ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО |
||||||||||||||||||||||||||
ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ |
|
|||||||||||||||||||||||||
АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо). |
||||||||||||||||||||||||||
Medium – Медицина 2 |
||||||||||||||||||||||||||
panacēa, ae f (греч.) панацея, баснословное всеисцеляющее растение V. [B.32] * от имени древнегреческой богини др.-греч. Πᾰνάκεια «Панакия, Всеисцелительница», далее из πᾶν (παντός) «всё, всякий» и ἀκέομαι «лечить, исцелять» * Πᾰν-άκεια (ᾰκ) ἡ Панакия, «Всеисцелительница» (дочь Асклепия) Arph. [B.169] πᾰν-ᾰκής 2 всеисцеляющий (φάρμακον Anth.). [B.169] Πάν, v.l. Πᾶν, Πᾱνός ὁ Пан (сын Зевса или Гермеса, козлоногий и рогатый бог лесов, пастбищ и скота, изобретатель пастушеской свирели, чтившийся преимущ. в Аркадии): οἱ Πᾶνες Theocr., Arph. дети Пана, т.е. Σάτυροι HH, Her. etc. [B.169] ἀκέομαι (ᾰκ) 1) лечить, исцелять, залечивать…; 2) чинить, приводить в порядок…; 3) утолять…; 4) искупать, заглаживать…; 5) помогать, облегчать…[B.169]
|
||||||||||||||||||||||||||
ēlīdo, īsī, īsum, ere [e + laedo] 1) выталкивать…; 4) исцелять, вылечивать…
sāno, āvī, ātum, āre [sanus] 1) лечить, излечивать, исцелять (aliquem Nep; tumorem C; avaritiam Sen); заживлять (vulnus PM); оздоровлять (partes aegras rei publicae Sen); образумить (mentes consceleratas C); 2) прекращать, пресекать (discordias L); улаживать (sanatā simultate Ap); утолять (dolores Prp); устранять (curas Tib, Prp); утешать, ободрять (animos consolatione Cs; littěrae tuae me sanaverunt C); 3) искупать (scelus SenT); возмещать, поправлять, вознаграждать (incommŏdum majoribus commodis Cs). [B.32]
sānitās, ātis f [sanus] 1) здоровье (sanitatem aegris medicina promittit CC); 2) здравый смысл, рассудительность, разумность, благоразумие: ad sanitatem redire C (reverti Cs) образумиться; aliquem ad sanitatem reducere C (revocare bAl, Pt) образумить кого-либо; sanitate vacans C безрассудный; 3) трезвость, спокойствие, уравновешенность (orationis C); 4) прочность, надёжность, полнота (s. victoriae T); правильность (metri Macr). [B.32]
ἰᾱτήρ, эп.-ион. ἰητήρ, ῆρος (ῑ) ὁ врач, целитель (νόσων Pind., Theocr.; κακῶν Hom., Soph.; πένθεος Anth.)…[B.169] ἰᾱτορία, ион. ἰητορίη (ῑατ) ἡ искусство врачевания, медицина Soph., Anth. [B.169] ἰᾱτρική, ион. ἰητρική (ῑᾱ) ἡ (sc. τέχνη) искусство врачевания, медицина Her., Plat., Arst., Sext. [B.169] ἰᾱτρός, эп.-ион. ἰητρός ὁ, редко ἡ (ῑ, редко ῐ) 1) (тж. ἰ. ἀνήρ Hom. и φὼς ἰ. Aesch.) врач…; οὐ χρείαν ἔχουσιν οἱ ἰσχύοντες ἰατροῦ, ἀλλὰ οἱ κακῶς ἔχοντες погов. NT не здоровые нуждаются во враче, а больные; 2) перен. (ис)целитель…[B.169]
καθαρίζω 1) очищать (τὸ ἐντὸς τοῦ ποτηρίου NT); 2) исцелять (λεπρούς NT); 3) перен. очищать, освобождать (ἑαυτὸν ἀπὸ παντὸς μολυσμοῦ NT). [B.169]
φάρμᾰκον τό 1) зелье, снадобье, (волшебное) питьё…; 2) лекарство…; 3) средство, способ…; 4) отрава, яд…; 5) красящее вещество, краска…[B.169]
χειρ-ουργική ἡ (sc. τέχνη) хирургия Diog.L. [B.169] χειρ-ουργός ὁ 1) исполнитель приговора (φύλαξ καὶ χ. Plut.); 2) хирург Plut., Anth. [B.169]
|
||||||||||||||||||||||||||
ἰᾱτρός, эп.-ион. ἰητρός ὁ, редко ἡ (ῑ, редко ῐ) 1) (тж. ἰ. ἀνήρ Hom. и φὼς ἰ. Aesch.) врач; ἰ. ὀφθαλμῶν Her. глазной врач; ἰ. ὀδόντων Her. зубной врач; ἰατρῶν παῖδες Luc. = ἰατροί; οὐ χρείαν ἔχουσιν οἱ ἰσχύοντες ἰατροῦ, ἀλλὰ οἱ κακῶς ἔχοντες погов. NT не здоровые нуждаются во враче, а больные; 2) перен. (ис)целитель (πόνων Pind.; κακῶν Aesch.; τῇς πόλεως Thuc.; τῆς ἀμαθίας Plat.; ψυχῆς νοσούσης Plut.). [B.169] ἰᾱτρεία (ῑ) ἡ тж. pl. 1) лечение (φυτὸν προχειρότερον εἰς ἰατρείαν Arst.): τυχεῖν τῆς ἰατρείας Plut. пройти курс лечения; 2) перен. исцеление, исправление (ἐπιθυμίας, τῆς ἁμαρτίας Arst.). [B.169]
