ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

СБОРНИК

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

ЗАРИСОВКИ К СТАРШИМ АРКАНАМ

 

 
 

АРКАН VI. Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф (Глаз и Ухо).

   

Иероглиф (Глаз и Ухо)

СБОРНИК 06_6

 
     
 

aspectus (adspectus), ūs m [aspicio] (dat. aspectu = aspectui у V) 1) взгляд, взор: primo aspectu С с первого взгляда; 2) вид, зрелище: a. urbis С вид города; pomorum jucundus а. С приятный вид плодов; hominum aspectum vitare С избегать вида людей; 3) кругозор, поле зрения: orbes qui aspectum nostrum definiunt С горизонт, ограничивающий наш кругозор; 4) зрение: omnia, quae sub aspectum cadunt (veniunt) С весь видимый мир; amittere aspectum С потерять зрение, ослепнуть; 5) появление, восход (siderum РМ). [B.32]

 

gena, ae f (преим. pl.) 1) верхняя часть щеки; 2) веко; 3) глазная орбита:; 4) глаз, око

 

βλέφᾰρον, дор. γλέφᾰρον τό, Hes. ἡ 1) Hom., Pind., Trag., Plat., Arst., Plut. = βλεφαρίς; 2) поэт. око, глаз Hes.: ἁμέρας β. Soph. = ἥλιος; νυκτὸς β. Eur. = σελήνη. [B.169]

βλέμμα, ατος τό [βλέπω] 1) взгляд, взор Aesch., Arph., Dem., Plut.; 2) pl. глаза Aesch. [B.169]

 

γλήνη ἡ 1) зрачок (γλῆναι ὑπ’ ὀφρύσιν ἀστράπουσαι Anth.); 2) глазное яблоко Hom., Soph.; 3) презр. человечишко, ничтожество (κακὴ γ. Hom.). [B.169]

 

δέρκομαι (aor. 1 ἐδέρχθην, aor. 2 ἔδρακον - эп. δράκον, pf.-praes. δέδορκα) 1) смотреть, глядеть; 2) видеть, замечать: σκότον δεδορκώς Eur. видящий (лишь) тьму, т.е. слепой; 3) видеть, быть зрячим; 4) видеть дневной свет, т.е. жить, быть в живых; 5) воспринимать, слышать; 6) блистать, сиять[B.169]

δέρξις, εως ἡ зрение Plut. [B.169]

 

κανθος ὁ 1) угол глаза (κανθοὶ δύο, ὁ μὲν πρὸς τῇ ῥινί, ὁ δὲ πρὸς τοῖς κροτάφοις Arst.); 2) глаз, зрение (γήρᾳ κ. ἐπεσκέπετο Anth.). [B.169]

κόρη, эп.-ион. κούρη, Trag. тж. κόρα и κούρα, дор. κώρα ἡ 1) девушка, дева…; 2) невеста…; 3) молодая женщина, жена…; 4) дочь…; 5) изваяние девушки, женская статуэтка…; 6) зрачок…; 7) глаз (κόραι στάζουσι δακρύοις Eur.); 8) (в персидской одежде) длинный и широкий рукав…[B.169]

κύκλος ὁ (pl. иногда τὰ κύκλα) 1) круг, окружность; 2) (pl. τὰ κύκλα) колесо ; 3) обруч, обод, кольцо; 4) свод; 5) круг, диск; 6) круговая стена, крепостные стены; 7) (тж. ὄμματος κ. Soph.) око, глаз (τὰ πάντ’ ἰδόντες ἀμφ’ ἐμοῦ κύκλοι Soph.); 8) круговой путь, орбита; 9) круговое движение, круговорот, круговращение, цикл; 10) год; 11) круговая пляска, хоровод; 12) (тж. κ. ἐπικός Arst.) цикл эпических сказаний[B.169]

 

I λογάδες, άδων αἱ досл. глазные белки, перен. глаза Anth. [B.169]

 

ὀφθαλμός ὁ 1) глаз: (ἐν) ὀφθαλμοῖσιν ἰδεῖν Hom. видеть (собственными) глазами…; 2) бот. глазок или почка Xen.; 3) краса, гордость (στρατιᾶς, Σικελίας Pind.); 4) радость, утешение, сокровище (βίου Eur.). [B.169]

 

 
     
 

Какими бы наивными нам ни казались сегодня иные попытки древних объяснить причинно-следственные связи явлений, очевидно то, что сами эти связи зачастую подмечались довольно точно. Недаром в Древнем Египте жрецов называли «зрячими», ибо верили, что они способны «увидеть», постичь больше, чем прочие смертные. К тому же наблюдения и предсказания требовали точных расчётов, а значит, и развития основ математики. Поэтому можно согласиться с Г.Спенсером в том, что «жрецы-астрологи древних рас были прародителями нашего учёного класса».

