ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VI.  Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium (5); l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф.

   

(medica)

 
   

I mēdica (maedica), ae f [Medus I] (sc. herba) индийский клевер, люцерна (Medicago sativa, L.) Vr, V, PM. [B.32]

II medica, ōrum n [medicus I] целебные травы, лекарственные растения РМ. [B.32]

III medica, ae f целительница, врачевательница Ар. [B.32]

*

ὄμωμι τό indecl. óмоми (растение, применявшееся персами при магических обрядах) Plut. [B.169]

 

I Mēdus, ī m 1) мидянин H, VF; 2) сын Медеи С; 3) Мед, левый приток реки Аракс (в Армении) QC. [B.32]

II Mēdus, a, um V, Н = Medicus III. [B.32]

III mēdus, ī m предпол. медовое вино Is. [B.32]

 

Mēdī, ōrum m мидяне, жители Мидии (см. Medus I, 1) С, Н, Pers, Lcn. [B.32]

Mēdia, ae f Мидия, крупная страна внутренней Азии, граничившая с Парфией и Гирканией на востоке, с Персидой и Сузианой на юге, с Арменией и Ассирией на западе РМ, V, Nep etc. [B.32]

 

I medicus, a, um [medeor] врачебный, целебный, исцеляющий (manus V; ars О; vis PM): (digĭtus) m. PM безымянный палец. [B.32]

II medicus, ī m 1) лекарь, врач, хирург (medicum ad aegrum adducere C): m. pecŏrum Vr ветеринарный врач; 2) безымянный палец РМ. [B.32]

III Mēdicus (Mēdus), a, um [Medi] индийский, перен. персидский и ассирийский (vestis Nep): māla Medica PM цитрусовые плоды; Medicum flumen H = Euphrates. [B.32]

 

medeor, —, ērī depon. 1) лечить, врачевать, исцелять (alicui rei, редко aliquid Vtr, VP или contra aliquid PM): ars medendi O, Sen искусство врачевания, медицина; medendi remedia Ар лекарства; 2) перен. помогать, предупреждать, облегчать, устранять (m. mălo С; inopiae Cs; rei publicae afflictae С): medebor quum satietati, tum ignorantiae lectorum Nep я постараюсь не наскучить читателям и в то же время просветить их. [B.32]

 

aniātroiogētos, ī m (греч.) несведущий в медицине Vtr. [B.32]

 

 
   

Греческие врачи выделяли четыре метода лечения: трагедия, правильное питание, лечебные травы и нож хирурга. [T.10.XI.7]

 

Слово «трагедия» с древнегреческого буквально переводится как «козлиная песнь» (греч. τραγωδία, tragōdía, буквально козлиная песнь, от τράγος, tragos козёл и ᾠδή, ōdè песнь).

ДИЕТА (греч. δίαιτα образ жизни, режим питания)

 

ХИРУРГИЯ (греч. Χειρουργική [cheirurgia], от греч. χειρ [cheir] рука и έργον [ergon] действие, работа)

 

«Хирургия – это медицина запущенных случаев» доктор Мунгалов [T.10.CV]

 

Терапевты (арам. хасайя – благочестивые», греч. θεράπευτής – «почитатель, поклонник», «священнослужитель», «строгий исполнитель», «заботящийся») – члены египетской ветхозаветной общины. Будучи строгими аскетами, терапевты жили уединенно, каждый в своей келье, проводя время в молитвах, размышлениях и учении. Возможно, они представляли собой группу ессеев, которая переселилась в Египет, спасаясь от гонений в нач. I в. до н.э. [P.16]

 

diaeta, ae f (греч.) 1) правильный образ жизни, диета (diaetā curare) C, CA; 2) комната, зал, жилище PM, Su, Dig etc.; тж. беседка PJ, Su; 3) каюта Pt. [B.32]

diaetētica, ae и diaetēticē, ēs f (греч.) диететика, учение о медицинско-правильном образе жизни; тж. терапевтическая медицина (в отличие от хирургии) Scr, CA. [B.32]

chīrūrgia, ae f (греч.) 1) хирургия CC, CA; 2) перен. насильственный образ действий C. [B.32]

 

τρᾰγ-ῳδία ἡ 1) лит. трагедия; 2) трагический или героический эпос; 3) трагический рассказ; 4) трагедийный стиль, подражание трагедии; 5) перен. трагедия, трагичность[B.169]

τράγος (ᾰ) ὁ 1) козёл; 2) похоть Luc.; 3) «козёл» (название самца рыбы μαινίς в период метания икры); 4) «козёл» (род губки)[B.169]

ᾠδή, дор. ᾠδά (ᾱ) ἡ [стяж. из ἀοιδή] 1) песнь, песня; 2) лирическая песня; 3) пение; 4) пение птиц[B.169]