Татьяна СОРОКИНА, доктор медицинских наук: «…поселился Асклепий на острове Кос у берегов Турции. Он там женился на Эпионе и у него были дети, которые тоже были врачами. В греческой мифологии Асклепия всегда изображают с посохом, обвитым змеёй. Посох – это знак врача-путешественника, потому что в Древней Греции все врачеватели недолго жили в своём родном городе и на одном месте: они обычно кочевали из одного селения в другое, и для этого нужна была палка для ходьбы. …замечательный портал храма Асклепия в Эпидавре. Внутри этого храма находилась огромнейшая скульптура бога Асклепия. И некоторые очевидцы в своих воспоминаниях или заметках, которые потом появятся в литературе Древней Греции, писали, что когда входишь в этот храм, кажется, что если этот бог встанет, то крыша разразится над ним. Он был очень большим. И вот в этом Храме больные проводили ночь. И свои сны они рассказывали жрецам, и потом жрецы пытались очень искусно использовать эти сны для версии своего лечения. Но, в любом случае, врачевание в храмах было естественным. Оно было обличено вот в эту форму религиозного культа, но сами целебные средства были природными – это свойственно для культуры Древней Греции – это стихийный материализм древних». – есть мнение, что слово «Врач» произошло от слова «врать»… Татьяна СОРОКИНА, доктор медицинских наук: «…вы начали со слова «Врач», которое является словом русского языка. В Древней Греции врачеватель назывался «Ятрос / ιατρός», отсюда место, где он этим занимался, называлось «Ятрейя». И отсюда происходит «Психи-ятрийя» (ψυχή + ἰατρεία), «Педи-ятрийя» (παιδός + ἰατρεία) – понятно происхождение этих слов? Поэтому в Древней Греции такой аналогии, как вы предположили, не было и быть не могло». * Татьяна СОРОКИНА, доктор медицинских наук: «…на Ионийском побережье, на территории современной Турции, на её западном берегу располагался город Милет, который почитается как родина древнегреческой философии. …особенно интересует Левкипп из этого города Милета, который впервые произнёс, что всё в мире состоит из атомов – неделимых мельчайших частиц, и, конечно Демокрит из Абдер, который, будучи учеником Левкиппа, создал стройную атомистическую теорию, или систему античной атомистики. Именно она была в основе развития естественного представления о мире и врачевания этого периода. В Древней Греции считали, что все болезни можно разделить на две большие категории: те болезни, которые являются общими для всех людей данной местности – возьмём, например, такой случай – в воде данного региона не хватает йода, и у всех могут быть проблемы, как вы догадываетесь, со щитовидной железой. Общие причины требовали общих подходов к врачеванию, но было очень много болезней, которые древние греки определяли как индивидуальные, которые зависят от образа жизни каждого. И, вот, образу жизни в Древней Греции придавали величайшее значение. И, если, в эти две группы болезней болезнь не укладывалась, ну, возьмём, такое великое бедствие как мощное инфекционное заболевание – возьмём чуму – её нельзя объяснить ни первым, ни вторым, и вот только тогда выступали на первый план «боги», и тогда эта причина относилась к Гневу богов или к Воле богов. Ну, например, как сказано в «Иллиаде»: «Аполлон наслал «чуму» на войско Ксеркса…» – всё понятно – это сделал Аполлон…» *
Татьяна СОРОКИНА, доктор медицинских наук: «…по мнению древних греков, внутри организма существовали четыре телесные сока – это кровь, флегма (или слизь), желтая желчь и чёрная желчь. Вот, обратите, пожалуйста, внимание, у нас есть кровь, у нас есть слизь и у нас есть жёлтая желчь, но у нас в организме нет чёрной желчи, как самостоятельной субстанции. По всей вероятности греки видели желчь в двух ипостасях: в здоровом виде она была жёлтая, при заболеваниях она была тёмная, и, поэтому, они решили, что это две разные субстанции. И вот на этом представлении о четырёх телесных соках и строилось их понимание здоровья и болезней. Если все эти субстанции находятся в равновесии – «дэмократия признаков», – то человек здоров. Если же наступает «монархия» одного