Ю. БОНДАРЕНКО, кандидат философских наук [A.226]

 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…согласно египетскому представлению, душа, одна из душ умершего, или, как сказали бы египтяне, – «Ба», – она вылетает из тела сквозь уста, которые, как бы, открыты благодаря особой церемонии, проходит через Суд богов. И если на Суде богов эта душа была оправдана, было доказано, что это праведный человек, то она должна вернуться в своё тело, для того, чтобы телу сообщить об оправдательном приговоре. После этого, собственно, начинается правильный процесс трансформации сущности умершего. Возвращается она через глаза. Поэтому глаза на египетских масках, они всегда широко открыты. Это не уста и не глаза – это Ворота из мира богов в мир пространства человеческого тела». [P.125.6]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…в древнеегипетском языке глагол «сотворять» – «ир» – выписывается в виде открытого глаза, потому что согласно одной из легенд Бог Предвечный, задумав Мир, открыл глаза и увидел задуманное. И глагол «делать», «сотворять», такой священный глагол, он выписывается в виде иероглифа «владыка зрения». [P.125.7]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…дальше Великая Пловчиха Мехет-верет взмывает в Космическую Тьму и открывает глаза. Вот это удивительный совершенно момент творения. Дело в том, что в египетском языке глагол «Творить» – «Ир» – выписывается в форме открытого глаза. И согласно нескольким концепциям Бог Предвечный, он задумывает тот мир, который он хочет создать, и, открывая глаза, представляя этот мир, он уже приводит его в существование.

Таким образом, Корова, открывая глаза, творит Мир, и текст из храма в Эсне говорит о том, что её прыжок из Космического какого-то некоего неизведанного пространства в уже осязаемый земной сотворённый её глазами Египет, занял время приблизительно равное четырём месяцам человеческой жизни.

…и в этот момент призывают бога Нуна. Нун – это Предвечный Хаос, то есть, это вся Вселенная в досотворённом состоянии, и Нун иногда возникает в египетских текстах, как Великий советчик высших божеств, потому что он был до них, и все они когда-то пребывали в нём. Именно Нун даёт Солнечному богу совет взять Око (иероглиф «Ир» – «Творить»), то есть, это воплощение действенности Солнечного бога. Важно ещё второй момент: само изображение Ока и звучание «Око» по древнеегипетски – «Ирет» – оно женского рода. То есть, для нас «Глаз» мужского рода, для древнего египтянина «Глаз» – это «Она». Это очень важно, почему это не бог, а богиня». [P.125.17]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…по древнеегипетским представлениям душа выходит сквозь глаза, поэтому они открыты. Она, для того, чтобы воссоединиться со своим телом и сообщить о том, что умерший оправдан – она должна сообщить – она возвращается через рот: отверзание уст и очей ещё для чего делается. Поэтому рот, глаза, уши, которые слышат молитвы, ноздри, они чётко показываются на этом предмете (маске). Изначально это просто ритуальный механизм, который кладётся на лицо умершего человека». [P.125.16]

*

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «Солнечное божество – это правый глаз Предвечного бога, Лунное божество – это левый глаз Предвечного бога. В совокупности – это регенерирующая сила света, которая несёт вечную жизнь». [P.125.34]

**

 
     
 

**

Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук: «…об имени Амон – «Незримый»: «а» – отрицательная частица. «Имену» (jmn или jmnw). А Мин – это то же самое и без отрицательного «а». И это «Зримый», «Видимый». То есть, мы видим такую вот диаду Амон – Мин.

Гор – это замысливатель бытия, а Мин – это Он же, но в бытии. Это Он же в этом мире, поэтому Он видимый. Его можно воспринимать, потому что это бытие видимо.

