ЗАРИСОВКИ к 7-му АРКАНУ ТАРО

 
 
 

НА ГЛАВНУЮ

АРКАН I

АРКАН II

АРКАН III

АРКАН IV

АРКАН V

АРКАН VI

АРКАН VII

АРКАН VIII

АРКАН IX

АРКАН X

ЗАРИСОВКИ

ССЫЛКИ

 БИБЛИОТЕКА 

 

СБОРНИК

 

 

 
 

АРКАН VI.  Methodus Analogiae; Libertas (Pentagrammatica Libertas); Medium; l'Amoureux (Возлюбленный); Bifurcatio (распутье дорог); Иероглиф.

   

Иероглиф

ЗАРИСОВКИ 06_6

 
   

«Иероглифами этого аркана будут служить глаз и ухо, т. е. важнейшие из органов, дающих нам возможность общения с внешним миром.

А каков результат этого общения?

Да, конечно, то, что наружным объектам соответствуют определенные субъективные представления, так сказать, то, что внутри, способно воспринимать то, что снаружи. Макрокосму (Вселенной en grand) соответствует в каждом из нас Микрокосм (своя Вселенная en petit); опять, если хотите, закон аналогий, закон отображений». ГОМ [B.27]

 

 
     
 

Виктор СОЛКИН, египтолог, соискатель учёной степени кандидата наук, Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ»: «…история о том, как египтяне понимали «Знание». Что же такое «знание», или, как сказали бы египтяне – «Рех»?

Фрагмент храмовых ворот из Абидоса: Бог мудрости Тот держит палетку писца, тростниковый калам. Он записывает имя нового царя. За ним вы видите фигуру человека – божества в человеческом облике – с чашкой воды. Иероглифические знаки рядом дают имя этого божества – «Зрение». Если мы с вами посмотрим на противоположную стену – точно такая же фигура с изображением уха – это «Слух». Изображения на воротах, которые вели в древнеегипетские храмовые библиотеки, воспринимают «Рех» – «Знание» – как совокупность того, что получает человек от зрения, того, что он получает услышав, того, что он получает от «Сиа» – это великая мудрость предков – это Великое Предвечное Знание, и «Ху» – это Творческое Слово Творца. То есть, Творческое Слово Бога, Зрение, Слух, Божественная Мудрость и то Слово, которое получается в итоге этого Знания – это и есть вот то священное Знание-Рех, к которому стремится человек». [P.125.3]

 

Судя по записям в табличках, библиотека Ниневийского дворца была публичной. Об этом гласит одна из табличек: «Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому бог Небо (Набу) и богиня Тазмита (богиня науки) дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо, проявление бога Небо, бога высшей миссии. Я его написал на плитках, я пронумеровал их, я привёл в порядок их, я поместил их в своём дворце для наставления моих подданных».

К. МАТВЕЕВ, А. САЗОНОВ [B.147.2]

 

 
     
 

Prof. Gareth Lloyd Jones, Bangor University: «…в Священном Писании обсуждается не природа ангелов, а их дела».

В библейском рассказе о посещении Гавриилом Марии нет описания ангела, и Мария не говорит, что видела ангела, она слышала ангела. На протяжении столетий художникам приходилось воображать ангелов, благодаря чему у нас сложилось определённое представление об ангелах. Главной целью изобразительных искусств, будь то живопись, скульптура или витраж, стало очеловечивание ангелов. В связи с чем возник ряд вопросов и проблем.

Dr. Louise Govier, National Gallery, London: «Еврейская Библия описывает появившихся на земле ангелов как мужчин, как правило без крыльев. Но, начиная с IV-го века, в искусстве происходят перемены…» [T.13.XLVIII]

 

Символисты учили, что символ одной своей стороной обращён к нашему рациональному сознанию, к нашим органам чувств (зрению, слуху). Другой же своей стороной он связан с мистическим измерением мира. [T.10.LX]

 

 
     
 

– Абд аль-Азиз, почему арабы говорят: «Между ложью и истиной четыре пальца»?

– Потому что то, что слышал, – ложь, а что видел – правда, а расстояние от уха до рта как раз четыре пальца.