из них – крови, или слизи, или желчи, – то возникает соответствующая болезнь. Болезнь – это природное явление, и врач должен быть помощником Природы – он должен помочь восстановить утраченное равновесие, используя, опять же, силы природы: режим, целебные травы, приёмы психического воздействия и так далее. То есть представление о здоровье и представление о лечении имели стихийно-материалистическую основу. Впоследствии Аристотель свяжет эти четыре субстанции с четырьмя Великими Первоначалами Мира: Кровь он свяжет с Воздухом, Воду с Флегмой, Желчь жёлтую с Огнём, а Желчь чёрную с Землёй. И тогда, как бы, человек является продолжением того окружающего мира, в котором он живёт.
…у каждой школы были свои особенности в развитии. Ну, например, Кротонская (медицинская) школа понимала организм, как единство противоположностей, и поэтому болезни лечила, используя «противоположное»: допустим, если слишком много жара, нужно использовать холод. И, впоследствии, уже в Риме, в латинской версии это будет звучать как «contraria contrariis curantur» – «противоположное излечивается противоположным» – это главный принцип аллопатической медицины. Кроме того, в этой школе изучали строение тел животных. И алкмеон, который признаётся одним из выдающихся представителей этой школы, считается первым человеком, который дерзнул рассекать тела животных и изучать их анатомию. Заранее вам скажу, что в Древней Греции до Александра Македонского, до эллинистического периода анатомию не изучали: врачи не вскрывали тел умерших людей. …самыми важными моментами в Косской (медицинской) школе был интерес к единству человека с окружающим миром. Греки считали, что Человек тесно связан с Природой, и потому «Physis» его целительных сил – внутренних сил человека – очень мощный инструмент лечения болезни. Они также придерживались представления о «Четырёх целебных соках» и особое внимание уделяли врачебной этике. Врачебная этика и Косская школа неразделимы между собой. …интересно упоминание Диокла из Кариста, современника Гиппократа. Он спорит с Гиппократом в отношении работы, которая называется «Афоризмы». «Что ты пишешь Гиппократ? – спрашивает он…» и он с ним не согласен, и он с ним спорит. Ну, и, конечно, ещё одно упоминание у Аристофана. Поэтому Гиппократ – реальная фигура, но проблема заключается в том, что до нас не дошло ни одного текста, который был бы подписан именем «Гиппократ». …под этим платаном студенты медицинских вузов, выпускники медицинского факультета, греческих факультетов приносят «Клятву». В греческие времена «Клятва» существовала у всех профессий: у строителей, у архитекторов, у купцов, у медиков, у врачей. «Клятва» – это гарантия защиты пациента от плохой работы врача, и гарантия защиты врача от нападок, необоснованных нападок пациента. «Клятва» в Древней Греции начиналась со слов: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, и всеми врачами и богинями, беря их в свидетели… …далее: «Я ни в коем случае не буду делать сечение у страдающих каменной болезнью». То есть – я не делаю хирургических операций. Почему? – Древние греки не вскрывали трупов, и понятие «хирургия» в Древней Греции означало «руко-действие»: «χείρ» – «рука», «ἔργον» – «действие». В основном – это травматология – это лечение ран, ушибов, переломов, вправление вывихов, лечение ран на войне. И греческая хирургия классического периода – это травматология. Очень многие вещи в этой клятве сегодня кажутся нам в их истинном виде, в их формулировке, неприемлимыми. Но там есть основополагающие моменты… …высочайший расцвет Греции классического периода обусловил очень важные моменты в последующем развитии медицины Европы. Материалистическое понимание здоровья и болезни, использование природных средств для лечения болезни, умение понимать больного и со вниманием относиться к нему – всё это сделало греческую медицину базисным уровнем для последующего развития. И наивысшего