В Египте имена «Амон» и «Мин» не только противопоставлялись, но очень часто соединялись. Чтобы никакого сомнения не было, что это не два разных бога, а два проявления одного и того же. Мин-Амон – это одно из самых частых наименований Бога-Творца. Как Амон Он инобытийный, незримый, невидимый, как Мин Он воплощённый, видимый. Поэтому в отношении Гора и Амона говорится: «Твоё воплощение Мин – Владыка поколений». Так провозглашается в молитве Амону в храме Рамсеса III в Карнаке». [P.157]

 
 
     
 

Musée National de Damas, Departement des Antiquités Orientales (Дамаск. Национальный музей. Отдел древневосточных ценностей)

Prof. Jean-Claude Margueron, Ecole Pratique des Hautes Etudes, Paris: «Мужчина из Мари: маленькая голова, совсем миниатюрная, но очень точно исполнимая. Это очень реалистичная работа. Мастеру замечательно удалось лицо: тонкая резьба, чёткая проработка лица крупный нос, маленький рот, на голове тонкая прядь волос… Кажется мастер добивался портретного сходства. Эта находка почти доказывает существование портретного жанра в тот период».

Искусство портрета зародилось в Древней Месопотамии. В Мари была настоящая школа искусств.

Sophie Cluzan, Conservateur, Département des antiquités orientales, Musée du Louvre: «Особое внимание привлекает взгляд этих фигурок, обращённый внутрь. Глаза выполнялись путём инкрустации ляпис-лазури в белую раковину или известняк. Нужно выяснить, зависело ли это от статуса изображаемого. Пластинки ляпис-лазури крепились на смолу в предварительно сделанные углубления. Эти синие глаза как будто обладают силой».

На Древнем Востоке ляпис-лазурь была атрибутом принцев и царей. Признак богатства, она служила защитой при переходе в загробный мир.

Sophie Cluzan, Conservateur, Département des antiquités orientales, Musée du Louvre: «Этот редкий камень (ляпис-лазурь) добывали в Афганистане и требовалось проделать длинный нелёгкий путь (до Мари, Сирия), чтобы привезти этот камень». [T.10.CIX.1]

 

В Библии Дьявол изображён в форме змея или дракона. Он искуситель Адама и Евы, а позднее и самого Христа. В Коране он известен как Аль-Шайтан (араб. شيطان‎‎) – классический искуситель. Благодаря пугающим картинам, падшие ангелы будоражат наше воображение.

Leslie Jones, Art Historian: «Способ, посредством которого художниками показывали разницу между хорошими и плохими ангелами, довольно прост. Это совсем не сложно: изменяется цвет, добавляются рога, выпученные глаза, иногда хвост. И это существо мгновенно становится злым и плохим».

Ангелы вызывают страх и ужас. Хорошие ангелы бывают такими же страшными, как и плохие.

Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «Ангелы могут быть страшными. Мартин Лютер молился о том, чтобы ему никогда не встретился ангел…»

Как ни удивительно, ранние христиане изображали ангелов без крыльев. Тогда (во втором веке) было непросто распознать ангела. Только начиная с V-го века христианских ангелов стали изображать с крыльями. С тех пор ангелы без крыльев встречаются редко.

Dr. Louise Govier, National Gallery, London: «Думаю, ангелы имеют крылья по двум причинам. Во-первых, человек должен понимать, что перед ним ангел. Читая Библию, порою трудно догадаться, что речь идёт об ангелах. Глядя на визуальную иллюстрацию этих историй, мы сразу отличаем смертное существо от ангела: крылья ясно на это указывают. Крылья также позволяют художнику дать волю воображению. Они могут выглядеть естественно, как крылья птицы, или как фантастические завитки, очень необычные. Думаю, художникам нравятся крылья ангелов, так как они открывают простор для фантазии». [T.13.XLVIII]

 

 
     
 

Christiane Ziegler, director of the department of Egyptian Antiquities at the Louvre Museum: «Это, так сказать, звезда нашего отделастатуя из Египта времён фараонов. Её изваяли из известняка, а потом отделали под мрамор и раскрасили. Мы не устаём восхищаться прекрасной сохранностью цветов, красной охрой, чёрным и белым…

Что же нас привлекает в это знаменитой скульптуре? Конечно, выражение лица и напряжённая поза писца. Его проницательный взгляд приковывает всё ваше внимание

С самого приезда в Париж Писец всех завораживает. У каждого, кто встречается с ним взглядом, перехватывает дыхание. Как египетским мастерам удалось достичь такой выразительности? Ответ ждёт нас в Лувре, точнее в его подвалах.