М. РОДИОНОВ, кандидат исторических наук [A.321]

 

Более девяноста процентов информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. [T.4.VI.2]

 

Иван ЗАТЕВАХИН, кандидат биологических наук: «Обезьян от полуобезьян – лемуров и им подобных – отличает склонность к дневной активности. Соответственно зрение у них превалирует над обонянием». [T.2.I]

 

 
     
 

( עַיִן ) [‘áyin] (дв.  עֵינַיִם ; мн. -ôt) глаз; родник; источник, колодец [B.18]

א۬זֶן ) [’ṓzen] ухо [B.18]

 

שְׁמ۬עַ ) [šәmoa] слушать [B.18]

 

αἰσθάνομαι (fut. αἰσθήσομαι, aor. 2 ᾐσθόμην, pf. ᾔσθημαι) 1) ощущать, воспринимать, чувствовать (т.е. слышать, видеть, обонять) (τινος или τι Soph., Arph., Xen., Plat.): ἐξ ὧν ἐγὼ ἀκοῇ αἰσθάνομαι Thuc. (насколько можно судить) по тому, что я слышал; τῇ ὀσμῇ αἰ. обонять; ὁρᾶν, ἀκούειν καὶ τἄλλα αἰ. Plat. видеть, слышать или иметь другие ощущения; ὁπότε τις αἴσθοιτο κάμνων Thuc. как только кто-либо чувствовал себя больным; 2) замечать, узнавать, понимать (τινος Eur. и τι Thuc., реже περί τινος Thuc.): αἰ. ἀγαθῶν καὶ κακῶν Xen. уметь различать добро и зло; αἰ. ὑπό τινος, ὅτι… Thuc. узнать от кого-либо что…; 3) обладать здравым смыслом, быть разумным: ὁ αἰσθανόμενος Thuc. здравомыслящий человек. [B.169]

 

 
     
 

Игорь ШЕВЕЛЕВ, академик РАН, доктор биологических наук, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН: «Зрение – очень сложный процесс, в котором заняты огромные вычислительные способности мозга. Глаз, как известно, это часть мозга, вынесенная на периферию – это также сложный нервный центр. Но в основе зрительные части коры больших полушарий мозга заняты сложнейшей обработкой зрительной информации. Только благодаря этому мы можем узнавать зрительные образы, совершенно адекватно воспринимать внешний мир, ориентироваться в нём, приспосабливаться к нему».

К. НАУМОЧКИН [T.10.IX]

 

 
     
 

Владимир ХАВИНСОН, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, директор Института биорегуляции и геронтологии РАМН: «Третий Глаз не потерян, и оказалось, вот как раз наши исследования показали, что клетки в эпифизе и в сетчатке примерно одинаковые. Они содержат, и мелатонин и одинаково реагируют на свет. Более того, тот же эпифиз, он связывает наше тело с внешней средой». [T.9.I]

*

Делая наброски своих знаменитых анатомических рисунков, Леонардо предположил, что в мозге человека есть особая, связанная с глазами, сферическая зона. Она так же объединена с местом слияния всех чувств. Современные научные исследования указывают на сходство описанной Да Винчи зоной с эпифизом. Это крохотная, похожая на сосновую шишку железа весом 0,2 грамма и длиной пятнадцать миллиметров помогает гипоталамусу регулировать суточные ритмы. Эпифиз стимулируется световыми сигналами, поэтому его часто называют «Третьим глазом». И не исключено, что когда-то он им действительно был.

Станислав ДРОБЫШЕВСКИЙ, кандидат биологических наук: «Эпифиз был «Третьим глазом» не у предков человека – непосредственно «древних людей», обезьян – а был в Каменноугольном, Карбоновом периоде порядка 300 миллионов лет назад. И вот тогда он более-менее мог видеть».

Но даже у первых млекопитающих эпифиз уже не был связан со зрением: он ушёл «в тень», вернее – в мозг, и стал заведовать циклами сна и бодрствования. С наступлением темноты в эпифизе начинается выработка гормона сна – мелатонина. [T.2.LXXVII.2]

 

 
     
 

…за первые семьдесят миллионов лет своего существования млекопитающие практически не изменились в размере, но претерпели бурное внутреннее развитие. Понять и оценить масштаб этого развития мы можем на примере строения человеческого уха.

…эти две маленькие косточки и барабанная перепонка называются «молоточек и наковальня». Такое строение уха имеют все млекопитающие – это их отличительная черта – ни у рептилий, ни у амфибий этого нет.

…ночная темнота предлагала крошечному зверьку защиту от хищников: ночью динозавры спали – мир становился безопаснее.

Dr. Zhe-Xi Luo, Carnegie Museum of Natural History: «Животные, чья активность приходится на дневное время, больше полагаются на зрение, а ночные животные, у которых не такое хорошее зрение, практически полностью зависят от своего слухового аппарата.

Благодаря такому развитому слуховому аппарату, млекопитающие первыми из всех сухопутных позвоночных стали вести активный ночной образ жизни».