внутреннего расцвета эллинская, или греческая медицина достигла именно в этот период истории – в век Гиппократа, в век Эсхила, Эмпедокла, Сафо, Софокла и многих других величайших умов Греции этого периода. В заключительном периоде истории Древней Греции греческая культура и греческая медицина вышли за пределы собственно Греции, это связано с завоевательными походами Александра Македонского. …и для нас с вами очень важен итог этого великого похода Александра на Восток. С одной стороны греческая культура и греческая медицина были принесены во все восточные земли, вплоть до Индии. С другой стороны, замечательная индийская анатомия и индийская хирургия были принесены на Запад. И египетская культура также оказала влияние на последующее развитие медицины после Александра. Самым важным центром медицины после Александра стала Александрия – Александрийский мусейон. Птолемеи создали Александрийскую библиотеку, там был ботанический и зоологический сад, обсерватория и, даже, анатомический театр. Птолемеи разрешили вскрывать трупы умерших. Притом они дозволяли, и даже отдавали на вивисекцию – на живосечение – приговорённых к смерти преступников. Потому что поначалу врачи думали, что правильной является анатомия только живого тела. И, вот, первые вивисекторы, которые работали в Александрийском Мусейоне, это Герофил и Эрасистрат. Они описали очень многие структуры, они развивали хирургию, которая вышла за пределы травматологии. И получилось так, что, в конце концов, этот синтез греческой медицины, египетской медицины и мумификации, индийской анатомии и хирургии, и многих других народов Востока, дали тот всплеск медицины, который носит название «медицина эпохи эллинизма». И именно в этот период медицина этой эпохи достигла наивысшего расцвета за всю историю Древней Греции. Вот, историки пишут так, что в Древнюю Грецию не надо идти для того, чтобы обучиться медицине, туда нужно идти для того, чтобы правильно понимать и укреплять суждение истины: искать связь между природой и человеком. Это возвышает ум, это даёт философские основы для развития последующих наук, и позволяет познать ошибки и удачи предшествующих поколений. Древнегреческая медицина оказала величайшее влияние на всё последующее развитие, и Рим, который захватит территорию Древней Греции, полностью воспримет эту медицину, эту мифологию, эту философию. И с тех пор она станет уже достоянием более широких территорий, многих народов Европы, и ляжет в основу европейской, а вместе с ней и мировой медицины. …это замечательная индийская анатомия, потому что в Индии никогда не запрещалось вскрывать трупы. Они брали труп умершего человека низшей касты, помещали его в клетку, опускали в реку на семь дней. Труп мацерировался, набухал, после этого его вынимали и при помощи скребков спокойно изучали анатомию. В Индии знали различные обезболивающие средства. Там проводили замечательные операции ринопластики… …индийская анатомия, индийская хирургия в сочетании с египетской мумификацией, которая тоже давала определённые знания об анатомии и о строении человеческого тела…» [T.10.CI.96]
Александр ИВАНОВ, аспирант, м.н.с. УрФУ, автор научно-популярного канала «Химия – Просто»: «…рвота – это способ освободить организм от содержимого желудка против сил тяжести и направления нормальной перистальтики желудочно-кишечного тракта. Рвотные лекарства имеют долгую и славную историю. Геродот сообщал, что древние египтяне ежемесячно использовали рвотное для поддержания своего здоровья. А Гиппократ советовал регулярно вызывать рвоту. Раньше считалось, что все болезни рождаются от нарушения равновесия между кровью, желчью, чёрной желчью и слизью. Соответственно равновесие можно было восстановить при помощи рвоты, поноса, потения и слюноотделения. Если что-то течёт из ваших пор или фонтанирует из ваших естественных отверстий, то это приводит к равновесию». [P.125.614]
|
||||||||||||||||||||||||||
