нечто проскальзывающее, ускользающее. Типаж монаха с монашеским посохом – называется «киркара» – вот с этим монашеским посохом, на котором висели колокольчики, чтобы он бил этим посохом и все разбегались, чтобы ни одно живое существо не попало случайно под посох этого монаха. Вот этот типаж как раз чань-буддистского странника.

Ведь понимаете, довольно просто быть Просветлённым в монастыре, и жить в монастыре не сложно, если вы привыкли к этой дисциплине, а попробуйте соблюдать состояние «Чистоты сознания» в обычной жизни, которая постоянно тревожит вас. Вот это испытание, или Верификация просветления, она была очень важна. Первоначально это начиналось с того, что Просветлённые Учителя посылали своих учеников к другим Учителям, даже к тем Школам, которые, в известной степени, теоретически враждовали между собой в области теории». [T.10.CI.120]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