Центр исследований и реставраций музеев Франции. Здесь стоит двадцати семи метровый ускоритель частиц. Он способен раскрыть тайну любого материала путем бомбардировки его протонами под очень высоким напряжением. В 1996-м году здесь изучали глаза Писца. Этим исследованием руководила Анна Букийё.

Anne Bouquillon, Ingénieur de Recherche au Centre de Recherche et de Restauration des Musées de France: «Мы тогда очень удивились. Вдруг мы увидели на диаграмме спектра единственный зубец. И это был зубец кремния. Мы никогда не видели ничего столь же чистого. Это был горный хрусталь, и мы так и не увидели следов присутствия каких-либо других элементов. Никаких примесей».

Для изготовления глазного белка египтяне на этот раз использовали материалы, богатые разными элементами, в частности, железом.

Anne Bouquillon: «И это железо было здесь. Причём, не везде, а только в том месте, где должны быть красные сосуды. И они выглядят очень натурально, потому что египетские мастера использовали материал, который отлично имитирует склеру человеческого глаза. То есть, эти маленькие кровеносные сосудики, которые мы видим в наших собственных глазах…» [T.10.CIX.2]

 

Dr. Christian Leblanc, Director of the French Archaeological Mission in Western Thebes: «У всех персонажей, которых мы видим на этой иконографии (Рамессеум Храм Рамзеса II в Фивах) отсутствуют лица. Они были отбиты в христианскую эпоху, потому что в эпоху христианства этот памятник Рамзесу использовался христианами как место культа. Это значит, что они устроили здесь церковь, своего рода молельню, и все эти изображения, наверное, были сочтены языческими, или, во всяком случае, наделёнными некоей силой, ведь изображение имело магическую силу. Поэтому при уничтожении изображения первым делом уничтожались чувствительные части этого изображения, его активные части. И лица персонажей были разбиты, чтобы в некотором роде отнять у них то, что могло быть жизненно важным органом. Это, естественно, глаза, ноздри, которые позволяют дышать, рот, позволяющий есть, и уши, позволяющие слышать. И всё это очень важно, потому что это смыкается с очень древним ритуалом, существовавшим в Египте времён фараонов. Это ритуал «отверзания уст». Этот ритуал обычно совершали в момент погребения на мумии или на саркофаге того, кого хоронили. В некотором роде, чтобы вернуть покойнику жизнь. Значит, когда здесь всё разбивали, это был обратный процесс, то есть этим уничтожали жизнь этих персонажей».

Кристиан член большой семьи египетских археологов. Уже более тридцати лет он живёт и работает в этой стране. В течение двадцати лет он раскапывал и изучал Долину Цариц, где были похоронены самые знаменитые правительницы Нового Царства. Девяносто восемь гробниц, половину из них раскопал Кристиан со своей командой. [T.10.CCVII]

 

 
     
 

Sir David Attenborough, Naturalist: «…это ранний примат. На его передних лапах, на руках большие пальцы противопоставлены другим, чтобы можно было хвататься. То же самое и на задних лапах – большие пальцы противопоставлены – это животное-альпинист».

Теперь приматы могли доставать пищу растущую высоко на деревьях. Считается, что новые виды пищи стали толчком к продолжению физического развития – значительному улучшению зрения. Сорок семь миллионов лет назад на деревьях начали расти большие сочные фрукты: таким образом растения адаптировались к новым условиям густого леса.

Sir David Attenborough, Naturalist: «Многие ранние виды полагались на ветер, который разносил их семена, но в лесу ветра почти нет, что стало для них проблемой. Растения решили её путём привлечения птиц: они обернули свои семена съедобной сладкой оболочкой – фруктами».

Птицы переносили семена в желудках и испражнялись в различных частях леса. Живущие на деревьях приматы теперь могли лакомиться фруктами, но для того, чтобы находить их, им необходимо было улучшить своё зрение. В эпоху динозавров, когда млекопитающие вели преимущественно ночной образ жизни, они развили способность видеть в темноте, пожертвовав способностью различать цвета. В наши дни большинство млекопитающих до сих пор видят мир в чёрно-белом. А вот рептилии и их двоюродные братья – птицы – сохранили идеальное полноцветное зрение.

Фруктовые растения эволюционировали, и их спелые плоды стали приобретать яркий цвет. Птице или рептилии очень легко различить красный плод среди зелёной листвы, а для млекопитающих с их ночным зрением красный и зелёный цвета неразличимы. [T.21.LXXVIII.2]

 

 
     
 

Зрение – это одна из самых сложных систем нашего организма. Четверть нашего мозга занято процессами, связанными со зрением. Наши глаза могут очень быстро фокусироваться на мельчайших деталях, они видят в темноте, а иногда мы можем видеть даже без помощи глаз.