…именно от деятельности бактерий теперь зависит его жизнь: микробное сообщество играет главную, ведущую роль в работе нашего организма, и поэтому его называют «пятой тканью». Dr. Joel V. Weinstock, University of Iowa: «Миллионы людей носят в себе паразитов, и даже не подозревают об этом. По данным ВОЗ две трети населения Земли заражены. Мы как люди – в биологическом понятии – не индивидуальности, а колонии организмов. Наша кожа покрыта бактериями. Бактерии везде, их больше, чем клеток. Учёные ещё не до конца понимают, каким образом паразитам удаётся проскользнуть мимо иммунной системы, но похоже, что они просто надевают маски: наружный слой тела паразитов частично строится из молекул, покрывающих наши собственные клетки крови. Не исключено, что паразит, проплывая мимо эритроцитов и лейкоцитов, умеет срывать молекулы с их поверхности и закреплять на своей. Таким образом, паразиты в глазах иммунной системы выглядят как «красные тени в красной реке». Есть и другой способ обмануть иммунитет хозяина. Иммунная система человека имеет две составляющие: одна борется с инфекцией, другая – отключает эту защитную функцию, когда угроза миновала. Dr. Joel V. Weinstock: «Черви очень хорошо умеют влиять именно на отключение защиты: они её благополучно выключают с помощью особых ферментов. Им ничто не мешает жить и плодиться внутри нас – гениально и просто. Сейчас каждый двадцатый человек на планете имеет иммунологическое или аллергическое заболевание. А в начале двадцатого века эти болезни были неизвестны». Профессор (Джоэл Вайнсток) предположил, что вспышка иммунных болезней связана с тем, что человечество в двадцатом веке активно боролось с паразитами, и сделало серьёзные успехи на этом пути. Но от такого активного лечения возник опасный эффект – аллергия. Причём не на лекарства, а на отсутствие паразитов. Dr. Joel V. Weinstock: «Когда люди живут без червей, их иммунная система выходит из под контроля, появляются болезни, тяжёлые, аллергические, иммунные. Неспецифический язвенный колит одно из таких заболеваний… Когда червь попадает в воспалённый кишечник, он думает, что это атака против него самого, и тогда червь делает так, чтобы этого воспаления не было – то есть, выключает иммунную систему». [T.2.LIII]
Малеев Виктор Васильевич, академик РАН, доктор медицинских наук Повторюсь, человек – не царь природы, и не главный на этой планете. Мы в значительной степени состоим из микробов, в нашем организме их больше, чем наших собственных клеток. Эволюция человека – это эволюция его микробов, мы развиваемся вместе с ними. А кроме того, в нас живут вирусы – это называется «виром». Они вместе с микробами нами управляют, заставляют нас быть теми, кто мы есть. От них зависят наши настроение, пищевые пристрастия, многое другое. И всё это до сих пор очень слабо изучено. Первые бактерии открыл Пастер в 1880 г. А о существовании вирусов узнали только в начале ХХ века. Получается, что вся история вирусологии насчитывает всего каких-то 120 лет. Для природы это ничто. Д. ПИСАРЕНКО [A.441]
|
||||||||||||||||||||||||||
…война шла далеко от «имперского Петербурга»: здесь не свистели пули, не рвались снаряды, но с каждым новым днём столица постепенно что-то теряла из своего былого великолепия. И хоть здания – особняки, дворцы и мосты – оставались на своих местах, но люди меняли его лицо, делали этот город другим. Город был на грани эпидемии – корь, брюшной тиф, скарлатина и оспа – далеко не полный список заболеваний, которые распространились в середине августа 1914-го года в Петербурге. Вспышки инфекционных заболеваний были связаны с нехваткой лекарств: с началом войны и выдворением немцев из столицы закрылись многие аптеки. Спешно пришлось делать закупки в Соединённых Штатах Америки, но их доставка в Россию занимает так много времени… И тогда Красный Крест через газеты решается на отчаянный призыв: «Сдавайте ненужные лекарства!» Препаратов отечественного производства нет: весь наличный запас уходит на фронт. Но что кроме йода и карболки было в аптечках у большинства горожан? – Сухие травы. Не было даже настоек, так как раньше из-за «сухого закона» исчезли водка и спирт. [T.10.CDLVII.2]