Две косточки во внутреннем ухе, которые развивались не одно поколение, обеспечивают большую чувствительность. Эта прекрасно отлаженная система позволяла млекопитающим слышать даже самые тихие звуки.

…если не считать лунного света, ночью на Земле царил полный мрак: зрение было бесполезным, лишь звук мог помочь сориентироваться. В таких условиях возможность улавливать как можно больше звуков стала определяющим фактором выживания.

Когда звук создаёт вибрацию сигнал проходит через молоточек и наковальню, но не останавливается: по нервным окончаниям сигнал передаётся дальше в мозг. Согласно теории Dr. Zhe-Xi Luo примерно в то же время, когда млекопитающие начали вести ночной образ жизни, их мозг стал развиваться иначе, чем мозг динозавров. [T.10.CCCXCIII.1]

 

 
     
 

Мы живём в мире бесконечных звуков. Даже когда человек спит слуховой аппарат постоянно их улавливает, а головной мозг анализирует. Причём слух не отключается никогда.

Первобытные предки человека не могли не спать. Однако в состоянии сна они становились куда более беззащитными перед нападением хищников. Следуя инстинкту, слух спящих людей оставался в настороженном состоянии, стараясь уловить любой звук опасности. Сегодня характер ночных звуков изменился, однако причина слышать их во время сна осталась той же: ведь спящий человек всё так же уязвим. Поэтому в течение примерно одной трети жизни, которая уходит на сон приходится полагаться на наш слух из-за унаследованного от предков чувства самосохранения. А это, как доказано наукой, весьма надёжный страж.

Марк Плэйграф, профессор, Уэльский университет [T.10.I.4]

 

 
     
 

Музыкальное сопровождение: у первобытных народов – барабан, более развитые – трубы, высокоразвитые – струнные и технически более сложные.

По данным научных исследований бомжи и наркоманы не любят классическую музыку. [T.14.1]

 

…однажды небольшому коллективу музыкантов пришлось выступать на Целине.

Константин ВАНШЕНКИН, поэт: «Ян был руководителем этой делегации, немногочисленной. И был никто иной, как Ростропович. Представляете себе, Ростропович, артист с мировым именем…

И вот, они выступают в громадном току: ток, для зерна, пустой».

Послушать столичных артистов собирается вся округа. На импровизированной сцене Ростропович играет на виолончели. Френкель аккомпанирует ему на аккордеоне. Через несколько минут из задних рядов поднимается огромный детина, и, расталкивая соседей, устремляется к музыкантам. Те слегка испугались, но не подали виду и продолжали играть.

Константин ВАНШЕНКИН, поэт: «И вот он идёт, идёт, пятнадцать метров, десять, пять. И, наконец, он подходит, протянул ручищу, положил на гриф виолончели, и сказал: «Друг! Помолчи, дай аккордеон послушать».

Ян Френкель оказался для этих людей ближе, чем мировая звезда Мстислав Ростропович. Да и звуки аккордеона были привычнее их слуху… [T.2.XXXII]

 

 
     
 

Сетчатка глаза выделяет мелатонин, который тормозит выработку гормонов, отвечающих за сексуальную активность. Причём чем больше света падает на глаз, тем меньше в сетчатке продуцируется мелатонина. И наоборот, чем меньше света на неё падает, тем выше уровень этого гормона, что может негативно отразиться на сексуальности. (Постоянное ношение тёмных очков прямой путь к снижению потенции)

Исследования австрийских учёных – цветовая характеристика: красный свет активно разрушает мелатонин и поэтому возбуждает, голубой же, напротив, успокаивает.

Д. СЕРГЕЕВ [A.117.1]

 

За сон в головном мозгу отвечает гормон мелатонин, который является побочным продуктом работы нервной системы. Накопление усталости – «клевание носом». Стимуляторы «обманывают» организм, не уменьшая «сонного» гормона, заставляют мозг работать «на повышенных оборотах». Мелатонин накапливается, человек устаёт, потребность во сне растёт. И после бессонной ночи он может проспать «как сурок» двое суток. У сна свои функции: мозг заново переосмысливает дневные события и освобождается от неприятных переживаний. Поэтому если человек длительное время воздерживается от сна, его ожидает истощение нервной системы.

Стимуляторы бодрствования:

кофе, крепкий чёрный чай;

свежий сок грейпфрута;

контрастный душ;

смесь сухофруктов.

И. Иванов, В. Розина, К. Винкельман. [A.117.2]

 

 
     
 

ДАЛЕЕ