Природа наделила глаз множеством возможностей. Из пяти чувств, зрение самое важное для понимания окружающего мира. У многих животных хорошее зрение, но у человека оно совершенно особенное. Наши глаза различают до десяти миллионов цветов. За пятую долю секунды могут менять фокус от дальнего к ближнему предмету. Различают мелкие предметы и при ярком свете и в темноте. И видят в радиусе почти ста восьмидесяти градусов. Всё это благодаря нашему мозгу.

Dr. Donald J. D’Amico, NewYork-Presbyterian Hospital, Professor and Chairman of Ophthalmology at Weill Cornell Medical College: «Семьдесят процентов нейронов головного мозга работают на зрение. Это даёт нашим глазам очень большой спектр возможностей».

Механизм работы глаз самый сложный в организме. Глаз – это шар, он вращается во всех направлениях, фокусируясь на предметах. Внутриорбитальный жир вокруг глаза является амортизатором.

…мозг по фрагментам пытался определить…

Наш мозг делает это постоянно. Мы видим лишь детали, а он помогает мысленно заполнять пробелы. Мозг использует воспоминания как большой склад картинок

Prof. Richard Wiseman, University of Hertfordshire, Psychologist: «Мы считаем, что знаем, что происходит прямо у нас перед глазами. На самом деле девяносто процентов информации мы упускаем, мы этого не чувствуем. Нам кажется, что все мы всё видим и всё замечаем, но мы сосредоточены лишь на небольшом участке».

Dr. Alfredo A. Sadun, Professor of Ophthalmology and Neurological Surgery at University of Southern California Medical School: «Чтобы осознавать и понимать мир вокруг, нужен большой опыт. Можно сказать, что мозг учится видеть. На это уходят первые шесть или даже девять лет». [T.12.LXXVI.1]

 

На срезе сетчатка похожа на слоёный пирог: это нервные клетки, которые уже в глазу начинают обрабатывать изображение. Самое чувствительное её место – ямка сетчатки.

Как в компьютере, мы сжимаем фотографию, чтобы отправить её по электронной почте, так же и сетчатка отфильтровывает то главное, что нужно послать в мозг.

Казалось бы, глаз устроен не сложнее телекамеры, всё в нём понятно – защитный корпус, линзы для наведения на резкость – хрусталик, и чувствительная матрица – сетчатка. Но из всех органов чувств глаз – самый парадоксальный. Во-первых, изображение на сетчатку попадает в перевёрнутом виде, только потом мозг ставит его с ног на голову. Во-вторых, у всех позвоночных большая часть сигналов от левого глаза идёт в правое полушарие, а от правого – в левое.

Вольф Зингер, нейробиолог, директор Института Мозга имени Макса Планка, Франкфурт (Dr. Wolf Singer, Max Planck Institute for Brain Research, Frankfurt, Germany): «Само наше зрение является обманом. Всё что вы видите – это двухмерное изображение из точек разной яркости цвета и интенсивности. Таким наш мир попадает на сетчатку, и только потом наш мозг воссоздаёт его зрительный образ. Фактически сетчатка – это оголённая зона нашего мозга».

Не удивительно, что все эти несовершенства нашего зрения использовались жуликами и фокусниками всех времён и народов.

Бо Лотто, нейробиолог, Лондонский университет (Dr. Beau Lotto, UCL): «Мозг получает от сетчатки глаза информацию, которая не имеет никакого смысла и сам наделяет её смыслом и значением». [T.3.XXVII]

 

 
     
 

Наши глаза имеют две функции. Одна из них – зрение, вторая – обработка внешних данных для синхронизации внутренних часов с циркадным биоритмом. Яркий утренний свет дает нашему мозгу команду прекратить выработку гормона сна мелатонина и мы становимся активными примерно на 16 часов. [T.17.X.2]

 

Все охранники носили солнцезащитные очки.

Prof. Philip G. Zimbardo, Stanford University: «Зеркальные очки лишают вас человечности. При общении большую роль играет визуальный контакт, когда вы смотрите в глаза собеседнику. А когда ваши глаза скрыты, вам проще причинять боль другим». [T.17.XXXII]

 

 
     
 

1 - 2

ДАЛЕЕ