|
||||||||||||||||||||||||||
Николай ЗЕФИРОВ, академик РАН, доктор химических наук, директор Института физиологически активных веществ РАН: «Процедура оформления лекарств, она сейчас детально запротоколирована. Несколько лет уходит на открытие: новое вещество, которое делают, сначала, может быть, компьютерщики предсказывают, либо химики предсказывают, они его делают. Потом идёт эпоха – здесь могут быть миллионы веществ – потом по целевому свойству отбирается, чтобы действовало на такой фермент, на такой фермент, на такой. Скажем, где-то отбирается порядка тысячи. Затем начинается процедура предклиничесая – чтобы оно было не токсичным, чтобы оно было не тератогенным, чтобы беременные женщины его выносили: это идёт жуткая процедура безопасности – «предклиника». Вещества отсеиваются, потому что некоторые побочное… Остаётся, скажем, пятёрка. Потом надо его в промышленном масштабе делать: некоторые имеют такую структуру, что в лаборатории-то ещё можно, а в промышленности тяжело. Отсеиваются по другим критериям, по экономике, и, в конце концов, где-то выходит одно. Эта процедура примерно по статистике двенадцать-пятнадцать лет. Её не ускорить, если вы действительно делаете серьёзно новое вещество». [T.10.CXVII.9] * …прежде, чем им (лекарством) стать, антибиотики пройдут длинный путь. Их проверят на мышах, крысах, морских свинках, кроликах, собаках и обезьянах. Иван ТРЕЩАЛИН, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией фармакологии и химиотерапии НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе: «Чем более высокоорганизованное существо, тем чувствительнее оно является, как правило, к каким-то побочным эффектам, вызываемым препаратом. И, таким образом, мы можем прогнозировать, какую дозу мы можем безопасно применить впервые человеку». Испытания антибиотиков длятся от десяти до пятнадцати лет и стоят порядка восьмисот миллионов долларов. Столько же стоит запуск космического спутника на орбиту. [T.10.CCLXXXVII.3]
|
||||||||||||||||||||||||||
Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…здесь важно понимать ещё одну очень важную вещь: во многом, удивительно, вот этот невероятное развитие медицины и медицинского знания в Древнем Египте, оно, конечно, было связано с ритуалами мумификации, с ритуалами бальзамирования, потому что страха перед изучением человеческого тела в Египте не было. Более того, совершая обряд, постоянно усовершенствуя методику бальзамирования, Египет всё тоньше и детальнее проникал в суть человеческого тела, обладая при этом совершенно рациональным взглядом. Дело в том, что основной свод древнеегипетских медицинских текстов, вот таких лекарских – это именно медицина (третье-второе тысячелетие до новой эры). Как только цивилизация начинает деградировать медицина всё больше и больше сменяется магической практикой: всё меньше объяснений, всё меньше конкретных примеров, всё меньше конкретных рецептов, которые должны спасти человека. Всё больше воззваний к Миру духов и рецептов для того или иного воскурения. Безусловно, никогда египетская медицина от магии не будет отделена, и это совершенно нормально для традиционного общества». [P.125.53]
|
||||||||||||||||||||||||||
…согласно исследованиям куриный бульон как криптонит для респираторной инфекции: бульон укрепляет фолликулы мелких волосков в носу, которые предотвращают проникновение вирусов в организм. [T.21.LXXXII.4]