*

I δίαιτα ἡ 1) (тж. δ. τῆς ζοῆς Her.) уклад, образ жизни, быт (εὐτελής Xen.; πτωχή Soph.; ἀνεπίμικτος Plut.): ἡ ξυνήθης δ. Thuc. повседневная жизнь; δίαιτάν τινα ἔχειν Aesch. или ποιεῖσθαι Thuc., Arst. вести какой-либо образ жизни; τὰ τῆς οἴκοι διαίτης Soph. удобства домашнего быта; 2) местопребывание, жилище, помещени; 3) предписанный врачами образ жизни, диэта[B.169]

II δίαιτα ἡ третейский суд, арбитраж[B.169]

I διαιτάω (aor. 1 διῄτησα - дор. διαίτᾱσα; med.-pass.: impf. διῃτώμην - ион. διαιτώμην, fut. διαιτήσομαι, aor. διητήθην - ион. διαιτήθην, pf. δεδιῄτημαι) 1) лечить диэтой (θεραπεύειν καὶ δ. τοὺς νοσοῦντας Plut.); 2) med.-pass. (тж. δ. δίαιταν Plat., Plut.) вести (определённый) образ жизни, жить (ἀνειμένως Thuc.; ἀκολάστως Arst.; τεταγμένως καὶ δημοτικῶς Plut.): ὡς ἂν διαιτώμενοι ὑγιαίνοιεν; Plat. придерживаясь какого образа жизни, они могли бы выздороветь?; 3) med.-pass. проживать, обитать[B.169]

II διαιτάω (тж. δ. δίαιταν Arst.) 1) быть третейским судьёй, посредничать в споре; 2) править, управлять[B.169]

διαίτημα, ατος τό 1) образ жизни (τὸ καθ’ ἡμέραν Arst.); 2) pl. средства питания; 3) pl. быт, уклад жизни Thuc., Xen. [B.169]

διαιτητής, οῦ ὁ (тж. δ. ὁ μέσος Arst.) диэтет, третейский судья, посредник[B.169]

*

θερᾰπεία, ион. θεραπηΐη ἡ тж. pl. 1) религиозное служение, почитание, культ; 2) уважение, внимание; 3) уход, забота, попечение; 4) уход, выращивание; 5) забота, приготовление; 6) врачебный уход, лечение (τῶν καμνόντων Plat.): αἱ περὶ τὸ σῶμα νοσημάτων πολλαὶ θεραπεῖαι Isocr. многие способы лечения телесных болезней; 7) свита, охрана; 8) прислуга, слуги. [B.169]

θερᾰπεύω 1) служить, быть в услужении; 2) культ. поклоняться, служить, чтить; 3) почитать, уважать; 4) нести службу, служить, прислуживать; 5) угождать, угодничать, заискивать; 6) подкупать; 7) добиваться; 8) потворствовать, потакать; 9) заботиться; 10) воспитывать, упражнять, приучать; 11) окружать врачебным уходом, лечить или излечивать (τοὺς τετρωμένους Xen.; τὰ νοσήματα Plat.; τοὺς νοσοῦντας Arst.; πολλοὺς ἀπὸ νόσων NT): θ. τὴν δυστυχίαν Luc. утолить горе; ἰατρέ, θεράπευσον σεαυτόν погов. NT врачу, исцелися сам; 12) поддерживать в хорошем состоянии, лелеять, холить; 13) приводить в порядок, чинить:; 14) иметь попечение, прилагать старания, заботиться[B.169]

θερᾰπήϊα τά целительные средства: θ. νούσων Anth. лекарства от болезней. [B.169]

 

 
     
 

Елена БЕРГЕР, кандидат исторических наук: «…университетское образование медицинское, оно возникло именно в эпоху Средневековья. И университетские дипломированные врачи тоже появились именно тогда.

Во-вторых, всё-таки основным фармацевтическим арсеналом, разумеется, в эпоху Средневековья оставались травы. И существует огромное количество этих травников, они знали лечебных растений очень много, знали их свойства, часто их мифологизировали.

…мандрагору, которая считалась антропоморфной, что она кричит, верещит, разговаривает. Но, во всяком случае, сведений о лечебных, лекарственных растениях Средневековье накопило очень много. Любая традиционная медицина, любая медицина доиндустриального общества, она очень сильно локализована, то есть она строится вокруг тех растений, которые вот здесь, на этой кочке. Это мы можем в любой географической точке Земли купить в аптеке один и тот же аспирин, а они не могли. И поэтому они увеличивали, насколько возможно, число этих лекарственных растений, делали всякие аптекарские огороды, в основном при монастырях, чаще в раннее Средневековье. И поэтому выигрывали большие государства с большой территорией, потому что там обмен этими лекарственными растениями был более велик, и линейка этих лекарственных растений сразу была больше.