Алексей ВОДОВОЗОВ, научный журналист, подполковник медицинской службы запаса: «…придуманным – ещё раз повторюсь. Для многих может быть открытие: та же «традиционная китайская медицина» – это новодел. То есть, это вещь, которая появилась в конце пятидесятых годов, когда товарищ Мао решил, что нужно некий создать бренд, который можно продвигать на Западе. И тогда появилась «традиционная китайская медицина». Именно вот в этом наименовании и именно в том виде, который мы сегодня видим. Для того чтобы сделать нечто привлекательное, по всем трактатам, которые остались, по всем письменным источникам натаскали всяких интересных вещей, которые могли бы сработать для европейцев, для американцев и прочего. То есть, именно завлечь их. И сегодня мы имеем: акупунктура в Соединённых Штатах – самый популярный вид вмешательства альтернативного. На него тратится гигантское количество денег. Иридодиагностика – то же самое. Один человек принимал препарат от своей болезни, и не знал, что следствием приёма этого препарата, побочным эффектом будет окрашивание склеры, даже не радужки. Он подошёл к зеркалу, увидел себя – некая отметина в глазу. Он не понял, что это склера: он подумал, что это отметина на радужной оболочке. Когда он прекратил принимать препарат (после приёма препарата ему полегчало – болезнь прошла), он снова подошёл к зеркалу и не увидел этой отметины: что логично – препарат он больше не принимал, и склера уже не окрашивалась. Но он подумал: пока я болел – у меня появилась некая отметина на радужке; я перестал болеть – эта отметина исчезла. И так появилась иридодиагностика. То есть, это неоднократная ошибка, но, тем не менее, из неё сделали вот такое альтернативное течение. Именно поэтому к ней столько претензий, что это выдумка, которая выросла из ошибки. И в медицине, к сожалению, такого достаточно много». [P.125.467]
|
||||||||||||||||||||||||||
Во всех древних цивилизациях медицина первоначально имела лишь ритуальный характер. Но ситуация стала меняться благодаря Гиппократу, который отделил болезни людей от «божественной сферы», от суеверий и предрассудков, и заложил основы научной медицины. Впрочем, люди никогда не переставали просить богов об исцелении. Вот и в Древней Греции религиозная медицина всегда существовала параллельно с медициной рациональной. Δρ. Λάζαρος Βλαδίμηρος, Ιατρός, Μαιευτήρας Γυναικολόγος, Ιστορικός της Ιατρικής (Лазарос Владимирос, акушер-гинеколог): «Говоря о медицине в Древней Греции необходимо помнить о четырёх обстоятельствах, с которыми полностью согласны все зарубежные историки медицины. Первое: всё, что нам известно о медицине Древней Греции, было создано исключительно благодаря интеллекту древнегреческих учёных. До сих пор не обнаружено какого-либо влияния других древних цивилизаций или других народов древности. Второе: говоря о медицине Древней Греции, мы имеем ввиду не какой-то ограниченный период, а целую эпоху, начавшуюся в пятом-шестом веках до нашей эры и завершившуюся в седьмом веке нашей эры. Третье: всё это долгое время греческая медицина была неразрывно связана с философией, и это очень важно, так как эта связь прослеживается настолько явно, что позволила создать медицину, имеющую прочный фундамент. И четвёртое: все зарубежные специалисты по истории науки и истории цивилизации единодушно согласны с тем, что древнегреческая медицина – основа всей современной медицины». Древнейшие свидетельства об использовании ритуалов в лечебных целях датируются третьим тысячелетием до нашей эры. …надписи на плитах в форме позднего критского письма микенской эпохи, содержащие рецепты лечебных средств, изготовленных из различных целебных растений. Δρ. Νικόλαος Σταμπολίδης, Πανεπιστήμιο Κρήτης (Николаус Стамполидис, профессор классической археологии): «Эти рецепты обнаружены на плитах с критским письмом и датируются тринадцатым веком до нашей эры. Там присутствует слово «ΙΑΤΡΟΣ», что значит «целитель», и слово «ΦΑΡΜΑΚΟΝ», что значит «медицина». Пытаясь объяснить существование глобального космоса, философы-досократики (некоторые из них были врачами) пришли к выводу о том, что человек – тоже маленький космос: микрокосм состоит из тех же элементов. Законы, управляющие большим космосом, действуют и в мире людей. Это стало соединительным звеном между натурфилософией и медициной. Теория Анаксимандра о бесконечности. Δρ. Αιμίλιος Μαυρουδής (Эмилиос Мавродис, профессор древнегреческой Литературы): «По мнению Анаксимандра, бесконечность – нечто неизменное и не стареющее. Эта бесконечность находится в постоянном движении, и она порождает две силы, две противоположности, как он назвал их – «холод» и «жар», которые тоже находятся в постоянном движении. Периодически одна стихия перекрывает другую. Позже эта теория стала общепринятой для врачей, которые постановили, что здоровье – это гармония: смысл её в том, что противоположные начала гармонично и симметрично размещённые в теле человека, обеспечивают ему здоровье. Но если гармония и симметрия нарушаются, человек начинает болеть». [T.10.DCCXLIII]
Алексей МУРАВЬЁВ, кандидат исторических наук: «…эти трактаты – и медицинские и астрономические – были переведены на арабский язык примерно в девятом-десятом веках самими же сирийцами. Одним из таких переводчиков был знаменитый Хунайн ибн Исхак аль-Ибади. Его отец – Исхак ибн Хунани и сам Хунайн ибн Исхак – они переводили эти трактаты, медицинские, прежде всего, на арабский язык. В результате, когда возникает арабская медицина – Ибн Сина или Фараби – они пользуются сирийской терминологией, и само слово «тибб», «тибийя»: знаменитый канон Ибн Сины называется «Канон фи-т тибийя», вот «тибб» – это слово сирийское, оно обозначает одновременно «лечение» и «покаяние». Это слово, которое использовалось и в медицине, и в аскетике. И, вообще, «табиб», современный арабский врач, – это из той же серии». [P.125.194]
|
||||||||||||||||||||||||||
Елена БЕРГЕР, кандидат исторических наук, ИВИ РАН: «…это, на самом деле, очень серьёзная вещь. Этот текст очень любят всегда медики: знают, цитируют, друг другу рассказывают, потому что то, что там написано – это кошмар любого врача. Это то, с чем не дай бог столкнуться никому, потому что бывают такие вещи, когда раненых или больных много, а медикаменты заканчиваются. Страшнее этого, на самом деле, в медицине не бывает ничего. Если ты знаешь, как лечить, если ты знаешь, что делать…» [P.125.585]
|
||||||||||||||||||||||||||
Николай ВАГАБОВ, ветеринарный врач, автор проекта «Упоротый Ветеринар»: «…гомеопат не будет переливать кровь. Я вас уверяю. Это – имитация лечения. Если врач склонен к такому, значит, он ничего не понимает в заболевании. Я от своих слов вряд ли откажусь». [P.150.48]
|
||||||||||||||||||||||||||
Если бы вы могли изменить что-то в нашей нынешней системе, чтобы вы сделали? Никита ЖУКОВ, врач-невролог, медицинский директор сети клиник «Lahta Clinic», автор «Расстрельного списка препаратов»: «Я бы начал даже не с самой прямо системы медицинской, именно чисто. Я бы начал с высшего образования: я бы закрыл две трети медицинских вузов к чертям. После этого, наверное, ещё две трети больниц по нашей стране. Почему? – Потому что, несмотря на распространённый миф, врачей у нас не «не хватает», врачей у нас настолько много, что их, прямо, девать некуда: их намного больше, чем этого нужно на наше население. И из-за этого страдают все: из-за этого страдают сами врачи, потому что специальность непрестижная. Врачей очень много, поэтому зачем им платить большие деньги, если вы любого врача в любой подворотне найдёшь и заменишь его, если тебе что-то не нравится. Обучение бесплатное. Оно не сложное совершенно: это тоже такой миф, что в медицинском сложно учиться – это просто фантазия. Там до сих пор учат по учебникам столетней давности, которые просты до безумия. И так далее. Когда стать врачом будет действительно сложно, и это будут штучные специалисты, и они будут получать достойную зарплату, и будут работать в более достойных местах, то, скорее всего, медицина начнёт постепенно меняться». [P.125.537]
|
||||||||||||||||||||||||||
1 - 2 |
||||||||||||||||||||||||||