И давайте не забывать, что первые аптеки появились тоже в эпоху Средневековья». [P.150.23]

 

 
     
 

По мере развития цивилизации войны становились более масштабными. На древних полях сражений тысячи людей погибали или были ранены и оставались гнить заживо. Но как раз в четвертом веке до нашей эры, во время военных компаний Александра Македонского военные хирурги обрели новые познания в анатомии. За десять лет, которые понадобились Александру для завоевания всего известного на то время мира, он привёл на поле битвы хирургов. Империя Македонского правителя простиралась от современной Италии до Индии. Александр изобрел полевой госпиталь.

Prof. Jim M. Ryan, (Military Surgery): «…их предшественниками были военные хирурги. Кожа – это самый большой орган тела. Военная хирургия двигала вперёд не только хирургию, но и медицину в целом. Это было с начала времён, и так было во времена Александра. Военным хирургам нечего терять: при таком огромном количестве раненных и полном отсутствии адвокатов, я не хочу показаться чересчур легкомысленным, но если на твоих руках умирает человек, и есть какие-то неопробованные методы, о которых они что-то слышали, скорее всего, они их опробуют. Всё что угодно – новые методы остановки кровотечений, наложения жгутов, тампонирование свежих ран, – большинство этих методов были бы немыслимы в цивилизованной медицинской практике».

Александр воспитывался в греческой традиции, в которой доминировали научный подход и здравомыслие. За двести лет до этого Гиппократ отделил медицину от магии и культов целительства, и сделал её эмпирической наукой. Опытные врачи, прежде всего, пытались установить физическую природу болезни или травмы, место того, чтобы взывать к богам об исцелении. Рациональное мышление принесло Александру успехи в сражениях, а его полевые хирурги помогали солдатам оставаться крепкими и продолжать воевать. Александр сам был ранен много раз, но он всегда выздоравливал, и не проиграл ни одного сражения. По мере того, как количество его побед возрастало, его люди уверовали в то, что он непобедим. Его враги тоже верили в это. Но дело было совсем в другом. Его секретным оружием был хирург Криптодемос. Свою самую сложную операцию Демос провёл в Индии, когда поход Александра был близок к завершению. Чтобы рана зажила Криптодемос должен был сшить мышцу, ткани и кожу по-отдельности. Это базовые умения и они пришли к нам с полей сражений.

Prof. Jim M. Ryan: «Они многому научились в битвах и потом принесли эти знания в города. И, прежде всего, это знание о том, что рана должна быть чистой, открытой, перевязанной и зафиксированной. После этого она начнёт затягиваться».

Новая империя Александра впервые соединила Запад с Востоком и с Югом. Пытливые умы греков получили доступ к богатым медицинским традициям Египта и Индии, познаниям великого медика Кая и Сушруты.

Prof. Lawrence J. Bliquez, University of Washington: «Александр, конечно же, значительно раздвинул границы мира. После чего началось исследование Востока, Индия перестает быть некой волшебной страной и индийские познания в медицине начали распространяться в мире. Какие познания вынесли греки из Индии, в точности неизвестно, но в это время хирургия действительно получила мощное развитие. Как и другие отрасли знания» [T.13.LIII]

 

Наталья БАСОВСКАЯ, доктор исторических наук: «…ни воспевать полностью его эти культурные наклонности, но назвать их надо. Аристотель переписывался с Александром до конца жизни Александра. Хотя они уже были во многом не согласны. Александр регулярно давал Аристотелю деньги на науку. Александр вместе с врачами в своём походе попытался заниматься тем, чему его учил Аристотель – составлять лекарства, в частности, против укусов змей… Это было так актуально в восточном походе. Вместе с врачами пытался лечить своих друзей – то есть он не забыл эти занятия тоже. При его штабе появился целый отряд особых людей – биматисты они назывались. Шагомеры, можно сказать по-русски. Это атлеты, многие из них победители Олимпийских игр, которые обязаны были шагами измерять территории, по которым шла великая армия. Результаты их измерений тщательно записывались в журнал придворный – величайший источник для последующих авторов. Записывались, карты зарисовывались, то есть шла, в сущности, научная работа своего времени». [P.97.2]

…был найден такой эдикт, он их подписывал иногда по 22 в день. Например, что считать противоядием при укусе ядовитой гадюки. Вот такой административный зуд… [P.97.7]

 

 
     
 

Лекарственные растения ищут по-разному. Но руководитель лаборатории мобилизации и картирования природных ресурсов лекарственных растений ботаник Алексей Иванович Шретер назвал «три кита», на которых держится поиск: народная медицина, химия и систематика (использование филогенеза, то есть родства растений).

Т. КУТУЗОВА [A.406]

 

 
     
 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

ДАЛЕЕ